Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекционно-педагогическая технология формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости

Работа №44171

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы52
Год сдачи2018
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
372
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретический анализ проблемы формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости 7
1.1 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного
возраста с легкой степенью умственной отсталости 7
1.2 Сравнительный анализ становления и развития речевой коммуникации у
детей в норме и с легкой степенью умственной отсталости 12
1.3 Технологический подход к изучению формирования речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с легкой степенью
умственной отсталости в российской литературе 17
Выводы по Главе 1 22
Глава II. Экспериментальное изучение уровня сформированности речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.. 24
2.1 Организация и методика исследования уровня сформированности речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.. 24
2.2 Анализ результатов исследования уровня сформированности речевой
коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости 27
Выводы по Главе II 33
Глава III. Содержание и результаты коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у детей младшего
школьного возраста с легкой степенью умственной отсталости 35
3.1 Программа коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости 35
3.2 Оценка результатов коррекционно-педагогической работы по формированию речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста
с легкой степенью умственной отсталости 37
Выводы по главе III 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения 54


Актуальность исследования. В настоящее время все сильнее развивается инклюзия, которая предполагает включение лиц с ограниченными возможностями здоровья в активную общественную жизнь, их непосредственную социализацию и адаптацию. Не исключением являются и лица с легкой степенью умственной отсталости.
Несомненно, возникают некоторые проблемы при их социализации. Эти проблемы связаны, в первую очередь, с трудностями общения, которые заключаются в недостаточном учете интересов своих сверстников в процессе общения, низком уровне интереса к другим людям, недостаточной потребности в общении, отсутствии речевой инициативы, недостаточной сформированности коммуникативных умений и навыков, а также затруднениях при контроле вербальных и невербальных реакций в трудных ситуациях. Но главной причиной трудностей общения является системное недоразвитие речи в структуре дефекта при легкой степени умственной отсталости. В связи с этим речь не может обеспечить качественную коммуникативную функцию и способствовать полноценному формированию навыков общения. К тому же, у данной категории детей создается искаженное представление о самих себе и осознание себя как личности (М.И. Лисина, И.Т. Дмитров, Л.М. Шипицына, Д.Н. Исаев), что приводит к трудностям налаживания межличностных отношений и затрудняет адаптацию таких детей.
Многие авторы, такие как О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина, Е.В. Казанцева
раскрывая сущность понятия «речевая коммуникация» выделяют в структуре
два компонента. Во-первых, умение детьми владеть определенными
личностными качествами, которые необходимы для качественной и
полноценной реализации общения. Во-вторых, умение владеть речью как
средством общения. А если один или оба компонента из-за тех или иных
причин недоразвиты, то ребенок нуждается в специально организованной
4
коррекционно-педагогической помощи по формированию речевой коммуникации.
К сожалению, на сегодняшний день в литературе недостаточно методик по формированию речевой коммуникации у лиц с умственной отсталостью. В этом и заключается актуальность данного исследования.
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка эффективной коррекционно-педагогической технологии, направленной на формирование и развитие возможностей речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Объект исследования - речевая коммуникация детей с легкой степенью умственной отсталости в условиях школьного обучения.
Предмет исследования - процесс коррекции и формирования речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что разработанная нами коррекционно-педагогическая технология по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на логопедических занятиях, основанная на развитии устной речи и коммуникативных умений и навыков, будет способствовать эффективному ее развитию.
Исходя из цели, объекта и предмета исследования были выделены следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ научной литературы по теме исследования.
2. Экспериментально изучить уровень сформированности речевой коммуникации у детей с легкой степенью умственной отсталости.
3. Разработать, апробировать программу работы по формированию речевой коммуникации у детей данной категории и выявить ее эффективность.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1) теоретические - анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
2) эмпирические - наблюдение, изучение и анализ документации, психолого-педагогический эксперимент;
3) методы обработки полученных результатов - количественный и качественный анализ, математико-статистическая обработка данных.
Методологическая основа исследования: положение о единстве речевого и психического развития, о единстве закономерностей нормального и аномального развития детей Л.С.Выготского; положение о системной организации высших психических функций А.Р. Лурия; теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина; представление о комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса во вспомогательной школе В.В. Воронковой.
