Управление процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)
|
Выпускная квалификационная работа.
Объектом исследования было отделение дошкольного образования государственного бюджетного образовательного учреждения школы №202 Фрунзенского района города Санкт - Петербурга.
Введение 3
Глава I. Теоритические предпосылки управления процессом профессионального роста в условиях реализации ФГОС ДО 6
1.1Управление иуправленческие ресурсы в условиях применения ФГОС ДО...6
1.2Процесс профессионального роста педагогических кадров……………...11
1.3Компетентностный подход в реализации ФГОС ДО………….…………..17
1.4 Особенности реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………………………………24
Выводы по 1 главе………………………………………………….………….28
Глава II. Эффективность управления процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО (на примере ОДО ГБОУ №202) 30
2.1Выявление уровня профессиональных компетенций педагогов ДОО…...30
2.2Разработка программы повышения профессионального роста педагогических кадров ДОО ………………………………………………..35
2.3 Управление процессом и способами реализации программы повышения профессионального роста педагогических кадров ………..54
2.4Результаты исследования и методические рекомендации………………..58
Выводы по 2 главе……………………………………………………………...68
Заключение 69
Список используемых источников 72
Приложения 80
Объектом исследования было отделение дошкольного образования государственного бюджетного образовательного учреждения школы №202 Фрунзенского района города Санкт - Петербурга.
Введение 3
Глава I. Теоритические предпосылки управления процессом профессионального роста в условиях реализации ФГОС ДО 6
1.1Управление иуправленческие ресурсы в условиях применения ФГОС ДО...6
1.2Процесс профессионального роста педагогических кадров……………...11
1.3Компетентностный подход в реализации ФГОС ДО………….…………..17
1.4 Особенности реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………………………………24
Выводы по 1 главе………………………………………………….………….28
Глава II. Эффективность управления процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО (на примере ОДО ГБОУ №202) 30
2.1Выявление уровня профессиональных компетенций педагогов ДОО…...30
2.2Разработка программы повышения профессионального роста педагогических кадров ДОО ………………………………………………..35
2.3 Управление процессом и способами реализации программы повышения профессионального роста педагогических кадров ………..54
2.4Результаты исследования и методические рекомендации………………..58
Выводы по 2 главе……………………………………………………………...68
Заключение 69
Список используемых источников 72
Приложения 80
Модернизация образования является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Важной ступенью в реализации идей модернизации российского образования является введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который представляет собой систему требований к результатам образования, его содержанию и условиям его осуществления на территории Российской Федерации.
В настоящее время все образовательные организации, в том числе дошкольные, осуществляют важную и сложную работу по внедрению данного стандарта. Переход образовательных организаций на ФГОС влечет за собой необходимость принятия новых управленческих решений. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает значимость эффективного управления образовательным учреждением и, собственно, процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС, что поспособствовало выбору темы выпускной квалификационной работы.
Проблема эффективности управления процессомпрофессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО связана с противоречием между низким уровнем компетентности педагогических кадров и новыми квалификационными требованиями, содержащимися в федеральном государственном образовательном стандарте. Решение данной проблемы и является целью исследования.
Цель исследования – разработка и реализация программы по повышению профессионального роста педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Формулировка цели влечет за собой выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – организация процесса профессионального роста педагогов
Предмет исследования – управление процессом профессионального роста педагогических кадров ДОО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены исследовательские задачи:
- провести анализ литературы по проблеме исследования с целью более глубокого понимания сути проблемы;
- организовать исследование, подобрать диагностический инструментарий, адекватный цели исследования;
- выявить взаимосвязь специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых ФГОС ДО и обобщить полученные результаты в виде методических рекомендаций.
Поставленные задачи позволили сформулировать гипотезу:
Программа повышения профессионального ростапедагогических кадров в дошкольной образовательной организации будет эффективна, если будут созданы педагогические службы помощи («школа молодого педагога», «школа передового опыта», «школа высшего педагогического мастерства»), педагогическое ателье, творческие микрогруппы, «кружки качества», школа исследователя, временные научно – исследовательские коллективы (ВНИК), проектные команды.
Научная новизна. Созданная нами программа разработана на основании ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога с учетом новейших требований. Программа является авторской и ориентирована, прежде всего, на развитие и повышение творческого и инновационного потенциала педагогического коллектива путем внедрения новых педагогических технологий.
Положения, выносимые на защиту:
- Разработан и внедрен в работу экспериментальный проект программы по управлению повышением профессионального мастерства педагогов ДОО;
- Выделены формы методической работы ДОО по повышению профессионального мастерства педагогов;
- Определенынаправления проведения диагностики уровня инновационного потенциала педагогического коллектива;
- Выявлена целесообразность внедрения экспериментального проекта программы по повышению профессионального мастерства педагогов ДОО;
Практическая значимость. Перечень требований, трудовых действий, организации образовательно-воспитательного процесса, умения и знания, личные и профессиональные качества педагогов, выделенные из профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были положены в основу обновленного проекта программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ. Предлагаемые формы работы станут условием для развития профессионализма педагогов.
