ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
Введение 3
Глава I. Теоретические основы использования дидактических игр для формирования словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Словообразование в онтогенезе 7
1.2. Особенности словообразования прилагательных у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.3. Дидактические игры в формировании прилагательных у детей
дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 23
Г лава II. Экспериментальное исследование уровня сформированности словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.1. Организация и методы исследования словообразования
прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
Выводы по главе II 35
Глава III. Педагогическая система формирования словаря
прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....37
3.1. Содержание и методика проведения формирующего эксперимента 37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 44
Выводы по главе III 53
Заключение 55
Список литературы 58
Глава I. Теоретические основы использования дидактических игр для формирования словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 7
1.1. Словообразование в онтогенезе 7
1.2. Особенности словообразования прилагательных у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 13
1.3. Дидактические игры в формировании прилагательных у детей
дошкольного возраста 18
Выводы по главе 1 23
Г лава II. Экспериментальное исследование уровня сформированности словообразования прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.1. Организация и методы исследования словообразования
прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 24
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 25
Выводы по главе II 35
Глава III. Педагогическая система формирования словаря
прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня....37
3.1. Содержание и методика проведения формирующего эксперимента 37
3.2. Анализ результатов формирующего эксперимента 44
Выводы по главе III 53
Заключение 55
Список литературы 58
Актуальность темы исследования: на сегодняшней день наиболее велик процент детей с общим недоразвитием речи, которое в свою очередь является причиной задержек многих психических процессов. При таких обстоятельствах у детей нарушается процесс словообразования прилагательных, что не позволяет речи ребенка полноценно развиваться, делает речь бедной. Все это обуславливает актуальность выбранной темы.
Является актуальным вопрос изучения грамматического строя речи в целом, и выявление закономерностей грамматического строя языка у детей с общим недоразвитием речи. Все это позволяет сформулировать основные постулаты для реализации программы коррекционно-педагогического воздействия. Данная проблема приобретает все новые и новые обороты поскольку по статистике с каждым годом таких детей становится больше и им труднее дается обучение в целом и в грамматике русского языка в частности.
Учитывая возраст ребенка, у которого возникают трудности в словообразовании прилагательных, логопед старается применить наиболее подходящие способы преодоления недостатков речи, одним из таких способов является игра - она позволяет ребенку примерить на себя иные роли, тем самым снижает психологический барьер ребенка.
Многие ученые раскрывали проблему общего недоразвития речи в своих трудах на протяжении долгого времени. Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина и другие выделяли те или иные подходы к проблемам и особенностям детей с общим недоразвитием речи. Но стоит отметить, что большинство из работ посвящены комплексным проблемам в то время как методик по словообразовательных действий было написано не так много.
Таким образом, можно заключить, что проблема не достаточно разработана и поэтому она актуальна с точки зрения теории и практики.
Умение образовывать прилагательные является очень существенным показателем сформированности речи.
Цель исследования: выявить уровни сформированности словаря прилагательных и провести коррекционную работу с использованием дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: использование дидактических игр, как средство развития словаря прилагательных.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие словаря прилагательных у детей с ОНР будет протекать быстрее в процессе дидактических игр, если будут выполнены следующие условия:
- знание особенностей нарушения речи при ОНР;
- поэтапность работы над развитием словаря прилагательных у детей, с учетом онтогенеза;
- учет индивидуального уровня развития речи ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психологическую, методическую, психолингвистическую и специальную литературу по данному вопросу.
2. Провести экспериментальное исследование, чтобы выявить уровень сформированности словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Подобрать дидактические игры для формирования у детей старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня словообразования прилагательных;
4. Провести анализ результатов коррекционной работы.
Методологические основы исследования: учения о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях. (Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин); о теории речевой деятельности (М.И. Лисина, А.А. Леонтьев);
коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития (Р.Е. Левина, М.И. Лисина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве психического развития, комплексном подходе к его изучению (Л.С. Выгодский, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин); учения по коммуникации (О.С. Павлов, Л.В. Черкина).
Методы исследования: организационные; эмпирические; биографические; обрабатывающие и интерпретационные методы.
Этапы исследования:
Первый этап (август - сентябрь) - теоретическое исследование проблемы: изучение и анализ специальной литературы, постановка цели, проблемы, определение гипотезы, задач, методов исследования.
Второй этап (сентябрь - октябрь) - подбор методик экспериментального изучения, определение уровня сформированности словаря, проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных.
Третий этап (октябрь - февраль) - проведение формирующего эксперимента, организация эффективной коррекционно-логопедической работы, формулирование выводов.
База исследований: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района г. Казани Образовательная деятельность осуществляется по следующему адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сыртланова, 16а, 420138.
