Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепция истории в автобиографии “Воспитание Генри Адамса”(10.01.03.)

Работа №4182

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

искусство, культура, литература

Объем работы151стр.
Год сдачи2003
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1065
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
2
3
ГЛАВА 1. АВТОБИОГРАФИЯ Г. АДАМСА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 24
1.1. О РОЛИ АВТОБИОГРАФИЗМА В ИСТОРИИ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
1.2. “ВОСПИТАНИЕ ГЕНРИ АДАМСА”: БИБЛИЯ ИЛИ ПЕСНЬ ОБ АПОКАЛИПСИСЕ? 35
ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ГЕНРИ АДАМСА 46
2.1. ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИЛИ ХАОС. КРАТКИЙ ОБЗОР ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИХ
ТЕЧЕНИЙ 46
2.2. ОТ СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМА КО ВТОРОМУ ЗАКОНУ ТЕРМОДИНАМИКИ 60
ГЛАВА 3. “ВОСПИТАНИЕ ГЕНРИ АДАМСА”: ОТ ПОЭТИКИ ТЕКСТА К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
БИБЛИОГРАФИЯ 155



Усилившийся в последние десятилетия интерес к документальной и художественно-документальной литературе расширил границы литературоведческого анализа, вовлек в его сферу такие произведения, которые традиционно оставались за его пределами: дневники, биографии, мемуары, автобиографии, письма, хроники. Но прочтение произведений названных жанров представляет для специалистов немалую трудность, ибо принципы анализа их поэтики остаются пока неразработанными. Между тем, в произведениях документальных и художественно-документальных жанров личность может быть раскрыта не менее глубоко и всесторонне, чем в произведениях художественных жанров. Примером, доказывающим это является автобиография знаменитого американского деятеля середины XIX - начала ХХ веков Г.Б. Адамса - "Воспитание Генри Адамса".
О значительной роли Адамса в истории американской культуры и о масштабе его популярности на Западе свидетельствует большое количество трудов, посвященных изучению его творчества. Среди многочисленных исследований выделяются работы Р.Спиллера (1), Р.Блэкмура (2), Э.Самюэлса (3), Р.Мейна (4), К.Портер (5), Т.Кули (6), Г. Каузера (7), В. Вассестрома (8), В. Деккера (9), Дж.Кокса (10), А.Барра (11) и других. В нашей стране произведения Генри Адамса, на сегодняшний день, - большая редкость. На русский язык переведена лишь малая часть его работ: автобиография "Воспита¬ние Генри Адамса" (в 1988 г.) и роман "Демократия" (в 1989 г.). В отечественном литературоведении кроме статей М.М.Кореневой (в книгах "Проблемы становления американской литературы" (12); "Писатели США" (13)) и послесловия к "Воспитанию" А.Н.Николюкина (14) нет публикаций по творчеству Г. Адамса. В третьем томе "Литературной истории США" можно найти статью Р.Спиллера (перевод М.М.Кореневой). О Г.Адамсе упоминается во втором и третьем томах "Истории Соединенных Штатов Америки"(16), в монографиях Е.А.Стеценко (17) и М.В.Тлостановой (18).
Недостаточная изученность наследия Г. Адамса в отечественной науке определяет актуальность данной диссертации. Необходимость оценить его творчество во всем многообразии и выработать целостное представление об этом сложном явлении американской духовной жизни кажется нам бес¬спорной. В данный момент в российском литературоведении нет исследования, в котором была бы изучена связь исторических взглядов Адамса с национальной и европейской философией рубежа ХК-ХХ столетий. Большую сложность представляет анализ проблемы творческой эволюции, специфики историзма, двойственного характера мировидения и творческого метода Адамса. Необходимо осмыслить процесс становления писателя под влиянием его интереса к естественным наукам, проанализировать автобиографию "Воспитание Генри Адамса", явившуюся кульминацией этого процесса. Кроме того, нам кажется важным исследовать не только сугубо научные взгляды Адамса, но и поэтику "Воспитания", систему художественных средств, при помощи которых автор организует сложное текстовое полотно произведения.
Настоятельная потребность в исследовании автобиографического творчества Генри Адамса видится нам закономерной еще и ввиду того, что любая область науки и искусства, выходя за рамки своей специфики, рано или поздно приводит к научно-философской и культурологической рефлексии. Так, философское осмысление особенностей жанра автобиографии, раскрывает иную грань научных исследований. Это касается и нового прочтения классических произведений мировой литературы.
В данном случае "Воспитание Генри Адамса" - это не просто автобиография в привычном смысле, где повествуется о богатом жизненном опыте автора,

