Развитие мышления у дошкольников средствами дидактических игр
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты развития мышления дошкольников средствами дидактических игр 7
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования 7
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 13
1.3. Анализ передового педагогического опыта по развитию мышления у
дошкольников средствами дидактических игр 20
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальное исследование комплекса дидактических игр для детей средней группы ДОУ 31
2.1. Изучение уровня развития мышления дошкольников в
экспериментальной и контрольной группах 31
2.2. Апробация комплекса дидактических игр, направленного на развитие
мышления дошкольников 40
2.3. Сравнительный анализ и оценка результатов эксперимента 49
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения 72
Глава 1. Теоретические аспекты развития мышления дошкольников средствами дидактических игр 7
1.1. Сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования 7
1.2. Возрастные особенности детей дошкольного возраста 13
1.3. Анализ передового педагогического опыта по развитию мышления у
дошкольников средствами дидактических игр 20
Выводы по главе 1 29
Глава 2. Экспериментальное исследование комплекса дидактических игр для детей средней группы ДОУ 31
2.1. Изучение уровня развития мышления дошкольников в
экспериментальной и контрольной группах 31
2.2. Апробация комплекса дидактических игр, направленного на развитие
мышления дошкольников 40
2.3. Сравнительный анализ и оценка результатов эксперимента 49
Выводы по главе 2 64
Заключение 65
Список использованной литературы 67
Приложения 72
В рамках требований Федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) к структуре основной образовательной программы образовательный процесс в ДОУ строится по двум основным направлениям деятельности взрослых и детей - это совместная деятельность взрослых и детей и самостоятельная деятельность детей. Организованная воспитателем игровая деятельность является одной из форм непосредственно образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Обучение должно быть развивающим, обогащать ребёнка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности. В связи с этим большое значение приобретают игровые формы обучения и воспитания, в частности, дидактические игры.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры происходит развитие памяти, воображения, мышления, эмоций, воли, характера ребёнка (Л.С. Выготский, С.К. Бозиева, А.В. Белошистая, В.Н. Аванесова, А.Н. Давидчук, А.В. Запорожец, А.В. Петровский и др.).
Исследования В.А. Аванесовой, О.М. Дьченко, А.Д. Васиной, Е.С. Ермаковой, Н.В. Квач, Л. Мавриной указывают на значительную роль в умственном воспитании и обучении дидактической игре.
Умственное воспитание, отмечает Л.О. Путляева - это, прежде всего, развитие активной мыслительной деятельности [Путляева, 2016], так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Дидактическое направление использования игры раскрыто у таких педагогов как З.А. Михайлова, О.Д. Забродская, Л.А. Сеземина. Стремясь сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям они использовали разнообразные игры.
Дидактическое направление игр представлено в педагогике Н.Ф. Талызиной. Она придаёт игре большое воспитательное значение в обогащении речи, развитии мышления, воображения.
Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, мышление. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
Вопросы теории и практики дидактических игр разрабатывались Е. Акуловой, А.Д. Васиной, И.А. Григорьевой, Т.А. Грузинцевой. В исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Таким образом, не смотря на достаточность освещения развития мышления детей дошкольного возраста, и роли в данном развитии дидактических игр, данная проблема остается актуальной, т.к. умственное развитие, в основе которого лежит именно процесс мышления, присутствующий и в других познавательных процессах, является залогом дальнейшего успешного школьного обучения.
Дидактическая игра - это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания и развития личности дошкольника. В связи с этим основной идеей нашего педагогического опыта является создание эффективных условий для активизации познавательной активности у детей с использованием дидактических игр по ФЭМП, посредством развития и обучения детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс исследования мышления дошкольников.
Предмет исследования - развитие мышления у дошкольников средствами дидактических игр.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проследить развитие мышления у дошкольников средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что разработанный комплекс дидактических игр для средней группы являются эффективным средством развития мышления дошкольников.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы потребовалось решение следующих задач:
1) Провести сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования.
2) Охарактеризовать возрастные особенности детей дошкольного возраста.
3) Проанализировать передовой педагогический опыт по развитию мышления у детей средствами дидактических игр.
4) Разработать комплекс дидактических игр, направленный на развитие мышления с целью проверки рабочей гипотезы.
5) Провести экспериментальное исследование.
Анализ передового педагогического опыта по теме исследования проведен на основе работ А.Н. Фроловой «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»; Г.А. Рысбаевой «Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников»; Е. Акуловой «Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников»; А.Д. Васиной «Развитие мышления старших дошкольников на занятиях по формированию математических представлений»; И.А. Григорьевой, Т.А. Гру- зинцевой «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Новизна исследования состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие мышления дошкольников.
Практическая значимость работы. Результаты работы обсуждены на педагогическом совете. Результаты работы могут быть полезны педагогам дошкольных учреждений, а также родителям воспитанников.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, рассмотрена научная разработанность проблемы исследования, выдвинуто противоречие исследования, определены объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза исследования, представлены методы исследования, база исследования, этапы исследования и структура работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам развития мышления у дошкольников средствами дидактических игр. Здесь проводится сущностносодержательный анализ ключевых понятий исследования; возрастные особенности дошкольников; анализ передового педагогического опыта по развитию мышления у детей средствами дидактических игр.
