ВЫЯВЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ
|
Введение 3
Глава 1. Концептуальные вопросы речевой коммуникации слабослышащих детей 7
1.1. Понятие о речевой коммуникации 7
1.2. Нормотипическое развитие речевой коммуникации у детей в ходе
онтогенеза 14
1.3. Особенности развития речевой коммуникации у слабослышащих детей в
ходе онтогенеза 22
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Организация и анализ результатов исследования речевой
коммуникации слабослышащих детей 30
2.1. Описание выборки и методов исследования 30
2.2. Проведение исследования и анализ полученных результатов 34
2.2.1. Выявление и описание затруднений речевой коммуникации у слабослышащих детей на основе полученных в ходе исследования
результатов 43
2.3. Создание методических рекомендаций по преодолению выявленных
затруднений речевой коммуникации у слабослышащих детей 45
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список литературы
Глава 1. Концептуальные вопросы речевой коммуникации слабослышащих детей 7
1.1. Понятие о речевой коммуникации 7
1.2. Нормотипическое развитие речевой коммуникации у детей в ходе
онтогенеза 14
1.3. Особенности развития речевой коммуникации у слабослышащих детей в
ходе онтогенеза 22
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Организация и анализ результатов исследования речевой
коммуникации слабослышащих детей 30
2.1. Описание выборки и методов исследования 30
2.2. Проведение исследования и анализ полученных результатов 34
2.2.1. Выявление и описание затруднений речевой коммуникации у слабослышащих детей на основе полученных в ходе исследования
результатов 43
2.3. Создание методических рекомендаций по преодолению выявленных
затруднений речевой коммуникации у слабослышащих детей 45
Выводы по главе 2 52
Заключение 53
Список литературы
Актуальность темы: в настоящее время увеличивается количество детей, имеющих разнородные отклонения в развитии, особое место среди которых занимают нарушения слуха.
При этом в структуру дефекта при снижениях слуха различной степени входят специфические трудности речевой коммуникации.
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающие в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Речевая коммуникация - это общение субъектов, определяемое не только лишь как разговор или беседа (в узком смысле), а как всякое взаимодействие с намерением передачи информации (чтение, письмо и т. д.).
Исследованию речи посвящено значительное количество научных исследований в области психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж. Годфруа, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Т.Н. Ушакова, Ф.А. Сохин и др.). Углубленно изучаются вопросы формирования и развития речи, ее некоторых функций, описываются корреляция речи с психическими процессами, а также взаимосвязанность речи и деятельности.
Еще Л. С. Выготский говорил о речи как о важной составляющей мышления и процесса его становления в ходе онтогенеза, позволяющей ребенку освоить культурно-исторический пласт, тем самым успешно социализироваться. Сенсорные и двигательные нарушения затрудняют естественный процесс усвоения языковых средств, тем самым ограничивая или делая невозможным свободную коммуникацию, что ведет за собой снижение способности к социализации такого ребенка, и обуславливает развитие по дефицитарному типу.
Понятие «речевая коммуникация» специально не исследовалось учеными. Преимущественно, оно рассматривалось ими в рамках изучения проблемы речевой деятельности. Впрочем, в процессе обзора научно
исследовательских источников возможно выявление некоторых характеристик речевой коммуникации, таких как связность, диалогичность (А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др.), культуросообразность (А. А. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.).
Особенности формирования и развития речи слабослышащих детей исследованы в работах Л.С. Волковой, Головчиц Л.А., Исениной Е.И., Богдановой Т.Г., Боскис Р. М. и др. Ключевой проблемой, с которой встречается ребенок с нарушением слуха еще в раннем возрасте, - это проблема налаживания взаимоотношений с имеющими важное значение для него взрослыми людьми. Решение ее заключается в общении, которое превращается в важный канал получения информации об окружающем мире и становится основой, на которой базируется вся последующая жизнь личности. Общение является центральным фактором и неотъемлемым условием психического развития ребенка, соответствующего норме. Нарушения слуха привносят свои специфические особенности в процесс развития коммуникативной функции речи детей.
Новизна заключается в недостатке исследованных трудностей речевой коммуникации у младших школьников с нарушениями слуха и выработанных на их основе методических рекомендаций к работе по устранению этих трудностей у обозначенной группы детей.
Вышеперечисленное даёт основания для осознания необходимости проведения эмпирического исследования группы детей с нарушениями слуха школьного возраста с целью выявления специфических трудностей речевой коммуникации, а также создания методических рекомендаций по их преодолению.
Цель исследования: выявление вербальных коммуникативных
трудностей у слабослышащих детей.
Объект исследования: коммуникативные навыки у слабослышащих.
