Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Концепция истории в автобиографии “Воспитание Генри Адамса”

Работа №7588

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы151стр.
Год сдачи2003
Стоимость470 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
685
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. АВТОБИОГРАФИЯ Г. АДАМСА В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ 24
1.1. О РОЛИ АВТОБИОГРАФИЗМА В ИСТОРИИ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 24
1.2. “ВОСПИТАНИЕ ГЕНРИ АДАМСА”: БИБЛИЯ ИЛИ ПЕСНЬ ОБ АПОКАЛИПСИСЕ? 35
ГЛАВА 2. ГЕНЕЗИС НАУЧНО-ИСТОРИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ГЕНРИ АДАМСА 46
2.1. ПОСТИЖЕНИЕ ИСТОРИИ: ЗАКОНОМЕРНОСТЬ ИЛИ ХАОС. КРАТКИЙ ОБЗОР ФИЛОСОФСКО-ИСТОРИЧЕСКИХ
ТЕЧЕНИЙ 46
2.2. ОТ СОЦИАЛ-ДАРВИНИЗМА КО ВТОРОМУ ЗАКОНУ ТЕРМОДИНАМИКИ 60
ГЛАВА 3. “ВОСПИТАНИЕ ГЕНРИ АДАМСА”: ОТ ПОЭТИКИ ТЕКСТА К ФИЛОСОФИИ ИСТОРИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 147
БИБЛИОГРАФИЯ 155



