ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА В КНР И ЯПОНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
|
Введение 3
Глава I. Инвестиционная политика Китая и Японии 1950-2001 гг.
1.1. Инвестиционная политика Китая и Японии в 1950-1972 гг 9
1.2. Инвестиционная политика Китая и Японии в 1972-1990 гг 18
1.3. Инвестиционная политика Китая и Японии в 1990-2001 гг 39
Глава II. Инвестиционная политика Китая и Японии с 2001 по 2011 гг.
2.1. Вступление Китая в ВТО в 2001 году. Нарастающее соперничество между
Китаем и Японией 50
2.2. Инвестиционное сотрудничество Китая и Японии в 2002-2011 годах 58
Заключение 71
Список использованной литературы
Глава I. Инвестиционная политика Китая и Японии 1950-2001 гг.
1.1. Инвестиционная политика Китая и Японии в 1950-1972 гг 9
1.2. Инвестиционная политика Китая и Японии в 1972-1990 гг 18
1.3. Инвестиционная политика Китая и Японии в 1990-2001 гг 39
Глава II. Инвестиционная политика Китая и Японии с 2001 по 2011 гг.
2.1. Вступление Китая в ВТО в 2001 году. Нарастающее соперничество между
Китаем и Японией 50
2.2. Инвестиционное сотрудничество Китая и Японии в 2002-2011 годах 58
Заключение 71
Список использованной литературы
Масштабный характер китайско-японской инвестиционной политики стал очевиден уже на ранних этапах: конкуренция за влияние, претензии обеих сторон на превосходство и сложности в контексте геополитического баланса в Азии. На протяжении последних лет фундамент этих отношений изменился мало. Однако на протяжении последних пятидесяти лет мощностью и наличием международных связей отличалась лишь одна из держав, а сегодня обе они являются сильными глобальными игроками, хорошо осведомленными о сильных сторонах соперника и собственных слабостях.
Инвестиционное сотрудничество КНР и Японии начало стремительно развиваться в 1972 году. Особую роль играла японская ОПР (Организация помощи развитию) Китаю в виде займов и грантов. С 1979 года, в течение практически 30 лет, экономика КНР показала значительный рост во многом благодаря японским инвестициям.
Японские займы внесли огромный вклад в экономическое развитие Китая через финансирование промышленных и инфраструктурных проектов. Однако предоставление займов Китаю было приостановлено, когда Олимпийские игры 2008 были проведены в Пекине вместо Осаки. Хотя инвестиционное сотрудничество между двумя странами продолжается и по сей день, конец предоставления займов Китаю со стороны Японии ухудшил их двусторонние отношения.
По мнению специалистов, во второй половине XX века КНР получило от Японии примерно 3,4 млрд, йен, не считая технической помощи развития китайских предприятий и предоставления патентов. За 30 лет Япония стала крупнейшей страной «донором помощи» для Китая. Японская ОПР Поднебесной составляла более 60 % от всей двусторонней помощи другим государствам
донорам. Многие крупномасштабные строительные проекты в Китае были осуществлены благодаря Меновым займам и грантам.
Актуальность нашей темы несомненна. Структура и динамика китайско- японского инвестиционного сотрудничества являются важной экономической проблемой, как прошлого, так и настоящего. Экономически и политически Япония и КНР обладают большим потенциалом не только в Восточной Азии, но и во всем мире. Китайско-японские отношения оказывают огромное влияние на инвестиционную среду в Азии и за ее пределами. Обе страны стремятся завоевать лидирующую роль в Восточной Азии и в то же время пытаются сохранить мир в регионе.
Степень изученности проблемы. В научной литературе данная проблема относительно новая. В рамках исследования китайско-японских инвестиционных отношений наиболее ранние работы мы можем отнести лишь к концу XX века. В этот период экономическая сторона отношений между КНР и Японией стали вызывать больший интерес у европейских и азиатских исследователей, а страны стали относительно открытыми и информация, касающиеся их доступной. Большая часть литературы, затрагивающей эту тему, написана на английском языке японскими, китайскими и европейскими учеными. В данной работе используются такие источники, как статистические данные товарооборота между КНР и Японией с 1950 по 2017 гг. из монографии Морино Томозо «Китайско- японская торговля и инвестиционные отношения» , можно проследить динамику роста прямых иностранных инвестиций между КНР и Японией из «Белой книги» Японской Организации по Развитию Внешней Торговли за 2017 г, информацию о структуре туристических связей КНР и Японии из «Общей информации туристической статистики в Японии» Японского агентства по туризму. Также изучены работы Роберта Саттера «Китай и Япония: Проблемы будущего» , монография Луо Вана «Ключевые факты китайско-японской торговли и экономических связей».
