ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ВЫСОЦКОГО (10.01.01)
|
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы свободы воли 16
§ 1. Философская традиция проблемы свободы в 1950 - 1970-е гг...17
§ 2. Сущность терминов свобода, воля, свобода воли 37
§ 3. Некоторые аспекты видения проблемы диссертационного исследования 50
Глава 2. Концепция свободы в песнях тюремно-лагерной тематики В.С. Высоцкого 60
§ 1. Изначальная пространственно - психологическая модель тюрьма /
несвобода 60
§ 2. Мотив побега как попытка преодоления ограниченного пространства тюрьмы 72
§ 3. Функционирование тюремных мотивов в тексте социально - бытового содержания 88
Глава 3. Символика самолета, птицы и полета в разработке проблемы свободы 96
§ 1. Выражение проблемы свободы в контексте противостояния чело¬века и машины 96
1.1. Конфликтность как принцип реализации проблемно-тематического потенциала текста 97
1.2. Поливариантность конфликта человек / машина 104
1.3. Эволюция мотивно - тематического комплекса полет 118
§ 2. Распространение категории свободы на реалии животного мира 125
Глава 4. Семантика образов и мотивов, развивающих проблему свободы в песнях В.С. Высоцкого 141
§ 1. Выражение тотального несогласия с миром: «все не так» 141
3
§ 2. Образно - символическая семантика линии как основной преграды
в творчестве поэта 147
§ 3. Судьба и свобода в художественном мире поэта 158
§ 4. Высшая степень несвободы - состояние затравленного зверя в песнях об охоте 164
§ 5. Острое ощущение несвободы после физической смерти 171
Заключение 175
Библиография 186
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы свободы воли 16
§ 1. Философская традиция проблемы свободы в 1950 - 1970-е гг...17
§ 2. Сущность терминов свобода, воля, свобода воли 37
§ 3. Некоторые аспекты видения проблемы диссертационного исследования 50
Глава 2. Концепция свободы в песнях тюремно-лагерной тематики В.С. Высоцкого 60
§ 1. Изначальная пространственно - психологическая модель тюрьма /
несвобода 60
§ 2. Мотив побега как попытка преодоления ограниченного пространства тюрьмы 72
§ 3. Функционирование тюремных мотивов в тексте социально - бытового содержания 88
Глава 3. Символика самолета, птицы и полета в разработке проблемы свободы 96
§ 1. Выражение проблемы свободы в контексте противостояния чело¬века и машины 96
1.1. Конфликтность как принцип реализации проблемно-тематического потенциала текста 97
1.2. Поливариантность конфликта человек / машина 104
1.3. Эволюция мотивно - тематического комплекса полет 118
§ 2. Распространение категории свободы на реалии животного мира 125
Глава 4. Семантика образов и мотивов, развивающих проблему свободы в песнях В.С. Высоцкого 141
§ 1. Выражение тотального несогласия с миром: «все не так» 141
3
§ 2. Образно - символическая семантика линии как основной преграды
в творчестве поэта 147
§ 3. Судьба и свобода в художественном мире поэта 158
§ 4. Высшая степень несвободы - состояние затравленного зверя в песнях об охоте 164
§ 5. Острое ощущение несвободы после физической смерти 171
Заключение 175
Библиография 186
На современном этапе общественно-культурного развития творчество
В.С. Высоцкого воспринимается в качестве определенной востребованной обществом и филологической наукой инстанции. Область высоцковедения все больше приобретает статус внутрилитературоведческой дисциплины, где творчество поэта подвергается многостороннему анализу и осмыслению. Характерной чертой высоцковедения в целом является, на наш взгляд, то, что оно не замыкается в рамках творчества В.С. Высоцкого, а предпринимает по¬пытки установления связей между поэтическими системами Высоцкого со всей предшествующей и последующей литературой (95, 30, 114, 61, 60, 66). Способность текстов В.С. Высоцкого к диалогу со всей мировой художественной мыслью является уникальным средством и способом их глубокого самораскрытия и утверждения декларируемой внутренней позиции субъективного «Я». Таким образом, рефлексия творчества В.С. Высоцкого как в отечественной, так и зарубежной литературе и культуре обнаруживает новые и порой неожиданные грани поэтического наследия В. С. Высоцкого.
