Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Навигационно-гидрографическое обеспечение плавания крупнотоннажных судов в проливе Санникова

Работа №77456

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

транспортно-грузовые системы

Объем работы77
Год сдачи2020
Стоимость4770 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
225
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Перечень сокращений 4
Введение 5
Глава 1. Физико-географические и навигационные характеристики Северного морского пути 10
1.1 Границы Северного морского пути 10
1.2 Судоходные трассы Северного морского пути 16
1.2.1 Прибрежная трасса 17
1.2.2 Приполюсные трассы 18
1.2.3 Высокоширотные трассы 19
1.3 Правила плавания в акватории Северного морского пути 21
1.4 Гидрографическая изученность Северного морского пути 25
Глава 2. Судоходные маршруты, связывающие море Лаптевых и Восточно-Сибирское море 31
2.1 Центральный маршрут (пролив Санникова) 31
2.2 Южный маршрут (пролив Дмитрия Лаптева) 31
2.3 Северный маршрут (к северу от Новосибирских островов) 33
Глава 3. Роль, место и значение пролива Санникова в арктической морской транспортной системе 35
3.1 Физико-географические характеристики пролива Санникова 35
3.2 Режим судоходства 37
3.3 Глубины и гидрографическая изученность пролива 38
Глава 4. Использование геоинформационных систем для исследования
параметров движения судов в проливе Санникова 41
Глава 5. Анализ отклонения судов от рекомендованной полосы движения в проливе Санникова и на его подходах 55
Глава 6. Рекомендации по улучшению навигационно-гидрографического обеспечения плавания крупнотоннажных судов в проливе Санникова 63
6.1 Расширение безопасной полосы движения судов 63
6.2 Планирование гидрографических работ 64
6.3 Планирование дноуглубительных работ 66
Заключение 68
Список литературы 70
Приложение 76


Россия - крупнейшее арктическое государство, которое связано своей историей и основными жизненными интересами с Арктикой. В настоящее время к районам Крайнего Севера относится более 60% территории России. Освоение Арктики играет огромную роль для развития промышленности, занятой добычей полезных ископаемых. Здесь добывается 95% газа, 75% нефти, 90% олова, основная часть золота и алмазов [1 - 3].
На сегодняшний день большое значение придается освоению Арктики и развитию транспортных коммуникаций. Ключевую роль здесь играет Северный морской путь (СМП) - «главная судоходная магистраль страны» [4, 5].
В связи с освоением арктических месторождений, развитием транзитного судоходства, ростом числа туристических и экспедиционных рейсов в Арктику значение СМП значительно возросло. Повышение интенсивности судоходства в акватории СМП, увеличение доли крупнотоннажных судов и судов с категорией ледовых усилений Arc 7 и выше, распространение практики круглогодичной навигации в Арктике, развитие нефтегазового комплекса на арктическом шельфе и прибрежных территориях, развитие сети основных и резервных судоходных маршрутов ведут к необходимости повышения безопасности мореплавания в арктических морях.
В соответствии с Указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [6] к 2024 году грузопотоки по СМП должны способствовать увеличению общего объема грузоперевозок до 80 млн т.
В планах развития СМП предусматривается строительство крупнотоннажных судов с осадкой 17 м и более [7]. Рассматриваются проекты использования на трассах СМП полупогружных транспортных судов и подводных транспортных лодок [8]. В связи с увеличением доли перевозимых морским путем опасных грузов крупнотоннажными судами с большой осадкой риск аварий на трассах СМП может возрасти, поэтому требуется проведение определенных мероприятий, обеспечивающих надежность таких перевозок.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года №3120-р [9] был утвержден план развития инфраструктуры СМП на период до 2035 года. Планом предусмотрена реализация мероприятий Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года [10], а также реализация дополнительных мероприятий, направленных на развитие СМП на период до 2035 года.
