Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования педагогического наследия в области географии 7
1.1. Понятие педагогического наследия 7
1.2. Развитие географии как науки в России 19
1.3. География России как школьный предмет 35
Глава 2. Педагогическое наследие профессора кафедры географии А.С. Тайсина 65
2.1. Биография А.С. Тайсина 65
2.2. Анализ научной деятельности А.С. Тайсина 72
2.3. Разработка урока географии, основываясь на наследии А.С. Тайсина . 82
Заключение 95
Список литературы 99
Приложение
Актуальность исследования. В условиях преобразования всех сторон жизни общества, когда старые ценности и идеалы устарели, а новые еще не сформированы, особенно возрастает роль географии в воспитании личности школьника.
Географическое образование является надежной основой для воспитания рачительного хозяина своей страны и Земли как общего дома человечества. Оно может действенно участвовать в воспитании патриотизма и интернационализма, в осознании современного мира и человечества в его многообразии и единстве. Поэтому совершенствование школьной географии выражается в усилении гуманитарной и экологической направленности.
Для развития современной теории методики обучения географии и для практики массовой школы и других общеобразовательных учреждений знание истории науки необходимо. Анализ истории развития науки приводит к восстановлению важных, но забытых её открытий, и ставит их на службу решения современных задач в образовании. Не оценив достижений прошлого, нельзя сознательно и успешно двигаться вперед. Этим можно объяснить тот факт, что по мере развития научных отраслей знаний формируется и создается история развития этих знаний. Имеется ряд исследований по вопросам развития методики географии, как отрасли научного знания, которая к настоящему времени имела определенные достижения и получила большое практическое признание. Это знание помогает понять общественную роль географии как учебного предмета, его место в учебных планах разных типов школ, успешно решать современные задачи как теоретического, так и практического характера.
Большую роль в становлении методики преподавания по курсу «География Татарстана» сыграл А.С. Тайсин, оставив огромное педагогическое наследие будущему поколению.
Степень разработанности проблемы исследования. Вопросы истории развития географии как науки и методики преподавания географии отражены в трудах многих исследователей, в числе которых А.В. Даринский, В.П. Буданов, А.С. Барков, М.И. Махмутов, З.М. Фаткутдинов.
Вопросы изучения педагогического наследия А.С. Тайсина и его роль в становлении методики преподавания дисциплины «География Татарстана» не освящались в академической среде.
Проблема исследования заключается в том, что, несмотря на огромное педагогическое наследие, оставленное А.С. Тайсиным, данный вопрос и роль А.С. Тайсина в преподавании курса «География Татарстана» не изучались ранее.
Целью данного исследования является изучение педагогического наследия профессора кафедры географии Казанского педагогического университета А.С. Тайсина, как значимую и достойную часть педагогической составляющей отечественного образования и педагогики.
Объектом исследования являются теоретические основы
исследования педагогического наследия в области отечественной и региональной географии.
Предметом исследования является педагогическое наследие
профессора А.С. Тайсина, внёсшего значимый и достойный вклад в методику изучения отечественной и региональной географии.
Задачи исследования:
- рассмотреть понятие «педагогическое наследие»;
- проанализировать развитие географии как науки в России;
- рассмотреть особенности география России как школьного предмета;
- ознакомиться с биографией А.С. Тайсина;
- провести анализ научной деятельности А.С. Тайсина;
- разработать уроки географии, основываясь на учебно-методическом комплексе А.С. Тайсина.
Теоретико-методологической основой исследования послужили труды современных отечественных и зарубежных авторов по вопросам методики преподавания географии в школе и развития географии как науки.
Методы и методики исследования:
- теоретический: анализ философской, педагогической,
психологической литературы по проблеме исследования; теоретическое осмысление и обобщение педагогического опыта;
- эмпирический (педагогическое наблюдение, эксперимент по планированию педагогической деятельности - разработке урока);
- диагностический (беседа, анкетирование, тестирование).
Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново-Савиновского района г.Казани
Научная новизна исследования: заключается в анализе и
систематизации педагогического наследия великого ученого А.С. Тайсина.
