Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Инновационная политика регионов России

Работа №54912

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы93
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
400
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы инновационной политики 7
1.1. Понятие инновационного процесса
1.2. Принципы, инструменты и основные направления инновационной
политики 21
1.3. Кластерный подход в стратегии инновационного развития 23
Глава 2. Практические аспекты инновационной политики в регионах
РФ 27
2.1 Анализ реализации программ развития инновационной деятельности в
рассматриваемых регионах 27
2.2. Сравнительный анализ инновационной деятельности в рассматриваемых регионах 53
Глава 3. Совершенствование инновационной политики 66
3.1. Зарубежный опыт реализации инновационной политики 66
3.2 Рекомендации по совершенствованию инновационной
политики 75
Заключение 79
Список используемой литературы 83


Научно-технический прогресс, признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
В условиях перехода к постиндустриальному обществу инновационная сфера становится определяющим источником устойчивых темпов социально-ориентированного экономического роста. В России сбалансированное развитие научного, высокотехнологичного и образовательного секторов экономики выступает реальной альтернативой господствующему экстенсивному типу воспроизводственной динамики, что подтверждается наличием уникальной научно-производственной базы и необходимого числа
высококвалифицированных кадров.
Отечественные компании активизируют процессы технико-технологической модернизации основного капитала, чему способствует создание технопарков, технополисов и внебюджетных фондов поддержки инноваций общефедерального и регионального масштабов. Реализация идеи конкурентных преимуществ российской экономики на основе инновационных подходов предполагает необходимость совершенствования существующих и освоения качественно новых организационно-управленческих и финансово-экономических технологий; развитие производства на основе внедрения сертифицированных систем управления качеством; переход от преимущественно ценовой к неценовой конкуренции, основой которой является «всеобщее качество» и новизна; разработку и продвижение на рынок принципиально новых товаров и услуг.
Исчерпание источников экстенсивного роста в значительной части российских регионов, острая потребность в непосредственном применении инноваций в конкретных отраслях производства и сферах деятельности человека подтверждает тезис о новой роли механизмов институционального проектирования на федеральном и региональном уровнях.
Современные тенденции мирового экономического развития, когда конкурентоспособность национальных экономик определяется в первую очередь уровнем технологического развития, диктуют необходимость принятия национальной промышленной политики России с опорой на научно- промышленный сектор.
Это отвечает духу двадцать первого века, когда индустриальная экономика сменяется постиндустриальной, инновационной, где на первый план выходит производство знаний. При этом существенно меняется роль бизнес- сообщества, которое должно стать не просто объектом государственной политики, а равноправным партнером государства.
В настоящее время национальная государственная инновационная политика находится в стадии формирования. Органы исполнительной власти исходят из необходимости реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры, который предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, создание нормативно-законодательного обеспечения инновационной деятельности, недостающих звеньев и условий для тиражирования элементов инфраструктуры, положительно зарекомендовавших себя на практике.
Существует множество форм управления инновациями на самых разных уровнях: от подразделений корпораций до государства, в целом призванного в современных условиях осуществлять специальную экономическую политику. Как и практически всякая иная политика, она неодинакова в разных странах, хотя и подчинена одной и той же цели: стимулированию инновационной активности и развитию научно-технического потенциала.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что современном мире динамическое развитие экономики во все большей степени зависит от ее способности внедрять и осваивать передовые технологии, новые рынки, генерировать знания и человеческий капитал. Для этого необходим переход к инновационному типу хозяйствования, который определит новую роль науки в современной и будущей хозяйственных системах.
Целью нашей работы является изучение инновационной политики региона, на примере Субъектов Российской Федерации. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие инноваций и инновационного процесса.
2. Рассмотреть принципы, инструменты и основные направления инновационной политики.
3. Проанализировать кластерный подход в инновационной политики.
4. Провести анализ реализации программ развития инновационной деятельности в регионах.
5. Сделать сравнительный анализ инновационной деятельности в регионах
6. Изучить зарубежный опыт в реализации инновационной политики
7. Составить список рекомендаций по совершенствованию инновационной политики.
