Творчество французского писателя Вилье де Лиль-Адана стоит вне многих общепризнанных литературных школ и направлений Франции В нем видели и эпигона отживших течений, и провозвестника идей "fin de siecle", называли его и писателем-реалистом Сам Вилье нигде не декларировал своей принадлежности тому или иному литературному течению, а произведения писателя дают основание называть его и последователем романтиков, и предтечей символистов Таким образом, возникло некое противоречие в определении места этого художника в литературном процессе С одной стороны, в нем видели писателя, целиком обращенного в прошлое С другой, -оценивали как автора, заглянувшего далеко вперед Преемственность есть непременное условие любого развития, в том числе художественного Диалектическое сочетание повторяемости и неповторимости, сохранения старого и его отрицания, усвоения традиции и преодоления ее и составляет суть литературного процесса
В современном литературоведении усиливается интерес к пограничным явлениям, позволяющим проследить процесс литературно-художественной трансформации Так называемые фигуры "второго ряда" дают возможность выявить скрытые неманифестируемые процессы перехода от одной художественной системы к другой Актуальность исследования определяется интересом к писателям переходного периода, вобравшим в себя достижения предшествующей литературы и сумевшим во многом определить пути ее дальнейшего развития, что и определило содержание работы.
Цели и задачи
1 проследить становление и развитие творческого пути Вилье де Лиль- Адана,
2 определить причины обращения Вилье к предшествующей литературной традиции и выявить характер ее усвоения, раскрыть особенности взаимодействия с современной литературой,
3 определить результаты процесса усвоения литературной традиции и выявить новаторскую роль Вилье в истории литературы Франции,
4 представить анализ значительных произведений Вилье на разных его этапах, определить особенности поэтики Вилье-драматурга и Вилье- прозаика,
5 наметить перспективы изучения творчества Вилье
Научная новизна диссертации состоит в том, что в ней впервые представлено целостное исследование художественного наследия Вилье, произведения
которого рассматриваются как результат творческого освоения и новаторского развития литературных традиций Впервые представлен анализ произведений писателя, в том числе не переведенных на русский язык, рассмотрены особенности его поэтики и мировоззрения
Основные принципы и методы исследования; В основу исследования положен принцип рассмотрения творческого пути писателя в связи с проблемами традиций и новаторства
Практическое применение работы: Материалы диссертации могут быть использованы в курсе истории зарубежной литературы второй половины XIX века и рубежа веков, при проведении спецкурсов по французской литературе, проблемам драмы и романа XIX века, в издательской деятельности при комментировании сочинений Вилье
Апробация работы Основные фрагменты исследования были представлены в выступлениях на научных конференциях - Герценовские чтения в 1997¬1999 г г и в публикациях
Структура и объем работы Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка литературы, включающего 257 наименований Общий объем работы 185 страниц,
Во введении определяется главная проблема исследования Выявление общности литератур разных эпох и произведений разных писателей позволяет глубже проникнуть в сущность отдельных явлений и вместе с тем сделать типологические обобщения идейного, проблемно-тематического и стилистического характера Творческое преобразование "наследия" есть высшая форма усвоения литературной традиции Заимствуя опыт своих предшественников и одновременно преодолевая его, писатель вырабатывает собственную художественную манеру Творчество Вилье приходится на 60¬80-е годы XIX века - время, когда трудно говорить о стилевом единстве во Французской литературе Особое положение в этот период занимает романтизм, не исчерпавший своих возможностей к середине века Присущие романтизму определенные элементы мировоззрения и художественные приемы становятся традицией, обогащая художественный метод писателей второй половины века Взаимодействуя с реализмом, романтизм вносит свой вклад и в формирование символизма Однако расширение хронологических рамок романтизма никак не влечет за собой подведение к общему знаменателю произведений, созданных в разные десятилетия в разных социально-исторических условиях Художники
прежде всего наследуют тот опыт, который соответствует эстетическим запросам современности Существование романтизма во Франции второй половины столетия определялось объективными основаниями - идеализм романтиков должен был противостоять духу позитивизма, царящего в литературе.