Апробация результатов исследования: Основные положения и результаты исследования докладывались на заседании международная школа-конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Материалы и технологии XXI века» в рамках Второго Всероссийского научного форума «Наука будущего - наука молодых» (пленарные лекции, стендовые сессии, работа секций, мастер-классы), в «Набережных Челнах прошли VI республиканские научно-практические чтения имени А.С. Тайсина» (Набережные Челны, 17 марта 2016г.), международной научнопрактической конференции студентов и магистров «Преемственность географического и эколого-географического образования школьников» (Казань, 13 декабря 2017г.), а также апробировались в образовательном процессе МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения» Ново- Савиновского района г. Казани.
Теоретическая значимость исследования заключается в систематизации исторических этапов развития методики преподавания курса региональной географии в школе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования разработанных планов уроков в практической деятельности учителя географии с использованием пособия А.С. Тайсина «География Татарстана».
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы и 5 приложений, объем работы 133 страницы.
География возникла в глубокой древности, во времена Эратосфена и Птолемея, и с тех пор верно служит людям. Изначально география носила описательный характер («гео» — земля, «графо» — пишу), постепенно человечество накапливало и систематизировало знания о Земле, благодаря чему мы научились понимать механизмы работы природной и природноантропогенной системы. Сейчас география — это комплекс фундаментальных географических наук, которые занимаются исследованием, нахождением географических законов и прогнозированием.
Любой гражданин России после уроков географии в школе должен объективно оценить место России в мире, а не слепо доверять газете или интернет-порталу. Для этого ему необходимо знать ВВП на душу населения в России и в других странах, понимать развитие отраслей хозяйства и какой доход ВВП они приносят. Применять информацию по географии и понимать роль своего государства в мире - это самое важное, чему может научить педагог.
Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, требующая умения решать постоянно возникающие нестандартные проблемы, выдвигающая повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности.
Становление географии как сферы особой профессиональной деятельности прошло долгий путь развития, когда в экспедиционных работах активное участие уже принимали профессионалы-географы, а не представители естественных наук. Организаторами экспедиционных работ часто выступали специализированные научно-исследовательские институты (Институт географии АН СССР, Институт британских географов).
Одновременно шло становление и массовой профессии, связанной с ростом числа кафедр географии, факультетов и специализированных ВУЗов, отраслевых курсов, изданием специализированных учебных пособий для высшей и средней школы. В СССР была введена защита докторской диссертации.
Школьная география, изучающая природные явления и человека (с его хозяйственной и политической деятельностью) в их размещении и взаимодействии, «расширяет кругозор учащихся, дает им научное материалистическое объяснение явлений природы и общественной жизни. Кроме того, география дает навыки, применимые в различных областях практической деятельности.
Рассматривая исторические периоды становления географии как науки, мы видим, что география основана на реальных фактах. Такая география приучает учащихся пристально всматриваться в природные явления, в обстановку хозяйственной и политической деятельности людей и в саму деятельность, воспитывая наблюдательность. Исследуя причины и следствия, прибегая к широким обобщениям и сравнениям, география приучает к правильному мышлению, к обобщениям, умозаключениям и сравнениям.
Научить учащихся географически мыслить- значит научить мыслить конкретно, рассматривать вещи и явления во взаимной связи, а не оторвано одно от другого, видеть единство разнообразных процессов.
Профессор Тайсин Анвер Сафович оставил своим ученикам, коллегам, всем, кто изучает природу родного Татарстана большое научное и педагогическое наследие, которое заключается и в самих его учениках, продолжающих работать во многих учебных заведениях Республики Татарстан и далеко за его пределами.
Велико наследие учителя, выраженное в учебниках, переживших более 20 изданий, в его трудах, посвященных природным объектам Татарстана, в его многочисленных статьях, в его диссертациях ... кандидатская диссертация Анвера Сафовича Тайсина «Антропогенная активизация эрозии и динамики озер Приказанского района» и докторская диссертация «Теория и практика реализации регионологического принципа обучения».
Плодотворно работал Анвер Сафович над созданием Татарской Энциклопедии, над русско-татарским словарем географических терминов, привлекая к этой деятельности своих коллег и учеников.
Педагогические идеи А.С. Тайсин нашли широкое воплощение в практике советской школы и получили творческое развитие в современной педагогике. В современном мире книги Тайсина пользуются огромной популярность в школе Республике Татарстан, каждый школьник знает его имя.
