Правовое регулирование предоставления политического убежища в Российской Федерации
|
Выпускная квалификационная работа .
Введение 3
Глава I Общая характеристика права политического убежища 7
§ 1.1 История становления права политического убежища 7
§ 1.2 Нормативно-правовое регулирование предоставления убежища в Российской Федерации 16
§ 1.3 Понятие права политического убежища 21
Глава 2 Право политического убежища в России 26
2.1 Порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации 26
2.2 Правовое положение субъектов политического убежища в Российской Федерации 38
Глава 3 Проблемы реализации права политического убежища в Российской Федерации и пути их решения 46
3.1. Проблемы реализации права политического убежища в России 46
3.2. Пути решения проблем реализации права политического убежища в России 53
Заключение 56
Список использованных источников 63
Введение 3
Глава I Общая характеристика права политического убежища 7
§ 1.1 История становления права политического убежища 7
§ 1.2 Нормативно-правовое регулирование предоставления убежища в Российской Федерации 16
§ 1.3 Понятие права политического убежища 21
Глава 2 Право политического убежища в России 26
2.1 Порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации 26
2.2 Правовое положение субъектов политического убежища в Российской Федерации 38
Глава 3 Проблемы реализации права политического убежища в Российской Федерации и пути их решения 46
3.1. Проблемы реализации права политического убежища в России 46
3.2. Пути решения проблем реализации права политического убежища в России 53
Заключение 56
Список использованных источников 63
Актуальность темы настоящего исследования обусловлено важным практическим значением института политического убежища в России, который был сформирован в связи с конституционным закреплением общепризнанных принципов и норм международного права, ставших составной частью правовой системы Российской Федерации, практической включенностью Российского государства в механизм международно-правовой защиты прав и свобод человека. Согласно ст. 63 Конституции Российской Федерации в России предоставляется политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права. Реализуя свое конституционное право нормотворчества Президентом Российской Федерации в 1995 году впервые был издан Указ «Об утверждении Положения о порядке предоставления политического убежища в Российской Федерации». Однако уже спустя два года - в 1997 году – был принят новый Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», содержавший ряд новшеств. Но данный Указ за двадцать лет его действия претерпел значительные изменения, которые были внесены в него в 2003, 2007, 2012, 2016 годах.
Механизм предоставления политического убежища имеет достаточно сложную структуру, в которой участвует сразу несколько субъектов Президент Российской Федерации, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления по вопросам миграции. Данными органами власти были приняты и действует комплекс собственных ведомственных нормативно-правовых актов, которые касаются их участия в процедуре предоставления политического убежища в России.
К настоящему времени сложилась практика предоставления Россией политического убежища, хотя ее нельзя назвать и значительной. Практика предоставления политического убежища по данным Федеральной миграционной службы РФ (сейчас - Главного управления по вопросам миграции МВД России) началась только с 2008 года, когда произошел вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе указанного года. Тогда граждан Грузии, которые искали именно политического убежища в России, было несколько сотен. А предоставление политического убежища Эдварду Сноудену в России прогремело на весь мир. Вместе с тем, в предоставлении политического убежища украинским гражданам в связи с вооруженным конфликтом на востоке Украины было отказано в связи с особенностями действующего российского законодательства.
В связи с этим, сложившуюся нормативно-правовую базу права политического убежища и практику его предоставления необходимо критически осмыслить с точки зрения его соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, интересам Российского государства, уровню эффективности. Непосредственно анализ указанных аспектов проблемы, их учет при совершенствовании законодательства и практики его применения сделает возможным обеспечение реальной возможности реализовывать иностранными гражданами и лицами без гражданства права на получение политического убежища на территории России.
Анализ научной литературы по предоставлению политического убежища позволяет сделать вывод о том, что традиционно вопрос исследуется в рамках международного права, с позиции межгосударственных правовых отношений. Вместе с тем, стали появляться исследования указанного института в рамках конституционного права, однако они единичны и их недостаточно для глубокого теоретико-правового исследования указанного вопроса.
Высказанное выше мнение об актуальности и слабой разработанности проблемы обусловили обращение к ней автора данного исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в рамках правового регулирования предоставления политического убежища в Российской Федерации.
Предметом исследования служат теоретические положения и правовые нормы, определяющие предоставление политическое убежище в Российской Федерации.
Целью данной работы является комплексный анализ правового регулирования предоставления политического убежища в Российской Федерации.
