СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Понятие и функции организационной структуры управления
образовательной организации 7
1.2 Виды организационных структур управления образовательной
организации 15
1.3 Принципы управления образовательной организацией в современных
условиях 25
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 33
2.1 Краткая характеристика деятельности ГАПОУ «Набережночелнинский
политехнический колледж» 33
2.2 Исследование структуры педагогических работников ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» 39
2.3 Анализ организационной структуры управления ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» 43
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 51
3.1 Проблемы существующей организационной структуры управления
ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» 51
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» .... 54
3.3 Оценка ожидаемого социально-экономического эффекта от реорганизации
организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 7
1.1 Понятие и функции организационной структуры управления
образовательной организации 7
1.2 Виды организационных структур управления образовательной
организации 15
1.3 Принципы управления образовательной организацией в современных
условиях 25
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 33
2.1 Краткая характеристика деятельности ГАПОУ «Набережночелнинский
политехнический колледж» 33
2.2 Исследование структуры педагогических работников ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» 39
2.3 Анализ организационной структуры управления ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» 43
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ СТРУКТУРЫ
УПРАВЛЕНИЯ ГАПОУ «НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 51
3.1 Проблемы существующей организационной структуры управления
ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» 51
3.2 Рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» .... 54
3.3 Оценка ожидаемого социально-экономического эффекта от реорганизации
организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЯ
Разделение труда и появление функций управления послужили толчком для формирования организационной структуры управления. Кооперация рабочей силы и совместный труд породили новый тип отношений, образовавшийся как взаимоотношения участников производственного процесса, т.е. между руководителями и подчинёнными. На стадии машинного производства произошло полное разделение функций управления. Появились полностью освобождённые от производственных функций руководители. Возник опосредованный контроль с помощью ведомостей, докладов, отчётов и т.п. Улучшилась обратная связь. Всё это и рост масштабов производства оказало содействие быстрому развитию организационных структур управления.
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня мировой кризис, и каждая организация, в том числе и образовательная, старается развиваться, выживать и быть конкурентоспособной. Не многие образовательные организации удерживаются, вследствие влияния на них множества факторов. Одним из них является слабая организационная структура управления, но многие руководители могут перепроектировать структуру управления, у некоторых гибкие структуры, они адаптируются к изменениям как внутри предприятия, так и в окружающей её среде. Таким образом, в кризисное время выявляются слабые и сильные организационные структуры управления.
Над изучением данной темы трудились многие отечественные учёные - М.К.Бочаров [14], И.П.Дежкина [25], Н.И.Кабушкин [27], К.А.Волкова [16], А.А.Огарков [34]. Кабушкин Н. И. [27, с. 98], например, даёт определение структуры управления как «упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого». По мнению М.К. Бочарова [14, с. 124], говорить следует о структуре органа управления. Под ней он понимает состав, обязанности, права, ответственность, и взаимодействие подразделений, предназначенных для управления объекта в целом.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»; предмет исследования - организационная структура управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение сущности организационной структуры образовательной организации, выявление недостатков и совершенствование организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические подходы к понятию и сущности организационной структуры управления образовательной организации;
2. Провести анализ организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»;
3. Разработать рекомендации по усовершенствованию организационной
структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинского политехнического колледжа».
Гипотеза исследования заключается в том, что правильно сформированная организационная структура образовательной организации будет основой для реализации эффективной деятельности, при её способности адаптироваться к происходящим изменениям как внутри организации, так и в окружающей её среде.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления образовательной организации с применением сравнительно¬аналитического метода, синтеза, обобщения, моделирования.
2. Эмпирические: беседа с педагогическим составом ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж».
3. Статистические: математическая обработка данных эксперимента, графические и табличные интерпретации данных
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведён анализ состояния организационной структуры управления современных образовательных организаций (на примере ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж») и выявлены проблемы и недостатки организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности дальнейшего применения рекомендаций по усовершенствованию организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Для достижения исследовательской цели и реализации поставленных задач были применены такие научные методы, как анализ результатов деятельности ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», анализ документов ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», изучение литературных источников и Интернет-ресурсов по теме выпускной квалификационной работы.
Информационная база исследовательской работы: справочно-учебные пособия, специальная литература, материалы сети Интернет, внутренние документы ГАПОУ «Набережночелннский политехнический колледж».
Апробация полученных в ходе исследования результатов осуществлялась при:
1) Участии в IX Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность», апрель 2018. Тема статей: «Практическая значимость среднего профессионального образования в подготовке к чемпионату WorldSkills» , «Совершенствование организационной структуры управления образовательной организации как фактор повышения эффективности управления образовательным процессом» (РИНЦ).
2) Публикации в журнале «Экономика и менеджмент систем управления», №3(29), 2018. Тема статьи: «Исследование мотивации персонала в системе управления образовательной организации» (ВАК).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений и содержит 14 таблиц и 15 рисунков.
Введение содержит проблематику, актуальность и современное состояние вопроса об организационной структуре управления образовательной организации. Здесь же указаны объект, предмет, цель и задачи данной выпускной квалификационной работы.