В отечественной литературе, материалов, которые затрагивали бы изучение инвестиционной политики между КНР и Японией мало. Данная тематика рассматривалась в работах Е.Б. Ковригина «Китайско-японские отношения через призму официальной помощи развитию (ОПР) в 1980-2000-х годах» и «Япония- Китай: официальная помощь развитию как инструмент экономического взаимодействия» ; В.В. Михеева «Китай и Япония на фоне глобальных тенденций» ; С.М. Витковского «Японо-китайское соперничество в странах “третьего” мира на современном этапе».
Среди иностранных авторов наиболее разработанными являются работы Рейнхарда Дрифте «Конец займовых программ японской ОПР Китаю» ; Клауда Мейера «Экономическое и стратегическое лидерство в Азии: соперничество между Китаем и Японией»; Джозефа Ю Шек Чена «Японская политика в Китае в 1980-х» ; Патрика Армстронга Сиро «Политика Японии и роль во Всемирной Торговой Организации» ; Мари Содерберг «Китайско-японские отношения в 21 веке».
В действительности мы мало что знаем о китайско-японской инвестиционной политике, так как этот вопрос до сих пор является слабо изученным. В таком случае, необходимо более подробно рассмотреть двусторонне торговое сотрудничество этих стран.
В нашей работе мы рассматриваем четыре периода развития инвестиционной политики между КНР и Японией. Период с 1950 по 1972 характеризуется отсутствием торгового сотрудничества до 1962 г. Из-за политических инцидентов и налаживанием отношений, переходящих в рост торговли между двумя странами в 1972 г. путем возобновления отношений «с чистого листа». Второй этап с 1972- 1990 гг. представляет собой увеличение японских инвестиций в Китай и налаживание торговых отношений. На третьем этапе с 1990 по 2000 г. Япония заморозила большое количество займов Китаю из-за событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь. Дружественные отношения переросли в нарастающее соперничество между двумя странами Восточно-азиатского региона, которое продолжается и по сей день. Четвертый этап с 2001 г. до сегодняшних дней это попытка наладить отношения как это было раньше, однако до сих пор не увенчавшаяся успехом.
Объектом нашего являются исследования китайско-японских экономических и политических отношений с 1950-х до 2011 года.
Предметам нашего исследования является изменение инвестиционных отношений КНР и Японии с 1950-х до 2011 года.
Практической целью работы является провести исследование инвестиционной политики КНР и Японии в период с 1950-х до 2011 года и разработать методологические рекомендации для сотрудничества с российскими компаниями.
Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:
- Выделить этапы инвестиционной деятельности КНР и Японии.
- Проанализировать этапы инвестиционной политики КНР и Японии.
- Дать комплексную характеристику китайско-японского экономического сотрудничества.
- Выявить сильные и слабые стороны инвестиционного сотрудничества КНР и Японии.
- Разработать методологические рекомендации для российских компаний.
Для достижения поставленных целей и задач мы использовали источники и научную литературу на русском и иностранном языках.
Источники:
1. Статистические данные Японской Организации по Развитию Внешней Торговли , позволяющие выявить динамику роста прямых иностранных инвестиций между КНР и Японией.
2. Монографии таких авторов как Уильям Toy , которые содержат данные по сотрудничеству и тексты договоров, дают возможность детально изучить соглашения подписанные между КНР и Японией.
3. Заявления официальных лиц, предоставленные такими авторитетными ресурсами вещания как NHK World и China Daily , позволяют проанализировать китайско-японскую политическую ситуацию.
Труды иностранных авторов дают нам возможность сравнить исследования зарубежных и отечественных экономистов и политологов по вопросу об анализе инвестиционной политики КНР и Японии.
