ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1 ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ 6
1.1 Единая транспортная система России и ее основные характеристики 6
1.2 Особенности расчета технико-эксплуатационных показателей городской
транспортной системы 13
Выводы по первой главе 16
Глава 2 ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ТРАНСПОРТНОЙ СИСТЕМЫ ГОРОДА КАЗАНИ 18
2.1 Технико-эксплуатационная характеристика транспортной системы города
Казани 18
2.2 Программа повышения эффективности технико-эксплуатационных
характеристик транспортной системы города Казани 31
Выводы по второй главе 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
Приложение 1 52
Приложение 2 56
Приложение 3 60
Актуальность работы обусловлена значением транспортной системы для экономики страны. Основой автотранспортной системы страны является автомобильный транспорт, для повышения эффективности его функционирования сегодня развивается инфраструктура автотранспорта, приближены к автомобильным дорогам складские комплексы и терминалы.
Проблема, решаемая в этой работе состоит в том, что современные требования к организации перевозочного процесса и качеству выполняемых перевозок на городском транспорте диктуют необходимость применения новых организационных и технологических решений в планировании перевозок с использованием программно-целевых и логистических принципов.
Город, которому больше 1000 лет - это Казань. Его считают «третьей столицей России». В городе проходят российские и международные культурные и спортивные мероприятия: в 2011 году - чемпионат Европы по легкой атлетике, 2014 - чемпионат мира по фехтованию, в 2013 году проходила XXVII Всемирная Летняя Универсиада.
Чтобы проводить мероприятия такого уровня, в городе необходима соответствующая инфраструктура, в том числе и транспортная. Транспортная значимость определяет упорядочение городских перевозок в городе, особенно пассажирских, тем более, что в 2018 году в Казани будет проходить чемпионат мира по футболу.
Цель работы - исследовать технико-эксплуатационные характеристики городской транспортной системы и их эффективность (на примере города Казани).
Достижение цели работы возможно с решением следующих задач:
- рассмотреть единую транспортную систему Российской Федерации и ее основные характеристики;
- раскрыть особенности расчета технико-эксплуатационных показателей городской транспортной системы;
- дать технико-эксплуатационную характеристику транспортной системы города Казани;
- разработать программу повышения эффективности технико-эксплуатационных характеристик транспортной системы города Казани.
Объект исследования - транспортная система города Казани.
Предмет исследования - технико-эксплуатационные характеристики транспортной системы города Казани.
Теоретико-методологической и нормативной основой работы стали научные труды, посвященные исследованию проблем транспортно-логистической систем страны, региона и города, особенностям их совершенствования. Это работы Ю.М. Неруша, Б.А. Аникина, Л.Б. Миротина, А.С. Элларяна, В.И. Сергеева, Е.В. Балалаева, Д.А. Мачерета, А.Ю. Клинсковой и др., «Стратегические направления развития автомобильного транспорта Российской Федерации на период 2030 года», Зеленой О.В. «Перспективы развития различных видов транспорта в логистических системах Российской Федерации», распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р о «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года».
Методы исследования: экономический, статистический, аналитический, сравнения.
Информационная база исследования включает: нормативно-правовые акты, статистические материалы, труды ведущих отечественных и зарубежных авторов, периодическая печать, Интернет-ресурсы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В работу включено 8 рисунков, 4 таблицы и 3 приложения.
Во введении ставятся цели и задачи, обосновывается актуальность, характеризуются объект и предмет исследования. Первая глава рассматривает технико-эксплуатационные характеристики автомобильного транспорта. Вторая глава характеризует транспортную систему города Казани, уровень развития пассажирских перевозок автомобильным транспортом и разрабатывает программу повышения эффективности технико-эксплуатационных характеристик транспортной системы города Казани. Заключение содержит выводы и подводит итоги проведенному исследованию.
Транспортная система - это совокупность транспортных предприятий, транспортной инфраструктуры и управления. Цель ее функционирования - удовлетворение транспортных потребностей населения. В транспортной системе России имеются все традиционные виды транспорта, структура и размещение транспортных коммуникаций в состоянии обеспечить сложившиеся внутренние и внешние транспортно-экономические связи.
Единой транспортная система страны становится при согласованном развитии и функционировании всех видов транспорта, направленных на то, чтобы при минимальных затратах удовлетворить транспортные запросы потребителей.
Сложность единой транспортной системы страны характеризуется многоцелевым назначением, предусматривающем использование транспортной сети для перемещения широкой номенклатуры грузов.
