ВВЕДЕНИЕ 5
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ 9
1.1 Сущность и содержание финансирования маркетинга на предприятии 9
1.2 Финансовое планирование маркетинговой деятельности на
предприятии 14
1.3 Зарубежный и отечественный опыт организации маркетинга на
предприятии 18
2 АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПРЕДПРИЯТИИ МОЛОЧНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 29
2.1 Характеристика молочной промышленности в Республике Татарстан 29
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности на предприятии 34
2.3 Отраслевой анализ финансирования маркетинговой деятельности в
молочной промышленности 45
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФИНАНСИРОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРЕДПРИЯТИИ МОЛОЧНОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ 58
3.1 Проблемы финансирования рекламного бюджета предприятия 58
3.2 Мероприятия, направленные на улучшение маркетинговой деятельности
на предприятии 61
3.3 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 83
Приложение 1 87
Приложение 2 88
Приложение 3 89
Приложение 4 91
Приложение 5 92
Приложение 6 93
Приложение 7
Актуальность темы. Проблема управления значительными финансовыми ресурсами в маркетинге является весьма актуальной в связи с необходимостью мониторинга и оценки эффективности данного вида затрат.
Результаты маркетинговых усилий достаточно сложно оценить, чаще всего они носят качественный долгосрочный характер. В то же время чрезмерные, нерациональные затраты на маркетинг вполне могут стать причиной серьезных финансовых проблем предприятия.
Производственный маркетинг предполагает, что спрос превышает предложение, поэтому он направлен на увеличение объёмов производства уже имеющегося ассортимента товаров.
Расчёт идёт на совершенствование производства и увеличение выпуска продукции, что позволит снизить её себестоимость, а, следовательно, и цену для покупателей. Что в конечном итоге приведёт снова к увеличению спроса на товар.
Идея приемлемых цен и, соответственно, доходности производимых товаров как стратегия производственного маркетинга обуславливает повышенное внимание компании к максимальной эффективности выпуска продукции и её распределения.
Производственная идея в маркетинге актуальна лишь во время финансового кризиса или экономического спада, когда население приобретает более простые товары с целью экономии.
Вложение средств в развитие маркетинга приведет, увеличению объемов реализации произведенной продукции или услуг, улучшению финансовых результатов, а соответственно, к большей эффективности деятельности предприятия.
Сегодня современный маркетинг идет по пути цифровизации. Именно интернет - технологии будут задавать моду тенденции, и оказывать существенное влияние на стратегию компании при выходе на рынок.
Цель работы - провести исследование управления финансированием маркетинговой деятельности молочной промышленности в Республике Татарстан.
Задачи работы:
- исследовать теоретические основы финансирования маркетинговой деятельности на предприятии;
- провести анализ финансово-хозяйственной деятельности и финансирования маркетинговой деятельности на предприятии молочной промышленности в Республике Татарстан;
- выявить пути совершенствования финансирования маркетинговой деятельности на предприятии молочной промышленности в Республике Татарстан;
Объект исследования - предприятия молочной промышленности Республики Татарстан.
Предмет исследования - финансирование маркетинговой деятельности предприятий молочной промышленности на рынке Республики Татарстан.
Раскрывая степень научного развития исследуемой проблемы, следует отметить, что современная интеграция западных теорий формирования маркетинга на российских предприятиях внесла значительный вклад в науку и значительно улучшила и обогатила концепцию управления на предприятии.
Значительный вклад в изучение этих проблем внесли такие зарубежные авторы и ученые, как Р. Акоф, И. Ансоффа, М. Вебера, Дж. Ласт. B. Карлоф, Минцберг, М. Мескон, Д. Порт, Г. Саймон, Ф. Роетлисбергер и другие.
Исследование проблем развития управления финансированием маркетинговой деятельности нашло отражение в работах отечественных ученых и экономистов, в том числе В. Акоповой, А. Богданова, В. Весниной, О. Виханского, И. Герчикова, В. Гончарова, А. Кибанова и др.
В работе использованы следующие методы исследования: группировка, детализация, сравнение, методы оптимальных альтернатив и системный анализ.
Информационной базой исследования являются: нормативно-правовые документы, материалы отечественной и зарубежной литературы, финансовая отчетность и документы ООО «Казанский молочный комбинат», интернетисточники, отраслевой анализ предприятий молочной промышленности РТ.
Эмпирической базой является практический материал зарубежных и отечественных предприятий при управлении маркетинговой деятельностью.
Основные теоретические положения и выводы по развитию и управления финансированием маркетинговой деятельности основаны на результатах обобщения мирового и отечественного опыта их использования при развитии предприятия.