Отдельным уникальным направлением в высоцковедении выступает исследование функционирования текстов Высоцкого за рубежом (10, 65), что дает возможность рассмотрения творчества поэта на уровне межкультурного восприятия. Тем самым, на наш взгляд, становится возможным достижение максимально полного и достоверного, наиболее истинного понимания как отдельных его произведений, образов, категорий, так и всего творчества в целом. Такая плодотворная работа над творчеством поэта стала возможной главным образом благодаря деятельности Государственного культурного центра - музея им. В.С. Высоцкого в г. Москва. Именно этот орган концентрирует вокруг себя все любительские и филологические разыскания в области высоцковедения. Интерес к творчеству В. С. Высоцкого подтверждает¬
5
ся и проведенными конференциями, посвященными поэту1. Благодаря такой интенсивной деятельности, исследование наследия Высоцкого набирает высокий темп и стремительность, что свидетельствует об актуальности выдвигаемых поэтом-песенником тем, образов, проблем, подчеркивает важность и необходимость их подробного исследования. Основными приоритетными направлениями работы в области высоцковедения на сегодняшний день вы¬ступают исследование наследия поэта в историко-биографическом аспекте и интерпретация отдельных художественных текстов.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы свободы и связанных с ней мотивов, тем, образов и символов в поэтическом мире В.С. Высоцкого.
Смена парадигмы «идея человека» на каждом культурно¬историческом этапе развития человечества обусловливает «доминирование жанров определенного литературного рода, расцвет и развитие тех из них, которые оказываются наиболее предрасположенными к адекватному воплощению этой идеи» (136, с. 8), а так же определяют «концепцию человека» и «концепцию личности» в каждом конкретном произведении каждого конкретного писателя. Так, в 50е - 70е годы ХХ века на формирование «идеи человека» оказали влияние философские размышления экзистенциалистов, персоналистов, постмодернистов, а также мировая политическая мысль и психология. Каждый художник помещает персонажа в определенные пространственно-временные рамки, в зависимости от чего акцентируются, усиливают свое звучание те или иные аспекты бытия человека: как духовного, так и физического. В связи с этим и круг проблем, связанных с литературным героем, философская проблема свободы личности приобретает различный ракурс рассмотрения в художественных системах отдельных поэтов, что оп¬
1 Международные конференции в Москве в ГКЦМ В. С. Высоцкого: «Владимир Высоцкий и русская куль¬тура 1960 -1970гг.» (1998); «Двадцать лет без Высоцкого» (2000); «Окуджава - Высоцкий - Галич» (2001); «Владимир Высоцкий: взгляд из ХХ1 века» (2003). Конференции в Самаре: «Владимир Высоцкий в контекте художественной культуры ХХ века» (2000); «Творчество Владимира Высоцкого - культурный феномен нашего времени» (2003).
6
ределяется как широтой самого понятия свободы, так и индивидуальным видением действительности каждым из художников. В одних эстетических системах проблема свободы личности ставится на самую высокую по значимости ступень, в других - наоборот.
Проблемы, затрагиваемые В. С. Высоцким в поэтическом творчестве, бесчисленны и неисчерпаемы. Как художник, поэт, наделенный особым индивидуальным видением, восприятием реальной действительности и отношением к самым существенным и определяющим проблемам личности и бытия, В.С. Высоцкий создает свою поэтическую систему, в которой находят свое выражение идеи и взгляды поэта на реалии современности. В созданном им поэтическом мире функционируют многочисленные категории, присущие человеческой личности, индивидуальности. Самой главной и определяющей из них, на наш взгляд, становится для Высоцкого категория свободы.
Данное понятие у поэта подвергается индивидуальному художественному переосмыслению относительно сложившихся культурно¬исторических представлений и обретает свою личностно-поэтическую концепцию. Поэтическое творчество Владимира Семеновича Высоцкого и яви¬лось объектом нашего диссертационного исследования, а предметом стало функционирование проблемы свободы в созданном им поэтическом мире.
Основным источником произведений поэта в данном исследовании является двухтомное издание сочинений поэта (3), наиболее точно и полно отражающее творчество поэта с точки зрения его текстологической обработки и достоверности.
Степень изученности темы. На сегодняшний день по указанной проблеме нет полного и научно обоснованного труда. Она в той или иной мере только затрагивается в работах высоцковедов. Вместе с тем неоспорим тот факт, что описать поэтический мир Высоцкого, не касаясь проблемы свободы, практически невозможно в силу того, что именно эта проблема являет¬
7
ся основополагающей в творчестве данного поэта и содержит в себе, как в зародыше, другие темы и проблемы.
Впервые проблема свободы в творчестве В.С. Высоцкого на филологическом уровне была обозначена в сборнике трудов, вышедшем в 1990 году в Воронеже (22). В этом плане прежде всего следует отметить две работы: статью Н.В. Фединой (106, с. 105 - 117) и совместную работу А.В. Скобеле¬ва и С.М. Шаулова (90, с. 24 - 52). В этих публикациях в общих чертах определяются рамки проблемы свободы в поэтическом мире В. С. Высоцкого, однако подробная разработка темы отсутствует. Так, Н.В. Федина интерпретирует понятие свободы в рамках соотношения ролевого и лирического героев в поэзии В.С. Высоцкого, отождествляя его с понятием воли, изложенным в работах Д.С. Лихачева. «Действительно, - отмечает Н.В. Федина, - в стремлении литературного героя к свободе, воле, в его неприязни ко всякого рода рамкам и ограничениям есть как бы нечто русское. Понятие «воля», по мнению Д.С. Лихачева, - понятие типично русское, непереводимое. «Воля- вольная - это свобода, соединенная с простором, ничем не прегражденным пространством». В сознании слушателя складывается именно вольный, бунтарский, непокорный образ лирического героя» (106, с. 114).
