Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫЯВЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА

Работа №51950

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость4200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
335
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Теоретический анализ проблемы речевой коммуникации детей с нарушениями слуха 6
1.1 Коммуникация как необходимое условие для развития общения 6
1.2 Психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с нарушениями слуха 10
1.3 Особенности формирования коммуникативных навыков детей
младшего школьного возраста с нарушениями слуха 16
Выводы по главе I 21
Глава 2 Эмпирическое изучение речевой коммуникации детей с нарушениями слуха 23
2.1 Организация. задачи и методы исследования 23
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 28
2.3 Содержание коррекционной программы формирования речевой
коммуникации у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха на внеклассных занятиях 41
Выводы по главе 2 53
Заключение 55
Список использованной литературы 57
Приложение

Актуальность данной работы определяется тем, что на современном этапе развития общества выдвигаются особые требования к качеству школьного образования и организации учебно-воспитательного процесса, которые определяют успешность социализации и включение в общество учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
В современной социальной педагогике и социологии имеется ряд работ, посвященных изучению социализации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, слабослышащих. В трудах Л.И.Аксеновой[1], Т.Г.Богдановой [4], М.Н.Реут, А.И.Ковалевой [23], П.А. Крысанова, Н.Н.Малофеева[29], Л.И.Шипицынойподчеркивается важная роль коммуникативной компетенции детей с нарушениями слуха в процессе их социализации, так как нарушение слуха оказывает влияние на всю речеслуховую и коммуникативную систему человека.
Слабослышащие младшие школьники находятся в том возрастном периоде, когда активизируется их общение со слышащими окружающими. Усиление внимания к обучению и воспитанию младших школьников с нарушенным слухом ориентирует направленность образовательной работы не только на приобретение ими знаний, умений и навыков, но и на их личностное развитие, формирование и активизацию навыков общения и взаимодействия.
Поэтому в коррекционной общеобразовательной школе для детей с нарушениями слуха важно проводить специальную работу, направленную на совершенствование речевой коммуникации учащихся, с целью их успешной социализации в среде нормально слышащих людей. В то же время известные особенности речи слабослышащих учащихся существенно ограничивают их коммуникативные возможности.
Цель данной работы - выявление трудностей речевой коммуникации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Объект исследования - речевая коммуникация у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Предмет исследования -особенности речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха.
Гипотеза- у детей с нарушениями слуха имеются такие нарушения речевой коммуникации как трудности аргументации своих действий неумение договариваться, неспособность задать вопрос своему собеседнику и неспособность строить понятные для партнера высказывания.
Задачи:
1. изучить психолого-педагогическую и медицинскую литературу по проблеме исследования;
2. провести констатирующий эксперимент по выявлению трудностей речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха;
3. проанализировать полученные данные;
4. разработать программу по развитию речевой коммуникации детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха;
Методологической базой исследования послужили: теория о связи между коммуникативным развитием личности и социально-культурной средой Л.С. Выготского [10]; концепция интегративной системы формирования коммуникативных качеств личности средствами дидактики Г.С. Трофимовой [43]; психологическая теория деятельности А.Н. Леонтьева; концепция личностно-ориентированного образования (И.А. Зимняя [18], М.И. Любицина, В.А. Сухомлинский[29] и др.); положения теории развивающего обучения (Л.С. Выготский[11], В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконини др.); теория коррекционно-развивающего обучения (Г.Ф. Кумарина, С.Г. Шевченко и
др.).
Методы:
1. теоретический (анализ психолого-педагогической, медицинской литературы);
2. биографический (изучение анамнестических данных детей);