Педагогическое наследие А.С. Тайсина и во второй половине XX столетия действенно и современно. Оно не только «наследие», но один из действующих факторов совершенствования дела в развитие географии в Республике Татарстан. Каждый года в Набережных Челнах проходят научно-практические чтения имени А.С. Тайсина на этой конференции школьники, и студенты могут лично познакомится с творчеством А.С. Тайсина а также показать сои достижение в области «География», «Биология и экология», «Экология (9-11 классы)», «Экология (5-8 классы)», «Экология (начальные классы)», «Краеведение и татарский язык», Инновационные технологии в урочной и внеурочной деятельности учителя в условиях реализации ФГОС». В нашем исследование мы ознакомились с биографией Тайсина А.С. прочитали и проанализировали статьи и работы по разным разделам
географической науки. И описали вклад Тайсина А.С. в науку, воспитание молодого поколения, общественную жизнь Республики Татарстан. Благодаря его вкладу в географию Республики Татарстан ученики общеобразовательных учреждений имеют
возможность ознакомится с географии нашей республике.
Анвер Сафович всегда являлся неподражаемым примером преданного служения выбранному делу.
1. Абзалов А.В., Костоусов Н. С. «Педагогическое наследие» как метафора в современном педагогическом дискурсе / А. В. Абзалов, Н.С. Костоусов // Казанский педагогический журнал. 2017. № 5. С. 125-128.
2. Аксакалова Г.П. Все только начинается... обзор современных учебников по географии Г.П. Аксакалова // «Школьное обозрение». 2015. № 2-3.
3. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география. Понятийнотерминологический словарь / Э.Б. Алаев. - М.: Мысль, 1983.
4. Анучин В.А. Основы природопользования / В.А. Анучин. - М.: Мысль, 1978.
5. Антонов Б., Валиева Л. Литературно - мемориальный музей Г. Тукая.- Казань. - 1984.
6. Асмолов А.Г. От экологических знаний - к картине мира / А.Г. Асмолов // Вестник образования. - 1993. - № 7.
7. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. - М. Просвещение, 1990. - 561с.
8. Баранский Н.Н. Методика преподавания экономической географии / Н.Н. Баранский. - М., 1990.
9. Барков А.С. Вопросы методики и истории географии: Издательство Академии педагогических наук РСФСР / А.С. Барков. - М.: 1961.
10. Безрукова В. С. Основы духовной культуры: энциклопедический словарь педагога. - Режим доступа: ЬРр:/Л^ёЬ.гиЛоок/2054801-р15.Ь1т1(дата обращения: 08.04.2018).
11. Буданов В.П. Методика преподавания физической географии.
Пособие для учителей средней школы / В.П. Буданов.- М.: Учпедгиз, 1947.
12. Буклет музея « Казан арты » Арского района.
13. Буклет Дом-музей семьи Тукаевых в селе Кошлауч Арского района.
14. Вопросы географии и геологии. Сб. 7. / Уч. записки КГПИ. - Казань, 1973.
15. Ворохов Э. Эциклопедия афоризмов (В мире мудрых мыслей) / Э. Ворохов. - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2015.
16. Гайсин И.Т. Непрерывность экологического образования. Монография / И.Т. Гайсин. Казань издат. «Тан-Заря», 2015.
17. География Татарстана. Проб. уч. пособ. /Под ред. Г.П. Бутакова. Казань: Магариф, 1994.
18. География Татарстана. Рабочая тетрадь. Учеб. пособ. для 8-9 кл.тат.сред. общеобразов. школы (на тат.яз.) / Тайсин А.С. и др. Казань: Магариф, 2000.
19. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / С.И. Гессен. - М.: Пресс, 1995. - 448 с.
20. Грин X. С. Предсказание погоды с помощью астрометеорологии / Х.С. Грин. Саратов: Научная книга, 1996.
21. Даринский А.В. Методика преподавания географии / А.В. Даринский. - М.: Просвещение, 1975. 7-21с.
22. Даринский А.В. Так начинались исследования по методике географии / / А.В. Даринский // География в школе. 2018. № 1. С. 45.
23. Дик Н.Е. Ломоносовский период в развитии русской географии Н.Е. Дик. - М.: Мысль,1976.
24. Дронов В.П. «Фундаментальное ядро» — содержательная основа для разработки примерных программ учебных предметов общего образования / В.П. Дронов // «Педагогика». 2016. № 4. С. 12-18.
25. Душина И.В., Таможня Е. А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе: Пособ. Для учителей и студ. пед. ин- тов и ун-тов / И.В. Душина, Е.А. Таможня, В.Б. Пятунин. - М.: ООО «Издат. Астрель»: ООО «Издат. АСТ», 2016.
