Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий

Работа №44361

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы70
Год сдачи2018
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1475
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК СРЕДСТВА ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ 6
1.1 Профессии и их место в образовательном процессе ДОУ 6
1.2 Анализ исследований по развитию у дошкольников знаний о профессиях 13
1.3 Роль информационных технологий в ознакомлении старших
дошкольников с миром профессий 19
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
Глава 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С МИРОМ ПРОФЕССИЙ
ПОСРЕДСТВОМ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ 26
2.1 Организация исследования 26
2.2 Реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с миром
профессий посредством информационных технологий 33
2.3. Результаты работы 39
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность работы. В последнее время современные родители уделяют большое внимание интеллектуальному и умственному развитию детей, подготовке их обучению в школе и не задумываются о том, что в основе всех учебных умений лежат трудовые умения и навыки, которые не только воспитывают прилежание, целеустремлённость, самостоятельность, но и ребёнку легче адаптироваться в социальном окружении. В соответствии с ФГОС трудовое воспитание - одно из важнейших направлений в работе дошкольных учреждений, главной целью которого является формирование положительного отношения к труду через решение следующих задач: формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам, воспитание личности ребёнка в аспекте труда и творчества; развитие творческой инициативы, способности самостоятельно реализовывать себя в различных видах труда и творчества.
Формирование обобщенных представлений о значимости труда взрослых требует наличия у детей, прежде всего четких понятий о том, что в каждом конкретном процессе достигается результат, имеющий точное назначение - удовлетворять ту или иную потребность.
Ранняя профориентация ребенка, по мнению многих педагогов, должна происходить в стенах дошкольного учреждения. Именно в образовательных программах дошкольных образовательных учреждений прописана задача об ознакомлении детей с трудом взрослых, в рамках которого и происходит знакомство детей с профессиями. Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности и профессий. Получая такие знания, у ребенка, во-первых, формируется навык труда, складывается уважительное отношение к труду взрослых разных профессий; во-вторых, расширяется его кругозор, и наконец, способствует раннему проявлению у ребенка интересов и склонностей к конкретной профессии. Следовательно, задача знакомства детей с профессиями подразумевает подготовку ребенка к тому, чтобы он в свое время смог смело вступить в самостоятельную жизнь и конкретно выбрать свой путь профессиональной деятельности, то есть речь идет о профессиональном самоопределении. (Габдрахманова М. Р., Хазратова Ф. В.)
Ознакомление детей дошкольного возраста с современными профессиями не может быть реализовано в условиях традиционно сложившейся системы методов, организации воспитательно- образовательной работы. Современная действительность обуславливает необходимость привлечения дополнительных ресурсов, инновационных методов и технологий, к которым, в частности, относится метод проектов, который в настоящее время приобретает все большую популярность в практике дошкольного образования.
Использование информационно-коммуникативных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить и творческие возможности педагога. Именно здесь можно применить весь накопленный опыт, знания и умения, творческий подход. А занятия, проведенные в детском саду с использованием электронных изданий образовательного направления, надолго запомнятся детям.
Цель исследования - теоретическое изучение и практическая реализация ознакомления старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий.
Задачи исследования:
1. Провести анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме ознакомления старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий.
2. Изучить актуальный уровень знаний старших дошкольников о профессиях.
3. Реализовать работу поознакомлению старших дошкольников с миром профессий посредством информационных технологий и выявить эффективность.
Объект исследования - процесс ознакомления старших дошкольников с миром профессий.
Предмет исследования - информационные технологии как средство ознакомления старших дошкольников с миром профессий.
Гипотеза исследования: использование информационных технологий (презентаций, видео - экскурсий с представителями разных профессий (родителей), мультфильмов, обучающих видео - роликов о профессиях, игр на интерактивной доске) позволяет повысить уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях.
