Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы изучения читательских компетенций у учащихся с
нарушениями речи 6
1.1 Понятие и сущность читательских компетенций 6
Информационно-познавательная компетенция 9
Овладение рефлексивной компетенцией включает: 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями речи 14
1.3 Особенности читательских компетенций у младших школьников с нарушениями речи
22
1.4 Основные направления формирования читательских компетенций у младших
школьников с нарушением речи 29
Выводы по главе 1 36
Глава II. Экспериментальное исследование нарушений формирования читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи 38
2.1 Организация исследования читательских компетенции у детей с нарушениями речи.. 38
2.2 Содержание методики исследования нарушений формирования читательских
компетенций у учащихся с нарушениями речи 39
2.3 Анализ исследования читательских компетенций у учащихся с ОНР 41
Глава III. Логопедическая работа по формированию читательных компетенций у учащихся с нарушениями речи 59
3.1 Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 59
3.2 Содержание логопедической работы, направленной на совершенствование
читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи 61
3.3 Результат и анализ контрольного эксперемента 71
Заключение 80
Список использованной литературы 83
На сегодняшний день существует насущная необходимость разработок новых, инновационных, форм и методов работы с детьми младшего школьного возраста по формированию у них учебных знаний и навыков. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что одной из причин сложностей овладения учащимися некоторыми школьными предметами являются нарушения овладения чтением. В особенности данная проблема усугубляется, когда вопрос касается младших школьников с общим недоразвитием речи.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что ребенок с речевой патологией, испытывающий трудности в овладении чтением, испытывает дискомфорт и на уроках, тревожится, смущается, что негативно сказывается не только на его эмоциональном состоянии, но и на взаимоотношениях со сверстниками, а также на успешности его дальнейшего обучения. Особую проблему представляют трудности понимания учащихся с речевыми нарушениями прочитанного текста, которые снижают качество понимания учебной дисциплины, а также способны вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. К имеющимся нарушениям чтения у младших школьников добавляется проблема снижения интереса к чтению, к эмоциональному интересу к литературе, что свидетельствует о низком уровне сформированности читательских компетенций у учащихся с речевой патологии.
Вопросы развития читательских компетенций у младших школьников широко представлены в литературе. Данные вопросы рассматривались Т.А. Алтуховой, И.Н. Карачевцевой, А.А. Мигурской. Зависимость между развитием речи ребенка и объемом понимания лексического материала при чтении выделялась такими авторами, как Г.В. Бабина, Б.М. Гриншпун, Г.В. Чиркина. Вопросы подготовки учителей к решению проблем формирования читательских компетенций отражены в трудах О.В. Соболе
вой. Проблемы нарушений чтения у младших школьников с речевой патологией отражены в трудах Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Т.А. Ткаченко и других авторов. Тем не менее, вопросы организации логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с общим недоразвитием речи слабо отражены в имеющихся источниках и нуждаются в дальнейших исследованиях. Таким образом, существует противоречие между
существенным числом младших школьников с нарушениями речи, характеризующихся снижением качества чтения, понимания и осознанности прочитанного, мотивации к чтению, интересу к литературе и низким числом имеющихся современных источников по организации логопедической работы по формированию данных компетенций у учащихся исследуемой категории, что подчеркивает проблему исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотреть основные условия эффективности логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
Объект исследования - процесс развития читательских компетенций.
Предмет исследования - логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию читательских компетенций учащихся с нарушениями речи будет эффективна при реализации следующих направлений:
- развитии репродуктивной читательской компетенции: коррекции правильности и способа чтения;
- развитии информационно-познавательной компетенции: повышении возможностей детей находить и оценивать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте;
- развитии рефлексивной компетенции: формировании своего
отношения к прочитанному, совершенствовании читательского опыта.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический обзор научных источников по проблеме формирования читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
2. На практическом примере изучить особенности сформированности читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи и их сверстников без речевых нарушений.
