Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЫЯВЛЕНИЕ ТРУДНОСТЕЙ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ У СЛАБОСЛЫШАЩИХ ДЕТЕЙ

Работа №42695

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы65
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
412
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы особенностей коммуникации детей с
нарушением слуха 6
1.1 Нарушения функции слухового анализатора и особенности развития речи у детей с нарушениями слуха 6
1.2. Влияние нарушения слуха на коммуникацию детей в младшем школьном возрасте 13
1.3. Сущность коммуникативно- деятельностного подхода в развитии
коммуникации детей с нарушениями слуха 18
Вывод по главе 1 26
Глава II. Экспериментальное исследование особенностей общения детей с нарушением слуха 28
2.1. Организация исследования особенностей речевой коммуникации детей с
нарушением слуха 28
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 33
Выводы по главе II 42
Глава III. Динамика речевого общения детей с нарушениями слуха в ходе
коррекционно-развивающих занятий 44
3.1. Использование коммуникативно-деятельностного подхода в развитии
речи и коммуникации детей с нарушениями слуха 44
3.2. Результаты использования коммуникативно-деятельностного подхода в
развитии речи и коммуникации детей с нарушениями слуха 50
Выводы по главе III 56
Заключение 58
Список литературы 60


Развитие речевой функции является одним из главнейших свойств созревания личностных характеристик человека. Развитие речевой функции следует начинать как можно раньше, с самого рождения ребёнка. Задания на развитие речевой деятельности необходимо усложнять в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребёнка. Для того, чтобы грамотно использовать воспитательные меры в развитии речи ребёнка необходимо опираться на факторы социализации, а также разбираться в процессах, которые возникают у ребёнка в период его развития. Особенно важно обращать внимание на то, соответствует ли речь ребёнка онтогенетическому развитию речевой функции.
Речевую деятельность относят не только к средствам коммуникации, но и к средствам формирования мыслительных операций, а также к усвоению новых умений и навыков. Но речь формируется в процессе жизненного опыта ребёнка, она не формируется с рождения.
Детям с нарушениями слухового анализатора с первых дней жизни необходимы индивидуальные условия обучения и воспитания, которые будут обеспечивать корригирование утраченных функций. Такие условия характеризуются особым своебразием, которое тесно взаимодействует с коррекционно - развивающими мероприятиями, а также с развитием практических умений.
Особо затруднительной задачей в воспитании и обучении ребёнка с нарушениями в слуховом анализаторе является необходимость ребёнка коммуницировать с другими людьми в естественной, спокойной обстановке.
Соответственно одной из главных проблем является становление речевой коммуникации и речевой активности у данного контингента детей.
Недостаточность восприятия устного речевого обращения, отставание в развитии речевой функции затрудняют контакт ребёнка со сверстниками и со взрослыми, заставляя ребёнка с нарушениями слухового анализатора активно использовать невербальные средства коммуникации, вносят определённую специфику в осмысление отношений.
Данная тематика для исследования актуальна и на сегодняшний день, поскольку нарушения слуховой функции приводят к отсутствию предпосылок развития собственной речевой деятельности у слабослышащего ребёнка. Речь ребёнка с нарушениями слуха не формируется без специально коррекционного воздействия, этапы психического развития ребёнка с нарушениями слухового анализатора искажаются и затормаживаются. С помощью создания определённых условий, а именно через апробирование коммуникативно - деятельностного подхода к речевому развитию, можно подвести развитие слабослышащего ребёнка к нормальному ходу развития психических процессов.
Полноценное развитие психики ребёнка как в нормотипичном развитии, так и при разных видах дизонтогенетического отклонения, невозможно без использования предметно - практической деятельности, в которой ребёнок усваивает предспоссылки к речевому развитию и к становлению его личностных качеств. Наиболее важно это для детей с нарушением слухового анализатора.
