Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности

Работа №59956

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2017
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
425
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности 7
1.1 Содержание понятия связной речи 7
1.2 Особенности развития связной речи дошкольников 12
1.3 Театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи
дошкольников 22
Вывод по первой главе 30
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности 31
2.1. Диагностика уровня развития связной речи у дошкольников 31
2.2. Комплекс театрально-игровой деятельности по развитию связной
речи дошкольников 41
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 45
Вывод по второй главе 52
Заключение 53
Список использованных источников и литературы 55
Приложение

Одно из важнейших условий развития дошкольников — полноценное развитие связной речи. В связи с этим, существенно повышаются требования к уровню развития связной речи, к разработке содержания и методики развития связной речи дошкольников. Среди задач современной дошкольной образовательной организации одной из главных, имеющей, большое социальное значение, является повышение речевой культуры дошкольников. В контексте ФГОС ДО приобретает особую актуальность поиск новых направлений совершенствования работы по развитию связной речи, рассматривающие вопросы освоения системы родного языка, формирования речевой деятельности, развития творческих возможностей детей, а также поиск новых методов и приемов обучения их связной речи.
Основным в образовании дошкольника признается не только организация его собственного опыта, но и возможности его дальнейшего творческого развития. В процессе развивающего взаимодействия творчество реализуется при направляющей помощи взрослого в различных видах деятельности: игровой, практической, предметной и речевой, а затем посредством самостоятельного поиска новых решений, что активизирует творческие способности ребенка.
Театрально-игровая деятельность обладает высоким потенциалом в развитии связной речи дошкольников, создаёт все условия, в которых каждый ребёнок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды публично, не стесняясь слушателей.
Степень разработанности проблемы. Проблема развития связной речи дошкольников отражена в исследованиях таких ученых как: О. А. Бизикова [7], Т.Г. Винокур [10], В.В. Гербова [13], А.А. Зрожевская [8], Е.О. Смирнова [26, 27], Т. А. Ткаченко [44], О.С. Ушакова [32-35], Е.М Струнина [30] и других. Значение театрально-игровой деятельности высоко оценивали такие яркие представители дошкольной педагогики, как в исследованиях: Е.А. Антипина [3], Л.В. Артемова [4], С.Л. Гончарова [14], Т.И. Петрова [19] и других.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментальным путем выявить значение театрально-игровой деятельности в процессе развития связной речи дошкольников.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей
дошкольного возраста.
Предмет исследования: театрально-игровая деятельность как средство развития связной речи дошкольников.
Гипотеза: развитие связной речи дошкольников будет более
эффективным при использовании в воспитательно-образовательном процессе театрально-игровой деятельности.
Задачи исследования:
1. изучить теоретические основы развития связной речи
дошкольников средствами театрально-игровой деятельности;
2. дать понятие связной речи;
3. выделить особенности развития связной речи дошкольников;
4. рассмотреть театрально-игровую деятельность как средство развития связной речи дошкольников;
5. исследовать на практике развитие связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности.
Методологической основой исследования послужили работы ученых исследовавших процесс развития связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности в отечественных исследованиях: .А. Зрожевская [16], Е.А. Смирнова [26], Н.Г. Смольникова [29] и других.
Методами исследования в работе выступают: анализ психолого-педагогической и методической литературы, беседа, психолого -
педагогический эксперимент, анализ и обобщение полученных данных.
Методики исследования:
1. Методика исследования уровня диалогической речи: методика А.В. Чулковой «Изучение формирование диалога у дошкольников» (Приложение 1).
2. Методика исследования монологической речи «Составление рассказа-повествования по картинке или серии сюжетных картинок» (Глухов В.П.) (Приложение 2).
Практическая значимость работы: данные материалы исследования могут использованы методистами, воспитателями и логопедами в процессе развития речи дошкольников.
База исследования: МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» г. Елабуга.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, связная речь — это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и тематически объединенные, законченные отрезки. Основная функция связной речи —
коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах — диалоге и монологе. Каждая из этих форм имеет свои особенности, которые определяют характер методики их формирования.
Связная речь дошкольника - итог его речевого развития, а базируется она на обогащении и активизации его словарного запаса, формировании грамматического строя речи, воспитании её звуковой культуры. Связная речь дошкольников оценивается по следующим показателям: смысловая ценность текста, связность (членимость).