В настоящем плане предусмотрены следующие мероприятия:
- развитие инфраструктуры морских портов и терминалов;
- развитие аварийно-спасательного и вспомогательного флота;
- развитие навигационно-гидрографического обеспечения
судоходства в акватории СМП;
- на развитие ледокольного флота;
- стимулирование развития грузопотока и международного
транзитного судоходства в акватории СМП, включая
строительство морских логистических центров;
- развитие авиационной и железнодорожной инфраструктуры для обеспечения грузовой базы СМП;
- обеспечение безопасности мореплавания и связи в акватории СМП;
- развитие энергетических мощностей, обеспечивающих функционирование инфраструктуры СМП и прибрежных территорий;
- совершенствование кадрового обеспечения инфраструктурных
проектов и оказания медицинской помощи в акватории СМП;
развитие отечественного судостроения для целей арктического судоходства;
- обеспечение экологической безопасности в акватории СМП.
В таблице 1 представлены мероприятия, направленные на развитие навигационно-гидрографического обеспечения судоходства в акватории
СМП.
Наиболее сложными с точки зрения навигационной и ледовой обстановки участками СМП являются районы архипелагов, разделяющих арктические моря. В период летней навигации наиболее тяжелые ледовые условия обычно наблюдаются в районе архипелага Новосибирские острова, разделяющего море Лаптевых и Восточно-Сибирское море [11]. Даже при развитии благоприятных гидрометеорологических условий при движении через этот участок маршрута СМП может возникнуть необходимость в ледокольной проводке [12].
Важную роль в формировании маршрутов через архипелаг Новосибирские острова играет пролив Санникова. Через него проходит основная трасса рекомендованного пути. Альтернативный путь пролегает через пролив Дмитрия Лаптева. Сравнительная оценка этих двух проливов по критерию навигационной безопасности [13, 14] показала, что осуществление судоходства через пролив Санникова безопаснее, чем через пролив Дмитрия Лаптева. В ледовом отношении проливы примерно одинаковы. Пролив Дмитрия Лаптева мелководнее, чем пролив Санникова, что затрудняет использование в нем ледоколов и других крупнотоннажных судов.
Также, плавание в районе архипелага Новосибирские острова может осуществляться по высокоширотным трассам, предназначенным для движения крупнотоннажных судов с осадкой до 15 м. По сравнению с проливом Санникова, высокоширотные трассы имеют более суровые ледовые условия, что является их недостатком.
Целью исследований настоящей выпускной квалификационной работы является разработка рекомендаций для улучшения судоходства и обеспечения плавания крупнотоннажных судов в проливе Санникова.
Для достижения поставленной цели в работе поставлены следующие задачи:
- обобщение и оценка гидрографической изученности подводного рельефа в проливе Санникова;
- сбор и обработка информации о количестве судов, а также их характеристик, осуществляющих плавание в проливе Санникова в 2019 году;
- исследование траекторий движения судов в проливе Санникова в разные периоды навигации 2019 года;
- анализ отклонения судов от рекомендованных маршрутов при движении в проливе Санникова и оценка рисков;
- разработка предложений по совершенствованию навигационно - гидрографических условий судоходства в проливе Санникова архипелага Новосибирские острова.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:
1. Рост интенсивности судоходства, увеличение тоннажа судов и продолжительности навигационного периода ведут к необходимости расширения и улучшения сети судоходных маршрутов в акватории СМП.
2. Пролив Санникова играет важную роль в формировании судоходных маршрутов через архипелаг Новосибирские острова.
3. Технологии ГИС СМП могут быть использованы для оценки траекторий движения судов, проектировании новых судоходных маршрутов, для построения специальных прогностических схем, при проектировании средств навигационного оборудования акватории СМП, планирования спасательных операций, оценке рисков навигационных аварий и решений других задач.
4. В результате анализа данных, полученных с помощью ГИС, выявлена возможность расширения безопасной полосы движения судов в проливе Санникова и на подходах к нему.
5. Поднят вопрос о необходимости проведения съемки рельефа дна способом площадного обследования в проливе Санникова и на подходах к нему с целью выявления всех навигационных опасностей.
