ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава I. Научно-теоретические основы изучения читательских компетенций у учащихся с
нарушениями речи 6
1.1 Понятие и сущность читательских компетенций 6
Информационно-познавательная компетенция 9
Овладение рефлексивной компетенцией включает: 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями речи 14
1.3 Особенности читательских компетенций у младших школьников с нарушениями речи
22
1.4 Основные направления формирования читательских компетенций у младших
школьников с нарушением речи 29
Выводы по главе 1 36
Глава II. Экспериментальное исследование нарушений формирования читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи 38
2.1 Организация исследования читательских компетенции у детей с нарушениями речи.. 38
2.2 Содержание методики исследования нарушений формирования читательских
компетенций у учащихся с нарушениями речи 39
2.3 Анализ исследования читательских компетенций у учащихся с ОНР 41
Глава III. Логопедическая работа по формированию читательных компетенций у учащихся с нарушениями речи 59
3.1 Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 59
3.2 Содержание логопедической работы, направленной на совершенствование
читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи 61
3.3 Результат и анализ контрольного эксперемента 71
Заключение 80
Список использованной литературы 83
Глава I. Научно-теоретические основы изучения читательских компетенций у учащихся с
нарушениями речи 6
1.1 Понятие и сущность читательских компетенций 6
Информационно-познавательная компетенция 9
Овладение рефлексивной компетенцией включает: 10
1.2 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с нарушениями речи 14
1.3 Особенности читательских компетенций у младших школьников с нарушениями речи
22
1.4 Основные направления формирования читательских компетенций у младших
школьников с нарушением речи 29
Выводы по главе 1 36
Глава II. Экспериментальное исследование нарушений формирования читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи 38
2.1 Организация исследования читательских компетенции у детей с нарушениями речи.. 38
2.2 Содержание методики исследования нарушений формирования читательских
компетенций у учащихся с нарушениями речи 39
2.3 Анализ исследования читательских компетенций у учащихся с ОНР 41
Глава III. Логопедическая работа по формированию читательных компетенций у учащихся с нарушениями речи 59
3.1 Цель, задачи и организация обучающего эксперимента 59
3.2 Содержание логопедической работы, направленной на совершенствование
читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи 61
3.3 Результат и анализ контрольного эксперемента 71
Заключение 80
Список использованной литературы 83
На сегодняшний день существует насущная необходимость разработок новых, инновационных, форм и методов работы с детьми младшего школьного возраста по формированию у них учебных знаний и навыков. Многочисленные исследования свидетельствуют о том, что одной из причин сложностей овладения учащимися некоторыми школьными предметами являются нарушения овладения чтением. В особенности данная проблема усугубляется, когда вопрос касается младших школьников с общим недоразвитием речи.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что ребенок с речевой патологией, испытывающий трудности в овладении чтением, испытывает дискомфорт и на уроках, тревожится, смущается, что негативно сказывается не только на его эмоциональном состоянии, но и на взаимоотношениях со сверстниками, а также на успешности его дальнейшего обучения. Особую проблему представляют трудности понимания учащихся с речевыми нарушениями прочитанного текста, которые снижают качество понимания учебной дисциплины, а также способны вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. К имеющимся нарушениям чтения у младших школьников добавляется проблема снижения интереса к чтению, к эмоциональному интересу к литературе, что свидетельствует о низком уровне сформированности читательских компетенций у учащихся с речевой патологии.
Вопросы развития читательских компетенций у младших школьников широко представлены в литературе. Данные вопросы рассматривались Т.А. Алтуховой, И.Н. Карачевцевой, А.А. Мигурской. Зависимость между развитием речи ребенка и объемом понимания лексического материала при чтении выделялась такими авторами, как Г.В. Бабина, Б.М. Гриншпун, Г.В. Чиркина. Вопросы подготовки учителей к решению проблем формирования читательских компетенций отражены в трудах О.В. Соболе
вой. Проблемы нарушений чтения у младших школьников с речевой патологией отражены в трудах Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Т.А. Ткаченко и других авторов. Тем не менее, вопросы организации логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с общим недоразвитием речи слабо отражены в имеющихся источниках и нуждаются в дальнейших исследованиях. Таким образом, существует противоречие между
существенным числом младших школьников с нарушениями речи, характеризующихся снижением качества чтения, понимания и осознанности прочитанного, мотивации к чтению, интересу к литературе и низким числом имеющихся современных источников по организации логопедической работы по формированию данных компетенций у учащихся исследуемой категории, что подчеркивает проблему исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотреть основные условия эффективности логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
Объект исследования - процесс развития читательских компетенций.
