Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Использование художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»

Работа №28325

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2017
Стоимость5750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
353
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические предпосылки проблемы формирования профессионально¬
ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогического образование» 7
1.1 Профессионально-ценностные ориентации личности как предмет
психолого - педагогического анализа 7
1.2 Особенности профессионально-ценностных ориентаций бакалавров
направления «Педагогического образование» 16
1.3 Изучение состояния сформированное™ профессионально¬
ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогического образование» 25
2 Опыт формирования профессионально-ценностных ориентаций у
бакалавров направления «Педагогического образование» 36
2.1. Формирование профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогического образование» 36
2.2 Обоснование использования художественных видеофильмов как
средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» 45
2.3 Результаты использования художественных видеофильмов как
средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76
ПРИЛОЖЕНИЕ А - Методика «Ценностные ориентации» 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Б - Результаты изучения сформированное™приоритетных ценностных ориентаций у бакалавров направления«Педагогическое образование» контрольной и экспериментальной группы(констатирующий срез) 84
ПРИЛОЖЕНИЕ В - Результаты изучения уровня сформированное™профессионально-ценностных ориентаций у студентов контрольной иэкспериментальной группы (констатирующий срез) 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Г - Результаты изучения сформированное™приоритетных ценностных ориентаций у бакалавров направления«Педагогическое образование» контрольной и экспериментальной группы(контрольный срез) 89
ПРИЛОЖЕНИЕ Д - Результаты изучения уровня сформированное™профессионально-ценностных ориентаций у студентов контрольной иэкспериментальной группы (контрольный срез)

Актуальность исследования. В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» в качестве одного из ключевых способов развития человеческого потенциала России указан переход от системы массового образования к непрерывному индивидуализированному образованию для всех, ориентированному на формирование творческой социально ответственной личности. Это актуализирует проблемы, связанные с организацией и сопровождением личностно-ориентированного образовательного процесса, возможностью индивидуализации образовательных траекторий обучающихся в условиях системы образования.
Разрешение указанных проблем, на наш взгляд, связано с введением в образовательную среду такого субъекта, как тьютор. В его обязанности входит: организация процесса индивидуальной работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов; сопровождение процесса формирования их личности (помогает им разобраться в успехах, неудачах, сформулировать личный заказ к процессу обучения, выстроить цели на будущее); создание условий для реальной индивидуализации процесса обучения (составление индивидуальных учебных планов и планирование индивидуальных образовательно- профессиональных траекторий) [30].
В настоящее время в России только начинает складываться представление о специфике и содержании профессии тьютора; обсуждаются отличия его от педагога, коуча, ментора; делаются попытки обоснования концепций подготовки тьюторов, в том числе включающие описание философских и ценностных оснований (Т. М. Ковалева, Е. В. Кузьмина, И. В. Карпенкова).
При рассмотрении ценностных оснований особенно значимым становится определение ключевых, приоритетных ценностей, которые должны быть значимы для представителя тьюторской профессии. Исследованием ценностей профессионально-педагогической деятельности занимались В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова, А. Л. Позднякова. В рамках данного исследования делается попытка анализа и обоснования значимости для осуществления тьюторского сопровождения ориентаций личности на такие ценности, как гуманизм, свобода, субъектность.
Изучением специфики формирования ценностных ориентаций личности занимались С. Л Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, В. А. Ядов, профессионально-ценностных ориентаций обучающихся - А. В. Лысенко, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов, Н. А. Самойлик. В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем становится поиск средств формирования профессионально-ценностных ориентаций личности в целом и бакалавров направления «Педагогическое образование» в частности.
Цель исследования: обоснование использования художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» и проверка его результативности опытно-экспериментальным путем.
Объект исследования: профессиональная подготовка бакалавров «Педагогического образования».
Предмет исследования: средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование».
Гипотеза: формирование профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров «Педагогическое образование» будет более результативным, если использование в образовательном процессе художественных видеофильмов педагогической тематики будет сопровождаться:
- проведением аксиологического анализа их содержания посредством выполнения рефлексивно-аналитических заданий;
- организацией ценностного диалога посредством применения технологии проблемно-ценностной дискуссии;
- конструированием ситуаций ценностного выбора посредством разработки собственного профессионального кодекса.
Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели, гипотезы исследования, были сформулированы следующие задачи исследования:
- Конкретизировать структуру профессионально-ценностных ориентаций личности.
- Выявить особенности профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Изучить состояние сформированное™ профессионально¬ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Выявить специфику формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Обосновать использование художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование»
- Проверить результативность использования художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» опытно-экспериментальным путём.
Для решения поставленных задач применялся комплекс методов исследования: теоретические - анализ философской, психологической, педагогической литературы по проблеме формирования ценностных ориентаций личности; эмпирические - педагогический эксперимент, опрос, анализ продуктов деятельности студентов; статистические - ранжирование, качественный, количественный анализ результатов исследования.
База исследования - Институт педагогики, психологии и социологии ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет».
Объем и структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложений. Текст иллюстрирован таблицами, диаграммами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное теоретико-экспериментальное исследование по проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование», позволило нам сделать следующие выводы.
Профессионально-ценностные ориентации - система установок и отношений личности к особенностям профессии, которые отражают сущность и содержание профессиональной деятельности, определяют её цели и средства и регулируют поведение личности в профессиональной деятельности (А. В. Лысенко).
В структуре профессионально-ценностных ориентаций личности взаимосвязаны и взаимообусловлены три основных компонента - когнитивный, эмоциональный, поведенческий.
Анализ опыта исследований по проблеме формирования профессионально-ценностных ориентаций позволил нам в качестве приоритетных ценностей бакалавров направления «Педагогическое образование» профиль «Тьютор» выделить такие ценности, как гуманизм и свобода, которые являются неизменными и устоявшимися ценностями по отношению к педагогической деятельности; субъектность, выделяемую, как принципиально новую ценность, которая, по нашему мнению, несет в себе специфические характеристики профессиональной деятельности тьютора.
Для выявления исходного уровня сформированное профессионально-ценностных ориентаций у студентов использовалась методика М. Рокича «Ценностные ориентации» (адаптированная В. А Ядовым).
Обосновали использование художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование», если оно будет сопровождаться проведением аксиологического анализа содержания видеофильмов в ходе их просмотра посредством выполнения рефлексивно-аналитических заданий на актуализирующем этапе; организацией ценностного диалога в ходе практических занятий посредством применения технологии проблемно¬ценностной дискуссии на проблематизирующем этапе; конструированием ситуаций ценностного выбора посредством разработки собственного профессионального кодекса на персонализирующем этапе.
Результативность использования художественные видеофильмы как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» в плане решения поставленных в ходе исследования задач подтверждается наличием положительной динамики сформированности профессионально-ценностных ориентаций в экспериментальной группе.
В целом решение указанных задач позволило нам достичь поставленную цель. Нам удалось проверить результативность использования художественных видеофильмов как средства формирования профессионально-ценностных ориентаций у бакалавров направления «Педагогическое образование» опытно-экспериментальным путём.



1. Абульханова-Славская, К. А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская. - М. : Наука, 1980. - 335 с.
2. Амонашвили, Ш. А. Размышления о гуманной Педагогике / Ш. А. Амонашвили. - М. : 1996. - 76 с.
3. Ананьев, Б. Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность / Б. Г. Ананьев. - М. : Директ-Медиа, 2008. - 101 с.
4. Баранов, О. А. Приглашение в мир кино / О.А. Баранов // Медиаобразование. - 2010. - №2. - С.99-106
5. Битянова, М. Р. Ценностный аспект современного образования [Электронный ресурс] / М. Р. Битянова // Точка ПСИ. - 2012. - №1. - Режим доступа:http://www.tochkapsy.ru/1947
6. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь. - М. : Мысль, 1988. - 36 с.
7. Вайсфельд, И. В. Кинопедагогика в современном мире / И. В. Вайсфельд // Специалист. - 1993. - № 2. - С. 19.
8. Василенко, В. Г. Игровые методы проведения учебных занятий в высшей школе / В. Г. Василенко // Вестник РМАТ. - 2014. - №1. - С.84-94
9. Головина Е. В. Философский словарь / Е. В. Головина. - М. : Этерна, 2012. - 752 с.