Предметом исследования в курсовой работе является инновационная политика. Объектом выступает инновационная деятельность в субъектах Российской Федерации.
Теоретической базой написания работы послужили работы таких
специалистов, как Й. Шумпетера, Б. Твиста,Ф. Никсона и др.
Информационную базу составили федеральные и региональные законы, отчетность органов власти субъектов, материалы периодической печати и
Интернет-источник.
Структура дипломной работы включает в себя введение, три главы, заключение и список литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты инновационной политики, которые включают в себя сущность инновационной политики, ее виды и понятие инновационный процесс. Во второй главе изучены цели инновационной политики субъектов, ее формирование и реализация. Также проведен сравнительный анализ инновационной политике в регионе. В третей главе рассмотрен опыт зарубежный стран по развитию инновационной деятельности. Также есть список рекомендаций по совершенствованию инновационной политики. В заключение подытожены итоги выпускной квалификационной работы и дан
список использованной литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Одним из ключевых факторов, обусловивших в последнее десятилетие радикальные структурные сдвиги в мировой экономике, является повышение экономической роли инноваций. В нашей работы были рассмотрены различные мнения исследователей о понятии инновации. Рассмотрев различные подходы к определению данного термина, мы пришли к выводу, что инновация есть результат творческой деятельности по созданию и освоению новых технологий, видов продукции, социально экономических и технических решений производственного управленческого и иного характера
Неразрывно с инновациями идет понятие инновационный процесс. Также изучив мнения таких исследователей, как Б. Твисса, А. Пригожина мы выявили следующее определение: инновационным процессом можно назвать процесс, результатом которого является новая или улучшенная продукция, способ ее производства или применения, нововведение или усовершенствование в сфере организации и/или экономики производства и/или реализации продукции, улучшающие ее потребительские свойства, обеспечивающие экономическую выгоду или создающие условия для такой выгоды, приносящие социально - экономический эффект инновационный процесс.
Основными этапами являются фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские разработки и освоение производства нового изделия. В зависимости от того, где применяется инновация, различают простой внутриорганизационный (натуральный), простой межорганизационный (товарный) и расширенный инновационный процесс.
В таких функциях, как воспроизводственная, стимулирующая и инвестиционная, заключается сущность инноваций. Многообразие видов инноваций говорит о прогрессе в сфере изобретения, области организации и управления производством. Наиболее известными видами инноваций являются технологические, продуктовые, процессные, маркетинговые, организационные.
Создание кластеров способствует развитию конкуренции между регионами, что позволяет привлекать дополнительные инвестиции в развивающиеся регионы со всей России. Кроме того, кластеры дают возможность развиваться регионам на основе новых технологий, которые создают ряд преимуществ. Кластерный подход меняет принципы и механизмы государственной и региональной экономической политики. Он требует перестройки аппарата управления, другого формата информации о состоянии дел в экономике - не по отраслям, а в разрезе отдельных рынков и компаний. Мировой опыт дает нам право предполагать, что наиболее подходящий способ развития кластерной системы является создание государственно-частного партнерства. В этом партнерстве региональные власти выступают, как гарант возврата инвестиций вложенных для развития кластеров от частных инвесторов, что ведет к совместным выгодам для участников государственно-частного партнерства и дальнейшей повышения конкурентоспособности региона.
Среди регионов России наиболее развитыми инновационными регионами являются Москва, Свердловская область и Республика Татарстан.
В Москве сосредоточено порядка 60% научно-технического потенциала страны. Этот уникальный, не имеющий аналогов в мире потенциал города способен создавать и осваивать научно-технические разработки, отвечающие мировому уровню. Улучшение и выработка новых рабочих условий должна привести к сокращению выезда российских специалистов за границу, а значит большее число учёных посвятят себя развитию именно Российских инноваций, а в нашем случае инноваций в городе Москва.