Усилившийся в последние десятилетия интерес к документальной и художественно-документальной литературе расширил границы литературоведческого анализа, вовлек в его сферу такие произведения, которые традиционно оставались за его пределами: дневники, биографии, мемуары, автобиографии, письма, хроники. Но прочтение произведений названных жанров представляет для специалистов немалую трудность, ибо принципы анализа их поэтики остаются пока неразработанными. Между тем, в произведениях документальных и художественно-документальных жанров личность может быть раскрыта не менее глубоко и всесторонне, чем в произведениях художественных жанров. Примером, доказывающим это является автобиография знаменитого американского деятеля середины XIX - начала ХХ веков Г.Б. Адамса - "Воспитание Генри Адамса".
О значительной роли Адамса в истории американской культуры и о масштабе его популярности на Западе свидетельствует большое количество трудов, посвященных изучению его творчества. Среди многочисленных исследований выделяются работы Р.Спиллера (1), Р.Блэкмура (2), Э.Самюэлса (3), Р.Мейна (4), К.Портер (5), Т.Кули (6), Г. Каузера (7), В. Вассестрома (8), В. Деккера (9), Дж.Кокса (10), А.Барра (11) и других. В нашей стране произ-ведения Генри Адамса, на сегодняшний день, - большая редкость. На русский язык переведена лишь малая часть его работ: автобиография "Воспитание Генри Адамса" (в 1988 г.) и роман "Демократия" (в 1989 г.). В отечественном литературоведении кроме статей М.М.Кореневой (в книгах "Проблемы становления американской литературы" (12); "Писатели США" (13)) и послесловия к "Воспитанию" А.Н.Николюкина (14) нет публикаций по творчеству Г. Адамса. В третьем томе "Литературной истории США" (15)можно найти статью Р.Спиллера (перевод М.М.Кореневой). О Г.Адамсе упоминается во втором и третьем томах "Истории Соединенных Штатов Америки"(16), в монографиях Е.А.Стеценко (17) и М.В.Тлостановой (18).
Недостаточная изученность наследия Г. Адамса в отечественной науке определяет актуальность данной диссертации. Необходимость оценить его творчество во всем многообразии и выработать целостное представление об этом сложном явлении американской духовной жизни кажется нам бес¬спорной. В данный момент в российском литературоведении нет исследования, в котором была бы изучена связь исторических взглядов Адамса с национальной и европейской философией рубежа Х1Х-ХХ столетий. Большую сложность представляет анализ проблемы творческой эволюции, специфики историзма, двойственного характера мировидения и творческого метода Адамса. Необходимо осмыслить процесс становления писателя под влиянием его интереса к естественным наукам, проанализировать автобиографию "Воспитание Генри Адамса", явившуюся кульминацией этого процесса. Кроме того, нам кажется важным исследовать не только сугубо научные взгляды Адамса, но и поэтику "Воспитания", систему художественных средств, при помощи которых автор организует сложное текстовое полотно произведения.
Настоятельная потребность в исследовании автобиографического творчества Генри Адамса видится нам закономерной еще и ввиду того, что любая область науки и искусства, выходя за рамки своей специфики, рано или поздно приводит к научно-философской и культурологической рефлексии. Так, философское осмысление особенностей жанра автобиографии, раскрывает иную грань научных исследований. Это касается и нового прочтения классических произведений мировой литературы.
В данном случае "Воспитание Генри Адамса" - это не просто автобиография в привычном смысле, где повествуется о богатом жизненном опыте автора, его взаимоотношениях с окружающим миром. В ней представлен сложнейший генезис научных взглядов Адамса-историка, формировавшихся в период революционных открытий в области естествознания. Мы считаем, что сочетание автором художественных и научно-исследовательских задач внутри автобиографического произведения не случайно.
Автобиографический жанр в истории американской литературы всегда имел большое значение - многие знаменитые американцы обращались к нему, чтобы поведать миру уникальную историю своей жизни. На наш взгляд, не будет преувеличением сказать, что интерес к автобиографическому жанру - традиционная особенность как авторского, так и читательского вкуса американцев. Однако, стремление Г. Адамса создать собственную автобиографию объясняется не только популярностью в Соединенных Штатах литературы подобного рода. Понятие "автобиография" для него гораздо шире традиционного повествования о судьбе отдельного человека. Оно непосредственно соединено с философскими представлениями автора о природе исторического познания.
В адамсовской концепции истории особенно важна идея о неразрывной связи времен, обусловленной причинно-следственными отношениями. Настоящее, по его мнению, логически сочетает в себе элементы прошлого и будущего. При таком подходе становится возможным, как ему кажется, объяснить историю, исходя из опыта отдельного человека, а его частная жизнь, "биография" обретает особую значимость.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проблема самосознания личности в окружающем ее мире - это проблема, волнующая человека на протяжении всей его истории. Каждая эпоха конструировала свою картину мира, формируя тем самым отличные друг от друга социально-политические модели и культурно-исторические пласты. Желая понять настоящее, мы всегда обращаемся к опыту прошлого. Именно это качество человеческой природы, как уже отмечалось, объясняет то факт, что автобиография всегда была и остается весьма популярным жанром мировой литературы.
"Для чего мы приходим в мир?" "В чем смысл нашего существования?" "Каковы результаты пути длиной в человеческую жизнь?" - эти философские проблемы объединяют создателей практически всех автобиографических произведений. Попытка оценить свой жизненный опыт, как отдельный эпизод масштабного целого - это, с одной стороны, желание постичь частное, единичное, а с другой - общее, глобальное.
Еще раз напомним, что главной особенностью автобиографии XX века явилось то, что авторы стремились не просто к созданию масштабной картины жизни американского народа на протяжении нескольких десятилетий, но и ставили своей целью рассмотрение американской истории в контексте мировой, всеобщей истории. Ярким примером автобиографии подобного рода явилось произведение знаменитого историка, философа, публициста, общественного деятеля и писателя Генри Адамса. В “Воспитании” он разрушает узко националистический взгляд на историю Соединенных Штатов, анализируя пройденный цивилизацией путь в связи с общим мировым процессом. Обращаясь к прошлому человечества, Адамс пытается постичь механизмы всемирно-исторического процесса, найти причинно-следственные связи между различными историческими эпохами и на основе полученных результатов предугадать будущее человеческой цивилизации.
Идеи философии истории, разработанные Кантом, Шеллингом, Гегелем, Махом, оказали на Адамса решающее влияние. В теориях немецких философов он увидел подтверждение собственных мыслей о законах истории, общественном прогрессе, источниках исторического развития. Он стремился обнаружить аналогии между разными эпохами, подчеркнуть всеобщий характер и единство исторического процесса. При таком подходе становится возможным, верил он, объяснить историю, исходя из опыта отдельного человека. Сквозь призму собственной автобиографии Адамс пытается рассмотреть все многообразие стремительно трансформировавшейся картины мира XX столетия. В нашем исследовании мы хотели по¬казать, как научные взгляды Адамса, его историческая концепция взаимосвязаны с историей отдельной личности, описанной в "Воспитании".
В “Воспитании Генри Адамса” прослеживается, как нам кажется, сильное влияние Канта, с его концепцией времени. Вслед за известным философом Адамс как бы “растворил” прошлое в настоящем, “уничтожил” время, с тем, чтобы подчеркнуть значение индивидуального опыта. Каждый, по мнению автора, может “пережить” историю цивилизации, ибо в его сознании заключено все прошлое человечества, а его личный опыт содержит параллели историческим фактам. История сквозь призму автобиографии, с одной стороны, становится субъективной, ее как бы не существует, а существует лишь индивидуальный опыт, а с другой стороны - из субъективного, считает Адамс, складывается объективное понятие истории, так как она - это глобальное соединение субъективного опыта людей, их поступков и побуждений. Таким образом, можно заключить, что для концепции Адамса важна не только идея преемственности эпох, но и возможность субъективного анализа всемирной истории.


