Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности взаимосвязей самоотношения и смысложизненных ориентаций у студентов и менеджеров.

Работа №60672

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы50
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
261
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3.
Глава 1. Самоотношение и смысложизненные ориентации
1.1. Самоотношение, как характеристика личности 6
1.2. Смысл жизни и смысложизненные ориентации личности... 11
1.3. Профессиональная сфера деятельности как значимый аспект
смысла жизни 16
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование особенностей взаимосвязей самоотношения и смысложизненных ориентаций у студентов и менеджеров
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И МЕТОДЫ СБОРА И ОБРАБОТКИ
ИНФОРМАЦИИ 22
2.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 28
2.2.1. Анализ степени выраженности показателей самоотношения и характеристик смысложизненных ориентаций с учётом t-критерия Стъюдента для независимых выборок в группах студентов и менеджеров 29
2.2.2. Анализ корреляционных связей в группах менеджеров и
студентов 34
2.2.3. Результаты анализа попарного сравнения корреляционных
матриц в исследуемых группах студентов и менеджеров
Выводы
ЛИТЕРАТУРА


Современное общество предлагает человеку большое количество разнообразных ценностей, целей и смыслов. Часто человек оказывается беззащитен перед активным воздействием средств массовой информации, навязывающими ему определённые предпочтения.
Перед человеком встаёт вопрос - каким нужно быть, чтобы быть успешным, что главное в жизни и так далее. Случается, что происходит подмена ценностей, теряются цели и пропадает уверенность в себе, что, безусловно, сказывается на самоотношении. При выборе профессии человек не всегда до конца осознает, что он хочет получить от этой деятельности - при каких профессионально-ценностных ориентациях он будет осмысленно и продуктивно жить. Именно поэтому на сегодняшний день актуальным является выбор правильный профессиональной направленности на этапе профессионального обучения. В этой связи, значительный интерес представляет проблема формирования адекватных представлений о будущей профессии у студентов, уже поступивших на соответствующий этой профессии факультет, с учётом их индивидуально-психологических характеристик, в частности - самоотношения.
Целью нашего исследования является изучение особенностей взаимосвязи самоотношения и смысложизненных, в том числе профессиональных, ориентаций между студентами и специалистами - менеджерами.
Объектом данного исследования являются характеристики самоотношения у студентов и работающих специалистов (менеджеров)
Предметом исследования являются особенности структуры взаимосвязи характеристик самоотношения и смысложизненных, в том числе и профессиональных, ориентаций у студентов и менеджеров.
В качестве гипотезы в данной работе выступает предположение, что будут наблюдаться различия в структуре взаимосвязей между показателями
самоотношения и осмысленностью жизни у представителей исследуемых групп.
Задачи исследования:
1. На основе теоретического анализа существующих исследований в области исследований проблемы самоотношения и смысло-жизненных ориентаций личности обосновать необходимость данного исследования.
2. Исходя, из целей нашего исследования выбрать необходимые методики для исследования самоотношения, осмысленности жизни и профессиональной ориентации, как одного из важных аспектов, встроенных в систему ценностей человека.
3. Провести сравнительный анализ результатов, полученных в группах студентов и специалистов, и выявить специфику взаимосвязей между исследуемыми нами характеристиками самоотношения и смысложизненных и профессиональных ориентаций.
Теоретико - методологическими основами данной работы являлись труды Столина В.В., Пантелеева С.Р. посвященных самоотношению, работы Леонтьева Д.А., Франкла В, затрагивающие проблему смысла жизни и ценностных ориентаций.
Методы исследования включают в себя:
• теоретический анализ общей и специальной литературы, касающейся исследований в области самоотношения и смысло - жизненных ориентаций личности.
• Психологическое тестирование с использованием методик;
• математические методы обработки данных (статистический и корреляционный анализ, анализ попарного сравнения корреляционных матриц).
Используемые методики:
1. Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС).
2. Тест «Смысложизненные ориентации» Д.А. Леонтьева (СЖО).
4
3. Методика диагностики ценностных ориентаций в карьере «Якоря карьеры» Э. Шейна.
Теоретическая и практическая значимость.
Результаты работы могут быть полезны в качестве дополнения к уже имеющимся сведениям в области психологии труда, при разработке профориентационных методов работы с учётом характеристик самоотношения студентов.
