ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ В УСЛОВИЯХ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 6
1.1 Понятие «психологическая «устойчивость» личности 6
1.2 Психология спортивного соревнования 12
1.3 Коррекция неблагоприятных психических состояний спортсменов 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 25
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СПОРТСМЕНОВ К НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ УСЛОВИЯМ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 26
2.1 Организация экспериментальной работы 26
2.2 Результаты исследования и их обсуждение 31
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ 58
Актуальность. Соревновательная деятельность составляет важнейшую отличительную особенность спорта. Сущность соревнования заключается в установлении сильнейших спортсменов и коллективов и распределения их по ступеням иерархической лестницы [1, с. 39].
При современном уровне спортивных результатов психологическая подготовка к соревнованиям наряду с физической, технической, тактической и теоретической подготовкой приобретает исключительно важное значение. Практика показывает, что отсутствие должного внимания к психологической подготовке спортсменов затрудняет достижение доступных им высоких результатов.
Любая соревновательная деятельность, сопровождается значительным психофизическим напряжением. В его основе лежит преодоление объективного физиологического стрессора - физического усилия, т. е. выполнение соревновательной нагрузки с требуемым напряжением физических усилий и энергетических резервов. В современном спорте остро стоит вопрос планомерного повышения уровня психологической устойчивости спортсменов, их готовность к продуктивной работе и управлению своим состоянием в экстремальных условиях соревновательной деятельности, а так же вопрос рационального использования средств восстановления с учётом индивидуальных особенностей конкретного спортсмена. На уровень психологического напряжения влияют вопросы полноценного восстановления физических и психических сил [9, с.73].
Уровень психологической устойчивости играет решающую роль в достижении высоких спортивных результатов, является основным фактором, влияющим на проявление физических, технических, тактических и интеллектуальных возможностей спортсмена. Во время тренировок и соревнований, вопросы методики воспитания психологической устойчивости являются основными в подготовке юных спортсменов [49, с. 25].
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать эффективность применения комплекса восстановительных средств, направленных на повышение психологической устойчивости спортсменов к неблагоприятным внешним условиям соревновательной деятельности.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс спортсменов.
Предмет исследования - психологическая устойчивость спортсменов в условиях соревновательной деятельности.
Гипотеза исследования - предполагается что, повышение психологической устойчивости спортсменов к неблагоприятным условиям соревновательной деятельности будет более эффективным, если оптимизировать учебно-тренировочный процесс за счет психологической подготовки с использованием комплекса восстановительных средств.
Для достижения цели были определены следующие задачи:
1. Изучить проблему психологической подготовки
спортсменов и выявить неблагоприятные условия соревновательной деятельности.
2. Провести исходную психодиагностику спортсменов.
3. Оценить эффективность применения комплекса восстановительных средств для повышения психологической устойчивости исследуемых спортсменов.
4. Разработать практические рекомендации по повышению психологической устойчивости спортсменов в условиях соревновательной деятельности.
Методы исследования:
1. Анализ научно методической литературы.
2. Тестирование (психодиагностика).
3. Педагогический эксперимент.
4. Математико-статистическая обработка экспериментальных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в изучении процесса психологической подготовки спортсменов, ее особенностей, средств повышения психологической устойчивости, обобщении передового опыта работы специалистов в системе дополнительного образования по выявлению эффективности новых технологий, форм, средств и методов в процессе психологической подготовки юных спортсменов.
Практическая значимость исследования заключается в подборе комплексов средств, направленных на повышение психологической устойчивости юных спортсменов, разработке практических рекомендаций по повышению психологической устойчивости к неблагоприятным условиям соревновательной деятельности, которые могут быть использованы в учебно-тренировочной деятельности инструкторами, тренерами, тренерами- преподавателями, учителями физической культуры.
Структура. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Для решения поставленных в исследовании задач сделан анализ научно-методической литературы по психологической подготовке спортсменов и проведен педагогический эксперимент.
Изучена проблема психологической подготовки спортсменов. На основе анализа литературных данных можно сделать вывод о том, что психологическая подготовка спортсмена является неотъемлемой частью учебно- тренировочного процесса, где психологическая устойчивость играет важную роль. Психологическая устойчивость - это качество личности, аспектами которой являются стойкость, уравновешенность, сопротивляемость. Она позволяет личности противостоять жизненным трудностям, негативному давлению обстоятельств и стрессам, сохранять здоровье и работоспособность в различных ситуациях.