3. Разработать, апробировать и оценить эффективность основных направлений логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
Теоретико-методологические основы исследования:
Исследование опирается на положения о формировании личности через участие в различных видах деятельности Л.С. Выготского, учение о динамической локализации функций А.Р. Лурия; психолингвистическую теорию речевой деятельности (Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней); теоретические идеи, раскрывающие современные представления о симптомах и механизмах нарушения чтения Р.И. Лалаевой, современные лингвистические представления о лексико-семантической стороне речи, пониманию и осознанию прочитанного текста И.Н. Карачевцевой, А.А. Мигурской, И.В. Обориной.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ источников по проблеме исследования); эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа); методы статистической обработки результатов исследования (качественный и количественный анализ полученных результатов).
Теоретическая значимость: заключается в расширении имеющихся представлений о формировании читательских компетенций младших школьников с нарушениями речи.
Практическая значимость: представленные методы исследования могут быть использованы в практике коррекционно-педагогической и коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование читательских компетенций у младших школьников с речевой патологией.
Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме изучения и выявления читательских компетенций у младших школьников с нарушением речи. Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Выполнен теоретический обзор источников, позволивший отметить, что чтение - это комплекс когнитивного процесса для получения смысла (понимание текста), это сложный психофизиологический процесс. Нарушения чтения у младших школьников с нарушением речи не являются изолированным нарушением, они сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями письма.
2. Для достижения второй задачи в рамках работы было проведено практическое исследование. Цель исследования: определить уровень развития читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи. Исследование проводилось на базе: ГБОУ «Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья», в исследовании принимали участие 40 детей младшего школьного возраста, учащиеся 2-ого класс с ОНР III и IV уровня. В целях диагностики читательских компетенций были использованы методики диагностики, позволяющие комплексно оценить: репродуктивную, информационно-познавательную, коммуникативную читательские компетенции у учащихся. Исследование показало, что младшие школьники с ОНР характеризуются средним и низким уровнем всех рассматриваемых читательских компетенций. Выявлены учащиеся, характеризующиеся оптической, фонематической дислексией. У большинство младших школьников выявлена семантическая дислексия. Разделение слова на слоги в процессе чтения являлось главной причиной непонимания читаемого. В результате нарушения фонематического и слогового синтеза учащиеся с нарушением речи испытывали сложности узнавания слов, если они разделены на части в процессе послогового чтения, были не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Чтение данных учащихся было механическим, без понимания смысла читаемого. Отмечено, что нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, нарушениями функций фонематической системы.
Младшие школьники с ОНР характеризуются низким уровнем внимания к прочитанному, не умеют задать вопросы к тексту, выявить главные и второстепенные сюжетные линии, ключевые слова. У учащихся отсутствуют навыки сопоставления прочитанного текста и личного жизненного опыта. Ошибки чтения способствуют тому, что дети стесняются читать в классе, боятся осуждения и насмешек, в связи с чем испытывают негатив к чтению. Никто из участников не проявляет интерес к самостоятельному чтению и, в целом, к книге. Таким образом, исследование позволило сделать вывод о необходимости организации логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с ОНР.
3. Для достижения третьей задачи, по результатам проведенного обследования были разработаны и апробированы основные направления логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи. Особенностью проведенной работы являлась совместная работа логопеда и педагога с целью коррекции ошибок чтения и формирования читательских компетенций: умений выбрать для себя текст для чтения (книгу), научиться понимать прочитанное, сопоставлять с жизненным опытом. Кроме того, интерес к чтению у учащихся формировался посредством организации в классе мини-библиотечки, выставки книг, вечера книги. Предварительно участники исследования были распределены на две подгруппы по 20 человек в каждой. В формирующей работе участвовали дети экспериментальной подгруппы. Учащиеся контрольной подгруппы обучались по традиционной программе.
Эффективность проведенного обучающего эксперимента была подтверждена на контрольном этапе. Повторное обследование учащихся с ОНР, участвующих в формирующей программе, показало, что общий уровень всех читательских компетенций улучшился и стал существенно выше, чем у учащихся, занимающихся по традиционной программе.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены.
1. Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников / З.Е. Агранович. - СПб.: Детство-пресс, 2014. - 394 с.
2. Акименко В.М. Применение моделей артикуляции звуков при коррекции фонематического недоразвития речи у дошкольников / В.М. Акименко //Логопед - 2005. - № 1. - С.4-9
3. Алиферович А.А. Читательские навыки младших школьников / А.А. Алиферович. - Мн.: Амалфея, 2015. - 320 с.
4. Алтухова Т.А. Коррекция нарушений чтения у учащихся начальных классов с трудностями в обучении / Т.А. Алтухова // Пособие для учителей начальных классов. - Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 1998. - 116 с.
5. Алтухова Т.А. Основные направления технологии формирования смыслового компонента чтения у учащихся младших классов / Т.А. Алтухова // Практическая психология и логопедия. - 2008. - № 6. - С. 56-62.
6. Ананьев Б.Г. Психология / Б.Г. Ананьев. - М.: Просвещение, 2002. - 220 с.
7. Ахутина Т.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общ. ред. Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Творческий Центр СФЕРА; В. Секачев, 2008. - 128 с.
8. Бакарченко Е. Это стул - на нем сидят...: развитие речи учащихся 3-4-х классов / Е. Бакарченко // Здоровье детей - Первое сентября. - 2013. - № 2. - С. 36-37
9. Барцаева Е.В. Особенности организации и проведения занятий по внеклассному чтению с учащимися, имеющими общее недоразвитие речи / Е.В. Барцаева, О.Н. Кулаева // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Гуманитарные науки, 2015. - № 6. - С. 4-7.
10. Бенеш Н.И. Трудности в овладении младшими школьниками письменной речью / Н.И. Бенеш // Герценовские чтения. Начальное образование, 2013. - Т.
4. - № 1. - С. 263-272.
11. Бондаренко Г. И. О некоторых приемах работы младших школьников с учебно-научным и собственным текстом на уроке русского языка / Г. И. Бондаренко // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 9. - С. 89-91.
12. Бородина В.А. Продуктивность и рефлексия чтения - основа мониторинга качества чтения в начальной школе / В.А. Бородина, С.М. Бородин // Герценовские чтения. Начальное образование, 2012. - Т. 3. - № 1. - С. 251-254.
13. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический
феномен открытого образования: проблемы исследования // Известия РГПУ им.
А.И. Герцена. 2006. №14. URL: bttps://cyberlemnka.ru/artide/n/chteme-
shkolnikov-kak-sotsialno-pedagogicheskiy-fenomen-otkrytogo-obrazovaniya- problemy-issledovaniya (дата обращения: 16.04.2018).
14. Гончарова Е. Л. Ранние этапы читательского развития. К теории вопроса / Е. Л. Гончарова // Дефектология. - 2007. - № 1. - С. 4-11
15. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семисоциопсихологии / Т.М. Дридзе. - М.: Наука,
1984. - 232с.
16. Земляченко М. В. Профилактика нарушений чтения и письма у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / М. В. Земляченко, Т. В. Кутергина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). - Пермь: Меркурий, 2012. - С. 113-115.
17. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения / И.А. Зимняя// Теория речевой деятельности. - СПб., 2000. - С. 111-120.
18. Карачевцева И.Н. Особенности смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием / И.Н. Карачевцева//Дефектология. -2009. - № 3. - С. 38-47
19. Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности: учебное пособие для студентов педвузов / В.А. Ковшиков, В.П. Глухов. - М. : АСТ : Астрель, 2011. - 420 с.
20. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей / А.Н. Корнев.- СПб: Речь, 2003. - 286 с.
21. Корнев А.Н. Методика диагностики дислексии у детей / А.Н. Корнев,
О.А. Ишимова. - СПб.: Изд-во Политехнического, ун-та, 2010. - 72 с.
