Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конкурентоспособность нефтегазохимического сектора экономики Российской Федерации

Работа №42403

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы110
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
503
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические основы обеспечения конкурентоспособности предприятия 6
Основные подходы к определению понятия конкурентоспособности предприятия и его экономической сущности 6
Основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия 9
Методики определения конкурентоспособности предприятий в условиях рыночной экономики 14
Глава 2. Анализ конкурентоспособности предприятий нефтегазохимического сектора экономики РФ 27
Тенденции и факторы повышения конкурентоспособности предприятий нефтегазохимической отрасли РФ 27
Концептуальные походы к определению конкурентной позиции предприятий нефтегазохимического сектора экономики РФ 36
Анализ показателей конкурентоспособности крупнейших предприятий нефтегазохимической отрасли РФ 45
Глава 3. Разработка и обоснование рекомендаций, направленных на обеспечение конкурентоспособности нефтегазохимического сектора экономики РФ 64
Проблемы обеспечения конкурентоспособности ПАО «Казаньоргсинтез» и разработка рекомендаций, направленных на ее повышение 64
Оценка экономической эффективности предложенных рекомендаций 88
Заключение 94
Список использованных источников


Актуальность настоящего исследования обусловлена тем, что в настоящее время Россия находится в сложных экономических условиях. Санкции Евросоюза, падение цен на нефть, а также вызванная данными факторами нестабильность курса рубля отрицательно сказываются на результатах деятельности предприятий. В связи с этим актуальность исследуемого вопроса резко обострилась, и его решение вызвало необходимость активного поиска эффективных подходов к повышению конкурентоспособности предприятий.
Важность проблемы обусловлена, в первую очередь, необходимостью сохранения и повышения экономической безопасности бизнеса в стратегической перспективе в условиях финансово-экономической нестабильности.
Экономика страны функционирует в условиях неограниченной конкуренции с максимальной эффективностью. Конкурентоспособность предприятия – это его потенциал, возможности, а также гибкость в приспособлении к рыночным отношениям. Способы повышения конкурентоспособности предприятий в этих условиях во многом определяет повышение качества продукции, снижение цен на услуги и товары, внедрение инноваций и новых технологий, поиск новых возможностей.
Переход нашей страны от планово-директивной к рыночной экономике способствовал возникновению конкуренции почти во всех сферах деятельности хозяйствующих субъектов. Изучение вопроса повышения конкурентоспособности предприятий в нашей стране до 90-х годов не имело смысла. Термин «конкуренция» не использовался в советской экономике. Так конкуренция определялась как «антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров». Понятие конкуренции совпадало с термином анархия, хищническими методами и тяжкими социальными результатами. Элементы конкурентной борьбы и конкуренции были известны только тем руководителям предприятий, чей товар выходил на внешний рынок.
В рыночной системе хозяйствования конкурентоспособность предприятий является одной из ключевых экономических категорий. Конкурентоспособность предприятия – это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка. Она является показателем, характеризующим преимущества организации перед конкурентами. Кроме того, это индикатор защищенности субъекта хозяйствования от несостоятельности и банкротства, что является результатом эффективности антикризисного менеджмента предприятия.
Степень разработанности темы исследования. Вклад в решение проблемы оценки конкурентоспособности предприятия внесли такие зарубежные и отечественные ученые, как: М. Портер, И. Ансофф, Ж.-Ж Ламбен, А. Томпсон, А. Стрикланд, Ф. Котлер, А.С. Головачев, Р.Б. Ивуть, Н.В. Пеньшин, Х.А. Фасхиев, Г.Л. Багиев, А.Н. Захаров, В.А. Федорович и другие, которые сформировали теоретические и методические аспекты оценки конкурентоспособности предприятия.
Вместе с тем большинство авторов рассматривают конкурентоспособность предприятия в целом, не учитывая его отраслевую принадлежность. При этом в каждой отрасли экономики имеются особенности, которые следует учитывать при оценке. Так, например, вопросы оценки конкурентоспособности предприятия нефтегазохимического сектора системно не исследованы, не предложена универсальная методика оценки конкурентоспособности предприятий данной отрасли.
Целью настоящего магистерского исследования является анализ конкурентоспособности нефтегазохимического сектора экономики РФ на современном этапе ее развития.
