Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ САМООТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Работа №41334

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы99
Год сдачи2018
Стоимость6300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
403
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 8
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ САМООТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1. Юношеский период и его особенности 13
1.2. Исследование понятия самоотношение 20
1.3. Ценностные ориентации в юношеском возрасте 27
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ
ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
2.1. Описание выборки исследования 35
2.2. Методы исследования 35
2.3. Процедура исследования 37
2.4. Математико-статистические методы обработки данных 40
ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООТНОШЕНИЯ И
ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
3.1 Результаты исследования взаимосвязи самоотношения и ни 30
ценностных ориентаций в юношеском возрасте 4.5... 35
3.2. Анализ и интерпретация полученных данных 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
ЛИТЕРАТУРА 73
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. За последние десятилетия в стране произошли глобальные экономические, политические и социальные перемены, затронувшие различные стороны жизни общества, где чутким индикатором происходящих перемен и определяющих в целом потенциал развития общества является особая социальная группа - молодежь, которая постоянно находится в фокусе внимания исследований психологов, социологов.
Юность - это период жизни человека, который онтогенетически находится в промежутке между отрочеством и взрослостью. В данный период происходит становление человека как личности, когда, пройдя сложный путь онтогенетической идентификации других людей, молодой человек присвоил от них социально значимые свойства личности, способность к сопереживанию, к активному нравственному отношению к людям, к самому себе и к природе; способность к усвоению конвенциональных ролей, норм, правил поведения в обществе. Изучению юношеского возрасту уделяла существенное внимание ряд психологов Э. Эриксон [40], И. С. Кон [16], Ю. М. Десятникова [12], В. А. Крутецкий [18] и другие, которые показали его важность и неоднородность.
Исследования показывают, что в юношеском возрасте особенностями развития являются: развитие самосознания, формирование жизненных планов, становление личностной идентичности и готовности к личностному самоопределению, структурирование ценностных ориентаций. В данный период повышается степень осознанности своих переживаний и намерений, происходит планирование жизни и контроль результатов деятельности. Самоанализ становится средством организации собственной деятельности, саморазвития и самореализации.
Основное внимание уделяется самоотношению в трудах Р. С. Пантилеев [13], Н. И. Сарджвеладзе [15] и другик, однако большое внимание исследователи И. С. Кон [6], Ф. Райс [14] уделяют изучению особенностей самосознания - у юношей.
В своих работах И. С. Кон определяет, что на различных уровнях возможно проявление в виде характера ответственности (локуса контроля), а также на уровне описания себя, через самоотношение. В данном случае самоотношение автор определяет как выражение отношения человека к самому себе и выполняет функции «зеркала» (отображения себя), самовыражения и самореализации, сохранения внутренней стабильности и континуальности Я, саморегуляции и самоконтроля, психологической защиты, внутреннего диалога.
Формирование устойчивого образа «Я» и интегративного самосознания характерно именно в период юношеского возраста (старший школьный возраст), когда ведущими становятся социальное самоопределение, а также выбор жизненного пути и становление мировоззрения. Центральным психологическим новообразованием юношеского возраста является предварительное самоопределение, построение жизненных планов на будущее. Э. Эриксон поиск самоопределения рассматривал как поиск личностной идентичности и считал, что кризис идентичности включает ряд противосостояний, одной из которых является идеологическая убежденность или спутанность системы ценностей.
В юношеском возрасте образ «Я» во многом определяется как особенностями сложившейся мотивацией, так и принятыми ценностями, поэтому от сформированности у молодого поколения ценностного фундамента будет зависеть будущее состояние общества. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни»[1;13].
Ценности выступают для индивида как некоторые критерии оценки действительности, в частности, других людей, а также и самого себя. В то же время ценностные представления являются категориями, при помощи которых человек обозначает те или иные явления мира, рассматриваются в качестве одного из механизмов целеполагания, который определяет жизненную перспективу и вектор развития личности [6;48].
Основным процессом нравственного развития в раннем юношеском возрасте является построение и переоценка системы ценностей, что является необходимым условием для личностного самоопределения [19;108].
