Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Статус депутата представительного органа местного самоуправления

Работа №85105

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

конституционное право

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
209
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления 7
1.1. Понятие и содержание правового статуса депутата представительного
органа местного самоуправления 7
1.2. Нормативное правовое регулирование статуса депутата
представительного органа местного самоуправления 15
Глава 2. Механизм реализации правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления 25
2.1. Полномочия депутата органа местного самоуправления 25
2.2 Гарантии деятельности депутата представительного органа местного самоуправления 38
2.3. Ответственность депутата представительного органа местного
самоуправления 49
Заключение 56
Список использованных нормативных правовых актов и литературы

Настоящая работа представляет собой исследование деятельности депутатов местного самоуправления в современной Российской Федерации и проблемных вопросов их правового положения.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что на сегодня местное самоуправление является таким институтом демократии, который не входит в систему органов государственной власти. Через местное самоуправление у населения есть реальная возможность принимать непосредственное участие в управлении делами общества, разрешении местных дел, т.е. таких дел удовлетворение потребностей, которые необходимы в повседневной жизни. Местное самоуправление осуществляется через органы, важное место среди которых занимают представительные органы местного самоуправления, одним из принципов деятельности которых является коллегиальность, которая определяет, что все решения принимаются совместно.
Правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления привлекает большое внимание не только ученых конституционного и муниципального права, но и законодателя. Были предприняты попытки принять закон, регулирующий правовой статус депутата местного самоуправления. Увеличивается в современных условиях роль депутатского мандата, сущность которого выражается в представительском статусе депутата. Суть представительного органа местного самоуправления не только не только в создании муниципальных правовых актов, но и выражать интересы местного населения. Выражение этих интересов проявляется исключительно посредством депутатской деятельности.
В контексте рассматриваемой темы выпускной квалификационной работы важным является определение понятия «правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления».
Руководствуясь вышеизложенными причинами, автор исследует в настоящей работе вопросы правового положения депутата местного
Предмет исследования является совокупность правовых норм, которые закрепляются в международных актах, нормативных правовых актах национального законодательства, муниципальных правовых актах и определяют правовой статус депутата органа местного самоуправления, его полномочия, гарантии и ответственность.
Целью исследования является выявление особенностей и механизма обеспечения правового статуса депутата органа местного самоуправления и разработка основных направлений по совершенствованию нормативной правовой базы, регулирующей правовой статус депутата представительного органа местного самоуправления.
В соответствии с поставленными целями сформулированы основные задачи исследования:
1) Провести анализ и обобщить накопленные научные знания о статусе местного депутата, определить природу депутатского мандата;
2) Изучить основные нормативные правовые акты законодательства Российской Федерации, в том числе субъектов РФ, а также муниципальные правовые акты, в которых содержатся нормы о статусе местного депутата;
3) Провести исследование полномочий депутата органа местного самоуправления, как элемента правового статуса депутата органа местного самоуправления;
4) Провести анализ системы гарантий деятельности депутата органа местного самоуправления;
5) Изучить проблемы ответственности депутатов органов местного самоуправления;
6) Разработать предложения и рекомендации по совершенствованию правового регулирования статуса депутата органа местного самоуправления.
Методологической основой исследования является современный
методологический инструментарий, концептуальные подходы к правовому статусу депутата органа местного самоуправления, выработанные современной юридической наукой. Правовой статус депутата органа местного самоуправления был исследован на основе общенаучных методов: диалектического, исторического, логического, а также частных научных методов: сравнительно-правового, системно-структурного анализа, формально-юридического, историко-правового, нормативно-логического и др. Широкий спектр методов позволил более целостно раскрыть предмет исследования, и в конечном итоге достичь обозначенной цели, решить поставленные задачи.
Правовую основу исследования является составили Европейская Хартия местного самоуправления, которая была принята Советом Европы 15 октября 1985 года, Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, а также решения Конституционного Суда Российской Федерации. Основным нормативным правовым актом, который регулирует правовое положение депутата органа местного самоуправления, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Практическая и теоретическая значимость настоящей работы заключается в предпринятой попытке анализа многих аспектов правового статуса депутата органа местного самоуправления, которые влияют на реализацию основных функций представительного органа муниципального образования, на деятельность других муниципальных органов, на осуществлении местного самоуправления в целом

