Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫЯВЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Работа №44378

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
382
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Концептуальные вопросы речевой коммуникации слабослышащих детей 7
1.1. Понятие о речевой коммуникации 7
1.2. Нормотипическое развитие речевой коммуникации у детей в ходе
онтогенеза 14
1.3. Особенности развития речевой коммуникации у слабослышащих детей в
ходе онтогенеза 22
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Организация и анализ результатов исследования речевой
коммуникации слабослышащих детей 30
2.1. Описание выборки и методов исследования 30
2.2. Проведение исследования и анализ полученных результатов 34
2.2.1. Выявление и описание затруднений речевой коммуникации у слабослышащих детей на основе полученных в ходе исследования
результатов 43
2.3. Создание методических рекомендаций по преодолению выявленных
затруднений речевой коммуникации у слабослышащих детей 45
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список литературы


Актуальность темы: в настоящее время увеличивается количество детей, имеющих разнородные отклонения в развитии, особое место среди которых занимают нарушения слуха.
При этом в структуру дефекта при снижениях слуха различной степени входят специфические трудности речевой коммуникации.
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающие в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Речевая коммуникация - это общение субъектов, определяемое не только лишь как разговор или беседа (в узком смысле), а как всякое взаимодействие с намерением передачи информации (чтение, письмо и т. д.).
Исследованию речи посвящено значительное количество научных исследований в области психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж. Годфруа, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Т.Н. Ушакова, Ф.А. Сохин и др.). Углубленно изучаются вопросы формирования и развития речи, ее некоторых функций, описываются корреляция речи с психическими процессами, а также взаимосвязанность речи и деятельности.
Еще Л. С. Выготский говорил о речи как о важной составляющей мышления и процесса его становления в ходе онтогенеза, позволяющей ребенку освоить культурно-исторический пласт, тем самым успешно социализироваться. Сенсорные и двигательные нарушения затрудняют естественный процесс усвоения языковых средств, тем самым ограничивая или делая невозможным свободную коммуникацию, что ведет за собой снижение способности к социализации такого ребенка, и обуславливает развитие по дефицитарному типу.
Понятие «речевая коммуникация» специально не исследовалось учеными. Преимущественно, оно рассматривалось ими в рамках изучения проблемы речевой деятельности. Впрочем, в процессе обзора научно
исследовательских источников возможно выявление некоторых характеристик речевой коммуникации, таких как связность, диалогичность (А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др.), культуросообразность (А. А. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.).
Особенности формирования и развития речи слабослышащих детей исследованы в работах Л.С. Волковой, Головчиц Л.А., Исениной Е.И., Богдановой Т.Г., Боскис Р. М. и др. Ключевой проблемой, с которой встречается ребенок с нарушением слуха еще в раннем возрасте, - это проблема налаживания взаимоотношений с имеющими важное значение для него взрослыми людьми. Решение ее заключается в общении, которое превращается в важный канал получения информации об окружающем мире и становится основой, на которой базируется вся последующая жизнь личности. Общение является центральным фактором и неотъемлемым условием психического развития ребенка, соответствующего норме. Нарушения слуха привносят свои специфические особенности в процесс развития коммуникативной функции речи детей.
Новизна заключается в недостатке исследованных трудностей речевой коммуникации у младших школьников с нарушениями слуха и выработанных на их основе методических рекомендаций к работе по устранению этих трудностей у обозначенной группы детей.
Вышеперечисленное даёт основания для осознания необходимости проведения эмпирического исследования группы детей с нарушениями слуха школьного возраста с целью выявления специфических трудностей речевой коммуникации, а также создания методических рекомендаций по их преодолению.
Цель исследования: выявление вербальных коммуникативных
трудностей у слабослышащих детей.
Объект исследования: коммуникативные навыки у слабослышащих.
Предмет исследования: трудности речевой коммуникации младших школьников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: слабослышащие младшие школьники
испытывают трудности речевой коммуникации, проявляющиеся в нарушениях произносительной стороны речи, правильной расстановки ударений, в затруднениях инициирования общения, в бедности словарного запаса, в большом числе аграмматизмов в речи.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ зарубежных и отечественных
исследований по проблеме трудностей речевой коммуникации
слабослышащих школьников;
2. изучить с помощью методик актуальный уровень
сформированности речевой коммуникации у слабослышащих детей и детей из массовой школы;
3. выявить характерные трудности речевой коммуникации у слабослышащих школьников и детей из массовой школы;
4. создать методические рекомендации на основе выявленных трудностей речевой коммуникации.