Теоретическая значимость заключается в углублении теоретических представлений об особенностях словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: рекомендуемые игры могут быть использованы практикующими логопедами, воспитателями логопедических групп и родителями в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Апробация работы: участие в V Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 25 апреля 2018 года г. Казань.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Является актуальным вопрос изучения грамматического строя речи в целом, и выявление закономерностей грамматического строя языка у детей с общим недоразвитием речи. Все это позволяет сформулировать основные постулаты для реализации программы коррекционно-педагогического воздействия. Данная проблема приобретает все новые и новые обороты поскольку по статистике с каждым годом таких детей становится больше и им труднее дается обучение в целом и в грамматике русского языка в частности.
Учитывая возраст ребенка, у которого возникают трудности в словообразовании прилагательных, логопед старается применить наиболее подходящие способы преодоления недостатков речи, одним из таких способов является игра - она позволяет ребенку примерить на себя иные роли, тем самым снижает психологический барьер ребенка.
Многие ученые раскрывали проблему общего недоразвития речи в своих трудах на протяжении долгого времени. Е.М. Мастюкова, Н.С. Жукова, Р.Е. Левина и другие выделяли те или иные подходы к проблемам и особенностям детей с общим недоразвитием речи. Но стоит отметить, что большинство из работ посвящены комплексным проблемам в то время как методик по словообразовательных действий было написано не так много.
Таким образом, можно заключить, что проблема не достаточно разработана и поэтому она актуальна с точки зрения теории и практики.
Умение образовывать прилагательные является очень существенным показателем сформированности речи.
Цель исследования: выявить уровни сформированности словаря прилагательных и провести коррекционную работу с использованием дидактических игр у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования: словарь прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Предмет исследования: использование дидактических игр, как средство развития словаря прилагательных.
Гипотеза исследования: предполагается, что развитие словаря прилагательных у детей с ОНР будет протекать быстрее в процессе дидактических игр, если будут выполнены следующие условия:
- знание особенностей нарушения речи при ОНР;
- поэтапность работы над развитием словаря прилагательных у детей, с учетом онтогенеза;
- учет индивидуального уровня развития речи ребенка.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психологическую, методическую, психолингвистическую и специальную литературу по данному вопросу.
2. Провести экспериментальное исследование, чтобы выявить уровень сформированности словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня;
3. Подобрать дидактические игры для формирования у детей старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня словообразования прилагательных;
4. Провести анализ результатов коррекционной работы.
Методологические основы исследования: учения о функциональной системе и ее компенсаторных возможностях. (Л.С. Выгодский, Д.Б. Эльконин); о теории речевой деятельности (М.И. Лисина, А.А. Леонтьев);
коррекционной направленности обучения и воспитания детей с нарушениями речевого развития (Р.Е. Левина, М.И. Лисина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина); принципы общей и специальной психологии и педагогики о единстве психического развития, комплексном подходе к его изучению (Л.С. Выгодский, А.К. Маркова, Д.Б. Эльконин); учения по коммуникации (О.С. Павлов, Л.В. Черкина).
Методы исследования: организационные; эмпирические; биографические; обрабатывающие и интерпретационные методы.
Этапы исследования:
Первый этап (август - сентябрь) - теоретическое исследование проблемы: изучение и анализ специальной литературы, постановка цели, проблемы, определение гипотезы, задач, методов исследования.
Второй этап (сентябрь - октябрь) - подбор методик экспериментального изучения, определение уровня сформированности словаря, проведение констатирующего эксперимента, анализ полученных данных.
Третий этап (октябрь - февраль) - проведение формирующего эксперимента, организация эффективной коррекционно-логопедической работы, формулирование выводов.
База исследований: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 247 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» Приволжского района г. Казани Образовательная деятельность осуществляется по следующему адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Сыртланова, 16а, 420138.
Теоретическая значимость заключается в углублении теоретических представлений об особенностях словообразования прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Практическая значимость: рекомендуемые игры могут быть использованы практикующими логопедами, воспитателями логопедических групп и родителями в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи.
Апробация работы: участие в V Международной научно - образовательной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Инновационные формы и технологии в комплексном сопровождении лиц с отклонениями в развитии» 25 апреля 2018 года г. Казань.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Общим недоразвитием речи принято считать такое нарушение речи, при которой у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными все компоненты языковой системы: (фонетика, лексика и грамматика).
Развитие лексики занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико- фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
После теоретического изучения проблемы и проведения диагностики мы выявили, что при формировании лексического строя у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, возникают некоторые трудности в употреблении слов прилагательных в экспрессивной речи, актуализации словаря признака. Всё это определяет необходимость разработать и обосновать систему занятий по формированию лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Формирование лексического строя приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с общим недоразвитие речи, так и развития их коммуникативных возможностей с учётом задач полноценной подготовки к обучению в школе.
