Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №42779

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы63
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
831
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования дидактических игр для формирования словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Словообразование в онтогенезе 7
1.2. Особенности словообразования прилагательных у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.3. Дидактические игры в формировании прилагательных у детей
дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 23
Г лава II. Экспериментальное исследование уровня сформированности словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.1. Организация и методы исследования словообразования
прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
Выводы по главе II 35
Глава III. Педагогическая система формирования словаря
прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....37
3.1. Содержание и методика проведения формирующего эксперимента 37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 44
Выводы по главе III 53
Заключение 55
Список литературы 58


Актуальность темы исследования: на сегодняшней день наиболее велик процент детей с общим недоразвитием речи, которое в свою очередь является причиной задержек многих психических процессов. При таких обстоятельствах у детей нарушается процесс словообразования прилагательных, что не позволяет речи ребенка полноценно развиваться, делает речь бедной. Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Является актуальным вопрос изучения грамматического строя речи в целом, и выявление закономерностей грамматического строя языка у детей с общим недоразвитием речи. Все это позволяет сформулировать основные постулаты для реализации программы коррекционно-педагогического воздействия. Данная проблема приобретает все новые и новые обороты поскольку по статистике с каждым годом таких детей становится больше и им труднее дается обучение в целом и в грамматике русского языка в частности.
Учитывая возраст ребенка, у которого возникают трудности в словообразовании прилагательных, логопед старается применить наиболее подходящие способы преодоления недостатков речи, одним из таких способов является игра - она позволяет ребенку примерить на себя иные роли, тем самым снижает психологический барьер ребенка.
Многие ученые раскрывали проблему общего недоразвития речи в своих трудах на протяжении долгого времени. Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина и другие выделяли те или иные подходы к проблемам и особенностям детей с общим недоразвитием речи. Но стоит отметить, что большинство из работ посвящены комплексным проблемам в то время как методик по словообразовательных действий было написано не так много.
Таким образом, можно заключить, что проблема не достаточно разработана и поэтому она актуальна с точки зрения теории и практики.
Умение образовывать прилагательные является очень существенным показателем сформированности речи.
Цель исследования: выявить уровни сформированности словаря прилагательных и провести коррекционную работу с использованием дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: использование дидактических игр, как средство развития словаря прилагательных.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие словаря прилагательных у детей с ОНР будет протекать быстрее в процессе дидактических игр, если будут выполнены следующие условия:
- знание особенностей нарушения речи при ОНР;
- поэтапность работы над развитием словаря прилагательных у детей, с учетом онтогенеза;
- учет индивидуального уровня развития речи ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психологическую, методическую, психолингвистическую и специальную литературу по данному вопросу.
2. Провести экспериментальное исследование, чтобы выявить уровень сформированности словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Подобрать дидактические игры для формирования у детей старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня словообразования прилагательных;
4. Провести анализ результатов коррекционной работы.
Методологические основы исследования: учения о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях. (Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин); о теории речевой деятельности (М.И. Лисина, А.А. Леонтьев);
коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития (Р.Е. Левина, М.И. Лисина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве психического развития, комплексном подходе к его изучению (Л.С. Выгодский, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин); учения по коммуникации (О.С. Павлов, Л.В. Черкина).
Методы исследования: организационные; эмпирические; биографические; обрабатывающие и интерпретационные методы.
Этапы исследования:
Первый этап (август - сентябрь) - теоретическое исследование проблемы: изучение и анализ специальной литературы, постановка цели, проблемы, определение гипотезы, задач, методов исследования.
Второй этап (сентябрь - октябрь) - подбор методик экспериментального изучения, определение уровня сформированности словаря, проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных.
Третий этап (октябрь - февраль) - проведение формирующего эксперимента, организация эффективной коррекционно-логопедической работы, формулирование выводов.
База исследований: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района г. Казани Образовательная деятельность осуществляется по следующему адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сыртланова, 16а, 420138.
