ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ
ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1. Понятие и цели разработки стратегии 6
1.2. Стратегическое управление в сфере услуг 13
1.3. Пути повышения конкурентоспособности предприятий индустрии
гостеприимства 17
2. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ В ОТЕЛЕ
«ОСТРОВСКИЙ» 17
2.1. Общая и организационно-управленческая структура организации 17
2.2. Механизм стратегического управления развитием отель «Островский» 32
3. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ СФЕРЫ УСЛУГ ОТЕЛЬ «ОСТРОВСКИЙ» 47
3.1. Моделирование параметров стратегии развития 47
3.2. Организационный механизм реализации стратегии развития 48
3.3. Оценка экономической эффективности предложенных мероприятий 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 56
Из-за постоянно возрастающей конкуренцией между гостиницами и гостиничными сетями, неизбежным является необходимость повышения результативности работы гостиничных комплексов, внедрение инновационных методов и технологий в деятельность гостиниц и управление ими, повышение качества обслуживания клиентов, повышение профессионализма сотрудников и т.п. Все это позволит гостиничным комплексам достичь конкурентных преимуществ.
Повышение эффективности предприятия объединяет различные разделы и дисциплины теории фирмы: менеджмент, маркетинг, экономику фирмы, финансовый менеджмент, информационные технологии.
Актуальность исследования данной проблемы на современном этапе возрастает все больше и больше. Это обусловлено происходящими преобразованиями общественного строя. Все эти обстоятельства придают и качественно новое содержание процессу повышения эффективности деятельности отеля и его стратегическое планирование на рынке сферы услуг.
Отечественной практикой глубоко проработаны вопросы, связанные со стратегическим управлением, накоплен богатый теоретический и практический опыт в применении стратегического управления на предприятии. В литературе имеется достаточно много публикаций, посвященных данному вопросы. Среди них особого внимания заслуживают работы авторов: И. Ансоффа, О.С. Виханского, В.Н. Глумакова, Л.Г. Зайцева, Р.М. Качалова, Г.Б. Клейнера, М.М. Максимова, Н.И. Малышева, Г. Минцберга, Т. Питери, М.И. Соколова, В.Л. Тамбоцева и другие.
В.Д. Маркова и С.А. Кузнецова в работе «Стратегический менеджмент» отмечает, что «.. .в Российской практике механизм стратегического управления находится в стадии становления. При этом считают, сто российский рынок
вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям на каждом шагу» [5].
В.Н. Глумаков, М.М. Максимов, Н.И. Малышев отмечают, что при анализе системы стратегического управления «... нужно понимать и оценивать состояние и динамику развития отрасли, в которой действует фирма. Менеджеры должны уметь определять стратегические и оперативные цели в их взаимосвязи, выявлять сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы, исходящие от внешней среды [6].
И. Ансофф (Ansoff) в своей работе «Новая корпоративная стратегия» определил содержание данного понятия, как деятельность по стратегическому управлению, которая связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствует ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям.
Информационной базой для написания работы послужили труды отечественных экономистов и ученых, зарубежных специалистов и научно - популярные публикации, а также законодательные и нормативные акты в области отдельного бизнеса.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании и анализе системы повышения эффективности на предприятии и разработке рекомендаций по совершенствованию стратегического управления в отеле «Островский».
Для реализации поставленной цели ставятся следующие задачи:
1. Изучить теоретические и организационные основы стратегического управления на предприятии
2. Рассмотреть основные виды и формы стратегий
3. Проанализировать основные направления формирования системы стратегического управления в отеле «Островский»
4. Выявить условия и факторы, определяющие функционирующую на анализируемом предприятии систему стратегического управления
5. Изучить особенности применяемых стратегий на предприятии
6. Разработать направления совершенствования существующей системы стратегического управления
Объектом исследования является отель «Островский».
Предметом исследования является функционирующая на данном предприятии система стратегического управления.
Основными методами исследования послужили :
- монографический,
- статистический,
- абстрактно-логический,
- расчетно-конструктивный,
- сравнительного анализа,
- и другие.
Научная и практическая значимость работы заключается в обосновании необходимости грамотного построения системы стратегического управления, в обобщении основных факторов, определяющих ту или иную форму стратегического развития предприятия, разработке прогрессивных подходов и направлений совершенствования стратегического управления.
При написании выпускной квалификационной работы были рассмотрены законодательные документы, на основании которых возможна и допустима деятельность отель «Островский». А также труды ученых: Артюхова И.В., Джанджугазова Е.А., Зозулев А., Апатовская Т., Блинов А.О., Захаров В.Я., Гришкова Т., Кузьминич Т.Т.
Проведенная исследовательская работа имеет практическое значение, так как предмет исследования имеет перспективу развития, из чего следует его экономическая привлекательность. Структура работы работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка используемых источников.
Разработка и выбор общей стратегии предприятия в большой степени зависит от состояния рыночного спроса и специфики выпускаемой продукции или оказываемых услуг. Разработка стратегии развития базируется на корпоративной философии компании и комплексном изучении внешней и внутренней среды компании. Данный процесс включает три четко обозначенные стадии: стратегический анализ; выявление стратегических альтернатив и выбор стратегического курса. Существует достаточно проработанная методологическая база разработки общей стратегии предприятия, которая в основном строится на идеях зарубежных специалистов, в то же время менее проработана специалистами методология формирования стратегии развития гостиничного предприятия.
Выполненная дипломная работа позволяет сделать следующие основные выводы:
- гостинично-туристический комплекс является динамично развивающейся сферой экономики города Казань;
- количество туристских фирм, действующих на рынке города Казань, увеличивается с одновременным увеличением потенциальных потребителей;
в то же время усиливается конкурентная борьба, что должно привести к улучшению качества предоставляемых услуг; дифференциации деятельности (ориентированность на узкие сегменты рынка) и усилению работы по формированию постоянных клиентов.