На сегодняшний день Омская область позиционируется как отстающий регион по сравнению с другими, но при реализации программы развития регион должен стать более привлекательный с точки зрения вложения инвестиций и ведения бизнеса. Несомненными преимуществами области являются ее выгодное географическое положение, развитая транспортная система, наличие современное обрабатывающего производства, наукоемкие технологии и значительный кадровый потенциал. Омская область является надежным объектом для социально значимых и экономически выгодных капиталовложений.
Республика Татарстан сегодня является одним из наиболее стабильно и динамично развивающихся регионов России, реализующий крупномасштабные государственные инициативы в развитии инновационной деятельности. Большая доля инновационных товаров к ВРП лишнее тому доказательство. Кроме того Республика Татарстан участвует в различных пилотных проектов, что положительно влияет на инновационную среду региона. Например, первый в России детский технопарк был построен именно в Татарстане.
Целью инновационной политики Республики Татарстан является достижение качественного экономического роста и конкурентоспособности экономики Республики Татарстан на основе формирования и эффективного использования научно-технического потенциала, реализации важнейших социальных задач Республики Татарстан.
Приоритетными направлениями инновационного развития экономики Республики Татарстан являются отказ от сырьевой модели воспроизводства и формирование высокотехнологичной экономической системы с высоким интеллектуальным потенциалом, обеспечивающей производство новейших технологий и инновационных продуктов. Чего Республика успешно последние годы добивается, при анализе было выявлено, что доля инновационных товаров к ВРП достигают отметки 20 процентов.
Урал и Сибирь традиционно занимают лидирующие позиции в развитии науки и техники. Здесь находятся крупнейшие российские учебные заведения с технически оснащенными научно-исследовательскими базами, научно-производственные центры и предприятия, продвигающие инновации в Екатеринбурге и других российских городах. Свердловская область вполне способна эффективно решить проблемы модернизации и реструктуризации производственного комплекса, повышения конкурентоспособности продукции за счет мобилизации собственного научно-технического потенциала и активизации инновационных процессов.
В этой связи вопросы модернизации и инновационного переустройства экономики остаются ключевыми направлениями социально-экономических преобразований.
Зарубежный опыт свидетельствует о том, что без комплексного подхода, включающего сложный конгломерат детально разработанных норм и положений, касающихся различных сфер жизни государства, невозможно прогрессивное развитие инновационной деятельности и технологий.
Мы рассмотрели инновационную политику таких зарубежных стран, как США, Великобритании, Япония и Китая. Несомненно, у каждой
проанализированной нами страны есть те или иные преимущества перед другими в развитии своих инноваций. Но анализ показал, что на сегодняшний день лидером по новшествам является Китай. Не только в нашей стране продукция Китая заполняет прилавки, а научные изобретения используются в исследованиях и различных разработках, но и другие страны непосредственно используют инновации КНР. В современных условиях финансового кризиса, когда все развитые страны сокращают расходы на научные исследования, сравнительно недорогие китайские технологии имеют шансы на успех. Можно предположить, что в будущем китайские технологии, развиваясь такими темпами, смогут занять лидирующие позиции и вырасти в стоимости. Поэтому для повышения инновационного потенциала страны, следует брать пример развитых стран, но также не стоит забывать про собственные инновационные наработки.



