Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Работа №36531

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы89
Год сдачи2019
Стоимость6500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
463
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы изучения речевой коммуникации у детей с нарушением слуха 7
1.1. Понятие о речевой коммуникации 7
1.2. Современное состояние изученности речевой коммуникации у старших
дошкольников с нарушением слуха 12
1.3. Верботональная технология в процессе формирования речевой
коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха 17
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Изучение особенностей речевой коммуникации у старших
дошкольников с нарушением слуха 23
2.1. Описание выборки и методов исследования 23
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента по выявлению уровня сформированности речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха 29
Выводы по главе 2 44
Глава 3. Экспериментальная работа по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха с использованием верботональной технологии 45
3.1. Формирование речевой коммуникации у старших дошкольников с
использованием верботональной технологии 45
3.2. Особенности динамики развития речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха в процессе применения коррекционно-образовательного проекта 52
Выводы по главе 3 62
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения 71


Актуальность исследования. Проблема формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха по-прежнему не теряет своей актуальности. Современные отечественные исследователи речевой коммуникации Е.Н.Роготнева, В.Б. Кашкин, О.Я. Гойхман отмечают, что речевая коммуникация формируется во взаимодействии ребенка и окружающих его людей. С момента своего рождения ребенок включен в непрерывный поток речевого общения, с этапами взросления речь становится социальным продуктом, которая в свою очередь формирует поведение, развивает высшие формы познавательной деятельности.
Исследователи в области речевого развития у детей с нарушением слуха Е.Г. Речицкая, Л.П.Назарова, Б.Д.Корсунская указывают, что специфика нарушения накладывает определенный отпечаток на процесс коммуникативного взаимодействия с окружающими. Речевая коммуникация у таких детей отличается неполноценностью, малой активностью речевого продуцирования, оторванностью от контекста. Все вышеперечисленные факторы приводят к отсутствию предпосылок развития собственной речи, в связи, с чем происходит искажение и затормаживание психического развития, проявляется неполноценность речевой коммуникации, без специального коррекционного обучения, вербальная речь у таких детей не формируется.
В современном образовательном коррекционном процессе наиболее важным аспектом при формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха выступают альтернативные технологии. В трудах, Е.А.Штягиновой, Л.Фрост альтернативные технологии рассматриваются как дополняющие, замещающие, дающие возможность усовершенствовать любой традиционный процесс обучения.
Однако, анализ научной литературы позволил сделать вывод о недостаточной степени использования альтернативных технологий в процессе коррекционной работы по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха. Таким образом, актуальность исследования обуславливается, необходимостью целенаправленного изучения возможности использования альтернативных технологий в формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха, а также малой изученностью и отсутствием методических указаний использования альтернативных технологий формирования в работе с детьми с нарушением слуха.
Цель работы - выявление эффективности использования альтернативной верботональной технологии в процессе формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха.
Объект исследования - формирование речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха.
Предмет исследования - особенности формирования речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха средствами альтернативной технологии.
Гипотеза исследования.
Формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха будет более эффективной, если использовать альтернативные технологии в процессе коррекционно-логопедической работы.
Задачи:
1. Изучить современные зарубежные и отечественные работы по проблеме исследования.
2. Изучить особенности формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха.
3. Выявить эффективность коррекционной работы по формированию речевой коммуникации у детей с нарушением слуха средствами альтернативной технологии.
Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, анализ анамнестических данных, метод
Практическая значимость исследования состоит в том, что выявленные особенности речевой коммуникации и разработанная система коррекционной работы могут использоваться в работе логопедов и сурдопедагогов в дошкольных учреждениях для детей с нарушением слуха.
Апробация работы: результаты исследования представлены в сборнике статей CXVI международной научно-практической конференции «Молодой исследователь: вызовы и перспективы», в статье «Верботональная технология в процессе формирования речевой коммуникации у старших дошкольников с нарушением слуха».
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, насчитывающего 48 источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изучение современных и зарубежных работ по проблеме исследования, позволили сделать вывод, что речевая коммуникация - это специфическая форма общения людей с использованием языковых средств, при помощи которых коммуниканты могут обмениваться информацией, сообщать о своих чувствах, передавать свое эмоциональное состояние. Вербальное общение представляет особые трудности для детей с нарушением слуха, поскольку они не могут усвоить образцы продуцирования текста во всем его многообразии, словесную речь воспринимают частично или не воспринимает ее совсем. Речевой коммуникацией ребенок с нарушением слуха может овладеть только в условиях специального обучения. Для более успешного овладения речевой коммуникацией детей с нарушением слуха целесообразно использовать в коррекционной работе альтернативные технологии формирования.
