Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ В СОЦИУМЕ

Работа №50834

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
669
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ
ОБЩЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СО СВЕРСТНИКАМИ 5
1.1. Теоретические подходы изучения общения 5
1.2. Общение в дошкольном возрасте 11
1.3. Общение дошкольников со сверстниками как фактор адаптации
к социальной среде 17
Выводы по первой главе 25
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВЕРСТНИКАМИ 26
2.1. Описание методов и процедуры исследования 26
2.2. Анализ результатов общения детей дошкольного возраста со
сверстниками 30
Выводы по второй главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ

Проблема общения, его нарушения и отклонения является одной из ведущих проблем современной детской психологии.
Общение играет важную роль в формировании личности и психическом развитии детей дошкольного возраста. Дети постоянно находятся в общении друг с другом, оказываются, включенными в систему межличностных отношений, повседневного взаимодействия,
опосредованного их совместной деятельностью. В этом возрасте общение со сверстниками выступает ведущей потребностью, которая удовлетворяется в игровой деятельности. Общение со сверстниками в игровой деятельности и посредством общения со взрослыми происходит усвоение ребенком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Характер общения со сверстниками на прямую зависит от коммуникативных умений, умений устанавливать отношения.
Общение - это своего рода способ адаптации к социальному окружению, включающий взаимодействие с группами сверстников. Значимость формирования коммуникативных умений изучалась многими исследователями (М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.) в контексте общения со сверстниками, становления общения в рамках ведущего вида деятельности дошкольников.
Совместная со сверстниками практическая деятельность и общение служит основой для формирования положительных поступков, развития доброжелательных отношений, взаимопомощи, сочувствия у детей друг к другу, что является необходимой базой для развития разных основ социальной активности, т.е. адаптации. Знание этих особенностей будет способствовать улучшению построения конструктивного общения со сверстниками. Именно этим и определяется актуальность исследования.
Цель исследования: исследовать особенности общения детей
дошкольного возраста со сверстниками как фактора успешной адаптации в социуме.
Объект исследования: дети дошкольного возраста.
Предмет исследования: общение дошкольников со сверстниками.
Гипотеза исследования: общение со сверстниками в дошкольном
возрасте строится на доброжелательности, просоциальном поведении.
В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования в работе решались следующие задачи:
1. Теоретически изучить особенности общения в дошкольном возрасте.
2. Рассмотреть проблему общения дошкольников со сверстниками как фактора адаптации к социальной среде.
3. Провести эмпирическое исследование общения дошкольников со сверстниками как фактора адаптации к социальной среде.
4. Обобщить полученные результаты исследования.
Теоретико-методологической основой исследования являлся: концептуальный подход к исследованию общения, разработанный научной школой М.И. Лисиной, опыт изучения общения детей дошкольного возраста (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е.О. Смирнова и др.).
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы применялись диагностические методы: методика «Рукавички», методика «Тестовая карта коммуникативной деятельности», Анкета экспертного оценивания коммуникативных качеств личности и взаимоотношений с окружающими у детей дошкольного возраста, метод проблемных ситуаций, методика «Изучение типа общения ребенка с взрослым».
Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечивается применением методов, соответствующих предмету и задачам исследования, количественным и качественным анализом результатов исследования.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы психологами, педагогами в работе с детьми в ДОУ на повышение эффективности общения со сверстниками, формирование коммуникативных способностей.
Структура работы. Работа состоит из 2 глав, введения, выводов, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема общения со сверстниками в современной науке и практике относится к числу наиболее актуальных проблем. Становление общения в дошкольном возрасте происходит на воне их ведущей деятельности - игры и общения со взрослыми.
В рамках игровой деятельности дошкольники учатся предлагать различные варианты взаимодействия и участвовать в них. У них развивается потребность в общении со сверстниками, а также стремление найти подход к ним. Также в игровой деятельности дошкольники проявляют зачатки способностей видеть и слышать другого.