В первой главе представлены теоретические основы организационной структуры управления образовательной организации, а именно, само понятие организационной структуры управления, её функции и виды.
Во второй главе содержатся краткая характеристика ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» и анализ его организационной структуры управления.
В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Заключение содержит основные выводы по трём частям выпускной квалификационной работы (теоретической, аналитической и проектной). Здесь сформулированы основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведённого исследования.
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня мировой кризис, и каждая организация, в том числе и образовательная, старается развиваться, выживать и быть конкурентоспособной. Не многие образовательные организации удерживаются, вследствие влияния на них множества факторов. Одним из них является слабая организационная структура управления, но многие руководители могут перепроектировать структуру управления, у некоторых гибкие структуры, они адаптируются к изменениям как внутри предприятия, так и в окружающей её среде. Таким образом, в кризисное время выявляются слабые и сильные организационные структуры управления.
Над изучением данной темы трудились многие отечественные учёные - М.К.Бочаров [14], И.П.Дежкина [25], Н.И.Кабушкин [27], К.А.Волкова [16], А.А.Огарков [34]. Кабушкин Н. И. [27, с. 98], например, даёт определение структуры управления как «упорядоченной совокупности взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого». По мнению М.К. Бочарова [14, с. 124], говорить следует о структуре органа управления. Под ней он понимает состав, обязанности, права, ответственность, и взаимодействие подразделений, предназначенных для управления объекта в целом.
Объектом исследования данной выпускной квалификационной работы является ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»; предмет исследования - организационная структура управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Целью данной выпускной квалификационной работы является изучение сущности организационной структуры образовательной организации, выявление недостатков и совершенствование организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретико-методологические подходы к понятию и сущности организационной структуры управления образовательной организации;
2. Провести анализ организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»;
3. Разработать рекомендации по усовершенствованию организационной
структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинского политехнического колледжа».
Гипотеза исследования заключается в том, что правильно сформированная организационная структура образовательной организации будет основой для реализации эффективной деятельности, при её способности адаптироваться к происходящим изменениям как внутри организации, так и в окружающей её среде.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ и обобщение педагогической, методической и научно-теоретической литературы; разработка рекомендаций по совершенствованию организационной структуры управления образовательной организации с применением сравнительно¬аналитического метода, синтеза, обобщения, моделирования.
2. Эмпирические: беседа с педагогическим составом ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж».
3. Статистические: математическая обработка данных эксперимента, графические и табличные интерпретации данных
Теоретическая новизна исследования состоит в том, что проведён анализ состояния организационной структуры управления современных образовательных организаций (на примере ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж») и выявлены проблемы и недостатки организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в возможности дальнейшего применения рекомендаций по усовершенствованию организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Для достижения исследовательской цели и реализации поставленных задач были применены такие научные методы, как анализ результатов деятельности ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», анализ документов ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», изучение литературных источников и Интернет-ресурсов по теме выпускной квалификационной работы.
Информационная база исследовательской работы: справочно-учебные пособия, специальная литература, материалы сети Интернет, внутренние документы ГАПОУ «Набережночелннский политехнический колледж».
Апробация полученных в ходе исследования результатов осуществлялась при:
1) Участии в IX Всероссийской научно-практической конференции преподавателей, аспирантов и студентов «Экономические аспекты регионального развития: история и современность», апрель 2018. Тема статей: «Практическая значимость среднего профессионального образования в подготовке к чемпионату WorldSkills» , «Совершенствование организационной структуры управления образовательной организации как фактор повышения эффективности управления образовательным процессом» (РИНЦ).
2) Публикации в журнале «Экономика и менеджмент систем управления», №3(29), 2018. Тема статьи: «Исследование мотивации персонала в системе управления образовательной организации» (ВАК).
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованной литературы и приложений и содержит 14 таблиц и 15 рисунков.
Введение содержит проблематику, актуальность и современное состояние вопроса об организационной структуре управления образовательной организации. Здесь же указаны объект, предмет, цель и задачи данной выпускной квалификационной работы.
В первой главе представлены теоретические основы организационной структуры управления образовательной организации, а именно, само понятие организационной структуры управления, её функции и виды.
Во второй главе содержатся краткая характеристика ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» и анализ его организационной структуры управления.
В третьей главе разработаны рекомендации по совершенствованию организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж».
Заключение содержит основные выводы по трём частям выпускной квалификационной работы (теоретической, аналитической и проектной). Здесь сформулированы основные выводы и рекомендации, вытекающие из результатов проведённого исследования.
Организационная структура управления - это система взаимосвязанных между собой функциональных подразделений, которые находятся в устойчивых взаимоотношениях в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений с применением линейных, функциональных и межфункциональных связей, а так же обеспечивают их развитие как единого целого.
Организационную структуру необходимо рассматривать как один из формирующих элементов системы управления, который находится в развитии и постоянно нуждается в качественном совершенствовании, адекватном изменяющимся социально-экономическим условиям. В последние годы наблюдается активный процесс реорганизации управленческих структур.
Организационная структура управления образовательной организации направлена на установление чётких взаимозависимостей и связей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними ответственности и прав. Связи между элементами структуры управления бывают вертикальными и горизонтальными.