Цель дипломной работы - изучение и анализ трудностей речевой коммуникации у детей с нарушением слухового анализатора.
Объектом исследования является речевое развитие детей младшего школьного возраста и его особенности у школьников с недостатками слуха.
Предмет исследования - организация работы по развитию речи детей младшего школьного возраста с нарушениями слуха в условиях школы через использование коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи.
Гипотеза исследования: исходя из коммуникативно- деятельностного подхода к развитию общения, который реализуется в предметно-практической деятельности детей с нарушениями слуха, мы предполагаем, что речевое развитие этих детей будет проходить эффективнее, если в коррекционной работе использовать коммуникативные тренинги, как этап подготовки к сюжетно-ролевой игре.
Задачами исследования являются:
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
-Выявить особенности речевой коммуникации у детей с нарушением слухового анализатора.
-Изучить речевое развитие детей в норме и детей с нарушением слуха.
-Изучить теоретические основы коммуникативно -деятельностного подхода к развитию речнвой функции.
-Рассмотреть особенности коммуникативно-деятельностного подхода к развитию речи детей с нарушением слуха в условиях школьного образования.
Для решения поставленных задач был использован комплекс исследовательских методов:
-теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
-констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент;
-количественная и качественная обработка экспериментальных данных.
Апробация собранных данных нашей исследовательской деятельности была представлена на Итоговой научно-образовательной конференции студентов К(П)ФУ 2018 года. Результаты проведенного констатирующего эксперимента отражены в статье: «Особенности речевой коммуникации слабослышащих младших школьников».
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В специальном образовательном учреждении для детей с нарушением слуха ведется целенаправленная работа по речевому общению. Успешное речевое развитие глухого ребенка возможно только в специально организованной речевой среде когда возникает естественная потребность в речевом общении, использовании разговорной речи.
Речевое общение детей с нарушениями слуха представляет собой сложный многообразный процесс.
Успешное преодоление речевого недоразвития возможно лишь при условии тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего педагогического коллектива и единства требований, предъявляемые к детям.
Проведенная коррекционная работа в экспериментальной группе показала, что:
отдельные элемента речевого общения в целом заметно выросли.
наиболее интенсивно происходит развитие самостоятельности употребления устного слова.
Таким образом, мы можем утверждать, что развитие речи ребенка с нарушением слуха протекает в предметно-практической деятельности, которая рассматривается как один из основных компонентов коммуникативно-деятельностной системы обучения языку неслышащих детей.
После проведенной коррекционной работы у детей повысился уровень использования речевые средств общения не только в играх но и в свободной деятельности. Дети стали с помощью взрослого составлять небольшие рассказы о предмете, отвечают на вопросы взрослого при рассматривании иллюстраций.
Понимают слова, обозначающие предметы посуды, мебели, одежды, часта теш и лица и т.д. Слова, обозначающие действия (спит, упал, ест, идет, едет), а также фразы го двух слов. В самостоятельной речи у детей имеются
отдельные фразы го 2-х слот (мяу упала; баба, дай и т.д.); отдельные полные слова, отдельные звукоподражания.
Повысился уровень речевого общения детей. Дети стали чаще пользоваться речевыми средствами общения как со сверстниками, так и со взрослыми. Необходимо контролировать со стороны взрослого речевую деятельность. Невербальные средства общения продолжают присутствовать у детей. Тем не менее жесты сопровождаются речью больше, чем в начале эксперимента.



