ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Методические аспекты обучения тождественным преобразованиям в курсе алгебры основной школы
§ 1. Основные понятия и содержание линии тождественных преобразований в курсе алгебры основной школы 6
§2. Методическая схема обучения тождественным преобразованиям в курсе алгебры основной школы 11
§3. Методические основы обучения тождественным преобразованиям в курсе алгебры основной школы 19
ГЛАВА 2. Методика организации обучения тождественным преобразованиям в 7 классе с использованием парной формы работы
§1. Теоретические основы использования различных форм организации обучения 32
§2. Парная форма организации учебного процесса 42
§3. Организация опытно-экспериментальной работы при изучении темы «Формулы сокращенного умножения» с использованием парной формы обучения 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 79
Линия тождественных преобразований является одной из основных содержательных линий школьного курса алгебры. Отдельной темой школьного курса математики линия тождественных преобразований не является, она изучается на протяжении всего курса арифметики, алгебры и начал анализа. Начиная с 5-6 классов, производятся простейшие тождественные преобразования, которые опираются на законы и свойства арифметических действий. В курсе алгебры основной школы 7-9 классов сконцентрирована основная нагрузка по формированию умений и навыков выполнения тождественных преобразований. Это связано со значительным увеличением числа, а также разнообразием совершаемых преобразований. Высокий уровень выполнения тождественных преобразований проявляется в умении правильно обосновать преобразования, в умении правильно их обосновать, быстро и безошибочно выполнить, найти кратчайший путь необходимых преобразований.
В документе об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов основного общего образования обязательный минимум содержания основных образовательных программ по тождественным преобразованиям базового уровня являются следующие:
- выполнять несложные преобразования для вычисления значений числовых выражений, содержащих степени с натуральным показателем, степени с целым отрицательным показателем;
- выполнять несложные преобразования целых выражений: раскрывать скобки, приводить подобные слагаемые;
- использовать формулы сокращенного умножения (квадрат суммы, квадрат разности, разность квадратов) для упрощения вычислений значений выражений;
- выполнять несложные преобразования дробно-линейных выражений и выражений с квадратными корнями.
Авторы Н.С. Подходова, Н.Л. Стефанова выделяют четыре этапа изучения тождественных преобразований:
- пропедевтический (5-6 классы);
- первый этап (начало 7 класса), использование нерасчлененной системы преобразований;
- второй этап (8-9 классы), рассмотрение конкретных видов преобразований;
- третий этап, формирование целостной системы преобразований (1011 классы).
Объект исследования: процесс обучения математике в основной школе.
Предмет исследования: тождественные преобразования в курсе алгебры основной школы.
Цель исследования: изучить учебную и методическую литературу по рассматриваемому вопросу, систематизировать теоретический материал с подробным разбором необходимых задач, разработать систему уроков с использованием парной формы организации обучения, направленных на формирование у учащихся умений использовать формулы сокращенного умножения при проведении тождественных преобразований.
Задачи исследования:
1. выделить основные понятия линии тождественных преобразований;
2. определить роль парной формы учебной деятельности в образовательном процессе, а также значимость ее использования при обучении математике;
3. разработать систему уроков с использованием парной формы учебной деятельности для учащихся 7 класса по теме «Формулы сокращенного умножения» и провести экспериментальное исследование ее эффективности.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и содержит список использованной литературы.
Во введении сформулированы основные характеристики исследования, актуальность, объект, цель и задачи исследования.
В первой главе дипломной работы были изучены основные понятия и содержание линии тождественных преобразований; представлена методическая схема изучения темы «Тождественные преобразования» в курсе алгебры основной школы.
Во второй главе рассматриваются теоретические основы использования парной формы учебной деятельности при обучении математике. Описывается проведенная опытно-экспериментальная работа при изучении темы «Формулы сокращенного умножения» с использованием парной формы обучения.
В заключении сформулированы основные результаты и выводы проведенного исследования.
Библиографический список состоит из 42 наименования.