Методы исследования:теоретический анализ педагогической и психологической литературы;эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);анкетирование родителей;количественный и качественный анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Методики исследования: тест «Знаешь ли ты профессии?», методика Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик«Представления о труде взрослых».
Практическая значимость работы состоит в том, что полученные результаты могут быть эффективно использованы в процессе педагогической работы по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий.
База исследования: МБДОУ«Детский сад комбинированного вида №2 «Радуга» Чистопольского муниципального района РТ.
Структура и объем выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе решения первой задачи по анализу литературы пришли к выводу о том, что формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий представляет собой необходимый процесс, которым управляет педагог, используя в своей деятельности все возможности процесса обучения. Формирование представлений о мире труда и профессий у детей осуществляется путем познания учащимися о трудовой жизни людей, о разнообразии мира профессий взрослых, и сопровождается формированием таких качеств личности как трудолюбие, честность, ответственность.
В педагогическом процессе используются различные средства, в том числе и сюжетно - ролевые игры, которые являются отличным проводником детей в мир труда взрослых и их профессий. Эффективной формой работы с детьми является использование информационно - коммуникационных технологий - компьютерных программ с познавательными заданиями и проблемными ситуациями, видеофильмы. Использование ИКТ в формировании у детей представлений о разных профессиях имеет огромное значение, так как информационно - коммуникативные средства - это то, что требует современная модель обучения на современном этапе образования.
Для решения второй задачи, в ходе диагностики знаний детей старшего дошкольного возраста о профессиях использовали методы анкетирования родителей, тестирование «Знаешь ли ты профессии?», диагностическую методику Г.А. Урунтаевой и Т.И. Гризик«Представления о труде взрослых». По результатам констатирующего этапа, в экспериментальной и контрольной группах преобладает средне - низкий уровень знаний детей старшего дошкольного возраста о мире профессий и необходима реализация работы по ознакомлению старших дошкольников с миром профессий.
В процессе формирующего этапа были использованы следующие информационные технологии: презентации (на каждом ООД), видео - экскурсии с представителями разных профессий (родителей), мультфильмы, обучающие видео - ролики о профессиях, игры на интерактивной доске. Работа на формирующем этапе она прошла увлекательно как для детей, так и для педагогов, родителей. Особо важна была включенность родителей в процесс, так как благодаря дополнительным положительным эмоциям в процессе усвоения знаний с помощью виртуальных экскурсий, у детей устанавливались прочные знания, а последующее закрепление с помощью презентаций, обучающих видео - роликов и мультфильмов обеспечивало дополнительную прочность усваиваемых детьми знаний о профессиях.
По результатам двух методик на контрольном этапе сделали вывод, что в обеих группах за время проведения эксперимента произошли положительные изменения в уровне знаний детей старшего дошкольного возраста о мире профессий и представлений о труде взрослых, но в экспериментальной группе динамика более заметна.



1. Абидаева, Ц. Коллекция профессий / Ц. Абидаева // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2015. - № 4. - С.12-14.
2. Аверин, С. А. Информационно-коммуникационная среда в современной дошкольной организации: преемственность, доступность, безопасность / С. А. Аверин, П. А. Баринова //Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2014. - № 7. - С.50-53.
3. Алексеева, Л. А. Внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образовательной работы ДОУ / Л. А. Алексеева // Современные образовательные технологии в практической деятельности специалистов в условиях реализации ФГОС НОО И ФГТ в ДОУ : материалы Регионального научно-практического семинара / Департ. общ. образования, ОГБОУ «Том. гос. пед. колледж» ; [редкол.: Г. Н. Захарова, Е. П. Никифорова] .- Томск, 2013 .- С. 6-8
4. Алябьева, Е. А. Поиграем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5-7 лет : [методическое пособие]. - Москва : Творческий центр «Сфера», печ. 2015. - (Библиотека воспитателя). -Кн. 2. - печ. 2015. - 124 с.
