Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психологическая устойчивость сотрудников УИС в процессе выполнения служебных задач: диагностика и коррекция (Академия Федеральной Службы Исполнения Наказаний (ФСИН) России)

Работа №115033

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы86
Год сдачи2021
Стоимость2200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено экспериментальное исследование.
База исследования: Федеральное казенное учреждение уголовно-исполнительная инспекция УФСИН России по Рязанской области.
Выборка исследования: 54 человека, из них 16 лиц мужского пола и 38 женского, в возрасте от 23 до 49 лет и стажем работы от 1 года до 15 лет.
Есть приложения (методика исследования).

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ 10
1.1. Проблема психологической устойчивости личности в зарубежной и отечественной психологии 10
1.2. Особенности психологической устойчивости сотрудников УИС в процессе выполнения служебных задач 24
1.3. Организация и методы исследования психологической устойчивости сотрудников УИС к служебной деятельности 39
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СОТРУДНИКОВ УИС В ПРОЦЕССЕ ВЫПОЛНЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ЗАДАЧ 46
2.1. Экспериментальное исследование психологической устойчивости сотрудников УИС в процессе выполнения служебных задач 46
2.2. Психокоррекционная программа, направленная на повышение уровня психологической устойчивости сотрудников УИС 60
в процессе выполнения служебных задач 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Приложение 1 79
Приложение 2 84
Приложение 3 87


В современном мире неуклонно возрастает число психотравмирующих, фрустрирующих и стрессогенных факторов, негативно влияющих на человека, его профессиональное благополучие и здоровье. Одним из таких факторов можно считать большой набор требований, которые предъявляются к сотруднику уголовно-исполнительной системы (далее – УИС). Другим фактором выступают резко возросшие процессы интенсификации труда, предполагающие высокий уровень соответствия требований и стабильности при осуществлении служебной деятельности. Сотрудники УИС особо уязвимы перед стрессовыми ситуациями, так как им приходится решать разнообразные служебные задачи в условиях недостатка времени и информации, постоянного открытого контакта со спецконтингентом, предполагающего значительные эмоциональные и энергетические затраты, а также соблюдения определенных режимных требований. Служебная деятельность современного сотрудника УИС требует постоянной и максимальной мобилизации его собственных ресурсов.
В настоящее время в различных сферах научной деятельности особый интерес уделяется вопросу выявления стрессовых факторов в различных профессиях, определения наиболее стрессоопасных ситуаций, возникающих на службе и разработке программ, направленных на повышение уровня психологической устойчивости к служебной деятельности.
Наличие большого числа стрессовых ситуаций в жизни сотрудников УИС и неумение с ними справляться ведет к целому ряду социально-экономических и социально-психологических последствий: текучести кадров, неполному и несвоевременному выполнению поставленных задач, снижению удовлетворенности трудом, деформации личностных и характерологических качеств сотрудников.
Таким образом, можно сказать, что от уровня психологической устойчивости сотрудников УИС к служебной деятельности зависит эффективность функционирования УИС в целом. Данные факты определяют актуальность нашего исследования.
Степень разработанности проблемы исследования. Проблема психологического стресса и стрессоустойчивости личности исследовалась в области изучения социальной стабильности, нарушения которой несут в себе угрозу возникновения стрессогенных ситуаций (А.И. Донцов,
Е.Б. Перелыгина, 2011), в области изучения межличностных отношений в плане проявлений толерантности – интолерантности личности (Л.B. Кавун, 2012), в области изучения юридически значимых состояний (Л.В. Алексеева, 1996), в области изучения переживания неудачи в личностно значимых сферах деятельности (H.A. Батурин, 1999), в области изучения последствий техногенных аварий и катастроф (H.A. Абдуллин, 2005), в области изучения поведения личности в экстремальных условиях (В.И. Лебедев, 1989). Большое количество исследований посвящено изучению факторов стрессоустойчивости представителей различных профессиональных и иных групп и сообществ: стрессоустойчивости педагогов (A.A. Реан, 1997), студентов (О.В. Лозгачева, 2004), спортсменов (Б.А. Вяткин, 2004), представителей медицинских профессий (Н.В. Гафарова, 2012).