Анализ гостиничного хозяйства Казани дает следующие результаты:
- исследуемый элемент находится на стадии становления, отличается по своей структуре от общемировых характеристик;
- разрабатываются и реализуются различные инструменты государственной поддержки развития предприятий проживания;
- отсутствует у многих гостиниц ориентированность на конкретные сегменты, что сказывается на финансовых результатах;
- обостряется конкурентная ситуация, что требует формирования видения и стратегии развития предприятий проживания, основанных на результатах маркетинговых исследований.
Необходимо также отметить, что развитие гостинично-туристического комплекса в Казани, предполагает активное участие органов государственного управления:
- разработку концепции и программ развития туризма в целом, в частности гостиничного хозяйства;
- выделение средств из бюджета города;
- поддержку проектов строительства предприятий проживания;
- реализацию инфраструктурных проектов.
Стратегия развития гостинично-туристического комплекса должна реализовываться на двух уровнях: макроуровне (или уровне региона) и на микроуровне (отдельными предприятиями гостинично-туристического комплекса). Предложенные автором основные направления общей стратегии развития для «Гранд-отеля «Европа» экономически целесообразны, что подтверждается соответствующими расчетами экономической и социальной эффективности, проведенными в третьей главе дипломной работы.
1. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2004. - 519 с.
2. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник - М.: Изд-во МГУ, 2005. - 225 с.
3. Гостиничное хозяйство: проблемы, перспективы, сертификация. С.И. Байлик Москва "ВИРА-Р", 2009, с. 56
4. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью организации:. - М.: Изд. "Финпресс", 2004. - 208 с.
5. Европейский гостиничный маркетинг: Учеб. Пособие: Пер. с англ.-М.: Финансы и статистика, 2009.
6. Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. - М.: Финпресс, 2007. - 192 с.
7. Звигинцев Е.Е., Михайловский В.П. Развитие гостиничного хозяйства - как составляющая рынка услуг в условиях современной рыночной экономики// Аграрный вестник Урала. - 2007. - №6(42). - С.86-87
8. Исалова М.Н., Платова Ф.Р. Особенности управления устойчивым развитием предприятий гостиничного бизнеса//Управление. - 2010. №12. - С.32-36
9. Кибанов А.Я. Управление персоналом организации: Учебное пособие. Практикум. - М.: Инфра-М, 2010.
10. Козлов В.Д. Управление организацией. -М.: Экономика, 2010
11. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле. - М.: ООО "Новое знание", 2005. - 526с.
12. Кудимова М.В. Уважение к клиенту начинается с уважения к себе.// 5 звезд, 2004, №6
13. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Основы стратегического управления в индустрии гостеприимства. - М.: ООО "АС ПЛЮС", 2008
14. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Методика проведения маркетинговых исследований в гостиничном бизнесе. М.: ООО "С АС ПЛЮС", 2008
15. Лесник А.Л., Смирнова М.Н. Перспективы Российской гостиничной индустрии: Москва на острие прорыва. //5 звезд, 2008, №2
16. Маркетинг гостеприимства и туризм. Ф. Котлер, Д. Боуэн, Д.Мейкенз, М, "Юнити" 2010, с. 74
17. Маркетинг и продажи в гостиничном бизнесе. С.С. Скобкин, М, ЮРИСТЪ, 2010, с. 123
18. Маркетинговые исследования в туризме. А. Дурович, Л Анастасова, М, "Новое знание" 2008
19. Менеджмент в индустрии гостеприимства. Г.А. Папирян М., 2009, с. 87
20. Надолинская О.Д. Система взаимного информирования - как информативная помощь в работе гостиничных предприятий. //5 звезд, 2009, №3
21. Петров А.Н. Стратегическое планирование развития организации. -СПб., ун-т экономики, 2009. - 412 с.
22.Экономическая стратегия фирмы / Под ред. А.П. Градова. - С-Пб.: Специальная литература, 2007. - 414 с.
23. Янкевич B.C., Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт Под ред. B.C. Янкевича.- М.: Финансы и статистика, 2009. - 412 с.
24. С.С. Скобкин, М, ЮРИСТЪ, 2010, с. 123.
Электронные ресурсы
25.Официальный порта Государственного комитета по туризму по РТ , режим доступа http: //tourism.tatarstan.ru/rus/file/pub/pub 1752926.pdf
26. Абалакина, Т.В. Механизм обоснования стратегии развития
регионального агропромышленного комплекса [Электронный ресурс] : монография / Т. В. Абалакина, А. А. Абалакин. — М.: Издательскоторговая корпорация «Дашков и К°», 2014. — 117 с. - ISBN 978-5-39402510-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=514645
27. Арсеньев, Ю. Н. Управление персоналом. Технологии: Учеб. пособие для
студентов вузов, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организации» и 061200 «Управление персоналом» / Ю.Н. Арсеньев, С.И. Шелобаев, Т.Ю. Давыдова. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017- 192 с. - ISBN 978-5-238-00842-2. - Режим доступа:
http: //znanium.com/catalog/product/1028615
28. Антонов, И.Ю. Стратегия и методология инновационного развития: зарубежный и отечественный опыт [Электронный ресурс] : Монография / И. Ю. Антонов. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2013. — 159 с. - ISBN 978-5-394-02403-0 - Режим доступа:
http: //znanium.com/catalog.php?bookinfo=514157
29. Бухарова, Е. Б. Стратегии развития Сибирских р