Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях группы комбинированной направленности

Работа №81143

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы175
Год сдачи2020
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
525
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 10
1.1 Развитие грамматической стороны речи в онтогенезе 10
1.2 Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня 21
1.3 Специфика грамматической стороны речи у детей с общим
недоразвитием речи III уровня 27
Выводы по первой главе 33
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 35
2.1 Организация и содержание экспериментальной работы по изучению грамматической стороны речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 35
2.2 Особенности грамматического стороны речи у детей с общим
недоразвитием речи III уровня 42
Выводы по второй главе 65
Глава 3. Экспериментальная работа по развитию грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях группы комбинированной направленности 67
3.1 Организация логопедической работы по развитию грамматической
стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 67
3.2 Содержание логопедической работы по развитию грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях группы комбинированной направленности 72
3.3 Анализ результатов контрольного эксперимента 87
Выводы по третьей главе 100
Заключение 102
Список использованных источников 107
Приложения 115


В современных условиях актуальной проблемой образования является оказание психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» отмечается необходимость создания условий для коррекции нарушений развития, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов для лиц с ОВЗ [39].
Одним из важнейших этапов формирования личности является период дошкольного детства. На этом этапе возрастного развития формируется речь, посредством которой ребенок активно усваивает и реализует в коммуникативной практике разнообразные цели, средства и способы общения, приобретая и совершенствуя, таким образом, собственный социально-коммуникативный опыт и опыт продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, достигая значимые для него цели в различных видах детской деятельности.
В ФГОС ДО выделены образовательные области «речевое развитие» и «социально-коммуникативное развитие», где отражены задачи, которые направлены на овладение речью как «средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи». Реализация данных задач является обязанностью дошкольной образовательной организации, которая должна создать условия для речевого развития детей, в том числе для детей с общим недоразвитием речи [38].
Особенностью данной категории детей является несформированность всех сторон речевой деятельности, в том числе грамматической стороны речи. Если в норме к старшему дошкольному возрасту дети в основном овладевают всей сложной системой грамматики, то у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются несформированность грамматических представлений (трудности словоизменения, согласования прилагательного с существительным в косвенных падежах, правильного употребления падежных и родовых окончаний и т.д.), что приводит в дальнейшем к нарушению коммуникативной сфере и возникновению трудностей в овладении письменной речью в школе, формированию нарушений чтения и письма.
В научной литературе проблема формирования грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи рассматривается в работах Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Н.Н. Трауготт, Г.И. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, А.В. Ястребовой и др. Исследователями раскрыты причины, уровни общего недоразвития речи, особенности познавательной и личностной сферы, определены методики коррекционной работы по развитию грамматической стороны речи.
Одним из аспектов рассматриваемой проблемы является вопрос об организации логопедической работы по развитию грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи в условиях группы комбинированной направленности. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании» и ФГОС ДО квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями может осуществляться в форме инклюзивного образования. Для детей с тяжелыми нарушениями речи (с ТНР) создаются группы комбинированной направленности.
Для детей, посещающих данные группы, разрабатываются индивидуальные образовательные программы, в которых учитываются специальные условия для получения образования. К ним относятся: специальные методы, методические пособия и дидактические материалы, групповые и индивидуальные коррекционные занятия и квалифицированная коррекция нарушений развития, в том числе нарушений грамматической стороны речи. Преодоление нарушений грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня необходимо для развития коммуникативной сфере детей, для освоения в дальнейшем письменной речи в школе, для профилактики нарушений чтения и письма.
Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловили выбор темы: «Развитие грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня в условиях группы комбинированной направленности».
Объект исследования - грамматическая сторона речи детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности содержания коррекционно-педагогической работы по развитию грамматической стороны речи у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях группы комбинированной направленности.
Цель исследования - теоретически изучить и практически доказать эффективность реализации индивидуальных образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях комбинированной направленности.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Выявить особенности грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в процессе экспериментального исследования.
3. Разработать содержание раздела по развитию грамматической стороны речи индивидуальных образовательных программ для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего
уровня в условии группы комбинированной направленности и определить эффективность его включения в коррекционную работу.