Указанная работа А.В. Скобелева и С.М. Шаулова оказалась более глубокой в раскрытии проблемы свободы. Впоследствии она вошла в отдельную монографию «Владимир Высоцкий: Мир и Слово» (91). Именно этот труд явился отправной точкой нашего исследования: в главе «Проблема свободы» изложены положения о зарождении и развитии проблемы свободы от «блатных песен» до последних лет творчества. Издание А.В. Скобелева и
С.М. Шаулова явилось одной из первых серьезных филологических работ в области высоцковедения. Многие систематические труды последующих лет базируются именно на отдельных положениях, высказанных этими авторами. Это полностью относится и к нашему диссертационному исследованию. В силу своей популярности и достаточно небольшого тиража в 5000 экземпляров книга стала библиографической редкостью. Сами авторы назовут ее через десять лет в предисловии к новому дополненному изданию «памятником “эпохи раннего высоцковедения”» (92, с. 4). В книге авторы рассматривают проблему свободы в ее эволюции: зарождение в «блатных» песнях, выход за их пределы, проникновение в произведения различных жанров и тематик. Авторы обращают внимание на особенности «блатных» песен, которые уже сами несут в себе скрытую свободолюбивую тематику: раскрываются основные мотивы, помогающие глубже понять проблему свободы, отмечается, что пафос свободы - черта романтического мировоззрения. Свобода у Высоцкого интерпретируется авторами в связи с пониманием соборности. «Иными сло¬вами, свободный человек сам себе - свой, то есть полностью принадлежит себе, но в этой «свойскости» проявляет общность со всеми своими» (92, с. 122).
Важным для нашей работы стали следующие положения труда А.В. Скобелева и С.М. Шаулова:
1) . Авторы определяют проблему свободы как основополагающую тему всей поэзии В.С. Высоцкого: «Он, как немногие из современников, творчеством и жизнью своей показал: нравственный человек может и обязан быть свободным или, по крайней мере, освобождающимся, преодолевающим ради общего блага всевозможные пределы, свободу ограждающие. И такое понимание человека есть в конечном итоге уже единое основание как этики, так и эстетики Владимира Высоцкого» (92, с. 92). Уникальность каждого произведения В.С. Высоцкого определяется в развитии тех «ключевых ориентиров» (92, с. 93), одним из которых выступает свобода.
2) . Определение сущности свободы как «всепреодоление», стремление к высшему «благу». Свобода в поэтическом мире В.С. Высоцкого выступает главной ценностью человеческой личности. Для ее достижения необходимо «преодоление» каких-либо преград, которые могут быть самыми разнообразными и неожиданными: «граница, окружение, косная мораль, бытовое убожество», а порой и сама жизнь (92, с. 16). Для героя Высоцкого граница становится не только пространственной категорией, а «скорее социально-бытовой, а в наибольшей степени - нравственно-психологической» (91, с. 16). Жизненная позиция героя определяется в акте выбора им своего существования в каждом конкретном случае.
3) . Рассматривая песни о тюрьме в русле жанра «блатной песни», ав¬торы отмечают их символичность и отход от этого жанра, что способствует «философской, этической разработке проблем личностной и творческой свободы» (92, с. 106). Благодаря тому, что тюремная и лагерная символика «от¬почковалась» (92, с. 120) от блатной песни, появляется возможность интерпретации «тюремных» текстов, выходя за рамки тюремно-лагерной тематики на более высокий уровень абстракции и философского осмысления общечеловеческих проблем.
4) . Авторы отмечают определяющую роль бинарных оппозиций в структурной организации текста Высоцкого. Они имеют самый разнообразный характер, выстраиваясь в целые системы с постоянными уровнями и по¬дуровнями. Мы полностью согласны с А.В. Скобелевым и С.М. Шауловым в том, что «любая из бинарных оппозиций может послужить тем звеном, взявшись за которое, удастся вытянуть всю их цепочку» (92, с. 127). Именно данный принцип был взят нами за основу при анализе текстов В.С. Высоцкого в контексте проблемы свободы.
В силу того, что в задачу авторов рассматриваемой нами монографии не входило систематическое исследование тех или иных категорий в поэтическом мире В.С. Высоцкого, их освещение носит констатирующий характер. Поэтому многочисленные составляющие поэтического мира Высоцкого, мотивы, характерные категории, символы только обозначаются как неотъемлемая его часть, а не исследуются в полной мере. Выводы о проблеме свободы у Высоцкого выстраиваются без опоры на сами определения свободы, воли, свободы воли и т.п. В последующие годы вышли в свет и другие работы, в
10
которых в той или иной мере рассматривалась обозначенная нами проблема. Конкретной разработки темы свободы в работе Вл.И. Новикова (69) нет, однако, весь анализ особенностей слова Высоцкого говорит о наличии этой проблемы в творчестве поэта.