Большой вклад в изучение ценностных ориентаций внесли: А. В. Мудрик [20], И. С. Кон [15], В. Г. Алексеева [2] и др. Ценностные ориентации молодежи проанализированы Р. Г. Гуровой [9], А. С. Серым [26], М. С. Яницким [39] и другие.
Вместе с тем неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы. Многие исследователи отмечают, что генерация нынешней молодежи, отличается специфическими ценностями, характерными для эпохи постмодерна. На сегодня недостаточно изучены взаимосвязь самоотношения и ценностных ориентаций, в юношеском возрасте, а также различия в особенностях самоотношения и ценностных ориентаций у юношей и девушек, которые обусловлены межполовыми особенностями, что и составляет теоретическую значимость исследования.
Социальная значимость исследования определяется сложностью и многогранностью личностных изменений в раннем юношеском возрасте, что определяет его роль на ход дальнейшего развития личности. Знание ценностных ориентаций юношества важно для понимания существующих тенденций и общей направленности развития общества, а определение взаимосвязи с самоотношением может стимулировать формирование психологической службы в образовательных организациях в целях профилактики и коррекции возможных проблем личностного развития учащихся старших классов.
Практическая значимость исследования взаимосвязи самоотношения и ценностных ориентаций в юношеском возрасте для психологической теории и практики заключается в том, что раскрывается более глубокое познание и изучение природы самоотношения и ценностей, что дает основу для практической психологии, а именно для разработки различных тренингов, приемов консультирования, а так же методов коррекции.
Объект исследования: самоотношение в юношеском возрасте.
Предмет исследования: взаимосвязь самоотношения и ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявить взаимосвязь самоотношения и ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования основана на том, что существует взаимосвязь самоотношения и ценностных ориентаций в юношеском возрасте; существуют различия в особенностях самоотношения и ценностных ориентаций у юношей и девушек, которые обусловлены межполовыми особенностями.
Для достижения данной цели поставлены задачи:
1. Провести теоретический анализ имеющихся литературных данных по проблеме самоотношения и ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
2. Разработать программу исследования, подобрать необходимые методики и осуществить сбор и обработку эмпирических данных.
3. Проанализировать полученные данные и определить взаимосвязь самоотношения и ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
Методы субъективной диагностики с использованием следующих методик:
1. «Методика исследования самоотношения» С.Р.Пантелеева (МИС);
2. Методика А.Н.Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке»;
3. Методика исследования системы жизненных смыслов Д.А.Леонтьева.
Математические методы обработки данных:
Методы статистического анализа: среднее арифметическое, дисперсия; определение достоверности различий в значениях показателей (t-критерий Стьюдента).
Методы корреляционного анализа: коэффициент корреляции Пирсона, проверка достоверности.
Выборка: составляет - 60 человек: 30 юношей и 30 девушек. Возраст 1617 лет. Исследование проводилось в МБОУ Лаишевская средняя общеобразовательная школа №2 Лаишевского муниципального района РТ среди школьников 10-11 классов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате работы над темой «Взаимосвязь самоотношения и ценностных ориентаций в юношеском возрасте» был изучен и проанализирован теоретический материал, накопленный по данной теме. В процессе выполнения выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные цели и задачи исследования.
Целью нашего исследования было выявить взаимосвязь самоотношения и ценностных ориентаций в юношеском возрасте.
1. Для изучения уровня самоотношения в раннем юношеском возрасте мы применили методику С.Р. Пантелеева «Методика исследования самоотношения» (МИС). Целью исследования было выявление структуры самоотношения личности, определение выраженности следующих компонентов самоотношения, как закрытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самоценность, самопривязанность, внутренняя конфликтность и самообвинение.
Исследование показало, что в юношеском возрасте оптимальный уровень выраженности самоотношения, который характеризуется по таким параметрам, как «закрытость», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение», «самоценность», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение». Однако высокий уровень выраженности по шкале «самопринятие» может свидетельствовать у юношей выраженную симпатию к своей личности.