Предмет исследования: трудности речевой коммуникации младших школьников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: слабослышащие младшие школьники
испытывают трудности речевой коммуникации, проявляющиеся в нарушениях произносительной стороны речи, правильной расстановки ударений, в затруднениях инициирования общения, в бедности словарного запаса, в большом числе аграмматизмов в речи.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ зарубежных и отечественных
исследований по проблеме трудностей речевой коммуникации
слабослышащих школьников;
2. изучить с помощью методик актуальный уровень
сформированности речевой коммуникации у слабослышащих детей и детей из массовой школы;
3. выявить характерные трудности речевой коммуникации у слабослышащих школьников и детей из массовой школы;
4. создать методические рекомендации на основе выявленных трудностей речевой коммуникации.
Методологическая база исследования:
Концепция о социальной обусловленности потребности в речевом общении (М.И. Лисина, М.Р. Львов), социальной ситуации развития (Л.С. Выготский); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.А Леонтьев, И.А. Зимняя); положения об общественном характере языка, на основе которого происходит формирование и развитие вербального мышления (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия); положения о психолингвистической речевой организации индивида (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев); общепсихологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); инновационные подходы к модернизации специального образования (Л.М. Шипицына, Н.Н. Малофеев); деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, Д.Б. Эльконин, С.А. Зыков, Л.И. Божович); положения коммуникационной системы, предполагающие усвоение языка как средства общения (С. А. Зыков).
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы);
2. Эмпирические (анализ анамнестических данных, эксперимент);
3. Количественная и качественная обработка полученных результатов.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применены для выбора оптимальных методов развития речевой коммуникации у слабослышащих детей, с учетом выявленных трудностей, в специализированных школах для детей с нарушениями слуха.
При этом в структуру дефекта при снижениях слуха различной степени входят специфические трудности речевой коммуникации.
Коммуникация — процесс установления и развития контактов между людьми, возникающие в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприятием и попытками влияния друг на друга.
Речевая коммуникация - это общение субъектов, определяемое не только лишь как разговор или беседа (в узком смысле), а как всякое взаимодействие с намерением передачи информации (чтение, письмо и т. д.).
Исследованию речи посвящено значительное количество научных исследований в области психологии (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Ж. Годфруа, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Т.Н. Ушакова, Ф.А. Сохин и др.). Углубленно изучаются вопросы формирования и развития речи, ее некоторых функций, описываются корреляция речи с психическими процессами, а также взаимосвязанность речи и деятельности.
Еще Л. С. Выготский говорил о речи как о важной составляющей мышления и процесса его становления в ходе онтогенеза, позволяющей ребенку освоить культурно-исторический пласт, тем самым успешно социализироваться. Сенсорные и двигательные нарушения затрудняют естественный процесс усвоения языковых средств, тем самым ограничивая или делая невозможным свободную коммуникацию, что ведет за собой снижение способности к социализации такого ребенка, и обуславливает развитие по дефицитарному типу.
Понятие «речевая коммуникация» специально не исследовалось учеными. Преимущественно, оно рассматривалось ими в рамках изучения проблемы речевой деятельности. Впрочем, в процессе обзора научно
исследовательских источников возможно выявление некоторых характеристик речевой коммуникации, таких как связность, диалогичность (А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, М.И. Лисина и др.), культуросообразность (А. А. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.).
Особенности формирования и развития речи слабослышащих детей исследованы в работах Л.С. Волковой, Головчиц Л.А., Исениной Е.И., Богдановой Т.Г., Боскис Р. М. и др. Ключевой проблемой, с которой встречается ребенок с нарушением слуха еще в раннем возрасте, - это проблема налаживания взаимоотношений с имеющими важное значение для него взрослыми людьми. Решение ее заключается в общении, которое превращается в важный канал получения информации об окружающем мире и становится основой, на которой базируется вся последующая жизнь личности. Общение является центральным фактором и неотъемлемым условием психического развития ребенка, соответствующего норме. Нарушения слуха привносят свои специфические особенности в процесс развития коммуникативной функции речи детей.
Новизна заключается в недостатке исследованных трудностей речевой коммуникации у младших школьников с нарушениями слуха и выработанных на их основе методических рекомендаций к работе по устранению этих трудностей у обозначенной группы детей.
Вышеперечисленное даёт основания для осознания необходимости проведения эмпирического исследования группы детей с нарушениями слуха школьного возраста с целью выявления специфических трудностей речевой коммуникации, а также создания методических рекомендаций по их преодолению.
Цель исследования: выявление вербальных коммуникативных
трудностей у слабослышащих детей.
Объект исследования: коммуникативные навыки у слабослышащих.
Предмет исследования: трудности речевой коммуникации младших школьников с нарушениями слуха.
Гипотеза исследования: слабослышащие младшие школьники
испытывают трудности речевой коммуникации, проявляющиеся в нарушениях произносительной стороны речи, правильной расстановки ударений, в затруднениях инициирования общения, в бедности словарного запаса, в большом числе аграмматизмов в речи.