10. Гусакова, М. А. Феномен субъектности в теории и практике педагогики / М. А. Гусакова // Педагогическое образование в России. - 2015. - №4. - С.90-95
11. Гребенникова, Е. В. Субъектность личности: теоретические аспекты проблемы / Е. В. Гребенникова // Вестник ТГПУ. - 2013. - №6 (134). - С.140-142
12. Гудечек, Я. Ценностная ориентация личности. Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности / Я. Гудечек. - М. : Наука, 1989.
13. Дмитриева, Е. Л. Применение интерактивных методов в образовательном процессе высшей школы / Е. Л. Дмитриева, О. А. Бурдастых, Н. С. Малышева // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. - 2014. - №1 (29). - С.239-249
14. Еникеев, М. И. Психологический энциклопедический словарь / М. И. Еникеев. - М. : Изд-во «Проспект», 2006. - 75 с.
15. Ильин, А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления (на материале китч-культуры) : монография / А. Н. Ильин. - Омск : Амфора, 2010. - 376 с.
16. Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя / И. Ф. Исаев. - М. : Академия, 2002. - 206 с.
17. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П. Ф. Каптерев. - М. : Педагогика, 1982. - 703 c.
18. Кирьякова, А. В. Теория ориентации личности в мире ценностей : монография / А.В. Кирьякова. - Оренбург, 1996. - 187 с.
19. Куликова, С. А. Педагогический тренинг как средство формирования у учащихся ценностных ориентаций / C. А. Куликова // СПО. - 2011. - №2. - С. 1-5
20. Леонтьев, Д. А. Очерк психологии личности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 64 с.
21. Лихачев, Д. С. История русской литературы в четырех томах [Электронный ресурс] / Д. С. Лихачев Г. П. Макогоненко, Ю. К. Бегунов // Древнерусская литература. Литература XVIII века. - 1980. - № 1. С. 34-38. - Режим дocтyпa:http://scicenter.online/drevnerusskaya-literatura/derjavin-38298.html
22. Лысенко, А. В. Структурные компоненты профессионально-ценностных ориентаций будущего учителя музыки / А. В. Лысенко // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2013. - № 3 (123). - С. 54-60.
23. Микешина, Л. А. Эпистемология ценностей / Л. А. Микешина. - М. : Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2007. - 72 с.
24. Михайлова, Т. В. Профессиональные ценностные ориентации: к вопросу о содержании понятия / Т.В. Михайлова // Казанская наука. - 2012. - № 8. - С. 105-108
25. Мясищев, В. Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В.Н. Мясищев // Вопросы психологии. - 1957. - № 5.
26. Никитина, Н. Н. Становление культуры профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы / Н. Н. Никитина. - М. : Белгород, 1993. - 102 с.
27. Оссовский, В. Л. Ценности профессиональной деятельности. Опыт и методол. пробл. социол. исслед. : автореферат дне. ... доктора философских наук : 19.00.09 / Оссовский Владимир Леонидович. - Киев, 1986. - 32 с.
28. Пензин, С. Н. Кино и эстетическое воспитание: методологические проблемы / C. Н. Пензин. - Воронеж : Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. - 176 с.
29. Поличко, Г. А. Автобиографические заметки медиапедагога / Г. А. Поличко // Медиаобразование. - 2005. - №1. - С.25-55
30. Профессия «тьютор» / Т. М. Ковалева [и др.]. - М.-Тверь: «СФК- офис», 2012. - 246 с.
31. Прохоров, А. М. Большой энциклопедический словарь /
А. М. Прохоров. - М. : 2000. - 145 с.
32. Рабинович, Ю. М. Кино, литература и вся моя жизнь / Ю. М. Рабинович. - Курган, Периодика, 1991. - 120 с.
33. Разживина, Л. В. Развитие и формирование ценностных
ориентаций у студентов педвуза : автореферат дне кандидата
психологических наук : 19.00.07 / Разживина Людмила Владимировна. - Москва, 1990. - 16 с.
34. Романова, О. Б. Основные теоретические подходы к содержанию понятия «Ценность» / О. Б. Романова // Территория новых возможностей. - 2013. - №4 (22). - С.55-63
35. Руднева, Е. Л. Формирование жизненных и профессиональных ценностных ориентаций студенческой молодежи : дне. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Руднева Елена Леонидовна. - Кемерово, 2002. - 443 с.
36. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л.Рубинштейн.- М. :Просвещение, 1976.
37. Самойлик, Н. А. Структурно-функциональная модель
профессионально-ценностных ориентаций личности / Н. А. Самойлик // Интернет-журнал «Мир науки». - 2016. - №2. - С. 1-5
38. Селезнева, И. Г. Групповая дискуссия как форма образовательного процесса / И. Г. Селезнева, А. С. Сухова, Н. А. Скобелина // Известия ВолгГТУ.- 2008. - №5. - С.87-88
39. Сидоренко, О. А. К вопросу формирования профессионально-ценностных ориентаций студентов первого курса педагогического вуза / О. А. Сидоренко // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2006. - №1. - С.57-61
40. Сластенин, В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. - М.: Академия, 2003. - 192с.
41. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 126 с.
42. Сластенин, В. А. Педагогика : учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин. - М. : Школа-Пресс, 1997
43. Сластенин, В. А. Субъектно-деятельностный подход в общем и профессиональном образовании / В. А. Сластенин. - М. : Магистр-пресс, 2000.- 259 с.
44. Соловейчик, С. Человек свободный [Электронный ресурс] / С. Соловейчик // Первое сентября. - 2010. - № 1. - Режим доступа:http://ps.1september.ru/article.php?ID=201001304
45. Сухомлинский, В. А. Как любить детей [Электронный ресурс] /
В. А. Сухомлинский // Социальная сеть работников образования. - 2013. -
Режим доступа: http://nsportal.ru/blog/obshcheobrazovatelnaya-
tematika/all/2012/01/07/v-a-sukho mlinskiy-kak-lyubit-detey-otryvok
46. Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой. - М. : Педагогика, 1989. - 542 с.
47. Тугаринов, В. П. О ценностях жизни и культуры / В. П. Тугаринов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1960. - 61 с.
48. Усов, Ю. Н. Кинообразование как средство эстетического воспитания и художественного развития школьников : автореф. дне. ... д-ра пед. Наук : 13.00.02 / Усов Юрий Николаевич. Москва, 1988. - 362 с.
49. Философия: Энциклопедический словарь. - М. : Гардарики, 2004. - 205 с.
50. Фрайфельд, Е. Б. Художественный фильм как средство
профессионально-личностного развития студентов при изучении иностранного языка в высшей школе : дне. ... канд. пед. наук : 13.00.08/Фрайфельд Елена Борисовна. - Нижний Новгород, 2006. - 257 с.
51. Чижакова, Г. И. Аксиологический подход к формированию ценностного отношения будущего специалиста экономической сферы к профессиональной деятельности / Г. И. Чижакова, А.Л. Позднякова // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. - 2010. - №3. - С.93-99.
52. Чижакова, Г. И. Теоретические основы становления и развития педагогической аксиологии : автореферат дне. ... доктора педагогических наук : 13.00.01 / Чижакова Галина Ивановна. - Москва, 1999. - 34 с.
53. Шадрина, И. Н. Формирование ценностных ориентаций студентов учреждений среднего профессионального образования : дне. ... канд. пед. наук : 13.00.08 / Шадрина Ирина Николаевна. - Кемерово, 2005. - 241 с.
54. Шалова, С. Ю. Профессиональные ценности в системе ценностных ориентаций студентов педвуза / С. Ю. Шалова // Интернет-журнал Науковедение. - 2013. - №3 (16). - С.100
55. Шамсутдинов, Р. Р. Роль тьютора в системе дистанционного обучения / Р. Р. Шамсутдинов, А. Р. Абдурахманова // Молодой ученый. - 2014. - №4. - С. 1134-1135.
56. Шаров, А. А. Исследование ценностных ориентаций [Электронный ресурс] / А. А Шаров // Мир психологии. - 2012. - №1. - Режим доступа: http://psychology.net.ru/articles/print.html?page_id=518
57. Щербаков, В. А. Модель формирования ценностных ориентаций студентов педвуза / В. А. Щербаков // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. - 2008. - №1. - С.288-293
58. Шипулина, Н. Б. Образ учителя в советском и современном российском кинематографе / Н. Б. Шипулина // Известия ВГПУ. - 2010. - №8. -С.4-16
59. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Е. Н. Шиянов, И. Б. Котова. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. - 288 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