5
его взаимоотношениях с окружающим миром. В ней представлен сложнейший генезис научных взглядов Адамса-историка, формировавшихся в период революционных открытий в области естествознания. Мы считаем, что сочетание автором художественных и научно-исследовательских задач внутри автобиографического произведения не случайно.
Автобиографический жанр в истории американской литературы всегда имел большое значение - многие знаменитые американцы обращались к нему, чтобы поведать миру уникальную историю своей жизни. На наш взгляд, не будет преувеличением сказать, что интерес к автобиографическому жанру - традиционная особенность как авторского, так и читательского вкуса американцев. Однако, стремление Г. Адамса создать собственную автобиографию объясняется не только популярностью в Соединенных Штатах литературы подобного рода. Понятие "автобиография" для него гораздо шире традиционного повествования о судьбе отдельного человека. Оно непосредственно соединено с философскими представлениями автора о природе исторического познания.
В адамсовской концепции истории особенно важна идея о неразрывной связи времен, обусловленной причинно-следственными отношениями. На-стоящее, по его мнению, логически сочетает в себе элементы прошлого и будущего. При таком подходе становится возможным, как ему кажется, объяснить историю, исходя из опыта отдельного человека, а его частная жизнь, "биография" обретает особую значимость. Согласно Адамсу, каждый может постичь историю цивилизации, анализируя свой жизненный опыт, так как он содержит в себе элементы прошлого. Следовательно, история для Адамса становится субъективной. Но через субъективное отношение, через автобиографию, историк дает масштабную картину всемирной истории в ее прошлом, на-стоящем и будущем. Иначе говоря, "Воспитание" из автобиографии конкретной личности превращается в "автобиографию всего человечества".

6
Таким образом, поставленные цели исследования определили структуру диссертации. Во введении рассматриваются общетеоретические вопросы автобиографического жанра. При этом подчеркивается сложный и противоречивый характер научных дискуссий относительно природы, принципов анализа и поэтики жанра. В первой главе ставится задача проследить пути развития автобиографической традиции в литературе США. Это необходимо для выявления общего и особенного в "Воспитании Генри Адамса", ставшего классикой американской автобиографической литературы. Вторая глава посвящена исследованию исторической концепции Адамса, формировавшейся в период глубокой трансформации гуманитарных наук. Дается крат¬кий обзор философских течений конца ХК - начала ХХ веков, прослеживается влияние открытий в области естественных наук на методологию и научные взгляды Г.Адамса. Здесь же мы предлагаем сравнительный анализ ранних научных теорий автора и динамической концепции истории, возникшей в поздний период творчества. Исследуются различные стороны его мировидения - взгляды на историю, общество, политику, государство, мораль, религию, искусство, процесс познания и другие. В третьей главе говорится о своеобразии художественной системы "Воспитания Генри Адамса", об особенностях его поэтики, сквозь призму которой читатель также постигает авторскую "философию жизни", проникает в удивительный мир творческой фантазии писателя.
Материалом диссертации послужили художественные ("Демократия", "Эстер"); художественно-документальные ("Воспитание Генри Адамса"); культурологические ("Мон-Сен-Мишель и Шартр") произведения Г.Адамса; его исторические работы ("Очерки по англосаксонскому праву", "История Соединенных Штатов Америки", "Тенденции в изучении истории", "О роли фаз в развитии истории", "Послание американским историкам"); письма Г.Адамса друзьям и коллегам. Кроме того, нами широко использовались работы представителей современных философских течений, а также классиков