Исходя из целей исследования, поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть историю становления права политического убежища в России;
определить нормативно-правовое регулирование предоставления убежища в Российской Федерации;
охарактеризовать понятие права политического убежища;
рассмотреть порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации;
раскрыть правовое положение субъектов политического убежища в Российской Федерации;
выявить проблемы права политического убежища в России;
проанализировать пути решения права политического убежища в России.
Проблематикой предоставления политического убежища в Российской Федерации занимались такие ученые, как Антипов А.Н., Волох В.А., Рыжов А.А. Савченко Л. И., Сазон К.Д., Солоха Г.Д., Юшков С.В., и иные, научные труды которых стали источниками теоретической базы настоящего исследования. Тем не менее, анализ юридической литературы позволяет говорить о том, что степень теоретической разработки в области предоставления политического убежища в Российской Федерации не отвечает потребностям современной юридической практики.
Вместе с тем, поскольку сфера предоставления политического убежища в Российской Федерации имеет прикладное значение, то основным источником стало нормативно-правовое регулирование в виде Конституции Российской Федерации, Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» и иные.
Опирается проведенное нами исследование на методологию, основой которой является диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Подтверждение положений, содержащихся в работе, реализовано путем комплексного применения таких методов исследования как: анализа и синтеза, дедукция, индукция, историко-правового, формально–логического и формально–юридического, системного, сравнительного и иных методов.
Структура настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами, указанными выше, и поэтому состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных материалов и литературы.
Механизм предоставления политического убежища имеет достаточно сложную структуру, в которой участвует сразу несколько субъектов Президент Российской Федерации, Министерство иностранных дел, Министерство внутренних дел Российской Федерации в лице Главного управления по вопросам миграции. Данными органами власти были приняты и действует комплекс собственных ведомственных нормативно-правовых актов, которые касаются их участия в процедуре предоставления политического убежища в России.
К настоящему времени сложилась практика предоставления Россией политического убежища, хотя ее нельзя назвать и значительной. Практика предоставления политического убежища по данным Федеральной миграционной службы РФ (сейчас - Главного управления по вопросам миграции МВД России) началась только с 2008 года, когда произошел вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе указанного года. Тогда граждан Грузии, которые искали именно политического убежища в России, было несколько сотен. А предоставление политического убежища Эдварду Сноудену в России прогремело на весь мир. Вместе с тем, в предоставлении политического убежища украинским гражданам в связи с вооруженным конфликтом на востоке Украины было отказано в связи с особенностями действующего российского законодательства.
В связи с этим, сложившуюся нормативно-правовую базу права политического убежища и практику его предоставления необходимо критически осмыслить с точки зрения его соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права, интересам Российского государства, уровню эффективности. Непосредственно анализ указанных аспектов проблемы, их учет при совершенствовании законодательства и практики его применения сделает возможным обеспечение реальной возможности реализовывать иностранными гражданами и лицами без гражданства права на получение политического убежища на территории России.
Анализ научной литературы по предоставлению политического убежища позволяет сделать вывод о том, что традиционно вопрос исследуется в рамках международного права, с позиции межгосударственных правовых отношений. Вместе с тем, стали появляться исследования указанного института в рамках конституционного права, однако они единичны и их недостаточно для глубокого теоретико-правового исследования указанного вопроса.
Высказанное выше мнение об актуальности и слабой разработанности проблемы обусловили обращение к ней автора данного исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, которые возникают в рамках правового регулирования предоставления политического убежища в Российской Федерации.
Предметом исследования служат теоретические положения и правовые нормы, определяющие предоставление политическое убежище в Российской Федерации.
Целью данной работы является комплексный анализ правового регулирования предоставления политического убежища в Российской Федерации.
Исходя из целей исследования, поставлены и решены следующие задачи:
рассмотреть историю становления права политического убежища в России;
определить нормативно-правовое регулирование предоставления убежища в Российской Федерации;
охарактеризовать понятие права политического убежища;
рассмотреть порядок предоставления политического убежища в Российской Федерации;
раскрыть правовое положение субъектов политического убежища в Российской Федерации;
выявить проблемы права политического убежища в России;
проанализировать пути решения права политического убежища в России.
Проблематикой предоставления политического убежища в Российской Федерации занимались такие ученые, как Антипов А.Н., Волох В.А., Рыжов А.А. Савченко Л. И., Сазон К.Д., Солоха Г.Д., Юшков С.В., и иные, научные труды которых стали источниками теоретической базы настоящего исследования. Тем не менее, анализ юридической литературы позволяет говорить о том, что степень теоретической разработки в области предоставления политического убежища в Российской Федерации не отвечает потребностям современной юридической практики.