Научная новизна исследования заключается в разработке проекта финансирования маркетинговой деятельность, а именно формирование рекламной кампании, направленной на реализацию молочной продукции в Республике Татарстан. Элементы научной новизны заключены в работе:
- рассмотрена новая классификация рекламных каналов используемых при распределении затрат на маркетинг;
- разработана маркетинговая стратегия и ее финансирование, которая может быть взята в качестве базовой стратегии любым предприятием молочной промышленности как нововведение;
- предложена методика распределения накладных затрат на продвижение инновационных товаров исходя из жизненного цикла товара на основе процессного учета (АВС).
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенные в работе исследования могут быть использованы при формировании управления финансированием маркетинговой деятельности предприятия молочной промышленности.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений.
В первой главе работы проведено исследование теоретических основ финансирования маркетинговой деятельности на предприятии.
Во второй главе работы проведен анализ финансирования маркетинговой деятельности предприятия молочной промышленности.
В третьей главе работы выявлены пути совершенствования финансирования маркетинговой деятельности предприятия молочной промышленности.
В ходе работы проведено исследование управления финансированием маркетинговой деятельности ООО «Казанский молочный комбинат».
Предприятия сферы производственных услуг сегодня испытывают особенно большие трудности в своей деятельности, поскольку рынок сегодня практически «замер», экономика переживает тяжелейший «стресс», что требует повышения эффективности коммерческой деятельности предприятий, которая в свою очередь заключается в качестве управления маркетинговой деятельностью на предприятии.
Маркетинг на производственных предприятиях предполагает, что спрос превышает предложение, поэтому он направлен на увеличение объёмов производства уже имеющегося ассортимента товаров.
Расчёт идёт на совершенствование производства и увеличение выпуска продукции, что позволит снизить её себестоимость, а, следовательно, и цену для покупателей. Что в конечном итоге приведёт снова к увеличению спроса на товар.
Вложение средств в развитие маркетинга приведет, увеличению объемов реализации произведенной продукции или услуг, улучшению финансовых результатов, а соответственно, к большей эффективности деятельности предприятия.
Казань — один из крупнейших промышленных, финансовых, торговых и туристических центров России. В столице Татарстана проживает более миллиона человек. Оборот розничной торговли составляет около 600 млрд рублей в год. При существующем высоком экономическом потенциале республики закономерен хороший потребительский спрос на продукты питания. В том числе - на молоко и молочные продукты. А между тем, в самой Казани уже более 85 лет работает производство, рассчитанное на удовлетворение этого спроса.
ООО «Казанский молочный комбинат» вошел в состав субхолдинга «Милком» в июле 2017 года на правах шестой производственной площадки.
Первая партия продукции под торговой маркой «Казанский молочный комбинат - «Молочная речка», специально разработанной для рынка Республики Татарстан, была разлита на предприятии 18 сентября 2017 года.
В настоящее время производственные мощности предприятия позволяют перерабатывать до 500 тонн молока-сырья в сутки. В перспективе руководство агрохолдинга «КОМОС ГРУПП» планирует к июлю 2020 года довести объемы переработки молока до 1 тыс. тонн в сутки. С этой целью будет проведена масштабная модернизация производственных мощностей комбината и его инфраструктуры. Предполагаемый объем инвестиций составит 1,5 млрд рублей в ближайшие три года.
В ходе отраслевого анализа выявлено, что основная рекламная активность направлена на категорию молоко, но возможно целевая аудитория не запоминает категорию, воспринимая рекламу в целом, как рекламу молочной продукции.
Около половины потребителей видели рекламу Казанского МК, большинство этих респондентов, верно, запомнили марку/производителя. Основной идеей рекламы считают знакомство целевой аудитории с продуктом и донесение идеи натуральности продукта. В целом реклама имеет привлекательность выше среднего и стимулирует к пробой покупке.
Для эффективной рекламной компании и снижения затрат, необходимо пересмотреть рекламный бюджет.
Необходимо усиление позиций марок путем привлечения новой аудитории и удержания существующей. Необходимо обратить внимание на распространённость марок в точках продаж. Аудитория молочных продуктов в целом имеет низкие показатели лояльности и легко переключается на другие бренды, что также можно использовать для продвижения с помощью BTL акций.
Также необходимо построить имиджевый портрет марок, пока он расплывчат и не имеет четкой дифференциации.
В 2018г. На маркетинговую деятельность ООО «Казанский молочный комбинат» было выделено 1946800 руб., что составляет большую финансовую нагрузку на деятельность предприятия.