7
западной философии; критические труды, посвященные жанру автобиографии и творчеству Генри Адамса в частности.
Поскольку объектом нашего исследования является произведение автобиографического жанра, необходимо попытаться рассмотреть его особенности. К теоретическим вопросам автобиографического жанра обращаются не только теоретики, но и историки литературы, выбравшие для анализа автобиографию. И если в 1954 году американский исследователь У. Шумейкерне без основания утверждал, что "не существует единого мнения относительно критерия формы и содержания автобиографии" (19.с.1.), то за сорок пять лет положение изменилось - по всем основным проблемам жанра накоплен большой разнообразный материал, точки зрения исследователей по многим принципиальным пунктам совпадают. В то же время остается пространство для дискуссий, которые питают разные методологические позиции и постоянный процесс переоценки ценностей.
Анализ теоретико-литературных исследований в сфере жанра автобиографии позволяет говорить об определении этого жанра в широком и уз¬ком смыслах. Относится ли автобиография к художественной прозе, представляет ли собой документальное или синтетическое повествование - ответить на этот вопрос и означает определить названный жанр в широком смысле слова. Интересные рассуждения на этот счет содержатся в статье американского исследователя Б. Дж. Мандела "Современное понимание полноты жизни", опубликованной в сборнике "Автобиография: эссе теоретические и критические" (1980 г.). "Автобиографы заимствуют технику создания произведения у художественной прозы, - отмечает Мандел, - но это не делает автобиографию художественной прозой, подобной тому, как использование Дворжаком фольклорных мотивов не делает его "Новую всемирную симфонию" народной песней" (20.с.53). По мнению Олни, коренное отличие автобиографии от произведений традиционных художественных жанров со¬

8
стоит в том, что в каждый момент повествования автобиограф стремится до-казать: "это происходило со мной" (21.с.53). Относя автобиографию к сфере небеллетристического повествования, Олни протестует против того, чтобы считать художественную прозу сердцевиной литературного процесса, а автобиографию - второразрядным жанром. Не формулируя прямо выводы, он подводит читателя к мысли о синтетической природе анализируемого жанра.
Новые оттенки взаимоотношения документального и художественно¬го повествования в автобиографии находят литературоведы в 70-ые годы. Утверждая, что автобиография занимает промежуточное положение между беллетристикой и историей, Томас Кули в предисловии к работе "Сотворение жизни" пишет, что автобиография не отличается от романа по степени красноречия, но имеет и принципиальное сходство с документальной литературой, "хотя автобиографы и наслаждаются свободой, недостижимой для историков и биографов, они не свободны от того, что с ними произошло" (6. Предисловие).
Точки отталкивания автобиографии от беллетристики четко определяет М.К. Блейзинг, автор монографии "Искусство жизни. Исследование американской автобиографической литературы". "Автобиографии присуще тождественность автора, повествователя и героя. Однако, в ней не возникает так называемого "культа личности". Принцип объективного изображения персонажей не нарушается, в то время, как в беллетристике они являются второстепенным фоном, зеркалом героя-повествователя" (22. Предисловие). Хотя последнее положение, на наш взгляд, не носит всеобщего характера, а применимо лишь к отдельным произведениям, тем не менее выводы Блейзинг укрепляют теоретическую базу для изучения автобиографии.
Новую проблему в исследуемой сфере ставит Л.А. Ренза в статье "Вето на образность. Теория автобиографии". Согласившись с тем, что "автобиография - это мутация, гибридный жанр, смешение правды о жизни автобиографа с вымыслом", он предлагает неожиданную формулировку: "Автобиография - это ни художественная литература, ни документальная литература, ни соединение этих двух начал. Это уникальный способ самоисследования личности" (22.с.273, 295). К сожалению, Ренза не раскрывает сформулированное им положение. Его идея, однако, дает толчок к размышлениям и заставляет сомневаться в полноте определения автобиографии как совокупности художественного и документального начала.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема самосознания личности в окружающем ее мире - это проблема, волнующая человека на протяжении всей его истории. Каждая эпоха конструировала свою картину мира, формируя тем самым отличные друг от друга социально-политические модели и культурно-исторические пласты. Желая понять настоящее, мы всегда обращаемся к опыту прошло¬го. Именно это качество человеческой природы, как уже отмечалось, объясняет то факт, что автобиография всегда была и остается весьма популярным жанром мировой литературы.
"Для чего мы приходим в мир?" "В чем смысл нашего существования?" "Каковы результаты пути длиной в человеческую жизнь?" - эти философские проблемы объединяют создателей практически всех автобиографических произведений. Попытка оценить свой жизненный опыт, как отдельный эпизод масштабного целого - это, с одной стороны, желание постичь частное, единичное, а с другой - общее, глобальное.
Еще раз напомним, что главной особенностью автобиографии XX века явилось то, что авторы стремились не просто к созданию масштабной картины жизни американского народа на протяжении нескольких десятилетий, но и ставили своей целью рассмотрение американской истории в контексте мировой, всеобщей истории. Ярким примером автобиографии подобного рода явилось произведение знаменитого историка, философа, публициста, общественного деятеля и писателя Генри Адамса. В “Воспитании” он разрушает узко националистический взгляд на историю Соединенных Штатов, анализируя пройденный цивилизацией путь в связи с общим мировым процессом. Обращаясь к прошлому человечества, Адамс пытается постичь механизмы всемирно-исторического процесса, найти причинно-следственные связи между различными историческими эпохами