Литература на русском языке. Из отечественных ученых, проблему инвестиционного сотрудничества Китая и Японии затрагивали Е.Б. Ковригин23 24, В.В. Михеев , С.М. Витковский.
Литература на иностранных языках.
1. Литература на английском языке.
В своей работе мы использовали труды таких иностранных авторов как: Морино Томозо , исследовавшего особенности китайско-японских инвестиционных отношений, Рейнхард Дрифте , его работы, касающиеся исследования приостановления предоставления займов Японией Китаю в конце XX века, Клауд Мейер , и его исследования нарастающего соперничества между Японией и Китаем, Джозеф Ю Шек Чен , исследовавшего китайско-японское торговое сотрудничество в конце 1980-х, Патрик Армстронг Сиро , исследовавшего влияние присоединения Китая к ВТО в 2001 г. на изменение инвестиционных отношений с Японией, Мари Содерберг, чьи исследования посвящены экономическим и политическим отношениям Поднебесной и Японии в XXI веке.
2. Литература на японском языке.
Литература на японском языке, использованная в нашем исследовании, содержит все статистические данные, связанные с товарооборотом, а также количеством предоставленных займов и грантов Японии Китаю.
В нашей работе также использовались исследования Такаси Иногучи о влиянии США на характер инвестиционных отношений между КНР и Японией.
Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Инвестиционное сотрудничество КНР и Японии начало стремительно развиваться в 1972 году. Особую роль играла японская ОПР (Организация помощи развитию) Китаю в виде займов и грантов. С 1979 года, в течение практически 30 лет, экономика КНР показала значительный рост во многом благодаря японским инвестициям.
Японские займы внесли огромный вклад в экономическое развитие Китая через финансирование промышленных и инфраструктурных проектов. Однако предоставление займов Китаю было приостановлено, когда Олимпийские игры 2008 были проведены в Пекине вместо Осаки. Хотя инвестиционное сотрудничество между двумя странами продолжается и по сей день, конец предоставления займов Китаю со стороны Японии ухудшил их двусторонние отношения.
По мнению специалистов, во второй половине XX века КНР получило от Японии примерно 3,4 млрд, йен, не считая технической помощи развития китайских предприятий и предоставления патентов. За 30 лет Япония стала крупнейшей страной «донором помощи» для Китая. Японская ОПР Поднебесной составляла более 60 % от всей двусторонней помощи другим государствам
донорам. Многие крупномасштабные строительные проекты в Китае были осуществлены благодаря Меновым займам и грантам.
Актуальность нашей темы несомненна. Структура и динамика китайско- японского инвестиционного сотрудничества являются важной экономической проблемой, как прошлого, так и настоящего. Экономически и политически Япония и КНР обладают большим потенциалом не только в Восточной Азии, но и во всем мире. Китайско-японские отношения оказывают огромное влияние на инвестиционную среду в Азии и за ее пределами. Обе страны стремятся завоевать лидирующую роль в Восточной Азии и в то же время пытаются сохранить мир в регионе.
Степень изученности проблемы. В научной литературе данная проблема относительно новая. В рамках исследования китайско-японских инвестиционных отношений наиболее ранние работы мы можем отнести лишь к концу XX века. В этот период экономическая сторона отношений между КНР и Японией стали вызывать больший интерес у европейских и азиатских исследователей, а страны стали относительно открытыми и информация, касающиеся их доступной. Большая часть литературы, затрагивающей эту тему, написана на английском языке японскими, китайскими и европейскими учеными. В данной работе используются такие источники, как статистические данные товарооборота между КНР и Японией с 1950 по 2017 гг. из монографии Морино Томозо «Китайско- японская торговля и инвестиционные отношения» , можно проследить динамику роста прямых иностранных инвестиций между КНР и Японией из «Белой книги» Японской Организации по Развитию Внешней Торговли за 2017 г, информацию о структуре туристических связей КНР и Японии из «Общей информации туристической статистики в Японии» Японского агентства по туризму. Также изучены работы Роберта Саттера «Китай и Япония: Проблемы будущего» , монография Луо Вана «Ключевые факты китайско-японской торговли и экономических связей».