Среди девушек оптимальный уровень самоотношения выявлен по шкалам «закрытость», «самоуверенность», «саморуководство», «отраженное самоотношение» самоценность», «самопривязанность», «внутренняя конфликтность» и «самообвинение».
Полученные данные могут свидетельствовать об оптимальном уровне выраженности самоотношения, которое выражается в избирательном отношении к себе, преодолении некоторых психологических защит при актуализации других, особенно в критических ситуациях, сохранении работоспособности, уверенности в себе, ориентации на успех в своих начинаниях, однако в стрессовых ситуациях уверенность в себе снижается, нарастают тревога; адекватно оценивают мнение окружающих, которое распространяется лишь на определенные качества и поступки. Достаточно высоко оценивают некоторые свои личностные качества, однако при недооценивании других качеств возникает ощущение малоценности, личной несостоятельности при замечаниях окружения.
Проявляют избирательность в отношении к своим личностным свойствам, ориентируются на изменение лишь некоторых своих качеств при сохранении прочих других, а избирательность отношения к себе проявляется в обвинении себя за поступки и действия в сочетании с выражением гнева, досады в адрес окружающих.
2. Для изучения ценностей в юношеском возрасте использовалась методика исследования системы жизненных смыслов Д. А. Леонтьева СЖС.
Анализ показал, что среди юношей на первом месте - семейные ценности (у юношей (4,7)), что отражает потребность в юношеском возрасте в единении семьи, в заботе о членах своей семьи, считают главным для себя - жить ради семьи и участвовать в судьбе своих родных и близких людей.
На втором месте юноши определили для себя важность достижение определенного статуса, положения в обществе - юноши (7,3). Статусные ценности основаны на потребности добиваться успеха, получать признание в глазах окружающих, чувствовать свою значимость, третье место - юноши (9,9) определили для себя ценность в реализации всех своих способностей и возможностей, личностного самосовершенствования и развития отношения с окружающим миром. На четвертое место ценности общения (коммуникативные смыслы) - у юношей (11,9), пятое место у юношей (12,4) занимает смыслы удовольствия - гедонистические смыслы, шестое место у юношей - потребность познавать жизнь (17,5) ценность самому проживанию жизни. Когнитивные смыслы предполагают потребность в юношеском возрасте разбираться в противоречиях окружающего мира и собственной личности, вникать в сущность и причины происходящего.
Седьмое место у юношей экзистенциальные смыслы, которые определили для себя юноши (19,1). Учащиеся придают ценность самому проживанию жизни, иметь свободу выбора, испытывать любовь во всех ее проявлениях. Последнее место занимает у юношей (22,9)альтруистические смыслы. В юношеском возрасте не считается важным бескорыстная помощь другим людям, служение общему благу, пренебрежение собственной выгодой.
У девушек на первом и втором месте: семейные ценности (5,2. )На втором месте девушки определили для себя важность достижения определенного статуса (11), третье место в системе ценностей занимают гедонистические смыслы(13,1) - смыслы удовольствия, на четвертое место ценности девушки выделили коммуникативные (13,2): значимость общения, переживания эмоций, ощущение нужности и причастности к жизни других людей. Пятое место у девушек- самореализация (13,6).Шестое место (20,4) - эзистенциальные - ценность самому проживанию жизни, седьмое место - когнитивные (20,6) - ценность познавать жизнь и последнее место занимает и девушек (22,8) альтруистические смыслы.
3. Для определения особенностей представления в раннем юношеском возрасте о ценностях семейных отношений, значимых функциях семьи, мы применили методику А.Н. Волковой «Ролевые ожидания и притязания в браке». Цель методики: уточнение представлений об основных функциях семьи в младшем юношеском возрасте.
Согласно полученным данным, среди девушек преобладает внешняя привлекательность семейных отношений в браке, для юношей - главными являются интимно-сексуальные отношения.
Девушки считают значимым внешний облик, его соответствие стандартам современной моды семьи, поскольку для данного периода характерно идеализирование семейных отношений. На четвертом месте значима эмоционально - психотерапевтической функции брака. Наименее значимым является ценности хозяйственно-бытового направления, которая измеряет установку супругов на реализацию хозяйственно-бытовой функции семьи. Значимость родительско-воспитательских отношений родителей к своим обязанностям определены на шестом месте, также не считают значимыми для себя уровень бытовой организации семьи.