Характеристика контингента испытуемых.
В исследовании приняли участие 30 человек. Из них 16 студентов 2 курса в возрасте 19 лет. Студенты Казанского Федерального Университета Института управления, экономики и финансов, профиль менеджмент. И 14 менеджеров компании ООО «Тафлекс» в возрасте 25-30 лет.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. В группах студентов и менеджеров обнаружены достоверные различия в степени выраженности ряда характеристик самоотношения. В частности, такие характеристики, как закрытость (внутренняя честность), отражённое самоотношение и самоприваязанность в большей степени выражены у менеджеров. В то же время у студентов более выражены характеристики внутренней конфликтности и самообвинения.
2. Обнаружено, что у менеджеров многие показатели
самоотношения имеют значительно больше взаимосвязей с характеристиками смысложизненных и профессиональных ориентаций. К системообразующим, среди показателей самоотношения, у менеджеров можно отнести - самоуверенность, отражённое самоотношение,
самопривязанность. У студентов к системобразующим можно отнести зарытость, самоуверенность и саморуководство.
3. Установлено, что у студентов усиление внутренней конфликтности ведёт к снижению понимания целей в жизни. В отличие от них у менеджеров повышение внутренней конфликтности приводит к снижению ценности стабильности работы и к дезинтеграции стилей жизни, кроме того снижается ценность смысложизненных ориентаций в целом.
4. В то время как у студентов существует явная тенденция к активизации представлений о том, что в их будущей профессии обязательно будет присутствовать интеграция стилей жизни при усилении их внутренней конфликтности, у менеджеров наблюдается обратная картина. При усилении внутренней конфликтности они отмечают явную дезинтеграцию стилей жизни.
5. У менеджеров существует сильная прямая взаимозависимость между самопривязанностью и характеристикой «локус контроля - я»(осознание своей силы и способности решать свои проблемы). У студентов такая закономарномсть отсутствует.
6.
6. В результате проведенного сравнительного анализа количественных показателей исследования нами были получены следующие выводы:
Специалисты в отличие от студентов имеют выраженное защитное поведение, выраженную мотивацию социального одобрения. Так же группа менеджеров больше воспринимают себя принятыми окружающими, в отличии от студентов, которые имеют избирательное восприятие себя окружающими. Степень желания измениться по отношению к наличному состоянию выше у студентов. Группа специалистов имеет тенденцию к отрицанию собственной вины и в целом имеют положительный фон отношения к себе. У студентов отношение к себе, зависит от степени адаптированности в ситуации. Общий фон осмысленности жизни выше у специалистов. Однако, следует отметить, что данные студентов, также высокие.
7. В результате анализа данных корреляционного анализа и построения плеяд можно сделать следующие выводы:
Специалисты имеют больше системообразующих связей между показателями самоотношения и показателями смысложизненных и профессиональных ориентаций.
Обнаружены достоверные различия в степени выраженности изучаемых характеристик. Так, в группе менеджеров системообразующими показателями с выраженными достоверными связями являются : закрытость, самуверенность, отраженное самоотношение, самопринятие, самопривязанность. В то время, как в группе студентов системообразующими показателями с выраженными связями являются: самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение.
Показатель «Внутренняя конфликтность» является системообразующей и имеет выраженные обратные связи лишь в группе специалистов, в группе студентов это не наблюдается.
8. В результате анализа попарного сравнения корреляционных матриц в исследуемых группах были получены следующие выводы:
В группе специалистов представление себя сильной, уверенной личностью, которая может сама построить свою жизнь, зависит от таких характеристик, как самоуверенность, самодостаточность, принятие себя со всеми качествами и недостатками. Результативность жизни зависит от ощущения принятия себя окружающими. При желании сохранить свои качества в неизменном виде профессиональная направленность проявляется желании управлять, создать свой бизнес, соперничестве. В то время как, у студентов данные взаимосвязи не обнаружены. У испытуемых находящихся на стадии профессионального обучения, наблюдаются, чем выше представление о себе, как об основном источнике достижений, тем выше ориентация на совмещение работы и личной жизни.


1. Адлер А. Наука жить - СПб.: Питер, 1997
2. Братусь Б.С. Аномалии личности - М.: Мысль, 1988.