В 1995 г. выходит монография А. Сидорченко «Прометей мятежной песни», где автор повествует о личности В.С. Высоцкого, породившей в его собственном творчестве проблему свободы: Высоцкий «понял, что только свобода может определить сущность его личности и стать субстанцией его творчества, которое, безусловно, задохнулось бы в узких рамках соцреализма. Поняв это всей своей «сочившейся душой», он стал делать то, чего боятся делать наши прокрустанты: запел так свободно, как нас уже отучили петь неутомимые воспитатели»; «В историю русской культуры Высоцкий войдет как образец гражданского мужества и интеллектуальной честности - как ПРОМЕТЕЙ СВОБОДНОЙ - значит, МЯТЕЖНОЙ! - песни, как ВЗБУНТОВАВШАЯСЯ СОВЕСТЬ и честь России» (89, с. 18) (выделено А. Сидорченко). Как видно, в данной монографии акцент сделан на свободолюбивой личности Высоцкого, а не на его творчестве.
В.С. Высоцкого воспринимается в качестве определенной востребованной обществом и филологической наукой инстанции. Область высоцковедения все больше приобретает статус внутрилитературоведческой дисциплины, где творчество поэта подвергается многостороннему анализу и осмыслению. Характерной чертой высоцковедения в целом является, на наш взгляд, то, что оно не замыкается в рамках творчества В.С. Высоцкого, а предпринимает по¬пытки установления связей между поэтическими системами Высоцкого со всей предшествующей и последующей литературой (95, 30, 114, 61, 60, 66). Способность текстов В.С. Высоцкого к диалогу со всей мировой художественной мыслью является уникальным средством и способом их глубокого самораскрытия и утверждения декларируемой внутренней позиции субъективного «Я». Таким образом, рефлексия творчества В.С. Высоцкого как в отечественной, так и зарубежной литературе и культуре обнаруживает новые и порой неожиданные грани поэтического наследия В. С. Высоцкого.
Отдельным уникальным направлением в высоцковедении выступает исследование функционирования текстов Высоцкого за рубежом (10, 65), что дает возможность рассмотрения творчества поэта на уровне межкультурного восприятия. Тем самым, на наш взгляд, становится возможным достижение максимально полного и достоверного, наиболее истинного понимания как отдельных его произведений, образов, категорий, так и всего творчества в целом. Такая плодотворная работа над творчеством поэта стала возможной главным образом благодаря деятельности Государственного культурного центра - музея им. В.С. Высоцкого в г. Москва. Именно этот орган концентрирует вокруг себя все любительские и филологические разыскания в области высоцковедения. Интерес к творчеству В. С. Высоцкого подтверждает¬
5
ся и проведенными конференциями, посвященными поэту1. Благодаря такой интенсивной деятельности, исследование наследия Высоцкого набирает высокий темп и стремительность, что свидетельствует об актуальности выдвигаемых поэтом-песенником тем, образов, проблем, подчеркивает важность и необходимость их подробного исследования. Основными приоритетными направлениями работы в области высоцковедения на сегодняшний день вы¬ступают исследование наследия поэта в историко-биографическом аспекте и интерпретация отдельных художественных текстов.
Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью проблемы свободы и связанных с ней мотивов, тем, образов и символов в поэтическом мире В.С. Высоцкого.
Смена парадигмы «идея человека» на каждом культурно¬историческом этапе развития человечества обусловливает «доминирование жанров определенного литературного рода, расцвет и развитие тех из них, которые оказываются наиболее предрасположенными к адекватному воплощению этой идеи» (136, с. 8), а так же определяют «концепцию человека» и «концепцию личности» в каждом конкретном произведении каждого конкретного писателя. Так, в 50е - 70е годы ХХ века на формирование «идеи человека» оказали влияние философские размышления экзистенциалистов, персоналистов, постмодернистов, а также мировая политическая мысль и психология. Каждый художник помещает персонажа в определенные пространственно-временные рамки, в зависимости от чего акцентируются, усиливают свое звучание те или иные аспекты бытия человека: как духовного, так и физического. В связи с этим и круг проблем, связанных с литературным героем, философская проблема свободы личности приобретает различный ракурс рассмотрения в художественных системах отдельных поэтов, что оп¬
1 Международные конференции в Москве в ГКЦМ В. С. Высоцкого: «Владимир Высоцкий и русская куль¬тура 1960 -1970гг.» (1998); «Двадцать лет без Высоцкого» (2000); «Окуджава - Высоцкий - Галич» (2001); «Владимир Высоцкий: взгляд из ХХ1 века» (2003). Конференции в Самаре: «Владимир Высоцкий в контекте художественной культуры ХХ века» (2000); «Творчество Владимира Высоцкого - культурный феномен нашего времени» (2003).
