Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Работа №107950

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

дефектология

Объем работы66
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
86
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 10
1.1 Психолого-педагогическая характеристика развития детей
старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 10
1.2 Особенности формирования коммуникативных умений у
детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха. 18
1.3 Особенности организации работы по формированию
коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха 21
Глава 2. Экспериментальная работа по апробации психолого-педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха 26
2.1 Выявления уровня сформированности коммуникативных
умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха 26
2.2 Реализация психолого-педагогических условий
формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха 35
2.3 Определение эффективности психолого-педагогических
условий формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха 53
Заключение 59
Список используемой литературы 61
Приложение 64


В настоящее время тема формирования коммуникативных навыков актуальна для обучения и воспитания детей, имеющих стандартное речевое и психическое развитие, и в большей степени - для детей с ограниченными образовательными потребностями, в том числе и для детей с нарушенным слухом.
Изучая и анализируя современную психолого-педагогическую литературу, мы убедились, что исследований в данном направлении не так много.
В современном мире категория общения не имеет четкого определения. В научном мире существуют разные пояснения «общения»: как деятельности, как сложного многопланового процесса определения и формирования взаимоотношений между людьми, как процесса осуществления общественного отношения в социальной действительности (Локтева Е.В.).
За основу мы берём определение М.И. Лисиной, где автор даёт понятие «общение» как «взаимодействие двух (или более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [17, с.122]. Анализируя психологическую категорию общения, М.И. Лисина рассматривает его как деятельность. Автор определяет, что термины «общение» и «коммуникативная деятельность» является синонимами.
Понятие коммуникативные умения подразумевает в себе: сотрудничество, слушание и умение слышать собеседника, восприятие и переробатывание полученной информации, вербальное выражение собственных мыслей, желаний, просьб и т.д.
Общение - важнейшая категория психологии и педагогики, является сложным, многоплановым процессом установления и формирования контактов между людьми, выходящий из необходимости совместной деятельности, состоящей из обмена информацией, выработки единого плана действия, восприятия и понимания другого человека. Индивид, владеющий сознанием, становится вследствие коммуникации, взаимодействия, общения с другими людьми. В общении ребенок является личностью и ему необходима другая личность тесть партнер по общению.
Исследование специфики общения находится в центре внимания зарубежных и отечественных исследователей, так как общение важно для всех социальных групп и сфер жизнедеятельности человека. Особенно это относится к детям старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
Если у ребенка нарушен слух, то это негативно влияет, на его психическое развитие, заключая в рамки вероятности познания окружающего мира, замедляя формирование знаний, умений, навыков и развитие способностей, задатков и склонностей, которыми обладает каждый человек от природы.
Изучением проблемы формирования коммуникативных умений человека и детей с нарушением слуха занимались такие исследователи, как Б.Г. Ананьев, В.С. Агеев, Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, А.Б. Добрович, Ю.М. Жуков, А.А. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, В.Н. Мясищев, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский и др. Анализ их исследований позволяет обосновать необходимость разрешения вопроса формирования коммуникативных умений детей с нарушением слуха.
В исследованиях, посвященных проблеме коррекции слуха у детей дошкольного возраста, отмечается несформированность у детей данной категории основных форм коммуникативных умений и навыков (И.Ю. Кондратенко, С.А. Миронова, Е.Г. Федосеева, С.Н. Шаховская и др.), у них снижена потребность в общении, речевой активности (Р.Е. Левина, Л.Ф. Спирова, Т.Б Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
В настоящее время резко возрос интерес к такому общественному новшеству, как коммуникация. Модификации, происходящие в наше время, связанные с переходом индустриального общества в информационно-коммуникативное, распространяются на все сферы общества. Основными являются те коммуникативные умения, которые необходимы каждому члену общества для осуществления культурного взаимодействия и реализации своей личности.
Из анализа исследований мы выявили ряд противоречий между:
- значимостью комплексного подхода к процессу формирования коммуникативных умений и необходимостью чёткой дифференциации психических функций в работе с детьми с нарушением слуха;
- потребностью осуществления целенаправленной работы по развитию дошкольников с нарушением слуха и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха.
Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, мы определили проблему исследования: каковы психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха?
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность психолого-педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха.
В соответствии с целью работы был определен объект исследования: процесс формирования коммуникативных умений у детей 5 -6 лет с нарушением слуха.
В качестве предмета исследования выступали психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха будет эффективно при осуществлении реализации следующих психолого-педагогических условий:
- формирование у детей 5-6 лет с нарушением слуха положительного отношения к себе и другим детям;
- формирование у слабослышащих детей 5-6 лет знаний о различных эмоциях, о способах выражения своих чувств и понимания эмоционального состояния ровесников;
- формирование у детей умений конструктивно взаимодействовать с окружающими в совместной деятельности;
- создание в группе заботливого и дружественного отношения между детьми во время их совместной деятельности, положительной психологической атмосферы.
Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха.
2) Выявить уровень сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха.
3) Разработать психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха и определить их эффективность.
В ходе исследования применялись взаимодополняющие методы: анализ психолого-педагогической литературы проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха коммуникативных умений; систематизация, обобщение, анализ фактических данных; психолого-педагогический эксперимент, включающий констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретической основой исследований явились работы Л.С. Выготского об общие закономерности психического развития детей слышащих и с нарушением слуха; положения А.М. Леушиной, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина об общем развитии речи в дошкольном возрасте; работы Л.П. Носковой об особенностях развития речи у детей дошкольного возраста с нарушением слуха и принципах коррекционно -воспитательного обучения; исследование А.Г. Самохваловой о коммуникативных трудностях детей; представления о коммуникативных умениях личности в философском аспекте в трудах И.А Ильясова, Б.Ф Ломова, В.Н. Соковкина,
Этапы исследования. В реализации проведение исследования выделено 3 этапа.
Первый этап - поисково-аналитический. Целью этапа является осуществление и анализ теоретических источников с целью установления степени научной разработки исследуемой проблемы, составление программы исследования, определение исходных параметров, методологии и методов, понятийного аппарата.
Второй этап - экспериментальный. Он включал разработку и апробацию мероприятий, направленных на формирование коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха; обработку, проверку и систематизацию полученных результатов (проведение констатирующего и контрольного этапов эксперимента).
Третий этап - заключительно-обобщающий. Данный этап состоял из анализа, обобщения и систематизации итогов экспериментальной работы; оформление материалов исследования.
Экспериментальная база исследования. Исследование осуществлялось на базе ДС № 189 «Спутник» АНО ДО «Планета детства «Лада» г.о. Тольятти. В эксперименте принимали участие 8 детей 5-6 лет.
Новизна исследования заключается в выделении показателей и уровней сформированности коммуникативных умений у детей 5 -6 лет с нарушением слуха, психолого-педагогических условий формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха.
Теоретическая значимость заключается в том, что в исследовании обоснованы показатели и охарактеризованы уровни сформированности коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха, обоснованы психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные в бакалаврской работе психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей дошкольного возраста с нарушением слуха могут быть использованы воспитателями, логопедами в процессе образовательной, коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением слуха.
Структура бакалаврской работы. Работа содержит введение, две главы, заключение, список используемой литературы (36 источников), 3 приложений. В тексте бакалаврской работы содержится 12 таблиц.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Из проведенного исследования, мы сделали следующие выводы:
1. Проанализировав психолого-педагогическую литературу, мы определили, что для решения проблемы формирования коммуникативных умений у детей старшего дошкольного возраста с нарушением слуха нужно создать психолого-педагогических условия для обеспечения максимальной коммуникативной активности детей по формированию:
- умения понимать эмоциональное состояние другого человека;
- умения взаимодействия ребенка с взрослым и другими
- умения выслушать другого человека, с уважением отнестись к его мнению, интересам; спокойно отстаивать своё мнение.
В своей работе мы четко выделили психолого-педагогические условия формирования коммуникативных умений у детей с нарушением слуха старшего дошкольного возраста .
Коммуникативные умения формируются у старших дошкольников в ходе всей образовательной-коррекционной работы в ходе целенаправленного развития речевого поведения.
2. Констатирующий этап исследования выявил у детей экспериментальной группы три уровня сформированности коммуникативных умений: с низким уровнем 4 ребенка (50%), средним уровнем 3 ребенка (37,5%), высоким уровнем 1 ребенок (12,5%). Полученные нами результаты свидетельствуют о необходимости оказания психолого-педагогической помощи в развитии коммуникативных умений детей 5-6 лет с нарушением слуха, создании необходимых психолого-педагогических условий.
3. Контрольный этап исследования результатов показал положительную диагностику в уровне развития коммуникативных умений у детей 5-6 лет с нарушением слуха: в экспериментальной группе повысился высокий и средний уровень (12,5%), низкий уровень понизился (25 %). Это подтверждает эффективности проделанной работы по формированию у детей 5-6 лет с нарушением слуха умений конструктивно выстраивать совместную деятельность, обладать эмоциональным запасом знаний и верно распознавать чувства и эмоции, окружающих для удачного поступления в школу и своевременного развития коммуникативных умений.
Полученные результаты имеют практическое значение и могут быть использованы в практике работы воспитателей, дефектологов в образовательных учреждениях.



1. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей: развитие диалогического общения [Текст] / А.Г. Арушанова. - М. : Мозаика, 2004. - 128 с.
2. Батлинер, Г.В. Сурдопедагогическая помощь [Текст] / Г.В. Батлинер. - М. : Уч. пособие, 2010. - 132 с.
3. Богданова, Т.Г. Диагностика познавательной сферы ребенка [Текст] / Т.Г. Богданова. - М. : Наука, 2002. - 122с.
4. Ботикс, Р.М. Д.И. Основы специального обучения слабослышащих детей [Текст] / Р.М. Ботикс. - М.: 1968. - 246 с.
6. Выготский, Л.С. Собрание сочинений[Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Педагогика, 2005. - Т. 3. - 484 с.
7. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л.С. Выготский. - М. : Уч. пособие, 2005. - 456 с.
8. Волосовец, Т.В. Группы комбинированной направленности [Текст] / Е.Н. Купепова. - М., 2004. - 35 с.
9. Гоголева, А.В. Обучение детей грамоте 5-6 лет [Текст] / А.В.Гоголева. - М. : Методическое пособие, 2006. - 78с.
10. Гельман И.Ф., Спецефические средства общения глухих Текст] / Ленинградский восстановительный центр ВОГ . - М.: 2001. - 225с.
11. Дети с нарушением слуха [Текст] / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Ципиной. - М.: 1984.
12. Дыбина, О.В. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников [Текст] / О. В. Дыбина, А.Ю. Кузина. - М. : МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2010. - 452 с.
13. Защиринская, О.В. Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с нарушением слуха [Текст] / О.В. Защиринская. - М. : Уч. пособие, 2004. - 292 с.
14. Зайцева, Г.Л.. Дактилология. Жестовая речь. [Текст] / учеб.для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-ов / Г.Л. Зайцева. - М. : Просвещение, 1991. - 159с.
15. Комарова, О.Н. Соотношение интеллектуальных и волевых свойств личности в структуре личности [Текст] / Психология и педагогика. - М.: Новосибирск, ЦРНС, 2010. - 150с.
16. Коноваленко, С.В., О.С. Коммуникативные способности и социализация детей [Текст] / С.В. Коновалеко. - М.: Издательство «Гном и Д», 2010. - 148с
17. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения [Текст] / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 136с.
19. Лапшин, В.А., Пузанов Б.П., Основы дефектологии. [Текст] / В.А. Лапшин, Б.П. Пузанов. - М.: Просвещение, 1991. - 143 с.
20. Леонград, Э.И., Особенности обучения устной речи в детском саду для глухих и слабослышащих детей // Методика обучения глухих устной речи [Текст] / под ред. Ф.Ф. Рау. - М.:,1976. - 234 с.
21. Маркова, А.К. Психология усвоения языка как средства общения [Текст] / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 2004. - 420с.
22. Материалы научно практической конференции с международным участием» Современные вопросы диагностики и реабилитации больных с тугоухостью и глухотой» [Текст] / www.audiology.ru
23. Нейман, Л.В., Богомлинский, М.Р., Анатомия,физиология и патология органов слуха и речи [Текст] / под ред. В.И.Селеверстова. - М.: ВАЛДОС, 2001 - 224с.
24. Носкова, Л.П., Дошкольное воспитание аномальных детей [Текст] / под ред.Л.П. Носковой. - М.: 1993. - 354 с.
25. Обучение детей с нарушением слуха [Текст] / Под ред. В.И. Лубовского. - М.: Ярославль, изд-во Академия развития, 2004. - 269с.
26. Общение детей в детском саду и семье [Текст] / под ред. Т.А. Репиной, Р.Б. Стеркиной. - М.: Педагогика, 1990. - 152с.
27. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с нарушением слуха [Текст] / О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. - М.: Педагогика, 2007 - 304с.
28. Рахманов, В.М., Функциональные расстройства слуха и роль психотерапии в их устранении [Текст] / В.М. Рахманов. - М.: Психотерапия , 1998. - 128 с.
29. Развитие общения у дошкольников [Текст] / под ред. А.В. Запорожца, М.И. Лисиной. - М. : Педагогика, 1994. - 269 с.
30. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2002. - 720 с.
31. Самохвалова, А.Г. Коммуникативные трудности ребенка[Текст] / Е, А.Г. Самохвалова. - М.: СПБ. Речь, 2001. - 432с.
32. Тарасов, Д.И., Тугоухость у детей [Текст] / Д.И. Тарасов и др. - М.: Медицина, 1984. - 239 с.
33. Шматко, Н.Д., Пелымская, Т.В., Если ваш ребенок не слышит [Текст] / Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымская. - М.: Просвещение, 1995. - 486с.
34. Эльконин, Д.Б. Детская психология [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 2006. - 384с.
35. Юдаева, И.В.Речевое общение [Текст] / С.Г. Якобсон // Вопросы психологии. - 2009. - № 3. - С. 35-59.
36. Янн, П.А. О диалогической речи [Текст] / под ред. Л.В. Щербы. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