Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психодиагностика коллектива как фактор успешного управления (Алтайский Государственый Педагогический Университет)

Работа №44143

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психодиагностика

Объем работы67
Год сдачи2019
Стоимость550 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
546
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Много объемных приложений с методикой исследования.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы психодиагностики коллектива как фактора успешного управления образовательной организацией 6
1.1.Особенности управления образовательной организацией 6
1.2.Основы психодиагностики коллектива 10
1.3.Психологическая диагностика в системе управления 15
Глава 2. Диагностика коллектива образовательной организации как фактор успешного управления 21
2.1.Описание подходов к выбору методик диагностики 21
2.2.Психодиагностические методики диагностики в образовательной организации 28
2.3.Рекомендации по организации психодиагностики в образовательной организации 34
Заключение 36
Список использованных источников 38
Приложение 42

Постоянно возрастающая интенсивность работы, повышение требований к сотрудникам, построение системы управления персоналом с использованием современных кадровых технологий требует привлечения к кадровой работе знаний в области психологии, а в частности, психодиагностики. Стоит отметить, что успешная деятельность какой-либо организации зависит не только от квалификации работников, но и от грамотной диагностики психологических особенностей персонала и правильного оперирования результатами проведенных методик. Если управление персоналом происходит стихийно, без учета личностных особенностей, а подбор кадров осуществляется случайным образом, без учета и понимания психологических особенностей коллектива, то создается почва для снижения продуктивности работы, частых конфликтов и увольнений.
В профессиональном стандарте «Специалист по управлению персоналом» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 6 октября 2015 г. N 691н) в качестве умений обозначено «Оценка соответствия кандидатов требованиям вакантной должности (профессии, специальности)». Это в свою очередь требует специальной подготовки к психодиагностической деятельности, а современные студенты, обучающиеся по направлению «Управление персоналом», «Менеджмент», изучают основы и способы применения данных техник в рамках основной программы вуза.
В работах Климова Е.А. введено понятие «кадровая психодиагностика» как область психологии, в рамках которой разрабатываются и реализуются методы выявления и измерения индивидуально-психологических особенностей личности - субъекта профессиональной деятельности и трудовых отношений. В работах Лукашевой К. А. и Овсепян М. Э. рассматривается владение умением организовывать психодиагностику как фактор успешного управления.
Практические методики традиционно используются в кадровой деятельности в целях профориентации, профотбора и расстановки кадров, для контроля психического развития личности и оптимизации обучения, прогнозирования поведения. Психологические методики уместны также для контроля процесса обучения профессии или повышения квалификации сотрудника, для выявления причин отставания работников, нахождения их слабых мест и дальнейшего решения возникших проблем. Психологические методики позволяют определить степень сплоченности коллектива, психологический климат внутри организации, конфликтность и способы её разрешения. Так же объектами исследования в кадровой работе могут выступать нормы и ценности группы; стресс и стрессоустойчивость как каждого работника, так и группы в целом; готовность к инновациям со стороны персонала; способы управления в организации; лидерство; конкуренция; распределение ролей и т. д.
Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью использования психологической диагностики в управлении коллективом, так как руководители, которые применяют методики психодиагностики, обеспечиваются важной психологической информацией о своих работниках, что в свою очередь повышает эффективность управления.
Таким образом, существуют противоречие между необходимостью создать условия для использования психодиагностики коллектива в процессе управления и отсутствие психодиагностического комплекса, обеспечивающего полноценную информацию о коллективе.
На основании выделенных противоречий, анализа философской, психолого-педагогической литературы была сформулирована проблема проекта, заключающаяся в теоретическом осмыслении применения психодиагностики коллектива как фактора успешного управления.