Исходя из этого, была проведена коррекционная работа по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и выявлена её эффективность. Для этого были использованы дидактические игры с применением круга Луллия на повышение словаря признаков, которые проводили не только на занятиях по формированию словаря прилагательных, но и во время различных режимных моментах. После этого мы провели повторное обследование с целью выявления успешности применения разработанной нами системы коррекционной работы.
Результаты повторной диагностики по методике Серебряковой Н.В. показали:
- высокий уровень - из контрольной группе 1 ребенок (то есть 10%) и 2 детей (то есть 20%) из экспериментальной группы;
- на уровне выше среднего - 4 детей (40%) из экспериментальной группы и 2 детей (то есть 20%) из контрольной группы;
- на среднем уровне одинаковое количество детей - по 3 детей (то есть 30%);
- на уровне ниже среднего, количество детей контрольной группы больше (3 ребенка (30%), чем в экспериментальной группе (1 ребенок (10%);
- низкий уровень, показали 1 ребенок (то есть 10%) из контрольной группы, что в экспериментальной группе не наблюдалось.
Работа по формированию словаря прилагательных с использованием дидактических игр обогатила лексическую сторону речи детей. Проведённая работа способствовала развитию мышления, памяти, восприятия и воображения детей. Использование дидактических игр на занятиях привел к расширению словаря признака и развитию речи. Речь занимает особое место в формировании психических функций ребенка, его личности и дальнейшей социализации.
Таким образом, систематическая и целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с использованием дидактических игр, упражнений и заданий даёт положительную динамику в развитии словаря признака у дошкольников с ОНР III уровня.
Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Цель достигнута.
Развитие лексики занимает особое место в формировании речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Процесс формирования лексики положительно влияет, с одной стороны, на развитие мышления и других психических процессов, а с другой, на развитие всех компонентов речи: фонетико- фонематического и грамматического строя речи. По мере того как ребёнок знакомится с новыми предметами, явлениями, признаками предметов и действий, представляются большие возможности для самостоятельного выражения ребёнком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем.
После теоретического изучения проблемы и проведения диагностики мы выявили, что при формировании лексического строя у детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи, возникают некоторые трудности в употреблении слов прилагательных в экспрессивной речи, актуализации словаря признака. Всё это определяет необходимость разработать и обосновать систему занятий по формированию лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Формирование лексического строя приобретает особое значение как в плане речевого и познавательного развития детей с общим недоразвитие речи, так и развития их коммуникативных возможностей с учётом задач полноценной подготовки к обучению в школе.
Исходя из этого, была проведена коррекционная работа по формированию словаря прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня и выявлена её эффективность. Для этого были использованы дидактические игры с применением круга Луллия на повышение словаря признаков, которые проводили не только на занятиях по формированию словаря прилагательных, но и во время различных режимных моментах. После этого мы провели повторное обследование с целью выявления успешности применения разработанной нами системы коррекционной работы.
Результаты повторной диагностики по методике Серебряковой Н.В. показали:
- высокий уровень - из контрольной группе 1 ребенок (то есть 10%) и 2 детей (то есть 20%) из экспериментальной группы;
- на уровне выше среднего - 4 детей (40%) из экспериментальной группы и 2 детей (то есть 20%) из контрольной группы;
- на среднем уровне одинаковое количество детей - по 3 детей (то есть 30%);
- на уровне ниже среднего, количество детей контрольной группы больше (3 ребенка (30%), чем в экспериментальной группе (1 ребенок (10%);
- низкий уровень, показали 1 ребенок (то есть 10%) из контрольной группы, что в экспериментальной группе не наблюдалось.
Работа по формированию словаря прилагательных с использованием дидактических игр обогатила лексическую сторону речи детей. Проведённая работа способствовала развитию мышления, памяти, восприятия и воображения детей. Использование дидактических игр на занятиях привел к расширению словаря признака и развитию речи. Речь занимает особое место в формировании психических функций ребенка, его личности и дальнейшей социализации.
Таким образом, систематическая и целенаправленная коррекционно-логопедическая работа с использованием дидактических игр, упражнений и заданий даёт положительную динамику в развитии словаря признака у дошкольников с ОНР III уровня.
Следовательно, гипотеза нашего исследования подтвердилась. Цель достигнута.
Подобные работы
- КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ ПРЕДМЕТНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДМЕТНОГО
СЛОВАРЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА МОРФЕМНОГО АНАЛИЗА
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2016 - Игра как средство коррекции общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2021 - Методическое обеспечение коррекции грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2024 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ
МОРФОЛОГИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2020 - Развитие грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях группы комбинированной направленности
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2020