Альтернативные технологии формирования в специальном коррекционном образовательном процессе рассматриваются в виде дополнительных условий, обходных путей, которые способствуют успешному развитию вербальной речи. Верботональная технология является одной из наиболее эффективных в формировании речевой коммуникации у детей с нарушением слуха, поскольку ориентирована на человека, как субъекта в процессе коммуникации и на его реальные возможности, где перцепция (восприятие) признана основным звеном в коммуникативном кольце.
Обследование речевой коммуникации и речевого развития старших дошкольников III-IV степени тугоухости показало, что им характерен средний уровень развития речевой коммуникации, т.е. в речевое общение вступают по инициативе педагога, владение формами речевого этикета- слабое. Речевое развитие отмечается затруднениями понимания обращенной речи, низким словарным запасом и среднем уровнем развития связной речи.
Для формирования речевой коммуникации у детей с нарушением слуха была проведена работа по коррекционно-образовательному проекту с использованием верботональной технологии. Основными направлениями в рамках данного проекта были выбраны: формирование дилогической речи; непрерывная работа по обогащению словарного запаса; совершенствование понимания обращенной речи; стимулирование самостоятельного речевого общения.
Контрольный эксперимент подтвердил выдвинутую гипотезу: формирование речевой коммуникации у детей с нарушением слуха проходило эффективней, если использовать в процессе коррекционно-логопедической работы альтернативные технологии. Можно отметить, что благодаря использованию альтернативной верботональной технологии в процессе формирования речевой коммуникации старших дошкольников расширилась и обогатилась речевая практика, увеличилась доля самостоятельных высказываний, расширились умения инициировать и поддерживать диалог.



I. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников [Текст]: учеб. для вузов/ М.М.Алексеева, В.И. Яшина. - М.:Академия, -2000.-200с.
2. Аникушина, Е.А.Технология обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями альтернативной коммуникации [Текст]/ Е.А. Аникушина//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-
2016. -№7.-С-42-47
3. Андрианова, А.Б. Особенности использования аудиовизуального курса в работе с дошкольниками с нарушением слуха[Текст]/ А.Б.Андрианова//Профилактика, диагностика и коррекция нарушений развития.-2012.-№3.-С.7-13
4. Андреева,Л.В. Сурдопедагогика [Текст]: учеб. для вузов / Л.В. Андреева, М.Н. Назаровой, Т.Г. Богдановой. - М.: Академия, -2015. - 576 с.
5. Бартош, Н.Н. К вопросу о развитии диалогической речи [Текст]/ Н.Н. Бартош // Молодой ученый.-2016.-№6.-С-737-739.
6. Беляева, О.Л. Современная сурдопедагогика[Текст]: учеб. пособие для вузов /О.Л Беляева, Г.А. Карпова.-Красноярск:КГПУ им.Афанасьева, - 2015.-308с.
7. Бизикова, С.Ю. Развитие диалогической речи дошкольников [Текст]: учеб. для вузов/ С.Ю.Бизикова.-Нижневартовск.:Изд-во Нижневартовского гос.ун-та,-2014.-265с.
8. Богданова,Т.Г. Сурдопсихология [Текст]: учеб. пособие для вузов / Т.Г.Богданова. - М.: Академия, -2002. - 134 с.
9. Большанина, Л.В. Особенности диалогической речи слабослышащих старших дошкольников[Текст] / // Л.В. Большанина.-Концепт.-2018.-№8.С- 20-25
10. Боскис, Р.М. Глухие и слабослышащие дети [Текст]: учеб. пособие / Р.М. Боскис. - М.: Изд-во «Советский спорт».- 2004.- 304 с.
II. Булова, И.А. Использование инновационных технологий с применением
65
верботонального метода у детей с нарушением слуха[Текст]/ И.А. Булова// Психология и образование. -2017.-№9-С.28-32
12. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст]: монография.- М.:
Национальное образование, -2016. - 368 с.
13. Гайданова, Ю. В. Формирование межличностных отношений детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста [Текст]:автореф. дис.канд. пед. наук / Ю.В.Гайданова-Екатеринбург: -М., 2015-22с.
14. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: учеб.пособие для вузов/ А.Н. Гвоздев. -СПб: Детство-Пресс,- 2012.- 472 с.
15. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха [Текст]: учеб. пособие / Л.А. Головчиц. - М.: ВЛАДОС, -2006.-304 с.
16. Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация [Текст]: учеб. для вузов/ О.Я. Гойхман, Т.М. Надеина. - М.: ИНФРА-М, -2011.- 272 с.
17. Григорьева М.В. Развитие коммуникативных умений у детей в сценической деятельности [Текст]/ М.В. Григорьева // Начальная школа.-
2017. - №10. - С. 103 - 106
18. Губерина, П. Верботональный метод реабилитации лиц с проблемами в коммуникации» [Текст]: учеб. пособие/П.Губерина.: 1981.-107с.
19. Денисенко, В.Н. Современные психолингвистические методы анализа речевой коммуникации [Текст]: учеб.пособие для вузов/В.Н. Денисенко, Е.Ю.Чеботарева.-М.:РУДН,-2013.-258с.
20. Емельянова, И.А. Педагогическая технология формирования
коммуникативных умений и навыков у младших школьников с
нарушением интеллекта [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук / И.А.
Емельянова - Екатеринбург: УрГПУ, -2012. - 22 с.
21. Епифанцева, Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]:/Т.Б.
Епифанцева .-Ростов.:Феникс, -2007.-486с.
22.Зарецкая, Е.Н. Риторика: теория и практика речевой коммуникации
[Текст] учеб. пособие для вузов /Е.Н.Зарецкая.-М.:Дело-2012-480с.
66
23.Зинченко, В.П. Психологический словарь [Текст] / В.П Зинченко, Б.Г. Мещерякова. -М.:Пресс,-1997.-440с.
24.Зикеев, А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений [Текст]: учеб. для вузов/ А.Г.Зикиев.М.: Владос, -2012.- 468 с.
25. Зимняя, И.А. Лингвопсихология речевой деятельности [Текст]: учеб.пособие для вузов/И.А.Зимняя.-М.:Модэк, -2011.-432с.
26. Иванченко, Л.И. Верботональный метод как средство формирования ритмико-слоговой структуры у детей с нарушением слуха [Текст]/ Л.И. Иванченко//Инклюзивное образование сегодня.-2016.-№2.-С.83-90
27. Игебаева, Ф.А. Роль коммуникаций в системе управления /[Текст] Ф.А. Игебаева//Социальные технологии в менеджменте человеческих ресурсов:российский и зарубежный опыт:сб.статей.-М.-2015.-С116-119.
28. Измайлова, Л.С. Социально-педагогическая реабилитация лиц с
нарушением слуха [Текст]: автореф. дис. ...канд. пед. наук /Л.С.
Измайлова:-Москва. -2015.-26с.
29. Кашкин, В.Б. Основы теории коммуникации Текст]: учеб. для вузов /В.Б.Кашкин.-М: АСТ,-2007.-190с.
30. Корсунская, Б.Д. Воспитание глухого дошкольника в семье[Текст]: учеб. пособие/Б.Д. Корсунская.- М.:Эксмо.- 2009.- 115с.
31. Кочкина,О.Г. Использование аудиовизуального курса на занятиях по развитию слухового восприятия и формирования произношения как средство формирования диалогической речи удетей с нарушением слуха [Текст]/ О.Г. Кочкина //Молодой ученый.-2019.-№ 10 (248).-С.49-52
32. Логопедия [Текст]: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. вузов / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской -М.: ВЛАДОС. -1998.-680 с.
33. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику [Текст]: уч.пособие/А.Ю.Маслова.-М.:Ростов,-2012.-108с.
34. Назарова, Л.П Методика развития слухового восприятия у детей с
нарушением слуха [Текст]: учеб. пособие для вузов/ Л,П,Назарова.-М.:Пресс.-2015.-62с
35.Овчинникова, Е.А. Формирование навыков коммуникации у младших школьников с бисенсорными нарушениями с использованием верботонального метода[Текст]/ Е.А. Овчинникова, И.А. Нигматуллина //Известия Дагестанского гос. ун-та. Психолого-педагогические науки.- 2018. -№3.-С.26-31
36. Осипова, И.Н. Реабилитационное сопровождение детей после кохлеарной имплантации по верботональному методу [Текст]/ И.Н. Осипова// Амурский мед.журнал.-2015.-№1 (9).-С.65-67
37.Ожегов, С.И. Толковый словарь[ Текст]/ С.И.Ожегов.-М.:1949.
