Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ 6
1.1 Профессии и их место в образовательном процессе ДОУ 6
1.2 Анализ исследований по развитию у дошкольников знаний о профессиях 13
1.3 Роль информационных технологий в ознакомлении старших
дошкольников с миром профессий 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ
ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с миром
профессий посредством информационных технологий 33
2.3. Результаты работы 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ 6
1.1 Профессии и их место в образовательном процессе ДОУ 6
1.2 Анализ исследований по развитию у дошкольников знаний о профессиях 13
1.3 Роль информационных технологий в ознакомлении старших
дошкольников с миром профессий 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ
ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с миром
профессий посредством информационных технологий 33
2.3. Результаты работы 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность работы. В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества.
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение - удовлетворять ту или иную потребность.
Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. (Габдрахманова М. Р., Хазратова Ф. В.)
Ознакомление детей дошкольного возраста с современными профессиями не может быть реализовано в условиях традиционно сложившейся системы методов, организации воспитательно- образовательной работы. Современная действительность обуславливает необходимость привлечения дополнительных ресурсов, инновационных методов и технологий, к которым, в частности, относится метод проектов, который в настоящее время приобретает все большую популярность в практике дошкольного образования.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.
Цель исследования - теоретическое изучение и практическая реализация ознакомления старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий.
2. Изучить актуальный уровень знаний старших дошкольников о профессиях.
3. Реализовать работу поознакомлению старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий и выявить эффективность.
Объект исследования - процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий.
Предмет исследования - информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий.
Гипотеза исследования: использование информационных технологий (презентаций, видео - экскурсий с представителями разных профессий (родителей), мультфильмов, обучающих видео - роликов о профессиях, игр на интерактивной доске) позволяет повысить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях.
Методы исследования:теоретический анализ педагогической и психологической литературы;эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);анкетирование родителей;количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методики исследования: тест «Знаешь ли ты профессии?», методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик«Представления о труде взрослых».
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий.
База исследования: МБДОУ«Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» Чистопольского муниципального района РТ.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение - удовлетворять ту или иную потребность.
Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. (Габдрахманова М. Р., Хазратова Ф. В.)
Ознакомление детей дошкольного возраста с современными профессиями не может быть реализовано в условиях традиционно сложившейся системы методов, организации воспитательно- образовательной работы. Современная действительность обуславливает необходимость привлечения дополнительных ресурсов, инновационных методов и технологий, к которым, в частности, относится метод проектов, который в настоящее время приобретает все большую популярность в практике дошкольного образования.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.
Цель исследования - теоретическое изучение и практическая реализация ознакомления старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий.
2. Изучить актуальный уровень знаний старших дошкольников о профессиях.
3. Реализовать работу поознакомлению старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий и выявить эффективность.
Объект исследования - процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий.
Предмет исследования - информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий.
Гипотеза исследования: использование информационных технологий (презентаций, видео - экскурсий с представителями разных профессий (родителей), мультфильмов, обучающих видео - роликов о профессиях, игр на интерактивной доске) позволяет повысить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях.
Методы исследования:теоретический анализ педагогической и психологической литературы;эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);анкетирование родителей;количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методики исследования: тест «Знаешь ли ты профессии?», методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик«Представления о труде взрослых».
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий.
База исследования: МБДОУ«Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» Чистопольского муниципального района РТ.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.
В процессе решения первой задачи по анализу литературы пришли к выводу о том, что формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения. Формирование представлений о мире труда и профессий у детей осуществляется путем познания учащимися о трудовой жизни людей, о разнообразии мира профессий взрослых, и сопровождается формированием таких качеств личности как трудолюбие, честность, ответственность.
В педагогическом процессе используются различные средства, в том числе и сюжетно - ролевые игры, которые являются отличным проводником детей в мир труда взрослых и их профессий. Эффективной формой работы с детьми является использование информационно - коммуникационных технологий - компьютерных программ с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства - это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.
Для решения второй задачи, в ходе диагностики знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях использовали методы анкетирования родителей, тестирование «Знаешь ли ты профессии?», диагностическую методику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик«Представления о труде взрослых». По результатам констатирующего этапа, в экспериментальной и контрольной группах преобладает средне - низкий уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о мире профессий и необходима реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий.
В процессе формирующего этапа были использованы следующие информационные технологии: презентации (на каждом ООД), видео - экскурсии с представителями разных профессий (родителей), мультфильмы, обучающие видео - ролики о профессиях, игры на интерактивной доске. Работа на формирующем этапе она прошла увлекательно как для детей, так и для педагогов, родителей. Особо важна была включенность родителей в процесс, так как благодаря дополнительным положительным эмоциям в процессе усвоения знаний с помощью виртуальных экскурсий, у детей устанавливались прочные знания, а последующее закрепление с помощью презентаций, обучающих видео - роликов и мультфильмов обеспечивало дополнительную прочность усваиваемых детьми знаний о профессиях.
По результатам двух методик на контрольном этапе сделали вывод, что в обеих группах за время проведения эксперимента произошли положительные изменения в уровне знаний детей старшего дошкольного возраста о мире профессий и представлений о труде взрослых, но в экспериментальной группе динамика более заметна.
В педагогическом процессе используются различные средства, в том числе и сюжетно - ролевые игры, которые являются отличным проводником детей в мир труда взрослых и их профессий. Эффективной формой работы с детьми является использование информационно - коммуникационных технологий - компьютерных программ с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства - это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.
Для решения второй задачи, в ходе диагностики знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях использовали методы анкетирования родителей, тестирование «Знаешь ли ты профессии?», диагностическую методику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик«Представления о труде взрослых». По результатам констатирующего этапа, в экспериментальной и контрольной группах преобладает средне - низкий уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о мире профессий и необходима реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий.
В процессе формирующего этапа были использованы следующие информационные технологии: презентации (на каждом ООД), видео - экскурсии с представителями разных профессий (родителей), мультфильмы, обучающие видео - ролики о профессиях, игры на интерактивной доске. Работа на формирующем этапе она прошла увлекательно как для детей, так и для педагогов, родителей. Особо важна была включенность родителей в процесс, так как благодаря дополнительным положительным эмоциям в процессе усвоения знаний с помощью виртуальных экскурсий, у детей устанавливались прочные знания, а последующее закрепление с помощью презентаций, обучающих видео - роликов и мультфильмов обеспечивало дополнительную прочность усваиваемых детьми знаний о профессиях.
По результатам двух методик на контрольном этапе сделали вывод, что в обеих группах за время проведения эксперимента произошли положительные изменения в уровне знаний детей старшего дошкольного возраста о мире профессий и представлений о труде взрослых, но в экспериментальной группе динамика более заметна.
Подобные работы
- ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО
ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2021 - Художественная литература как средство ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями взрослых
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4710 р. Год сдачи: 2021 - Познавательное развитие детей дошкольного возраста в процессе трудовой деятельности (Башкирский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром профессий в процессе виртуальных экскурсий
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2022 - Обогащение профессионально-трудовых представлений у старших дошкольников с легкой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ ПРОФЕССИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 6-7 ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МИРЕ
ПРОФЕССИЙ В ПРОЦЕССЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4050 р. Год сдачи: 2018 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ТРУДОЛЮБИЯ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СВЕТЕ ТРЕБОВАНИЙ
ФГОС ДО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРАКТИВНЫХ ЭКСКУРСИЙ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020