Практическая значимость исследования заключается в разработке и апробации коррекционно-педагогической технологии по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости, которая может быть использована дефектологами, психологами, учителями, а также студентами в коррекционно-образовательном процессе с данной категорией детей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Речевая функция играет важную роль в психическом развитии ребенка, в процессе которого происходит становление познавательной деятельности и способности к понятийному мышлению. Следовательно, выраженные отклонения в речевом развитии ребенка будут иметь негативные последствия для его развития.
У детей с умственной отсталостью речь бедна и неправильна. Для их речи характерны различные фонетические искажения, аграмматизмы, ограниченность лексикона и неточное знание употребляемых слов.
У детей данной категории снижена потребность в общении. Они немногословны, плохо идут на контакт, им трудно поддерживать диалог, а содержание их сообщений часто имеет поверхностный характер. Причиной всему этому служит как недостаточная сформированность речи, так и особенности эмоциональной сферы, в том числе, возбудимость, эгоцентризм, импульсивность, что препятствует адаптации детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью к обучению.
Мы провели специальное обследование для выявления уровня сформированности речевой коммуникации у младших школьников с умственной отсталостью легкой степени. Нами было отобрано 15 детей начальной школы с легкой степенью умственной отсталости.
Из проведенного нами констатирующего эксперимента мы видим, что у младших школьников с умственной отсталостью недостаточно сформирована речевая коммуникация, а именно две главные ее составляющие: устная речь и коммуникативные умения и навыки. Эти дети бывают достаточно скрытными и замкнутыми, не делятся с другими своими переживаниями. Результаты обследования говорят нам о том, что полноценному общению детей мешает не
только недостаточная сформированность коммуникативных умений и навыков, но и низкий уровень владения устной речью.
Но все же, дети с легкой степенью умственной отсталости имеют потенциальные возможности успешной речевой коммуникации при организации с ними целенаправленной коррекционной-педагогической работы.
В коррекционно-педагогической работе, где нами были отобраны 8 детей, мы использовали упражнения, направленные на коррекцию трудностей, выявленных у детей в процессе констатирующего эксперимента. Мы учили детей не бояться публичных выступлений, различать эмоции, не быть замкнутыми и черствыми, радоваться и переживать за других, находить новых друзей, а также работали над артикуляционной моторикой, фонематическим слухом и слоговой структурой слов.
Полученные результаты свидетельствуют о положительном эффекте проведенной работы. Поэтому, предложенные нами конспекты занятий могут быть использованы в практике коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими умственную отсталость.
Таким образом, наша гипотеза, состоящая в предположении о том, что разработанная нами коррекционно-педагогическая технология по формированию речевой коммуникации у младших школьников с легкой степенью умственной отсталости на логопедических занятиях, основанная на развитии устной речи и коммуникативных умений и навыков, будет способствовать эффективному ее развитию, подтвердилась.
Проведенная работа считается эффективной.



1. Амасьянц, Р.А. Клиника интеллектуальных нарушений [Текст]: учеб. пособие / Р.А. Амасьянц, Э.А. Амасьянц. - М.: Педагогическое общество России, 2009. - 320 с.
2. Бгажнокова, И.М. Психология умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб. - метод. пособие / И.М. Бгажнокова. - М.: Просвещение, 2012. - 93 с.
3. Бетанова С.С. Развитие коммуникативных навыков детей младшего школьного возраста, имеющих легкую степень умственной отсталости [Текст] / С.С. Бетанова // Вестник Московского государственного областного университета (Электронный журнал). -
2012. - №3. С.97-107.
4. Вечер, М.В. Параметры исследования и систематизации коммуникативных средств для логопедической работы с детьми с умеренной умственной отсталостью [Текст] / М.В. Вечер // Ярославский Педагогический Вестник. - 2016. - №2. С. 81-85.
5. Виды олигофрении - (http://oinsulte.ru/kognitivnye/otstalost/stadii- oligofrenii.html).
6. Виноградова, А.Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка [Текст]: учеб. пособие / А.Д. Виноградова, Е.И. Липецкая и др. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.
7. Воронкова, В.В. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе [Текст]: пособие для учителей и студентов дефектолог. фак-ов. пед. ин-тов / В.В. Воронкова. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
8. Гамезо, М.В. Старший дошкольник и младший школьник: психодиагностика и коррекция развития [Текст]: учеб. пособие / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова, Л.М. Орлова. - М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 256 с.