Для предотвращения угроз и слабых сторон и развития сильных, полезно использовать следующие возможности:
- расширение возможностей по производству товаров (разработка и вывод нового ассортимента);
- использование новейших технологий и новшеств при производстве продукта (установка новейшего оборудования для запуска продукции не имеющей аналога на рынке Татарстана);
- снижение стоимости на определенные товары для увеличения спроса на них (грамотное распределение затрат, в том числе маркетинговых, для снижения себестоимости продукта)
Для продвижения нового продукта на рынке Татарстана предлагается провести следующие маркетинговые мероприятия:
- размещение рекламного ролика на телеканале Россия 1;
- построить имиджевый портрет марок продукции компании (обновление дизайна упаковки);
- проведение BTL акций;
- комплексная реклама: реклама на транспорте, печатная реклама, бортовая реклама на авто, реклама на щитах 3*6.
Для увеличения объема от реализации молочной продукции предлагается увеличить клиентскую базу за счет проведения рекламной компании ООО «Казанский молочный комбинат».
Затраты на финансирование маркетинговой деятельности за счет проведения мероприятий в 2019 г составит 2555,1 тыс. руб., а в 2020 г. 2593,43 тыс. руб., соответственно финансирование маркетинговой деятельности в 2019 г по сравнению с планом маркетинга 2018 г сократится на 9326,827 тыс. руб. за полгода, что экономически и финансово целесообразно, с учетом затрат на основное производство молочного комбината.
За счет прибыли прошлых лет предприятие планирует инвестировать денежные средства в рекламные мероприятия. Предполагается, что объем реализации увеличится на 15%.
Благодаря грамотно разработанной рекламной политики, снижение затрат на рекламу, прибыль от реализации ООО «Казанский молочный комбинат» в 2019 г составит 39399,85 тыс.руб., а в 2020 г 442321,33 тыс. руб., увеличится на
48327,6 тыс.руб. или на 112,27%. Рентабельность продаж составит 25,0%.
Затраты на финансирование маркетинговой деятельности составит 2555,1 тыс. руб., что на 9326,827 тыс. руб. ниже плана маркетинга на 2019 год.
Экономическая эффективность в 2019 г составит 33,05%, а в 2020 г составит 36,37 %.
Таким образом, научная новизна исследования полностью доказана.
Анализируя виды рекламных каналов разработана классификация их на инвестиционные и текущие.
Разработан план финансирования маркетинговых мероприятий для продвижения нового товара на рынке, который может быть использован и адаптирован под деятельность предприятия молочной промышленности. Разработан план финансирования маркетинговых мероприятий для продвижения нового товара на рынке, который может быть использован и адаптирован под деятельность предприятия молочной промышленности.
Предложена методика распределения накладных затрат на продвижение инновационных товаров, исходя из жизненного цикла товара на основе метода Activity based costing (АВС), который позволяет более справедливо и точно рассчитать себестоимость выпускаемой продукции.
1. Алексеев Н.С., Ганцов Ш.К., Кутянин Г.И. Теоретические основы маркетинговых исследований на предприятии. - М.: Экономика, 2015. - 584с.
2. Аливанова С.В., Куренная В.В., Чередниченко О.А., Рыбасова Ю.В. Маркетинг. Основы маркетинга (учебное пособие). Международный журнал экспериментального образования. - 2015. - 276 с.
3. Альбеков А. У., Согомонян С. А. Экономика коммерческого предприятия. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 156 с.
4. Багаев И.В., Тарасевич В.М. Маркетинг: учебник для вузов. 3-е изд. - СПб.: Питер, 2014. - 576 с.
5. Беляев В.И. Маркетинг: основы теории и практики: Учебник. - М.: КноРус, 2015. -400с.
6. Голубкова Е.Н. Маркетинговые коммуникации / Е.Н. Голубкова - М.: Издательство «Финпресс», 2015. - 256с.
7. Голубков Е.П. Основы маркетинга: учебник. / Е.П. Голубков. - М.: Издательство «Финпресс», 2014, - 497 с.
8. Годин М.А. Маркетинг/ М.А. Годин.- М.: Дашков и К, 2014.- 675с.
9. Голиков, В.Д. Менеджмент: учебник для вузов / В.Д. Голиков. - М.: Лира, 2015. -407с.
10. Дамодаран Л. Стратегический риск-менеджмент. Принципы и методики / Л. Дамодаран. -М.: ИД Вильянс, 2014. -393с.
11. Егоров Ю.Н. Основы маркетинга: учебник. 2-e изд., перераб. и доп. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 292 с.
12. Коркмазова К.К. Теоретические аспекты преемственности регионального маркетинга по отношению к маркетингу предприятий. // В сборнике: Ценности и интересы современного общества. Международная научно-практическая конференция. - 2016. - 217 с.
13. Котлер Ф. Основы маркетинга: краткий курс. М.: Вильямс, 2014.496 с.
14. Кругляков Г.Н., Круглякова Г.В. Маркетинг. Ростов - на - Дону: Издательский центр «МарТ», 2014.- 325 с.
15. Маркетинг. Учебник для студентов бакалавриата. под ред. И. В. Липсица. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. -576 с.
16. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д.В. Тюрин. - М.: Юрайт, 2015. -342с.
17. Маслова Т.Д., Божух С.Г., Ковалик Л.Н. Маркетинг. - СПб.: Питер,
2014. - 510с.
18. Наумов В.Н. Маркетинг сбыта / В.Н. Наумов. - М.: Инфра-М, 2014. -
508с.
19. Николаева М.А. Маркетинг. Теоретические основы. - М.: Норма,
2015. - 674с.
20. Ноздрева Р.Б., Гречков В.Ю. Маркетинг: Учебник. - М.: Экономистъ,
2014. - 400 с.
21. Панкрухин А.П. Маркетинг: учебник для бакалавров / А.П.
Панкрухин. - М.: Омега - Л, 2015. - 656 с.
22. Шевченко Д.А. Маркетинг и реклама. 1000 терминов. - М.: Издательство РГГУ, 2015. - 218 с.
23. Уваров, В.В. Стратегический менеджмент: из прошлого к будущему: Учебное пособие / В.В. Уваров, А.А. Лаптев. - М.: Дело и Сервис, 2014. - 238с.
Печатная периодика
24. Афанасьева А.Д., Ермолаева Е.В. Реклама в социальных медиа. Бюллетень медицинских интернет-конференций. - 2015. - № 12. - С. 14-65
25. Богачева Е.А. Специфика применения рекламных коммуникаций в социальных сетях. Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 4. - С. 574.
26. Ваниянц Д.Ю. Реклама в социальных сетях. Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. - С. 1600.
27. Васильева И.С., Лазич Ю.В. Сущность и особенности организации маркетинга на предприятии. // Известия Международной академии аграрного образования. -2018. - № 25. - С. 183-187.
28. Дубская О.С., Дубская Е.С., Любимов В.В. Реклама как часть бизнеса и часть повседневной жизни. // Экономика и социум. - 2018. - № 6-2. - С. 804807.
29. Ермакова Ж.А., Белоцерковская Н.В., Иванченко О.П. Ценообразование на предприятии. - 2017. - № 6. - С. 49-54.
30. Лойко А.О., Аленина Е.Э. К вопросу о конкурентоспособности рекламы в российских социальных сетях. // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2017. - № 4. - С. 29-31.
31. Маслова Е.А. Маркетинговая площадка социальных сетей: анализ возможностей рекламы и продвижения. //Новая наука: Опыт, традиции, инновации. - 2018. - № 3. - С. 118-120.
32. Матафонова А.Н., Марченкова А.В. Сравнительный анализ интернетрекламы. Ученые заметки ТОГУ. - 2016. - № 4. - С. 1416-1420.
33. Мандрик О.О. Развитие маркетинга в России. // В
сборнике: экономика предпринимательства: теория и практика. - 2015. - С. 28-30.
34. Петров А.Д. Реклама по направлению B2b через социальные сети. Экономика и социум. - 2017. - № 4. - С. 382-388.
35. Плиева В.А., Козаева К.Г., Волик М.В. Реклама в социальных сетях. //
В сборнике: Молодежь и наука: актуальные вопросы социально
экономического развития регионов России Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 95-летию Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. 2016. - С. 435-438.
36. Попкова Е.Г., Ионов А.Ч., Токарева И.В. Эффективность развития маркетинга на предприятии // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2017. - № 4. - С. 85-90.
37. Уразаева Н.Х. Язык современной интернет-рекламы на примере рекламы в социальных сетях. // В сборнике: Филология и лингвистика в современном обществе Материалы II Международной научной конференции.
2015. - С. 113-116.
38. Фарстов Р.С. Основные направления повышения эффективности предпринимательской деятельности. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. - 2016. - № 11. - С. 196-201.
Электронные ресурсы
39. Атаманов Д.М. Расчет себестоимости продукции методом ABC /
Атаманов Д.М.// Финансовый директор [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.cfin.ru/management/finance/cost/actbased_costing.shtml
(дата обращения 03.12.2018)
40. Гончаренко О.Н. Маркетинг в России: современное состояние и перспективы развития / О.Н. Гончаренко, Е.В. Титовская // Science Time. - 2014. - № 8. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.cyberleninka.ru (дата обращения 01.12.2018)
41. Ладейщикова А.А. Особенности интернет-маркетинга в России / А.А. Ладейщикова // Science Time. - 2014. - № 5. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.cyberleninka.ru (дата обращения 01.12.2018)
42. Бухгалтерская и финансовая отчетность ООО «Казанский молочный комбинат»
43. Методологические и учетные аспекты распределения косвенных расходов
торговой организации АВС-методом URL: http: metodologicheskie-i-uchetnye- aspekty-raspredeleniya-kosvennyh-rashodov-torgovoy-organizatsii-avs-metodom.pdf (дата обращения 20.01.2019)