Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО РЕШЕНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Работа №42084

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

муниципальное право

Объем работы102
Год сдачи2019
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
473
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………........... 5
1 Теоретико-методические основы разработки экологической программы
муниципального образования…………………………………....................... 10
1.1 Сущность муниципальной программы по экологии ……………. 10
1.2 Методика разработки муниципальной программы по экологии 22
1.3 Методика оценки экологической программы муниципального
образования………………………………………………………………........ 31
2Анализ социально-экономического и экологического состояния
сельского поселения Шафрановский сельсовет…………………………… 49
2.1 Общая характеристика и тенденции развития сельского
поселения Шафрановский сельсовет………………………………………... 49
2.2 Анализ социально-экономического состояния сельского
поселения Шафрановский сельсовет………………………………………... 53
2.3 Описание экологической обстановки сельского поселения
Шафрановский сельсовет…………………………………………………….. 65
3Разработка экологической программы в сельском поселении
Шафрановский сельсовет…………………………………………………….. 70
3.1 Обоснование формирования и внедрения экологической
программы в сельском поселении Шафрановский сельсовет……………… 70
3.2 Разработка экологической программы в сельском поселении
Шафрановский сельсовет…………………………………………………….. 73
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………... 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 87
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………... 92

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обеспечение
экологической безопасности является одной из важнейших задач российского
государства. В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации
[1] обеспечение экологической безопасности относится к совместному ведению
Российской Федерации и субъектов РФ. Однако до настоящего времени,
решение вопросов создания единой системы экологической безопасности как
неотъемлемого элемента устойчивого развития российского государства и
государственной безопасности в целом продолжает оставаться на стадиях
научных изысканий и обсуждений на различных уровнях.
Проблема экологической безопасности мира горячо волнует мировое
сообщество с середины прошлого века. Создание ЮНЕП, реформирование в
более эффективную организацию с усиленным контролем Экологическую
Организацию Объединенных Наций заставляют стран задуматься о
формировании государственных программ по защите окружающей среде.
Доклады международных организаций по вопросу природопользования и
экологии ставят перед мировым обществом задачи модернизации производства,
внедрения современных энергоресурсосберегающих технологий,
совершенствования экологической политики стран.
Согласно данным ООН, Россия является одним из главных стран
выбрасывающих максимальное количество тепличных газов, наряду с США,
Китаем и Саудовской Аравией [29]. Сырьевая ориентированность экономики
России, недостаточный контроль обращения с отходами не только компаний,
но и населения, низкий уровень экологической грамотности населения ставит
вопрос пересмотров и разработок программ по охране окружающей среды на
уровне государства, муниципалитета, частных компаний.
Определение муниципальной программы по охране окружающей среды и
обеспечению экологической безопасности используемое в отечественной6
литературе теряет актуальность в рамках концепции «зеленой экономики».
Принципы «зеленой экономики» имеют ряд отличий от общепринятых
российских программ по экологии. Концепция «зеленой экономики» широко
распространяющаяся на Западе имеет своих предшественников и в России. Так,
экспортно-ориентированные компании внедряют экологические программы,
которые должны удовлетворять современным требованиям потребителей.
Внедрение принципов «зеленой экономики» на уровне государства и
муниципалитетов находится на стадиях научных изысканий и обсуждений.
Сказанное выше определяет актуальность темы исследования и
предопределяет ее научную новизну и практическую значимость.
Степень разработанности темы исследования. В отечественной
литературе сущность муниципальных программ представляют труды А.И.
Жуковского и С.В. Васильева, где разработаны основные подходы к
определению муниципальной программы без направленности. Теоретические и