22. Лалаева Р.И. Устранение оптической дислексии и дисграфии// Р.И. Лалаева. Логопедическая работа в коррекционных классах. - М.: Владос, 2001.
- 290 с.
23. Ложкина Н.М. Понятие «Читательская компетенция» в зарубежной и отечественной педагогической и методической литературе / Н.М. Ложкина // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, 2012. - № 8 (74). - С. 45-46.
24. Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: практикум для учащихся (1-4 класс) / Е.И. Матвеева. - М. : ВАКО, 2005. - 240 с.
25. Мигурская А. А. Общая характеристика уровней понимания читаемого у младших школьников с дислексией / А. А. Мигурская // Дефектология. - 2012.
- № 6. - С. 54-61
26. Михашина А. С. Коррекционная работа по формированию смысловой стороны чтения у детей младшего школьного возраста с дислексией / Михашина А. С., Минина С. В. // Школьный логопед. - 2012. - № 3. - С. 78-82.
27. Мурзин Л.Н. Текст и его восприятие / Л.Н. Мурзин и др. - Свердловск: Урал. унт, 2002. - 320 с.
28. Ожегов С. И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. - М. : Оникс, 2007. - 736 с.
29. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: методическое пособие для учителя / М.И. Оморокова. - 2-е издание, исправленное и дополненное. - М. : АРКТИ, 2010. - 160 с.
30. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 2009. - 365 с.
31. Панфилова А.П. Психология общения / А.П. Панфилова. - М.: Академия,
2013. - 368 с.
32. Привалова С.Е. Общий обзор понятий компетенция, компетенность, читательская компетентность / С.Е. Привалова // Путь науки, 2016. - № 3 (25). -
С. 111-112.
33. Руднев В.Н. Читательский опыт личности как общекультурная компетенция / В.Н. Руднев // Педагогика, 2016. - № 3. - С. 109-111.
34. Русецкая М.Н. Компетентностный подход к диагностике дислексии у школьников / М.Н. Русецкая//Логопедия, 2010. - №2. - С.26
35. Русецкая М.Н. Динамика чтения учащихся образовательных школ / М.Н. Русецкая // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, 2009. - № 4 (72). - С. 73-76.
36. Руснакова Е.В. Читательская компетенция как составляющая общекультурной компетенции обучающихся общеобразовательной школы / Е.В. Руснакова, И.Н. Ковтун // Современные технологии в науки и образовании: проблемы, достижения, перспективы. Сборник научных трудов по материалам I международной научно-практической конференции, 2016. - С. 139-143.
37. Словарь иностранных слов. Изд. 13. - М.: 1986. - С.241.
38. Салахутдинова Е.С. Педагогическая поддержка младших школьников с нарушением чтения / Е.С. Салахутдинова // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки, 2010. - № 4. - С. 247-255.
39. Татаринова И.А. Трудности при овладении чтением учащимися первых классов и пути их преодоления / И.А. Татаринова //Логопед - 2009. - № 7, с. 96
40. Ткаченко Т. А. В первый класс - без дефектов речи: Методическое пособие / Т.А. Ткаченко. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. - 286с.
41. Токарева О.А. Расстройства чтения и письма (дислексии и дисграфии) /под ред. С.С. Ляпидевского. О.А. Токарева. - М.: Просвещение, 2001. - 159с.
42. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 288 с.
43. Хуторской А.В. Технология проектирования ключевых и предметных
компетенций / А.В. Хуторской// Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. - 12 декабря. Дата доступа: 05.04.2018. Режим доступа:
http: //eidos.ru/j ournal/2005/1212. htm
44. Филичева Т.Б. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичева, А.Р. Соболева. - Екатеринбург: АРГО, 1996. - 80 с.
45. Эльконин Д. Б. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии, 1956. - 90 с.
46. Чаладзе Е.А. Формирование процессов понимания прозаических текстов
детьми с общим недоразвитием речи / Е.А. Чаладзе, Р.И. Ганиева // Поволжский педагогический вестник, 2015.