Для достижения обозначенной в работе цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть основные подходы к определению понятия конкурентоспособности предприятия и его экономической сущности.
2. Охарактеризовать основные факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия.
3. Изучить методики определения конкурентоспособности предприятий в условиях рыночной экономики.
4. Провести анализ конкурентоспособности предприятий нефтегазохимического сектора экономики РФ.
5. Исследовать концептуальные подходы к определению конкурентной позиции предприятий нефтегазохимического сектора экономики РФ.
6. Проанализировать тенденции и факторы повышения конкурентоспособности предприятий нефтегазохимической отрасли РФ.
7. Исследовать проблемы обеспечения конкурентоспособности ПАО «Казаньоргсинтез» и разработать рекомендации по ее повышению, а также рассчитать экономическую эффективность предложенных рекомендаций.
Объектом исследования является ПАО «Казаньоргсинтез».
Предметом исследования является конкурентоспособность предприятия.
Методологическую базу исследования составляют общенаучные методы познания и анализа научной литературы, методы системного и статистического анализа.
Структура работы включает в себя введение, три главы, заключение, список источников и приложения.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что в ней проведено обобщение теоретических аспектов, касающихся обеспечения конкурентоспособности предприятия, а также приведены результаты исследования конкурентоспособности предприятия нефтегазохимического сектора экономики РФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Таким образом, на основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы. Проблема конкурентоспособности актуальна, потому что носит многоцелевой и глобальный характер. Сейчас она затрагивает фактически все страны мира, всех товаропроизводителей. В условиях нарастающего действия на национальные экономики технологической революции, интеграционных действий, распространения конкурентной борьбы на новые области социально полезной работы и приобретения ею все наиболее острого нрава, конкурентоспособность стала глобальным явлением. В критериях рынка невозможно достигнуть стабильного успеха в бизнесе, когда не планировать его эффективное развитие, не аккумулировать постоянно информацию о собственных перспективах и способностях, о состоянии мотивированных рынков, о положении на них соперников и собственной конкурентоспособности.
Каждый из элементов конкурентоспособности тесно связан с другими составляющими, они все совместно взятые составляют динамическую систему ещё более сложную по своему воздействию на конкурентоспособность предприятия, чем обычная сумма составных частей. Превосходство в одном из компонентов станет усиливать положительную динамику других, и наоборот, слабая позиция в любом из компонентов станет ограничивать конкурентоспособность предприятия в целом.
Кроме того, повышение конкурентоспособности предприятия не может быть достигнуто единовременно, краткосрочно. Устойчивое повышение конкурентоспособности предприятия может быть обеспечено только при условии долгосрочного, непрерывного и поступательного совершенствования всех детерминантов конкурентоспособности.
Таким образом, конкурентоспособность предприятия - это возможность в условиях конкурентного рынка и эффективной хозяйственной деятельности соперников обеспечивать прибыльную реализацию производимой продукции. Поддержание на высоком уровне конкурентоспособности обеспечивается всеми компонентами имеющихся у предприятия маркетинговых средств. Эффективная реализация и производство конкурентоспособных товаров и услуг обобщающий показатель жизнестойкости предприятия, его умения эффективно использовать свой производственный, научно-технический, трудовой, финансовый потенциал.
Обобщая итоги исследования основных направлений повышения конкурентоспособности предприятия, можно сделать общий вывод, что выбор стратегии управления конкурентоспособностью предприятия зависит от конкретных условий и возможностей предприятия, но вместе с тем, выше приведенные приемы и методы, могут служить эффективным инструментарием для решения задач повышения конкурентоспособности.
В настоящее время бизнес становится все более сложным, разноплановым и динамичным. Технологии, люди, информация, деньги, система менеджмента меняются гораздо быстрее, чем раньше, приводя к созданию все более конкурентных рынков. Предприятия вынуждены постоянно разрабатывать и применять инновационные стратегии, чтобы занять конкурентную позицию на рынке. Пока фирмы конкурируют друг с другом, такие инфраструктуры как телекоммуникации, транспорт, уровень образования и технические навыки поощряют конкуренцию предприятий. Основа конкуренции - всегда идти наравне с техническим, технологическим, информационным прогрессом и не отставать от постоянно меняющихся условий.