5. Алябьева, Е. А. Ребенок в мире взрослых : рассказы о профессиях / Е. А. Алябьева. - Москва : ТЦ Сфера, cop. 2016. - 174, [1] с.
6. Антонова А.В. Знакомство с профессиями детей старшего дошкольного возраста /А.В. Антонова // Воспитание и обучение детей младшего возраста. - 2017. - № 6. - С. 45-46.
7. Ахтырская, Ю. В. Методы оптимального внедрения
информационных технологий в практику работы педагогов ДОУ / Ю.В. Ахтырская // Сборники конференций НИЦ Социосфера. - 2012. - № 27. - С. 64-68. ; То же [Электронный ресурс]. - URL:
http: //sociosphera.com/co№fere№ce/2012/iii_mezhdu№arod№aya_№auch№op rakticheskaya_ko№fere№ciya_problemy_sovreme№№ogo_ob... (05.06.15)
8. Баракина, Т. В. Методические аспекты использования интерактивной доски в процессе обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т. В. Баракина // Информатика в школе. -
2011. - № 8 (72). - С. 52-59.
9. Баранова, Н.А. Знакомство дошкольников с профессиональной деятельностью взрослых / Н.А. Баранова, Т.В. Гугуман, В.Ф. Попова и др. // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 731-734. ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://moluch.ru/archive/87/16681/(20.02.2018).
10. Барановская О.А. Технология знакомства дошкольников с профессиями в образовательном пространстве «детский сад - школа - ВУЗ» как средство формирования мотивации к обучению / О.А. Барановская, И.Е. Иванова // Профессиональная деятельность педагога в условиях преемственности дошкольного и начального общего образования : материалы Междунар. науч.-практ. конф. - Орехово-Зуево, 2017. - С. 404-406.
11. Барановская О.А. Формирование профессиональной
идентичности у детей старшего дошкольного возраста в инфраструктуре наукограда / О.А. Барановская, В.Н. Петелина // Детский сад от А до Я. -
2013. - № 2 (62). - С. 94-102.
12. Бех, Л. В. Информационно-коммуникативная компетентность педагогов ДОУ в системе непрерывного образования/ Бех Л. В. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2012. - № 3. - С.49-53.
13. Бычкова, Г. Выбираем профессию / Г. Бычкова, Н. Утина // Обруч: образование, ребенок, ученик. - 2016. - № 4. - С. 47.
14. Валова, О. Ю. Использование ИКТ в работе по информационному сопровождению воспитательно-образовательного процесса в ДОУ/ О. Ю. Валова // Учительский журнал. - 2012. - № 3. - С.44-48.
15. Вареник Л.А. Ранняя профориентация детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности с учетом регионального компонента / Л.А. Вареник, О.Н. Борисенко, Е.В. Соколова // Образование
- территория инноваций : Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием.
- Чебоксары, 2017. - С. 165-169 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: https://emc21.ru/wp-content/uploads/2017/08/Statya-Varenik-i-dr..pdf(20.03.2018).
16. Гусева, Н. В. Информационные технологии в ДОУ: возможности и необходимость / Н.В. Гусева // Соврем. гуманитар. исслед. - 2011. - № 2.
- С. 137-138.
17. Давыдова, О.И. Медиакомпетентность воспитателя ДОУ при создании электронных презентаций / О.И. Давыдова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2012. - № 1. - С.99-104.
18. Евдокимова, В. Е. Использование ИКТ при создании мультимедийной презентации для детей дошкольного возраста / Е. Евдокимова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -
2014. - № 4. - С. 28-33.
19. Егорова, Н. В. Цикл занятий по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста / Н. В. Егорова, И. П. Бернер // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2014. - № 7. - С. 64-71.
20. Дорофеева, А. В. Развитие у детей старшего дошкольного
возраста представлений о труде взрослых посредством применения интерактивных технологий / А. В. Дорофеева // Воспитание и обучение: теория, методика и практика: сборник материалов X Международной научно-практической конференции. 2017. - Чебоксары : ООО
«Интерактив-плюс», 2017. - С. 27-29.