методические вопросы оценки эффективности программ, реализуемых в
субъектах Российской Федерации, являются недостаточно изученными.
Создание и совершенствование государственных программ, способов их
мониторинга и оценки отражены в работах зарубежных авторов: Э. Аскота, А.
Вильямса, Е. Грамлича, П. Долана, М.Ф. Друммонда, Дж. Косуба, Г. Кэмпбела,
Е. Мишана, В. Нельмута, Б.Дж. О'Брайна, С. Пауля, М. Пэттона, С. Фолланда,
Р. Эдлина и др.
Вопросы формирования и оценки федеральных целевых программ и
программ развития регионов раскрыты в научных публикациях отечественных
ученых: М.П. Афанасьева, A.A. Беленчук, О.В. Врублевской, А.И. Жуковского,
P.A. Кочкарова, П.Г. Крадинова, А.И. Кузьмина, А.Г. Лобко, В.Я. Любовного,
Б.З. Мильнера, Б.А. Минина, В.Б. Радина, Б.А. Райзберга, В.М. Родионовой,
М.В. Романовского, И.Ф. Сидориной, Г.Г. Фетисова, Г.П. Хатри, Е.А. Шакиной,
H.H. Шаш, Л.И. Якобсона и др. Вместе с тем, в научной литературе не
получили достаточной проработки вопросы, связанные с особенностью
формирования и реализацией муниципальных экологических программ,7
определением эффективных методов их оценки в современных условиях, что и
определяет один из пунктов новизны исследования.
Научная новизна исследования заключается в развитии следующих
теоретических положений, методических и практических рекомендаций по
формированию экологической программы муниципальных образований:
Определены последовательные этапы оценки эффективности
муниципальных программ и наиболее приемлемые коэффициенты оценки
эффективности муниципальных программ исходя из целей и задач.
Целью исследования является разработка муниципальной программы по
решению экологических проблем, которая может служить основой для
дальнейшего развития охраны окружающей среды и повышения экологической
грамотности населения как территории сельского поселения Шафрановский
сельсовет, так и других аналогичных территорий.
Для достижения данной цели исследования ставятся следующие задачи:
–изучить теоретическую основу формирования экологической
программы.
– проанализировать социально-экономическое и экологическое состояние
сельского поселения Шафрановский сельсовет.
– разработать муниципальную программу по решению экологических
проблем в сельском поселении Шафрановский сельсовет.
Объектом исследования является муниципальная программа по решению
экологических проблем.
Предметом исследования выступает формирование муниципальной
программы по решению экологических проблем в сельском поселении
Шафрановский сельсовет.
Методологические и теоретические основы исследования. Теоретикометодологической основой исследования послужили труды отечественных и
зарубежных ученых, публикации в периодической печати, материалы
международных, всероссийских, научно-практических конференций,
посвященных теоретическим и практическим аспектам разработки8
муниципальных программ по решению экологических проблем. Методология
исследования основывается на применении системного и комплексного
подхода, структурного, факторного, функционального, логического,
статистического и сравнительного анализа. В процессе исследования
использовались также методы наблюдения, группировки, обобщения.
Теоретическая значимость обусловлена совершенствованием
определения муниципальной программы по решению экологических проблем и
методики оценки эффективности муниципальной программы по решению
экологических проблем.
Практическая значимость диссертации заключается в разработке
муниципальной программы «Охрана окружающей среды сельского поселения
Шафрановский сельсовет на 2019-2023 год». Данная программа может служить
основой для дальнейшего развития охраны окружающей среды и повышения
экологической грамотности населения как территории сельского поселения
Шафрановский сельсовет, так и других аналогичных территорий.
Апробация результатов исследования. Основные положения
исследования изложены в научных трудах автора, опубликованных в изданиях,
включенных в перечень РИНЦ и ВАК:
1. Хабибуллина И.А. Цели и задачи муниципальной программы по
экологии в рамках концепции «зеленой экономики»/ Хабибуллина И.А.
//Традиционная и инновационная наука: история, современное состояние,
перспективы: сборник статей Международной научно-практической
конференции. Уфа: OMEGASCIENCE. Том 1. 2019. С. 311-314.
2. Хабибуллина И.А., Исламова Г.И. Методика оценки экологических
программ муниципального образования/ Хабибуллина И.А., Исламова Г.И.
//Наука Красноярья. Том 7. № 4-2. 2018. С. 249-255