В отечественной литературе, материалов, которые затрагивали бы изучение инвестиционной политики между КНР и Японией мало. Данная тематика рассматривалась в работах Е.Б. Ковригина «Китайско-японские отношения через призму официальной помощи развитию (ОПР) в 1980-2000-х годах» и «Япония- Китай: официальная помощь развитию как инструмент экономического взаимодействия» ; В.В. Михеева «Китай и Япония на фоне глобальных тенденций» ; С.М. Витковского «Японо-китайское соперничество в странах “третьего” мира на современном этапе».
Среди иностранных авторов наиболее разработанными являются работы Рейнхарда Дрифте «Конец займовых программ японской ОПР Китаю» ; Клауда Мейера «Экономическое и стратегическое лидерство в Азии: соперничество между Китаем и Японией»; Джозефа Ю Шек Чена «Японская политика в Китае в 1980-х» ; Патрика Армстронга Сиро «Политика Японии и роль во Всемирной Торговой Организации» ; Мари Содерберг «Китайско-японские отношения в 21 веке».
В действительности мы мало что знаем о китайско-японской инвестиционной политике, так как этот вопрос до сих пор является слабо изученным. В таком случае, необходимо более подробно рассмотреть двусторонне торговое сотрудничество этих стран.
В нашей работе мы рассматриваем четыре периода развития инвестиционной политики между КНР и Японией. Период с 1950 по 1972 характеризуется отсутствием торгового сотрудничества до 1962 г. Из-за политических инцидентов и налаживанием отношений, переходящих в рост торговли между двумя странами в 1972 г. путем возобновления отношений «с чистого листа». Второй этап с 1972- 1990 гг. представляет собой увеличение японских инвестиций в Китай и налаживание торговых отношений. На третьем этапе с 1990 по 2000 г. Япония заморозила большое количество займов Китаю из-за событий 1989 г. на площади Тяньаньмэнь. Дружественные отношения переросли в нарастающее соперничество между двумя странами Восточно-азиатского региона, которое продолжается и по сей день. Четвертый этап с 2001 г. до сегодняшних дней это попытка наладить отношения как это было раньше, однако до сих пор не увенчавшаяся успехом.
Объектом нашего являются исследования китайско-японских экономических и политических отношений с 1950-х до 2011 года.
Предметам нашего исследования является изменение инвестиционных отношений КНР и Японии с 1950-х до 2011 года.
Практической целью работы является провести исследование инвестиционной политики КНР и Японии в период с 1950-х до 2011 года и разработать методологические рекомендации для сотрудничества с российскими компаниями.
Для осуществления цели были поставлены следующие задачи:
- Выделить этапы инвестиционной деятельности КНР и Японии.
- Проанализировать этапы инвестиционной политики КНР и Японии.
- Дать комплексную характеристику китайско-японского экономического сотрудничества.
- Выявить сильные и слабые стороны инвестиционного сотрудничества КНР и Японии.
- Разработать методологические рекомендации для российских компаний.
Для достижения поставленных целей и задач мы использовали источники и научную литературу на русском и иностранном языках.
Источники:
1. Статистические данные Японской Организации по Развитию Внешней Торговли , позволяющие выявить динамику роста прямых иностранных инвестиций между КНР и Японией.
2. Монографии таких авторов как Уильям Toy , которые содержат данные по сотрудничеству и тексты договоров, дают возможность детально изучить соглашения подписанные между КНР и Японией.
3. Заявления официальных лиц, предоставленные такими авторитетными ресурсами вещания как NHK World и China Daily , позволяют проанализировать китайско-японскую политическую ситуацию.
Труды иностранных авторов дают нам возможность сравнить исследования зарубежных и отечественных экономистов и политологов по вопросу об анализе инвестиционной политики КНР и Японии.
Литература на русском языке. Из отечественных ученых, проблему инвестиционного сотрудничества Китая и Японии затрагивали Е.Б. Ковригин23 24, В.В. Михеев , С.М. Витковский.
Литература на иностранных языках.
1. Литература на английском языке.
В своей работе мы использовали труды таких иностранных авторов как: Морино Томозо , исследовавшего особенности китайско-японских инвестиционных отношений, Рейнхард Дрифте , его работы, касающиеся исследования приостановления предоставления займов Японией Китаю в конце XX века, Клауд Мейер , и его исследования нарастающего соперничества между Японией и Китаем, Джозеф Ю Шек Чен , исследовавшего китайско-японское торговое сотрудничество в конце 1980-х, Патрик Армстронг Сиро , исследовавшего влияние присоединения Китая к ВТО в 2001 г. на изменение инвестиционных отношений с Японией, Мари Содерберг, чьи исследования посвящены экономическим и политическим отношениям Поднебесной и Японии в XXI веке.