Основным принципом расчета эффективности автомобильного пассажирского транспорта города является экономический принцип. В качестве исходной базы принимаются показатели, значение которых можно взять из данных статистики за отчетный период и данных транспортного департамента города. Посредством этих показателей рассчитываются технико-эксплуатационные показатели.
Город Казань - столица Татарстана, относящийся по численности населения к крупнейшим городам Российской Федерации. Его население на 01.01.2018 г. составляет 1 231 878 человек.
В структуру автомобильного транспорта города входит сеть автотранспортных и автообслуживающих предприятий, автовокзал и развитая сеть городского и пригородного автотранспорта - пассажирского и грузового, личного и коммерческого.
В городе активно используются инновации, в целях сохранения контроля над городскими перевозками муниципальными властями города было принято решение о приобретении за счет средств городского бюджета полномасштабной спутниковой навигационной системы с использованием бортовых комплектов «Гранит-Навигатор-02». Бортовыми комплектами снабжены все автобусы городских маршрутов транспорта.
В Стратегии социально-экономического развития города Казани до 2030 года транспортным приоритетом названо обеспечение населения города комфортным общественным транспортом.
Согласно статистических данных, в Казани за сутки перевозится более 450 тысяч человек. Всего совершается за 1 день около 1 миллиона поездок. По данным МКУ «Организация пассажирских перевозок», в 2017 году пассажирский транспорт города Казани перевез 356 миллионов пассажиров. 79%, или 281,24 млн. человек перевезено автобусами городского транспорта.
Передвижной состав пассажирских перевозок составляет 1315 единиц транспорта (на 01.01.2018), из них 1103 автобуса большого и особо большого класса и 212 автобусов малого класса. Автобусы ежедневно выходят на линию в количестве 814 единиц, что составляет 61,9% от их инвентарного количества.
Сегодня в Казани функционирует 99 автобусных маршрутов общей протяженностью 1238 км. Средняя дальность полной поездки 1 пассажира составляет 5,45 км.
Используя показатель транспортной работы в местокилометрах, можно рассчитать и оценить уровень транспортного обслуживания компаниями, осуществляющими пассажирские перевозки, так как он связан с провозной возможностью автобусов конкретного транспортного предприятия.
Лучший результат по перевозкам у ИП Гилязова Ф.Т., что говорит о том, что автобусы у предпринимателя имеют большую вместимость и их количество достаточно для осуществления автобусных перевозок.
Оптимизация транспортной системы состоит в совершенствовании маршрутной сети через увеличение провозной способности пассажирского транспорта и снижении нагрузки на улично-дорожную сеть транспортным потоком. Решить поставленную задачу можно, увеличив среднюю вместимость автобусов до оптимального уровня, который можно определить с помощью технико-эксплуатационных показателей, которые здесь являются показателями качества транспортного обслуживания.
В результате сравнения видов общественного транспорта были сделаны следующие выводы:
- строительство 1 км пути для метро значительно дороже строительства 1 км автодороги (7,5 млрд. рублей и 15 млн. рублей);
- приведенная стоимость организации движения у автобуса является минимальной;
- приведенная стоимость подвижного состава автотранспорта дороже других видов транспорта;
- автобус является наименее экологичным видом транспорта;
- метро - наиболее оптимальный вид городского транспорта, обеспечивающий более высокую скорость перемещения пассажира.
Для обеспечения транспортной доступности в новом микрорайоне города «Салават Купере» оптимальным является скоростного трамвая, с конечной точкой маршрута возле станции метро.
В работе рассмотрена единая транспортная система Российской Федерации и ее основные характеристики; раскрыты особенности расчета технико-эксплуатационных показателей городской транспортной системы; дана технико-эксплуатационная характеристика транспортной системы города Казани; разработана программа повышения эффективности технико-эксплуатационных характеристик транспортной системы города Казани, что являлось задачами работы. Таким образом, цель достигнута - исследованы технико-эксплуатационные характеристики городской транспортной системы и их эффективность (на примере города Казани).
1. Александров, В.А. Автотранспортные средства: Учебное пособие / В.А. Александров, Н.Р. Шоль. - СПб.: Лань П, 2016. - 336 с.
2. Антонова, В. А. Анализ проблем автомобильного транспорта в логистике // Молодой ученый. — 2015. — №23. — С. 1118-1121.