Теоретическая значимость заключается в углублении теоретических представлений об особенностях словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: рекомендуемые игры могут быть использованы практикующими логопедами, воспитателями логопедических групп и родителями в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Апробация работы: участие в V Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 25 апреля 2018 года г. Казань.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Общим недоразвитием речи принято считать такое нарушение речи, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).
Развитие лексики занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико- фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
После теоретического изучения проблемы и проведения диагностики мы выявили, что при формировании лексического строя у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, возникают некоторые трудности в употреблении слов прилагательных в экспрессивной речи, актуализации словаря признака. Всё это определяет необходимость разработать и обосновать систему занятий по формированию лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Формирование лексического строя приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с общим недоразвитие речи, так и развития их коммуникативных возможностей с учётом задач полноценной подготовки к обучению в школе.
Исходя из этого, была проведена коррекционная работа по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и выявлена её эффективность. Для этого были использованы дидактические игры с применением круга Луллия на повышение словаря признаков, которые проводили не только на занятиях по формированию словаря прилагательных, но и во время различных режимных моментах. После этого мы провели повторное обследование с целью выявления успешности применения разработанной нами системы коррекционной работы.
Результаты повторной диагностики по методике Серебряковой Н.В. показали:
- высокий уровень - из контрольной группе 1 ребенок (то есть 10%) и 2 детей (то есть 20%) из экспериментальной группы;
- на уровне выше среднего - 4 детей (40%) из экспериментальной группы и 2 детей (то есть 20%) из контрольной группы;
- на среднем уровне одинаковое количество детей - по 3 детей (то есть 30%);
- на уровне ниже среднего, количество детей контрольной группы больше (3 ребенка (30%), чем в экспериментальной группе (1 ребенок (10%);
- низкий уровень, показали 1 ребенок (то есть 10%) из контрольной группы, что в экспериментальной группе не наблюдалось.
Работа по формированию словаря прилагательных с использованием дидактических игр обогатила лексическую сторону речи детей. Проведённая работа способствовала развитию мышления, памяти, восприятия и воображения детей. Использование дидактических игр на занятиях привел к расширению словаря признака и развитию речи. Речь занимает особое место в формировании психических функций ребенка, его личности и дальнейшей социализации.
Таким образом, систематическая и целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с использованием дидактических игр, упражнений и заданий даёт положительную динамику в развитии словаря признака у дошкольников с ОНР III уровня.
Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Цель достигнута.



1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВОПРЕСС», 2015. - 112 с.
2. Арбекова Н.Е. Развиваем связную речь у детей 5-6 лет с ОНР. Конспекты фронтальных занятий логопеда / Н.Е. Арбекова. - М. Издательство ГНОМ, 2014. - 208 с.
3. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня / О.М. Вершинина // Логопед. - 2004. - №1. -С.34-40.
4. Выгодский Л.С Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии № 6. - 1966. - С.62-68.
5. Выгодский Л.С. Мышление и реч// собр. Соч .- М.: Педагогика 1982. -Т.2.- 504 с.
6. Выгодский Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выгодский - М.: Изд. АПН СССР, 1960. - 500 с.
7. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса: Дневник научных наблюдений / Подготовка к печати и научное редактирование Е. С. Скобликовой. М.: УРСС (КомКнига), 2005. - 320 с.
8. Гловин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. - 800 с.
9. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Альбом 1 упражнений по обучению грамоте детей старшей логогруппы / О.С. Гомзяк. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016. - 32с.
10. Гончарова, В.А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и ОНР. / В.А. Гончарова // Логопед в детском саду. - 2005. - №1. - С.9 - 15с
11. Гриншпун Б.М. Недоразвитие речи у дошкольников // Дошкольное воспитание. - 1968. - №8. - С.63 .
12. Жукова Н.С. Логопедия. Основы теории и практики / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М.: Эксмо, 2014. - 288 с.: ил.
13. Жукова Н. С. Логопедия : преодоление общего недоразвития речи у дошкольников : кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург : ЛИТУР, 2006. - 320 с.
14. Захарова А.В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи. - Новосибирск, 2007. - 135 с.