139
и на основе полученных результатов предугадать будущее человеческой цивилизации.
Идеи философии истории, разработанные Кантом, Шеллингом, Гегелем, Махом, оказали на Адамса решающее влияние. В теориях немецких философов он увидел подтверждение собственных мыслей о законах ис¬тории, общественном прогрессе, источниках исторического развития. Он стремился обнаружить аналогии между разными эпохами, подчеркнуть всеобщий характер и единство исторического процесса. При таком подходе становится возможным, верил он, объяснить историю, исходя из опыта отдельного человека. Сквозь призму собственной автобиографии Адамс пытается рассмотреть все многообразие стремительно трансформировавшейся картины мира XX столетия. В нашем исследовании мы хотели по¬казать, как научные взгляды Адамса, его историческая концепция взаимосвязаны с историей отдельной личности, описанной в "Воспитании".
В “Воспитании Генри Адамса” прослеживается, как нам кажется, сильное влияние Канта, с его концепцией времени. Вслед за известным философом Адамс как бы “растворил” прошлое в настоящем, “уничтожил” время, с тем, чтобы подчеркнуть значение индивидуального опыта. Каждый, по мнению ав-тора, может “пережить” историю цивилизации, ибо в его сознании заключено все прошлое человечества, а его личный опыт содержит параллели историческим фактам. История сквозь призму автобиографии, с одной стороны, становится субъективной, ее как бы не существует, а существует лишь индивидуальный опыт, а с другой стороны - из субъективного, считает Адамс, складывается объективное понятие истории, так как она - это глобальное соединение субъективного опыта людей, их поступков и побуждений. Таким образом, можно заключить, что для концепции Адамса важна не только идея преемственности эпох, но и возможность субъективного анализа всемирной истории. Следовательно, автор “Воспитания” является сторонником традиционно позитивистского взгляда на природу познания и роль личности в развитии истории.