3. Безрукова, Т.Л. Совершенствование управления транспортно-логистической инфраструктурой: организационно-экономические основы,
эффективный инструментарий, методы и модели оптимизации: монография / Т.Л. Безрукова, О.А. Печерская, С.Ю. Нестеров. - М.: Кнорус, 2015. -110 с.
4. Герами, В.Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Д. Герами, А. В. Колик; Высшая школа экономики. - М.: Юрайт, 2016. - 440 с.
5. Демин, Д.В. Стратегические направления развития автомобильного
транспорта Российской Федерации на период д 2030 года //
http://vandex.ru/clck/isredir (дата обращения 15.05.2018)
6. Енин, Д.В. Стратегические направления развития автомобильного
транспорта Российской Федерации на период до 2030 года //
http://vandex.ru/clck/isredir (дата обращения 15.05.2018)
7. Жуков, А.И. Применение табличного редактора при решении задач распределения автобусов по маршрутам и оптимизации структу- ры парка на пассажирском автотранспортном предприятии / А.И. Жуков // Грузовое и пассажирское автохозяйство. - 2013. - № 8. - С 21-25.
8. Жуков, А.И. Проектирование структуры парка пассажирского транспорта: учеб. пособие / А.И. Жуков, А.И. Рощин. - М.: МАДИ, 2017. - 76 с
9. Зеленая, О. В. Перспективы развития различных видов транспорта в логистических системах Российской Федерации // Молодой ученый. — 2014. — № 20. — С. 274-277.
10. Комитет по транспорту г. Казани: статистика, общие сведения о транспортной системе города // https://www.kzn.ru/navti-dokument. (дата обращения 15.05.2018)
11. Лавриков, И. Н. Транспортная логистика: учебное пособие / И. Н. Лавриков, Н. В. Пеньшин. - Тамбов: Изд-во ФГБОУ ВО «ТГТУ», 2016. - 92 с.
12. Лазарев, Ю.Г. Транспортная инфраструктура (Автомобильные дороги). Монография - LAP LAMBERT, Германия, 2015. - 173 с.
13. Лерман, Е. Б. Экономика предприятий городского пассажирского транспорта: учебное пособие / Е.Б. Лерман. - Омск: СибАДИ, 2016.
14. Маркелов, Г.Я. Применение метода сценариев для анализа и управления транспортной системой города: дисс.на соиск.уч.степ. к.т.н. - Хабаровск, ФГБОУ ВПО «ТГУ», 2014. - 171 с.
15. Менухова, Т.А. Оптимизация оперативного планирования автомобильных перевозок: дисс.на соиск. уч.степ. к.т.н. - СПб.: ФГБОУ ВПО НМСУ «Горный», 2014. - 124 с.
16. Неруш, Ю. М. Логистика: учебник для академического бакалавриата / Ю. М. Неруш, А. Ю. Неруш. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2016. — 559 с.
17. Першина Е., Плешкова Н., Масленников П. Автомобильные перевозки в России: проблемы и перспективы // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. - 2014. - № 6.
18. Поляков, А.С. Разработка методики оценки эффективности комплексных мероприятий по увеличению связности улично-дорожной сети: дисс.на соиск.уч.степ. к.т.н. - М.: МАДИ, 2017. - 129 с.
19. Поляков, А.С. Способы увеличения связности улично- дорожной сети с использованием транспортной модели. / А.С. Поляков, В.П. Мартынов /- Наука и техника в дорожной отрасли. - 2016. - № 1. - С. 6-9.
20. Смородинцева, Е. Е. Единая транспортная система: курс лекций / Е. Е. Смородинцева. - Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2013. - 207 с.
21. Стратегия социально-экономического развития города Казани до 2030 года // http://docs.cntd.ru/document/446400472 (дата обращения 15.05.2018)
22. Транспорт и связь в России. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016. - 112 с.
23. Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2008 г. № 1734-р.
24. Третьякова П.А., Клевеко В.И. Современные методы повышения эффективности транспортных систем городов // Вестник ПНИПУ. - 2013. - № 1. - С.101-105.
25. Федоров, Л.С. Общий курс транспортной логистики: учеб. пособие / Л. С. Федоров, В. А. Персианов, И. Б. Мухаметдинов ; ред. Л. С. Федоров. - 2-е изд., стер. - М.: Кнорус, 2013. - 309 с.
26. Чумаченко Ю. Т., Чумаченко Г. В., Ефимова А. В. Эксплуатация автомобилей и охрана труда на автотранспорте. - М.: Феникс, 2012. - 416 с.