Проблема изучения негативных психических состояний и их влияния на поведение человека рассматривалась в периоды пред-, пост- и собственно экстремальной ситуации с позиций общей психологии Ф.Е. Василюком,
Ф.Д. Горбовым, Л.П. Гримаком, Л.Я. Гозманом, Н.Д. Левитовым,
В.И. Пановым, А.О. Прохоровым; в психофизиологии – Е.К. Краснушкиным, Г. Селье, В.В. Суворовой; в психологии экстремальных ситуаций, или экстремальной психологии – В.И. Лебедевым, Л.А. Китаевым-Смыком,
М.Ф. Лукмановым, Н.И. Наенко, A.M. Столяренко, Д.В. Сочивко; в психологии труда – Л.Г. Дикой, М.И. Котик, А.Б. Леоновой, М.И. Марьиным, В.Ю. Рыбниковым; в военной психологии – А.А. Кучером, И.В. Соловьевым; в психотерапии посттравматических и стрессовых расстройств –
О.М. Дерябиной, Е.О. Лазебной, Н.В. Тарабриной; в юридической психологии – Л.В. Алексеевой, С.Н. Ениколоповым, И.О. Котеневым,
М.В. Леви.
В пенитенциарной системе проведены исследования стресс-факторов профессиональной деятельности сотрудников УИС (А.Н. Баламут, 2010,
Л.H. Елошвили, 2001, Е.А. Стрелкова, 2007, Н.В. Шестерня, 2010).Выделены этапы изменений личности под их воздействием – профессиональная девиация, профессиональная деформация и профессиональная деградация (М.Г. Дебольский, A.B. Ильин, A.B. Рогов, 2006). Однако психологическая устойчивость к служебной деятельности у сотрудников УИС изучена не достаточно.
Однако научных исследований, посвященных психологической устойчивости сотрудников УИС к служебной деятельностис учетом современных реалий социальной, экономической и политической жизни общества не осуществлялось. Кроме того, настоящее исследование проведено на основе эмпирической базы, сформированной на основе обширных информационных данных УФСИН России по Волгоградской области.
Объект исследования: психологическая устойчивость сотрудников УИС в процессе выполнения служебных задач.
Предмет исследования: особенности психологической устойчивости сотрудников УИС в процессе выполнения служебных задач, детерминирующих ее.
Целью исследования: изучение динамики и факторов, детерминирующих психологическую устойчивость у сотрудников уголовно-исполнительной системы, разработка и апробация психокорекционной программы, направленной на повышение уровня психологической устойчивости в процессе выполнения служебных задач.
Гипотеза исследования:
1. Существуют значимые различия в психологической устойчивости у сотрудников УИС в процессе выполнения служебных задачс разным стажем службы.
2. Существует взаимосвязь между психологической устойчивостью в процессе выполнения служебных задачи личностным адаптационным потенциалом у сотрудников УИС.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать теоретические подходы к проблеме психологической устойчивости личности в зарубежной и отечественной психологии;
2) изучить особенности психологической устойчивости сотрудников УИС к служебной деятельности;
3) организовать исследование психологической устойчивости сотрудников УИС к служебной деятельности;
4) провести экспериментальное исследование психологической устойчивости сотрудников УИС к служебной деятельности;
5) разработать и апробировать психокоррекционную программу, направленную на повышение уровня психологической устойчивости сотрудников УИС к служебной деятельности.
Теоретико-методологическая основа исследования: базируется на трудах современных зарубежных и отечественных психологов, в которых раскрываются общие закономерности стрессового расстройства сотрудников УИС. В качестве теоретико-методологической базы данной работы послужили фундаментальные работы Л.М. Аболина, П.К. Анохина, Л.И. Анцыферова, А.Г. Асмолова, Т.Д. Барышевой, Л.И. Божович, Б. Х. Варданян, Дж. Виткина, М.И. Дьяченко, А.П. Елисеева, П. Б. Зильбермана, С. Кобаса, П.А. Корчемного, В.Д. Небылицына, И.М. Павловой, А.В. Петровского, В.М. Писаренко, Т.В. Рогачевой, А.А. Ухтомского, О.В. Фарапоновой, В.Э. Чудновского и др.