Спортивное соревнование - это очень важная и неотъемлемая часть спортивной деятельности. Известно, что обучение и тренировка спортсменов, являясь подготовительным этапом к участию в соревнованиях, не имеют значения сами по себе. Они призваны обеспечивать успешность соревновательной деятельности. Выявлены неблагоприятные условия соревновательной деятельности, которые заключаются в следующем: 1) внешние препятствия - условия соревнований; помехи, увязанные с отвлечением внимания спортсмена от соревновательной деятельности; события, связанные с развитием соревновательной борьбы; 2) внутренние препятствия - недостаточные адаптационные возможности; избытки мотивации; состояние здоровья; уровень подготовленности спортсмена; 3) объективные трудности - ситуации, содержащие опасность физической травмы; ситуации, выявляющие несостоятельность подготовленности спортсмена к требованиям соревновательной борьбы; ситуации с неожиданной «аварийностью»; ситуации, обусловленные правилами соревнований; ситуации, вызванные нежелательными действиями окружающих лиц; 4) субъективные трудности - субъективное отношение спортсмена к достижению цели; субъективная оценка ситуации, в которой реально находится спортсмен.
Изучены и рассмотрены психологические особенности спортсменов 11-13 лет. Подростковый возраст - это сложный и во многом противоречивый период. Основным новообразованием подросткового возраста является возникновение чувства взрослости. Становление системы интересов, открытия внутреннего мира, личностной рефлексии, абстрактно-логического мышления, словеснологической памяти, удлинение временной перспективы, склонность к самоанализу и стремление к самоутверждению - все это новообразования подросткового периода. В результате к концу становления подросткового возраста происходит становление Я- концепции как интегративной системы представлений о себе.
Экспериментально доказана эффективность применения комплекса средств психологической устойчивости (релаксационная гимнастика; дыхательные упражнения; самомассаж; аутогенная тренировка; функциональная музыка) для спортсменов 11-13 лет в ходе педагогического эксперимента, результатом которого является повышение уровня психологической устойчивости спортсменов экспериментальной группы.
Все вышеизложенное позволяет утверждать, что применение комплекса восстановительных средств положительно влияет на повышение уровня психологической устойчивости спортсменов 11-13 лет, что подтверждает выдвинутую гипотезу исследования.
На основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации для тренеров и учителей физической культуры по повышению психологической устойчивости спортсменов к неблагоприятным условиям соревновательной деятельности.
1. Психологическая подготовка к соревнованиям должна иметь важное значение на ряду с физической, технической, тактической и теоретической подготовкой. Необходимо уделять ей должное внимание не только в период непосредственной подготовки к соревнованиям, но и планировать ее на протяжении всего тренировочного процесса.
2. Релаксационную гимнастику (РГ), дыхательные упражнения (ДУ), функциональную музыку (ФМ), массаж и аутогенную тренировку (АТ) вводить в учебно-тренировочные занятия (УТЗ) комплексно.
3. На занятиях РГ следует освободиться от тесной одежды, помещение должно быть проветренным, без яркого освещения, поза выбирается удобная, дыхание спокойное и ровное. Длительность занятий от 5-10 до 15-20 минут. Упражнения РГ не должны вызывать дискомфорт или боль.
4. Разучивание комплекса РГ целесообразно включать в основную часть УТЗ, а затем использовать в заключительной части УТЗ.
5. При подборе ДУ дифференцировать упражнения седативного и тонизирующего характера. Комплекс ДУ использовать в подготовительной и заключительной частях УТЗ.
6. Массаж применять в зависимости от решаемых задач: в оздоровительных целях - в подготовительной части, для снятия мышечного напряжения - в заключительной части УТЗ.
7. Занятия по АТ лучше всего проводить в тихом, спокойном помещении в комфортных условиях для занимающихся.
8. На занятиях АТ необходимо поэтапно осваивать предложенные упражнения, комплекс проводить систематически, включать в заключительную часть УТЗ.
9. ФМ, содействующую стимулированию и активизации функциональных систем организма целесообразно подбирать самим занимающимся. Сеансы ФМ можно включать как в заключительную часть занятия УТЗ, так и в фоновом режиме в течении всего УТЗ.
10. Применять в подготовительной части УТЗ ДУ активизирующего типа после предварительного массажа.
11. В заключительной части УТЗ ФМ, содействующую психоэмоциональной релаксации, применять после сеанса релаксационной гимнастики, ДУ седативного характера, восстановительного массажа, АТ.
12. Рекомендуется использовать функциональную музыку спортсменам в домашних условиях перед снов в течение 15-20 минут.
13. При разучивании комплекса для психологической устойчивости задавать домашнее задание, предлагать самостоятельное использование упражнений.
14. Для повышения интереса занимающихся периодически обновлять комплексы повышения психологической устойчивости (1-2 упражнения в каждом комплексе).
15. Применять ФМ, массаж и ДУ активизирующего типа непосредственно перед стартом.
16. Проводить комплексный контроль за состоянием занимающихся.