6
ределяется как широтой самого понятия свободы, так и индивидуальным видением действительности каждым из художников. В одних эстетических системах проблема свободы личности ставится на самую высокую по значимости ступень, в других - наоборот.
Проблемы, затрагиваемые В. С. Высоцким в поэтическом творчестве, бесчисленны и неисчерпаемы. Как художник, поэт, наделенный особым индивидуальным видением, восприятием реальной действительности и отношением к самым существенным и определяющим проблемам личности и бытия, В.С. Высоцкий создает свою поэтическую систему, в которой находят свое выражение идеи и взгляды поэта на реалии современности. В созданном им поэтическом мире функционируют многочисленные категории, присущие человеческой личности, индивидуальности. Самой главной и определяющей из них, на наш взгляд, становится для Высоцкого категория свободы.
Данное понятие у поэта подвергается индивидуальному художественному переосмыслению относительно сложившихся культурно¬исторических представлений и обретает свою личностно-поэтическую концепцию. Поэтическое творчество Владимира Семеновича Высоцкого и яви¬лось объектом нашего диссертационного исследования, а предметом стало функционирование проблемы свободы в созданном им поэтическом мире.
Основным источником произведений поэта в данном исследовании является двухтомное издание сочинений поэта (3), наиболее точно и полно отражающее творчество поэта с точки зрения его текстологической обработки и достоверности.
Степень изученности темы. На сегодняшний день по указанной проблеме нет полного и научно обоснованного труда. Она в той или иной мере только затрагивается в работах высоцковедов. Вместе с тем неоспорим тот факт, что описать поэтический мир Высоцкого, не касаясь проблемы свободы, практически невозможно в силу того, что именно эта проблема являет¬
7
ся основополагающей в творчестве данного поэта и содержит в себе, как в зародыше, другие темы и проблемы.
Впервые проблема свободы в творчестве В.С. Высоцкого на филологическом уровне была обозначена в сборнике трудов, вышедшем в 1990 году в Воронеже (22). В этом плане прежде всего следует отметить две работы: статью Н.В. Фединой (106, с. 105 - 117) и совместную работу А.В. Скобеле¬ва и С.М. Шаулова (90, с. 24 - 52). В этих публикациях в общих чертах определяются рамки проблемы свободы в поэтическом мире В. С. Высоцкого, однако подробная разработка темы отсутствует. Так, Н.В. Федина интерпретирует понятие свободы в рамках соотношения ролевого и лирического героев в поэзии В.С. Высоцкого, отождествляя его с понятием воли, изложенным в работах Д.С. Лихачева. «Действительно, - отмечает Н.В. Федина, - в стремлении литературного героя к свободе, воле, в его неприязни ко всякого рода рамкам и ограничениям есть как бы нечто русское. Понятие «воля», по мнению Д.С. Лихачева, - понятие типично русское, непереводимое. «Воля- вольная - это свобода, соединенная с простором, ничем не прегражденным пространством». В сознании слушателя складывается именно вольный, бунтарский, непокорный образ лирического героя» (106, с. 114).
Указанная работа А.В. Скобелева и С.М. Шаулова оказалась более глубокой в раскрытии проблемы свободы. Впоследствии она вошла в отдельную монографию «Владимир Высоцкий: Мир и Слово» (91). Именно этот труд явился отправной точкой нашего исследования: в главе «Проблема свободы» изложены положения о зарождении и развитии проблемы свободы от «блатных песен» до последних лет творчества. Издание А.В. Скобелева и
С.М. Шаулова явилось одной из первых серьезных филологических работ в области высоцковедения. Многие систематические труды последующих лет базируются именно на отдельных положениях, высказанных этими авторами. Это полностью относится и к нашему диссертационному исследованию. В силу своей популярности и достаточно небольшого тиража в 5000 экземпляров книга стала библиографической редкостью. Сами авторы назовут ее через десять лет в предисловии к новому дополненному изданию «памятником “эпохи раннего высоцковедения”» (92, с. 4). В книге авторы рассматривают проблему свободы в ее эволюции: зарождение в «блатных» песнях, выход за их пределы, проникновение в произведения различных жанров и тематик. Авторы обращают внимание на особенности «блатных» песен, которые уже сами несут в себе скрытую свободолюбивую тематику: раскрываются основные мотивы, помогающие глубже понять проблему свободы, отмечается, что пафос свободы - черта романтического мировоззрения. Свобода у Высоцкого интерпретируется авторами в связи с пониманием соборности. «Иными сло¬вами, свободный человек сам себе - свой, то есть полностью принадлежит себе, но в этой «свойскости» проявляет общность со всеми своими» (92, с. 122).