Линия тождественных преобразований является одной из четырех основных разделов содержательных линий школьного курса алгебры (учение о функции, числе, уравнения и неравенства, тождественные преобразования). Она изучается в течение всего курса математики, начиная с начальных классов.
Сформулируем основные выводы и полученные результаты бакалаврской работы:
1. выделены основные понятия линии тождественных преобразований;
2. показана положительная роль использования парной формы учебной деятельности в образовательном процессе;
3. разработаны онлайн тест и тест в математическом пакете «Geogebra» для учащихся 7-го класса по теме «Формулы сокращенного умножения».
4. проведено опытно-экспериментальное исследование, с использованием парной формы учебной деятельности учащихся.
Поставленные цели и задачи практически все решены, экспериментально доказана эффективность использования парной формы учебной деятельности на уроках.
1. Актуальные вопросы теории и методики обучения математике в средней школе: сборник научный статей. Вып. 1. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2011. - 111с.
2. Александров П.С. Алгебра: Пособие для учащихся средней школы / П.С. Александров, А.Н. Колмогоров. - М.: Наука, 2013. -287с.
3. Алимов Ш.А. Алгебра: Пособие для учащихся / Ш.А. Алимов, Ю.М Колягин, Ю.В. Сидоров. - М.: Просвещение, 2014. - 255 с.
4. Баум И.В. Тождественные преобразования выражений / И.В. Баум, Ю.Н. Макарычев // Преподавание алгебры в 6-8 классах. / Сост. Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк. - М.: Просвещение, 2000. С. 77-90.
5. Блох А.Я. О тождественных преобразованиях в курсе алгебры VI-VIII кл. [Текст] / А.Я. Блох // Метод. рекомендации и указания по методике преподавания математики в средней школе: Сб. статей - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 2005. - 83 с
6. Виленкин Н.Я. Равенства, тождества, уравнения, неравенства / Н.Я. Виленкин, С.И. Шварцбурд // Математика в школе. - 2000. №4.
7. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики: Книга для учителя / Я.И. Груденов. - М.: Просвещение, 1990. - 224 с.
8. Гусев В.А. Внеклассная работа по математике в 6-8 классах / В.А. Гусев, Орлов А.И., Розенталь А.Л. - М.: Просвещение, 2007. - 289 с.
9. Дьяченко В.К. Общие формы организации процесса обучения / В.К. Дьяченко. - Изд-во Краснояр. ун-та, 1984. - 184 с.
10. Епифанова Е.М. Методика обучения алгебре основной школы (Материалы к лекционным занятиям) / Е.М. Епифанова, О.П. Шарова // Учебно-методическое пособие. - Ярославль, 2006.
11. Иванова Т.А. Теоретические основы обучения математике в средней школе. Учебное пособие / Т.А. Иванова, Е.Н. Перевощикова, Т.П. Григорьева, Л.И. Кузнецова. - Н. Новгород: НГПУ, 2010. - 320 с.
12. Колягин Ю.М. Методика преподавания математики в средней школе: частные методики/ Ю.М. Колягин. - М.: Просвещение, 2007. - 480 с.
13. Колягин Ю.М. Основные понятия современного школьного курса математики. / Ю.М. Колягин, Г. Л. Луканин. - М.: Просвещение, 2014. - 367 с.
14. Кондрушенко Е.М. Тождественные преобразования выражений в школьном курсе математики / Е.М. Кондрушенко. - Великий Новгород: МОУ ПКС «Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов», 2006. - 72 с.
15. Крючкова В.В. Об опыте работы с правилами в теме «Многочлены». Математика в школе / В.В. Крючкова. - 2004. - №5.
16. Лебединцев И.Б. Организация деятельности учащихся в парах / Лебединцев И.Б., М.Н. Горленко // Справочник заместителя директора школы. - 2012. - №2. - С. 64-73.
17. Лебединцев В.Б. Виды учебной деятельности в парах / В.Б Лебединцев // Школьные технологии. - 2005. №4. - С. 102-112.