3. Братусь Б.С. Психология. Нравственность. Культура. - М.: Менеджер, Роспедагентство, 1994.
4. Гийому Ж., Мальдидье Д. О новых приемах интерпретации или Проблема смысла с точки зрения анализа дискурса // Квадратура смысла / Под ред. П. Серио. - М.: Прогресс, 1999. - С. 124-136
5. Гончар С. Н. Особенности развития смысложизненных ориентаций современных студентов-первокурсников // Современная психология: материалы междунар. науч. конф. (г. Пермь, июнь 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 17-19.
6. Диагностика здоровья. Психологический практикум под редакцией профессора Г.С. Никифорова. - СПб.: Речь,2007. - 950с.
7. Жаткина К.А. Проявление смысложизненных ориентаций в юношеском возрасте. (http://library.krasu.ru)
8. Кальвиньо М. Роль мотивации в актуализации системы значений: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1981.
9. Карпинский К. В., Смысл жизни и жизненный смысл профессии//Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки № 6 / том 86 / 2010
10. Карпинский К.В. Человек как субъект жизни. Гродно, 2002.
11. Кон И. С. Открытие «Я». -М.: Политиздат, 1978. - 367 с.
12. Кон, И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М: Политиздат, 1984. 335 с.
13. Крылов, А. Н. «Образ Я» как фактор развития личности: Автореф. дис.... канд. псих, наук: 19. 00. 01 М, 1984. 20 с.
14. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1977.
15. Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности. - М.: "Смысл", 1993. - С. 41.,
16. Леонтьев Д.А. Психология смысла: строение и динамика смысловой реальности - М.: Смысл, 2003.
17. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций «СЖО». Издательство Смысл.
18. Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э. Факторная структура теста смысложизненных ориентаций // Психологический журнал. - 1993. - Т. 14, № 1. - С. 150-155.
19. Лукин, М. В. Динамика отношения к себе в процессе организаторской деятельности руководителя: Автореф. дис.... канд. псих, наук: 19. 00. 05. Л. 1986. 20 с.
20. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2010. - 583 с [ ,470с].
21. Пантелеев, С. Р. Самоотношение как эмоционально-оценочная система. М.: МГУ, 1991.
22. Перетятько Л.Г. Профессиональное призвание личности (психолого - биографический аспект): автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 1991.
23. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учебное пособие. СПб., 2002.
24. Психология самоотношения: Учеб. пособие / А.М.Колышко. -К62 Гродно: ГрГУ, 2004. - 102 с.
25. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. О месте психического во всеоб-щей взаимосвязи явлений материального мира. - М.: АН СССР, 1957. - 327 с.
26. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. СПб.: Издательство «Питер», 2000. 712 с.
27. Сарджвеладзе Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. - Тбилиси: "Мецниереба", 1989 .
28. Сарджвеладзе Н.И. Структура самоотношения личности и социо-генные потребности // Проблемы формирования социогенных потребно-стей. - Тбилиси: «Мицниереба», 1974.
29. СоколоваЕ.Т Самосознание и самооценка при аномалиях лично-сти. -М: МГУ, 1989. -215 с.
30. Столин, В. В. Самосознание личности. М: МГУ, 1983. 284 с.
31. Франкл В. Человек в поисках смысла: сборник: пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990.
32. Франкл В. Что такое смысл? // Логотерапия и смысл: сборник статей В. Франкла - М.: Смысл, 2004 - С. 118-132
33.Чеснокова И.И. Проблемы самосознания в психологии. - М.: На-ука, 1977.144 с.
34.Чеснокова, И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе // Принципы развития в психологии. М. 1978. С. 316-335).
35.Чудновский В.Э. К проблеме адекватности смысла жизни. // Мир психологии. 1999. № 2. С. 74-80.
36. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени - М.: Прогресс «Универс», 1993.
37. Ялом И. Экзистенциальная психотерапия. М., 1998. С. 506.
38. Kelly G. The psychology of personal constructs. New York: Norton, 1955. — XVIII, 1210 p.
39. Rogers, K. R., Dymond R. F. Psychotherapy and personality change. Chicago, 1954. 344 p.
40. RosenbergM. Conceiving the self. -N.Y, 1979.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