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Деятельность депутата органа местного самоуправления представляет собой серьезную ответственную работу по представлению интересов населения. Это обуславливает возникновение серьезной необходимости в повышении эффективности и качества деятельности всего депутатского корпуса представительного органа местного самоуправления.
В рамках данной выпускной квалификационной работы:
Во-первых, был проведен анализ теоретико-правовых основ статуса органа местного самоуправления. Было дано такое определение понятия правового статуса депутата местного самоуправления, по которой понимается юридическое положение, которое включает в себя совокупность прав и обязанностей депутата органа местного самоуправления, гарантии его деятельности, а также ответственность, наступающую за противоправные действия (бездействия) депутата органа местного самоуправления.
Во-вторых, были рассмотрены нормативные правовые акты, которые регулируют правовой статус депутата местного самоуправления. В первую очередь было отмечено, что правовой статус депутата местного самоуправления регулируется общепризнанными принципами и нормами международного права, и международными договорами Российской Федерации, которые являются составной частью ее правовой системы. Конституция РФ устанавливает самые важные положения, которые касаются деятельности местного самоуправления. Положения, которые закреплены в Конституции, развиваются в федеральных законах. В настоящее время, статус депутата регулируется Федеральным законом № 131 от 2003 г.
В-третьих, было проведено исследование полномочий депутата органа местного самоуправления, в рамках которого права и обязанности депутата местного самоуправления были разделены на два вида: индивидуальные и коллективные. К первому виду относятся те права, которые реализуются по собственной инициативе, независимо от других депутатов. Во второй вид включаются коллективные права и обязанности, реализуемые депутатом в составе постоянных или временных комиссий, депутатских групп или фракций.
В-четвертых, были рассмотрены гарантии деятельности местных депутатов. Автор выяснил, что под гарантиями понимается такая система социально-экономических, нравственных, юридических, а также идеологических предпосылок, условий, средств, которые создают реальные возможности для осуществления своих прав и обязанностей, т.е. полномочий. Гарантии предлагается рассматривать по двум направлениям. Первое направление составляют общие гарантии депутатской деятельности, исходя из того, что правовой статус органа местного самоуправления является производным от правового статуса гражданина.
Второе направление составляют специальные гарантии депутатской деятельности: организационно-правовые гарантии, гарантии депутатской
неприкосновенности, гарантии трудовых прав и материально-финансовые гарантии.
В-пятых, проанализированы вопросы ответственности местных депутатов. Было выяснено, что ответственность может рассматриваться в позитивном и негативном смысле. Позитивная ответственность - осознание личностью возложенных на него обязанностей, которые определяются ответственной деятельностью по решению вопросов местного значения. Негативная ответственность предполагает ответственность перед населением и ответственность, которая наступает в результате нарушения действующего законодательства.
В качестве одного из оснований досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления предлагается положение, предусматривающее систематическое (более двух раз в течение года) непосещение депутатом заседаний представительного органа местного самоуправления без уважительной причины. Такой вопрос следует выносить на личное рассмотрение представительного органа местного самоуправления.
После принятия нового закона начался новый этап в реформировании местной власти, однако правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления не получило конкретизации. Важно создать такой механизм реализации правового статуса депутата представительного органа местного самоуправления, который позволял бы депутатам еще лучше реализовывать свои полномочия. Федеральное законодательство также забыло институт наказов, который был популярен в советское время. Наказы позволяют более оперативно реагировать депутатам на проблемы и нужды избирателей.
Чтобы выполнять такие задачи на практике, требуется выработка качественной и развитой нормативной правовой основы, позволяющей в полной мере раскрыть правовое положение депутата представительного органа местного самоуправления. Если повышать качество деятельности депутата органа местного самоуправления, то это, несомненно, положительно отразится и уровне жизни населения данного муниципального образования.
В понимании правового статуса депутата органа местного самоуправления на уровне субъектов РФ существует разрозненность, неопределенность. Отсутствие единого, комплексного подхода в законодательном регулировании элементов правового статуса органа местного самоуправления влечет неточное истолкование и применение юридических норм на практике или даже их бездействие. Для решения этой проблемы Федеральный закон от 6 декабря 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предлагается дополнительными статьями, детально регламентирующими базовые элементы правового статуса органа местного самоуправления.



1. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.
2. Европейская Хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. // Собрание законодательства РФ. 1998. № 36. Ст. 4466.
Нормативные правовые акты
3. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.
4. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 13. Ст. 1447.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1. Ст. 1.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52. Ст. 4921.
7. Федеральный закон от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 35. Ст. 3506.
8. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.
9. Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002.
10. Федеральный закон от 2 мая 2006г. № 59-ФЗ «О порядке
рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст. 2060.
11. Указ Президента Российской Федерации от 22 декабря 1993 года № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. № 52. Ст. 5071.
12. Указ Президента российской Федерации от 15 октября 1999 года «Об утверждении основных положений государственной политике в области развития местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5011.
13. Указ Президента Российской Федерации «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» от 26 октября 1993 г. // Российские вести. 1993.
14. Постановление Правительства РФ от 22 декабря 1993 года «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» // Российская газета. 1993. 25 декабря.
15. Устав муниципального образования города Казани (утв. решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5) // "Казанские ведомости", N 301/302, 30.12.2005.
16. Устав муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (принят решением Чебоксарского городского Собрания депутатов ЧР от 30.11.2005 N 40) // "Чебоксарские новости", N 255-260, 31.12.2005.
17. Положение о Чебоксарском городском Собрании депутатов от 22 мая 2008 г. № 1010.
18. Регламент Казанской городской Думы от 10 ноября 2005 г. № 4-2.
19. Регламент Чебоксарского городского Собрания депутатов от 30 июня 2011 г. № 264.
Список использованной литературы
20. Авакьян С.А. Депутат: статус и деятельность. М., 1991.
21. Авакьян. С.А. Конституционное право России. Учебный курс: Учебное пособие. В 2-х т. Т. 2. / С.А. Авакьян. - 5-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 912 с.
22. Алексеев С.С. Проблемы теории права В 2-х т. Свердловск, 1973. Т. I.
23. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2005.
24. Бахрах Д.Н. Право запроса депутата в СССР // Правоведение. 1962. №2. С. 33-42.
25. Богданова Н.А. Категория статуса в конституционном праве // Вестник МГУ. Право. 1998. № 3. С. 47.
26. Витрук Н.В. Правовой статус личности в СССР. М., 1985.
27. Выдрин И.В. Местное самоуправление: соотношение юридической теории и конституционной практики // Выборы и референдумы. 1997. № 1.
28. Выдрин И.В., Кокотов А.Н. Муниципальное право России. Екатеринбург, 1997.
29. Данилов И.С. Мандат народного представителя (понятия и виды) // Закон и право. 2001. № 3.
30. Зиновьев А.В. Конституционное право России. М. 2002. С. 250.
31. Зиновьев A.B. Статус народного депутата в СССР (проблемы теории и практики). М., 1987.
32. Зражевская Т.Д. Ответственность по советскому государственному праву. Воронеж, 1980. С. 108.
33. Краснов А.М. Парламентская ответственность депутата // В сб.: Конституционный строй России, вып. 2. М., 1995. С. 97.
34. Кутафин М.А. Муниципальное право Российской Федерации: учебник. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006.
35. Марченко. М.Н. Общая теория государства и права. В 3-х т. Т. 3. Государство, право, общество: Академ. курс / М.Н.Марченко, С.Н.Бабурин и др. - 4-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 720 с.
36. Матузов Н.И. Теория государства и права : Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. - 640 с.
37. Постовой Н.В. Муниципальное право России. Учебник. М.: Новый юрист, 1998. С. 322.
38. Санова Л.Т. Участие депутата представительного органа местного самоуправления в нормотворческой работе // Общество и право. 2009. № 1.
39. Сергеев А.А. О трудовых правах выборных должностных лиц местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2009. № 13.
40. Топорнин Б.Н. Конституционный статус гражданина. М., 1989.
41. Фадеев В.И., Варлей М.В. Депутатский мандат в Российской Федерации: конституционно-правовые основы. М.: Норма, 2008. С. 328.
42. Шугрина Е.С. Муниципальное право: Учебник / Е.С. Шугрина. - 3-e изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2010. - 528 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