Теоретико-правовые основы статуса органов прокуратуры РФ (Алтайский Государственный Университет)
|
Введение 3
1 Общая характеристика органов прокуратуры в Российской Федерации 5
1.1 Правовой статус прокуратуры России 5
1.2 Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ 8
2 Деятельность российской прокуратуры 14
2.1 Общая характеристика функций прокураты России 14
2.2 Проблемы организации деятельности прокуратуры 18
Заключение 27
Список использованных источников 2
1 Общая характеристика органов прокуратуры в Российской Федерации 5
1.1 Правовой статус прокуратуры России 5
1.2 Принципы организации и деятельности прокуратуры РФ 8
2 Деятельность российской прокуратуры 14
2.1 Общая характеристика функций прокураты России 14
2.2 Проблемы организации деятельности прокуратуры 18
Заключение 27
Список использованных источников 2
Прокуратура в современной России выступает необходимым надзорным элементом обеспечения разделения и взаимодействия властей. Система функций органов прокуратуры постоянно претерпевает изменения, например, результатом выделения в 2011-м году следственных органов прокуратуры в отдельное ведомство явилось разделение функций надзора и предварительного расследования, что позволяет органам прокуратуры более эффективно и беспристрастно осуществлять надзор за деятельностью органов предварительного следствия.
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры в центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
В свете финансового кризиса велика роль прокуратуры в защите субъектов малого и среднего бизнеса от незаконных и необоснованных действий контролирующих органов.
Деятельность российской прокуратуры, ее структура, выполняемые этим органом функции с момента возникновения и до настоящего времени вызывают достаточно жаркие дискуссии и споры. Вопрос реформирования органов прокуратуры и соответствующих прокурорских полномочий вновь становится особенно важным. Звучат различные мнения ученых и практиков, приводится значительное количество аргументов «за» и «против» сужения функций, ограничения компетенции прокуратуры и т.д.
Вышеизложенное и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Целью работы является изучение функций российской прокуратуры, разработка предложений по их оптимизации.
Задачи исследования:
определить правовой статус прокуратуры России;
охарактеризовать принципы организации и деятельности российской прокуратуры;
осуществить общую характеристику функций российской прокуратуры;
рассмотреть проблемы организации деятельности прокуратуры России.
Объектом исследования выступает прокуратура России как орган государственной власти.
Предмет исследования – нормативно закрепленные функции российской прокуратуры.
Методологическая основа исследования состоит в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частно-научных методов в их различном сочетании.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце приведен список использованных источников.
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Осуществляя государственный надзор за исполнением законов на всей территории РФ, органы прокуратуры в центре и на местах принимают меры, направленные на обеспечение единства законности и незыблемости правопорядка, устранение нарушений законности и привлечение виновных к ответственности, восстановление нарушенных прав граждан, предприятий, учреждений, организаций.
В свете финансового кризиса велика роль прокуратуры в защите субъектов малого и среднего бизнеса от незаконных и необоснованных действий контролирующих органов.
Деятельность российской прокуратуры, ее структура, выполняемые этим органом функции с момента возникновения и до настоящего времени вызывают достаточно жаркие дискуссии и споры. Вопрос реформирования органов прокуратуры и соответствующих прокурорских полномочий вновь становится особенно важным. Звучат различные мнения ученых и практиков, приводится значительное количество аргументов «за» и «против» сужения функций, ограничения компетенции прокуратуры и т.д.
Вышеизложенное и обуславливает актуальность настоящего исследования.
Целью работы является изучение функций российской прокуратуры, разработка предложений по их оптимизации.
Задачи исследования:
определить правовой статус прокуратуры России;
охарактеризовать принципы организации и деятельности российской прокуратуры;
осуществить общую характеристику функций российской прокуратуры;
рассмотреть проблемы организации деятельности прокуратуры России.
Объектом исследования выступает прокуратура России как орган государственной власти.
Предмет исследования – нормативно закрепленные функции российской прокуратуры.
Методологическая основа исследования состоит в применении метода диалектики как общенаучного метода познания, а также ряда частно-научных методов в их различном сочетании.
Структурно работа состоит из введения, двух глав и заключения. В конце приведен список использованных источников.
Прокуратура РФ является неотъемлемой и важнейшей частью государственного устройства, будучи гарантом соблюдения Конституции РФ и иных нормативных правовых актов, действующих на территории РФ.
Прокуратура обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина; охраняет интересы общества; является надзорным органом; она независима от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти и не относится ни к одной из ветвей власти. Прокуратура - единая федеральная централизованная система органов.
Правовой статус прокуратуры можно определить как установленное правовыми нормами положение прокуратуры в системе государственных органов РФ, определяемое ее функциональным предназначением, структурным построением и компетенцией.