9. Гойхман, О.Я. Речевая коммуникация [Текст]: учебник / О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 207 с.
10. Головина, Ж.Н. Некоторые особенности общения со взрослыми детей дошкольного возраста с нарушением умственного развития [Текст] / Ж.Н. Головина // Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков. - 1989. -С.143-150.
11. Дмитриева, Е.Е. Коммуникативно-личностное развитие детей
дошкольного и младшего школьного возраста с легкими формами психического недоразвития [Текст]: автореф. дис. ... д-ра психол.
наук / Е.Е. Дмитриева. - Н. Новгород, 2005. - 54 с.
12. Емельянова, И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушениями интеллекта [Текст] / И.А. Емельянова // Образование и наука. - 2008. - №1. С.86-94.
13. Емельянова, И.А. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушениями интеллекта [Текст]: автореф. дис. ... канд.пед.наук / И.А. Емельянова. - Екатеринбург, 2009. - 43 с.
14. Жаркова, В.В. Методика обследования устной речи детей с
умственной отсталостью / В.В. Жаркова // Социальная сеть работников образования - (https://nsportal.ru/nachalnaya-
shkola/logopediya/2014/01/27/metodika-obsledovaniya-ustnoy-rechi-detey- starshego)
15.Забрамная, С.Д. Некоторые психолого-педагогические показатели разграничения степеней умственной отсталости у детей на начальном этапе школьного обучения [Текст] / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева // Коррекционная педагогика. - 2008. - №1. С.5-13.
16. Измайлова, Ж.Т. Основы олигофренопедагогики [Текст]: учеб. - метод. пособие / Ж.Т. Измайлова, Г.Б. Туралина, С.А. Абилева. - Павлодар: ПГПИ, 2012. - 108 с.
17. Исаев, Д.Н. Практикум по психологии умственно отсталых детей и подростков [Текст]: учеб. пособие для студентов мед. и пед. вузов / Д.Н. Исаев, Т.А. Колосова. - М.: КАРО, 2012. - 180 с.
18. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков [Текст]: руководство / Д.Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2003. - 391 с.
19. Как распознать умственную отсталость (дебильность) у ребенка - (https://opsihoze.ru/patologii-umstvennogo-i-psihicheskogo-razvitiya/kak- raspoznat-umstvennuyu-otstalost-debilnost-u-rebenka.html)
20. Калмыкова, Е.А. Психология лиц с умственной отсталостью [Текст]: метод. пособие / Е.А. Калмыкова. - Курск: Курский государственный университет, 2007. - 121 с.
21. Катаева, А.А. Дошкольная олигофренопедагогика [Текст]: учебник для студентов высших учеб. заведений / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М.: ВЛАДОС, 2001. — 208 с.
22. Коломинский, Н.Л. Развитие личности учащихся вспомогательной школы [Текст] / Н.Л. Коломинский. - К.: Рад. школа, 1978. - 87 с.
23. Крашеница, Е.А. Особенности речевой коммуникации у младших школьников с умственной отсталостью [Текст] / Е.А. Крашеница // Научные ведомости БелГУ. - 2010. - С. 7-19.
24. Петренко, М.И. Развитие навыков общения у детей с нарушениями интеллекта / М.И. Петренко // Экстернат.РФ (Электронный журнал). -
2013. - С. 18-23
25. Петрова, В.Г. Психология умственно отсталых школьников [Текст]: учеб. пособие / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М.: Академия, 2002. - 160 с.
26. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника
[Текст]: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / С.Я. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 1986. - 192 с.
27. Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией)
[Текст] / Е.Ф. Соботович. - М.: Классике стиль, 2003. - 160 с.
28. Соколова, Н.Д. Развитие речевого общения умственно отсталых дошкольников в игре [Текст] / Н.Д. Соколов // Вопросы формирования речи аномальных детей дошкольного возраста: сборник научных трудов - 1982. - С. 56-65.
29. Сорокин, В.М. Специальная психология [Текст] / В.М. Сорокин. - СПб.: Речь, 2003. - 216 с.
30. Федосеева, О.А. Особенности развития эмоциональной сферы умственно отсталого ребенка [Текст] / О.А. Федосеева // Молодой ученый. - 2013. - №3. С. 446-447
31. Шипицына, Л.М. Необучаемый ребенок в семье и обществе [Текст] / Л.М. Шипицына. - СПб.: Речь, 2005. - 477 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