Гипотеза исследования: коррекционная работа по развитию грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях комбинированной направленности будет эффективной, если:
- выявлены особенности развития грамматической стороны речи;
- разработан план индивидуальных и групповых логопедических занятий по развитию грамматической стороны речи с детьми с общим недоразвитием речи третьего уровня;
- организовано взаимодействие с педагогами, осуществляющих
психолого-педагогическое сопровождение по развитию грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в режимных моментах;
- организовано взаимодействие с родителями по повышению уровня их педагогической компетентности в области развития грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, психолого-педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный), количественный и качественный анализ результатов экспериментального исследования.
Методологическая база исследования: лингвистическое учение о строении языка, грамматической стороне речи (В.В. Виноградов, Л.В. Щерба и др.), положения общей и специальной педагогики и психологии о структуре речевой деятельности (Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.Р. Лурия и др.), принципы системного подхода к диагностике и преодолению 7
нарушений речевого онтогенеза (Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.), исследования по изучению развития грамматической стороной речи в онтогенезе (А.Н. Гвоздев, Г.Н. Ушакова, А.М. Шахнарович, Д.Б. Эльконин и др.), теоретические положения о нарушениях грамматической стороны речи детей с ее недоразвитием (В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина, В.К. Орфинская, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.).
Теоретическая значимость заключается в том, что изучены и проанализированы теоретические положения по изучаемой теме и рассмотрены данные об особенностях грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в процессе экспериментального исследования. Уточнены и экспериментально проверены цели, задачи коррекционно-педагогической работы по развитию грамматической стороны речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях комбинированной направленности.
Практическая значимость заключается в возможности использования индивидуальной образовательной программы (ИОП) в практической работе с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня в условиях групп комбинированной направленности.
База исследования. Эксперимент проводился на базе МДОУ «Детский сад № 4» в группе комбинированной направленности. В эксперименте принимали участие 12 детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) (с логопедическим заключением - общее недоразвитие речи III уровня).
Апробация: результаты исследования квалификационной работы представлены в публикации по итогам XI Международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г.Челябинск, 25-26 апреля 2019г.) в сборнике статей; в докладе в рамках ежегодной студенческой научно-практической конференции, 24 апреля 2019 года; в публикации по итогам Международной (заочной) научно-практической конференции «Вопросы современных научных исследований» г.Нур-Султан, Казахстан 29 октября 2019 года в сборнике статей, которая отмечена дипломом I степени за участие в конкурсе «Лучшая научная работа».
Структура исследования: работа состоит из введения, трех глав, выводов по главам, заключения, списка использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В процессе проведения исследования нами был сделан ряд выводов, решающих задачи исследования.
На первом этапе мы проводили анализ психолингвистической, психолого-педагогической, учебно-методической литературы по проблеме исследования.
В результате проведения анализа литературы по проблеме исследования мы определили основное понятие исследования следующим образом:
Под грамматическим строем речи мы рассматривали систему взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях, морфологический и синтаксический уровень грамматической системы. На морфологическом уровне рассматриваем умения владеть приемами словоизменения и словообразования, на синтаксическом - умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении. Овладение грамматическим строем речи оказывает огромное влияние на общее речевое развитие ребенка, обеспечивая ему переход к изучению языка в школе, использования речи как средства общения.
При проведении исследования мы выяснили, что при общем недоразвитии речи III уровня процесс овладения грамматической стороной речи у детей затрудняется.
В процессе исследования в МДОУ «Детский сад № 4» коррекционно-педагогическая работа осуществляется в условиях группы комбинированной направленности на протяжении двух лет (старшая и подготовительная к школе группы) с целью развития грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
В результате проведения экспериментального исследования грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня нами были выявлены особенности.
Нарушение синтаксической структуры предложения, которое выражено в пропуске членов предложения, в нарушении порядка слов, упрощении синтаксической схемы предложения, вместо одного предложения с предлогом дети составляют два, при этом без предлога или неправильно употребляют предлог. При составлении предложений, дети затрудняются в использовании как простых, так и сложных предлогов. Кроме того, дети допускают не только синтаксические, но и лексические ошибки, грамматические ошибки, что приводит к большому числу аграмматизмов в речи детей. Дети допускают ошибки в употреблении предложно-падежных конструкций.