ПАО «Казаньоргсинтез » - одно из крупнейших предприятий химической отрасли России, имеющее стратегическое значение для развития экономики Республики Татарстан и входящее в Группу компаний ТАИФ.
Общая стратегия ПАО «Казаньоргсинтез» направлена на дальнейшую трансформацию в компанию международного уровня, которая по уровню рыночной стоимости и основным финансово -экономическим показателям будет соответствовать ведущим нефтехимическим предприятиям мира.
Основной целью кадровой политики является своевременное обеспечение предприятия персоналом требуемой квалификации и в необходимой численности. Стремясь гармонизировать свои бизнес -цели с целями развития общества, ПАО «Казаньоргсинтез» выстраивает систему социальных гарантий и льгот с учетом своих финансовых возможностей и специфики отрасли.
ПАО «Казаньоргсинтез » во взаимоотношениях с партнерами по бизнесу, с потребителями, с финансовыми и общественными институтами неукоснительно придерживается принципов деловой этики, рассматривая свою репутацию как один из наиболее весомых активов. Поддерживаются конструктивные партнерские отношения с поставщиками, покупателями, органами власти и всеми заинтересованными группами общества.
Залогом успешного развития предприятия и процветания бизнеса являются люди, поэтому «Казаньоргсинтез» стремится к созданию корпоративной среды, в которой каждый сотрудник смог бы реализовать свои профессиональные возможности с максимальной пользой для себя и компании. Обеспечивает своим сотрудникам хорошие условия труда и достойное материальное вознаграждение. Основными направлениями инвестиций являются внедрение современных технологий производства и собственные научные разработки.
ПАО «Казаньоргсинтез » стремится к тому, чтобы уровень промышленной и экологической безопасности соответствовал требованиям законодательства, и делает все возможное для максимального снижения уровня неблагоприятного воздействия на окружающую среду и здоровье человека.
В целом проведенный анализ выявил стабильное состояние предприятия. Процесс развития компании связан с постоянным расширением перечня предлагаемых продуктов и услуг. Общая программа развития ПАО «Казаньоргсинтез » ставит своей целью увеличение прибыли от реализации за счет роста объемов продаж и предложения новых видов товаров. Изменение основной деятельности ПАО «Казаньоргсинтез» не планируется.
Построенный конкурентный профиль ПАО «Казаньоргсинтез» показал, что наиболее слабыми сторонами в деятельности ПАО «Казаньоргсинтез » по сравнению с его конкурентом – ОАО «Салаватнефтеоргсинтез» являются качество продукции и имидж компании. Именно этим направлениям следует уделить особое внимание в будущей деятельности предприятия для повышения его конкурентоспособности.
Для повышения конкурентоспособности ПАО «Казаньоргсинтез» было предложено:
1. В основу маркетинговой стратегии ПАО «Казаньоргсинтез» следует положить усилия по формированию и усилению бренда «Казаньоргсинтез» как надежного партнера.
2. Активизировать стимулирование собственного персонала.
3. Улучшение и продвижения веб-сайта.
4. Активизировать рекламную деятельность.
5. Совершенствовать систему менеджмента качества.
6. Внедрить концепцию бережливого производства.
Проведенные расчеты показали, что в результате внедрения разработанных предложений в ПАО «Казаньоргсинтез» ожидаемое увеличение производительности труда в целом по организации составит 0,1%, условно -годовая экономия денежных средств составит 30363,9 тыс. руб., годовой экономический эффект с учетом затрат составит 23263,9 тыс. руб.
Таким образом, все разработанные предложения являются целесообразными и будут способствовать повышению конкурентоспособности ПАО «Казаньоргсинтез ».



1. Александрова И. Управление персоналом промышленных предприятий
// Управление персоналом. – 2014. - №2. – С. 50-52.
2. Ануфриев К.Т. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: Дело, 2014. – 301 с.
3. Веселова Т.Ю., Экова В.А. Пути повышения конкурентоспособности продукции предприятия // В сборнике: Научно-практическая конференция студентов ВПИ (филиал) ВолгГТУ «Наука молодых: идеи, результаты, перспективы» - 2016. – С. 143-144.