На сегодняшний день в образовательных организациях в основном формируются такие организационные структуры как: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, проектная и матричная. Каждая из этих структур имеет как положительные, так и негативные моменты.
В данной выпускной квалификационной работе была проанализирована организационная структура управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», вследствие чего были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретико-методологические подходы к понятию и сущности организационной структуры управления образовательной организации;
2. Проведён анализ организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»;
3. Разработаны рекомендации по усовершенствованию организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинского политехнического колледжа».
В ходе проведения анализа и оценки организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» были выявлены следующие недостатки:
1. Недостаточное включение педагогов в управление образовательной организацией;
2. Недостаточное поддержание организационной культуры;
3. Отсутствие в организационной структуре управления подразделения «Управление информационной безопасностью»;
4. Отсутствие в организационной структуре управления подразделения «Специализированный центр компетенций».
Рекомендациями по совершенствованию организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» являются:
1) Сосредоточение руководства ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» на интересах своих подчинённых, это позволит последним предоставлять образовательные услуги наивысшего качества и приведёт к достижению максимальной эффективности всей организации в целом.
2) Поддержание организационной культуры организации, содействие её развитию и укреплению. Благодаря хорошей организационной культуре работники ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» смогут без труда между собой взаимодействовать и организация легко будет адаптироваться к изменениям внешней среды. Так же важно создание эффективной системы мотивации и стимулирования труда по достигнутым результатам деятельности.
3) Добавление в организационную структуру управления ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» подразделения «Управление информационной безопасностью», которое будет отвечать за безопасность, поддержку и развитие инфраструктуры колледжа.
4) Добавление в организационную структуру управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» подразделения «Специализированный центр компетенций», которое будет заниматься всеми вопросами, касающимися проекта WorldSkills.
Данная реструктуризация организационной системы управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» увеличит производительность и эффективность деятельности СЦК, повысит имидж и конкурентоспособность ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»; педагогические работники будут принимать более активное участие в процессе принятия управленческих решений, более стимулированы и замотивированы к эффективной образовательной деятельности, получать большее удовлетворение от своей трудовой деятельности; повысится качество образования и будет происходить популяризация рабочих профессий.
Организационную структуру необходимо рассматривать как один из формирующих элементов системы управления, который находится в развитии и постоянно нуждается в качественном совершенствовании, адекватном изменяющимся социально-экономическим условиям. В последние годы наблюдается активный процесс реорганизации управленческих структур.
Организационная структура управления образовательной организации направлена на установление чётких взаимозависимостей и связей между отдельными подразделениями организации, распределение между ними ответственности и прав. Связи между элементами структуры управления бывают вертикальными и горизонтальными.
На сегодняшний день в образовательных организациях в основном формируются такие организационные структуры как: линейная, функциональная, линейно-функциональная, дивизионная, проектная и матричная. Каждая из этих структур имеет как положительные, так и негативные моменты.
В данной выпускной квалификационной работе была проанализирована организационная структура управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж», вследствие чего были решены следующие задачи:
1. Изучены теоретико-методологические подходы к понятию и сущности организационной структуры управления образовательной организации;
2. Проведён анализ организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»;
3. Разработаны рекомендации по усовершенствованию организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинского политехнического колледжа».
В ходе проведения анализа и оценки организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» были выявлены следующие недостатки:
1. Недостаточное включение педагогов в управление образовательной организацией;
2. Недостаточное поддержание организационной культуры;
3. Отсутствие в организационной структуре управления подразделения «Управление информационной безопасностью»;
4. Отсутствие в организационной структуре управления подразделения «Специализированный центр компетенций».
Рекомендациями по совершенствованию организационной структуры управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» являются:
1) Сосредоточение руководства ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» на интересах своих подчинённых, это позволит последним предоставлять образовательные услуги наивысшего качества и приведёт к достижению максимальной эффективности всей организации в целом.
2) Поддержание организационной культуры организации, содействие её развитию и укреплению. Благодаря хорошей организационной культуре работники ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» смогут без труда между собой взаимодействовать и организация легко будет адаптироваться к изменениям внешней среды. Так же важно создание эффективной системы мотивации и стимулирования труда по достигнутым результатам деятельности.
3) Добавление в организационную структуру управления ГАПОУ
«Набережночелнинский политехнический колледж» подразделения «Управление информационной безопасностью», которое будет отвечать за безопасность, поддержку и развитие инфраструктуры колледжа.
4) Добавление в организационную структуру управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» подразделения «Специализированный центр компетенций», которое будет заниматься всеми вопросами, касающимися проекта WorldSkills.
Данная реструктуризация организационной системы управления ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж» увеличит производительность и эффективность деятельности СЦК, повысит имидж и конкурентоспособность ГАПОУ «Набережночелнинский политехнический колледж»; педагогические работники будут принимать более активное участие в процессе принятия управленческих решений, более стимулированы и замотивированы к эффективной образовательной деятельности, получать большее удовлетворение от своей трудовой деятельности; повысится качество образования и будет происходить популяризация рабочих профессий.