21. Жаренкова, Н. З. Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста «Знакомимся с профессиями»: [методическое пособие] / Н. З. Жаренкова, О. В. Муртазина. - Санкт-Петербург : Детство- пресс, 2014 [т.е. 2013]. - 46 с.
22. Залялиева Д Р. Реализация профориентационной программы в детском саду как первая ступень к определению своего места в современном обществе / Д.Р. Залялиева, Л.И. Шафикова // Сб. материалов Ежегод. междунар. науч.-практ. конф. «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - 2016. - №5 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/realizatsiya-proforientatsionnoy-programmy-v- detskom-sadu-kak-pervaya-stupen-k-oprede... (20.02.2018).
23. Зверева, С. А. Ознакомление дошкольников с миром профессий взрослых : аксиологический аспект проблемы / С. А. Зверева // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - № 4-6. - С. 37-39.
24. Информационная компетентность педагогов ДОУ: учебно-методическое пособие/ М-во образования, науки и культуры Арханг. обл., Арханг. обл. ин-т переподгот. и повышения квалификации работников образования; [авт.-сост.: Т. А. Хвиюзова, Т. А. Коробицына, Н. А. Кочкина]. - Архангельск : АО И! 11 ПК РО, 2010. - 104 с.
25. Ключникова, А. В. Использование информационных образовательных технологий в развивающей предметно-пространственной среде дошкольной образовательной организации / А. В. Ключникова, П. Е. Романова. - Старый Оскол : ТНТ, 2016. - 115 с.
26. Коваленченко, Е. Н. Формирование представлений о труде
взрослых у детей старшего дошкольного возраста / Е. Н. Коваленченко // Материалы 65-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. 2015. - Благовещенск : Благовещенский государственный
педагогический университет, 2015. - С. 99-102.
27. Козлова, А. Ю. Организационно-педагогические условия формирования у детей 5-6 лет представлений о труде взрослых / А. Ю. Козлова // Научное отражение. - 2017. - № 2. - С. 18-21.
28. Кондрашев, В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие / В.П. Кондрашев. - Балашов: Изд. «Николаев», 2014. - 52 с.
29. Королева М. В. Формирование у старших дошкольников представлений о мире современных профессий // Молодой ученый. —
2015. — №7. — С. 788-791.
30. Краснобоярова, О. А. Внедрение ИКТ в образовательный процесс ДОУ: / Краснобоярова О. А. // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2011. - N 9. - С.114-119.
31. Крусанова, Л. А. Ознакомление дошкольников с профессиями как компонент трудового воспитания в детском саду : опыт и перспективы / Л. А, Крусанова, Е. А. Фурсова // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. - Воронеж, 2015. - С. 48-50.
32. Кугаева, Н. А. Все профессии нужны, все профессии важны: непосредственно образовательная деятельность для старших дошкольников / Н. А. Кугаева // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. - 2014. - № 8. - С. 43-46.
33. Кузовкова, Ю. С. Профессиональное и личностное самоопределение в дошкольном возрасте / Ю. С. Кузовкова // Казанский педагогический журнал. - 2013. - №3 (98). - С.98-105.
34. Куликова, Е. В. Важные профессии: творческо-
исследовательский проект для детей 5-7 лет / Е. В. Куликова // Логопед. -
2016. - № 2. - С. 33-38.
35. Лазарева, Г. Н. Формирование представлений дошкольников о мире профессий / Г. Н. Лазарева, Т. В. Лопатина // Развитие образования, педагогики и психологии в современном мире. - Воронеж, 2015. - С. 58-60.
36. Майданкина, Н. Ю. Формирование позитивного отношения к труду работников ветеринарной клиники у старших дошкольников: [опыт работы детского сада № 6 раб. пос. Новоспасское Ульяновской обл.]. / Н. Ю. Майданкина, Е. Н. Михайлова, Н. А. Кистанова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - № 2. - С. 81-87.