2. Литература на японском языке.
Литература на японском языке, использованная в нашем исследовании, содержит все статистические данные, связанные с товарооборотом, а также количеством предоставленных займов и грантов Японии Китаю.
В нашей работе также использовались исследования Такаси Иногучи о влиянии США на характер инвестиционных отношений между КНР и Японией.
Данная работа включает в себя введение, две главы, заключение и список литературы.
Китайско-японская инвестиционная политика начала развиваться с 1950-х. С середины XX века по сегодняшний день сотрудничество переросло в нарастающее соперничество, которое продолжается и по сей день. Несмотря на это, экономики и политики двух стран тесно взаимосвязаны не только соседством этих стран, но и желанием помочь друг другу в тяжелый период.
Торговые отношения КНР и Японии претерпевали худшие и лучшие времена; сотрудничество сменялось напряженностью отношений. Несмотря на это, правительства двух стран всегда пытались найти компромисс и помочь стране соседу. Китайско-японское инвестиционное сотрудничество являлось и является ключевым не только в Азиатском регионе, но и во всем мире.
КНР и Япония, будучи самыми влиятельными странами в Азии, оказывали больше экономической помощи не странам Юго-Восточной Азии, которые являлись их фаворитами на протяжении долгого времени, а друг другу. Важной особенностью инвестиционная политики Китая и Японии является японская ОПР, включающая в себя: займы, гранты и техническую помощь, в которых займы, предоставленные в японских йенах сыграли значительную роль для развития китайской экономики. На протяжении почти 30 лет многие японские крупномасштабные проекты в Китае были реализованы благодаря йеновым займам, в таких отраслях как энергетика, промышленность, инфраструктура, сельское и лесное хозяйства, защита окружающей среды. К данным проектам также относятся строительство железнодорожных и скоростных дорог, морских портов и аэропортов, телекоммуникационных и информационных систем, водохранилищ. В 90-е японские йеновые займы имели особый статус в инвестиционной политике Поднебесной. В самом начале китайских реформ КНР столкнулась с недостатком большого количества средств. В то время Япония была первой страной, поддержавшей политику открытости и реформы Китая, инвестировав деньги во многие инфраструктурные проекты.
С ростом китайской экономики и прямых иностранных инвестиций из других стран в Поднебесную, Япония снизили поставки йеновых займов. Несомненно, дальнейшее прекращение займов Китаю оказало огромное влияние на двухсторонние отношения КНР и Японии, но с другой стороны могло стать новым видом сотрудничества.
С другой стороны, в 2011 году, когда в Японии произошло сильнейшее землетрясение и утечка радиации, именно Китай протянул руку помощи своему бывшему союзнику, предоставив материальную помощь и не вводя запрет на импорт большинства японских товаров. Несмотря на то, что КНР прекратил ввоз морских и сельскохозяйственных продуктов из японских провинций, пострадавших во время радиации, вплоть до 2018 года. Товарооборот между КНР и Японией по-прежнему показывает устойчивый рост. Исходя из этого и переговоров, проводимых в мае 2018 года между премьер-министром Японии Абэ Синдзо и премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном, касающихся ослабления ограничений на ввоз продуктов питания из 10 префектур Японии в Китай, торговые отношения двух стран вновь будут налажены.
Инвестиционная политика Китая и Японии, находившаяся на стадии «нарастающего соперничества» вновь переходит на этап сотрудничества. Этому свидетельствует встреча один на один премьера Госсовета Ли Кэцяна и премьер- министра Японии Абэ Синдзо, прошедшая также в мае 2018 года. На данной встрече лидеры обсудили вопросы двусторонних отношений и выразили желание перевода китайско-японских отношений на новую фазу. Японские компании намерены принять активное участие в экономической инициативе Китая «Один пояс, один путь», которая затрагивает регионы Азии, Африки и Европы. Китай, в свою очередь, намерен углубить деловое сотрудничество с Японией, чтобы стратегии развития двух стран были взаимосвязаны.
