Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Работа №47154

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы58
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 6
1.1 Понятие психологической устойчивости в трудах отечественных и
зарубежных исследователей 6
1.2 Психологические особенности поведения старшеклассников 13
1.3 Факторы, определяющие психологическую устойчивость личности
старшеклассников 22
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ
УСТОЙЧИВОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 27
2.1 Организация и методы исследования 27
2.2 Анализ результатов исследования психологической устойчивости
старшеклассников 31
2.3 Рекомендации по формированию психологической устойчивости
старшеклассников 41
Выводы по 2 главе 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 49
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность исследования. Образовательная система переживает кризис, который вызван различными причинами, среди них: доминирование у школьников зарубежных культурных ценностей, рыночная переориентация ее миропониманий, разорванность духовной связи поколений. Усложняющаяся школьная программа, зачастую неправильно реализуемая разделение в обучении, деление школьников по элитным классам, гимназиям, школам - все это наращивает число напряженных условий, которые оказывают большое влияние на эмоциональное положение, как взрослых, так и детей.
Стресс, переживания являются психофизиологическими феноменами и по этой причине неразрывно связаны с учебной работой обучающихся и значительно оказывают большое внимание в ее результативность. Актуальность проблемы изучения психологической устойчивости обучающихся и поиск различных путей ее формирования в учебном процессе растёт по различным причинам. Среди них следующие: существующие сложнейшие возрастные трудности у учащихся, недостающая эффективность в системе психолого-педагогической помощи и поддержки школьников в условиях школьного преподавания; отсутствие занятий в учебной программе по профилактике стрессовых состояний учащихся и формированию психологической устойчивости как важного компонента их психического здоровья.
Формирование психологической устойчивости это залог психического здоровья учащегося и считается постоянным условием общественной стабильности, прогнозируемости действий, происходящих в мире. Психологическое состояние здоровья - это путь интегральность личности, не разделимой изнутри конфликтами мотивов, сомнений, неуверенностью в себе. Человек обязан узнавать характерные черты своей психики, что позволит не только предупреждать появление болезней, укреплять здоровье, но и улучшать самих себя и свое взаимодействие с внешним миром.
Термин «психологическая устойчивость» и его расшифровка первоначально были изложены Г. Селье (1950,1960). Далее эту проблему исследовали: Н.Д. Левитов, П.Б. Зильберман, К.К. Платонов, А.Г. Маклаков, В.А. Петровский. А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Мадди и др.
Изучение вопросов адаптации личности к различным сложным, стрессовым обстановкам общественной действительности приводит к возникновению нового направления исследований в психологической науке - копен-исследований. Этой проблемой занимались: Анцыферова Л.И., Бодров В.А., Грановская Р.М., Дементий Л.И., Демин А.Н., Дикая Л.Г., Крюкова Т.Л., Леонова А.Б., Нартова-Бочавер С.К., Никольская И.М., Правдина Л.Р. и др.
Изучение психологической устойчивости старшеклассников - ключ к решению и изучению основных вопросов, связанных с устойчивостью к стрессу школьников.
Цель исследования: изучить психологическую устойчивость старшеклассников.
Объект исследования: учащиеся старших классов.
Предмет исследования: психологическая устойчивость старшеклассников.
Гипотеза исследования: существуют различия в психологической устойчивости между юношами и девушками старших классов. Для девушек свойственна психологическая устойчивость, интернальность в учебной деятельности и гибкость поведения. Юношам - психологическая устойчивость, экстернальность в учебной деятельности, планирование и программирование поведения.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования психологической устойчивости старшеклассников.
2. Выявить особенности проявления психологической устойчивости старшеклассников.
3. Сравнить психологическую устойчивость между юношами и девушками старших классов.
4. Разработать практические рекомендации по формированию психологической устойчивости старшеклассников для педагогов, родителей и учащихся.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, тестирование (тест «Определение психологической устойчивости личности» К.А. Шиляева и В.М. Маниярова, методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера и методика на саморегуляцию В.И. Моросановой).
База исследования: Для проведения исследования были выбраны старшеклассники 9 «А» и «Б» классов г. Набережные Челны (СОШ №36). Всего 60 человек, из них: 30 юношей и 30 девушек, в возрасте 15-16 лет.
Теоретико-методологическую базу исследования составили труды Н.Д. Левитова, П.Б. Зильбермана, К.К. Платонова, А.Г. Маклакова, В.А. Петровского и т.д. о психологической устойчивости.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что полученные различия в психологической устойчивости юношей и девушек, обучающихся в старших классах, позволят разработать рекомендации для родителей и учителей.