1. Постановление Правительства РФ от 21.12.2005 № 779 «О создании на территории г. Москвы особой экономической зоны технико-внедренческого типа»//«Собрание законодательства РФ», 26.12.2005, N 52 (3 ч.), ст. 5742
2. Закон города Москвы от 7 октября 2015 года № 55 «О
промышленной политике города Москвы» // «Ведомости Московской городской Думы», 17.11.2015, № 9, ст. 238
3. Закон РТ от 2 августа 2010г. № 63-ЗРТ «Об инновационной
деятельности в Республике Татарстан» // информационно-правовой портал Г арант.Ру//http://www.garant.ru/
4. «Инновационный меморандум Республики Татарстан на 2014- 2016гг.»// принят Постановлением Кабинета Министров от 17.05.2014 № 328 - Министерство экономики Татарстана // http://mert.tatarstan.ru/
5. Распоряжение Правительства Омской области от 1 апреля 2015 г. № 45-рп «Об уточненном прогнозе социально-экономического развития Омской области на 2015 год и на период до 2017 года»// Правительство Омской области//йР:р: //www. omskportal .ru/
6. Стратегия инновационного развития Свердловской области на период до 2020 года - Утверждена Постановлением Правительства Свердловской области от 22 мая 2013 года № 646-ПП // Официальный сайт Правительства Свердловской области //www.midural.ru/
7. «Стратегия развития научной и инновационной деятельности в Республике Татарстан до 2015 года» // Утверждена Указом Президента Республики Татарстан от «17» июня 2008 года№ УП - 293 - портал Республики Татарстан - http://tatarstan.news-city.info/
8. Государственная программа «Экономическое развитие и
инновационная экономика Республики Татарстан на 2014- 2020 годы»
//Министерство экономики Татарстана // http://mert.tatarstan.ru/
9. Абыкаев Н. Инвестиционный потенциал и экономический рост // Экономист. - 2007. - № 6. - с. 89.
10. Агарков С. А., Кузнецова Е. С., Грязнова М. О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика // Академия Естествознание. - 2013г. - с 493.
11. Архангельский В.Н. Региональная научно-техническая политика в России. - Инновационный менеджмент. Курс лекций. М., 2006. - с. 411
12. Блинкова О. «План Китая на 2016-2020» //Газета IT-News, 2016.-№ 03.-с. 17.
13. Дагаев, А.В. Государственные гарантии для малого инновационного бизнеса / А.В. Дагаев // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №2. - С. 81-88.
14. Демихова, И.Н. Особенности развития машиностроения России в современных экономических условиях/ .Н.Демихова //Сборник науч. трудов СевКавГТУ.-Ставрополь : СевКавГТУ, 2007.-с. 56
15. Дорофеев В.Д., Дресвянников В.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие. - Пенза, 2003. - с. 311.
16. Ендовицкий Д.А. Комплексный анализ и контроль инвестиционной деятельности: методология и практика. - М.: Финансы и статистика, 2001. - с. 275
17. Инновации: сущность, виды, характерные особенности.
/Студопедия (2013 - 2015) год/ http://studopedia.net/
18. Инновационные технологии в Екатеринбурге
/www.ekbin.ru/index.html
19. Инновационный менеджмент. / Под ред. Р.А. Фатхуддинова. - М., 2000.- с.649
20. Инновационный менеджмент. / Под ред. Ильенковой Г.В. - М. 2007.
- с. 483
21. Казанцев С.В. Инновационное развитие регионов России / С.В. Казанцев // ЭКО, № 10, 2014. -35с.
22. Камбуров СВ., Нистратов В.В. «Инновационные процессы в промышленности США и Японии. Сравнение стратегических установок. Инновационная политика развитых капиталистических государств ВНИИ системных исследований». - М.: Экономика, 2011. - 956 с.
23. Космагамбетова С.Т. Теоретические аспекты определения инновации как фактор экономического роста // Основы экономики управления и права. - 2013. №3(9) - С.95-98.
24. Коробейников О.П., Трифилова А.А., Коршунов И.А. Роль инноваций в процессе формирования экономической стратегии государства // Промышленность сегодня.- 2014. № 3. - С. 17-19.
25. Корчагин П.В. Особенности современного инновационного развития и формирование региональной инновационной системы // Евразийский международный научно-аналитический журнал "Проблемы современной экономики" - 2011.- №1(37). - С.67-70
26. Кулагин А.С. Немного о термине«инновация» // Инновации. - 2014.
— № 7. - с.76
27. Лебедева Т. А., Жирнель Е. В., Савельев Ю. В. Инновационное развитие: Материалы I Молодежного экономического форума, Петрозаводск.-: Карельский научный центр РАН, 2009. — 476с.