Вместе с тем, поскольку сфера предоставления политического убежища в Российской Федерации имеет прикладное значение, то основным источником стало нормативно-правовое регулирование в виде Конституции Российской Федерации, Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746 (ред. от 07.12.2016) «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» и иные.
Опирается проведенное нами исследование на методологию, основой которой является диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Подтверждение положений, содержащихся в работе, реализовано путем комплексного применения таких методов исследования как: анализа и синтеза, дедукция, индукция, историко-правового, формально–логического и формально–юридического, системного, сравнительного и иных методов.
Структура настоящей выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами, указанными выше, и поэтому состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и списка использованных материалов и литературы.
Значение института политического убежища в современном мире достаточно велико, однако не является правообязывающим для государства, к которому ходатайствуют о предоставлении политического убежища. В международном праве данный институт преимущественно относится к обычно-правовым. Благодаря существованию данного института становится возможной защита прав и свобод человека от преследования его по политическим и иным мотивам.
Право на убежище имеет глубокие исторические корни, уходящие в право Древнего мира. В России традиционно данное право на уровне законодательства не регулировалось, а предоставлялось на основании обычаев и норм церковного права. Изначально право убежища было заимствовано из византийского права. Исследователями выделяется несколько этапов развития права убежища:
1. конец IХ-ХIV вв. – этап формирования практики предоставления убежища в его религиозной и территориальной формах, применения права убежища как дополнительного права к «печалованию»;
2. середина XVI - начало XVII вв. – этап первого массового оттока населения в поисках убежища;
3. конец XVII - тридцатые годы XVIII вв. - этап возникновения посольств, утверждения принципа невыдачи, ставшего основой правового закрепления права убежища;
4. шестидесятые годы XVIII - конец XVIII вв. – время «открытости» границ, когда было доступно переселение практически каждого желающего на территорию России.
Однако вплоть до Октябрьской революции 1917 года право убежища на законодательном уровне как таковое не регулировалось. В связи со сменой власти и политического режима Советским правительством стали приниматься новые законодательные акты, в которых прописывалось право убежища. При этом с принятием каждого последующего документа основания для предоставления политического убежища расширялись с преследования иностранных лиц за политическую деятельность или за религиозные убеждения до преследования иностранных лиц за защиту интересов трудящихся или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.
Вместе с тем, СССР не подписывало основные международные акты, касающиеся вопросов предоставления политического убежища: Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о статусе беженцев 1951 года, Декларацию о территориальном убежище 1977 года, - они были ратифицированы уже после распада СССР. Современное российское законодательство о праве политического убежища базируется на ст. 63 Конституции РФ и Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».
Российская Федерация является субъектом международного права, поэтому обладает определенной нормативно-правовой базой, регулирующей предоставление политического убежища, к которым относятся:
1) Конституция РФ (ст. 63, 89);
2) ратифицированные Россией ее международные договоры и акты, которые содержат нормы о предоставлении политического убежища:
Всеобщая декларация прав человека (п. 1 ст. 14);
Конвенция о статусе беженцев 1951 г.;
Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г.;
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и иные;
3) Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»
4) приказ ФМС России от 5 декабря 2007 г. № 451 (ред. от 22.01.2010) «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства».
Право политического убежища рассматривается в объективном и субъективных смыслах. В объективном смысле оно представлено в виде обособленной группы юридических норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере предоставления иностранным гражданам и апатридам политического убежища в России. Как субъективное право – это их суверенное право каждого государства предоставлять иностранцу или апатриду политическое убежище на его территории в связи с его осуществлением в отношении данного лица преследований по политическим мотивам. Вместе с тем, современные исследователи говорят и о том, что правом политического убежища обладают не только государства, но и иностранные граждане и апатриды. Исходя из данной позиции можно сделать вывод о том, что правом политического убежища – это гарантированная возможность лиц, которые преследуются в стране своей гражданской принадлежности или постоянного пребывания за непротиворечащую демократическим принципам политическую деятельность получить на территории государства личную и имущественную безопасность.
Кроме того, в научной литературе рассматривается право политического убежища в международном праве и внутригосударственном праве. В последнем случае, права политического убежища может быть столько, сколько существует в настоящее время государств в мире.