3. психодиагностический (исследование коммуникативных навыков с использованием методик В.Г. Бурменской «Совместная сортировка» [4], А.Г. Лидерс «Дорога к дому» [8]);
4. метод анализа (обработка данных констатирующего эксперимента);
Практическая значимость. Полученные нами данные могут быть использованы логопедами, дефектологами, сурдопсихологами в работе с младшими школьниками с нарушениями слуха. Разработанная программа может использоваться специалистами школьных учреждений с целью развития речевой коммуникации детей с данным нарушением.
Апробация работы и внедрение результатов исследования. Результаты проведенного теоретического анализа и констатирующего эксперимента отражены в статьях: «Исследование речевой коммуникации слабослышащих младших школьников» на Международной научно-практической конференции «Специальное образование: профессиональный дебют» (Минск, апрель 2017); «Особенности речевой коммуникации младших школьников с нарушениями слуха» на Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ 2017 года, «Исследование речевой коммуникации у детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха» на VI Международной научно-образовательной конференции «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии».
Структура работы. Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, списка использованной литературы, включающего 51 источник. Работа проиллюстрирована 8 таблицами 7 рисунками и 6 приложениями. Общий объем работы составляет 60 страниц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема коммуникации традиционно находится в центре внимания зарубежных и отечественных педагогов и психологов в связи с ее значимостью во всех сферах жизни человека и социальных групп, особенно когда речь идет о детях с нарушениями слуха.
Способность общаться с другими людьми является большой проблемой для детей с нарушением слуха. Дети с нарушениями слуха плохо воспринимают устную речь. Они менее самостоятельны, с трудом вступают даже в невербальное общение, характеризуются нарушениями многих психических процессов, поэтому необходимо создавать соответствующие их особенностям условия, способствующие развитию психических процессов и коммуникативных навыков.
В школах для детей с нарушениями слуха активно ведется индивидуальная работа по развитию слуха и формированию произносительной стороны речи, но не проводятся подгрупповые занятия по формированию речевой коммуникации учащихся. А, именно, грамотно построенная работа в подгруппах способствует преодолению барьеров в общении, развивает межличностное общение, повышает самооценку детей, развивает положительный эмоциональный настрой, навыки сотрудничества. Дети учатся оказывать поддержку, сопереживать, делать комплименты, просить о помощи.
В связи со значимостью данной проблемы, а также необходимостью практического применения приемов формирования коммуникативных навыков детей с нарушением слуха было организовано данное исследование.
Изучив психологическую и педагогическую литературу по данной проблеме, мы охарактеризовали понятие коммуникация и коммуникативный навык, выделили условия формирования коммуникативных навыков.
Экспериментальное изучение детей включало выявление следующих навыков: умение задавать вопрос, умение договариваться, эмоциональное отношение, умение просить и оказывать помощь. По итогам исследования, многие из изучаемых навыков оказались полностью или частично несформированными.
В результате проведения первичной диагностики уровня сформированное™ коммуникативных навыков мы экспериментально доказали, что коммуникативные возможности детей являются ограниченными.
Основываясь на полученных данных, а так же учитывая психические, эмоциональные и речевые особенности детей, мы разработали коррекционную программу развития навыков коммуникации младших школьников с нарушением слуха.
Разработанная нами в соответствии с государственным стандартом для слабослышащих детей, программа направлена на развитие у младших школьников навыков речевой коммуникации.
Важными условиями формирования коммуникативных навыков слабослышащих детей младшего школьного возраста является обеспечение на занятиях максимальной речевой и познавательной активности учащихся, побуждение школьников к самостоятельным высказываниям, отбор интересного и доступного материала, использование разнообразных приемов и видов упражнений.
Цель исследования достигнута, поставленные задачи решены. Данные результаты подтверждают выдвинутую нами гипотезу.



