Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Влияние ресурсов саморегуляции на психологическое состояние спортсменов скалолазов в период соревнований

Работа №25344

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
422
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1 Особенности психологической подготовки в спорте 9
1.1. Теоретические модели психологической подготовки в спорте 9
1.1.1. Психологическое состояние спортсменов в период соревнований 20
1.2. Особенности психологического сопровождения спортсменов- скалолазов 23
1.2.1. Виды скалолазания и требования к спортсменам 23
1.2.2. Особенности психологической подготовки скалолазов 26
2 Психологические механизмы саморегуляции 31
2.1. Психологические теории саморегуляции 31
2.2. Ресурсы саморегуляции 36
2.3. Мотивация достижения успеха в структуре саморегуляции 37
2.4. Значение уровня притязания спортсмена с точки зрения его
саморегуляции 38
2.5. Значение саморегуляции спортсменов в период соревнований 39
3 Эмпирическое исследование влияния ресурсов саморегуляции на
психологическое состояние спортсменов скалолазов 42
3.1. Описание выборки, условий, этапов исследования 42
3.2. Ход исследования 45
З.З. Экспериментальное обоснование методики развития навыков саморегуляции в психологической подготовке спортсменов-скалолазов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 81
ПРИЛОЖЕНИЯ

На сегодняшний день многочисленные исследования и практический опыт спортивных тренеров показывает, что рациональное применение приемов психорегуляции, умение воздействовать на глубинные механизмы сознания, мотивационную и эмоциональную сферу спортсмена способствуют достижению оптимального психоэмоционального состояния спортсмена, высоких спортивных результатов.
Несмотря на признание важности психологической подготовки в спорте и многообразия психотехник, разработанных для спортсменов, особенности регулярного, целенаправленного применения методов саморегуляции с учетом индивидуально-типологических особенностей спортсменов, этапа спортивной тренировки и вида спорта исследованы недостаточно, особенно в соотношении с психологическим состоянием спортсмена в период соревнований. Под психологическим состоянием спортсмена вслед за такими авторами как В.Ф. Сопов, А.Ц. Пуни мы понимаем состояние характеризующееся уверенностью в себе, высокими притязаниями, стремлением бороться до конца и желанием победить, значительной эмоциональной устойчивостью, умением управлять своими действиями, настроениями и чувствами, способностью мобилизовать все силы для достижения цели» [36].
Исследованием проблемы саморегуляции в спорте занимались многие ученые. Исследователь Л.М. Аболин рассматривал эмоциональную устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения. П.К. Анохин исследовал «акцептор действия», создал концепцию биологической функциональной системы. С.К. Багадирова исследовала основы психорегуляции в спортивной деятельности. Г.В. Ванаев изучал влияние свойств личности и нервной системы спортсменов на их деятельность [12]. В.Р. Малкин исследовал психотехнологии в спорте. Б. Г. Ананьев исследовал проблему биорегулирования. В.Ф. Сопов описал структуру и методы психической регуляции в спорте высших достижений.
К. Левин исследовал уровень притязаний в соотношении с достижениями человека.
Д. Макклеланд и Д. Аткинс исследовали мотивацию на достижение успеха и мотивацию избегания неудач. Так же различные модели и концепции саморегуляции предлагают исследователи: О.А. Конопкин (концепция саморегуляции осознанной), Ю.А. Голиковаи А.Н. Костин (создатели общей модели регуляции психической деятельности), В.И. Моросанова (концепция индивидуальных стилей саморегуляции), А.К. Осницкий (модель регуляторного опыта) Г.Ш. Габдреева (схема уровней регуляции жизнедеятельности), Л.Г. Дикая (системная концепция саморегуляции функционального состояния), А. О. Прохоров (концепция регуляции психических состояний) и др [37].
Скалолазание является одним из самых технически сложных видов спорта, фактически оно не укладывается ни в одну из распространенных классификаций: так, скоростной вид скалолазания ближе всего к циклическим видам спорта, а виды скалолазания трудность и боулдеринг - к сложнокоординированным. С 2016 года в Олимпийскую программу включено многоборье (лазание на скорость, трудность и боулдеринг), что накладывает особую ответственность в подготовке спортсменов и требует использования новых современных подходов и исследования их возможностей. Учитывая, что город Красноярск является одним из городов, где тренируются сильнейшие спортсмены страны, которые претендуют на олимпийские медали, актуальной является не только качественная физическая и техническая подготовка, но и психологическая [5].