Методологическая база исследования:
Концепция о социальной обусловленности потребности в речевом общении (М.И. Лисина, М.Р. Львов), социальной ситуации развития (Л.С. Выготский); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.А Леонтьев, И.А. Зимняя); положения об общественном характере языка, на основе которого происходит формирование и развитие вербального мышления (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия); положения о психолингвистической речевой организации индивида (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев); общепсихологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); инновационные подходы к модернизации специального образования (Л.М. Шипицына, Н.Н. Малофеев); деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, Д.Б. Эльконин, С.А. Зыков, Л.И. Божович); положения коммуникационной системы, предполагающие усвоение языка как средства общения (С. А. Зыков).
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы);
2. Эмпирические (анализ анамнестических данных, эксперимент);
3. Количественная и качественная обработка полученных результатов.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применены для выбора оптимальных методов развития речевой коммуникации у слабослышащих детей, с учетом выявленных трудностей, в специализированных школах для детей с нарушениями слуха.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих нарушениями слуха, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей. Указанные методы и приемы нуждаются в исследованиях, наиболее полно отражающих специфические затруднения речевой коммуникации, характерные именно для группы слабослышащих младших школьников. В первой главе работы была проанализирована литература по теме исследования. Были рассмотрены подходы к коммуникации, структура и формы речевой коммуникации. Также, было изучено онтогенетическое развитие речевой коммуникации детей с сохранным слухом и детей с нарушенным слухом.
Во второй главе работы было проведено исследование речевой коммуникации 20 слабослышащих школьников и 20 детей массовой школы с последующим сравнением результатов. Были выявлены коммуникативные трудности у слабослышащих младших школьников, а именно базового (не реагируют на просьбы и замечания, не умеют действовать сообща, не оказывают помощь и не принимают ее от других), содержательного (не умеют планировать общение, не проявляют инициативу), операционального (не умеют убеждать, редко используют вербальные средства общения) и рефлексивного (не анализируют итоги общения, не видят и не признают свои ошибки, не исправляют ошибки в коммуникациях) характера.
Также были выявлены более развитые навыки диалогической речи, и менее - монологической. В речи слабослышащих младших школьников наблюдались нарушения произносительной стороны речи (характерные нарушения звукопроизношения, обедненность интонации, замедленный темп, искажения мелодики и ритма), неправильная расстановка ударения, нарушения лексико-грамматического строя речи (малый словарный запас, аграмматизмы), несвязность фрагментов высказываний, они плохо понимали
обращенную к ним речь. Перечисленное свидетельствует о подтверждении выдвинутой гипотезы и достижении поставленной цели исследования.
В соответствии с выявленными затруднениями были предложены методические рекомендации по преодолению затруднений речевой коммуникации у слабослышащих младших школьников, которые могут быть использованы в работе с данной группой детей.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего детального изучения данной проблемы в рамках новых исследований.



Айвазян, О.О. Коммуникация и речь [Текст] / О.О. Айвазян // Вестник
Адыгейского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 123-127.
2. Аламанова, Ч.Б. Системный менеджмент в средствах массовой информации [Текст]: учебное пособие / Ч.Б. Аламанова, И. А. Арамян, А. Аширалиев и др. - Бишкек, 2006. - 262 с.
3. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М: Академия, 2000. - 400 с.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология [Текст]: учеб. пособ. / Г. М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 363 с.
5. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: учебное пособие / Л.И. Белякова, Е.А. Дьякова. - М.: Академия, 2003. - 304 с.
6. Богданова, Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие / Т.Г. Богданова. - М.: Академия, 2002. - 203 с.
7. Боскис, Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха [Текст]: кн. для учителя / Р.М. Боскис. - М.: Просвещение, 1988. - 128 с.
8. Венгер, А.А. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения [Текст] / А.А. Венгер, Г.Л. Выгодская, Э.И. Леонгард. - М.: Просвещение, 1972. - 143с.
9. Викулова, Л.Г. Основы теории коммуникации [Текст]: практикум / Л.Г. Викулова, А. И. Шарунов. — М.: АСТ, 2008. - 316 с.
10. Винарская, Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы
дефектологии: Периодика раннего развития. Эмоциональные
предпосылки освоения языка [Текст] / Е.Н. Винарская. - М.: Просвещение, 1987. - 160 с.
11. Гавриш, С.В. Проблемы коммуникативного поведения у
дошкольников [Текст] / С.В. Гавриш // Ребенок в детском саду. - 2003. - № 1. - С. 8-35.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / АН. Гвоздев. - СПб: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
13. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Текст]: учеб. пособие / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2005. - 351 с.