4. Голиков И.А. Особенности содержания понятий «конкуренция» и
«конкурентоспособность» // Российское предпринимательство. – 2016. – Том 17. – №10. –С. 1251-1264.
5. Головачев А.С. Конкурентоспособность организации. – М.: Высшая школа, 2014. – 320 с.
6. Грибанова М.С., Хромцова Т.В. Понятие конкурентоспособности предприятия и пути ее достижения // Вектор экономики. – 2016. - № 5 (5). – С. 48.
7. Дашков Л.П., Мирошниченко В.В. Обоснование необходимости и возможности внедрения инновационных технологий для повышения конкурентоспособности розничных торговых предприятий // Экономические системы. – 2016. - № 2. – С. 5-8.
8. Дебердиева Е.М., Вечкасова М.В. Состояние и проблемы модернизации российской нефтегазохимической промышленности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. – 2016. - № 11 (93).
– С. 31.
9. Демидович А.А., Демидович И.А. Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия // В сборнике: Наука и инновации в современных условиях: в 5 частях. – 2016. – С. 104-106.
10. Дмитриева Н. Маркетинговая деятельность российских предприятий /// Проблемы экономики и менеджмента. – 2015. - №11. – С. 3-14.
11. Жданова Е.С. Анализ современных методов определения конкурентоспособности предприятий // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия D: Экономические и юридические науки. – 2016. - № 5.
12. Зуб А.Т. Стратегический менеджмент: Учебник и практикум / А.Т. Зуб.
– Люберцы: Юрайт, 2015. – 375 c.
13. Инвестиционная стратегия 2017. Финансовые рынки России на стадии восстановления экономики // Бюллетень Финансовой группы «ДОХОДЪ». – СПб, 2017. – С. 20-22.
14. Исследование системных конкурентных преимуществ предприятий нефтегазового сектора на региональном уровне / Научно-аналитический отчет по второму этапу – Казань, 2013. – 91 с.
15. Карпов А.Л. Конкурентоспособность: тактика и стратегия предприятия / А.Л. Карпов. – Иркутск: ОмГУ, 2015. – 180 с.
16. Климова Н.В., Брылякова О.А. Повышение конкурентоспособности компаний нефтегазовой отрасли на основе инноваций // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. – 2016. - № 124. – С. 591-600.
17. Кондратьев О.В. Экономика предприятия. – М.: ТЕИС, 2015. – 301 с.
18. Конина Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире. – М.: Проспект, 2013. – 368 c.
19. Кравченко О.В. Проблемы управления конкурентоспособностью предприятия. – Саратов: Поволж. межрегион. учеб. центр, 2014. – 194 с.
20. Крупорницкая И.А. Конкурентоспособность ТНК газовой промышленности в условиях глобализации. – М.:Наука, 2014. – 348 с.
21. Кузнецов В.В. Факторы, влияющие на конкурентоспособность отечественных предприятий // В сборнике: Наука сегодня: проблемы и перспективы развития: в 2 частях. Научный центр «Диспут». – 2016. – С. 42-44.
22. Лифоренко Г.Н. Финансовый анализ предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2014. – 362 с.
23. Ляшенко И.Ю., Острянина Э.А. Некоторые подходы к выделению факторов, влияющих на конкурентоспособность предприятия // В сборнике: Актуальные проблемы исследования региональных рынков, под ред. Т.Н. Гоголевой, П.А. Канапухина. – 2016. – С. 149-151.
24. Мазилкина Е.И. Управление конкурентоспособностью // Менеджмент в России и за рубежом. – 2015. - № 5. – С. 15-17.
25. Моисеева Н.К., Костина Г.Д. Стратегический менеджмент – М.: МИЭТ, 2010 – 220 с.
26. Набойченко А.С. Совершенствование промышленной политики нефтегазохимического комплекса России // Актуальные вопросы экономических наук. – 2016. - № 52. – С. 130-135.
27. Нагапетян З.Х., Чемоданова Е.В. Конкурентоспособность предприятия, методы оценки и пути повышения // Новая наука: Теоретический и практический взгляд. – 2016. - № 5-1 (81). – С. 188-190.
28. Николаев В.Е. Организация сбытовой деятельности // Управление сбытом. – 2017. - №5. – С. 41-44.