Методы исследования: наблюдение, опрос, беседа,анкетирование, мониторинг, диагностика,анализ уже собранных в ДОО данных.
Исследовательской базой для проведения эксперимента является отделение дошкольного образования государственного бюджетного образовательного учреждения школы №202 Фрунзенского района города Санкт - Петербурга.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав с выводами после каждой главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В настоящее время все образовательные организации, в том числе дошкольные, осуществляют важную и сложную работу по внедрению данного стандарта. Переход образовательных организаций на ФГОС влечет за собой необходимость принятия новых управленческих решений. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает значимость эффективного управления образовательным учреждением и, собственно, процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС, что поспособствовало выбору темы выпускной квалификационной работы.
Проблема эффективности управления процессомпрофессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО связана с противоречием между низким уровнем компетентности педагогических кадров и новыми квалификационными требованиями, содержащимися в федеральном государственном образовательном стандарте. Решение данной проблемы и является целью исследования.
Цель исследования – разработка и реализация программы по повышению профессионального роста педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Формулировка цели влечет за собой выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – организация процесса профессионального роста педагогов
Предмет исследования – управление процессом профессионального роста педагогических кадров ДОО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены исследовательские задачи:
- провести анализ литературы по проблеме исследования с целью более глубокого понимания сути проблемы;
- организовать исследование, подобрать диагностический инструментарий, адекватный цели исследования;
- выявить взаимосвязь специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых ФГОС ДО и обобщить полученные результаты в виде методических рекомендаций.
Поставленные задачи позволили сформулировать гипотезу:
Программа повышения профессионального ростапедагогических кадров в дошкольной образовательной организации будет эффективна, если будут созданы педагогические службы помощи («школа молодого педагога», «школа передового опыта», «школа высшего педагогического мастерства»), педагогическое ателье, творческие микрогруппы, «кружки качества», школа исследователя, временные научно – исследовательские коллективы (ВНИК), проектные команды.
Научная новизна. Созданная нами программа разработана на основании ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога с учетом новейших требований. Программа является авторской и ориентирована, прежде всего, на развитие и повышение творческого и инновационного потенциала педагогического коллектива путем внедрения новых педагогических технологий.
Положения, выносимые на защиту:
- Разработан и внедрен в работу экспериментальный проект программы по управлению повышением профессионального мастерства педагогов ДОО;
- Выделены формы методической работы ДОО по повышению профессионального мастерства педагогов;
- Определенынаправления проведения диагностики уровня инновационного потенциала педагогического коллектива;
- Выявлена целесообразность внедрения экспериментального проекта программы по повышению профессионального мастерства педагогов ДОО;
Практическая значимость. Перечень требований, трудовых действий, организации образовательно-воспитательного процесса, умения и знания, личные и профессиональные качества педагогов, выделенные из профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были положены в основу обновленного проекта программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ. Предлагаемые формы работы станут условием для развития профессионализма педагогов.
Методы исследования: наблюдение, опрос, беседа,анкетирование, мониторинг, диагностика,анализ уже собранных в ДОО данных.
Исследовательской базой для проведения эксперимента является отделение дошкольного образования государственного бюджетного образовательного учреждения школы №202 Фрунзенского района города Санкт - Петербурга.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав с выводами после каждой главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Впервые в истории, в следствие внедрения ФГОС ДО, детство дошкольника стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Как отражается на детях, посещающих детские сады, введение ФГОС? Этот вопрос заставляет волноваться каждого родителя. Раньше приоритетом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях была подготовка школе. Те, кто ознакомился с программой ФГОС, заметили, что теперь от выпускника детского сада не требуют умения читать и писать. Сейчас он должен выйти из стен ДОУ гармонично развитой личностью, готовой вписаться в школьную систему и устоять перед жизненными неурядицами. Упор делается на воспитание современных детей, которые растут в век глобальной информационной атаки. Соответственно, и занятия в группах должны соответствовать нововведениям. Поэтому нужен постоянный контроль работы коллектива. Для этого проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС старшим воспитателем, методистом или самоанализ непосредственно педагога. Оцениваются как рабочие моменты, так и итоговые результаты. Главное для проверяющего — определиться, с какой целью он проводит исследование. Это может быть изучение методов работы, уровень знаний специалиста, способы педагогического воздействия, уровень его профессиональных компетенций. В каждом конкретном случае предмет анализа будет разным. Но, несомненно, видна взаимосвязь специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых ФГОС ДО. Таким образом, повышение профессиональных компетенций педагогических кадров способствует максимальной эффективности управления процессом образования, а, следовательно, развитию гармонично развитой личности, обладающей такими личностными характеристиками, как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Работа была посвящена изучению такого сложного и многопланового процесса, как управление процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, а именно, был проведен анализ литературы по проблеме исследования с целью более глубокого понимания сути проблемы.