У детей с ОНР III уровня наблюдаются аграмматизмы, которые указывают на недостаточное владение ребёнком навыков предложно - падежного управления:
- ошибки словоизменения, как унификация места ударного слога, т.е. закрепление ударения за определённым слогом в слове;
- неправильное употребление падежных окончаний имен существительных, особенно в форме множественного числа, замены непродуктивных флексий окончанием - ов;
- неправильное употребление предлогов: замены, пропуски,
недоговаривание;
- в неумении детей преобразовывать слова, изменять слова в роде, числе, падеже.
У данных детей наблюдаются нарушения согласования имени прилагательного с именем существительным, согласования глагола с местоимением, согласовании существительного с притяжательным местоимением в роде, числе, падеже, что проявляется в неправильном употреблении падежных, родовых окончаний.
У детей с ОНР III уровня наблюдаются нарушения согласования имени существительного с числительным как в именительном, так и родительном падеже.
Дети не умеют образовывать слова с суффиксами, приставками. Они не освоили словообразовательные модели, лексические значения основ слов и смысл значимых частей слов (приставка, корень, суффикс).
У данных детей наблюдаются нарушения словообразования. В образовании существительного и прилагательного с уменьшительно-ласкательными суффиксами дети допускают замены суффиксов. В образовании прилагательных от существительных наблюдается использование ненормативных суффиксов.
При образовании слов, обозначающих детенышей животных, наблюдается не только нарушение грамматического значения слова, но и лексического.
Аналогичные ошибки выявлены при образовании профессий женского рода, кроме того, отмечается и замена названий профессий названием действий, использование ненормативного суффикса и при образовании слов по дефиниционному типу: словосочетания заменив одним словом выявляется, что дети не могут заменить одним словом профессии музыканта, теннисиста, поэта. Дети не знают названий этих профессий и как следствие не могут объяснить значение слова.
Данные нарушения проявляются в достаточном количестве аграмматизмов и даже на лексическом уровне, потому что у детей отсутствует понимание лексического значения слова, причинно-следственных связей, что препятствует возможности построения связного высказывания с соблюдением норм грамматики.
Выявленный в ходе констатирующего эксперимента комплекс нарушений, указывает на необходимость организации и проведения целенаправленной работы по его устранению.
Коррекционно-педагогическая работа осуществлялась в условиях группы комбинированной направленности в МДОУ «Детский сад № 4» с целью развития грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня. На каждого ребенка с нарушением речи была составлена индивидуальная образовательная программа (ИОП). Важным условием коррекционной работы является организация взаимодействия всех субъектов педагогического процесса по развитию грамматической стороны речи у ребенка с ОНР III уровня.
Основным специалистом, который координирует работу психолого-педагогического сопровождения является учитель-логопед.
Учитель-логопед организует и проводит коррекционно-педагогическую работу, в процессе которой осуществляет взаимодействие с участниками психолого-педагогического сопровождения и с педагогами, работающими с детьми ОНР III уровня.
Кроме того, он проводит консультативно-просветительскую работу, работу с педагогами, повышая их компетентность в вопросах формирования грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня.
А педагоги закрепляют данные навыки в образовательных областях, в режимных моментах, в ходе специально организованных игр, в совместной деятельности,
Для того, чтобы оценить эффективность проведенной коррекционной работы, был организован контрольный эксперимент по исследованию грамматической стороны речи у детей с ОНР III уровня. Качественный и количественный анализ полученных результатов в ходе контрольного эксперимента позволил сделать следующие выводы: грамматическая сторона речи у детей с ОНР III уровня улучшилась по всем параметрам грамматических компонентов.
Дети научились составлять простые предложения, использовать простые предлоги; освоили навыки предложно-падежного управления; освоили основные способы словоизменения: согласования прилагательного с существительным в роде, числе, падеже; согласование глагола с существительным, местоимением; согласование существительного с притяжательным местоимением, числительным; в основном овладели навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных, уменьшительно-ласкательных, относительных, качественных, притяжательных; образовывать уменьшительно-ласкательные прилагательные, образовывать название детёнышей животных, образовывать профессии женского рода, образования сложных слова: словосочетания заменив одним словом.