Художественные и художественно-документальные произведения Г. Адамса
1. Адамс Г. Воспитание Генри Адамса. М., 1988
2. Адамс Г. Демократия. М., 1989.
3. Adams H. Esther. N.Y., 1984
4. Adams H. Letter to a Niece and Prayer to the Virgin of Chartres. Boston - N.Y., 1920

144
5. Adams H. The Education of Henry Adams. Boston, 1961 Исторические и культурологические произведения Г.Адамса
6. Adams H. Letter to American Teachers of History // Adams H. The Degra¬dation of the Democratic Dogma. N.Y., 1949
7. Adams H. Essays in Anglo-Saxon Law. N.Y., 1876
8. Adams H. Mont-Saint-Michel and Chartress. N.Y., 1992
9. Adams H. The Rule of Phase Applied to History // Adams H. The Degrada¬tion of the Democratic Dogma. N.Y., 1949
10. Adams H. The Tendency of History // Adams H. The Degradation of the Democratic Dogma. N.Y., 1949
Письма Г.Адамса
11. Adams H. Selected Letters. Mass., Harvard Univ. Press, 1992
12. Ford W.C. A Cycle of Adams Letters. 1861-1865. Boston, 1920
13. Henry to Brooks Adams. Henry Adams and Friends. Unpublished Letters. Boston, 1947
Монографии и статьи о творчестве Г. Адамса
14. Коренева М.М. Генри Адамс // Писатели США. М., 1990
15. Коренева М.М. Генри Адамс // Проблемы становления американской литературы. М., 1981
16. Николюкин А.Н. Живой свидетель истории США // Адамс Г. Воспита¬ние Генри Адамса. М., 1988
17. Спиллер Р. Генри Адамс // Литературная история США. В 3-х тт. М.,
1979, т.3
18. Blackmur R. Henry Adams. N.Y., 1980

145
19. Decker W. The Literary Vocation of Henry Adams. Corolina, 1990
20. Koreneva M. Henry Adams and the Crisis of Traditional Ideals of American Democracy // Potsdamer Forschungen. Wissenschaftliche Schriftenreihe der Padagogishen Hochschule "Karl Liebknecht" Postdam. Reihe A-Heft 51, 1982
21. Mane R. Henry Adams on Road to Chartres. Harvard, 1971
22. Porter C. Seeng and Being // The Plight of the Participant Observer in Em-erson, Jams, Adams and Faulkner. Middletown, 1981
23. Samuels E. Henry Adams. The Major Phase. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Press, 1964
24. Wasserstom W. The Ironies of Progress: Henry Adams and the American Dream. Illinois, 1984
Сопутствующие художественные тексты
25. Бредфорд У. История Плимутского поселения. Франклин Б. Автобио-графия. Памфлеты. Кревекер С.-Дж. Письма американского фермера // Библиотека литература США. М., 1987
26. Монтень М. Опыты. В 3-х тт. М., 1979
27. Пруст М. У Германтов. М., 1980
28. Твен М. Из "Автобиографии". Собрание сочинений в 8 томах. М.,
1980, т.8
29. Эмерсон Р. Очерки и эссе. Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу // Биб-лиотека литературы США. М., 1986
Монографии и статьи о жанрах художественно-документальной литературы
30. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-документальных жанров. М., 1965
31. Колядич Т.М. Воспоминания писателей. Проблемы поэтики жанра. М.,
1988