Для юношей и девушек значима социальная активность - внешняя социальная активность (профессиональной, общественной) для стабильности брачно-семейных отношений, однако позволяет самореализации юношам и девушкам.
Также общность внесемейных интересов по мнению и юношей, и девушек не являются основными ценностями в процессе межличностного взаимодействия супругов.
4. Закрытость имеет обратную связь с ценностью на самореализацию (0,59), а также обратную связь с такими шкалами семейных ценностей, как «интимно-сексуальная» (-0,527), «внешняя привлекательность» (-0,54). Полученные результаты обусловлены, возможно тем, что в раннем юношеском возрасте сексуальная гармония является важным условием супружеского счастья, поскольку отношение к супруге(у) существенно зависит от оценки ее (его) как сексуального партнера.
Самоуверенность имеет обратную связь с «эмоционально-психотерапевтической ценностью» (-0,48) и прямую связь с экзистенциальными (0,53) и гедеонистическими ценностями (0,51).
Саморуководство имеет обратную связь с «коммуникативными» ценностями (-0,51). Самопринятие имеет прямые связи с такими ценностями, как «семейные» (0,42) и «личностная идентификация» (0,48) и «внешняя привлекательность» (0,47).
Самопривязанность имеет обратные связи со «статусными» (-0,52) ценностями и «социальной активностью» (-0,42). Самоценность имеет обратную связь с «социальной активностью» (-0,38). Внутренняя конфликтность имеет обратную связь с ценностью в «самореализации» (-0,51).
Анализ корреляционной плеяды показывает, что для девушек так же, как и для юношей характерны прямые и обратные связи: закрытость имеет обратную связь с когнитивными ценностями (-0,41) положительную связь с ценностью «социальная активность» (0,41) и коммуникативными ценностями (0,75).
Самоуверенность имеет обратную связь с «коммуникативными ценностями» (-0,47) и прямую связь с личностной идентификацией в семейных отношениях (0,46). Это возможно связано с тем, что установка на личностную идентификацию с брачным партнером, когда возникает ожидание общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов время препровождения. В совместной деятельности каждый имеет возможность определять свое отношение через оценку супруга;
Отраженное самоотношение имеет обратную связь с экзистенциальными ценностями (-0,47) и прямую связь с когнитивными ценностями (0,47) и личностной идентификацией в семейных отношениях (0,61).
Самопринятие имеет прямые связи с такими ценностями, как «интимно - сексуальные» (0,58) и «внешняя привлекательность» (0,59). Самопривязанность имеет обратные связи с «когнитивными ценностями» (-0,62).
Внутренняя конфликтность имеет обратную связь с ценностью в «экзстенциальными» (-0,42) и «статусными» ценностями (-0,51).
Таким образом, самоотношение в юношеском возрасте имеет взаимосвязь с ценностными ориентациями.
Также выявлено, что чем выше самоуверенность юноши, тем менее значима взаимная моральная и эмоциональная поддержка членов семьи.
Высокая симпатия к себе, всем качествам своей личности юноши связана с ожиданием общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций в семейных отношениях, а также значимость внешней привлекательности.
Взаимосвязь внутренней конфликтности, закрытости, самообвинения влияет на снижение значимости в значимости ценности самореализации юношей и девушек, поэтому мы предполагаем: внутренний конфликт
отрицательно влияет на направленность будущее, снижает значимость общения и достижения успеха в окружении. Таким образом, высокий уровень самоотношения формирует потребности человека исполнить свое предназначение, реализовать все свои способности и возможности, совершенствовать свою личность и отношения с окружающим миром, а также занимать высокое положение в обществе, добиваться успеха и признания в глазах окружающих.


1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2007. 704с.
2. Алексеева В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1994. Т.5. №5. С.6-11.
3. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, в 2 т. - М.: Педагогика, 1980. 409с.