В процедурной части данной работы было проведено разноаспектное исследование, целью которого являлась разработка программы повышения профессионального роста педагогических кадров.
Во-первых, были представлены итоги апробациипрограммыповышенияпрофессионального ростапедагогов отделения дошкольного образования ГБОУ №202. Цельпрограммы– развитиепрофессиональнойкомпетентностипедагоговдлясозданияусловийреализацииосновнойобразовательнойпрограммывсоответствиисФГОСчерезорганизациюведущей (игровой) деятельности. Как было выявлено путем опроса и беседы, актуальностьиважностьсодержанияучебнойпрограммыотвечаетзапросампрактики, соответствуеттребованиямФГОСдошкольногообразованияитребованиямПрофессиональногостандартактрудовымфункциямпедагогадошкольногообразования и в значительной степени одобряется педагогами отделения дошкольного образования ГБОУ №202.
Второй частью исследования была оценка эффективности введения ФГОС ДО, выявление проблемы и путей к ее решению. Мы предположили, что на заключительном этапе практики применения основ ФГОС ДО принесут положительные результаты и дошкольное учреждение в учебном году 2016-2017 уже смогут полностью перейти на него. Методами исследования стали: наблюдение, опрос, беседа, мониторинг и анализ уже собранных в ДОО данных.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в составленных методических рекомендациях для руководителей дошкольных образовательных организаций, позволяющих сделать вывод о том, что управленческие действия не изменяются в связи с введением новых стандартов, но изменяется их содержательное и функциональное наполнение. Кроме этого, расширяется и усложняется состав объектов управления.
Совершенствование системы управления образовательным процессом в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО, является особо актуальной задачей, решение которой выступает важным условием развития инновационной деятельности. В современных условиях образовательное учреждение должно работать в режиме развития, так как это дает шанс выжить в условиях жесточайшей конкуренции.
Внедрение ФГОС ДО является неотъемлемой частью перспективного развития дошкольного образования.
Внедрение стандарта в практику понимается как процесс развития ДОО, сопровождающийся «порождением нового смысла» деятельности.
Работа была посвящена изучению такого сложного и многопланового процесса, как управление процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, а именно, был проведен анализ литературы по проблеме исследования с целью более глубокого понимания сути проблемы.
В процедурной части данной работы было проведено разноаспектное исследование, целью которого являлась разработка программы повышения профессионального роста педагогических кадров.
Во-первых, были представлены итоги апробациипрограммыповышенияпрофессионального ростапедагогов отделения дошкольного образования ГБОУ №202. Цельпрограммы– развитиепрофессиональнойкомпетентностипедагоговдлясозданияусловийреализацииосновнойобразовательнойпрограммывсоответствиисФГОСчерезорганизациюведущей (игровой) деятельности. Как было выявлено путем опроса и беседы, актуальностьиважностьсодержанияучебнойпрограммыотвечаетзапросампрактики, соответствуеттребованиямФГОСдошкольногообразованияитребованиямПрофессиональногостандартактрудовымфункциямпедагогадошкольногообразования и в значительной степени одобряется педагогами отделения дошкольного образования ГБОУ №202.
Второй частью исследования была оценка эффективности введения ФГОС ДО, выявление проблемы и путей к ее решению. Мы предположили, что на заключительном этапе практики применения основ ФГОС ДО принесут положительные результаты и дошкольное учреждение в учебном году 2016-2017 уже смогут полностью перейти на него. Методами исследования стали: наблюдение, опрос, беседа, мониторинг и анализ уже собранных в ДОО данных.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в составленных методических рекомендациях для руководителей дошкольных образовательных организаций, позволяющих сделать вывод о том, что управленческие действия не изменяются в связи с введением новых стандартов, но изменяется их содержательное и функциональное наполнение. Кроме этого, расширяется и усложняется состав объектов управления.
Совершенствование системы управления образовательным процессом в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО, является особо актуальной задачей, решение которой выступает важным условием развития инновационной деятельности. В современных условиях образовательное учреждение должно работать в режиме развития, так как это дает шанс выжить в условиях жесточайшей конкуренции.
Внедрение ФГОС ДО является неотъемлемой частью перспективного развития дошкольного образования.
Внедрение стандарта в практику понимается как процесс развития ДОО, сопровождающийся «порождением нового смысла» деятельности.