Организация и методика исследования. Исследование проводилось в три этапа:
На первом этапе был проведен теоретический анализ основных теорий, концепций, понятий, относящихся к проблеме психологической устойчивости сотрудников УИС к служебной деятельности.
На втором этапе проведено эмпирическое исследование психологической устойчивости к служебной деятельности, в котором приняли участие сотрудники ФКУ УИИ УФСИН России по Рязанской области.
На третьем этапе исследования были сформулированы выводы, разработана психокоррекционная программа, направленная на повышения уровня психологической устойчивости сотрудников УИС к служебной деятельности.
Для решения поставленных задач мы использовали следующий методический инструментарий:
а) теоретические методы: анализ и синтез научных источников, систематизация материала, анализ педагогического опыта;
б) практические методы: психолого-педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, беседа;
в) методики исследования:
1) методика диагностики уровня эмоционального выгорания
В.В. Бойко;
2) анкета оценки нервно-психической устойчивости «Прогноз»;
3) методика «Опросник психологическая устойчивость к стрессу» Е.В. Распопина.
Научная новизна исследования состоит в том, что:
- на основе проведенного сравнительного анализа были выявлены значимые различия в психологической устойчивости у сотрудников УИС в процессе выполнения служебных задачс разным стажем службы;
- анализ полученных результатов позволил выявить динамику психологических особенностей, детерминирующих устойчивость у сотрудников УИС в процессе выполнения служебных задач в период прохождения службы;
Теоретическая значимость исследования. В работе обобщены и представлены различные взгляды на понятие психологической устойчивости сотрудников УИС к служебной деятельности, раскрыты факторы, детерминирующие психологическую устойчивость.
Практическая значимость исследования. Проведенный анализ эмпирического исследования психологической устойчивости сотрудников УИС к служебной деятельности позволяет обосновать значимость его изучения, а предложенный комплекс мероприятий психокоррекционной программы позволит психологам территориальных органов ФСИН России повысить уровень психологической устойчивость сотрудников УИС.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Сотрудники УИС со стажем службы более 10 лет в большей степени устойчивы в конфликтных ситуациях, легче переносят ситуации временного ограничения межличностных контактов, обладают позитивной самооценкой, более устойчивы в ситуациях неопределенности и монотонии, способны принимать целесообразные решения в условиях дефицита времени и других внешних факторов.
2. Сотрудники УИС со стажем службы до 10 лет хуже переносят влияние внешних факторов, легче вовлекаются в возможные конфликтные ситуации, оценки возможной угрозы. У них быстрее наступает информационное пресыщение, в том числе однообразные виды деятельности могут накладывать определенный отпечаток на их эмоциональное состояние. В целом, можно отметить, что резко изменяющиеся условия способны оказывать значительное влияние на эмоциональное состояние данных сотрудников.
3. Предложена и научно обоснована психокоррекциионая программа, направлена на повышение психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы в процессе выполнения служебных задач, а также разработаны рекомендации по совершенствованию психологической устойчивости сотрудников уголовно-исполнительной системы с повышенной эмоциональной напряженностью.
Структура работы. Работа включает в себя введение, две главы, пять параграфов, заключение, список используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Настоящая дипломная работа была посвящена изучению психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессовым ситуациям.
Были реализованы следующие задачи:
Нами проведен теоретический анализ научных источников, относящихся к проблеме стресса и самих стрессовых ситуаций, который позволил выделить основные концепции. В отечественной психологии значительный вклад в понимание психологической устойчивости внесли такие авторы, как: А.П. Елисеев, П.А. Корчемный,В.Д. Небылицын, В.В. Варваров Г.С. Никифоров и др.
Проанализировав научную литературу и мнения различных ученых, мы пришли к выводу, что психологическая устойчивость к стрессовым ситуациям – способность психики человека к высокой мобильности в условиях постоянно меняющихся обстоятельств при воздействии эмоционально – отрицательных и экстремальных факторов.
На основании теоретического анализа, был подобран комплекс психодиагностических методов, направленных на изучение факторов стрессовых состояний сотрудников УИС, состоящий из 3 тестов: методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В.Бойко; методика нервно-психической устойчивости «Прогноз»; методика «Опросник психологическая устойчивость к стрессу» Е.В. Распопина.