146
32. Blasing M.K. The Art of Life. Studies in American Autobiographical Lit-erature. Texas, 1977
33. Bruss E.W. Autobiographical Acts. The Changing Situation of a Literary Genre. L., 1976
34. Burr A. The Autobiography. A Critical and Comparative Study. N.Y., 1909
35. Cooly T. Educated Lives: The Rise of Modern Autobiography in America. Ohio, 1976
36. Couser G. American Autobiography: The Prophetic Mode. Massachusetts, 1979
37. Cox. J.M. Recovering Literature's Lost Ground: Essays in American Auto-biography. Louisiana, 1989
38. Gusdorf G. Conditions and Limits of Autobiography // Autobiography: Es¬says Theoretical and Critical. Ed. By J. Olney. N.Y., 1980
39. Howarth W.L. Some Principles of Autobiography // Autobiography: Essaya Theoretical and Critical. N.Y., 1980
40. Kuczynsky J. Problem in Autobiography // Autobiography: Essays Theo-retical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y.,1980
41. Mandel B. J. Pull of Life Now // Auttobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
42. Morris J. Version of the Self. N.Y., 1966
43. May G.L. Autobiography. N.Y., 1979
44. Olney J. Autobiography and Cultural Moment // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
45. Olney J. Metaphors of Self. The Meaning of Autobiography. Princeton, 1972
46. Pascal R. Desiyn and Truth Autobiogaphy. L., 1960
47. Renza L. A. The Veto of the Imagination: A Theory of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980

147
48. Shumaker W. English Autobiography. Materials and Forms. Los Angeles, 1954
49. Spender S. Confessions and Autobiography // Autobiography: Essays Theo-retical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
50. Spengeman W.C. The Forms of Autobiography: Episodes in the History of a Literary Genre. L., 1980
51. Starobinski J. The Style of Autobiography // Autobiography: Essays Theo-retical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
52. Steele P. The Autobiographcal Passion: Studies in the Self on Show. Mel- bourn, 1989
Монографии и сборники статей по истории и философии
53. Антология мировой философии. В 4-х тт. М., 1971
54. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990
55. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.,1986
56. Гемпель К. Мотивы и "охватывающие" законы в историческом объяс-нении // Гобозов И. Введение в философию истории. М., 1993
57. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М.,1995
58. Историография Нового времени стран Европы и Америки. Под ред.
Б.Г. Вебера. М.,1967
59. История Соединенных Штатов Америки. М., 1985, тт. 2-3
60. Кант И. Избранные произведения. В 2-х тт. М., 1987, т.1
61. Карсавин Л. Философия истории. СПб, 1993
62. Киссель М.А. Новая историия Джамбатисты Вико. М., 1980
63. Коллингвуд Р. Идея истории. М., 1980
64. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964
65. Ламберг - Карловски К., Саблов Д. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992

148
66. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод. М.,1969
67. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992
68. Лооне Э. Современная философия истории. Таллин, 1980
69. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. М., 1990, т.1
70. Проблема человека в западной философии. М., 1988
71. Слезкин Л.Ю. У истоков американской истории. М., 1993
72. Тоинби А. постижение истории. М., 1991
73. Токвиль А. Демократия в Америке. М., 1992
74. Трельч Э. Историзм и его проблемы. М.,1994
75. Уитроу Дж. Естественная философия времени. М., 1964
76. Факуяма Ф. Конец истории? // США: ЭПИ. 1990, № 5
77. Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика. М., 1993
78. Шлезингер А. Циклы американской истории. М., 1992
79. Шопенгауэр А. Избранные труды. М., 1987
80. Шпенглер О. Закат Европы. В 2-х тт. М., 1989, т.1
81. Элиаде М. Космос и история. М., 1987
82. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991
Работы общего и теоретического характера
83. Адмони В. Поэтика и действительность. Л., 1976
84. Анреев Л.Г. От "заката Европы" к "концу истории" // "На границах". Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000
85. Бахтин М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1965
86. Белый А. Символ как миропонимание. М., 1994
87. Бергсон А. Избранные труды. М., 1964
88. Больцман Л. Лекции по теории газов. Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961