18. Макарычев Ю.Н. Об учебниках алгебры 6 и 7 классов / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б. Суворова // Математика в школе. - 2002. - №31.
19. Макарычев Ю.Н. Алгебра: Учебник для 7 класса средней школы / Под ред. С.А. Теляковского.- М.: Просвещение, 2014. - 235 с.
20. Макарычев Ю.Н. Алгебра: Учебник для 8 класса средней школы / Под ред. С.А. Теляковского. - М.: Просвещение, 2014. - 235 с.
21. Макарычев Ю.Н. Тождественные преобразования многочленов / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.С. Муравин //Математика в школе. -1973. - №31.
22. Маслова Т.Н. Справочник школьника по математике 5-11 кл. / Т.Н. Маслова, А.М. Суходский. - 2008. - 672 с.
23. Методика изучения математики в основной школе. Курс лекций для организации самостоятельной работы студентов по вопросам частных методик. - Перьм, 2011. - 94 с.
24. Методика организации коллективной формы учебной деятельности учащихся на уроках математики в средней школе / [Электронный ресурс] URL: http://referat7.ru/refs/source/ref666-90959.html
25. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по физ.-мат. спец. / А.Я. Блох, В.А. Гусев, Г.Ф. Дорофеев и др. Сост. В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 1987. Гл.5.- 416 с.
26. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика / Сост. В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 2003. - 421 с.
27. Мишин В.И. Методика преподавания математики в средней школе: Частная методика / В.И. Мишин. - М.: Просвещение, 2003. - 421 с.
28. Мордкович А.Г. Алгебра. 7 кл.: в 2 ч. Ч.1: Учеб. для
общеобразовательных. учреждений / А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013. - 240 с.
29. Мордкович А.Г. Алгебра. 8 кл.: Учеб. для классов с углубленным изучением математики / А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013. - 228 с.
30. Мордкович А.Г. Алгебра и начал анализа. 9 кл.: Учеб. для
общеобразовательных учреждений/ А.Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2013.
31. Миндюк Н.Г. Основные этапа формирования навыков тождественных преобразований алгебраических выражений классов / Н.Г. Миндюк // математика в школе. - 1985. - №5.
32. Николаева С. В. Методика обучения тождественным преобразованиям в курсе алгебры основной школы / [Электронный ресурс]
URL:
file:///D:/%D0%94%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC/%D0%9D %D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%D0%B5%D0%B2%D0%B0 %20%D0%A 1 .%D0%92. %D0%9C%D0%98%D0%B1-1101.pdf
33. Старокожева Е.И. Методика преподавания математики в основной школе / Е.И. Старокожева. - Валуйки, 2009.
34. Стефанова Н.Л. Методика и технология обучения математике. Учебное пособие / Н.Л. Стефанова, Подходова Н.С. - М.: Дрофа, 2008. - 416 с.
35. Стиль педагогического общения и его влияние на взаимоотношения с учащимися / [Электронный ресурс] URL:
https://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65635a3ad68b5c43a88521206c27 0. html
36. Утеева Р.А. Дифференцированное обучение математике учащихся средней школы: Пособие по спецкурсу и спецсеминару для студентов мат. спец. педвузов / Р.А. Утеева. - М.: Прометей, 1996. - 96 с.
37. Черкасов Р.С. Методика преподавания математики в средней школе / А.А. Столяр - М.: Просвещение, 2010. - 336 с.
38. Шабанова О.Л. Тождественные преобразования выражений. Математика. 8-9 кл. / О.Л. Шабанова, О.Л. Безумова, С.Н. Котова и др. - М.: Дрофа, 2010. - 77 с.
39. http://www.make-test.ru
40. https://www. geogebra.org
41. https: //testedu.ru/test/matematika/7-klass/formulyi-sokrashhenno go- umnozheniya-2.html (дата обращения 21.03.2019)
42. https://obrazovaka.ru/test/formulv-sokraschennogo-umnozheniva-7-klass.html (дата обращения 18.02.2019)