Цель исследования — изучение психодиагностики коллектива как фактора успешного управления.
Объект исследования: управление человеческими ресурсами в организации.
Предмет исследования: психодиагностика коллектива как фактор успешного управления.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ проблем управления человеческими ресурсами.
2. Изучить основные теоретические подходы к проведению психодиагностики производственного коллектива.
3. Проанализировать влияние психодиагностики на управление коллективом.
4.Определить подходы к выбору методик диагностики для повышения эффективности управления.
5.Подобрать методики диагностики педагогического коллектива.
6.Определить рекомендации по проведению псходиагностики в коллективе с целью повышения эффективности управления.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: библиографический (изучение научной литературы по проблеме исследования).
Структура проекта. Проект состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Успешность деятельности любой организации зависит от множества факторов, включающих условия и внешней и внутренней среды организации. В образовательной организации, как в любой организации, связанной с управлением человеческими ресурсами наибольшее значение имеет личность человека-профессионала – «учителя». В эффективном использовании труда работников заинтересован как сам работник, так и руководитель.
Главную роль в организации играет руководитель. Сплоченный, стремящийся к единой цели коллектив, намного эффективнее и быстрее справится с поставленными задачами, чем разобщенный коллектив работников, не чувствующий единения с коллегами, не имеющий возможности получить от них помощь и поддержку в трудной ситуации. Для эффективного управления коллективом, необходимо вовремя замечать его социально — психологические характеристики, учитывать индивидуальные особенности работников.
Анализ психолого-педагогической литературы показал позволил прийти к следующим выводам.
Четко разработанные функциональные обязанности уровневой структуры управления образовательной организацией обеспечивают слаженность в управлении развитием образовательного учреждения, обеспечивая его эффективность. Наибольшее влияние на эффективность управление образовательной организации оказывают такие элементы, как: подбор кадров, оценка их деятельности, положительная мотивация, формирование благоприятного психологического микроклимата в коллективе; процесс развития школы; внешние условия (социокультурная среда).
Психодиагностики коллектива проводится с целью оценить актуальное состояние, индивидуальные личностные и деловые качества сотрудников, выявить причины конфликтов в коллективе. Для оценки коллектива обычно формируется комплекс (батарея) методик, в зависимости от потребностей и задачи. В качестве практических психодиагностических методик чаще применяют стандартизированные опросники, отвечающие правилам надежности, валидности и качества.
Информация по результатам психодиагностики дает возможность определить стратегию формирования или модификации кадрового потенциала и обеспечивает процесс проектирования кадрового потенциала организации. В связи с этим велика ее связь с корпоративным менеджментом, системой управления организацией в целом.
Важной информацией необходимой для эффективного управления образовательной организации о педагогическом работнике является информация о мотивационно-ценностнных приоритетах; особенностях деятельности.
В качестве основных характеристик личности педагога выделили: способность к творчеству; работоспособность (определяет проектировочные и конструктивные способности); исполнительность (отражает проектировочные способности); коммуникабельность (отражает перцептивные и экспрессивные способности); адаптированность (отражает проектировочные способности, педагогическую интуицию); гуманистическая направленность; благополучное психоэмоциональное состояние; позитивное самовосприятие; ответственность.
При проведении психологической диагностики коллектива необходимо соблюдение требований к содержанию батареи тестов (целесообразность), к процедуре проведения (последовательность тестов по уровню сложности, одинаковая последовательность для всех испытуемых в порядке предъявления методик), к заключению по итогам исследования (объем, для кого написано заключение, логика изложения, использование понятной терминологии).
Данная работа может служить теоретической базой для экспериментального исследования особенностей педагогического коллектива для повышения успешного управления.