Важным для нашей работы стали следующие положения труда А.В. Скобелева и С.М. Шаулова:
1) . Авторы определяют проблему свободы как основополагающую тему всей поэзии В.С. Высоцкого: «Он, как немногие из современников, творчеством и жизнью своей показал: нравственный человек может и обязан быть свободным или, по крайней мере, освобождающимся, преодолевающим ради общего блага всевозможные пределы, свободу ограждающие. И такое понимание человека есть в конечном итоге уже единое основание как этики, так и эстетики Владимира Высоцкого» (92, с. 92). Уникальность каждого произведения В.С. Высоцкого определяется в развитии тех «ключевых ориентиров» (92, с. 93), одним из которых выступает свобода.
2) . Определение сущности свободы как «всепреодоление», стремление к высшему «благу». Свобода в поэтическом мире В.С. Высоцкого выступает главной ценностью человеческой личности. Для ее достижения необходимо «преодоление» каких-либо преград, которые могут быть самыми разнообразными и неожиданными: «граница, окружение, косная мораль, бытовое убожество», а порой и сама жизнь (92, с. 16). Для героя Высоцкого граница становится не только пространственной категорией, а «скорее социально-бытовой, а в наибольшей степени - нравственно-психологической» (91, с. 16). Жизненная позиция героя определяется в акте выбора им своего существования в каждом конкретном случае.
3) . Рассматривая песни о тюрьме в русле жанра «блатной песни», ав¬торы отмечают их символичность и отход от этого жанра, что способствует «философской, этической разработке проблем личностной и творческой свободы» (92, с. 106). Благодаря тому, что тюремная и лагерная символика «от¬почковалась» (92, с. 120) от блатной песни, появляется возможность интерпретации «тюремных» текстов, выходя за рамки тюремно-лагерной тематики на более высокий уровень абстракции и философского осмысления общечеловеческих проблем.
4) . Авторы отмечают определяющую роль бинарных оппозиций в структурной организации текста Высоцкого. Они имеют самый разнообразный характер, выстраиваясь в целые системы с постоянными уровнями и по¬дуровнями. Мы полностью согласны с А.В. Скобелевым и С.М. Шауловым в том, что «любая из бинарных оппозиций может послужить тем звеном, взявшись за которое, удастся вытянуть всю их цепочку» (92, с. 127). Именно данный принцип был взят нами за основу при анализе текстов В.С. Высоцкого в контексте проблемы свободы.
В силу того, что в задачу авторов рассматриваемой нами монографии не входило систематическое исследование тех или иных категорий в поэтическом мире В.С. Высоцкого, их освещение носит констатирующий характер. Поэтому многочисленные составляющие поэтического мира Высоцкого, мотивы, характерные категории, символы только обозначаются как неотъемлемая его часть, а не исследуются в полной мере. Выводы о проблеме свободы у Высоцкого выстраиваются без опоры на сами определения свободы, воли, свободы воли и т.п. В последующие годы вышли в свет и другие работы, в
10
которых в той или иной мере рассматривалась обозначенная нами проблема. Конкретной разработки темы свободы в работе Вл.И. Новикова (69) нет, однако, весь анализ особенностей слова Высоцкого говорит о наличии этой проблемы в творчестве поэта.
В 1995 г. выходит монография А. Сидорченко «Прометей мятежной песни», где автор повествует о личности В.С. Высоцкого, породившей в его собственном творчестве проблему свободы: Высоцкий «понял, что только свобода может определить сущность его личности и стать субстанцией его творчества, которое, безусловно, задохнулось бы в узких рамках соцреализма. Поняв это всей своей «сочившейся душой», он стал делать то, чего боятся делать наши прокрустанты: запел так свободно, как нас уже отучили петь неутомимые воспитатели»; «В историю русской культуры Высоцкий войдет как образец гражданского мужества и интеллектуальной честности - как ПРОМЕТЕЙ СВОБОДНОЙ - значит, МЯТЕЖНОЙ! - песни, как ВЗБУНТОВАВШАЯСЯ СОВЕСТЬ и честь России» (89, с. 18) (выделено А. Сидорченко). Как видно, в данной монографии акцент сделан на свободолюбивой личности Высоцкого, а не на его творчестве.
Подводя итоги нашего исследования, следует еще раз подчеркнуть, что проблема свободы, воли и своеобразия восприятия окружающего мира героем является основополагающей темой всего творчества В. Высоцкого, без ее осмысления невозможно понимание его поэзии в целом. Она проходит через все творчество поэта, начинаясь песнями тюремно-лагерной тематики и заканчивая произведениями последних лет творчества.