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Муниципальная программа по экологии – это совокупность мер
используемых для обеспечения долгосрочной экологической безопасности с
учетом экономических возможностей и социальных потребностей общества.
Цель муниципальной программы по экологии заключается в обеспечении
долгосрочной экологической безопасности муниципального образования с
учетом экономических возможностей и социальных потребностей общества.
Сущность муниципальной программы по экологии состоит в деятельности
органов местного самоуправления по обеспечению экологической безопасности
населения, стабилизации и дальнейшего улучшения качества компонентов
окружающей среды и всей экологической обстановки в целом. Такая политика
включает цели, приоритеты и ограничения экологического развития
муниципального образования и систему мер, направленных на их достижение.
Разработка муниципальной программы регулируется нормативными
актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления. Постановление об утверждении муниципальной программы
по экологии выступает основным рычагом к разработке программы. Далее
разрабатывается порядок разработки, реализации и оценки эффективности
муниципальной программы, который подписывается руководителем
муниципального образования. В порядке разработки, реализации и оценки
эффективности муниципальной программы указываются основные положения
разработки, которые включают в себе требования к муниципальной программе,
порядок согласования, утверждения и изменения муниципальной программы,
финансовое обеспечение и управление муниципальной программой, контроль
реализации муниципальной программы, распределение полномочий
исполнителей, координаторов. Разработка муниципальной программы по
экологии предполагает создание Паспорта муниципальной программы, в
котором указываются наименование программы, координаторы и исполнители,85
цель, задачи, целевые показатели (индикаторы), сроки и этапы реализации,
ресурсное обеспечение, ожидаемый результат.
Методика оценки эффективности предлагает использование
общедоступных методов анализа, обобщение применяемых в российской
практике методик оценки муниципальных программ и адаптацию их в
экологические программы муниципальных образований. Методика оценки
экологических программ муниципальных образований предполагает
шестиэтапную работу: определение целей и задач оценки, планирование оценки
и разработку структуры оценки, сбор данных, анализ данных, подготовка
отчета, использование результатов оценки.
Анализ социально-экономического развития сельского поселения
Шафрановский сельсовет показал рост численности населения, коммерческих
структур, увеличение доли сельскохозяйственной сферы в структуре экономики
сельского поселения Шафрановский сельсовет. Доходы бюджета сельского
поселения Шафрановский сельсовет растут за счет налоговых и неналоговых
доходов. Статья «общегосударственные расходы» в расходе бюджета
преобладает над всеми остальными статьями.
Основными проблемами экологической безопасности сельского
поселения Шафрановский сельсовет являются: отсутствие на территории
сельского поселения Шафрановский сельсовет объекта размещения отходов
(межмуниципального полигона ТКО); отсутствие эффективной системы сбора
(в том числе раздельного сбора) и вывоза твердых коммунальных отходов;
отсутствие организованной сортировки отходов с целью извлечения вторичных
ресурсов; рекультивация свалки, находящейся в границах сельского поселения
Шафрановский сельсовет; несанкционированные свалки; низкий уровень
экологической просвещенности населения.
Обоснованием формирования и внедрения муниципальной программы п
экологии с сельское поселение Шафрановский сельсовет служит отсутствие на
территории сельского поселения Шафрановский сельсовет объекта размещения
отходов (межмуниципального полигона ТКО); отсутствие эффективной86
системы сбора (в том числе раздельного сбора) и вывоза твердых
коммунальных отходов; отсутствие организованной сортировки отходов с
целью извлечения вторичных ресурсов; рекультивация свалки, находящейся в
границах сельского поселения Шафрановский сельсовет; несанкционированные
свалки; низкий уровень экологической просвещенности населения. Для
устранения выявленных проблем рекомендуется разработка муниципальной
программы по охране окружающей среды и обеспечению экологической
безопасности. Рекомендуемая муниципальная программа имеет следующие
цели: предотвращение вредного воздействия отходов на здоровье человека и
окружающую среду на территории сельского поселения Шафрановский
сельсовет; обеспечение благоприятной окружающей среды и
экологической безопасности; обеспечение благоприятных условий
жизнедеятельности человека; обеспечение экологической безопасности на
территории муниципального образования; стабилизация и улучшение
экологической обстановки путем снижения уровня антропогенного воздействия
на окружающую среду на территории муниципального образования.


Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от
21.07.2014) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 72.
2. Об охране окружающей среды[Электронный ресурс]: федер. закон от
20.12.2001 № 7-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы
«КонсультантПлюс».
3. Об утверждении государственной программы Российской Федерации
"Охрана окружающей среды" на 2012 - 2020 годы [Электронный ресурс]:
постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 (ред. от 30.03.2018).
Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
4. О границах, статусе и административных центрах муниципальных
образований в Республике Башкортостан [Электронный ресурс]: Закон
Республики Башкортостан от 17.12. 2004 № 126-з (ред. от 23.09.2016).
Доступ из справ.-правовой системы «Электронный фонд».
II. Монографии и научные статьи
5. Афанасьев М.П., Шаш Н.Н. Инструментарий оценки эффективности
государственных программ // Вопросы государственного и муниципального
управления. 2015. №3. С. 48-69.
6. Дуспаев Б.Т. Сущностная характеристика государственных и
муниципальных программ // Теория и практика общественного
развития.2013. №2. С. 36-38.
7. Игебаева Ф.А. Экологическая безопасность в Республике Башкортостан
(социологический аспект) // Аграрный вестник Урала. 2015. № 3. С. 45-47.
8. Никитская Е.Ф., Горбачева И.А. Межбюджетные отношения в системе
формирования инвестиционных источников финансирования88
инновационной деятельности // Интернет-журнал «Науковедение». 2015. №
4(13), С. 12-14.
9. Скулкина И.А. Муниципальные целевые программы: понятия, этапы
разработки и реализации, оценка эффективности // Экономическая среда.
2017. №3(21). С.62-67.
10.Становихина А. М. Муниципальная программа как инструмент
прогрессивного преобразования // Молодой ученый. 2017. №36. С. 49-51.
III. Учебники и учебные пособия
11.Василенко И.А. Государственное и муниципальное управление: Учебник для
академического бакалавриата / И.А. Василенко. Люберцы: Юрайт, 2016. 494
c.
12.Васильев В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное
пособие / В.П. Васильев. М.: ДиС, 2014. 352 c.
13.Гегедюш Н.С. Государственное и муниципальное управление: Учебное
пособие для прикладного бакалавриата / Н.С. Гегедюш, Е.В. Масленникова,
М.М. Мокеев и др. Люберцы: Юрайт, 2016. 238 c.
14. Годин А.М. Экологический менеджмент: Учебное пособие / А.М. Годин.
М.:Дашкови К, 2017. 88 с.
15.Зотов В.Б.Система муниципального управления: 5-е изд., испр. и доп. / В.Б.
Зотов. Ростов н/Д: Феникс, 2010. 717 с.
16.Иванов В.В. Государственное и муниципальное управление с
использованием информационных технологий / В.В. Иванов. М.: ИНФРА-М,
2013. 383 c.
17. Иванов В.В. Муниципальное управление: Справочное пособие / В.В.
Иванов. М.: ИНФРА-М, 2013. 718 c.
18.Коробко В.И. Экологический менеджмент: Учебное пособие для студентов
вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»,89
«Государственное и муниципальное управление» / В.П. Коробко.
М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 303 с.
19. Крупенков В.В. Государственное и муниципальное
управление /В.В.Крупенков., Н.А. Мамедова, А.А.Мельников. М.: НИЦ
ИНФРА-М, 2016. 335 с.
20. Миркин Б.М. Экология Башкортостана: учебник / Б.М. Миркин. Уфа, 2017.
226 с.
21. Миргородская Т.В. Муниципальное управление /Т.В. Миргородская. М.:
КноРус, 2013. 248 c.
22. Моисеев А.Д. Муниципальное управление: Учебное пособие / А.Д.
Моисеев, А.С. Шурупова, Л.В. Московцева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. 159
c.
23. Наумов С.Ю. Государственное и муниципальное управление: Учебное
пособие / С.Ю. Наумов, Н.С. Гегедюш и др. М.: Дашков и К, 2016. 556 c.
24. Орешин В.П. Государственное и муниципальное управление: Учебное
пособие –2-е изд. / В.П. Орешин. М.:ИЦ РИОР, НИЦ ИНФРА-М, 2016. 178 с.
25. Парахина В.Н. Муниципальное управление: Учебное пособие / В.Н.
Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. М.: КноРус, 2016. 494 c.
26. Прудников А.С. Местное самоуправление и муниципальное управление /
А.С. Прудников, М.С. Трофимов. М.: ЮНИТИ, 2016. 553 c.
27. Решетникова К.В. Конфликты в системе управления: Учебное пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент
организаций», «Государственное и муниципальное управление»,
«Управление персоналом» / К.В. Решетникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
175 c

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