Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СПЕЦИФИКА ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГНОСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Работа №44205

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы71
Год сдачи2018
Стоимость5040 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
413
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 7
1.1. Проблема прогностической компетентности в работах
отечественных и зарубежных ученых 7
1.2. Особенности прогнозирования в детском возрасте 13
1.3. Психологическая характеристика младших школьников с
тяжелыми нарушениями речи 16
Выводы по 1 главе 22
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня сформированности прогностической компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 24
2.1. Организация и метод эмпирического исследования 24
2.2. Анализ уровня сформированности прогностической
компетентности младших школьников с нормативным развитием 28
2.3. Анализ уровня сформированности прогностической
компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 35
2.4. Сравнительный анализ уровней сформированности
прогностической компетентности у младших школьников 43
Выводы по 2 главе 47
Глава 3. Коррекционно-развивающий проект, направленный на развитие прогностической способности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 49
3.1. Методические основы проекта «Режиссируем будущее» 49
3.2. Этапы реализации проекта и рекомендации к его осуществлению 53
Выводы по 3 главе 61
Заключение 62
Список литературы 65
Приложения


Актуальность исследования. Смена ведущей деятельности, а также расширение и усложнение социальных взаимоотношений определяет младший школьный возраст как сензитивный период в становлении антиципации, которая, в свою очередь, оказывает прямое воздействие на процесс социализации личности и качество обучения ребенка. Адекватно развивающийся процесс прогнозирования обеспечивает коммуникацию ребенка в обществе, оказывает содействие в программировании речевого высказывания и его реализации. Принадлежность детей с тяжелыми нарушениями речи к группе риска возникновения девиаций [20] обуславливает необходимость изучения их прогностической способности для выявления и своевременной коррекции отклонений от нормативного развития.
Анализ работ Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова, Е.А. Сергиенко, И.М. Фейгенберга, А.И. Ахметзяновой свидетельствует об устойчивом интересе к проблеме прогностической деятельности у детей. И.М. Фейгенберг говорит о взаимосвязи способности человека к прогнозированию с имеющимся опытом, о необходимости владения вероятностным прогнозированием для осуществления любого вида деятельности [52]. Б.Ф. Ломов и Е.Н. Сурков дают определение антиципации и выделяют пять ее уровней, связывая уровень развития психики с уровнем развития антиципации [34]. Е.А. Сергиенко указывает на антиципацию как на внутреннее свойство психики, поэтапно развивающееся и усложняющееся [45].В своих исследованиях А.И. Ахметзянова рассматривает специфические особенности прогнозирования детей младшего школьного возраста с различными нарушениями [4].
Несмотря на активное исследование заявленной проблемы, вопрос о специфике прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи остается открытым. Следует отметить, что
прогнозирование на данный момент - предмет преимущественно исследовательской, а не коррекционно-педагогической работы. Несмотря на тесную связь прогностических способностей с развитием речевой коммуникации ребенка, логопсихокоррекционные программы развития способности к прогнозированию у детей с тяжелыми нарушениями речи, учитывающие их специфические особенности, отсутствуют. Этим обусловлена актуальность нашего проекта.
Цель исследования: на основе эмпирического изучения особенностей прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи разработать коррекционно-развивающий проект по развитию прогностической способности у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи в рамках логопедических занятий.
Объект исследования: прогнозирование у детей младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Предмет исследования: формирование прогностической
компетентности у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи на логопедических занятиях.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что выявленные специфические особенности способности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи к прогнозированию в ситуациях потенциального или реального нарушения социальной нормы в сферах жизненных отношений в учебной и внеучебной деятельности позволят разработать стратегию формирования прогностической компетентности у данной категории в процессе логопедической работы.
Исходя из поставленной цели, нами были определены следующие задачи исследования:
- осуществить теоретический обзор научной и методической литературы по вопросу прогностической компетентности;
- провести эмпирическое исследование для определения уровня сформированности прогностической компетентности у младших школьников;
- выявить специфику прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи;
- разработать программу, направленную на коррекцию выявленных трудностей прогнозирования у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи в рамках логопедических занятий.
Методологическая основа исследования представлена работами Б.Ф. Ломова, Е.Н. Суркова[35], В.Д. Менделевича [37], А.И. Ахметзяновой [56], Е.А. Сергиенко [45], посвященными изучению прогностической компетентности.
Нами были задействованы следующие методы исследования:
- теоретический анализ литературы;
- эмпирический метод (экспериментальное изучение);
- количественно-качественные методы обработки данных;
- интерпретационный метод.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты, характеризующие наименее развитые критерии прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, могут быть использованы логопедами, дефектологами и психологами при составлении перспективных планов работы с детьми данной категории для обеспечения наибольшей эффективности. Упражнения, представленные в пособии, могут применяться как на логопедических, так и на психологических занятиях, а так же в целях профилактики отклоняющегося поведения, трудностей школьного обучения и социализации. Предложенные методические разработки обеспечат специалистам разнообразный и удобный в использовании материал.
Апробация:результаты исследования были представлены на Итоговой научно-образовательной конференции студентов Казанского (Приволжского)федерального университета (2018 год). На Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых «Совершенствование дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья: поиски и достижения» (Москва, 2018 год).
Кроме публикаций в сборниках конференций, указанных выше, статьи были опубликованы в материалах V международной научно-практической конференции студентов, аспирантов, молодых ученых. «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении детей с отклонениями в развитии» (Казань, 2018 год) исборнике материалов83 Всероссийской конференции студентов и молодых ученых с международным участием «Молодежная наука и современность» (Курск, 2018 год).
Структура и объем работы:работа состоит из введения, трех глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В соответствии с выявленной спецификой прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, нами был разработан коррекционно-развивающий проект «Режиссируем будущее». Проект ориентирован на развитие у детей навыков социального поведения и оптимистичного взгляда на мир. Акцентируется внимание на формировании социально-активной личности, способной к вариативному мышлению и владеющей широкими социальными взаимоотношениями. Особое значение в проекте отдается вербализации прогнозов, их грамотному оформлению и развернутости.
Для разработанного проекта определены цель, задачи, участники проекта, а так же сроки и этапы реализации.
В рамках данной работы нами проведен анализ теоретической и практической литературы, что позволило нам сделать вывод о том, что прогностическая компетентность определяет весь процесс регуляции поведения человека и его деятельности, в том числе речевой. Для осуществления процесса принятия решения, контроля над ним и включения в коммуникативные акты необходимо формирование цели, ее планирование и программирование. Именно благодаря включению антиципации в эти процессы обеспечивается адекватность действий человека.
Процесс прогнозирования проходит ряд этапов в своем становлении как функции, начиная от момента появления ребенка на свет. Особую важность в этот период имеет комментирование действий взрослыми, объяснение причинно-следственных связей. Благодаря речевой активности со стороны окружающих людей, дети осознают закономерность «мотив - результат деятельности». В дошкольном возрасте прогностическая способность детей так же интенсивно развивается и усложняется, дошкольники способны воспринимать чувства и намерения окружающих людей, а позже и свои собственные. В школьном возрасте антиципация посредствует контролю над учебной деятельностью и межличностными отношениями. Нарушения прогностической деятельности может повлечь за собой ряд отклонений в умственном и речевом развитии ребенка. У детей с нарушениями речи это проявляется в «ошибках отвлечения», использовании нерациональных стратегий и формальных ответах на вопросы.
Г оворя о познавательном развитии детей с нарушениями речи, следует отметить его отставаниеотносительно нормативно развивающихся младших школьников. Для них характерна неустойчивость внимания и памяти, низкий уровень понимания словесных инструкций. Недостаточность регулирующей функции речи и слабый контроль над собственной деятельностью негативно
воздействует на процесс обучения данной категории детей. Так же наблюдается низкая умственная работоспособность, слабый уровень сформированности целостного образа предмета и снижение слуховой памяти. Отмечается повышенная возбудимость, двигательная расторможенность, эмоциональная неустойчивость и быстрая утомляемость.
Основываясь на проведенном нами исследовании, мы сделали вывод о том, что младшие школьники с тяжелыми нарушениями речи имеют дефицит прогностической компетентности.
Наиболее серьезные отклонения от нормы мы зафиксировали по регулятивной функции антиципации, что демонстрируется в трудностях выбора детьми наиболее подходящего варианта развития событий, в соответствии с временными и пространственными характеристиками среды.
Так же нами были отмечены отклонения в социальности программируемых действий, что выражается в прогнозах с явным нарушением принятых в обществе норм и правил. Дети, как правило, пессимистичны и демонстрируют неблагоприятный исход событий, в которых, между тем, лидерские позиции они предпочитают отдавать третьим лицам.Школьникам свойственно представление о том, что их мнение не влияет на развитие ситуации.
Исследование показало, что функции, находящиеся на качественно низком уровне, оказывают прямое воздействие на формирование социально - активной личности, способной принимать собственные обдуманные решения и выстраивать прогнозы. Это обуславливает необходимость коррекционной работы с младшими школьниками, имеющими речевые нарушения, по направлениям, в которых выражено отставание от нормы.
В соответствии с выявленной спецификой прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи, нами был разработан коррекционно-развивающий проект «Режиссируем будущее». Проект ориентирован на развитие у детей навыков социального поведения и оптимистичного взгляда на мир. Акцентируется внимание на формировании социально-активной личности, способной к вариативному мышлению и владеющей широкими социальными взаимоотношениями. Особое значение в проекте отдается вербализации прогнозов, их грамотному оформлению и развернутости. Для разработанного проекта определены цель, задачи, участники проекта, а так же сроки и этапы реализации.
Анализируя результаты проделанной нами работы, мы можем говорить о том, что поставленная цель достигнута, а задачи решены в полном объеме.


1. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни [Текст]: монография.
- М.:«Мысль», 1991. - 244 с.
2. Анохин, П.К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса
[Текст]: монография. - М.: Медицина,1968. - 546с.
3. Асмолов, А.Х. По ту сторону сознания; методологические проблемы неклассической психологии [Текст]: учеб. для вузов /А.Х. Асмолов. - М.: «Смысл», 2002.-480 с.
4. Ахметзянова, А.И. Особенности прогнозирования и восприятия нормы младшими школьниками с нарушениями в развитии [Текст] /
А.И. Ахметзянова, Т.В. Артемьева, А.А. Твардовская // Интеграция образования. -2017. - № 3. - С. 489 -504.
5. Ахметзянова, А.И. Особенности антиципационной деятельности при общем недоразвитии речи у детей старшего дошкольного возраста
[Текст]: автореф. дис... канд. психол. наук / А.И. Ахметзянова. - Казань, 2004
- 161 с.
6. Ахметзянова, А.И. Особенности вероятностного прогнозирования
дошкольников, страдающих недоразвитием речи [Текст] /
А.И. Ахметзянова // Материалы 9 Всероссийской научно - практической конференции «Духовность, здоровье и творчество в системе мониторинга качества воспитания». - Казань - Йошкар-Ола: Изд-во Каз. ун-та, 2003.
7. Ахметзянова, А.И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья [Текст]: учеб. - метод. пособие / А.И. Ахметзянова. - Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2017. -
46 с.
8. Базылевич, Т.Ф. Системные исследования антиципации в структуре индивидуальности [Текст] / Т.Ф. Базылевич // Вопросы психологии. - 1988. - № 4.- С. 46 - 55


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