Теоретический анализ показал, что для детей дошкольного возраста предметом общения выступают взрослые и сверстники, где основной коммуникативной потребностью является потребность в общении с ровесниками. Основными видами вступления в общение со сверстниками являются: деловые мотивы, личностные мотивы и познавательные мотивы.
Цели общения со сверстниками в старшем дошкольном возрасте направлены на обмен информацией, планирование совместной деятельности, взаимное стимулирование и взаимный контроль. В ходе общения дошкольники учатся познавать себя, формировать свой образ, познавать общечеловеческий опыт и т.д.
Успешная адаптация дошкольников к социальной среде реализуется через характер отношения родителей к ребенку, общение со взрослыми, общение со сверстниками, в рамках сюжетно-ролевой игры.
Адаптация к социальной среде на прямую зависит от продуктивной социальной активности, которая выражается в активном взаимодействии в рамках игровой деятельности со сверстниками и способствует формированию коммуникативных умений, доброжелательности, сочувствия, активности и т.д.
Эмпирическое исследование осуществлялось с помощью методик: методика «Рукавички», методика «Тестовая карта коммуникативной деятельности», Анкета экспертного оценивания коммуникативных качеств личности и взаимоотношений с окружающими у детей дошкольного возраста, метод проблемных ситуаций, методика «Изучение типа общения ребенка со взрослым».
Корреляционный анализ показал, что общительность как основа коммуникативной деятельности способствует адаптации к социальной среде через проявление дошкольниками высокой активности в общении, выстраивания взаимоотношений со сверстниками, проявляя доброжелательность, просоциальные формы поведения. Это подтверждает гипотезу исследования.
В ходе исследования была достигнута цель, гипотеза достигнута, решены поставленные задачи.


1. Акулова Е. Тесты на выявление коммуникативных особенностей //Дошкольное воспитание. - 2007. - № 6. - С. 10.
2. Ананьев Б.Г. Некоторые проблемы психологии взрослых. - 4-е изд. - М. - Воронеж, 2003. - 320 с.
3. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2014. - 363 с.
4. Бодалев А.А. Психология общения. Избранные психологические труды. - М., 2002.
5. Бодалев А.А. Субъективная значимость другого человека и определяющие ее факторы // Вестник Моск. ун-та. . Серия 14. Психология. -1985. - № 2. - С. 16-23.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - М., 2002.
7. Венгер Л.А., Мухина B.C. Психология. М.: Просвещение, 1988. - 336 с.
8. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Харвест, 2009. - 976 с.
9. Деятельность и взаимоотношения дошкольников / Под ред. Т.А. Репиной. - М.: Педагогика, 1987. 192 с.
10. Гриценко В.В. Теоретические основы исследования социально-
психологической адаптации личности/группы в новой социо - и этнокультурной среде [Электронный ресурс] // Проблемы социальной психологии личности. - Режим доступа
http: //psyj ournals.ru/sgu_socialpsy/issue/30303_full. shtml
11. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 10.
12. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник. - 2-е изд., испр. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 336 с.
13. Ершова Ю. С. Детско-родительские отношения как фактор социальной адаптации ребенка-дошкольника // Теоретические и прикладные аспекты современного дошкольного образования материалы международной научно-практической конференции. - Ярославль. Изд-во ЯГПУ им К Д Ушинского, 2006 — С 8-11
14. Карпенко Л.А. Социальная психология. Словарь. - М.:
издательство "ПЕР СЭ". - 176 с.
15. Красова Т.Д. Некоторые подходы к проблеме педагогического
сопровождения познавательно-исследовательской деятельности
дошкольников // Образование: традиции и инновации. Материалы III Международной научно-практической конференции. - Прага, 2013.
16. Крысько В.Г. Социальная психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Изд-во ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003 - 448 с.
17. Леонтьев А.А. Психология общения. - М. : Смысл, 2005. - 199 с.