В практической части дипломной работы было проведено эмпирическое исследование психологической устойчивости сотрудников УИС к стрессовым ситуациям с обработкой данных.
На основании анализа полученных результатов, был выявлен уровень и особенности развития устойчивости к выполнению служебных задач у сотрудников УИС в разные периоды службы.
Сотрудники со стажем службы до 10 лет включительно более спокойно относятся к процедурам внешней оценки, к которой относится процедура диагностики, в то же время, у данной группы 18,2% из числа опрошенных имеют высокие значения по личностной тревожности и восприятии части ситуаций, как «угрожающих». В целом, общий уровень стрессоустойчивости ближе к средним результатам.
Проведенный сравнительный анализ позволил выявить значимые различия между сотрудниками со стажем службы до 10 лет включительно и более 10 лет по таким факторам как: нервно-психическая устойчивость; уровень эмоционального выгорания;поведенческая регуляция; негативная социальная оценка, личностный адаптационный потенциал, общий уровень стрессоустойчивости, устойчивость к ситуациям неопределенности, информационные перегрузки, физические перегрузки, монотонности, изоляции, ситуации конкретной угрозы, повседневные стрессоры, длительности и повторяемости стрессора.
Также выявлена динамика психологических особенностей, детерминирующих устойчивость к стрессу в период выполнения служебных задач, а именно: общий уровень стрессоустойчивости имеет положительную связь поведенческой регуляцией поведения и личностным потенциалом психической устойчивости.
В ходе проведения сравнительного анализа данных, полученных в ходе исследования, подтвердилась первая и вторая гипотеза, а именно: 1) существуют значимые различия в психологической устойчивости у сотрудников с разным стажем службы; 2) существует взаимосвязь между устойчивостью к стрессу и личностным потенциалом психической устойчивости.
На основании проведенного исследования мы можем предположить, что в период прохождения службы происходят определенные изменения в устойчивости к стрессу. Данные изменения возможны посредством: успешной профессионализации сотрудников, психологического сопровождения сотрудников, а именно, своевременного проведения комплекса психологических мероприятий, направленных на обучение, усвоение и повышение навыков самоконтроля.
Таким образом, анализ результатов дипломного исследования в целом показал, что поставленные нами задачи и выдвинутые на защиту положения были полностью изучены и доказаны.
В результате проведенного эмпирического исследования нашла подтверждение выдвинутые нами гипотезы исследования. Цель исследования изучение динамики и факторов, детерминирующих психологическую устойчивость у сотрудников уголовно-исполнительной системы, и разработка психокорекционной программы, направленной на повышение уровня психологической устойчивости сотрудников УИС в процессе выполнения служебных задач, достигнута.



1. Асмолов А.Г. Психология личности: принципы общепсихологического анализа. – М. : Смысл, 2001. – 416 с.
2. БасаровБ.С. Проблемы психологической устойчивости личности / Б.С. Басаров // Ашхабатылым. – 1981. – 58 с.
3. Берг Т.Н. Нервно-психическая неустойчивость и способы ее выявления / Т.Н. Берг. – Владивосток: Мор.гос. ун-т, 2005. – 107 с.
4. Бодров В.А. Проблема преодоления стресса. 4.1: «Coping stress» и теоретические подходы к его изучению / В.А. Бодров. // Психологический журнал, – 2006. Т. 27. – № 1. – С. 122–133.
5. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление [Текст] / В.А. Бодров. – М.: ПЕРСЭ, 2006. – 211 с.
6. Большой психологический словарь / Под общей редакцией Б.Г. Мещерякова и В.П. Зинченко. – СПб., 2006. – 1236 с.
7. БольшуноваН.Я., Кононова Т.А. Специфика военного характера // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 3. – С. 144–150.
8. Варваров В.В. Об оценке психологической устойчивости / В.В. Варваров // Военный вестник. – 1982. – № 1. – С. 54–59.
9. Варданян Б. Х. Механизмы регуляции эмоциональной устойчивости // Категории, принципы и методы психологии. Психические процессы. – М., – 1983. – С. 542–543.
10. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб., – 2000. – 305 с.