Согласно проведенному нами анализу действующего законодательства в рамках настоящего исследования, процедура получения политического убежища имеет достаточно сложную, длительную и многоэтапную процедуру, в которой принимают участие сразу несколько государственных органов. При этом окончательное решение принимает именно Президент РФ. Механизм приобретения политического убежища состоит из следующих элементов:
1) обращение лица с ходатайством о предоставлении политического убежища;
2) предварительное рассмотрение данного ходатайства;
3) вынесение решения о выдаче справки о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища (далее - справка) или уведомления об отказе в приеме к рассмотрению ходатайства;
4) рассмотрение ходатайства по существу, запрос заключений от МИД России и ФСБ России;
5) направление ходатайства в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ;
6) рассмотрение ходатайства Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ;
7) внесение предложений по ходатайству Президенту РФ для принятия им решения;
8) принятие решение Президентом РФ о предоставлении политического убежища и издание соответствующего указа или отказ в предоставлении данного убежища;
9) уведомление заявителя о принятом решении.
На наш взгляд, учитывая, что предоставление убежища – это достаточно редко применяемая в России процедура, и то, что лицо обращается за предоставлением ему политического убежища в силу особых, чрезвычайных обстоятельств, то прохождение данной процедуры должно быть максимально кратким и оперативным. Поэтому, указание столь длительных сроков на рассмотрение ходатайства и вынесение по нему решения, думается не оправдано обстоятельствами самого дела.
Что касается юридических последствий получения политического убежища, то лица, его получившие, обретают возможность пользоваться на территории России правами и свободами и нести обязанности наравне с российскими гражданами, кроме установленных федеральными законами или международными договорами ограничений.
Важное значение имеет определение правового статуса лица, получившего политическое убежище. Как отмечают исследователи, он регулируется комплексом нормативно-правовых актов, среди которых необходимо назвать, Конституцию, Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, Закон о беженцах, Положение о предоставлении политического убежища и ряд иных актов. Из анализа данных актов можно сделать вывод о том, что правовое положение данной категории лиц можно обозначить в качестве специального, состоящего из двух частей. В первой части данное лицо обладает теми правами и обязанностями, которые предоставляются иностранным гражданам и апатридам в России. Вторая часть правового статуса личности обусловлена тем, что он получил именно политическое убежище и этот факт позволяет его отличать от правового статуса иных иностранцев и апатридов. На наш взгляд, следует закрепить правовое положение рассматриваемой категории лиц лицо непосредственно в ныне действующем Положении о предоставлении политического убежища, либо принять проект закона «О предоставлении политического убежища в РФ», в котором напрямую предусмотреть определение их правового положения.
Согласно анализу действующего законодательства и практики его применения в сфере предоставления лицу политического убежища в Российской Федерации, можно выделить несколько основополагающих проблем, которые позволяют сделать вывод о том, что данный институт в современной России фактически не действует. Даже те лица, которые фактически имеют право на его получение, формально его приобрести не могут в связи с особенностями действующего российского законодательства. Итак, основными проблемами являются:
размытость определения категорий беженец; лицо, получившее политическое убежище; лицо, получившее временное убежище;
отсутствие правовой регламентации правового статуса лица, получившего политическое убежище;
запрет на предоставление политического убежища лицам, прибывшим из стран, с которыми у России имеется безвизовый режим;
запрет на предоставление политического убежища лицам, прибывшим из стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека.
При этом давно назрела необходимость в правовом разрешении указанных выше проблем. Поскольку они оказывают непосредственное влияние на судьбы и жизни людей.
Для разрешения указанных проблем следует на наш взгляд, усовершенствовать действующее законодательство в рассматриваемой сфере путем:
конкретизации определения категорий беженец; лицо, получившее политическое убежище; лицо, получившее временное убежище;
определения правового статус лиц, которым предоставляется политическое убежище, посредством принятия Федерального закона о предоставлении политического убежища в России, либо дополнения действующего Положения о предоставлении политического убежища, соответствующей нормой;
исключить из Положения о предоставлении политического убежища запрет на предоставление политического убежища лицам, прибывшим из стран, с которыми у России имеется безвизовый режим;
запрет из Положения о предоставлении политического убежища на предоставление политического убежища лицам, прибывшим из стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека.
Предлагаемые решения позволят превратить фактически недействующий в настоящее время институт политического убежища в России в реально применяемый на практике; позволит улучшить ситуацию с реализацией в России демократических принципов и норм; защитить права и свободы лиц, которые подвергаются преследованию со стороны иных государств по политическим мотивам.