14. Глухов, В.П. Психолингвистика. Теория речевой деятельности
[Текст] / В.П. Глухов; В.А. Ковшиков. - М.: Астрель, 2007. - 320 с.
15. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов. - М.: АРКТИ, 2004. - 168 с.
16. Гнатюк, О.Л. Основы теории коммуникации [Текст]: учебное пособие / О. Л. Гнатюк. - М.: КноРус, 2017. - 256 с.
17. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст]: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 272 с.
18. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Головчиц. - М.: ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
19. Гуськова, С.В. Основы теории коммуникации [Текст]: учеб. - метод. пособие / С.В. Гуськова. - М.: Флинта, 2013. - 199 с.
20. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст] / Т.Б. Епифанцева. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 486 с.
21. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития [Текст]: учеб. пособие / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Просвещение, 1973. - 224 с.
22. Исенина, Е.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни [Текст] / Е.И. Исенина. - М.: Прогресс,
1999. - 80 с.
23. Конецкая, В.П. Социология коммуникации [Текст]: учебник / В.П. Конецкая. - М.: Междунар. ун-та Бизнеса и Управления, 1997. - 304 с.
24. Коноваленко, М.Ю. Теория коммуникации [Текст]: учебник для бакалавров / М. Ю. Коноваленко, В. А. Коноваленко. - М.: Юрайт, 2014. - 415 с.
25. Кузнецова, Л.В. Основы специальной психологии [Текст]: учеб. пособие / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. - М.: Академия, 2002. - 480 с
26. Кули, Ч.Х. Общественная организация [Текст] / Ч.Х. Кули // Тексты по истории социологии XIX-XX веков. — М.: Наука, 1994. - 383 с.
27. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - СПб.: СОЮЗ, 2001. - 160 с.
28. Лисина, М.И. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослыми [Текст] / М.И. Лисина, В.В. Ветрова, Д.Б. Годовикова, М.Г. Елагина, А.Э. Рейнстейн, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова. - М.: Педагогика,
1985. - 208 с.
29. Лубовский, В.И. Специальная психология [Текст]: учеб. пособие / В.И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева и др. - М.: Академия, 2005. - 464 с.
30. Максимов, В.И. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / В.И. Максимов. - М.: Гардарики, 2001. - 413 с.
31. Моисеева, А.П. Основы теории коммуникации [Текст]: учебное пособие / А.П. Моисеева. - Томск: Издво Томского политехн. ун-та, 2004. - 128 с.
32. Новичкова, И.В. Коррекция недостатков развития речи у дошкольников с косоглазием и амблиопией [Текст]: автореф. дис... канд. психолог, наук / И.В. Новичкова. - М.: - 2006.
33. Пивнев, Е.С. Теория управления [Текст]: учебное пособие / ЕС. Пивнев. - Томск: Изд-во Томского межвузовского центра
дистанционного образования, 2005. - 246 с.
34. Попов, В.В. Рационалистический подход к социальной
коммуникации [Текст] / В.В. Попов, М.В. Лойтаренко // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2014. - № 6. - С. 320-323.
35. Почебут, Л.Г. Социальная психология [Текст]: учебное пособие / Л.Г. Почебут, И.А. Мейжис. - СПб.: Питер, 2010. - 672 с.
36. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]: учеб. пособие / О.В. Правдина. - М.: Просвещение, 1973. - 272 с.
37. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
38. Садохин, А.П. Введение в теорию межкультурной коммуникации [Текст]: учебное пособие / А.П. Садохин. - М.: КноРус, 2017. - 254 с.
39. Скитская, Л.В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста [Текст] / Л.В. Скитская // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. - 2013. - № 2. - С. 50
57.
40. Таратухина, Ю. В. Деловые и межкультурные коммуникации [Текст]: учеб. пособ. / Ю. В. Таратухина. - М.: Юрайт, 2016. - 462 с.
41. Филичева, Т.Б Нарушения речи у детей: пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
42. Филичева, Т.Б. Основы логопедии: учеб. пособие [Текст] / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223 с.
43. Шарков, Ф.И. Основы теории коммуникации: учебник [Текст] / Ф.И. Шарков. - М.: Дашков и Ко, 2014. - 488 с.
44. Якубинский, Л.П. Избранные работы. Язык и его функционирование [Текст] / Л.П. Якубинский. - М.: Наука, 1986. - 208 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