28. Леонов С.Н. Государственная инновационная политика КНР // Вестник дальневосточного отделения РАН, 2013. - № 10. - С. 14-17
29. Макарова Е.С. Стратегическое управление развитием инновационного потенциала Республики Татарстан // Интернет-журнал «Экономические исследования» №4(13) - 2013 - С.25-28
30. Малафеев А. А. Кластерный подход к организации инновационного развития отрасли и возможности его моделирования / А. А. Малафеев // Экономические науки. - 2014. - № 3. - С. 202-207
31. Мусатова Т. Е. Инновации как долгосрочная
перспективаэкономического развития // Вестник университета - 2014. - № 6. - С. 136-140.
32. Омский Научный Вестник № 6 (92) 2010, с.45-46
33. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: АЗЪ, 1996.
34. Палкина М. В. Инновационная стратегия региона // Вопросы современной науки и практики. - 2013. - № 8. - С. 193-204.
35. Посталюк, М.П. Инновационные отношения в экономической системе: теория, методология и механизм реализации / М.П. Посталюк. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. - 420с.
36. Прокошенков Д.Е. Эффективная инновационная политика региона / Д.Е. Прокошенков // Инновации и инвестиции, № 1, 2014. - с. 143.
37. Романченко С. В. Новшества, нововведения, инновации: определения и сущность [Текст] / С. В. Романченко // Молодой ученый. — 2012. — №4. — С. 166-168.
38. Савина Т.Н. Национальные инновационные системы: особенности формирования и развития// Вестник РУДН, серия Экономика. 2013. №3.
39. Семенов В.П. Проблемы управления инновационно- инвестиционным процессом // Инновации. 2003. № 8. - С. 36.
40. Сенин А. Инновационные процессы в экономике: анализ
зарубежного опыта // Техника. - 2013. - № 2. - С. 58.
41. Сергеев С. Стимулирование инновационного развития в КНР // Вестник дальневосточного отделения РАН, 2009. - № 11. С. 34-36.
42. Н.В.Клочкова,В.О.Берничевская .Развитие инновационной
деятельности: обобщение инновационного опыта// Вестник Ивановского
государственного университета, 2014.-№1.С.78-82.
43. СластенинВ.А.,Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная
деятельность, М.: 2007. - 240с.
44. СуринА.В., Молчанова О.П. Инновационный менеджмент: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2008. - с. 368
45. Такер Б. Инновации как формула роста. Новое будущее ведущих компаний. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2006. - с.240
46. Титановая долина/официальный сайт/www.titanium-valley.com/
47. Турманидзе, Т.У. Экономическая оценка инвестиций: учебник для вузов / Т.У. Турманидзе. - М.: Экономика, 2013. -341 с.
48. У Ди. Китай: движение к государству инновационного типа // Экономическая политика, 2014. - № 11 - С.45-46.
49. Уткин Э.А., Морозова Н.И., Морозова Г.И. Инновационный
менеджмент.// Деловая информация . - 2007, № 5. - с. 64
50. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент [Текст] : учебник для вузов /Фатхутдинов Р. А. - СПб.: Питер, 2010. -с. 13
51. Шелюбская Н.С. Новые направления инновационной политики ЕС / Проблемы теории и практики управления». - 2013.- № 4. - С. 63-68.
52. Михалева Е.П. Модель диффузии потребительских инноваций на основе построения кумулятивной кривой // «Креативная экономика» № 11 (83) за 2013 год, етр. 46-53
53. Шумпетер Й. Теория экономического развития (исследование предпринимательской прибыли, капиталов, кредита, процента и цикла конъюнктуры). - М.: Директ-Медиа, 2007.- с.68
54. Министерство Экономики Республики Татарстан
http: //mert .tatarstan.ru/
55. Московский международный портал // http://www.moseowmsk.ru/
56. Новости Казани - http: //prokazan.ru/
57. Официальный портал Республики Татарстан - http: //tatarstan.ru/
58. РОСОЭЗ Особые Экономические Зоны // www.russez.ru//2015г
59. Сайт Правительства Республики Татарстан - http://prav.tatarstan.ru/
60. Сайт Президент Республики Татарстан - http://president.tatarstan.ru/
31 Савина Т.Н. Национальные инновационные системы: особенности формирования и развития// Вестник РУДН, серия Экономика. 2013. №3.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