Организация учебно-тренировочного процесса в скалолазании отличает его от всех видов спорта, прежде всего тем, что предполагает всякий раз разные условия, которые невозможно предсказать (трассы на трудность и боулдеринг всегда разные, время старта и т.д.) [19]. В этом смысле важным является психологическая подготовленность спортсмена к ситуации неопределенности, умение эмоционально настроиться мобилизоваться. Так же спортсмены тренируются на двух видах рельефа - естественном и искусственном, что так же сказывается на методике подготовки [12].
В спорте иногда обнаруживается интересный факт: бывает так, что одаренные спортсмены не всегда показывают все свои возможности и для них характерна нестабильность в результатах, в то время как менее одаренные спортсмены, за счет своих личностных качеств и ресурсов саморегуляции достигают максимума и показывают высокие результаты на соревнованиях (В скалолазании, например - Куприянова Екатерина).
Предрасположенность имеет значение, но более важным оказывается реализация своих возможностей в полной мере.
Скалолазание требует особого уровня развития волевых качеств, так как относится к экстремальным видам спорта и требует высочайшей самодисциплины как в тренировках, так и в образе жизни, а также когнитивных и креативных качеств, так как работа над каждым маршрутом каждый раз представляет собой уникальный творческий процесс.
Перечисленные особенности вида определяют специфику психологического сопровождения подготовки скалолаза, требуют совершенствования психической регуляции мышечной деятельности, ориентации в пространстве, кинестетических и визуальных восприятий параметров двигательного действия и релаксации.
Таким образом, актуальность данной проблемы, а также необходимость поиска способов эффективной подготовки спортсменов-скалолазов определила тему нашего исследования: «Влияние ресурсов саморегуляции на
психологическое состояние спортсменов скалолазов в период соревнований».
Цель исследования: изучить связь ресурсов саморегуляции и компонентов психологического состояния у спортсменов скалолазов и влияние динамики саморегуляции на психологическое состояние спортсменов в период соревнований
Задачи исследования:
1. Провести анализ результатов спортсменов-скалолазов в многоборье в течение года.
2. Провести исследование саморегуляции спортсменов-скалолазов
многоборцев;
3. Провести исследование психологического состояния спортсменов- скалолазов многоборцев до соревнований и в период соревнований: эмоциональное состояние, мотивацию достижения успеха, уровень притязаний.
4. Проанализировать результаты исследования;
5. Разработать методику по развитию навыков саморегуляции спортсменов скалолазов;
6. Провести методику по развитию навыков саморегуляции у спортсменов-скалолазов;
7. Провести исследование саморегуляции и ее индивидуального профиля после проведения методики у спортсменов-скалолазов;
8. Провести исследование психологического состояния спортсменов- скалолазов в период соревнований после работы по методике.
Объект исследования: спортсмены - скалолазы в многоборье
Предмет исследования: Влияние ресурсов саморегуляции на психологическое состояние скалолазов-многоборцев в период соревнований
Гипотезы исследования:
1. Высокий уровень саморегуляции спортсменов связан с уровнем достижений на соревнованиях - они будут выше, чем у спортсменов с низким уровнем саморегуляции.
2. Если уровень саморегуляции спортсменов высокий, то он будет связан с эмоциональным состоянием спортсменов, который будет характеризоваться высоким уровнем.
3. Если уровень саморегуляции спортсменов высокий, то он будет связан с уровнем притязаний, который будет характеризоваться высоким уровнем.
4. Если у спортсмена присутствует мотивация на достижение успеха и высокий уровень притязаний, как альтернатива мотивации избегания неудач и низкому уровню притязаний, то уровень саморегуляции и результаты на соревнованиях будут выше.
5. Если со спортсменами в течение месяца работать по специально сконструированной методике, направленной на развитие ресурсов саморегуляции, то это повлияет на их психологическое состояние и уровень саморегуляции.
Методы исследования:
- теоретический: анализ психологической литературы, диссертационных исследований, сборников научных работ, методических рекомендаций по проблеме исследования;
- эмпирический: проведение исследования с помощью
психологического инструментария; анализ полученных данных;
- математической статистики: коэффициент ранговой корреляции Спирмена, Т - критерий Вилкоксона.
Методики исследования:
- Опросник «Стиль саморегуляции поведения» В.И. Моросанова
- Опросник «Самочувствие, активность, настроение» (САН). В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников.
- Опросник «Мотивация к избеганию неудач» Т. Элерс
- Опросник «Мотивация к достижению успеха» Т. Элерс
- Опросник «Оценка уровня притязаний» В.К. Гербачевский
Исследовательский вопрос: Возможно разработать универсальную методику развития саморегуляции спортсменов-скалолазов?
Теоретическая значимость исследования: расширены представления о психологической подготовке в спорте, уточнены особенности психологического сопровождения спортсменов скалолазов.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут быть использованы в работе тренеров и психологов для улучшения психологического состояния спортсменов скалолазов и повышения результативности на соревнованиях.