Структура работы: работа разработана в соответствии с поставленной целью и основными задачами и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Целью работы являлось изучение психологической устойчивости старшеклассников. Проведен теоретический анализ литературы по теме исследования следующих авторов: Г. Селье, Н.Д. Левитов, П.Б. Зильберман, К.К. Платонов, А.Г. Маклаков, В.А. Петровский. А. Маслоу, Г. Олпорт, К. Роджерс, С. Мадди и др. По их мнению, психологическая устойчивость - это способность человека выдерживать стрессовые нагрузки без негативных последствий. Психологическая устойчивость рассматривается как характеристика, с одной стороны, влияющая на успешность деятельности; с другой стороны, обеспечивающая гомеостаз личности, как системы.
Психологически устойчивого старшеклассника главными чертами личности являются: целеустремленность, оптимизм самоконтроль, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе. Определены были следующие механизмы формирования в учебной деятельности у подростков, которыми являются субъектно-деятельностные и личностные составляющие: уровень развития рефлексии, структура мотивации, самоконтроль, самооценка, терпимость к чужому мнению, уверенность в себе и т.п.
К факторам психологической устойчивости старшеклассников можно отнести: адекватная самооценка, сопротивляемость стрессам, социально-психологическая активность, учебная мотивация, социально¬
психологический климат в коллективе и т.д.
Проведено эмпирическое исследования психологической устойчивости старшеклассников. По данным эмпирического исследования выяснили, что у старшеклассников средний уровень психологической устойчивости. Старшеклассники при достижении целей недооценивают свои возможности. Они имеют представление об особенностях своего характера и темперамента, обладают потенциалом психологической устойчивости. Но, в стрессовых ситуациях не знают, что необходимо сделать, чтобы устойчивость к стрессу проявить. В трудных ситуациях могут проявлять неуравновешенность, а иногда не в силах преодолеть возникающие трудности.
Также, у старшеклассников исследовали уровень субъективного контроля и саморегуляции. Результаты исследования позволили заключить, что у старшеклассников неопределенный уровень субъективного контроля (амбиналы). Они от случая к случаю считают себя ответственным за события, происходящие в их семейной жизни. Они обладают средним уровнем субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями. У старшеклассников проявляется гибкость в поведении.
С помощью эмпирических данных нам удалось подтвердить теоретическое положение о том, что психолого-педагогические факторы психологической устойчивости личности старшеклассников юношей и девушек значимо отличаются. В девушек психологическая устойчивость выше, чем у юношей. Адаптированность, эмоциональный комфорт, ожидание внутреннего комфорта находятся на высоком уровне у девушек; принятие себя, принятие других и доминирование юношей и девушек не различаются и находятся на среднем уровне; а уход от проблем у них находится на низком уровне. Это свидетельствует о том, что девушки чувствуют себя вполне удовлетворительно.
Таким образом, гипотеза работы подтвердилась. Для девушек свойственна психологическая устойчивость, интернальность в учебной деятельности и гибкость поведения. Юношам - психологическая устойчивость, экстернальность в учебной деятельности, планирование и программирование поведения.



1. Абабков В. А. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии. - СПБ.: Речь, 2008. - 304 с.
2. Апчел В. Я. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПб.: ВМА, 2009. - 86 с.
3. Аршинова В.В. Психологическая устойчивость как фактор формирования антинаркотической установки в развитии личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Московский государственный университет, Москва, 2007. - 324 с.
4. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании. - СПб.: Питер, 2010. - 344 с.
5. Баранов А. А. Стрессоустойчивость и мастерство педагога. - Ижевск, 2011. - 108 с.
6. Белов С.А. Самозащита личности молодого человека в новых социальных условиях // Социально-политические, психологические и экономические проблемы (история и современность). - М.: Изд.- во «Союз», 2004. - № 3. - С. 32-35.
7. Бодров В. А. Когнитивные процессы и психологический стресс // Психологический журнал. - 2016. - Т. 17. - №4. - С. 64-74.
8. Горьковая И.А. Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях. - СПб.: Рос. гос. пед. университет им. А.И.Герцена, 2008. - 362 с.
9. Дементий Л. И. К проблеме диагностики социального контекста
и стратегий копинг-поведения // Журнал прикладной психологии. - 2013. -
№ 3. - С. 20-2.
10. Иванов Н.Я., Личко А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков. - М.: Фолиум, 2005. - 348 с.
11. Иванова С.П. Психологическая устойчивость личности как фактор противодействия негативным влияниям социальной среды. - Псков.: Гименей, 2010. - С. 116-149.
12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб.: Питер, 2011. - 752 с.
13. Исаев Д. Н. Эмоциональный стресс. Психосоматические и соматопсихические расстройства у детей. - М.: Речь, 2012. - 400 с.
