Введение 8
1 Маркетингово-аналитическая часть 11
1.1 Структура парка автомобилей 12
1.2. Анализ рынка продаж 13
1.3. Характеристика предприятия 29
1.4 Модельный ряд грузовых автомобилей, предоставляемый ОАО
«РИАТ» 31
1.5 Обоснование необходимости выполнения проекта 40
1.6 Выводы по разделу 41
2 Организационно-технологическая часть 42
2.1 Характеристика местоположения предприятия 43
2.2 Организационная структура предприятия 44
2.3 Расчёт производственной программы предприятия 46
2.3.1 Исходные данные для технологического расчета 46
2.3.2 Расчет годового объема работ СТО 46
2.3.3 Годовой объем работ в зоне технического обслуживания и текущего
ремонта 47
2.3.4 Расчет численности рабочих 48
2.3.5 Расчет числа постов и автомобиле-мест 50
Расчет количества мест для стоянки автомобилей на СТО 53
2.3.6 Расчет площадей 54
2.4 Построение алгоритма технологического процесса и обоснование
способа его совершенствования 59
2.5 Выводы по разделу 65
3 Выбор технологического оборудования 67
3.1 Перечень технологического оборудования диагностического участка . 68
3.2 Расчет площади диагностического участка 69
3.3 Описание оборудования диагностического участка 69
3.4 Описание стенда, принцип работы и его расчет 78
3.5 Выводы по разделу 86
4 Техническая и экологическая безопасность 87
4.1 Анализ безопасности объекта 88
4.2 Категория пожарной опасности предприятия ГОСТ 12.1.004-91 88
4.3 Характеристика помещений по степени поражения электрическим
током 89
4.4 Система водоснабжения и отопления 89
4.5 Комфортность условий на рабочем месте 90
4.6 Расчет освещения и вентиляции 91
4.7 Охрана окружающей среды 94
4.8 Выводы по разделу 95
5 Экономическая часть 96
5.1 Капитальные вложения 97
5.2 Расчет заработной платы ремонтных рабочих 98
5.3 Смета затрат 99
5.3.1 Амортизационные отчисления 99
5.3.2 Накладные расходы 100
5.4 Выводы по разделу 104
Заключение 105
Список использованной литературы 106
Автосервис - это все то, что обеспечивает использование, эксплуатацию, поддержание и восстановление работы автомобиля в течение всего «жизненного» цикла. Автосервис включает в себя несколько систем:
1. продажа автомобилей, запасных частей, материалов;
2. поддержание работоспособности и восстановление автомобиля;
3. обеспечение условий технической эксплуатации автомобиля;
4. обеспечение использования автомобиля;
5. обеспечение безопасности движения и устранения вредных последствий.
Автосервис - это подсистема поддержания работоспособности и восстановления автомобиля в течение всего срока эксплуатации. Ее составляющие: информационная система о клиентуре и для клиентуры; подсистема управления запасами; подсистема обслуживания клиентуры; подсистема продажи автомобилей, запасных частей и материалов; подсистема технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Требования к автосервису как инфраструктуре автомобильного транспорта вытекают из социально - экономической функции автомобиля: инфраструктура должна обеспечить самое полное использование его возможностей. Качество автосервиса оценивается конкурентоспособностью производителей автомобилей, эффективностью использования автомобилей их владельцами, развитием транспортных возможностей общества со всеми положительными последствиями, которые вытекают из этого, обеспечением безопасности движения и устранением вредных последствий, эффективной работой предприятий автосервиса и получением ими дохода.
Производитель автомобилей может успешнее продавать их на рынке, где обеспечены каналы сбыта, т.е. развита система торговли. Привлекательность автомобиля возрастает, если развиты сеть СТО и ремонта, сеть автомобильных дорог, автозаправочных станций (АЗС), стоянок, созданы условия для использования автомобиля. Владелец охотнее будет покупать автомобиль при тех же условиях, и общество заинтересовано в развитии автомобильного транспорта.
Каждый из факторов, от которых зависит эффективность использования автомобиля, имеет свои условия реализации. Так, если за короткий срок можно продать на рынке достаточное число автомобилей, то для строительства дорог, СТО, АЗС, гаражей, стоянок для этого количества транспортных средств потребуется несравненно больше времени. Следовательно, в модель целевой функции необходимо включать время, в течение которого может быть создана оптимальная инфраструктура для данного парка автомобилей.
То, что заложено в автомобиле с точки зрения его возможностей - скорость, грузоподъемность, комфортность, технические характеристики, - не зависит от автосервиса. Его задача сводится к тому, чтобы в процессе эксплуатации эти характеристики не снижались. Другими словами: эффективность автосервиса определяется тем, насколько он обеспечивает использование возможностей автомобиля (табл. 1).