При этом у детей ОНР III уровня сохраняются некоторые трудности в овладении грамматической стороны речи: сохраняются трудности при составлении сложных предложений с использованием сложных предлогов, что проявляется в нарушении предложно-падежных конструкций. Также в речи детей наблюдаются ошибки при согласовании слов в предложениях, в употреблении различных грамматических категорий, в словообразовании.
У детей имеются данные трудности, в связи с тем, что коррекционная работа с ними проводилась, только в старшей группе. На данный момент дети находятся в подготовительной к школе группы и коррекционно - педагогическая работа с ними продолжается.
Представленная в квалификационной работе последовательность разработки индивидуальной образовательной программы и определения его содержания может быть использованы в работе специалистов ДОУ в рамках психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР III уровня.
Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены, гипотеза исследования доказана.



1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учебное пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина - 3-е изд., стереотип. - Москва : Издательский центр «Академия», 2000. - 400 с.
2. Акименко, В. М. Речевые нарушения у детей [Текст] / Вера Акименко. - Ростов-на- Дону : Феникс, 2008. - 141 с.
3. Аркин, Е. А. Ребёнок в дошкольные годы [Текст] / под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. - Москва : Просвещение, 1968. - 445 с.
4. Архипова, Е. Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста учебное пособие [Текст] : учебное пособие / Елена Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2006. - С. 119-131.
5. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей [Текст] / Елена Архипова. - Москва : АСТ: Астрель, 2007. — 283 с.
6. Бадалян, Л.О. Невропатология [Текст] : учебник / Левон Бадалян. - 9-е изд., стер. - Москва : Академия, 2015. - 396 с.
7. Барменкова, Т.Д. Характеристика нарушений связного речевого высказывания у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи [Текст] : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.03 : защищена 15.05.1996 / Татьяна Барменкова. - Москва, 1996. - 16 с.
8. Бернштейн, Н. А. О построении движений [Текст] : монография / Николай Бернштейн. - Москва : Книга по Требованию, 2012. - 253 с.
9. Божович, Л. И. Личность и се формирование в детском возрасте Психологическое исследование [Текст]: монография / Лидия Божович. - Москва : Просвещение, 1968. - 464 с.
10. Винарская, Е. Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии [Текст] / Елена Винарская. - Москва : Просвещение, 1990. - 390 с.
11. Виноградов, В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове [Текст] / Виктор Виноградов. - Москва : Высш. шк, 1972. - 515 с.
12. Виноградов, В. В. Лексикология и лексикография [Текст]: Избр.
Труды / В. В. Виноградов: [Отв. ред. и авт. предисл. В. Г. Костомаров; АН СССР, Отд-ние литературы и яз.]. - Москва :
Наука, 1977. - 312 с.
13. Выготский, Л. С. Мышление и речь [Текст] / Лев Выготский. - изд. 5-е, испр. - Москва: Изд-во Лабиринт, 1999. - 352 с.
14. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка [Текст] / Лев Выготский. - Москва : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. - 512 с.
15. Выготский, Л. С. Собрание сочинений [Текст] : В 6 ч. Ч. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В. В. Давыдова. - Москва : Педагогика, 1982. - 504 с.
16. Гвоздев, А. Н. Вопросы изучения детской речи [Текст] / Александр Гвоздев. - Москва : Изд-во АПН СССР, 1961. - 471 с.
17. Гвоздев, А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка [Текст] / Александр Гвоздев. - Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1949. - 62 с.
18. Гончарова, В. А. Нарушения словообразования у дошкольников с ФФН и с ОНР [Текст] / Валерия Гончарова // Логопед в детском саду. - 2005. - №1. - 15 с.
19. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования [Текст]: метод. пособие / Ольга Грибова. - Москва : Айрис-пресс, 2008. - 96 с.
20. Детская речь: психолингвистические исследования [Текст] : Сборник статей / Отв. ред. Т. Н. Ушакова и Н. В. Уфимцева. - Москва : ПЕР СЭ, 2001. - 224 с.
21. Дошкольная педагогика [Текст] / под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. - Москва : Феникс, 2007. - 207 с.
22. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей [Текст] : учебно-методическое пособие / Надежда Жукова. - Москва : Соц.- полит. журн., 1994. - 96 с.
23. Жукова, Н. С. Формирование устной речи [Текст] : учебно- методическое пособие / Надежда Жукова. - Москва : Соц.-полит. журн., 1994. - 96 с.
24. Захаров, А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи [Текст]: Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата филологических наук. 10.02.01 Новосиб. гос. ун-т. / Александр Захаров. — Новосибирск : [б. и.], 1975. — 23 с.
25. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] / Марионилла Кольцова. - Москва : «Сов. Россия», 1973. - 122 с.
26. Коррекция нарушений речи. Программы дошкольных
образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи [Текст] / [Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова, А. В. Лагутина: авт.-сост. сб. Г.В. Чиркина]. - 5-е изд.
Москва : Просвещение, 2016. - 207 с.
27. Лалаева, Р. И. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи [Текст] / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Москва : Изд-во Союз, 2001. - 224 с.
28. Лалаева, Р.И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи [Текст] : учебно-методическое пособие / Раиса Лалаева. - Москва : СПб., 2006. - 72 с..
29. Левина, Р. Е. Нарушения речи и письма у детей: Избранные труды [Текст] / ред.-сост. Г.В. Чиркина, П.Б. Шошин. - Москва : Логос, 2009. - 224 с.
30. Логопедия [Текст] : учеб. для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л. С. Волковой. - 5-е изд., перераб. и доп. -
Москва : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 703 с.
31. Лопатина, Л. В. Приемы обследования дошкольников со стертыми формами дизартрии и дифференциация их обучения [Текст] : Дефектология / Людмила Лопатина. - Москва : Просвещение, 2003. - № 2. - 71 с.
32. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / Александр Лурия. - Москва : Медицина, 1969. - 160 с.
33. Мастюкова, Е.М. Специальная педагогика. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии [Текст] : ранний и дошкольный возраст : учебное пособие для студентов вузов, / Елена Мастюкова. - Москва : Классике Стиль, 2003. - 320 с.
34. Мастюкова, Е. М. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития [Текст] / Елена Мастюкова. - Москва : Просвещение, 1991. - 184 с.
35. Менджерицкая, Д. В. Воспитателю о детской игре [Текст] / Дебора Меджерицкая. - Москва : Просвещение, 2010. - 109 с.
36. Методы обследования речи детей [Текст] : Пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - Москва : АРКТИ, 2003. - 240 с.
37. Миронова, С. А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушениями речи [Текст] / Серафима Миронова. - Москва : А.П.О., 1993. - 43 с.
38. Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации: - Режим доступа: pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
39. Об образовании в Российской Федерации Федеральный закон N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года : [принят Государственной думой 21 декабря 2012 года : одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012
года]. [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации: - Режим доступа: pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
40. Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования. Приказ Министерства образования и науки РФ № 1014 от 30.08.2013 г. [Электронный ресурс] / Официальный интернет- портал правовой информации: - Режим доступа: pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
41. Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р. Е. Левиной. - Москва : Просвещение, 1967. - 73 с.
42.ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — Москва : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.
43. Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И.
Селиверстова. Москва : - Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 1997. - 400 с.
44. Практикум по детской логопедии [Текст] / [В. И. Селиверстов и др.]; под ред. В. И. Селиверстова. - 2-е изд. - Москва : Гуманитар. изд. центр "ВЛАДОС", 1997. - 270 с.
45. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи [Текст] / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. - СПб., 2014. - 386 с.
46. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи [Текст] : [одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 7 декабря 2017 г. ] Протокол
№ 6/17.
47. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]: учебно-метод. пособие / под общ. ред. Т.В. Волосовец. - Москва : Ин-т общегуманитарных исследований; В. Секачев, 2010. - 256 с.
48. Психолингвистика [Текст] : учеб. пособие для вузов / Под ред. Т. Н. Ушаковой. - Москва : ПЕР СЭ, 2006. - 416 с.
49. Развитие речи у детей дошкольного возраста [Текст] : пособие для воспитателя дет. Сада ; под ред. Ф. А. Сохина. — 2-е изд., испр. — Москва : Просвещение, 1979. — 223 с.