26. Зуев Д.Д. Школьный учебник / Д.Д. Зуев. - М.: Педагогика, 1983. - 154с.
27. История Арского края: записки директора музея литературы и искусства Р. Фазлиахметова. // Арский вестник.-2004.-№91, 8 сентября.
28. Каган М. С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. - 206c.
29. Каптерев П. Ф. История русской педагогии / П.Ф. Каптерев. Изд. 2-е, пересмотр. и доп. - Пг.: Земля, 1915. - 746 с.
30. Максаковский В.П. Географическая культура / В.П. Максаковский. -М. ВЛАДОС, 1999. - 256с.
31. Максаковский В.П. Инновационный учебник по социальноэкономической географии мира / В.П. Максаковский // «География в школе».
2017. № 5. С. 41-48.
32. Максаковский В.П. Как нам обустроить школьную географию / В.П. Максаковский // «География в школе». 2015. № 1, 2.
33. Максаковский В.П. Концепция учебника географии нового поколения / / В.П. Максаковский // «География в школе». 1993. № 4.
34. Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе / В.П. Максаковский. - М, ВЛАДОС, 2015. Гл. 3.
35. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 23. - М.-Л., 1952.
36. Махмутов М.И. Проблемное обучение / М.И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1975.
37. Международная Хартия географического образования //География в школе. - 1993. - №2.
38. Наглядный словарь Земля, Дорлинг Киндерсли. Лондон-Нью- Йорк-Штутгарт. Москва, 1997.
39. Николина В.В. Особенности учебников географии серии «Полярная звезда» / В.В. Николина В.В. // География в школе. 2015. №4. С. 23-31.
40. Ожегов С.И. Словарь русского языка. / С.И. Ожегов - М.: Советская энциклопедия, 1964. - 900 с.
41. Основы и менеджмент промышленной экологии: Учеб.пособ. Под ред. проф. А.А. Мухутдинова. Казань: Магариф, 1998.
42. Примерные программы по учебным предметам. География. 6-9 классы. - М.: Просвещение, 2015. - 96с.
43. Программа по географии Татарстана // Магариф. - №10. - 2015.
44. Программа по географии Татарстана для 8-9 классов. // Магариф. - № 6. - 1994.
45. Республика Татарстан 2017. Статистический сборник. Казань,
2017.
46. Сахапов И. В музеях - наша история. // Арский вестник. - 2009, 17 апреля-2с. О новом историко-краеведческом музее Арского района.
47. Смирнягин Л.В. Рецензия на учебно-методический комплекс В.Н. Холиной / Л.В. Смирнягин // «География в школе». 2017. № 4. С. 45-62
48. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. Изд-е 7-е. - Киев: Радьянска школа, 1981.
49. Тайсин А.С. География Республики Татарстан / А.С. Тайсин. Учеб .пособ. для 8-9 кл. сред, общеобразоват. шк. - 2-е изд., доп. - Казань: Магариф, 2015.
50. Татарский энциклопедический словарь. - Казань: Ин-т Тат. энциклопедии АН РТ, 1998.
51. Ушинский К.Д. Избранные труды: в 4 кн. / К.Д. Ушинский. - М.: Дрофа, 2015. Кн. 1. - 640 с.
52. Ушинский К.Д. О пользе педагогической литературы / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические произведения. - М.: Просвещение, 1968. С. 233-250.
53. Ушинский К.Д. Родное слово /собр. соч. Т.- 6 / К.Д. Ушинский. - М.-Л.,1949.
54. Фаткутдинов З.М. Афоризмы и максимы или откровения XX века / З.М. Фаткутдинов. Казань: Таткнигоиздат, 1996.
55. Холина В.Н. Концепция преподавания социально-экономической географии на профильном уровне / В.Н. Холина // «География в школе». 2017. № 4. С. 15-23.
56. Хусаинов 3.А. Региональная модель формирования
экологической культуры учащихся: Монография / З.А. Хусаинов. Казань: Экоцентр, 2015.
57. Хусаинов З.А. Занимательная география (на тат. яз.) / З.А. Хусаинов. Казань, Таткнигоиздат, 1982.
58. Эрдели В.Г. Методика географии / В.Г. Эрдели. - М.: Просвещение, 1959.