Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)

Работа №42746

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольное образование

Объем работы88
Год сдачи2018
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
448
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Выпускная квалификационная работа.
Объектом исследования было отделение дошкольного образования государственного бюджетного образовательного учреждения школы №202 Фрунзенского района города Санкт - Петербурга.
Введение 3
Глава I. Теоритические предпосылки управления процессом профессионального роста в условиях реализации ФГОС ДО 6
1.1Управление иуправленческие ресурсы в условиях применения ФГОС ДО...6
1.2Процесс профессионального роста педагогических кадров……………...11
1.3Компетентностный подход в реализации ФГОС ДО………….…………..17
1.4 Особенности реализации ФГОС в дошкольном образовательном учреждении………………………………………………………………………24
Выводы по 1 главе………………………………………………….………….28
Глава II. Эффективность управления процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО (на примере ОДО ГБОУ №202) 30
2.1Выявление уровня профессиональных компетенций педагогов ДОО…...30
2.2Разработка программы повышения профессионального роста педагогических кадров ДОО ………………………………………………..35
2.3 Управление процессом и способами реализации программы повышения профессионального роста педагогических кадров ………..54
2.4Результаты исследования и методические рекомендации………………..58
Выводы по 2 главе……………………………………………………………...68
Заключение 69
Список используемых источников 72
Приложения 80


Модернизация образования является одним из приоритетных направлений государственной политики в Российской Федерации. Важной ступенью в реализации идей модернизации российского образования является введение федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), который представляет собой систему требований к результатам образования, его содержанию и условиям его осуществления на территории Российской Федерации.
В настоящее время все образовательные организации, в том числе дошкольные, осуществляют важную и сложную работу по внедрению данного стандарта. Переход образовательных организаций на ФГОС влечет за собой необходимость принятия новых управленческих решений. В связи с этим наибольшую актуальность приобретает значимость эффективного управления образовательным учреждением и, собственно, процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС, что поспособствовало выбору темы выпускной квалификационной работы.
Проблема эффективности управления процессомпрофессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО связана с противоречием между низким уровнем компетентности педагогических кадров и новыми квалификационными требованиями, содержащимися в федеральном государственном образовательном стандарте. Решение данной проблемы и является целью исследования.
Цель исследования – разработка и реализация программы по повышению профессионального роста педагогических кадров в дошкольной образовательной организации.
Формулировка цели влечет за собой выбор объекта и предмета исследования.
Объект исследования – организация процесса профессионального роста педагогов
Предмет исследования – управление процессом профессионального роста педагогических кадров ДОО.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были определены исследовательские задачи:
- провести анализ литературы по проблеме исследования с целью более глубокого понимания сути проблемы;
- организовать исследование, подобрать диагностический инструментарий, адекватный цели исследования;
- выявить взаимосвязь специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых ФГОС ДО и обобщить полученные результаты в виде методических рекомендаций.
Поставленные задачи позволили сформулировать гипотезу:
Программа повышения профессионального ростапедагогических кадров в дошкольной образовательной организации будет эффективна, если будут созданы педагогические службы помощи («школа молодого педагога», «школа передового опыта», «школа высшего педагогического мастерства»), педагогическое ателье, творческие микрогруппы, «кружки качества», школа исследователя, временные научно – исследовательские коллективы (ВНИК), проектные команды.
Научная новизна. Созданная нами программа разработана на основании ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога с учетом новейших требований. Программа является авторской и ориентирована, прежде всего, на развитие и повышение творческого и инновационного потенциала педагогического коллектива путем внедрения новых педагогических технологий.
Положения, выносимые на защиту:
- Разработан и внедрен в работу экспериментальный проект программы по управлению повышением профессионального мастерства педагогов ДОО;
- Выделены формы методической работы ДОО по повышению профессионального мастерства педагогов;
- Определенынаправления проведения диагностики уровня инновационного потенциала педагогического коллектива;
- Выявлена целесообразность внедрения экспериментального проекта программы по повышению профессионального мастерства педагогов ДОО;
Практическая значимость. Перечень требований, трудовых действий, организации образовательно-воспитательного процесса, умения и знания, личные и профессиональные качества педагогов, выделенные из профессионального стандарта педагога и федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования были положены в основу обновленного проекта программы повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ. Предлагаемые формы работы станут условием для развития профессионализма педагогов.