50. Реформатский, А. А. Введение в языковедение [Текст] / А. А. Реформатский. - Москва : Аспект Пресс, 2014. - 536 с.
51. Рубинштейн, С. Л. Игра [Текст] : природа игры / С.Л. Рубинштейн // Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва : Педагогика, 2008. - С. 415-420.
52. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал правовой информации: - Режим доступа: pravo.gov.ru. - Загл. с экрана.
53. Серебренникова, Н. П. К вопросу об овладении детьми - преддошкольниками элементами грамматического строя языка [Текст]: (Овладение системой склонения имен существительных): Автореферат дис. на соискание ученой степени кандидата педагогических наук (по психологии) / Ленингр. гос. ордена Ленина ун-т им. А. А. Жданова. - Ленинград : [б. и.], 1953. - 18 с.
54. Серебрякова, Н. В. Формирование лексической системы у дошкольников со стёртой дизартрией [Текст] : монография / Н. В. Серебрякова. - Москва : ПАРАДИГМА, 2015. - 208 с.
55. Соботович, Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (Дети с нарушением интеллекта и моторной алалией) [Текст] : учеб. пособие для студентов / Е. Ф. Соботович. - Москва : Классике Стиль, 2003. - 160 с.
56. Сорокина, А. И. Дидактические игры в детском саду [Текст] / А. И. Сорокина. - Москва : Детство-Пресс, 2008. - 183 с.
57. Степанова, Е. А. Организация логопедической работы в ДОУ [Текст] / Е. А. Степанова. - Москва : Сфера, 2012. - 112 с.
58. Ткаченко, Т. А. Дневник воспитателя логопедической группы [Текст] / Т. А. Ткаченко. - Москва : Изд-во «Гном и Д», 2010. - 56 с.
59. Туманова, Т. Б. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи [Текст]: автореф. дисс. докт. пед. наук / Т. Б. Туманова. - М., 2005. - 48 с.
60. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей [Текст]: сборник статей сост. Н. Я. Михайленко; под ред. А. В. Запорожца. — Москва : Просвещение, 1976. — 94 с.
61. Ушакова, Т. Н Речь: истоки и принципы развития. [Текст] / Т. Н. Ушакова - Москва : ПЕР СЭ, 2004. - 256 с.
62. Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения [Текст]: в 2-х
т.: Т.1. Теоретические проблемы педагогики / под ред. А. И.
Пискупова. - Москва : Педагогика, 2010. - 584 с.
63. Филичева, Т. Б. Нарушения речи у детей [Текст] : пособие для воспитателей дошкольных учреждений / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. - Москва : Профессиональное образование, 1993. - 232 с.
64. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей
дошкольного возраста [Текст] : Монография / Т. Б. Филичева. - Москва : 2000. - 314 с.
65. Филичева, Т. Б. Современный подход к проблеме выявления и коррекции общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста
[Текст] / Т. Б. Филичева, Т. В. Туманова // Современные проблемы речевого дизонтогенеза: психолого-педагогические аспекты.
Международный сборник научных трудов. - Москва : 2011. - С. 35¬45.
66. Филичева, Т. Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста [Текст] : практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г. В. Чиркина. - Москва : Айрис-пресс, 2005. - 224 с.
67. Хватцев, М. Е. Логопедия. Работа с дошкольниками [Текст] / М. Е. Хватцев. — Москва : Аст, 2012. - 231 с.
68. Хрестоматия по логопедии [Текст] : Учебное пособие для студентов высших и средних специальных педагогических учебных заведений: В 2 тт. Т. I / Под ред. Л. С. Волковой и В. И. Селиверстова. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. — 560 с.
69. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи [Текст] / Стелла Цейтлин - Москва : ЗНАК, 2009. - 592 с.
70. Цейтлин, С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Стелла Цейтлин. - Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
71. Шахнарович, А. М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики [Текст] : На материале онтогенеза речи / А. М. Шахнарович, Н. М. Юрьева; отв. ред. А. А. Леонтьев; АН СССР, Ин¬т языкознания. - Москва : Наука, 1990. - 165 с.
72.Эльконин, Д. Б. Психическое развитие в детских возрастах [Текст] / Д. Б. Эльконин. - Москва : ИЛЛ, 1997. - 416 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