Театрально-игровая деятельность - это игровая деятельность в процессе которой происходит придумывание сюжета и содержания игры, поиск путей реализации замысла до перевоплощения в ролях, заданных литературным произведением. В соответствии с возрастом дошкольников подбираются театрализованные игры, виды театров, доступные детям и способствующие развитию связной речи.
В процессе театрально-игровой деятельности развивается умение обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях. Формируется навык познавательного общения. Формируется навык пересказа небольших рассказов с изменением времени действия или лица рассказчика. Формируется умение высказывать суждения, оценку прочитанного произведения, поступков героев. Развивается чувство языка, прививается чуткость к поэтическому слову, к образным средствам, любовь к родному языку.
Мы провели исследование развития связной речи дошкольников средствами театрально-игровой деятельности проводилось на базе МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №28 «Лесная сказка» г. Елабуга.
Исследование проводилось в средних группах №3 и №6. Выборка составила 56 детей среднего дошкольного возраста.
Констатирующий эксперимент показал, что дошкольники экспериментальной и контрольной группы находятся на среднем уровне развития связной речи.
На этапе формирующего эксперимента, опираясь на результаты констатирующего эксперимента нами был разработан комплекс театрально-игровой деятельности по развитию связной речи дошкольников экспериментальной группы. I этап включил в себя 5 различных видов театрально-игровой деятельности по развитию диалогической речи, II этап включил в себя 4 театрально-игровые деятельности по развитию монологической речи. По окончанию формирующего этапа эксперимента нами была проведена повторная диагностика развития связной речи экспериментальной и контрольной группы.
Контрольный эксперимент показал, что дошкольники
экспериментальной группы достигли высокого уровня развития связной речи. Дети контрольной группы остались на среднем уровне развития связной речи.
Таким образом, разработанный и реализованный нами комплекс театрально-игровой деятельности способствует развитию речи дошкольников.



1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. - М.: Академия, 2015. - 231 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Академия, 2014. - 400 с.
3. Антипина, Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. / Е.А. Антипина - М.: Эксмо, 2013. - 259 с.
4. Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников. / Л.В. Артемова. - М.: Гардарики, 2014. - 351 с.
5. Балаян, А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога.: дис. ... канд. филол. наук / А.Р. Балаян. - М.: [б. и.], 2014. - 177 с.
6. Берков, В.Ф. и др. Культура диалога.: учебно-методическое пособие / В.Ф. Берков, Я.С. Ясеневич. - Мн.: Новое знание, 2012. - 152 с.
7. Бизикова О. А. Развитие монологической речи у дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. учебных заведений. / О. А. Бизикова. — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. —235 с.
8. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». 2-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 250 с.
9. Брызгунова, Е.А. Диалог. / Е.А. Брызгунова // Русский язык. Энциклопедия. - М.: Энциклопедия, 2015. - С. 74-75.
10. Винокур Т.Г. Монолог / Русский язык: энциклопедия. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Т.Г. Винокур. - М.: Дрофа, 2012. - 340 с.
11. Винокур, Т.Г. Диалог. / Т.Г. Винокур // Русский язык; Энциклопедия / гл. ред. Ю.Н. Караулов. - М.: Большая Российская энциклопедия: Дрофа, 2014. - С. 119-120.
12. Волкова, Л.С. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. Заведений / под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп.
- М.: изд. центр ВЛАДОС, 2015. - 703 с.
13. Гербова В.В. Коммуникация. Развитие речи и общения детей в подготовительной к школе группе детского сада. / В.В. Гербова.- М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 256 с.
14. Гончарова, С.Л. Театрализованная деятельность в
воспитательной работе дошкольного образовательного учреждения / С.Л. Гончарова // Социальное содействие: опыт без границ: Сборник статей. - Вып. 3. - Калининград: Изд-во ГБУСО КО «Центр социальной помощи семье и детям», 2015. - С. 59-62.
15. Давыдов, В.Г. От детских игр к творческим играм и драматизациям. / В.Г. Давыдов // Театр и образование: Сб. научных трудов. / - М.: Эксмо, 2012. - 256 с.
16. Зрожевская А.А. Формирование связной описательной речи в средней группе детского сада: Автореф. дис. ... канд. иед. наук. / А.А. Зрожевская. - М., 1986. С. 23.
17. Изаренков, Д.И. Обучение диалогической речи.: диаграфия / Д.И. Изаренков. - М.: Русский язык, 2014. - 136 с.
18. Кучинский, Г.М. Диалог и мышление. / Г.М. Кучинский; Белорус. гос. ун-т. - Минск, 2013. - 190 с.