38. Павлова, О.С. Коммуникативная деятельность старших дошкольников с общим недоразвитием[Текст]: учеб. для вузов /О.С.Павлова.-М.:МОСУ- 2007. -97с.
39. Пелымская, Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом[Текст]: учеб. пособие / Т.В. Пелымская, Н.Д.Шматко.-М.:Владос,- 2003.-224с.
40. Пестова Е. В.Особенности обучения диалогической речи в неязыковом вузе [Текст] /Е.В Пестова, Саитова Н.А//Научно-методический электронный журнал «Концепт».-2018-№7, С.8-12
41. Роготнева, Е.Н.Речевая коммуникация [Текст]/ Е.Н. Роготнева. -Томск: Томский политехнический университет,-2011.-60с.
42. Розанова, Т.В. Особенности мышления и речи глухих школьников [Текст]: учеб. пособие /Т.В. Розанова- М.:Азбука-Аттикус, 2011-190 с.
43. Рубенштейн,С.Л. Основы общей психологии [Текст]: учеб.пособие/С.Л.Рубинштейн-Спб.:Питер,-2007.-713с.
44. Руленкова,Л.И. Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода [Текст]: учеб.пособие/ пособие для вузов / Л. И. Руленкова-М.: Парадигма, -2010.-192с.
45. Речицкая,Е.Г. Готовность слабослышащих дошкольников к обучению в
школе [Текст]: учеб. пособие для вузов/Е.Г.Речицкая, Е.В.Пархалина.-М.:ВЛАДОС,-2011.-192с.
46. Савостин, Т.В. Применение кейс-метода на занятиях [Текст] / Т.В.Савостин// Специалист.- 2009.-№4, С.11-15
47. Самохвалова, А.Г. Структурно-динамическая концепция затрудненного общения в онтогенезе ребенка[Текст]: автореф.дис. ...док.психол.наук/ А.Г. Самохвалова. -Кострома. -2015.-52с.
48. Синяк В.А., Нудельман М.М. Особенности психического развития глухого ребенка[Текст]: учеб. пособие для студ. - М.: Просвещение. - 1975.- 108 с
49. Уфимцева Л. П. Психологические проблемы интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе[Текст] / Уфимцева Л. П. // Воспитание и обучения детей с нарушениями развития. - 2005- №6.- С. 65 - 70
50. Филичева, Т.Б. Основы дошкольной логопедии [Текст]: учеб. для вузов/ Т.Б. Филичева, О.С. Орлова, Т.В. Туманова.-М., Эксмо-2017.-320с.
51. Феклистова, С.Н. Аудиовизуальные комплексы как средство развития речи детей с нарушением слуха: теоретико-методологический аспект [Текст] / С.Н.Феклистова //Новое слово в науке и практике:сб.науч.работ.- Минск: Изд-во Белорусского гос.инс-та, -2017, -С.20-84
52. Шевченко, Е.В. Опыт применения верботонального метод ребилитации детей с нарушением слуха в условиях специального дошкольного учреждения [Текст]/ Е.В. Шевченко// В мире научных открытий.-2014.- №3-1(51).С.460-470
53. Штягинова, Е.А. Альтернативная коммуникация[Текст]:
метод.пособие/Е.А. Штягинова.-Новосибирск.: Гор. Общ-ая орг.
инвалидов «Общество «ДАУН СИНДРОМ», -2012. -31 с.
54. Шипицына, Л. М. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков
общения со взрослыми и сверстниками [Текст]: метод.пособие/
Л.М.Шипицына, О. В.Защиринская.-СПб: Детство-ПРЕСС.-2016- 192с.
55. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность [Текст]: учеб. для
вузов / под ред. Л. Р. Зиндер, М. И. Матусевич.-Л.Наука,-1974.-427с.
56. Ярцева,В.Н Лингвистический словарь/В.Н. Ярцева.-М.:
Сов.энциклопедия, -1990.-260с.
57. Ярмаченко,Н.Д. Проблема компенсации глухоты [Текст]/ Н.Д. Ярмаченко. - К. : Радянська шк., -1976. - 167 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