4. Архипова И. В. Ценностные ориентации старших школьников как детерминанта социального самоопределения // Социально-экономические явления и процессы. 2010. № 5. С. 183-188.
5. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986.240с.
6. Бехтерев В.М. Сознание и его границы. - Казань, 1998. 381с.
7. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. - СПб.: Питер, 2008. 339с.
8. Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. Автореф. 1993. 18с.
9. Выготский Л.С. Проблема возраста. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. - М.: Педагогика, 1984. С.244-268.
10. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации // Социологические исследования. 2000. № 12. С.69-77.
11. Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. ВУЗа. - М.: Изд-во Владос-Пресс. 2013. 263с.
12. Десятникова Ю.М.Психологическое состояние старшеклассников при изменении социального окружения // Социологические исследования. 2009. № 5. С.79-87.
13. Диянова З.В., Щеголева Т.М. Самосознание личности. - Иркутск, 1998. 197с.
14. Ермолаев О.Ю. Математическая статистика для психологов. - М.: МПСИ, Флинта, 2003. 336с.
15. Жуков Ю.М. Ценности как детерминанты принятия решений. Психолог. проблемы социальной регуляции поведения. - М. Владос, 2000. 207с.
16. Кон И.С. Открытие «я». - М.: Политиздат, 1978. 366с.
17. Кон И.С. Психология старшеклассника. - М.: Просвещение, 1982.280с.
18. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: Просвещение, 1984. 340с.
19. Маклаков А. Г. Общая психология: учеб. пособие для студ. вузов и слушателей курсов психолог. дисциплин. - СПб.: Питер, 2010. 582с.
20. Маслоу А. Психология бытия. - М.: Рефл-бук, 1997. 304с.
21. Мейли Г.Р. Структура личности // Экспериментальная психология / под ред. П. Фресса и Ж. Пиаже. - М.: Прогресс, 1975. Вып. 5. С.196-283.
22. Мудрик А.В. Социализация человека: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Академия, 2004. 304с.
23. Мухина В.С. Возрастная психология. - М.: ИЦ «Академия», 2010.432с.
24. Пантелеев С.Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1991. 207с.
25. Пашинина В. В., Попов А. А. Ценностные ориентации современных школьников // Юный ученый. 2017. №2. С. 89-93.
26. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учебное пособие / ред.-сост. Д. Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1999. 347с.
27. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. Т. 1. 485с.
28. Рубцова М. Взаимосвязь самосознания и ценностных ориентаций в юношеском и зрелом возрасте // Актуальные проблемы психологии личности:
сб. ст. по матер. II междунар. науч.-практ. конф. № 2. Часть II. - Новосибирск: СибАК, 2010.
29. Руководство практического психолога: психологические
программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте / под ред. И.В. Дубровиной, Н.И. Сарджвеладзе. 2-е изд. - М.: Академия, 1997. 228с.
30. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов]. Изд. 6-е; стер. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. 541с.
31. Тихомиров А.В. Метод дифференциации профессиональных выборов в практике профконсультирования // Персонал-profi Екатеринбург, 2001. Вып.2, часть 1.
32. Федина Л.В. Содержание смысложизненных ориентаций студентов педагогов-психологов // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №9(17). С.99-107.
33. Фельдштейн Д.И. Психология взросления. - М.: Просвещение, 1999. 338с.
34. Фрейд З. Я и ОНО. - Л.: Академия, 2004. 62с.
35. Хапов М. С. Исследование соотношения ценностных ориентаций, самоотношения и склонности к манипулированию у юношества // Молодой ученый. 2010. №11. Т.2. С.93-95.
36. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М.: Просвещение, 1993. 207с.
37. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. (Основные положения, исследования и применение). - СПб.: Питер Пресс, 1997. 608с.
38. Эльконин Д.Б. Детская психология. 3-е издание. - М.: Академия: Классическая учебная книга, 2006. 384с.
39. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. 1981. № 4. С.38-50.
40. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. - М.: Флинта, 2006.342с.
41. Юнг К. Конфликты детской души. - М.: Канон, 1995. 333с.
42. Яницкий М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. 119с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