15. Земская, Е.А. Современный русский язык. Словообразование / Е.А. Земская. 3-е изд., испр., и доп. - М: 2011. - 328 с.
16. Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии: учимся говорить вместе с Машей и Мишей : пособие для родителей и педагогов / С.В. Ихсанова. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2016. - 77, [1] с. : ил. (Школа развития).
17. Кондратенко И.Ю. Проблема усвоения системы лексических значений у дошкольников с общим недоразвитием речи, отражающих их эмоциональные состояния и оценки.//Дефектология. - № 6. - 2007. - С 41 - 48.
18. Коноваленко В.В. Дидактический материал для логопедов. Альбом 4 / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2016. - 56 с. : ил.
19. Корнеева И.В. Логопедические игры для детей / И.В. Корнеева. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 95 с.
20. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5 -7 лет с общим недоразвитием речи. Программа, планирование / авт.-сост. Л.Е. Кыласова,
В.В. Докутович. - Волгоград: Учитель, 2012. - 67с.
21. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование / Е.С. Кубрякова. - М.: Наука, 1965. - 80 с.
22. Лалаева Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений устной речи у детей / Р.И. Лалаева - М.: Просвещение, 2004. - 72с.
23. Лалаева Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 224с.
24. Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. - М., 2009.
- 365с.
25. Левина Р.Е. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина, Н.А. Никашина. М.: Просвещение, 2009. - 159 с.
26. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. М.: ВЛАДОС, 2006. - 144 с.
27. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза и общения / М.И. Лисина. - М.: Педагогика, 1986. - 250 с.
28. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. М.: Просвещение, 1995. - 214 с.
29. Маркова А.К. Психология усвоения языка как средства общения /
А.К. Маркова. М.: Педагогика, 2004. - 300 с.
30. Основы дошкольной логопедии / Т.Б. Филичива, О.С. Орлова, Т.В. Туманова и др. - Москва : Эксмо, 2015. - 320 с. : ил.
31. Павлова О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ОНР /
О.С. Павлова // Психолингвистика и современная логопедия / под ред. Л.Б. Халиловой. М.: Экономика, 2007. - 304 с.
32. Сухомлинский В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский.
- М.: Знание, 1978. - 96 с.
33. Ткаченко Т.А. большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша / Т.А. Ткаченко; ил. В. Трубицына, Ю. Трубицыной. - Москва : Эксмо, 2016. - 136 с. : ил.
34. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет / Т.А. Ткаченко. - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2014. - 144с.
35. Туманова, Т.В. К проблеме развития процессов словообразования у младших школьников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. - 2004. - №5. - С.34-41.
36. Туманова, Т.В. Формирование готовности к словообразованию у дошкольников с общим недоразвитием речи / Т.В. Туманова // Дефектология. - 2001.-№4. - С.69-76.
37 Уварова, Т.Б. Обучение словообразованию дошкольников с ОНР/ Т.Б. Уварова // Логопед. - 2000. -№4. - С.48-54.
38. ФГОС ДО (Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
17.10.2013 №1155.
39. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста - Монография.- М.,2000. - 314 с.
40. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис - Пресс, 2008. - 209 с.
41. Хрестоматия по логопедии: В 2тт. Т. II / Под ред. Л.С. Волковой,
В.И. Селиверстова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. - 656 с.
42. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений. / С.Н. Цейтлин. — М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
43. Чиркина Г.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. - М.: Просвещение, 2009.
44. Чуковский, К.И. Стихи и сказки. От двух до пяти / К.И. Чуковский. - М.: Детская литература, 1984. - 607 с.
45. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б. Халиловой. - М., 1997. - С.240
46. Шахранович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики : На материале онтогенеза речи / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева; Отв. ред. А. А. Леонтьев; АН СССР, Ин-т языкознания. - М.: Наука, 1990. - 165,[2] с.
47. Эльконин Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.
48. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1995. - 231 с.
49. Янко-Триницкая, Н.А. Словообразование в современном русском языке / Н.А. Янко-Триницкая. - М.: Индрик, 2001. - 504 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