Право на убежище имеет глубокие исторические корни, уходящие в право Древнего мира. В России традиционно данное право на уровне законодательства не регулировалось, а предоставлялось на основании обычаев и норм церковного права. Изначально право убежища было заимствовано из византийского права. Исследователями выделяется несколько этапов развития права убежища:
1. конец IХ-ХIV вв. – этап формирования практики предоставления убежища в его религиозной и территориальной формах, применения права убежища как дополнительного права к «печалованию»;
2. середина XVI - начало XVII вв. – этап первого массового оттока населения в поисках убежища;
3. конец XVII - тридцатые годы XVIII вв. - этап возникновения посольств, утверждения принципа невыдачи, ставшего основой правового закрепления права убежища;
4. шестидесятые годы XVIII - конец XVIII вв. – время «открытости» границ, когда было доступно переселение практически каждого желающего на территорию России.
Однако вплоть до Октябрьской революции 1917 года право убежища на законодательном уровне как таковое не регулировалось. В связи со сменой власти и политического режима Советским правительством стали приниматься новые законодательные акты, в которых прописывалось право убежища. При этом с принятием каждого последующего документа основания для предоставления политического убежища расширялись с преследования иностранных лиц за политическую деятельность или за религиозные убеждения до преследования иностранных лиц за защиту интересов трудящихся или научную деятельность, или национально-освободительную борьбу.
Вместе с тем, СССР не подписывало основные международные акты, касающиеся вопросов предоставления политического убежища: Всеобщую декларацию прав человека, Конвенцию о статусе беженцев 1951 года, Декларацию о территориальном убежище 1977 года, - они были ратифицированы уже после распада СССР. Современное российское законодательство о праве политического убежища базируется на ст. 63 Конституции РФ и Указе Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища».
Российская Федерация является субъектом международного права, поэтому обладает определенной нормативно-правовой базой, регулирующей предоставление политического убежища, к которым относятся:
1) Конституция РФ (ст. 63, 89);
2) ратифицированные Россией ее международные договоры и акты, которые содержат нормы о предоставлении политического убежища:
Всеобщая декларация прав человека (п. 1 ст. 14);
Конвенция о статусе беженцев 1951 г.;
Протокол, касающийся статуса беженцев, от 31 января 1967 г.;
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания от 10 декабря 1984 г. и иные;
3) Указ Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища»
4) приказ ФМС России от 5 декабря 2007 г. № 451 (ред. от 22.01.2010) «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по исполнению законодательства Российской Федерации по предоставлению политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства».
Право политического убежища рассматривается в объективном и субъективных смыслах. В объективном смысле оно представлено в виде обособленной группы юридических норм, которыми регулируются общественные отношения в сфере предоставления иностранным гражданам и апатридам политического убежища в России. Как субъективное право – это их суверенное право каждого государства предоставлять иностранцу или апатриду политическое убежище на его территории в связи с его осуществлением в отношении данного лица преследований по политическим мотивам. Вместе с тем, современные исследователи говорят и о том, что правом политического убежища обладают не только государства, но и иностранные граждане и апатриды. Исходя из данной позиции можно сделать вывод о том, что правом политического убежища – это гарантированная возможность лиц, которые преследуются в стране своей гражданской принадлежности или постоянного пребывания за непротиворечащую демократическим принципам политическую деятельность получить на территории государства личную и имущественную безопасность.
Кроме того, в научной литературе рассматривается право политического убежища в международном праве и внутригосударственном праве. В последнем случае, права политического убежища может быть столько, сколько существует в настоящее время государств в мире.
Согласно проведенному нами анализу действующего законодательства в рамках настоящего исследования, процедура получения политического убежища имеет достаточно сложную, длительную и многоэтапную процедуру, в которой принимают участие сразу несколько государственных органов. При этом окончательное решение принимает именно Президент РФ. Механизм приобретения политического убежища состоит из следующих элементов:
1) обращение лица с ходатайством о предоставлении политического убежища;
2) предварительное рассмотрение данного ходатайства;
3) вынесение решения о выдаче справки о законном пребывании иностранного гражданина или лица без гражданства на территории Российской Федерации в связи с рассмотрением его ходатайства о предоставлении Российской Федерацией политического убежища (далее - справка) или уведомления об отказе в приеме к рассмотрению ходатайства;
4) рассмотрение ходатайства по существу, запрос заключений от МИД России и ФСБ России;
5) направление ходатайства в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ;
6) рассмотрение ходатайства Комиссией по вопросам гражданства при Президенте РФ;
7) внесение предложений по ходатайству Президенту РФ для принятия им решения;
8) принятие решение Президентом РФ о предоставлении политического убежища и издание соответствующего указа или отказ в предоставлении данного убежища;
9) уведомление заявителя о принятом решении.