Во второй главе проводится опытно-экспериментальная работа по развитию мышления у детей средствами дидактических игр. Разрабатывается система и определяются эффективные условия применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие мышления дошкольников.
В заключении отражены основные выводы по исследованию.
В списке использованной литературы представлены источники, использованные при написании работы.
Игра - основной вид деятельности дошкольника. В процессе игры происходит развитие памяти, воображения, мышления, эмоций, воли, характера ребёнка (Л.С. Выготский, С.К. Бозиева, А.В. Белошистая, В.Н. Аванесова, А.Н. Давидчук, А.В. Запорожец, А.В. Петровский и др.).
Исследования В.А. Аванесовой, О.М. Дьченко, А.Д. Васиной, Е.С. Ермаковой, Н.В. Квач, Л. Мавриной указывают на значительную роль в умственном воспитании и обучении дидактической игре.
Умственное воспитание, отмечает Л.О. Путляева - это, прежде всего, развитие активной мыслительной деятельности [Путляева, 2016], так как на практике мышление как отдельный психический процесс не существует, оно присутствует во всех других познавательных процессах: в восприятии, внимании, воображении, памяти, речи.
Дидактическое направление использования игры раскрыто у таких педагогов как З.А. Михайлова, О.Д. Забродская, Л.А. Сеземина. Стремясь сделать обучение детей занимательным, отвечающим их возрастным особенностям они использовали разнообразные игры.
Дидактическое направление игр представлено в педагогике Н.Ф. Талызиной. Она придаёт игре большое воспитательное значение в обогащении речи, развитии мышления, воображения.
Особая заслуга принадлежит Е.И. Тихеевой в раскрытии роли дидактической игры. Она справедливо считала, что дидактическая игра дает возможность развивать самые разнообразные способности ребенка, его восприятие, речь, внимание, мышление. Е.И. Тихеева разработала много дидактических игр, которые до сих пор используются в детских садах.
Вопросы теории и практики дидактических игр разрабатывались Е. Акуловой, А.Д. Васиной, И.А. Григорьевой, Т.А. Грузинцевой. В исследованиях утвердилась взаимосвязь обучения и игры, определилась структура игрового процесса, основные формы и методы руководства дидактическими играми.
Таким образом, не смотря на достаточность освещения развития мышления детей дошкольного возраста, и роли в данном развитии дидактических игр, данная проблема остается актуальной, т.к. умственное развитие, в основе которого лежит именно процесс мышления, присутствующий и в других познавательных процессах, является залогом дальнейшего успешного школьного обучения.
Дидактическая игра - это и игровой метод обучения детей дошкольного возраста, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания и развития личности дошкольника. В связи с этим основной идеей нашего педагогического опыта является создание эффективных условий для активизации познавательной активности у детей с использованием дидактических игр по ФЭМП, посредством развития и обучения детей дошкольного возраста.
Объект исследования - процесс исследования мышления дошкольников.
Предмет исследования - развитие мышления у дошкольников средствами дидактических игр.
Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проследить развитие мышления у дошкольников средствами дидактических игр.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что разработанный комплекс дидактических игр для средней группы являются эффективным средством развития мышления дошкольников.
Для достижения данной цели и проверки гипотезы потребовалось решение следующих задач:
1) Провести сущностно-содержательный анализ ключевых понятий исследования.
2) Охарактеризовать возрастные особенности детей дошкольного возраста.
3) Проанализировать передовой педагогический опыт по развитию мышления у детей средствами дидактических игр.
4) Разработать комплекс дидактических игр, направленный на развитие мышления с целью проверки рабочей гипотезы.
5) Провести экспериментальное исследование.
Анализ передового педагогического опыта по теме исследования проведен на основе работ А.Н. Фроловой «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры»; Г.А. Рысбаевой «Влияние дидактической игры на развитие познавательных интересов у старших дошкольников»; Е. Акуловой «Познаем логические отношения: дидактические игры для старших дошкольников»; А.Д. Васиной «Развитие мышления старших дошкольников на занятиях по формированию математических представлений»; И.А. Григорьевой, Т.А. Гру- зинцевой «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».
Новизна исследования состоит в создании системы и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие мышления дошкольников.
Практическая значимость работы. Результаты работы обсуждены на педагогическом совете. Результаты работы могут быть полезны педагогам дошкольных учреждений, а также родителям воспитанников.
Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений.
Во введении обоснована актуальность исследования, рассмотрена научная разработанность проблемы исследования, выдвинуто противоречие исследования, определены объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза исследования, представлены методы исследования, база исследования, этапы исследования и структура работы.