11. Дьяченко М.И. О подходах к изучению эмоциональной устойчивости / М.И. Дьяченко, В.А. Пономаренко // Вопросы психологии. – 1990. – №1. – С. 106–112
12. Журавлев А.Л., Сергиенко Е.А. Стресс, выгорание, совладание в современном контексте. – М., – 2011. – 512 с.
13. Зильберман П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора // Очерки психологии труда оператора. – М., – 1994. – 200 с..
14. Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта / В.Г. Каменская. – СПб.: Детство-пресс, – 1999. – 144 с
15. Корецкая И.А. Актуальные проблемы профессионального и личностного становления будущих специалистов в системе непрерывного образования» [Текст] / И.А. Корецкая // Формирование социально-профессионального самоопределения молодежи в условиях непрерывного образования / под ред. С.Ю. Манухиной, С.Н. Чистяковой. – М.: Литера, – 2012. – С. 303–307.
16. Корчемный П.А. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Курс лекций в 3-х частях / П.А. Корчемный, А.П. Елисеев. – Новогорск: Академия гражданской защиты, – 2000. – 180 с.
17. Крупник Е. П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория. – М., 2004. – 110 с.
18. Кузнецова Е.П. Психофизиологические корреляты стрессоустойчивости оператора: автореферат дис. канд. биол. наук / Е.П. Кузнецова. – М., 2009. – 22 с.
19. Ли Канг Хи. Социально-психологические технологии формирования стрессоустойчивости человека: автореферат дис. канд. психол. наук / Ли КангХи. – М., 2005. – 30 с.
20. ЛитвинцевС.В. Методологические аспекты оценки нервно-психической устойчивости военнослужащих / С.В. Литвинцев, А.Г. Маклаков, С.В. Чермянин. – СПб.: ВМедА. – 1995. – 145 с.
21. ЛозгачеваО.В. Формирование стрессоустойчивости на этапе профессионализации: дис. канд. психол. наук / О.В. Лозгачева. - Екатеринбург, 2004. – 222 с.
22. МарищукВ.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса [Текст] / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. – СПб.: Изд. дом «Сентябрь», 2015. – 116 с.
23. Митина Л.M. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы) / Л.M. Митина. – М.: Дело, 1994. – 216 с.
24. Натаров В.И. Нервно-психическое напряжение и психопрофилактика состояния здоровья студентов / В.И. Натаров, Т.А. Немчин // Психологический журнал. – 1988. – Т. 9. – № 3. – С. 87–92.
25. НебылицынВ.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий / В.Д. Небылицын. – М.: Наука, 1976. – 155 с.
26. Писаренко В.М. Устойчивость эмоционального состояния спортсмена в условиях соревнований // Пути достижения трудной цели в спорте. – М., 1964. – С. 51-68.
27. Профессиональный стресс [Электронный ресурс]. // URL: https://psy.su/feed/1925 (дата обращения: .09.03.2020).
28. Пьянова Е.Н. Нравственно-психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды // Молодой ученый. — 2014. — № 17.1. — С. 44–45. — URL https://moluch.ru/archive/76/13037/ (дата обращения: 09.03.2020).
29. Ромашов Р.А. Психологические аспекты воспитания и взаимодействия субъектов пенитенциарных отношений / Р.А. Ромашов // Прикладная юридическая психология. – 2013. – № 1. – С. 32-37.
30. ТытарьА.Д., ТытарьЕ.Т., СинютинС.А., Мышастый А.А. Способ психологического тренинга, способ обучения навыкам образно-символьного мышления, способ обучения саморегуляции психоэмоционального состояния и устройство для психологического тренинга: патент на изобретение. / А.Д. Тытарь, Е.Т. Тытарь, С.А. Синютин, А.А. Мышастый. – Ростов, 2004. – 120 с.
31. ЦерковскийА.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости // Вестник ВГМУ. – 2011. – № 1. – С. 6–19.
32. Черникова O.A. Исследование эмоциональной устойчивости в условиях напряженной деятельности / O.A. Черникова // Тезисы сообщений на XVIII Международном психологическом конгрессе. – М., – 1966. – С. 507–509.
33. ЧудновскийВ.Э. Психологические основы нравственной устойчивости личности школьника. Автореф. дисс. доктора психол. наук. – М., 1980. – 46 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