Методы исследования: наблюдение, опрос, беседа,анкетирование, мониторинг, диагностика,анализ уже собранных в ДОО данных.
Исследовательской базой для проведения эксперимента является отделение дошкольного образования государственного бюджетного образовательного учреждения школы №202 Фрунзенского района города Санкт - Петербурга.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав с выводами после каждой главы, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Впервые в истории, в следствие внедрения ФГОС ДО, детство дошкольника стало особым самоценным уровнем образования, ставящим главной целью формирование успешной личности. Как отражается на детях, посещающих детские сады, введение ФГОС? Этот вопрос заставляет волноваться каждого родителя. Раньше приоритетом воспитательного процесса в дошкольных учреждениях была подготовка школе. Те, кто ознакомился с программой ФГОС, заметили, что теперь от выпускника детского сада не требуют умения читать и писать. Сейчас он должен выйти из стен ДОУ гармонично развитой личностью, готовой вписаться в школьную систему и устоять перед жизненными неурядицами. Упор делается на воспитание современных детей, которые растут в век глобальной информационной атаки. Соответственно, и занятия в группах должны соответствовать нововведениям. Поэтому нужен постоянный контроль работы коллектива. Для этого проводится анализ занятия в ДОУ по ФГОС старшим воспитателем, методистом или самоанализ непосредственно педагога. Оцениваются как рабочие моменты, так и итоговые результаты. Главное для проверяющего — определиться, с какой целью он проводит исследование. Это может быть изучение методов работы, уровень знаний специалиста, способы педагогического воздействия, уровень его профессиональных компетенций. В каждом конкретном случае предмет анализа будет разным. Но, несомненно, видна взаимосвязь специфики дошкольного образования и профессиональных компетенций педагога, определяемых ФГОС ДО. Таким образом, повышение профессиональных компетенций педагогических кадров способствует максимальной эффективности управления процессом образования, а, следовательно, развитию гармонично развитой личности, обладающей такими личностными характеристиками, как инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим, развитое воображение, способность к волевым усилиям, любознательность.
Работа была посвящена изучению такого сложного и многопланового процесса, как управление процессом профессионального роста педагогических кадров в условиях реализации ФГОС ДО.
В ходе исследования были решены поставленные задачи, а именно, был проведен анализ литературы по проблеме исследования с целью более глубокого понимания сути проблемы.
В процедурной части данной работы было проведено разноаспектное исследование, целью которого являлась разработка программы повышения профессионального роста педагогических кадров.
Во-первых, были представлены итоги апробациипрограммыповышенияпрофессионального ростапедагогов отделения дошкольного образования ГБОУ №202. Цельпрограммы– развитиепрофессиональнойкомпетентностипедагоговдлясозданияусловийреализацииосновнойобразовательнойпрограммывсоответствиисФГОСчерезорганизациюведущей (игровой) деятельности. Как было выявлено путем опроса и беседы, актуальностьиважностьсодержанияучебнойпрограммыотвечаетзапросампрактики, соответствуеттребованиямФГОСдошкольногообразованияитребованиямПрофессиональногостандартактрудовымфункциямпедагогадошкольногообразования и в значительной степени одобряется педагогами отделения дошкольного образования ГБОУ №202.
Второй частью исследования была оценка эффективности введения ФГОС ДО, выявление проблемы и путей к ее решению. Мы предположили, что на заключительном этапе практики применения основ ФГОС ДО принесут положительные результаты и дошкольное учреждение в учебном году 2016-2017 уже смогут полностью перейти на него. Методами исследования стали: наблюдение, опрос, беседа, мониторинг и анализ уже собранных в ДОО данных.