Поэтическому сознанию В.С. Высоцкого присуще острое ощущение свободы. В первую очередь, она встала перед самим поэтом-песенником вследствие неприятия его творчества официальной властью. Это неприятие вылилось в сознании Высоцкого в протесте против государственной системы, в обнаружении и высвечивании ее недостатков. Главной и основной сущностью этой системы явилось, по В.С. Высоцкому, ограничение человека в свободе. Чувство постоянной ограниченности своего проявления метафоризируется в отдельных ситуациях-песнях В.С. Высоцкого, казалось бы, без¬обидными героями, но мощный философский подтекст вскрывает все противоречия и высвечивает проблему свободы в самых неожиданных ракурсах. Поэт не только провозглашает проблему свободы в качестве основополагающей в своем творчестве, но и пытается сам разобраться в сущности само¬го понятия «свобода».
Жизненная позиция автора предполагает и выбор соответствующего лирического героя. Герой Высоцкого часто действует в пограничных ситуациях, перед ним почти всегда - барьер, препятствия, которые он должен преодолеть. В связи с этим возникает «мотив преодоления» (92, с. 71). Герой переходит грань ради достижения состояния свободы. Она может быть разной: свобода выбора, свобода действия, свобода воли. В каждой отдельной художественно воссозданной ситуации герой Высоцкого пытается решить для себя проблему свободы, которая актуализируется уже на уровне сюжета. Автор отбирает такие ситуации, в которых проблема свободы вставала бы наиболее остро и в то же время обнаруживала бы новые грани смысла и неожиданные ракурсы рассмотрения.
Выбор необходимых сюжетных линий обусловил борьбу героя за свою свободу с различными реалиями мира. В этой связи актуализируется противостояние «Я»^«Другой». В роли «Другого» могут выступать самые различные ипостаси:
- другой человек или несколько субъектов («Ты не уснешь спокойно в своем доме, - / Потому что я вышел сегодня на скок» («Город уши заткнул»); «Весна еще в начале, / Еще не загуляли, / Но уж душа рвалася из груди, - / И вдруг приходят двое / С конвоем, с конвоем: / “Оденься, - говорят, - и выходи!”» («Весна еще в начале»); «И кто бы что ни говорил, / Я сам добыл - и сам пропил.» («Я в деле»); «Но живу я теперь как в наручниках: / Мне до боли, до кома в горле / Надо встретить того попутчика» («Попутчик»); «Пусть у них, толчковая левая, / Но моя толчковая - правая!» («Песенка про прыгуна в высоту»); «И маски на меня глядят с укором, - / Они кричат, что я опять - не в такт, / Что наступаю на ноги партнерам» («Маски»); «Он был лучше, добрее / Добрее, добрее, - / Ну а мне - повезло» (Песня о погибшем летчике»);
- неодушевленный предмет («На шее гибкой этот микрофон / Своей змеиной головою вертит: / Лишь только замолчу - ужалит он, - / Я должен петь - до одури, до смерти» («Певец у микрофона»); «Отвернули меня, умертвили - / Заменили меня на другой. // Тот, другой, - он все стерпит и примет, - / Он навинчен на шею мою. / Нас всегда заменяют другими, / Что¬бы мы не мешали вранью». («Песня микрофона»); «Кто кого допечет, допытает, дожмет: / Летуна самолет или наоборот?» («Я еще не в угаре»); «Я - «ЯК», истребитель, - мотор мой звенит, / Небо - моя обитель, - А тот, который во мне сидит, / Считает, что он - истребитель» («Песня самолета- истребителя»);
177
- второе «Я» героя («Во мне два Я - два полюса планеты / Два разных человека, два врага.», «Поверьте мне: не я разбил витрину, / А подлое мое второе Я» («И вкусы и запросы мои странны»).
На важность проблемы свободы в поэтическом мире В.С. Высоцкого указывает также употребление самого слова «свобода» и «воля» в поэтических произведениях: «Век свободы не видать из-за злой фортуны!», «Но ги¬тару унесли, с нею - и свободу.», «Загубили душу мне, отобрали волю.» («Серебряные струны»); «Мне нельзя на волю - не имею права.» («За меня невеста отрыдает честно»); «Север, воля, надежда - страна без границ» («Белое безмолвие»); «За невидимой тенью безликой химеры, / За свободным паденьем - айда!», «Но и падать свободно нельзя - потому, / Что мы падаем не в пустоте», «Нет свободных падений с высот, но зато - Есть свобода рас¬крыть парашют!» («Затяжной прыжок»); «Но здесь мы - на воле, - / Ведь это наш мир» («Спасите наши души»); «Ладно, я буду покорным / Дайте же мне свободу!», «Мне вчера дали свободу - / Что я с ней делать буду?!» («Дайте собакам мяса»).
Все вышесказанное способствует обнаружению проблемы свободы в поэтическом мире Высоцкого и констатации отдельных сторон ее функционирования. Однако все это не может в полной мере отобразить многочисленные грани данной проблемы, которые обнаруживаются в каждом конкретном произведении. А значит, оправдана постановка проблемы свободы в рамках нашего диссертационного исследования.