17. При проведении УТЗ все упражнения выполнять под контролем руководителя, обращать внимание на правильность выполнения предложенных заданий, исправлять ошибки, следить за соблюдением техники безопасности.
Разработанные практические рекомендации по повышению психологической устойчивости к неблагоприятным условиям соревновательной деятельности могут быть использованы в практической деятельности инструкторами, тренерами, тренерами- преподавателями, учителями физической культуры и спортсменами.
1. Акимова Л.Н. Психология спорта: курс лекций [Текст]: учебно-методическое пособие / Л.Н. Акимова. - Одесса: студия « Негоцианд», 2014. - 127 с.
2. Баландин М.М. Условия формирования психологической устойчивости у старшеклассников [Текст]: дисс. ... канд. псих. наук: 19.0. 07 / Баландин М.М. - Москва, 2015. - 150 с.
3. Барышева Т.Д. Эмоционально волевая сфера личности [Текст]: методические рекомендации / Авт. - сост. Т.Д. Барышева. - Мурманск: МГПУ, 2015. - 60 с.
4. Байкова И.А. Психотерапия в спорте [ Текст]: учебно-методическое пособие / И.А. Бойкова и др. - Минск, 2016. - 69 с.
5. Вопросы психологии спорта. - Москва: Огни, 2018. - 272 с.
6. Викулов, А.Д. Плавание [ Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Д. Викулов - М.: Изд- во ВЛАДОС- ПРЕСС, 2016. - 367 с.
7. Волков, Л.В. Система управления развитием физических способностей детей школьного возраста в процессе занятий физической культурой и спортом [Текст]: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук: утв. 13.00.07 / В.Л. Викторович. - М., 2018. - 38 с.
8. Гаткин, Е.Я. Энциклопедия личной безопасности, или Искусство жить без риска [Текст] / Е.Я. Гаткин. - М.: АСТ: Астрель, 2015. - 510 с.
9. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 288 с.
10. Диллон Аниша Л. Высвобождение энергии. Тантрические пульсации для расслабления и достижения высших состояний / Диллон Аниша Л.. - М.: Весь, 2013. - 301 с.
11. Дюков В.С. Биоэнергетика в фитнесе и спорте высших достижений: моногр. / Владимир Дюков. - М.: Спорт, 2016. - 869 с.
12. Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены,
механизмы и защита [Текст] / Е.Л. Доценко. - М.: ЧеРо, Издательство МГУ, 2014. - 344 с.
13. Железняк, Ю.Д. Педагогическое физкультурно-спортивное
совершенствование [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Ю.Д. Железняк, В.А. Кашкаров, И.П. Кравцевич и др., под. ред. Ю.Д. Железняк. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр « Академия», 2013. - 384 с.
14. Журавлев, Д.В. Психологическая регуляция и оптимизация функциональных состояний спортсмена [ Текст]: методическое пособие / Д.В. Журавлев. - М.: изд-во « Олимп», 2015. - 116 с.
15. Иванова, С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды в ранней юности и молодости [Текст] / С.П. Иванова // Вестник ПГУ. - 2016. - № 9. - С. 98-106.
16. Ильин, Е.П. Дифференциальная психофизиология [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2015. - 464 с.
17. Кулиненков, О. Медицина спорта высших достижений / О. Кулиненков. - М.: Спорт, 2016. - 169 с.
18. Камнева, А.М. Технология формирования психологической устойчивости средствами физической культуры у студентов-будущих спортивных менеджеров [ Текст]: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04/ Камнева А.М. - Волгоград, 2014. - 167 с.
19. Клонингер Е.И. Теория личности: познание человека [ Текст] / Е.И. Клонингер. - СПб.: «Питер», 2016. - 720 с.
20. Клочко, В.Е. Возрастная психология [Текст]: учебное пособие / В.Е. Клочко. - М.: ВЛАДОС, 2013. - 256 с.
21. Корецкая И.А. Психология развития и возрастная психология
[Текст]: учебно-практическое пособие / И.А. Корецкая. - М.:
Евразийский открытый институт, 2016. - 121 с.
22. Колодницкий Г. А. Физическая культура. Учебно-наглядное пособие для учащихся начальной школы / Г.А. Колодницкий, В.С. Кузнецов. - М.: Просвещение, 2015. - 222 с.
23. Копылов Ю. А. Система физического воспитания в образовательных учреждениях / Ю.А. Копылов, Н.В. Полянская. - М.: Арсенал образования, 2014. - 393 с.
24. Курашвили В.А. Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии [ Текст]: методическое пособие / В.А. Курашвили. - М.: изд-во « МедиаЛабПроект», 2014. - 114 с.
25. Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / А.М. Максименко. - М.: Физкультура и спорт., 2016. - 165 с.