1. Адамс Г. Воспитание Генри Адамса. М., 1988
2. Адамс Г. Демократия. М., 1989.
3. Adams H. Esther. N.Y., 1984
4. Adams H. Letter to a Niece and Prayer to the Virgin of Chartres. Boston - N.Y., 1920

144
5. Adams H. The Education of Henry Adams. Boston, 1961 Исторические и культурологические произведения Г.Адамса
6. Adams H. Letter to American Teachers of History // Adams H. The Degra¬dation of the Democratic Dogma. N.Y., 1949
7. Adams H. Essays in Anglo-Saxon Law. N.Y., 1876
8. Adams H. Mont-Saint-Michel and Chartress. N.Y., 1992
9. Adams H. The Rule of Phase Applied to History // Adams H. The Degrada¬tion of the Democratic Dogma. N.Y., 1949
10. Adams H. The Tendency of History // Adams H. The Degradation of the Democratic Dogma. N.Y., 1949
Письма Г.Адамса
11. Adams H. Selected Letters. Mass., Harvard Univ. Press, 1992
12. Ford W.C. A Cycle of Adams Letters. 1861-1865. Boston, 1920
13. Henry to Brooks Adams. Henry Adams and Friends. Unpublished Letters. Boston, 1947
Монографии и статьи о творчестве Г. Адамса
14. Коренева М.М. Генри Адамс // Писатели США. М., 1990
15. Коренева М.М. Генри Адамс // Проблемы становления американской литературы. М., 1981
16. Николюкин А.Н. Живой свидетель истории США // Адамс Г. Воспита¬ние Генри Адамса. М., 1988
17. Спиллер Р. Генри Адамс // Литературная история США. В 3-х тт. М.,
1979, т.3
18. Blackmur R. Henry Adams. N.Y., 1980

145
19. Decker W. The Literary Vocation of Henry Adams. Corolina, 1990
20. Koreneva M. Henry Adams and the Crisis of Traditional Ideals of American Democracy // Potsdamer Forschungen. Wissenschaftliche Schriftenreihe der Padagogishen Hochschule "Karl Liebknecht" Postdam. Reihe A-Heft 51, 1982
21. Mane R. Henry Adams on Road to Chartres. Harvard, 1971
22. Porter C. Seeng and Being // The Plight of the Participant Observer in Em-erson, Jams, Adams and Faulkner. Middletown, 1981
23. Samuels E. Henry Adams. The Major Phase. Cambridge, Mass., Harvard Univ. Press, 1964
24. Wasserstom W. The Ironies of Progress: Henry Adams and the American Dream. Illinois, 1984
Сопутствующие художественные тексты
25. Бредфорд У. История Плимутского поселения. Франклин Б. Автобио-графия. Памфлеты. Кревекер С.-Дж. Письма американского фермера // Библиотека литература США. М., 1987
26. Монтень М. Опыты. В 3-х тт. М., 1979
27. Пруст М. У Германтов. М., 1980
28. Твен М. Из "Автобиографии". Собрание сочинений в 8 томах. М.,
1980, т.8
29. Эмерсон Р. Очерки и эссе. Торо Г. Уолден, или Жизнь в лесу // Биб-лиотека литературы США. М., 1986
Монографии и статьи о жанрах художественно-документальной литературы
30. Журбина Е.И. Теория и практика художественно-документальных жанров. М., 1965
31. Колядич Т.М. Воспоминания писателей. Проблемы поэтики жанра. М.,
1988