Предмет исследования - логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию читательских компетенций учащихся с нарушениями речи будет эффективна при реализации следующих направлений:
- развитии репродуктивной читательской компетенции: коррекции правильности и способа чтения;
- развитии информационно-познавательной компетенции: повышении возможностей детей находить и оценивать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте;
- развитии рефлексивной компетенции: формировании своего
отношения к прочитанному, совершенствовании читательского опыта.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический обзор научных источников по проблеме формирования читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
2. На практическом примере изучить особенности сформированности читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи и их сверстников без речевых нарушений.
3. Разработать, апробировать и оценить эффективность основных направлений логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
Теоретико-методологические основы исследования:
Исследование опирается на положения о формировании личности через участие в различных видах деятельности Л.С. Выготского, учение о динамической локализации функций А.Р. Лурия; психолингвистическую теорию речевой деятельности (Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней); теоретические идеи, раскрывающие современные представления о симптомах и механизмах нарушения чтения Р.И. Лалаевой, современные лингвистические представления о лексико-семантической стороне речи, пониманию и осознанию прочитанного текста И.Н. Карачевцевой, А.А. Мигурской, И.В. Обориной.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ источников по проблеме исследования); эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа); методы статистической обработки результатов исследования (качественный и количественный анализ полученных результатов).
Теоретическая значимость: заключается в расширении имеющихся представлений о формировании читательских компетенций младших школьников с нарушениями речи.
Практическая значимость: представленные методы исследования могут быть использованы в практике коррекционно-педагогической и коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование читательских компетенций у младших школьников с речевой патологией.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что ребенок с речевой патологией, испытывающий трудности в овладении чтением, испытывает дискомфорт и на уроках, тревожится, смущается, что негативно сказывается не только на его эмоциональном состоянии, но и на взаимоотношениях со сверстниками, а также на успешности его дальнейшего обучения. Особую проблему представляют трудности понимания учащихся с речевыми нарушениями прочитанного текста, которые снижают качество понимания учебной дисциплины, а также способны вызвать и закрепить такие черты характера, как неуверенность в себе, робость, тревожную мнительность или, наоборот, озлобленность, агрессивность, склонность к негативным реакциям. К имеющимся нарушениям чтения у младших школьников добавляется проблема снижения интереса к чтению, к эмоциональному интересу к литературе, что свидетельствует о низком уровне сформированности читательских компетенций у учащихся с речевой патологии.
Вопросы развития читательских компетенций у младших школьников широко представлены в литературе. Данные вопросы рассматривались Т.А. Алтуховой, И.Н. Карачевцевой, А.А. Мигурской. Зависимость между развитием речи ребенка и объемом понимания лексического материала при чтении выделялась такими авторами, как Г.В. Бабина, Б.М. Гриншпун, Г.В. Чиркина. Вопросы подготовки учителей к решению проблем формирования читательских компетенций отражены в трудах О.В. Соболе
вой. Проблемы нарушений чтения у младших школьников с речевой патологией отражены в трудах Р.И. Лалаевой, А.Н. Корнева, Т.А. Ткаченко и других авторов. Тем не менее, вопросы организации логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с общим недоразвитием речи слабо отражены в имеющихся источниках и нуждаются в дальнейших исследованиях. Таким образом, существует противоречие между
существенным числом младших школьников с нарушениями речи, характеризующихся снижением качества чтения, понимания и осознанности прочитанного, мотивации к чтению, интересу к литературе и низким числом имеющихся современных источников по организации логопедической работы по формированию данных компетенций у учащихся исследуемой категории, что подчеркивает проблему исследования.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотреть основные условия эффективности логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
Объект исследования - процесс развития читательских компетенций.
Предмет исследования - логопедическая работа по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
Гипотеза исследования: логопедическая работа по формированию читательских компетенций учащихся с нарушениями речи будет эффективна при реализации следующих направлений:
- развитии репродуктивной читательской компетенции: коррекции правильности и способа чтения;
- развитии информационно-познавательной компетенции: повышении возможностей детей находить и оценивать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте;
- развитии рефлексивной компетенции: формировании своего
отношения к прочитанному, совершенствовании читательского опыта.