6. Для улучшения условий судоходства и обеспечения безопасного плавания крупнотоннажных судов с осадкой более 12 м в проливе Санникова и на подходах к нему поднят вопрос о проведении дноуглубительных работ, объем которых будет определяться по результатам гидрографических работ исходя из поставленных задач. В настоящей выпускной квалификационной работе предлагается выполнить дноуглубление в расширенной полосе движения до отметки 15 м. После проведения дноуглубления дна через пролив Санникова гарантированно смогут осуществлять судоходство крупнотоннажные суда с осадкой до 13-14 м.



1. Полезные ископаемые Арктики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arktika-antarktida.ru/arktikapolisk.shtml (дата обращения: 02.05.2020).
2. Дмитриевский А.Н., Виноградов В.Н., Гаврилов В.П. Концепция и основные направления нефтегазовых ресурсов континентального шельфа СССР.- М.: Наука, 1990.- 168 с.
3. Алексеев С.П., Герасимов В.М., Добротворский А.Н. Пути решения проблемы навигационного обеспечения освоения и эксплуатации нефтегазовых месторождений на арктическом шельфе// Навигация и гидрография.- 1997.-№ 4. -С.9-19.
4. Транспортная Стратегия Российской Федерации на период до 2030 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. №1734-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. №1032-р).
5. Олерский В. А. Комплексный проект развития Северного морского пути/ В. А. Олерский //Транспортная стратегия. - XXI век. - 2015. - № 29 (2). - С. 8-9.
6. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года.
7. Назначение и типы перспективных крупнотоннажных судов для Арктики: Отчет ЦНИИМФ, ГНТП «Мировой океан». Направление 5 «Арктика».- СПб., 1996.- 40 с.
8. Дронов Б.Ф. и др. Атомные подводные транспортные суда для Арктики// Судостроение.- 1991.- №1.- С. 3 -7.
9. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2019 года №3120-р. План развития инфраструктуры Северного морского пути на период до 2035 года.
10. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2018 года №2101-р. Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года.
11. Холопцев А. В. Перспективы безледокольной навигации транзитных судов в районе Новосибирских островов / А. В. Холопцев, С. А. Подпорин // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2019. — Т. 11. — № 4. — С. 683¬695.
12. Абрамов А. В. Организация ледокольной проводки транспортных судов / А. В. Абрамов, М. А. Загородников // Управленческое консультирование. — 2017. — № 10 (106). — С. 111-117.
13. Лоцман Е. Е. Метод сравнительной оценки Северного морского пути по критерию навигационной безопасности / Е. Е. Лоцман // Сборник трудов IX Межвузовской научно-практической конференции аспирантов, студентов и курсантов «Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России». - 23.05.2018 г. - С.455 - 460.
14. Ипатова К. С. Сравнение навигационных условий в проливах Дмитрия Лаптева и Санникова / К. С. Ипатова // Сборник трудов IX Межвузовской научно-практической конференции аспирантов, студентов и курсантов «Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России». - 23.05.2018 г. - С.449 - 455.
15. Федеральный закон № 123-ФЗ от 28.07.2012. О внесении в
отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного регулирования торгового мореплавания в акватории Северного морского пути.
16. Афонин А. Б. Разработка методов оценки проходных глубин на трассах Северного морского пути в зависимости от подробности съёмки рельефа дна / А.Б. Афонин, Е.О. Ольховик, А.Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2016. - №4(38). - C. 62-68.
17. Баскин А.С. Расчет проходной осадки при плавании на мелководье / А. С. Баскин // Морской транспорт. Серия: Безопасность мореплавания, 1984,- вып. 5 (165). - С. 13-18.
18. Афонин А. Б. Влияние поднятий дна на посадки судна на грунт на мелководье / А.Б. Афонин, И. Ю. Королев, А.Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. - 2017. - Т. 9.
19. Сазонов К.Е. Влияние мелководья на ледовые качества судна /К. Е. Сазонов, А. В. Рыжков// Мир транспорта, 2013. - № 4.- С. 40-47.