Структура работы: введение, три главы, список использованной литературы, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одной из важных составляющих психологической подготовки в спортивной деятельности является саморегуляция спортсмена. Специфика обучения приемам саморегуляции спортсменов заключается в том, что в процессе проведения индивидуальных сеансов саморегуляции необходимо особое внимание уделить: аутогенной тренировке, дыхательным упражнениям, идеомоторной тренировке, снятию избыточного психического напряжения, преодолению состояния фрустрации; упражнениям для отвлечения; упражнениям для повышения самооценки и восстановительной релаксации.
К особенностям психологического сопровождения в скалолазании относятся: развитие способностей самомобилизации, идеомоторных способностей; совершенствования психической регуляции мышечной деятельности, ориентации в пространстве, кинестетических и визуальных восприятий параметров двигательного действия и релаксации.
Мы провели исследование психологического состояния спортсменов- скалолазов в многоборье, его связь с уровнем саморегуляции и спортивными результатами на соревнованиях. Наше исследование показало значимость связи уровня саморегуляции, спортивных результатов, эмоционального состояния, а также уровня притязаний, но мы не увидели взаимосвязи мотивации достижения успеха с результатами на соревнованиях и с уровнем саморегуляции, возможно, что при большей выборке спортсменов результаты могут оказаться другими.
Соответственно мы обнаруживаем, что помимо физических, технических, тактических факторов уровень саморегуляции и психологическое состояние спортсменов являются влияющими факторами для спортсмена в период соревнований.



1. Аболин, Л.М. Эмоциональная устойчивость в напряженной деятельности, ее психологические механизмы и пути повышения: дне. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Аболин Лев Михайлович. - Москва, 1989. - 25 с.
2. Аверьянов, А.Г. Актуальные психические состояния у спортсменов и их регуляция в соревновательной деятельности: дне. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Аверьянов Алексей Геннадьевич. - Москва, 1990. - 16 с.
3. Анохин, П.К. Проблемы принятия решения в психологии и физиологии: учебное пособие / П.К. Анохин. - Москва: Академия, 1974. - 21 - 29 с.
4. Багадирова, С. К. Основы психорегуляции в спортивной деятельности: учебное пособие / С.К. Багадирова. - Майкоп: Изд-во «Магарин О. Г.», 2015. - 148 с.
5. Бальсевич, В.К. Олимпийский спорт и физическое воспитание / В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 10. - С. 2-8.
6. Блеер, А.Н. Экстремальная деятельность / А.Н. Блеер // Основы психофизиологии экстремальной деятельности: Курс лекций. - М., 2006. - С. 7¬
16.
7. Ванаев, Г.В. Влияние свойств личности спортсменов на их деятельность / Г.В. Ванавев //Психология спортивной деятельности. - М., 1977. - №5. - С 32-36.
8. Володина, А.А. Психологическая саморегуляция в спорте / А.А. Володина // Молодой ученый. - 2017. - №10. -378-382 с.
9. Вяткин, Б. А. Психологическая подготовка спортсмена к соревнованиям как процесс организации деятельности с учетом интегральной характеристики его индивидуальности: дне. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / Вяткин Борис Александрович. - М., 1982. - 183-190 с.
10. Вяткин, Б. А. Соревновательный стресс и индивидуально- психологические особенности спортсменов / Б.А. Вяткин // Темперамент и спорт. - Пермь, 1976. - Т.1. - С. 5-18.
11. Горбунов, Г.Д. Психопедагогика спорта: учебное пособие / Г.Д. Горбунов. - М. : Советский спорт, 2007. - 294 с.
12. Гогунов, Е.Н. Психология физического воспитания и спорта / Е.Н. Гогунов. - М.: Академия, 2012. - 288 с.
13. Ерофеев, Н. П. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие / Н. П. Ерофеев. - 2-е изд., доп. и перераб. - Санкт-Петербург: СпецЛит, 2017. - 176 с.
14. Ильин, Е.П. Психофизиология состояний человека / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 492 с.
15. Киселев, Ю.Я. Психическая готовность спортсмена: пути и средства достижения: учебное пособие / Ю.Я. Киселев. - М.: Советский спорт, 2009. - 276 с.
16. Киршева, Н.В. Использование современных методов психологической коррекции в подготовке тренеров и спортсменов высшей квалификации / Н.В. Киршева // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: Тезисы докладов междун. конгресса, Москва, 24-28 мая 1998 года. - М., 1998. -Т. 2. - С. 376-377.