Задачи исследования:
1. провести теоретический анализ зарубежных и отечественных
исследований по проблеме трудностей речевой коммуникации
слабослышащих школьников;
2. изучить с помощью методик актуальный уровень
сформированности речевой коммуникации у слабослышащих детей и детей из массовой школы;
3. выявить характерные трудности речевой коммуникации у слабослышащих школьников и детей из массовой школы;
4. создать методические рекомендации на основе выявленных трудностей речевой коммуникации.
Методологическая база исследования:
Концепция о социальной обусловленности потребности в речевом общении (М.И. Лисина, М.Р. Львов), социальной ситуации развития (Л.С. Выготский); теория речевой деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Н.И. Жинкин, А.А Леонтьев, И.А. Зимняя); положения об общественном характере языка, на основе которого происходит формирование и развитие вербального мышления (А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Н. Гвоздев, А.Р. Лурия); положения о психолингвистической речевой организации индивида (Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев); общепсихологическая теория деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); инновационные подходы к модернизации специального образования (Л.М. Шипицына, Н.Н. Малофеев); деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, М.М. Бахтин, Д.Б. Эльконин, С.А. Зыков, Л.И. Божович); положения коммуникационной системы, предполагающие усвоение языка как средства общения (С. А. Зыков).
Методы исследования:
1. Теоретические (анализ литературы);
2. Эмпирические (анализ анамнестических данных, эксперимент);
3. Количественная и качественная обработка полученных результатов.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут быть применены для выбора оптимальных методов развития речевой коммуникации у слабослышащих детей, с учетом выявленных трудностей, в специализированных школах для детей с нарушениями слуха.
В настоящее время, в связи с увеличением количества детей, страдающих нарушениями слуха, большое внимание уделяется разработке наиболее эффективных методов и приемов коррекционного обучения и воспитания данной категории детей. Указанные методы и приемы нуждаются в исследованиях, наиболее полно отражающих специфические затруднения речевой коммуникации, характерные именно для группы слабослышащих младших школьников. В первой главе работы была проанализирована литература по теме исследования. Были рассмотрены подходы к коммуникации, структура и формы речевой коммуникации. Также, было изучено онтогенетическое развитие речевой коммуникации детей с сохранным слухом и детей с нарушенным слухом.
Во второй главе работы было проведено исследование речевой коммуникации 20 слабослышащих школьников и 20 детей массовой школы с последующим сравнением результатов. Были выявлены коммуникативные трудности у слабослышащих младших школьников, а именно базового (не реагируют на просьбы и замечания, не умеют действовать сообща, не оказывают помощь и не принимают ее от других), содержательного (не умеют планировать общение, не проявляют инициативу), операционального (не умеют убеждать, редко используют вербальные средства общения) и рефлексивного (не анализируют итоги общения, не видят и не признают свои ошибки, не исправляют ошибки в коммуникациях) характера.
Также были выявлены более развитые навыки диалогической речи, и менее - монологической. В речи слабослышащих младших школьников наблюдались нарушения произносительной стороны речи (характерные нарушения звукопроизношения, обедненность интонации, замедленный темп, искажения мелодики и ритма), неправильная расстановка ударения, нарушения лексико-грамматического строя речи (малый словарный запас, аграмматизмы), несвязность фрагментов высказываний, они плохо понимали
обращенную к ним речь. Перечисленное свидетельствует о подтверждении выдвинутой гипотезы и достижении поставленной цели исследования.
В соответствии с выявленными затруднениями были предложены методические рекомендации по преодолению затруднений речевой коммуникации у слабослышащих младших школьников, которые могут быть использованы в работе с данной группой детей.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего детального изучения данной проблемы в рамках новых исследований.
Во второй главе работы было проведено исследование речевой коммуникации 20 слабослышащих школьников и 20 детей массовой школы с последующим сравнением результатов. Были выявлены коммуникативные трудности у слабослышащих младших школьников, а именно базового (не реагируют на просьбы и замечания, не умеют действовать сообща, не оказывают помощь и не принимают ее от других), содержательного (не умеют планировать общение, не проявляют инициативу), операционального (не умеют убеждать, редко используют вербальные средства общения) и рефлексивного (не анализируют итоги общения, не видят и не признают свои ошибки, не исправляют ошибки в коммуникациях) характера.
Также были выявлены более развитые навыки диалогической речи, и менее - монологической. В речи слабослышащих младших школьников наблюдались нарушения произносительной стороны речи (характерные нарушения звукопроизношения, обедненность интонации, замедленный темп, искажения мелодики и ритма), неправильная расстановка ударения, нарушения лексико-грамматического строя речи (малый словарный запас, аграмматизмы), несвязность фрагментов высказываний, они плохо понимали
обращенную к ним речь. Перечисленное свидетельствует о подтверждении выдвинутой гипотезы и достижении поставленной цели исследования.
В соответствии с выявленными затруднениями были предложены методические рекомендации по преодолению затруднений речевой коммуникации у слабослышащих младших школьников, которые могут быть использованы в работе с данной группой детей.
Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего детального изучения данной проблемы в рамках новых исследований.