Первая глава посвящена теоретическим аспектам развития мышления у дошкольников средствами дидактических игр. Здесь проводится сущностносодержательный анализ ключевых понятий исследования; возрастные особенности дошкольников; анализ передового педагогического опыта по развитию мышления у детей средствами дидактических игр.
Во второй главе проводится опытно-экспериментальная работа по развитию мышления у детей средствами дидактических игр. Разрабатывается система и определяются эффективные условия применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие мышления дошкольников.
В заключении отражены основные выводы по исследованию.
В списке использованной литературы представлены источники, использованные при написании работы.
По теоретической части исследования мы пришли к следующим выводам:
Мышление это интеллектуальная фаза обработки информации мозгом с целью получения суждения о предмете или явлении. Мыслительные операции - это анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Каждый из нас наделен способностью мышления, что позволяет нам с успехом взаимодействовать друг с другом. Нужно понимать, что наше мышление имеет определенную классификацию и своеобразные стадии развития.
К дошкольникам нужен особый педагогический подход. Важная роль в воспитании и обучении малыша отводится его родителям, поскольку семья - это тот фундамент, на котором идет построение личности ребенка.
Младший возраст - это важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. На основе нагляднодейственного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма. Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень - появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Анализируя результаты передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов по проблеме развития мышления у дошкольников средствами дидактических игр, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет огромное значение в обучении дошкольников мышлению. Педагогов волнует проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение они отдают именно дидактической игре.
Результаты проведенного экспериментального исследования с дошкольниками среднего возраста по выявлению уровня развития мышления показали, что в экспериментальной группе, где велась целенаправленная работа с использованием разработанного комплекса дидактических игр уровень развития образно логического и наглядно-действенного мышления стал выше, чем у дошкольников контрольной группы. У детей экспериментальной группы лучше сформированы образные представления об окружающем мире, отношения в мире, о логических связях. Также лучше развиты мыслительные операции сравнения, синтеза, анализа и обобщения. В целом уровень развития мышления у детей экспериментальной группы стал высоким, у детей контрольной группы, в основном, остался на прежнем уровне.
Таким образом, мы считаем, что разработанный комплекс мероприятий и созданные эффективные условия применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие мышления дошкольников дали положительные результаты. Результаты исследования можно применять воспитателям по развитию мышления у дошкольников.
Мышление это интеллектуальная фаза обработки информации мозгом с целью получения суждения о предмете или явлении. Мыслительные операции - это анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Какие из логических операций применит человек, это будет зависеть от задачи и от характера информации, которую он подвергает мыслительной переработке.
Каждый из нас наделен способностью мышления, что позволяет нам с успехом взаимодействовать друг с другом. Нужно понимать, что наше мышление имеет определенную классификацию и своеобразные стадии развития.
К дошкольникам нужен особый педагогический подход. Важная роль в воспитании и обучении малыша отводится его родителям, поскольку семья - это тот фундамент, на котором идет построение личности ребенка.
Младший возраст - это важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками, с предметным миром. На основе нагляднодейственного к 4-м годам начинает формироваться наглядно-образное мышление.
Дети среднего дошкольного возраста (4-5 лет) очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. Это связано с некоторыми физиологическими особенностями их организма. Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень - появляется образное мышление. Познание происходит на основе практических действий. Дети могут сопоставлять предметы по форме, находить подобные, группировать по существенным признакам.
Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Это период наивысших возможностей для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих процессов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.
Анализируя результаты передового опыта педагогов новаторов, современных педагогов по проблеме развития мышления у дошкольников средствами дидактических игр, можно сделать вывод о том, что дидактическая игра имеет огромное значение в обучении дошкольников мышлению. Педагогов волнует проблема развития психических и познавательных процессов у дошкольников, стимулирования их деятельности, в чем большое предпочтение они отдают именно дидактической игре.
Результаты проведенного экспериментального исследования с дошкольниками среднего возраста по выявлению уровня развития мышления показали, что в экспериментальной группе, где велась целенаправленная работа с использованием разработанного комплекса дидактических игр уровень развития образно логического и наглядно-действенного мышления стал выше, чем у дошкольников контрольной группы. У детей экспериментальной группы лучше сформированы образные представления об окружающем мире, отношения в мире, о логических связях. Также лучше развиты мыслительные операции сравнения, синтеза, анализа и обобщения. В целом уровень развития мышления у детей экспериментальной группы стал высоким, у детей контрольной группы, в основном, остался на прежнем уровне.
Таким образом, мы считаем, что разработанный комплекс мероприятий и созданные эффективные условия применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитие мышления дошкольников дали положительные результаты. Результаты исследования можно применять воспитателям по развитию мышления у дошкольников.
Подобные работы
- Формирование представлений о сенсорных эталонах цвета у младших дошкольников средствами дидактической игры
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2018 - Дидактическая игра как средство развития логического мышления старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЙ ПАМЯТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО ГНОЗИСА У
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4810 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ
ИГРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2018 - Дидактические игры как средство развития памяти детей младшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2016 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОПЕРАЦИЙ МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2020