20. ФГУП «Гидрографическое предприятие». [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://www.hydro-state.ru (дата обращения: 15.04.2020).
21. Приказ от 17 января 2013 года №7. Об утверждении Правил плавания в акватории Северного Морского пути (с изменениями на 9 января 2017 года).
22. Администрация Северного морского пути. [Официальный сайт]. - Режим доступа: http://asmp.morflot.ru/ (дата обращения: 15.04.2019).
23. Полярный Кодекс. ИМО. - 2014/2015 - Резолюции MSC/385(94), MEPC.264 (68). Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (Полярный кодекс). — СПб: АО «ЦНИИМФ», 2016. — 232 с.
24. Баталин Г., Решетняк С. Навигационно - гидрографическое обеспечение мореплавания в арктическом регионе// Морской флот.- 2008. - № 3.- С. 34 - 38.
25. Проблемы Северного морского пути / Совет по изучению производственных сил РАН; Центральный науч. Исследовательский и проектно-конструкторский институт мор. флота (ЦНИИМФ). - М.: Наука, 2006. - 581 с.
26. Состояние навигационно-гидрографического обеспечения безопасности мореплавания на трассах Северного морского пути //Справка к заседанию коллегии Министерства транспорта РФ. - СПб.: Гос. Унитарное гидрографическое предприятие, 2002. - 63 с.
27. Белобров А.П. Гидрографические работы. - Л.: Управления Гидрографической Службы, 1948.- 368 с.
28. IHO Standards for Hydrographic Surveys. 5th Edition. February 2008. Special Publication № 44. International Hydrographic Bureau. Monaco. — 27 p.
29. Лоция Восточно-Сибирского моря.// УНиО МО РФ. - СПб - 1998 г
30. Морская навигационная карта М 1:500000 №11145. Восточно-Сибирское море, Новосибирские острова. Проливы Санникова и Дмитрия Лаптева с подходами. // УНиО МО РФ. - СПб - 2015 г.
31. Андреева Е. В. «Белые пятна» на картах акватории Северного морского пути / Е. В. Андреева // Сборник трудов IX Межвузовской научно¬практической конференции аспирантов, студентов и курсантов «Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России». - 23.05.2018 г. - С.443 - 447.
32. Ольховик Е. О. Информационная модель морских транспортных потоков Северного морского пути / Е. О. Ольховик, А. Б. Афонин, А. Л. Тезиков // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С. О. Макарова. — 2018. — Т. 10. — № 1. — С. 97-105.
33. Ипатова К. С. Использование геоинформационных систем для исследования параметров движения судов в акватории северного морского пути / К. С. Ипатова // Современные тенденции и перспективы развития водного транспорта России: материалы X межвузовской научно - практической конференции аспирантов, студентов и курсантов. 22 мая 2019 года. — СПб. : Изд-во ГУМРФ им. адм. С. О. Макарова, 2019. — 386-392 с.
34. Королев И.Ю. Оценка допустимого отклонения пути судна от обследованной полосы / И.Ю. Королев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - 2016. - №6(40). - с.105 - 112.
35. Королев И.Ю. Проверка методики оценки допустимого отклонения судна от высокоширотной трассы Северного морского пути / И.Ю. Королев // Вестник Государственного университета морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова. - 2017. - Т. 9. - №1 - с.88 - 94.
36. Правила гидрографической службы № 4 Съемка рельефа дна. (ПГС- 4). Основные положения. Часть 1. - СПб: ГУНиО, 1984. - 30 с.
37. Правила гидрографической службы №4 (ПГС-4). Съемка рельефа дна. Часть 2. - СПб: ГУНиО, 1983. - 264 с.
38. РД 31.74.08-94 Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ
39. РД 31.74.09-96 Нормы на морские дноуглубительные работы
40. РД 31.74.04-79 Технология промерных работ при производстве дноуглубительных работ. - Москва: ЦРИА «МОРФЛОТ», 1980 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