19. Петрова, Т.И. Театрализованные игры в детском саду. / - М.: Гардарики, 2014. - 195 с.
20. Развитие речи детей 5—7 лет: программа, методические рекомендации, конспекты занятий / Авт.-сост. О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. - М.: Вентана-Граф, 2014. - 248 с.
21. Реуцкая, Н.А. Театрализованные игры дошкольников / Н.А. Реуцкая // Игра дошкольника / Под ред. С.Л. Новоселовой. - М.: Эксмо,
2015. - 216 с.
22. Романов А.А. Иллокутивные знания, иллокутивные действия и иллокутивная структура диалога. /А.А. Романов.. - М.: Гардарики, 2014. - С. 82-100.
23. Романов А.А. Системный анализ регулятивных средств
диалогического общения. / А.А. Романов. - М.: Вагриус, 2014. - 183 с.
24. Святогор, И.П. Типы диалогических реплик в современном русском языке.: дис. ... канд. филол. наук / И.П. Святогор. - М.: [б. и.], 2013. - 254 с.
25. Сидорчук Т. А., Хоменко Н. Н. Технологии развития связной речи дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений). - М.: Академия, 2014. - 304 с.
26. Смирнова Е.А. Формирование связности речи старших дошкольников в рассказывании по серии сюжетных картин: Дис.... канд. пед.наук. / Е.А. Смирнова. - М., 2014. - 133 с.
27. Смирнова Е.О. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин // Развитие речи дошкольников: Сб. науч. тр. / Е.О. Смирнова. - М.: Академия, 2015. С. 106—107.
28. Смольникова Н.Г. Формирование структуры связного высказывания у старших дошкольников: Дис.... канд. пед.наук. / Н.Г. Смольникова . - М., 2015. - 156 с.
29. Смольникова Н.Г., Ушакова О.С. Развитие структуры связного высказывания у детей старшего дошкольного возраста// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. - М.: Академия, 2012. - С. 439 - 445.
30. Струнина О.С. Развитие речи и творчества дошкольников: игры, упражнения, конспекты занятий. / О.С. Струнина. - М.: ТЦ «Сфера», 2014. - 296 с.
31. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) / Е.Б. Танникова. - М.: ТЦ
Сфера, 2015. - 96 с.
32. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. - М.: Изд-во института психотерапии. - М.: Педагогика, 2012. - 237с.
33. Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. - М.: Вентана-граф, 2015. - 316 с.
34. Ушакова О.С. Теория и практика развития речи дошкольников. / О.С. Ушакова. - М.: Просвещение, 2015. - 248 с.
35. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей
дошкольного возраста: Учеб.-метод, пособие для воспитателей
дошкольных образовательных учреждений. / О.С. Ушакова, Е.М Струнина.
- М.: Владос, 2014. - 289 с.
36. Чулкова А. В. Формирование диалога у дошкольников: учеб. Пособие. / А. В. Чулкова.— Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 220 с.
Статьи из периодических изданий.
37. Акулова, О. Театрализованные игры/ О. Акулова // Дошкольное воспитание, 2015. -№4. - С. 25-27.
38. Доронова Т.Н. Использование игровых методов и приемов при обучении детей от 2 до 7 лет / Т.Н. Доронова. // Ребенок в детском саду.
2015. № 2. - С. 49—55.
39. Доронова, Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности. / Т.Н. Доронова // Ребенок в детском саду. - 2015. - №2. - С. 18-21.
40. Кудрявцев, В.Т. О смысле детского словотворчества / В. Т. Кудрявцев // Детский сад от А до Я. - 2015. - №2. - С. 142 -145.
41. Неменова, Т.С. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр. / Т.С. Неменова. // Дошкольное воспитание. - 2015.
- №1. - С. 22-25.
42. Ткаченко Т. А. Использование схем в составлении описательных рассказов. / Т. А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. 2015. № 10. С. 16— 20.
43. Ушакова, О.С. Развитие словесного творчества детей 6-7 лет / О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание. - 2015. - № 5. - С. 18-29.
44. Экки, Л. Театрально-игровая деятельность / Л. Экки // Дошк. воспитание, 2015. - №7. - С. 27-30.
Интернет ресурсы.
45. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. 2¬
5 лет [Электронный ресурс]: методические рекомендации, конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей/ Губанова Н.Ф.— Электрон. текстовые данные.— М.: ВАКО, 2015.— 256 с.— Режим доступа:
http://www.iprbookshop.ru/26374.— ЭБС «IPRbooks», по паролю.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