37. Нестерова А.А. Формирование представлений старших дошкольников о профессиях: краеведческий подход / А.А. Нестерова, Т.С. Щербакова // Поволжский пед. поиск. - 2017. - № 1 (19). - С. 112-119.
38. Никифорова, Л. А. «Что мы знаем о профессиях?» / Л. А. Никифорова, В. В. Трихункова // Ребенок в детском саду. - 2015. - № 6. - С. 55-66.
39. Никулина А.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями и трудом взрослых / А.А. Никулина. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. - https://www.scienceforum.ru/2017/pdl732258.pdf
40. Приказчикова, Н. В. Формирование первичных представлений дошкольников о труде взрослых средствам проектной деятельности / Н. В. Приказчикова, Ю. Ю. Колесниченко, Ю. В. Самитина // Инновационные проекты и программы в психологии, педагогике и образовании: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2 частях.
2017. - Уфа : Аэтерна, 2017. - С.104-110.
41. Селюч, М. Г. Использование информационно-коммуникативных технологий в практике работы детского сада : методические рекомендации для специалистов дошкольного образования / М. Г. Селюч ; М-во образования и науки Российской Федерации, Гос. образовательное автономное учреждение доп. проф. образования (повышения квалификации) Амурский ин-т развития образования (АмИРО). - Благовещенск : Амурский ИРО, 2014. - 63 с.
42. Соловьева, И. А. Опыт создания и внедрения в образовательную деятельность дошкольного образовательного учреждения коллекции цифровых образовательных ресурсов/ И. А. Соловьева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2012. - № 3. - С.67-71.
43. Соломенникова, О. А. Педагогические технологии как средство профессионального развития воспитателей ДОУ/ Ольга Анатольевна Соломенникова // Современный детский сад. - 2012. - № 8. - С.2-14.
44. Стародубцева, Е. В. Формирование представлений у детей о профессиях взрослых / Е. В. Стародубцева, О. В. Руденко // Научные исследования : от теории к практике. - 2015. - № 1(2). - С. 115-116.
45. Степанова, М. Игра - дитя труда: вклад игры в профессиональное самоопределение ребенка / М. Степанова // Школьный психолог - Первое сентября. — 2014 .— № 11 .— С. 4-8.
46. Сыщикова, А. В. Методическое сопровождение педагогов по использованию информационных технологий в образовательном процессе/ А. В. Сыщикова, Д. Б. Зернова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2012. - № 5. - С.64-75.
47. Сюткина Т. А. Формирование представлений о профессиях у
детей старшего дошкольного возраста, посредством активного включения родителей в проектную деятельность в соответствии с ФГОС ДО // Приоритетные направления развития системы образования Добрянского муниципального района в условиях реализации федерального гос. образовательного стандарта общего образования : сб. материалов августовской пед. конф. - Добрянка, 2017. - С. 145-148 ; То же [Электронный ресурс]. - URL: http://imc.dobryanka-
edu.ru/upload/pages/41590/dat_1503981644831 .pdf#page=145 (20.03.2018).
48. Трефилова, А. В. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия в условиях реализации новых ФГТ/ Трефилова А. В. [и др.] // Методист. - 2013. - № 3. - С.60-63.
49. Туйчиева, И. Л. Система и методика использования информационно-коммуникационных технологий для развития ведущих сфер личности ребенка в системе воспитательно-образовательного процесса ДОУ/ И. Л. Туйчиева [и др.] // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2011. - № 4. - С. 17-25.
50. Чувашова, Е. В. Ознакомление с профессиями через применение информационно - коммуникационных технологий в деятельности с детьми дошкольного возраста / Е. В. Чувашова, Э. М. Муртазаева // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 55-1. - 313-319.
51. Шорыгина, T. А. Беседы о профессиях: методическое пособие / Т. А. Шорыгина. - Москва : Сфера, печ. 2014. - 127 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