146
32. Blasing M.K. The Art of Life. Studies in American Autobiographical Lit-erature. Texas, 1977
33. Bruss E.W. Autobiographical Acts. The Changing Situation of a Literary Genre. L., 1976
34. Burr A. The Autobiography. A Critical and Comparative Study. N.Y., 1909
35. Cooly T. Educated Lives: The Rise of Modern Autobiography in America. Ohio, 1976
36. Couser G. American Autobiography: The Prophetic Mode. Massachusetts, 1979
37. Cox. J.M. Recovering Literature's Lost Ground: Essays in American Auto-biography. Louisiana, 1989
38. Gusdorf G. Conditions and Limits of Autobiography // Autobiography: Es¬says Theoretical and Critical. Ed. By J. Olney. N.Y., 1980
39. Howarth W.L. Some Principles of Autobiography // Autobiography: Essaya Theoretical and Critical. N.Y., 1980
40. Kuczynsky J. Problem in Autobiography // Autobiography: Essays Theo-retical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y.,1980
41. Mandel B. J. Pull of Life Now // Auttobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
42. Morris J. Version of the Self. N.Y., 1966
43. May G.L. Autobiography. N.Y., 1979
44. Olney J. Autobiography and Cultural Moment // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
45. Olney J. Metaphors of Self. The Meaning of Autobiography. Princeton, 1972
46. Pascal R. Desiyn and Truth Autobiogaphy. L., 1960
47. Renza L. A. The Veto of the Imagination: A Theory of Autobiography // Autobiography: Essays Theoretical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980

147
48. Shumaker W. English Autobiography. Materials and Forms. Los Angeles, 1954
49. Spender S. Confessions and Autobiography // Autobiography: Essays Theo-retical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
50. Spengeman W.C. The Forms of Autobiography: Episodes in the History of a Literary Genre. L., 1980
51. Starobinski J. The Style of Autobiography // Autobiography: Essays Theo-retical and Critical. Ed. by J.Olney. N.Y., 1980
52. Steele P. The Autobiographcal Passion: Studies in the Self on Show. Mel- bourn, 1989
Монографии и сборники статей по истории и философии
53. Антология мировой философии. В 4-х тт. М., 1971
54. Бердяев Н. Смысл истории. М., 1990
55. Блок М. Апология истории или ремесло историка. М.,1986
56. Гемпель К. Мотивы и "охватывающие" законы в историческом объяс-нении // Гобозов И. Введение в философию истории. М., 1993
57. Гречко П.К. Концептуальные модели истории. М.,1995
58. Историография Нового времени стран Европы и Америки. Под ред.
Б.Г. Вебера. М.,1967
59. История Соединенных Штатов Америки. М., 1985, тт. 2-3
60. Кант И. Избранные произведения. В 2-х тт. М., 1987, т.1
61. Карсавин Л. Философия истории. СПб, 1993
62. Киссель М.А. Новая историия Джамбатисты Вико. М., 1980
63. Коллингвуд Р. Идея истории. М., 1980
64. Кон И.С. Позитивизм в социологии. Л., 1964
65. Ламберг - Карловски К., Саблов Д. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М., 1992

148
66. Левада Ю.А. Историческое сознание и научный метод. М.,1969
67. Лернер М. Развитие цивилизации в Америке. М., 1992
68. Лооне Э. Современная философия истории. Таллин, 1980
69. Ницше Ф. Сочинения в 2-х тт. М., 1990, т.1


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