Практическая значимость выполненного исследования заключается в составленных методических рекомендациях для руководителей дошкольных образовательных организаций, позволяющих сделать вывод о том, что управленческие действия не изменяются в связи с введением новых стандартов, но изменяется их содержательное и функциональное наполнение. Кроме этого, расширяется и усложняется состав объектов управления.
Совершенствование системы управления образовательным процессом в ДОО в условиях внедрения ФГОС ДО, является особо актуальной задачей, решение которой выступает важным условием развития инновационной деятельности. В современных условиях образовательное учреждение должно работать в режиме развития, так как это дает шанс выжить в условиях жесточайшей конкуренции.
Внедрение ФГОС ДО является неотъемлемой частью перспективного развития дошкольного образования.
Внедрение стандарта в практику понимается как процесс развития ДОО, сопровождающийся «порождением нового смысла» деятельности.



1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.06.2016) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 13.06.2016) // Собрание законодательства РФ, 31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
3.Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) "
4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от6 октября 2009 г. № 373 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г., регистрационный № 15785).
5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (ред. от 29.12.2014) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644).
6. Федеральный закон 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
7. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р о Стратегии развития воспитания до 2025 г.[Электронный ресурс].─ Режим доступа:http://government.ru/docs/18312/.
8. Письмо Минобрнауки России «Комментарии к ФГОС ДО» от 28 февраля 2014 г. № 08- 249 // Вестник образования.– 2014. – Апрель. – № 7.
9. Письмо Минобрнауки России от 31 июля 2014 г. № 08-1002 «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по реализации полномочий субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования).
10. Программа воспитания и обучения в детском саду / под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – Мозаика-Синтез, 2009.
11. Аникин Б. А. Высший менеджмент для руководителя / Б. А. Аникин. - М.: ИНФРА, 2001. - 144с.
12. Антонова О. А., Зайцева Е. С. Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. // Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. — С. 399–401.
13. Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ / Атемаскина Ю.В., Богославец Л.Г. - С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011г. – 112с.
14. Багаутдинова С.Ф. Особенности методической работы в современном ДОУ. / Багаутдинова С.Ф // Управление ДОУ. - 2004. - №3. с. 82 - 85.
15. Белоусова С. А. Управление персоналом образовательной организации как педагогическое понятие / С.А. Белоусова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. – 2005. – № 15. – С. 89-95
16. Белоусова С. А. Управление персоналом образовательной организации как педагогическое понятие / С. А. Белоусова. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 91
17. Белоусова С. А. Управление персоналом образовательной организации как педагогическое понятие / С. А. Белоусова. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – С. 90-93
18. Белая К.Ю. Организация методической работы с педагогами на этапе введения ФГОС ДО / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2014. – № 3.– С. 4-13.
19. Беляева И. В. Система работы старшего воспитателя с молодыми специалистами / И. В. Беляева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. - 2008. - № 12. – С. 49
20. Бечина А. С. Управление инновационными процессами как фактор повышения эффективности профессиональной деятельности педагогов дошкольной образовательной организации / А. С. Бечина // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : материалы XII Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 11 март 2017 г.). — Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. — № 1 (12). — С. 13–16.
21. Борытко Н. М. Педагогика: Учебное пособие / Н.М. Борытко. – М.: Изд. центр «Академия», 2007. – 496 с. С. 232
21. Волобуева Л.М. Активные методы обучения в методической работе ДОУ / Л.М. Волобуева // Управление ДОУ. - 2012. – №6. – С.70-78.
22. Виноградова Н. А., Микляева Н. В. Методическая работа в ДОУ. Эффективные формы и методы: методическое пособие / Н. А. Виноградова, Н. В. Микляева. - М., 2005. – С. 213
23. Гердер И. Г. Идеи философии истории человечества / И. Г. Гердер. – М.: Наука, 1977. - 704 с. С. 132
24. Гофман Э. Т. А. Ритуал взаимодействия: очерки поведения лицом к лицу/ Э. Т. А. Гофман. – М: Смысл, 2015. – 319 с.
25. Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Интерактивные методы в организации педагогических советов в ДОУ / О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец. - С-Пб: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008г.– 176с
26. Дильдина Н. А. Качество образования в контексте федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / Н. А. Дильдина // Челябинский гуманитарий. - 2014. - №4 (29). - С.25-33
27. Долгова В. И., Мельник Е. В., Моторина Ю. В. Адаптация молодых специалистов в образовательном учреждении / В. И. Долгова, Е. В. Мельник, Ю. В. Моторина // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 76–80
28. Долженко Ю.А. Проблемы формирования «успешного» педагога в системе постдипломного образования. Практико-ориентированное пособие для руководителей образовательных учреждений / Ю.А. Долженко– Барнаул: АКИПКРО. – 2011. – 234 с.
29.Дуброва В.П., Милошевич Е.П. Организация методической работы в дошкольном учреждении / В.П. Дуброва, Е.П. Милошевич. - М.: Новая школа, 1995. - 124 с.
30. Дубровская В. А. Мотивация персонала: методические рекомендации / В. А. Дубровская - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009. – 51 с.
31. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения /О. В. Зайцева // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2009. - №7 (85). – С. 27
32. Золотарева А. В. Интегративно-вариативный подход к управлению учреждением дополнительного образования детей / А. В. Золотарева. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006г. - 290с.
33. Кан-Калик В. А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, В. Д. Никандров — М., 1990г. – 243с.
34. Каргапольцева Н. А. Педагогические аспекты гуманитарной трансформации социализирующей среды / Н.А. Каргапольцева // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2012. – №2. – С.66-71
35. Кирдянкина С.В. Концепция «Мотивация профессионального роста педагогов» / С.В. Кирдянкина // Управление современной школой. – 2010. -№ 6. – 65с.
36. Коменский Я. А. Законы благоустроенной школы // Коменский Ян Амос Избранные педагогические сочинения. Ч. II. Мелкие сочинения, примыкающие к Великой Дидактике / Я.А. Коменский; Пер. с нем. А. Адольфа и С. Любомудрова. – М.: Т-воСкоропечатни А.А. Левенсон, 1894. – С. 136–176
37. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии / В.А. Крутецкий. - М.: Наука, 2012. – 620с.
38. Кузнецова Е. Б., Волкова С. М. Влияние новых форм методической работы на повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ / Е. Б. Кузнецова, С. М. Волкова // Управление ДОУ. - 2009. - № 7. – 147с.
39. Кутузова И. А. Повышение квалификации педагогов ДОУ в современном педагогическом пространстве / И. А. Кутузова // Дошкольное воспитание. - 2005. - №9. – 74с.
40. Манасеина М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования / М. М. Манасеина. – СПб.: Тип. Е. Евдокимова, 1999. – 404 с. С. 235
41. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М. Митина. - Воронеж, 2002. - 400 с.
42. Нагуманова А. Д. Управление педагогическим коллективом при внедрении новшеств в образовательные учреждения / А. Д. Нагуманова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2008. - №7. – 69с.
43. ОлешковМ.Ю., Уваров В.М. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины / М.Ю. Олешков, В.М. Уваров— М.: Компания Спутник, 2006. – 342с.
44. Поздняк Л. В. Управление дошкольным образованием: уч. пособие для студентов пед. вузов / Л.В. Поздняк, Н.Н. Лященко. – М. : Издательский центр «Академия», 2012. - 432 с.
45. Пономарева Г.М. Руководителю образовательного учреждения о работе с персоналом / Г.М. Пономарева // Библиотека журнала «Директор школы», 2011. - № 6. – 235с.
46. Поташник М. М. Управление профессиональным ростом учителя в современной школе. Методическое пособие / М. М. Поташник - М.: Центр педагогического образования, 2009. - 448 с.
47. Ребрин Ю. И. Управление качеством: Учебное пособие / Ю. И. Ребрин. - Таганрог: Изд-во ТРТУ. -2004. - 174 с.