29. Никулина О.В., Рудакова А.Е. Международный опыт управления конкурентоспособностью компаний нефтегазовой отрасли с соблюдением принципов экономической безопасности // В сборнике: Экономическая безопасность: правовые, экономические, экологические. 2016. – С. 77-80.
30. Поляничкин Ю.А. Методы оценки конкурентоспособности предприятий
// Бизнес в законе. – 2013. - №3. – С. 191-194.
31. Пономарев И.Ф., Геммерлинг В.А. Мотивация персонала как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // В сборнике: Актуальные проблемы социально-трудовых отношений. – 2016. – С. 271-272.
32. Посталюк М.П. Инноватизация пространственных структур развития экономических систем // Проблемы современной экономики. – 2014. – № 3. – С.
33. Пострелова А.В., Маркин М.С. Оценка конкурентоспособности предприятия // Молодой ученый. – 2013. - №6. – С. 398-402.
34. Портер М.Э. Конкурентное преимущество: как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2012.
35. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б., Современный экономический словарь. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 512
36. Растет добыча ‒ растет и экспорт // Материалы подготовлены Комитетом ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию топливно- энергетического комплекса «ПромЭнерго Лидер», №14 (январь-февраль, 2017г.).
37. Ситникова Э.В., Сабынина Н.А. Проблема определения экономической сущности понятия «конкурентоспособность» // В сборнике: Финансы. Управление. Инновации Сборник научных статей. Курск, 2016. С. 169-173.
38. Старкова Н.О., Кохановская Е.А. Проблемы эффективности российского нефтегазового комплекса РФ // Бюллетень науки и практики. 2016. № 10 (11).
39. Старцев П.В. Анализ подходов к сущности понятий
«конкурентоспособность предприятия» и «конкурентное преимущество» // Российское предпринимательство. – 2014. – Том 15. – № 16. – С. 4-15.
40. Сысоева Е.А. Факторы конкурентоспособности предприятия: подходы и составляющие / Е.А. Сысоева // Экономические науки. Экономика и управление. – 2015. - № 12. – С. 283-287.
41. Фасхиев Х.А. Определение конкурентоспособности предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2016. - №4. – С. 41-44.
42. Фатхутдинов Р.А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю. – М.: Стандарты и качество, 2013. – 464 c.
43. Фатхутдинов Р.А. Стратегическая конкурентоспособность: учеб. для вузов. – М.: Экономика, 2015. – 504 с.
44. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность. – М.: Юнити-Дана, 2013. – 296 с.

45. Шафраник Ю.К., Крюков В.А. Нефтегазовый сектор России: трудный путь к многообразию. – М.: 2016. – С. 248.
46. Ячменева В.М., Барановская А.В. Деловая репутация как инструмент повышения конкурентоспособности предприятия // В сборнике: Эффективное управление экономикой: проблемы и перспективы материалы научно- практической конференции. Симферополь, 2016. – С. 168-172.
47. Балашова Р.И., Камарницкая Е.В. Конкурентоспособность предприятия как экономическая категория [Электронный ресурс] // Экономические исследования и разработки – URL: http://edrj.ru/article/02-03-16
48. Годовой отчет ПАО «Казаньоргсинтез» за 2016 год [Электронный ресурс] – URL: http://www.kazanorgsintez.ru/
49. Горнов С. Нефтегазопромышленники России обсудили проблемы и перспективы. 30.03.2017. Москва. В Президент-отеле состоялся XII съезд Союза Нефтегазопромышленников России [Электронный ресурс] // Газета
«Диалог»от02.04.2017:http://dialog.msk.ru/ShowArticle.aspx?ID=7782&AspxAuto DetectCookieSupport=1
50. Отчет об устойчивом развитии ПАО «Казаньоргсинтез» [Электронный ресурс]URL:https://www.kazanorgsintez.ru/upload/docs/otchet_ob_ustoichivom_raz vitii_2015.pdf
51. Официальный сайт ОАО «Казаньоргсинтез» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.kazanorgsintez.ru/
52. Хазов Т.Н. Нефтегазохимия упущенные возможности или рывок в будущее [Электронный ресурс] // Альянс-Аналитика – URL: http://www.alliance- analytics.ru/upload/iblock/2e4/neftehim_6_.pdf


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