14. Карандашев В. Н. Как жить в условиях стресса. - СПб.: Питер, 2010. - 346 с.
15. Коврова М. В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: Методическое пособие.- Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2013. - 38 с.
16. Кон И. С. Психология старшеклассников. - М.: Смысл. - 2013. - 215 с.
17. Корниенко А. Ф. Психодиагностика. - Казань.: Казанский пед. ун-т, 2013. - 147 с.
18. Крупник Е.П. Психологическая устойчивость личности как методологическая категория // Научные труды М111У. - М. - 2004. - С. 57¬64.
19. Куликов Л. В. Психические состояния. - СПб.: издательство «Питер», 2011. - 214 с.
20. Куликов Л.В. Проблема описания психических состояний (вступительная статья) // Психические состояния / Сост. и общая редакция Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2006. - 456 с.
21. Курпатов А. В. Депрессия. От реакции до болезни. - СПб.: Нева, 2016. - 187 с.
22. Лафреньев П. Эмоциональное развитие детей и подростков. - М.: Москва ВЕЧЕ, 2012. - 80 с.
23. Левшунова Ж.А. Взаимосвязь эмоциональной устойчивости и психологического благополучия у старшеклассников // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. - 2013. - № 34 - С. 78-82.
24. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журнал. - 2001. - Т. 22. - № 1. - С. 16-24.
25. Марищук В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб. : Питер, 2011. - 260 с.
26. Олейников А.В. Проблема психологического благополучия первокурсников начального профессионального образования с акцентуациями характера. - Псков.: Псковск. гос. пед. университет им. С.М.Кирова, 2010. - С. 72-75.
27. Олейников А.В. Психологическое благополучие как показатель психологической устойчивости обучающихся среднего профессионального образования // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена. - 2013. - № 1. - С. 246-252.
28. Олейников А.В. Эмоционально-когнитивное оценивание жизненных трудностей как показатель психологической устойчивости учащихся начального профессионального образования. - Псков.: Псковск. гос. университет, 2015. - С. 133-145.
29. Прохоров А. О. Психические состояния школьников и учителя в процессе их взаимодействия на уроке // Вопросы психологии. - 2010. - № 6. - С. 68.
30. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. - 2011. - № 5. - С. 156.
31. Прохоров А.О. Неравновесные психические состояния и их характеристики в учебной и педагогической деятельности // Вопросы психологии. - 2012. - № 4. - 32 с.
32. Прохоров А.О. Особенности психических состояний школьников в учебной деятельности // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - 42 с.
33. Прохоров А.О. Саморегуляция психических состояний: феноменология, механизмы, закономерности. - М.: ПЕР СЭ. 2010. - 352 с.
34. Реан А. А. Психология подростка. Полное руководство. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2010. - 651 с.
35. Реан А. А. Социальная педагогическая психология. - СПб.: Питер, 2011.- 416 с.
36. Рейгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. - Самара.: Издательский дом «Бахрах», 2008. - 672 с.
37. Рогов Е. И. Настольная книга практического психолога. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 384 с.
38. Сапогова Е. Е. Психология развития человека. - М.: Аспект- Пресс, 2013. - 460 с.
39. Селье Г. Стресс жизни. - М.: Смысл, 2000. - 366 с.
40. Семенова Н. Д. Этические основы психотерапии. - М.: «Когито- центр», 2010. - 226 с.
41. Середа Е.И. Психологическая устойчивость молодежи к негативным социальным влияниям. - Псков.: Гименей, 2010. - 276 с.
42. Слободчиков В. И. Психология развития человека. - М.:
Школьная пресса, 2013. - 415 с.
43. Солдатова Г.У. Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив. - М.: Смысл, 2008. - 254 с.
44. Степанов В. Г. Психологические особенности перцептивной деятельности школьников и учет их в учебно-воспитательной работе. - М.: Смысл, 2009. - 344 с.
45. Судаков К. Системные механизмы эмоционального стресса. - М.: Смысл, 2010. - 386 с.
46. Трошин В. Д. Стресс и стрессогенные расстройства. Диагностика, лечение и профилактика. - М.: Медицинское информационное агентство, 2013. - 784 с.
47. Турачев Ю. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. - М.: Речь, 2010.- 372 с.
48. Цой Л. Н. Стрессоустойчивость: миф о психическом нападении и психической защите // Институт социологии РАН. - 2010. - № 3. - 42 с.
49. Чермянин С. В. Диагностика нервно - психической неустойчивости в клинической психологии: метод. - СПб.: Речь, 2017. - 198 с.
50. Чибисов М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами, родителями. - М.: Сфера, 2015.- 244 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