18. Леонтьев А.Н. Психологическое развитие ребенка в дошкольном возрасте // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста / под ред. А.Н.Леонтьева, А.В.Запорожца. - М: Международный образовательный и психологический колледж, 1995. - С. 13—25.
19. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / под ред. А.Г. Рузской. — М., 2007. - 384 с.
20. Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. - СПб.: Питер, 2008. - 320 с.
21. Лисина М.И., Капчеля Г.И. Общение со взрослыми и психологическая подготовка детей к школе. - Кишинев: Штиинца, 2007 - 136с.
22. Логинова В.И., Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. - М., 2003.
23. Ломов Б.Ф. Общение: понятие, формы // Психологический журнал.- 2002. - №6. - С. 26-27.
24. Марцинковская Т.Д. Диагностика психического развития детей - М.: Изд-во ЛИНКА-ПРЕСС, 1997 - 176 с.
25. Марцинковский Т.Д. Психология развития: Учебник для студ. высш. психол. и пед. - М.: Издательский центр «Академия «,2001.-352 с.
26. Мудрик А.В. Социализация в смутное время. - М.: Знание, 1991.
27. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 6-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2009. - 456 с.
28. Немов Р.С. Психология. Кн. 1 - М.: Владос, 2003. - 688 с.
29. Никитина Л.Е. Социальная педагогика. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 399 с.
30. Панферов В. Н. Психология человека. Учебное пособие. - СПб., 2000. - 160 с.
31. Панферов В.Н. Классификация функций человека как субъекта общения //Психологический журнал. - 1987. - Т. 8. - № 4.
32. Парыгин Б.Г. Социальная психология как наука. - Л.: Лениздат,
1997. - С. 124.
33. Психология детства. От рождения до 11 лет / Под ред. Реана А.А.
- СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2006.
34. Психология развития. 7-е изд. / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2003. - 992 с.
35. Репина Т.А. Социально-психологическая характеристика группы детского сада. - М.: Педагогика, 1988. 232 с.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
37. Смирнова Е. О. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
38. Смирнова Е. О., Гуськова Т. В. Исследование общения дошкольников со сверстниками // Вопросы психологии. — 1988. — № 2. — С. 167—174. — URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=35063.
39. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. - М.: Академия, 2000. -160 с.
40. Смирнова О.Е., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, приемы, коррекция. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 158 с.
41. Станкин М.И. Психология общения - М.: НПО МОДЭК, 2000. - 302 с.
42. Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов-на-Дону, Феникс, 1997. - 640 с.
43. Терещук Р.К. Общение и избирательные взаимоотношения дошкольников. - Кишинев, 1989. - 100 с.
44. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника. - М.: 1996. - 96с.
45. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой, - М.: Просвещение: ВЛАДОС 1995. - 291с.
46. Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка : учеб. пособие / ред.-сост. к. психол. н. Г.В. Бурменская. - 2-е изд., расш. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
47. Хухлаева О. В. Психология подростка: Учеб. пособие. — М.: Академия, 2004. — 160 с
48. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития.- М. Интерпракс, 1995.- 346 с.
49. Чижова С.Ю. Социально-психологические механизмы развития и коррекции сферы общения старшего дошкольного возраста. - Ярославль, 2001 -152 с.
50. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум для детского психолога. - Ростов н/Дону .: Феникс, 2004. - 320 с.
51. Эльконин Д.Б. Детская психология : учеб. пособие для студентов высш.учеб. заведений. - М. : Издательский центр «Академия», 2004.
52. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / под ред. Д.И. Фельдштейна ; вступительная статья Д.И. Фельдштейна. - 2-е изд. - М. : Изд-во «Институт практической психологии» ; Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.
53. Эриксон Э. Детство и общество. - 2-е изд., перераб. и доп. : пер. с англ. - СПб. : ООО «Речь», 2002.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