Также в мае 2018 года министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко и министр коммерции Китая Чжун Шань договорились вести совместную работу в таких областях, как финансы, образование и социальное обеспечение, а также развития инфраструктуры в странах Азии и Африки.
Двустороннее сотрудничество КНР и Японии является стратегически важным не только в Восточно-азиатском и регионе, но и во всем мире. Две страны являются соседями и крупными экономическими державами. Нормализация китайско-японских отношений будет не только взаимовыгодной, но и ответит на ожидания международного сообщества. В связи с этим обе страны пытаются укрепить полномасштабные связи на основе взаимовыгодных стратегических отношений и вполне возможно, что 2018 год послужит началом нового этапа инвестиционной политики КНР и Японии.
Что касается российских компаний, желающих иметь инвестиционное сотрудничество с КНР и Японией, у них есть большое количество возможностей заключить долговременные и выгодные торговые соглашения с этими двумя странами лидерами Восточной Азии. Успех происходящей на наших глазах новой попытки установления партнерских отношений между Россией, Китаем и Японией во многом будет зависеть от интереса компаний этих стран к взаимовыгодному сотрудничеству. На примере китайско-японского инвестиционного сотрудничества содействие со стороны российского, китайского и японского бизнеса реализации политической повестки не только принесет им прибыль, но и откроет стратегические перспективы для развития через взаимодополнение технологических и логистических преимуществ контрагентов.
Это доказывает опыт развития российско-китайских отношений за последние годы. Отношения между Россией и Китаем постепенно перерастают в стратегическое партнерство и позитивно влияют не только на поддержание стабильности в регионе и мире в целом, но и являются заметным драйвером экономического развития этих стран. Наиболее яркими примерами этого являются подтвержденное в мае 2017 г. намерение довести товарооборот между странами до 200 млрд. долл, уже к 2020 г., участие китайских компаний в финансировании проекта «Ямал СПГ» и в строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань с бюджетом более 1 трлн рублей. КНР уже на протяжении нескольких лет является крупнейшим импортером России. Несмотря на то что Япония по-прежнему имеет более тесное инвестиционное и торговое сотрудничество с КНР, чем Россия, российские1 компании уверенно входят на китайских рынок являясь серьезным соперником для Японии.
С другой стороны, российские компании активно пытаются развивать отношения с Японией с целью удержания политического и экономического баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако российский бизнес- климат на данный момент сейчас проигрывает конкурентам. При объеме товарооборота Японии с РФ в 21 млрд, долл., торговля с Китаем составила 270 млрд. долл.. Показательно, что значительные объемы взаимной торговли с тем же Китаем достигаются несмотря на напряженные политические отношения и территориальные споры, существующие на протяжении многих десятилетий.
Состоявшийся в декабре 2016 г. визит президента России Владимира Путина в Японию и визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Россию в мае 2016 года создают хорошие основы для развития устойчивого экономического партнерства между нашими странами. Одной из стратегических целей может стать вполне традиционная задача увеличения 'товарооборота между нашими странами. Фундаментом этого роста могут стать уже достигнутые результаты в энергетическом сотрудничестве. В 2015 г. Россия экспортировала в Японию 6,5 млн. тонн сжиженного газа, 14,5 млн. тонн нефти, 16,2 млн. тонн угля.215 При планировании проектов будущего сотрудничества с Японией важно также учесть направления, которые предложил на встрече с президентом России в Сочи в мае 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Это не только традиционные сферы, связанные с развитием нефтепереработки, сотрудничеством в сфере информационных технологий, но и модернизация медицинского обслуживания, улучшение городской среды, развитию студенческого обмена, туризма.
Наращивание сотрудничества в сфере инвестиций и Москва, и Пекин, и Токио рассматривают сегодня, как один из способов расширить масштабы трехстороннего торгово-экономического взаимодействия. Для России передовой японский и китайский опыт будут очень полезны как в коммерческом, так и в социальном плане. В известной степени, путь, который прошли Китай и Япония в последние годы, предстоит пройти в ближайшие годы и нашей стране.
