Введение 3
1 Характеристика законодательных (представительных) органов власти в Российской Федерации 5
1.1 Структура, полномочия и функции Федерального Собрания РФ 5
1.2 Полномочия и структура законодательных органов субъектов РФ 12
2 Совершенствование работы органов законодательной власти Российской Федерации 18
2.1 Проблемы организации и деятельности российского парламента 18
2.2 Основные направления совершенствования законодательной власти в РФ 22
Заключение 27
Список использованных источников 29
Конституция Российской Федерации 1993 г. учредила Федеральное Собрание Российской Федерации как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации. Предназначение этого органа государственной власти, как следует из наименования, двойственно. Во-первых, Федеральное Собрание Российской Федерации призвано выражать интересы и волю российского народа (представительный характер). Народное представительство реализуется путем проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей. Во-вторых, это законодательствование, которое означает, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации реализует права и свободы, провозглашенные Конституцией Российской Федерации, посредством принятия законов, т. е. нормативных правовых актов высшей юридической силы. Однако она связана в этом процессе с решением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и согласием Президента РФ.
В связи с актуальностью темы целью данной работы является исследование законодательных (представительных) органов в системе государственного (муниципального) управления.
В рамках поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть структуру, полномочия и функции Федерального Собрания РФ;
охарактеризовать проблемы организации и деятельности российского парламента;
определить направления совершенствования работы органов законодательной власти Российской Федерации.
Объектом исследования данной работы выступают законодательные (представительные) органы Российской Федерации, предметом – их полномочия, структура, проблемы деятельности и направления совершенствования работы.
В ходе исследования использовались общенаучные и специальные методы исследований: анализ литературных источников и нормативно-правовых актов, обобщения, описания, сравнительно-сопоставительный метод и т.д.
Информационной базой работы послужили современная научная литература по основам государственного и муниципального управления, нормативно-правовые акты РФ, периодические издания по вопросам функционирования законодательных (представительных) органов в системе государственного управления.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В заключение работы следует сделать следующие выводы.
В соответствии с Конституцией РФ (ст. 94) Федеральное Собрание РФ выступает парламентом РФ. Федеральное Собрание является представительным органом РФ. Тем самым Конституция РФ утверждает, что форма государства РФ представительная демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возложено на народное представительство. Конституция РФ (ст. 94) определяет Федеральное Собрание РФ как законодательный орган РФ. В предоставлении парламенту законодательной власти осуществляется принцип народного суверенитета. В итоге парламент законодательно регулирует жизнь государства и способствует созданию правового государства.
Конституцией РФ закреплена двухпалатная структура парламента: Федеральное Собрание РФ состоит из Совета Федерации и Госдумы. Состав палат, как и принципы по их комплектованию, различен. Государственная дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 85 субъектов, следовательно, 170 членов Совета Федерации). При этом одно и то же лицо не может в одно и то же время являться членом Совета Федерации и депутатом в Государственной Думе.
В ходе работы были выявлены особенности и проблемы организации и функционирования Федерального Собрания Российской Федерации, оказывающие влияние на качество принимаемых им законов, в том числе в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, к ним относятся:
ограничения полномочий Федерального Собрания Российской Федерации в сфере общей компетенции по осуществлению конституционных прав и свобод;
Федеральное Собрание РФ все еще остается органом для «избранных» (богатых, популярных, известных), довольно часто не имеющих ничего общего с юриспруденцией и государственным управлением;
отсутствие правового регулирования института представительства в целом (за исключением, пожалуй, избирательных цензов и некоторых норм представительства), в том числе политической и юридической ответственности за «ненадлежащее представительство»;
не все депутаты обладают профессиональной компетентностью;
предложения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, по которым проделана масштабная работа, могут полностью игнорироваться Государственной Думой РФ;
бессистемность и хаотичность в формировании массива нормативных правовых актов, слишком часто вносимые изменения и дополнения в недавно принятые законы.
Таким образом, в целях совершенствования деятельности законодательных (представительных) органов в РФ требуется:
предусмотреть постоянную ревизию и систематизацию законодательства;
ускорить принятие закона о нормативных правовых актах в РФ;
в регламентах палат Федерального Собрания РФ отразить, кроме имеющихся процедурных правил, требования юридической техники;
предусмотреть ответственность законодателей за допущенные законотворческие ошибки, например, путем введения специальной главы в регламенты палат Федерального Собрания Российской Федерации;
обеспечить все обязанности парламентариев необходимыми санкциями;
определить четкие критерии эффективности деятельности парламента.