Задачи исследования:
1. Выполнить теоретический обзор научных источников по проблеме формирования читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
2. На практическом примере изучить особенности сформированности читательских компетенций у младших школьников с общим недоразвитием речи и их сверстников без речевых нарушений.
3. Разработать, апробировать и оценить эффективность основных направлений логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи.
Теоретико-методологические основы исследования:
Исследование опирается на положения о формировании личности через участие в различных видах деятельности Л.С. Выготского, учение о динамической локализации функций А.Р. Лурия; психолингвистическую теорию речевой деятельности (Л.С. Выготского, Н.И. Жинкина, И.А. Зимней); теоретические идеи, раскрывающие современные представления о симптомах и механизмах нарушения чтения Р.И. Лалаевой, современные лингвистические представления о лексико-семантической стороне речи, пониманию и осознанию прочитанного текста И.Н. Карачевцевой, А.А. Мигурской, И.В. Обориной.
Методы исследования: теоретические (теоретический анализ источников по проблеме исследования); эмпирические (изучение и обобщение педагогического опыта, опытно-экспериментальная работа); методы статистической обработки результатов исследования (качественный и количественный анализ полученных результатов).
Теоретическая значимость: заключается в расширении имеющихся представлений о формировании читательских компетенций младших школьников с нарушениями речи.
Практическая значимость: представленные методы исследования могут быть использованы в практике коррекционно-педагогической и коррекционно-логопедической работы, направленной на формирование читательских компетенций у младших школьников с речевой патологией.
Выпускная квалификационная работа посвящена актуальной теме изучения и выявления читательских компетенций у младших школьников с нарушением речи. Для достижения цели были решены следующие задачи:
1. Выполнен теоретический обзор источников, позволивший отметить, что чтение - это комплекс когнитивного процесса для получения смысла (понимание текста), это сложный психофизиологический процесс. Нарушения чтения у младших школьников с нарушением речи не являются изолированным нарушением, они сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями письма.
2. Для достижения второй задачи в рамках работы было проведено практическое исследование. Цель исследования: определить уровень развития читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи. Исследование проводилось на базе: ГБОУ «Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья», в исследовании принимали участие 40 детей младшего школьного возраста, учащиеся 2-ого класс с ОНР III и IV уровня. В целях диагностики читательских компетенций были использованы методики диагностики, позволяющие комплексно оценить: репродуктивную, информационно-познавательную, коммуникативную читательские компетенции у учащихся. Исследование показало, что младшие школьники с ОНР характеризуются средним и низким уровнем всех рассматриваемых читательских компетенций. Выявлены учащиеся, характеризующиеся оптической, фонематической дислексией. У большинство младших школьников выявлена семантическая дислексия. Разделение слова на слоги в процессе чтения являлось главной причиной непонимания читаемого. В результате нарушения фонематического и слогового синтеза учащиеся с нарушением речи испытывали сложности узнавания слов, если они разделены на части в процессе послогового чтения, были не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Чтение данных учащихся было механическим, без понимания смысла читаемого. Отмечено, что нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, нарушениями функций фонематической системы.
Младшие школьники с ОНР характеризуются низким уровнем внимания к прочитанному, не умеют задать вопросы к тексту, выявить главные и второстепенные сюжетные линии, ключевые слова. У учащихся отсутствуют навыки сопоставления прочитанного текста и личного жизненного опыта. Ошибки чтения способствуют тому, что дети стесняются читать в классе, боятся осуждения и насмешек, в связи с чем испытывают негатив к чтению. Никто из участников не проявляет интерес к самостоятельному чтению и, в целом, к книге. Таким образом, исследование позволило сделать вывод о необходимости организации логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с ОНР.
3. Для достижения третьей задачи, по результатам проведенного обследования были разработаны и апробированы основные направления логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи. Особенностью проведенной работы являлась совместная работа логопеда и педагога с целью коррекции ошибок чтения и формирования читательских компетенций: умений выбрать для себя текст для чтения (книгу), научиться понимать прочитанное, сопоставлять с жизненным опытом. Кроме того, интерес к чтению у учащихся формировался посредством организации в классе мини-библиотечки, выставки книг, вечера книги. Предварительно участники исследования были распределены на две подгруппы по 20 человек в каждой. В формирующей работе участвовали дети экспериментальной подгруппы. Учащиеся контрольной подгруппы обучались по традиционной программе.