Торговые отношения КНР и Японии претерпевали худшие и лучшие времена; сотрудничество сменялось напряженностью отношений. Несмотря на это, правительства двух стран всегда пытались найти компромисс и помочь стране соседу. Китайско-японское инвестиционное сотрудничество являлось и является ключевым не только в Азиатском регионе, но и во всем мире.
КНР и Япония, будучи самыми влиятельными странами в Азии, оказывали больше экономической помощи не странам Юго-Восточной Азии, которые являлись их фаворитами на протяжении долгого времени, а друг другу. Важной особенностью инвестиционная политики Китая и Японии является японская ОПР, включающая в себя: займы, гранты и техническую помощь, в которых займы, предоставленные в японских йенах сыграли значительную роль для развития китайской экономики. На протяжении почти 30 лет многие японские крупномасштабные проекты в Китае были реализованы благодаря йеновым займам, в таких отраслях как энергетика, промышленность, инфраструктура, сельское и лесное хозяйства, защита окружающей среды. К данным проектам также относятся строительство железнодорожных и скоростных дорог, морских портов и аэропортов, телекоммуникационных и информационных систем, водохранилищ. В 90-е японские йеновые займы имели особый статус в инвестиционной политике Поднебесной. В самом начале китайских реформ КНР столкнулась с недостатком большого количества средств. В то время Япония была первой страной, поддержавшей политику открытости и реформы Китая, инвестировав деньги во многие инфраструктурные проекты.
С ростом китайской экономики и прямых иностранных инвестиций из других стран в Поднебесную, Япония снизили поставки йеновых займов. Несомненно, дальнейшее прекращение займов Китаю оказало огромное влияние на двухсторонние отношения КНР и Японии, но с другой стороны могло стать новым видом сотрудничества.
С другой стороны, в 2011 году, когда в Японии произошло сильнейшее землетрясение и утечка радиации, именно Китай протянул руку помощи своему бывшему союзнику, предоставив материальную помощь и не вводя запрет на импорт большинства японских товаров. Несмотря на то, что КНР прекратил ввоз морских и сельскохозяйственных продуктов из японских провинций, пострадавших во время радиации, вплоть до 2018 года. Товарооборот между КНР и Японией по-прежнему показывает устойчивый рост. Исходя из этого и переговоров, проводимых в мае 2018 года между премьер-министром Японии Абэ Синдзо и премьером Госсовета КНР Ли Кэцяном, касающихся ослабления ограничений на ввоз продуктов питания из 10 префектур Японии в Китай, торговые отношения двух стран вновь будут налажены.
Инвестиционная политика Китая и Японии, находившаяся на стадии «нарастающего соперничества» вновь переходит на этап сотрудничества. Этому свидетельствует встреча один на один премьера Госсовета Ли Кэцяна и премьер- министра Японии Абэ Синдзо, прошедшая также в мае 2018 года. На данной встрече лидеры обсудили вопросы двусторонних отношений и выразили желание перевода китайско-японских отношений на новую фазу. Японские компании намерены принять активное участие в экономической инициативе Китая «Один пояс, один путь», которая затрагивает регионы Азии, Африки и Европы. Китай, в свою очередь, намерен углубить деловое сотрудничество с Японией, чтобы стратегии развития двух стран были взаимосвязаны.
Также в мае 2018 года министр экономики, торговли и промышленности Японии Хиросигэ Сэко и министр коммерции Китая Чжун Шань договорились вести совместную работу в таких областях, как финансы, образование и социальное обеспечение, а также развития инфраструктуры в странах Азии и Африки.
Двустороннее сотрудничество КНР и Японии является стратегически важным не только в Восточно-азиатском и регионе, но и во всем мире. Две страны являются соседями и крупными экономическими державами. Нормализация китайско-японских отношений будет не только взаимовыгодной, но и ответит на ожидания международного сообщества. В связи с этим обе страны пытаются укрепить полномасштабные связи на основе взаимовыгодных стратегических отношений и вполне возможно, что 2018 год послужит началом нового этапа инвестиционной политики КНР и Японии.