17. Костанян, А.О. Об особенностях психического состояния в спорте высших достижений / А.О. Костанян // Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных спортсменов: Тезисы 16 республ. науч. - метод, конф., Ереван, 25-26 февраля 1987 года. - Ереван, 1987. - №3. - С. 110¬
111.
18. Куликов, Л.В. Проблема описания психических состояний / Л.В. Куликов // Психические состояния: хрестоматия. - СПб., 2014. - 11- 43 с.
19. Легостаев, Г.Н. Изучение психической саморегуляции на факультете физической культуры / Г.Н. Легостаев // Теория и практика физической культуры, 1991. - №7. - С. 50-51.
20. Лутэ, В. Аутогенная тренировка с применением обратной связи / В. Лутэ // Психическая саморегуляция: Вып. 2; Под ред. А.С. Ромена. - Алма-Ата: Б.и., 1974. - С. 61- 67.
21. Малкин, В.Р. Психотехнологии в спорте / В.Р. Малкин. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013. - 96 с.
22. Малкин, В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте / В.Р. Малкин. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2014. - 140-150 с.
23. Марищук, В.Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук. - СПб.: Сентябрь, 2001. - 260 с.
24. Мартынова М.А. Влияние отдельных показателей
коммуникативного потенциала на осознанную саморегуляцию человека / М.А. Мартынова // Человек и язык в коммуникативном пространстве: Сборник научных статей, 2013. - №4. - Т.4. - С. 418 - 423.
25. Мишин, А.Н. Психологическая подготовка к соревнованиям / А.Н. Мишин. - М., 2007. - 265 с.
26. Моросанова, В.И. Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход / В.И. Моросанова // Вопросы психологии, 2011. - № 3. - С. 106-118.
27. Окслэйд, К. Скалолазание / К. Окслэйд. -М.: Мнемозина, 2009. - 32 - 59 с.
28. Панкратова, Т. М. Саморегуляция в социальном поведении: учеб. Пособие / Т. М. Панкратова; Яросл. Гос. Ун-т им. П. Г. Демидова. - Ярославль: ЯрГУ, 2011. - 112 с.
29. Петров, С.В. Психологическое состояние спортсменов перед основными соревнованиями / С.В. Петров // Педагогика, психология и медико-биологические проблемы физического воспитания и спорта, 2013. - № 6. - С. 204-207.
30. Пуни, А.Ц. Психологическая подготовка к соревнованиям в спорте / А.Ц. Пуни. - М.: Физкультура и спорт, 1969.
31. Рассел, Д. Скалолазание / Д. Рассел. - М.: Книга по Требованию, 2012.
32. Родионова, А.В. Психология физического воспитания и спорта / А.В. Родионова. - М.: Издательский центр «Академия», 2016. - 320 с.
33. Спилбергер, Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилберг // Стресс и тревога в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1983.
34. Сопов, В. Ф. Структура и методы психической регуляции в спорте высших достижений / А.Ф. Сопов. - М.: Методическое пособие, 2015. - 115 с.
35. Солов, В.Ф. Структура и методы психической саморегуляции в спорте высших достижений / В.Ф. Солов. - М.: Москомспорт, 2015. - 146 -156 с.
36. Ткаченко, К.Д. Скалолазание. Базовое руководство по снаряжению и техническому оснащению / К.Д. Ткаченко. - М.: Фаир-Пресс, 2016. - 96 с.
37. Уляева, Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности в контексте самореализации личности: монография / Л.Г. Уляева, Е.В. Мельник и др.; под общ.ред. Л.Г. Уляевой. - М.: Издатель Мархотин П. Ю., 2014. - 236 с.
38. Унесталь, Л.Э. Психология спорта: Аутогенная тренировка в спорте / Л.Э. Унесталь. - Минск: Харвест, 2012. - 329 - 335 с.
39. Шейнов, А.А. Психологическая подготовка скалолазов / А.А. Шейнов //Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы и перспективы развития российской спортивной науки», посвященный 75-летию ВНИИФК, 2008. - С. 190-192.
40. Шульц И. Г. Аутогенная тренировка / И.Г. Шульц. - М., 1985. -25 с.
41. Tversky, A. and Kahneman, D. (1981). The framing of decisions and the psychology of choice. Science, 211(1), 453-458.
42. Vigfusson, R. (1997). Switching between chartists and fundamentalists: A Markov regime-switching approach. International Journal of Finance and Economics, 2(4), 291-305.
43. Zeelenberg, M., Beattie, J., van der Pligt, J., and de Vries, N. (1996). Consequences of regret aversion: Effects of expected feedback on risky decision making. Organizational Behavior and Human Decision Processes, 2(65), 148-158

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