1. Андреева Г. М. Социальная психология / Г. М. Андреева. — М.: АСПЕКТ-ПРЕСС, 2009. — С. 211.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других / В. В.Бойко. – М.: Информационно издательский дом «Филин», 1996. – 87 с.
3. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с.
4. Бурлачук, Л. Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике / Л. Ф. Бурлачук, С. М. Морозов. — Киев: НАУКОВА ДУМКА, 1989. — 200 с.
5. Ведение в педагогическую деятельность / А.С. Роботова, Т.В. Леонтьева, И.Г. Шапошникова и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. — 208 с.
6. Данилова И. А. Краткий курс по социологии и психологии управления / И. А. Данилова, Р. Н. Нуриева. — М.: Окей-книга, 2011. — 111 с.
7. Зимняя И.А. Педагогическая психология. - Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. – 480 с.
8. Зырянова О.Г. Ответственность в менеджменте: психологический аспект проблемы//Современные тенденции развития экономики и управления: проблемы и решения. – Материалы международной научно-практической конференции. 2016. С. 279–284.
9. Ильин С. Н., Колодкин Г. Р. Психодиагностика как инновационная технология в управлении персоналом [Электронный ресурс]// Известия МГТУ. 2013. №1 (15). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihodiagnostika-kak-innovatsionnaya-tehnologiya-v-upravlenii-personalom (дата обращения: 06.05.2019).
10. Кальниш В.В. Содержательные аспекты использования терминов (успешность, производительность, результативность, эффективность) в гигиене труда /Украинский журнал о проблемах медицины труда. №4. 2010. С.63-69.
11. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 224 с.
12. Лазарев, B. C. Системное развитие школы [Электронный ресурс] / В. С. Лазарев. — М.: Педагогическое общество России, 2002. — 304 с.. — URL https://moluch.ru/archive/78/13549/ (дата обращения: 06.05.2019).
13. Луговский В.А., Сурженко Л.В., Чурянина Д.А. Социология и психология управления. – Краснодар: КубГАУ, 2016, – С. 101–104
14. Лукашева К. А. HR-технологии: психодиагностика в работе с персоналом //Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 35-37.
15. Маркова А. К. Психология труда учителя / А. К. Маркова. – М.: Издательский центр «Академия», 1993. – 423 с.
16. Моисеев А. М. Функции управления школой / А. М. Моисеев // Практика административной работы в школе, 2004. — № 5. — С. 24–26.
17. Носс И.Н. Профессиональная психодиагностика. Психологический отбор персонала. М.: Психотерапия, 2009. – 467 с.
18. Овсепян М.Э. Место и роль психодиагностики в управлении персоналом [Электронный ресурс] //Концепт. 2015. №12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mesto-i-rol-psihodiagnostiki-v-upravlenii-personalom (дата обращения: 05.05.2019).
19. Островский Э.В. Психология управления: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, Вузовский учебник ИНФРА – М., 2014. - 240 с.
20. Практическая психодиагностика. Тесты и методики/Авт.-сост. Надеждина В. — Минск: Харвест, 2011. — 640 с.
21. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования" от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва [сайт]// «Российская газета». URL: www.rg.ru
22. Психологическая диагностика в управлении персоналом /Климов Е.А. - М.: РПО, 1999. – 184 с.
23. Психологическая диагностика/Акимова М.К., Гуревич К.М. — СПб.: Питер, 2008. — 652 с.
24. Резапкина Г.В. Отбор в профильные классы. – М: Генезис, 2006. — 124 с.
25. Роботова А.С. Профессия-учитель: учеб. пособие/ А.С. Роботова, И.Г. Шапошникова, В.А. Родионова и др. – М.: Академия, 2005 - 336 с.
26. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога в 2 ч. Часть 2. Работа психолога со взрослыми. Коррекционные приемы и упражнения: практич. пособие / Е. И. Рогов. —М.: Издательство Юрайт, 2017. — 507 с.
27. Роньжова Н. В. Эффективное управление образовательной организацией. Сущность понятия «Эффективное управление». Критерии оценки эффективности управления образовательной организацией // Молодой ученый. — 2016. — №23. — С. 513-515.
28. Симонов В. П. Диагностика личности и деятельности педагога и обучаемых / В. П. Симонов. - М.: Просвещение, 2004. – 245 с.
29. Сластенин В. А. Педагогика /В. А. Сластенин, И. Ф. Исаева, Е. Н. Шиянов. — М.: Изд. центр «Академия», 2002. — 576 с.
30. Собчик Л.Н. Введение в психологию индивидуальности. - М.: Институт прикладной психологии, 1997. – 480 с.
31. Современный психологический словарь / под. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — СПб.: ПРАЙМ_ЕВРОЗНАК, ОАО ВКТ ВЛАДИМИР, 2008. — 490 с.
32. Столяренко А. М. Психология менеджмента/ А.М. Столяренко, Н.Д. Амаглобели. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 455 с.
33. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с.
34. Хуажева З.Б. Психологический портрет эффективного руководителя [Электронный ресурс]// Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(44)..URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/5(44).pdf (дата обращения: 10.01.2019)
35. Шамова Т. И. Управление образовательными системами/ Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. — М.: Изд-во «Владос», 2002. — 214 с.
36. Щёкин, Г. В. Организация и психология управления персоналом / Г. В. Щёкин. — М.: МАУП, 2002. — 832 с.
37. Щуркова Н.Е. Педагогическая технология.– М.: Педагогическое общество России, 2005. - 224 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