48. Рындак, В. Г. Личность. Творчество. Развитие: учебно-методическое пособие / В. Г. Рындак - Москва : Педагогический вестник, 2001. - 291 с.
49. Самоукина Н.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности / Н. В. Самоукина – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ»; Издательство ЭКМОС, -1999. - 471с.
50. Селевко Г.К. Современные образовательные технологииУчебное пособие / Г.К. Селевко - М.: Народное образование. - 1998. - 256 с.
51. Селиванов В. С. Основы общей педагогики. Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб.заведений. / В.С. Селиванов. – М.: Изд. центр «Акаде-мия», 2013. – 336 с. С. 122
52. Семенов А. К., Набоков В. И. Основы менеджмента: Учебник. — 5-е изд., перераб. и доп./ А. К. Семенов, В. И. Набоков — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. — 556 с.
53. Сластенин В. А. Педагогика / В.А. Сластенин [и др.]. – М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 576 с. С. 412
54.Смирнов С. А. , И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / и др.; Под ред. С.А.Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
55. Третьяков П. И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам (библиотека руководителя ДОУ) / П. И. Третьяков, К. Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2007.- 240 с.
56. Фадеева Е.И. Социология и психология в управлении персоналом. Учебно-методическое пособие / Е.И. Фадеева. – М.: ЦГЛ, 2012. – 112 с. С. 56
57. Фалюшина Л. И. Управление качеством в макросистемах дошкольного образования: дис. … д-ра пед. Наук / Л. И. Фалюшина. – Москва, 2005. – 343 с.
58. Чистякова С.Н., Профессиональные компетенции педагога и новые стандарты/ С.Н.Чистякова// Профессиональное образование. Столица. –2013. –№4. – С.14-17.
59. Шульце Г. О. Сердце как способности чувств и стремлений // Г. О. Шульце Психическая антропология или опытное учение о жизни человека по духовной его стороне / Г. О. Шульце; Пер. с нем свящ. Феодора Симонского. – СПб.: В тип. И. Глазунова, 1834. – С. 248–497.
60.Шкуров А. Ю. Развитие государственно-общественного управления на уровне образовательного учреждения / А.Ю. Шкуров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2011. – №4 (20). – С. 143–151
61. Щербаков А. Е. Профессиональная адаптация начинающего педагога на рабочем месте / А. Е. Щербаков // Народное образование.- 2009. -№ 6. - С. 133
62. [Электронный ресурс]: Мотивация профессионального развития педагогов как средство повышения эффективности деятельности образовательного учреждения – режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2012/04/29/motivatsiya-professionalnogo-razvitiya-pedagogov (дата обращения: 26. 11. 2017г).
63. [Электронный ресурс]: Федеральный институт развития образования - режим доступа: http://www.firo.ru/?page_id=22716 (дата обращения: 12. 12. 2017г).
64. [Электронный ресурс]: Повышение профессиональных компетенций педагогов - режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/povyshenie-professionalnoy-kompetentnosti-pedagogov (дата обращения: 14. 12. 2017г).
65. [Электронный ресурс]: Тенденции в дошкольном образовании - режим доступа: http://doy.direktor.ru/archive/2018/1/Tendentsii_v _doshkolnom_ obrazovanii (дата обращения: 16. 12. 2017г).
66. [Электронный ресурс]: Управление ДОУ в современных условиях - режим доступа:https://nsportal.ru/upravlenie-dou-v-sovremennykh-usloviyakh (дата обращения: 17. 12. 2017г).
67. [Электронный ресурс]: Мониторинг как средство повышения профессионального роста педагогов ДОУ - режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai (дата обращения: 17. 12. 2017г).
68. [Электронный ресурс]: Повышение квалификации и переподготовка специалистов в сфере образования - режим доступа: http://www.spbappo.ru/ (дата обращения: 19. 12. 2017г).
69. Яковлева Г.В. Концепция развития инновационной методической деятельности в дошкольном образовании / Г.В. Яковлева. - Челябинск: Цицеро, 2014– 339с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