1. Албегова И. Ф. Особенное™ социальной адаптации инвалидов. Сборник Актуальные теоретические и практические вопросы развития социальной сферы в современной России/ Албегова И. Ф., Соловьева Н. А., Юркина Н. Ф. - Ярославль, 2012. - 120 с.
2. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. — М., 2014. - С. 67
3. Ананьев Б.Г. Психология Чувственного познания мира. - М., 2011- С. 283
4. Ананьев Б. Г. Теорий ощущений - Л., 2011. - С. 166
5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л., 2011. - С. 216
6. Андреева Е. И. Психологические основы обучения глухих детей произношению. - СПб., 2011. - С. 149
7. Астапов В. М. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии/ Астапов В. М., Лебединская О. И., Шапиро Б. Ю. - М., 2012 - С. 17
8. Белова Н.И. Специальная школьная сурдопедагогика. - М., 2013. С. 164171
9. Боскис Р. М. Глухие и слабослышащие дети. - М., 2013. - С. 171
10. Бурменская Г. В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков/ Бурменская Г. В., Карабанова О.А., Лидере А. Г. и др. — М., 2012. - С. 89
11. Венгер А.А. Обучение глухих младших школьников изобразительной деятельности. - М., 2012. - С. 4
12. Власова Т. А. О влиянии нарушения слуха на развитие ребенка - М., 2012 - 211 с.
13. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском творчестве. - М.,2011 - С. 133-145
14. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения. - М., 2011. - С. 156
15. Ермакова И. И. Коррекция речи и голоса у детей и подростков. - М., «Просвещение» 2011 - С. 54
16. Исследование личности детей с нарушениями слуха: Сборник научных трудов/ ред. Т.В. Розанова, Н.В. .Яшкова - М., 2014. - С. 45
17. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: учебное пособие. - М.: «Академия» 2012. - 304с.
18. Кле М: Психология подростка (психосоциальное развитие). Пер. с франц. - М., Педагогика, 2012. - С. 62
19. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. - СПб., 2012. - С. 53
20. Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. - М., 2011. - С. 145
21. Кораблева Л.В. Роль изобразительной деятельности в познании окружающего мира школьниками с недостатками слуха. // Тезисы международной конференции «Ребенок в современном мире» T.II «Здоровье ребенка». - СПб., 2012- С. 65
22. Коровин К.Г. Развитие слабослышащих в процессе усвоения знаний. - М., 2012. - С. 24
23. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих младших школьников речи. - М., 2012 - С. 273
24. Красильникова О.А. Обучать и воспитывать творчеством. // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционноразвивающей работы. - СПб., 2014. - С. 68
25. Кудрявцева Г.П. Коррекция познавательной деятельности средствами изобразительного искусства. // Коррекционная направленность обучения и воспитания слабослышащих./ Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. - СПб., 2013. - С. 35
26. Лебедева О.А. Общешкольные праздники и их роль в развитии детей. // Реабилитация. Образование. Развитие. - СПб., 2012 - С. 19
27. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. - М., 2012. - С. 141
28. Мастюкова Е.М. Они ждут нашей помощи/ Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. - М.: Педагогика, 2011. - 160 с.
29. Методы изучения аномальных детей. / Под ред. Дьячкова А.И., Розановой Т.В., Ятттковой Н.В. - М., 2012- С. 134
30. Мудрик А.В. Общение школьников. - М., 2012. - С. 178
31. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учебное пособие /Под ред. Сластенина В.А. - М.: «Академия» 2011. - 200 с.
32. Мухина В.С. Возрастная психология: Учебник дга студентов вузов. - М., 2012 - С. 214
33. Нейман Л. В. Анатомия физиология и патология органов слуха и речи - М., 2014 - С. 145
34. Нейман Л. В. Нарушения слуха и его влияние на формирование речи //Расстройства речи у детей и подростков / Нейман Л. В., Правдина О. В. /под ред. Ляпидевского С. С. - М., 2012. - С. 252
35. Никитин Б.П. Мы и наши дети/ Никитин Б.П., Никитина Л.А. - М., 2012. - 223 с.
36. Никитина М.И. Психолого-педагогическая характеристика детей младшего школьного возраста с недостатками слуха. // Никитина М.И., Пенин Г.Н., Пономарева З.А. Воспитание младших школьников с нарушением слуха. - СПб., 2011 - С. 27
37. Нудельман М. М. О методах исследования воображения глухих школьников - "Вопросы педагогики’ Т. 449. - М.,2012 - С. 133-145.
38. Общая психология. Под ред. А. В. Петровского. - М.,2014. - С. 216
39. Палкина Т.Н. Речевые праздники в школе слабослышащих детей. // Коррекционная направленность обучения и воспитания слабослышащих. Под ред. Аслановой Л.А., Красильниковой О.А. - СПб., 2014 - С. 77
40. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского.- М., 2013. - С. 179
41. Правдина О. В. Педагогика. - М., 2012. - 322 с.
42. Программа обучения и воспитания слабослышащих детей младшего школьного возраста. - М., 2012. - С. 66
43. Программа воспитания и обучения глухих детей младшего школьного возраста. - М., 2012. - 167 с.
44. Психолого-педагогическая диагностика / И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамная, Т.А.Добровольская и др.; Под ред. И.Ю.Левченко, С.Д.Забрамной. — М.: Издательский цен"ф «Академия» 2011 — 320 с.
45. Психология глухих детей под ред. И. М. Соловьева и др.-М., 2014. 247 с.
46. Репринцева Г.И. Игротерапия как метод психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 2012. - №1. - С. 52-61.
47. Розанова Т.В. Особенности мышления и речи глухих школьников. - М.,
2011. - 190 с.
48. Российская энциклопедия социальной работы. Т.1. Под ред. А.И. Панова, Е.И. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 201 - 364 с.
49. Седова М.Ю. Роль праздника в коррекции личности слабослышащего ребенка. // Реабилитация творчеством - важнейшая составляющая коррекционно-развивающей работы. - СПб., 2012. - С. 59
50. Синяк В.А., Нудельман М. М. Психическое развитии глухого ребенка. - М., 2013. - 267 с.
51. Смирнов С.Д. Курс «Гуманистические традиции образования». - М., 2012 - С. 143
52. Соловьева И.Н. Психология глухих детей/ Соловьева И.Н., Шиф Ж. И., Розанова Т.В., Яшовой Н.В. - М., 2011 - С. 167-173
53. Специальная педагогика Сборник Под ред. Н М Назаровой - М., 2012. - С. 255-257
54. Таптапова С. Л. Коррекционно-педагогическая работа при нарушениях голоса. - М. 2014. - 200 с.
55. Ткачева В. В. О некоторые проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии // Дефектология. - 2011. - №1 - С. 51-53.
56. https ://edu.tatar.ru/sovetcki/page2456.htm/page 15558.htm
57. https://edu.tatar.ru/nsav/page2299.htm


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