Правовой статус прокуратуры и ее полномочия определяются рядом нормативных правовых актов, в первую очередь Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ. В п. 1 указанной статьи и в п. 1 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» называются принципы единства прокурорской системы, ее централизации и как одно из ее проявлений – подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Система функций прокуратуры выглядит следующим образом.
надзорная функция;
уголовно-административная функция (т.е. функция уголовного и административного преследования);
координационная функция (т.е. функция по координации деятельности правоохранительных органов);
правотворческая функция;
процессуальная функция (уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная и др.);
функция международного сотрудничества;
внутренне-организационная функция (т.е. функция, связанная с организацией собственной деятельности).
Такой подход к системе функций прокуратуры позволяет учитывать и положения ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», иных федеральных законов (в частности, различных процессуальных кодексов), и полностью соответствует фактическим направлениям деятельности органов прокуратуры.
Анализ правового регулирования статуса прокуратуры РФ приводит к другому вопросу о соотношении конституционного требования о регулировании порядка деятельности прокуратуры ее организации и полномочий посредством федерального закона с правовыми нормами, регулирующими указанные области посредством принятия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Самый простой ответ, что это продукт отсылочных (бланкетных) норм, но можно ли в таком случае применять такие нормы, если Конституция РФ прямо закрепила, что регулирование этих положений должно быть в форме федерального закона?
Таким образом, обращение к вопросам правового регулирования статуса прокуратуры РФ позволяет выявить существенные проблемы, разрешение которых, как представляется, лежит в плоскости углубленного изучения теории прокурорского надзора, определения места и роли прокуратуры в системе органов государства, ее функционального предназначения.
Прокуратура обеспечивает защиту прав и свобод человека и гражданина; охраняет интересы общества; является надзорным органом; она независима от органов государственной (законодательной, исполнительной, судебной) власти и не относится ни к одной из ветвей власти. Прокуратура - единая федеральная централизованная система органов.
Правовой статус прокуратуры можно определить как установленное правовыми нормами положение прокуратуры в системе государственных органов РФ, определяемое ее функциональным предназначением, структурным построением и компетенцией.
Правовой статус прокуратуры и ее полномочия определяются рядом нормативных правовых актов, в первую очередь Конституцией РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».
Основные принципы организации и деятельности прокуратуры закреплены в ст. 129 Конституции РФ. В п. 1 указанной статьи и в п. 1 ст. 4 ФЗ «О прокуратуре РФ» называются принципы единства прокурорской системы, ее централизации и как одно из ее проявлений – подчиненности нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.
Система функций прокуратуры выглядит следующим образом.
надзорная функция;
уголовно-административная функция (т.е. функция уголовного и административного преследования);
координационная функция (т.е. функция по координации деятельности правоохранительных органов);
правотворческая функция;
процессуальная функция (уголовно-процессуальная, гражданско-процессуальная и др.);
функция международного сотрудничества;
внутренне-организационная функция (т.е. функция, связанная с организацией собственной деятельности).
Такой подход к системе функций прокуратуры позволяет учитывать и положения ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ», иных федеральных законов (в частности, различных процессуальных кодексов), и полностью соответствует фактическим направлениям деятельности органов прокуратуры.
Анализ правового регулирования статуса прокуратуры РФ приводит к другому вопросу о соотношении конституционного требования о регулировании порядка деятельности прокуратуры ее организации и полномочий посредством федерального закона с правовыми нормами, регулирующими указанные области посредством принятия указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ. Самый простой ответ, что это продукт отсылочных (бланкетных) норм, но можно ли в таком случае применять такие нормы, если Конституция РФ прямо закрепила, что регулирование этих положений должно быть в форме федерального закона?
Таким образом, обращение к вопросам правового регулирования статуса прокуратуры РФ позволяет выявить существенные проблемы, разрешение которых, как представляется, лежит в плоскости углубленного изучения теории прокурорского надзора, определения места и роли прокуратуры в системе органов государства, ее функционального предназначения.
Подобные работы
- Правовой статус Прокуратуры Российской Федерации (Кемеровский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2023 - Конституционно-правовой статус Прокуратуры Российской Федерации (Алтайский государственный университет)
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2020 - Прокурорский надзор за деятельностью таможенных органов (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, прокурорский надзор. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2019 - Защита прав ребенка органами внутренних дел Российской федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2024 - Конституционное право граждан РФ свободу и личную неприкосновенность
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2018 - Антикоррупционные стандарты в сфере противодействия коррупции
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2019 - Участие прокурора по уголовным делам в суде первой инстанции (Алтайский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, уголовный процесс. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2019 - Федеральная служба по труду и занятости населения, ее компетенция и правовое положение на рынке труда (Российская академия народного хозяйства и государственной службы)
Дипломные работы, ВКР, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022 - Гарантированность конституционных прав и свобод в сфере труд: состояние и перспективы
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018