149
89. Бор Н. Структура атомного ядра. М., 1974
90. Венедиктова Т.Д. Литература на пороге "века толп": "новый человек" как читатель и писатель // "На границах". Зарубежная литература от Средневековья до современности. М., 2000
91. Венедиктова Т.Д. Обретение голоса. Американская поэтическая традиция. М., 1994
92. Гиршман М.М. Ритм художественной прозы. М., 1982
93. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984
94. Данилова И.Е. От средних веков к Возрождению. М., 1975
95. Доманский Ю.В. Смыслообразующая роль архетипических значений в литературном тексте. Тверь, 1999
96. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического значения и религиозной веры // Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб., 2000
97. Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. М., 1994
98. Кандинский В.В. О духовном в искусстве. М., 1992
99. Карасев Л.В. Текст и энергия. М., 1998арсавин Л.П. Культура средних веков. Пг., 1918
100. Клименкова Т.А. От феномена к структуре. М., 1991
101. Карсавин Л.П. Культура средних. Пг., 1918
102. Коренева М.М. Творчество Э.Тейлора и пуританская традиция //
Истоки и формирование американской национальной литературы XVII-
XVIII вв. М., 1985
103. Литературная история Соединенных Штатов Америки. М., 1979, т.3
104. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров. Человек - текст - семиосфера
истории. М., 1996
105. Лотман Ю. Структура художественного текста. М., 1970
106. Лясковская О.А. Французская готика. М., 1973

150
107. Майер Р. В пространстве время здесь. М., 1989
108. Манн Ю. О гротеске. М., 1976
109. Мейтленд Иди. Недостающее звено // Возникновение человека. М.,
1987
110. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976
111. Метафора в языке и тексте. М., 1988
112. Муратова К. Мастера французской готики. М., 1988
113. Мухина Т. А. Категория времени в культуре и искусстве современного человека. М., 1991
114. Нибур Р.Х. Христос и культура // Избранные труды. М., 1996
115. Осипова Э.Ф. Генри Торо. Очерк творчества. Л., 1985
116. Ортега-и-Гассет Х. Дегуманизация искусства. М., 1991
117. Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли. М., 1963, т.3
118. "Приглашение к диалогу". Латинская Америка: размышления о куль¬туре континента. М., 1986
119. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в средневековом ис-кусстве. М., 1980
120. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л., 1974
121. Романтические традиции американской литературы ХХ века и совре-менность. М., 1982
122. Руднев В. Морфология реальности. М., 1996
123. Стенценко Е.А. История, написанная в пути. М., 1999
124. Стеценко Е.А. Судьбы Америки в современном романе США. М., 1994
125. Теория метафоры. М., 1990
126. Тлостанова М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца ХХ века. М., 2000
127. Уэллке Р. и Уоррен О. Теория литературы. М., 1978

151
128. Фромм Э. Ситуация человека - ключ к гуманистическому психоана¬лизу. М., 1988
129. Харитонович Д. А. Средневековый мастер и его представления о вещи // Художественный язык Средневековья. М., 1982
130. Хейзинга И. Homo Ludens. М., 1992
131. Хейзинга И. Осень Средневековья. М., 1982
132. Цивин Р.Д. Роль художественной детали в изображении характера. Л., 1967
133. Шарден П.Т. Феномен человека. М., 1986
134. Швейзер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992
135. Шогенцукова Н.А. Опыт онтологической поэтики. М., 1995
136. Элиот Т. Бесплодная земля. М., 1998
137. Эпштейн М. Парадоксы новизны. М., 1988
138. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991
139. Cassirer E. The Philosophy of Simbolic Form. V.1, Gale University, Lon¬don, 1968
140. Columbia Literary History of the USA. N.Y., 1988
141. Contosta D.R. America in the XX Century: of Age D.R. Contosta. N.Y.,
1988
142. Fuller M. Woman in XIX Century. N.Y., 1971
143. Janeway E. Man s World, Woman s Place. N. Y., 1989
144. Kayser W. The Grotesque in Art and Literature. N. Y., 1981
145. Minter D. The Interpreted Desihgn as a Structural Principle in American Prose. L., 1969
146. Rayn M. Womanhood in America. N. Y., 1965
147. Stone M. When God Was Woman. N. Y., 1976
148. Wilson E. Patriotic Gore. Studiesin the Literary of the American Civil War. Boston, 1984


Работу высылаем на протяжении 24 часов после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