На наш взгляд, учитывая, что предоставление убежища – это достаточно редко применяемая в России процедура, и то, что лицо обращается за предоставлением ему политического убежища в силу особых, чрезвычайных обстоятельств, то прохождение данной процедуры должно быть максимально кратким и оперативным. Поэтому, указание столь длительных сроков на рассмотрение ходатайства и вынесение по нему решения, думается не оправдано обстоятельствами самого дела.
Что касается юридических последствий получения политического убежища, то лица, его получившие, обретают возможность пользоваться на территории России правами и свободами и нести обязанности наравне с российскими гражданами, кроме установленных федеральными законами или международными договорами ограничений.
Важное значение имеет определение правового статуса лица, получившего политическое убежище. Как отмечают исследователи, он регулируется комплексом нормативно-правовых актов, среди которых необходимо назвать, Конституцию, Закон о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства, Закон о беженцах, Положение о предоставлении политического убежища и ряд иных актов. Из анализа данных актов можно сделать вывод о том, что правовое положение данной категории лиц можно обозначить в качестве специального, состоящего из двух частей. В первой части данное лицо обладает теми правами и обязанностями, которые предоставляются иностранным гражданам и апатридам в России. Вторая часть правового статуса личности обусловлена тем, что он получил именно политическое убежище и этот факт позволяет его отличать от правового статуса иных иностранцев и апатридов. На наш взгляд, следует закрепить правовое положение рассматриваемой категории лиц лицо непосредственно в ныне действующем Положении о предоставлении политического убежища, либо принять проект закона «О предоставлении политического убежища в РФ», в котором напрямую предусмотреть определение их правового положения.
Согласно анализу действующего законодательства и практики его применения в сфере предоставления лицу политического убежища в Российской Федерации, можно выделить несколько основополагающих проблем, которые позволяют сделать вывод о том, что данный институт в современной России фактически не действует. Даже те лица, которые фактически имеют право на его получение, формально его приобрести не могут в связи с особенностями действующего российского законодательства. Итак, основными проблемами являются:
размытость определения категорий беженец; лицо, получившее политическое убежище; лицо, получившее временное убежище;
отсутствие правовой регламентации правового статуса лица, получившего политическое убежище;
запрет на предоставление политического убежища лицам, прибывшим из стран, с которыми у России имеется безвизовый режим;
запрет на предоставление политического убежища лицам, прибывшим из стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека.
При этом давно назрела необходимость в правовом разрешении указанных выше проблем. Поскольку они оказывают непосредственное влияние на судьбы и жизни людей.
Для разрешения указанных проблем следует на наш взгляд, усовершенствовать действующее законодательство в рассматриваемой сфере путем:
конкретизации определения категорий беженец; лицо, получившее политическое убежище; лицо, получившее временное убежище;
определения правового статус лиц, которым предоставляется политическое убежище, посредством принятия Федерального закона о предоставлении политического убежища в России, либо дополнения действующего Положения о предоставлении политического убежища, соответствующей нормой;
исключить из Положения о предоставлении политического убежища запрет на предоставление политического убежища лицам, прибывшим из стран, с которыми у России имеется безвизовый режим;
запрет из Положения о предоставлении политического убежища на предоставление политического убежища лицам, прибывшим из стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека.
Предлагаемые решения позволят превратить фактически недействующий в настоящее время институт политического убежища в России в реально применяемый на практике; позволит улучшить ситуацию с реализацией в России демократических принципов и норм; защитить права и свободы лиц, которые подвергаются преследованию со стороны иных государств по политическим мотивам.
Подобные работы
- КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ ПРАВА УБЕЖИЩА
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Правовое положение беженцев и вынужденных переселенцев в
Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Конституционно-правовой институт убежища в России
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Сравнительный анализ правового регулирования вынужденной миграции в России и Европейском Союзе
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Административно-правовой механизм реализации
миграционного законодательства в Российской Федерации
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Административно-правовое регулирование реадмиссии в Российской Федерации: теоретические и правовые проблемы реализации (Московский Университет МВД России)
Курсовые работы, административное право. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Особенности административной политики в миграционной сфере
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Основы правового положения иностранных граждан в РФ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