Что касается российских компаний, желающих иметь инвестиционное сотрудничество с КНР и Японией, у них есть большое количество возможностей заключить долговременные и выгодные торговые соглашения с этими двумя странами лидерами Восточной Азии. Успех происходящей на наших глазах новой попытки установления партнерских отношений между Россией, Китаем и Японией во многом будет зависеть от интереса компаний этих стран к взаимовыгодному сотрудничеству. На примере китайско-японского инвестиционного сотрудничества содействие со стороны российского, китайского и японского бизнеса реализации политической повестки не только принесет им прибыль, но и откроет стратегические перспективы для развития через взаимодополнение технологических и логистических преимуществ контрагентов.
Это доказывает опыт развития российско-китайских отношений за последние годы. Отношения между Россией и Китаем постепенно перерастают в стратегическое партнерство и позитивно влияют не только на поддержание стабильности в регионе и мире в целом, но и являются заметным драйвером экономического развития этих стран. Наиболее яркими примерами этого являются подтвержденное в мае 2017 г. намерение довести товарооборот между странами до 200 млрд. долл, уже к 2020 г., участие китайских компаний в финансировании проекта «Ямал СПГ» и в строительстве высокоскоростной магистрали Москва-Казань с бюджетом более 1 трлн рублей. КНР уже на протяжении нескольких лет является крупнейшим импортером России. Несмотря на то что Япония по-прежнему имеет более тесное инвестиционное и торговое сотрудничество с КНР, чем Россия, российские1 компании уверенно входят на китайских рынок являясь серьезным соперником для Японии.
С другой стороны, российские компании активно пытаются развивать отношения с Японией с целью удержания политического и экономического баланса сил в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Однако российский бизнес- климат на данный момент сейчас проигрывает конкурентам. При объеме товарооборота Японии с РФ в 21 млрд, долл., торговля с Китаем составила 270 млрд. долл.. Показательно, что значительные объемы взаимной торговли с тем же Китаем достигаются несмотря на напряженные политические отношения и территориальные споры, существующие на протяжении многих десятилетий.
Состоявшийся в декабре 2016 г. визит президента России Владимира Путина в Японию и визит премьер-министра Японии Синдзо Абэ в Россию в мае 2016 года создают хорошие основы для развития устойчивого экономического партнерства между нашими странами. Одной из стратегических целей может стать вполне традиционная задача увеличения 'товарооборота между нашими странами. Фундаментом этого роста могут стать уже достигнутые результаты в энергетическом сотрудничестве. В 2015 г. Россия экспортировала в Японию 6,5 млн. тонн сжиженного газа, 14,5 млн. тонн нефти, 16,2 млн. тонн угля.215 При планировании проектов будущего сотрудничества с Японией важно также учесть направления, которые предложил на встрече с президентом России в Сочи в мае 2016 года премьер-министр Японии Синдзо Абэ. Это не только традиционные сферы, связанные с развитием нефтепереработки, сотрудничеством в сфере информационных технологий, но и модернизация медицинского обслуживания, улучшение городской среды, развитию студенческого обмена, туризма.
Наращивание сотрудничества в сфере инвестиций и Москва, и Пекин, и Токио рассматривают сегодня, как один из способов расширить масштабы трехстороннего торгово-экономического взаимодействия. Для России передовой японский и китайский опыт будут очень полезны как в коммерческом, так и в социальном плане. В известной степени, путь, который прошли Китай и Япония в последние годы, предстоит пройти в ближайшие годы и нашей стране.
Подобные работы
- ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА КИТАЯ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ЭВОЛЮЦИЯ ПОЛИТИКИ США В АТР В XXI ВЕКЕ
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - АНАЛИЗ КРЕДИТОВАНИЯ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В СТРАНАХ
АТР (НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КНР, ЯПОНИИ)
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - МЯГКАЯ СИЛА ВО ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ КНР И РЕСПУБЛИКИ КОРЕЯ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ МЕГА-ПРОЕКТОВ «ТРАНСТИХООКЕАНСКОЕ ПАРТНЕРСТВО» И «ОДИН ПОЯС, ОДИН ПУТЬ»
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Сравнительный анализ инвестиционной политики Китая и Японии в Юго-
Восточной Азии
Дипломные работы, ВКР, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2020 - БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ НАЛОГА НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЧЕЛНЫ-ХОРЕКА»)
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018 - Инновационная политика регионов России
Дипломные работы, ВКР, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 4920 р. Год сдачи: 2016 - ИНВЕСТИЦИОННО-ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИЙ
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2016