1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика в специальном образовании: Учеб. пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 192 с.
2. Андреева Г. М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 2010. - 368 с.
3. Арутюнова Л.П. Коммуникативной развитие: проблемы и перспективы // Дошкольное воспитание . - № 7. - №1998. - С. 45-48.
4. Богданова Т.Г. Сурдопсихология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 322 с.
5. Богданова Т.Г., Ярошевич Н.О. Проблемы социализации глухого подростка // Вопросы теории и практики сурдопедагогики. - СПб: М., 2000. - С. 23-28.
6. Боскис Р.М. Учителю о детях с нарушениями слуха: Кн. для учителя. - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1988. - 125 с.
7. Власова Т.А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка. - М.: Изд-во АПНРСФСР, 1954. - 132 с.
8. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы
психического развития детей / Бурменская Г.В. Карабанова О.А., Лидерс А.Г. , И.А. Володарская и др. - М: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.
9. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии/ Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1995.-157 с.
10. Выготский Л.С.. Мышление и речь. Изд. 5, испр. - Издательство «Лабиринт», М., 1999. - 352 с.
11. Выготский, Л.С. Основы дефектологии - СПб.: Лань, 2003. - 654с.
12. Гайдова Ю.В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего школьного возраста: Дисс. канд. пед. наук. -М., 2005.-135 с.
13. Груздева Ю.В. Учимся общению, 1-4 классы М.: Глобус», 2009 -111 с.
14. Демина А.В. Формирование диалогической речи слабослышащих учащихся во внеурочной деятельности : автореф. дис. ... канд. психол.. - Москва, 2010. - 176 с.
15. Зайцева Г.Л. Дактилология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. - 70 с.
16. Зайцева Г.Л. Жестовая речь/ Г.Л. Зайцева.- М.: Мнемозина, 2000.-108 с.
17. Зикеев А.Г. Развитие речи слабослышащих учащихся / А.Г. Зикеев - М.: Педагогика, 1986. -138 с.
18. Зимняя И.А. Психология воспитания. М., «Просвещение», 1991.- 222 с.
19. Зыкова М.А. О речевом общении глухих младших школьников // Дефектология. - 2001. - №3. - С. 35-43.
20. Исенина И.И. Родителям о психическом развитии и поведении глухих детей первых лет жизни / И.И. Исенина - М., 1999. - 86 с.
21. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская , И.А. Володарская и др. - М.: Просвещение, 2011. - 124 с.
22. Каменская Е.Н. Социальная психология: Конспект лекций: Учебное пособие - Ростов н/Д: Феникс. 2005. - 67 с.
23. Ковалева, А.И. Социализация неслышащей молодёжи/ Ковалева А.И., Реут М.Н. -М.: Социум, 2001. - 222 с.
24. Комарова К.В. Книга для учителя школы слабослышащих / К.В. Комарова [и др.]; под ред. И.М. Гилевич, - Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 1998.-245 с.
25. Концепция Специального Федерального государственного образовательного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья/ Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И. и др.- М., Просвещение, 2014. - 236 с.
26. Коровин К.Г. «Книга для учителя школы слабослышащих»: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин - М.: Просвещение, 1995. - 160 с.
27. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих младших школьников/ Э.И. Леонгард,- М.: Просвещение, 1991. -150 с.
28. Лисина М.И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни // Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна. Изд. 2-е, дополн. - М.: Институт практической психологии, 1996. С. 119-127.
29. Любицина М.И., В.А. Сухомлинский о воспитании детей / М.И. Любицына. - Л.: Знание, 1974. - 32 с.
30. Майорова Н.П. Обучение жизненно важным навыкам / Майорова Н.П., Чепурных Е.Е., Шурухта С.М. - М., 2002. - 127 с.
31. Матвеева Б.Р. Развитие личности подростка: программа практических занятий. Методическое пособие. - СПб.: Речь, 2007. - 158 с.
32. Монина Г.Б. Коммуникативный тренинг. - СПб.: Речь, 2010. - 75 с.
33. Морозова Н.Г. Развитие нравственных отношений между глухими детьми младшего школьного возраста / Н.Г. Морозова // Дефектология. - 1995. - № 3.- С.28-33.
34. Образцова Т.Н. Психологические игры для детей, М., 2010. - 98 с.
35. Основы специальной психологии: Учеб.пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецова. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 480 с..
36. Пенина Т.Н. Воспитание учащихся с нарушением слуха в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях: Учебное пособие. / Под ред. Т.Н.Пениной, З.А. Пономаревой. СПб.: КАРО, 2006. - 496 с.
37. Речицкая Е.Г. Развитие младших школьников с нарушенным слухом в процессе внеклассной работы. -М., 2005. -156 с.
38. Розанова Т.В. Развитие способностей у глухих детей с нарушением слуха в процессе обучения/ под ред. Т.В. Розановой. - М.: Вита- Пресс, 1991.169 с
39. Семенюк Л.М. Хрестоматия по возрастной психологии: учебное
пособие для студентов/Под ред. Д.И. Фельдштейна: издание 2-е,
дополненное. - Москва: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.
40. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детскородительских отношений. - М., Изд-во ВЛАДОС, 2001.- 84 с.
41. Синяк В. А. , Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка. - М.: Вита Пресс, 1995. - 200 с..
42. Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе М.: АРКТИ, 2008
43. Трофимова, Г.С. К вопросу об исследовании роли и места невербальных средств коммуникации // Язык и история: сб. науч. тр. - Глазов, 2005. - С. 220225.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования // URL: www.standart.edu.ru (дата обращения: 24.01.2017. ).
45. Федоренко Л. Г. Секреты общения [Текст] / Л. Г. Федоренко. - СПб. : КАРО, 2003. - 192 с.
46. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. - М.: Генезис, 2001. - 160 с.
47. Юдина Е.О. Коммуникативное развитие ребенка и его педагогическая оценка в группе // Дошкольное воспитание. - 1999. - № 9. - С.17-26.
48. Яшкова Н.В. Наглядное мышление глухих детей /Н.В. Яшкова. - Москва : Педагогика, 1988. - 144 с.
49. http: //минобрнауки .рф
50. https: //edu.tatar.ru/sovetcki/page2456.htm/page15558. htm
51. https: //infourok.ru/


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