26. Марищук В.Л. Психодиагностика в спорте [ Текст]: учеб. пособие для вузов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, Л.К. Серова. - М.: Просвещение, 2015. - 349 с.
27. Назарова Е.Э. Развитие психологической устойчивости к действиям в чрезвычайных ситуациях природного характера у учащихся общеобразовательных учреждений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.scienceforum. ru/2013/10/1667, свободный. - ( Дата обращения: 28.02.2019).
28. Никитушкин, В.Г. Современная подготовка юных спортсменов [Текст]: Методическое пособие / В.Г. Никитушкин. - М.: «Олимп». - 2015. - 213 с.
29. Никифоров, Г.С. Психология здоровья [Текст]: учебное
пособие / Г.С. Никифоров. - Санкт-Петербург: Речь, 2015. - 256 с.
30. Никошкова, Е.В. Англо-русский словарь по психологии [Текст] / Е.В. Никошкова. - Санкт-Петербург: РУССО, Живой язык, 2015. - 357 с.
31. Немов Р. С. Психология: Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. завед. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 1998. - 632 с.
32. Оллпорт, Г. Личность в психологии [Текст] / Г. Оллпорт. - М.: КСП+; СПб.: Ювента, 2018. - 345 с.
33. Особенности структуры соревновательной деятельности
спортсменов-пловцов на дистанции 100 метров вольным стилем [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.body-
bilding.ru/osobennosti-struktury-sorevnovatelnoi-deyatelnosti-sportsmenov- plovtsov-na-distantsii-100-metrov-vol, свободный. - (Дата обращения: 17. 02. 2019).
34. Палайма, Ю.Ю. Опыт исследования относительной силы мотива и формирования соревновательной установки у спортсменов / Ю.Ю. Палайма. В кн. : Психология и современный» спорт. Сб. научных работ психологов социалистических стран. М.: ФиС, 1973. - С.86-89.
35. Попов, А.Л. Спортивная психология [Текст]: учебное пособие для спортивных вузов / А.Л. Попов. - М.: Московский психологосоциальный институт. Флинта, 2016. - 219 с.
36. Практикум по спортивной психологии [Текст] / под ред. И.П. Волкова. - СПб.: Питер, 2015. - 288 с.
37. Психологическая устойчивость личности [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http:// ref.rushkolnik. ru/v34207/?page=3,
свободный. - (Дата обращения: 02.02.2019).
38. Содержание и особенности соревновательной деятельности
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// gled.myorel. ru
/page/1/171. html, свободный. - ( Дата обращения: 07.02.2019).
39. Стахнева И.Ю. Психологическая устойчивость личности
[ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. edit. muh. ru
/contend mag/trudy/11_2009/09. pdf, свободный. - ( Дата обращения:
07.02.2019) .
40. Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов: хрестоматия / [сост. И. П. Волкова, Н. С. Циркунова]. - М.: Советский спорт, 2005. - 286 с.
41. Тытарь Е.Т. Методики диагностики и коррекции
психологической устойчивости [ Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. synergia.ru/ content/view/44/44/, свободный. - (Дата обращения: 07.02.2019)
42. Холодов Ж.К., Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 6-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2018. - 408 с.
43. Худадов, Н.А. Психолого-педагогические основы спортивной деятельности единоборцев высокой квалификации : дис. . д-ра пед. наук в виде науч. доклада/Н.А. Худадов; ВНИИФК. -М., 1997. 121 с.
44. Шабалин, А.А. Влияние внеспортивных факторов на
тревожность спортсменов-школьников [Текст] / А.А. Шабалин //
Спортивный психолог. - 2016. - № 3. - С. 39-44.
45. Шадриков, В. Д. Способности человека / В.Д. Шадриков. М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж : НПО «МОДЭК», 1997.-278 с.
46. Щербаков, Е.П. Теория воли и оперативная оценка волевых качеств спортсмена / Е.П. Щербаков. Омск : ОГИФК, 1986. - 88 с.
47. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах : Избр. психол. труды / Д.Б. Эльконин . М. : Ин-т практ. психологии ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - 414 с.
48. Якиманская, И.С. Разработка технологии личностно ориентированного обучения / И.С. Якиманская // Вопросы психологии. № 2. - 1995. -С. 31-42.
49. Яковлев, Б.П. Психологическая нагрузка в спортивной деятельности /Б.П. Яковлев, С.В. Богданова // Теория и практика физической культуры. -№2.-1996.-С. 39-40.
50. Ширковец, Е.А. Биоэнергетическая характеристика соревновательной деятельности пловцов [Текст] / Е.А. Ширковец, А. М. Тен // Вестник спортивной науки. - 2016. - № 2. - С. 21-23.