Таблица 1 - Социально-экономическая эффективность автосервиса
Для кого Экономическая эффективность Социальная эффективность Фирмы - производители автомобилей Рост конкурентоспособности. Увеличение объема продажи. Прирост прибыли Повышение имиджа и престижа фирмы. Условия для положительной оценки автомобиля и фирмы
Потребители Экономия времени. Увеличение срока службы автомобиля. Повышение эффективности использования автомобиля Гарантии эффективного использования автомобиля. Гарантии безопасности. Увеличение доли свободного времени
Общество Рост продуктивности. Экономия рабочего и свободного времени. Повышение эффективности транспортного процесса. Экономия за счет безопасности и экологической составляющей Увеличение мобильности и скорости передвижения. Появление новых возможностей. Гармоничная автомобилизация. Безопасность. Отсутствие вредных последствий
Предприятия автосервиса Рост объема работ. Получение прибыли Гарантии занятости. Рост насыщенности рынка
Любая экономия - это, в конечном счете, экономия времени. Эту экономию должна обеспечить инфраструктура автомобильного транспорта, т.е. автосервис.
Социальная эффективность автомобильного транспорта может быть выражена следующими показателями: мобильность, которую он обеспечивает, т.е. расширение транспортных возможностей общества; предоставление «новых возможностей» (автомобиль, как ЭВМ, позволяет решать задачи, которые без него решены быть не могут); комфортность условий передвижения.
Вместе с тем автомобиль является «социально значимым» и в отрицательном влиянии на человека и общество: он загрязняет окружающую среду, переполняет города и изменяет их вид, не вполне безопасен и приводит к гибели людей. В связи с этим возникает проблема минимизации вредных последствий автомобилей. Понятно, что автосервис должен обеспечить использование заложенных в автомобиле социальных эффектов и свести к минимуму его отрицательные последствия.
Экономическая эффективность автомобильного транспорта состоит в том, что он экономит время и способствует ускорению экономических процессов. Автомобиль является не только средством передвижения, но и фактором социальной трансформации. Он обеспечивает комфорт, престиж, приносит удовольствие. Задача автосервиса - обеспечить возможность использования функций автомобиля, не снижая их.
Главным для инфраструктуры автомобильного транспорта был и остается парк автомобилей - все другие элементы должны подчиняться ему. На развитие инфраструктуры для этого парка будут нужны годы, в течение которых парк не будет эффективно использоваться. А социальные и экономические потери этой диспропорции предусмотреть тяжело.
В дипломном проекте рассматривалась станция технического обслуживания. Был произведен анализ продаж автомобилей семейства ВАЗ по России. Кратко представлен модельный ряд анализируемого семейства автомобилей с техническими характеристиками. Произведен обзор количества обслуживаемых автомобилей на СТО ОАО «РИАТ» по годам.
В организационном разделе приводится организационная структура СТО автоцентра ОАО «РИАТ». Дана краткая характеристика станции технического обслуживания, произведён технологический расчёт СТО по существующим методикам. Предложен алгоритм диагностирования тормозных систем автомобилей.
Был представлен перечень оборудования на диагностическом участке автоцентра ОАО «РИАТ», приведены их характеристики. Было доказано, что модернизация оборудования на данном участке позволит повысить качество выполняемых работ и уменьшить затрачиваемое время. Анализ оснащенности новым оборудование диагностического участка показал, что на сегодняшний день существует потребность во внедрении современного оборудования для диагностики тормозных систем автомобилей.
Дана общая характеристика предприятия с точки зрения безопасности жизнедеятельности, рассчитаны освещение и вентиляция на диагностическом участке.
Проведен экономический расчет. Результаты расчетов показали, что стоимость реконструкции диагностического участка составит 661500 руб., а внедрение предложенного оборудования окупится через 4,1 года.
1. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя, в 3-х томах. - М.: Высшая школа, 2001.
2. Вардолошеев В.Н., Поворушенко Н.Г. Проектирование и реконструкция предприятий автомобильного транспорта. Учебное пособие. - Киев: КАДи, 2002 - 52 стр.
3. Дунаев П.Ф., Леликов О.П. Конструирование и расчёт узлов и деталей машин. Москва. Высшая школа. 2000.
4. Интернет ресурсы: http://www.azco.biz/, http://www.avto-ugs.ru/,
http://acvm.ru.
5. Карташов В.П. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий. - М.: Транспорт, 2006 - 175 стр.
6. Клейнер Б.С., Тарасов В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. Организация и управление. - М.: Транспорт, 2005 - 237 стр.
7. Кузнецов Е.С. Техническая эксплуатация автомобилей. Учебник для вузов. 4-е изд.; перераб. дополн. - М.: Наука, 2001 - 535 стр.
8. Напольский Г.М. Технологическое проектирование автотранспортных предприятий и станций технического обслуживания: Учебник для вузов. - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: Транспорт, 1993 - 241 стр.
9. Официальный сайт аналитического агентства «АВТОСТАТ». Ресурс доступа http://www.autostat.ru/. Дата обращения 31.05.2012 г.
10. Официальный сайт ОАО «РИАТ». Ресурс доступа http://www.riat.ru/. Дата обращения 31.05.2012 г.
11. Попова Г.Н., Алексеев С.Ю. Машиностроительное черчение. Справочник. - Спб.: Политехника, 2001.
12. СниП 2-04-05-87. Отопление, вентиляция и кондиционирование / Г осстрой СССР. - М.: ЦИТП Госстрой СССР, 1990 - 64 стр.
13. СниП 2-4-89. Естественное и искусственное освещение / Госстрой СССР. - М.: Стройиздание.
14. Фастовцев Г.Ф. Автотехобслуживание - М.: Машиностроение, 1996. - 256 стр.
15. Экономика и организация производства в дипломных проектах. - Л.: Машиностроение, 2005.