Эффективность проведенного обучающего эксперимента была подтверждена на контрольном этапе. Повторное обследование учащихся с ОНР, участвующих в формирующей программе, показало, что общий уровень всех читательских компетенций улучшился и стал существенно выше, чем у учащихся, занимающихся по традиционной программе.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены.
1. Выполнен теоретический обзор источников, позволивший отметить, что чтение - это комплекс когнитивного процесса для получения смысла (понимание текста), это сложный психофизиологический процесс. Нарушения чтения у младших школьников с нарушением речи не являются изолированным нарушением, они сопровождаются нарушениями устной речи и нарушениями письма.
2. Для достижения второй задачи в рамках работы было проведено практическое исследование. Цель исследования: определить уровень развития читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи. Исследование проводилось на базе: ГБОУ «Казанская школа-интернат № 7 для детей с ограниченными возможностями здоровья», в исследовании принимали участие 40 детей младшего школьного возраста, учащиеся 2-ого класс с ОНР III и IV уровня. В целях диагностики читательских компетенций были использованы методики диагностики, позволяющие комплексно оценить: репродуктивную, информационно-познавательную, коммуникативную читательские компетенции у учащихся. Исследование показало, что младшие школьники с ОНР характеризуются средним и низким уровнем всех рассматриваемых читательских компетенций. Выявлены учащиеся, характеризующиеся оптической, фонематической дислексией. У большинство младших школьников выявлена семантическая дислексия. Разделение слова на слоги в процессе чтения являлось главной причиной непонимания читаемого. В результате нарушения фонематического и слогового синтеза учащиеся с нарушением речи испытывали сложности узнавания слов, если они разделены на части в процессе послогового чтения, были не способны объединить в единое значимое целое последовательно произнесенные слоги. Чтение данных учащихся было механическим, без понимания смысла читаемого. Отмечено, что нарушение понимания прочитанных предложений обусловлено несформированностью представлений о синтаксических связях слов в предложении, нарушениями функций фонематической системы.
Младшие школьники с ОНР характеризуются низким уровнем внимания к прочитанному, не умеют задать вопросы к тексту, выявить главные и второстепенные сюжетные линии, ключевые слова. У учащихся отсутствуют навыки сопоставления прочитанного текста и личного жизненного опыта. Ошибки чтения способствуют тому, что дети стесняются читать в классе, боятся осуждения и насмешек, в связи с чем испытывают негатив к чтению. Никто из участников не проявляет интерес к самостоятельному чтению и, в целом, к книге. Таким образом, исследование позволило сделать вывод о необходимости организации логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с ОНР.
3. Для достижения третьей задачи, по результатам проведенного обследования были разработаны и апробированы основные направления логопедической работы по формированию читательских компетенций у учащихся с нарушениями речи. Особенностью проведенной работы являлась совместная работа логопеда и педагога с целью коррекции ошибок чтения и формирования читательских компетенций: умений выбрать для себя текст для чтения (книгу), научиться понимать прочитанное, сопоставлять с жизненным опытом. Кроме того, интерес к чтению у учащихся формировался посредством организации в классе мини-библиотечки, выставки книг, вечера книги. Предварительно участники исследования были распределены на две подгруппы по 20 человек в каждой. В формирующей работе участвовали дети экспериментальной подгруппы. Учащиеся контрольной подгруппы обучались по традиционной программе.
Эффективность проведенного обучающего эксперимента была подтверждена на контрольном этапе. Повторное обследование учащихся с ОНР, участвующих в формирующей программе, показало, что общий уровень всех читательских компетенций улучшился и стал существенно выше, чем у учащихся, занимающихся по традиционной программе.
Таким образом, все поставленные задачи выполнены.
Подобные работы
- ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЧИТАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ У УЧАЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ АВТОНОМНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ МОТИВАЦИИ ПИСЬМЕННО-РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ДИСГРАФИЕЙ И ДИСЛЕКСИЕЙ (УРОВЕНЬ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ)
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СМЫСЛОВОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПОНИМАНИЯ ЧИТАЕМОГО ТЕКСТА
МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2017 - Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников на уроках литературного чтения средствами игровой деятельности
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2020 - Методы обучения младших школьников с дислексией
Курсовые работы, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 6700 р. Год сдачи: 2020