Эволюция концепции свободы в песнях В.С. Высоцкого от тюремно - лагерного цикла до «Памятника» выявляет ее основные характеристики. В песнях тюремно - лагерной тематики актуализируется понятие свобода как состояние отсутствия ограничений и принуждения. В данном случае это со¬стояние свободы / несвободы осознается героем в результате прямого пространственно-временного ограничения его действий - тюремного заключения. В творчестве поэта это период осознания наличия проблемы свободы в
178
мире вообще и во внутреннем мире субъекта, в первую очередь, и попытки преодоления тюремного пространства (побег), во вторую. В то же время необходимо отметить, что это обобщенное понятие свободы на данном этапе творчества поэта не приобретает нравственно-этического оттенка смысла. Свобода в это время предстает в творчестве поэта как вольная, разгульная, разбойничья жизнь. Для героя не существует никаких запретов, здесь свобода обретает значение, близкое по смыслу к понятию своеволия. Герой пытается создать определенный стабильный мир со своими правилами и порядка¬ми, которые действительны и единственно возможны сейчас и в будущем. То есть, намечается попытка утвердиться в определенной роли, дающей возможность реализации своеволия, понимаемого героем как истинная свобода, попытка «законсервировать» этот мир, сделать его статичным и неизменным.
Анализ песен В. С. Высоцкого показывает, что тема преступного мира несколько эволюционирует от одного произведения к другому. Герой претерпевает определенные изменения, касающиеся его внутренних убеждений. Если сначала мы видим его улыбающимся, с насмешкой воспринимающим свои разбойные действия, то далее в его характере отчетливо вырисовываются отрицательные черты. Безудержное своеволие героя становится губительным для него самого, обнажая до предела всю низость и пошлость глубин человеческого сознания. Он становится озлобленным и резким, защищая правила преступного мира. Тем самым разрушается представление о преступной жизни как о жизни свободной и правильной, истинной, вскрываются ее недостатки и негативные стороны.
Именно с того момента, когда герой оказывается в тюрьме, он начинает постигать свободу. Эволюция героя осуществляется через запреты тюремного мира на прежние привычные для него поступки (разгул и грабежи), приходит осознание своей дотюремной жизни как противоречащей определенным канонам нравственности. Герой непроизвольно сопоставляет в сознании три пласта своей жизни: до тюрьмы, в тюрьме, после нее (жить как
179
прежде или нет?). Отсюда начинается движение мысли героя в отношении проблемы свободы в сторону ее углубления и переосмысления с позиций нравственности. Средством возвращения в прежний мир свободы становится для героя побег. Однако это возвращение не столько в старый мир, в котором герой пребывал до ареста, сколько возвращение в новый, преобразованный мир. Эта грань смысла обнаруживается уже в самом названии времени, в которое хочет вернуться герой, - Весна («Весна еще в начале»). Мотив побега является той узловой точкой, из которой начинает свое развитие проблема воли героя, то есть раскрытие конкретного акта, направленного на достижение поставленной героем цели как ценности, а также свободы воли как способности к самоопределению в своих действиях. В ситуации побега герой утрачивает своевольные полномочия (как и в тюрьме). Теперь право решать судьбы людей и его судьбу, в частности, принадлежит его преследователям. Тем самым в рамках оппозиции заключенный - охранник обнаруживается борьба субъектов данной оппозиции за право реализации своей воли, утверждения себя в роли Всевышнего, определяющего порядок и ход вещей.
Ощущение героем душевной пустоты при возвращении из тюрьмы на волю позволяет сделать вывод о том, что объем и степень заполненности пространства вокруг героя не является для поэта показателем его сущностной полноты или ущербности. Внутренний мир героя, его система ценностей определяют в данном случае отношение к миру, к тому или иному пространственно-временному отрезку его жизни.
С этого цикла берет свое начало модель ТЮРЬМА в художественном мире поэта. Эта мысль подтверждается контекстом «Памятника», где герой ощущает несвободу своего творческого наследия и свою собственную даже после смерти. И это состояние становится для него настоящей духовной тюрьмой.
В песнях, объединенных общей семой полет, понятие свободы расширяет свою содержательную сторону. В само определение свободы вкрадывается антиномичное понятие ответственности. Это случай определения через отрицание. Таким образом, исключается возможность интерпретации свободы как своеволия, намечается новая трактовка понятия через ответственность, внутренний нравственный закон. Художественным приемом поэта становится в данном случае гротеск, доходящий до абсурда с тем, чтобы как можно сильнее актуализировать проблему свободы, которая должна стать главным фактором человеческого существования. Понимание счастья у Высоцкого в данном контексте как состояния наивысшей степени свободы не сходится с постановкой этой проблемы в трудах философов-современников поэта, противопоставлявших счастье и свободу и утверждавших, что свобод¬ный человек всегда несчастен (Ж. Лакруа, Э. Левинас).
Проблема свободы, возникающая, как правило, в человеческом обществе, раскрывается поэтом в песнях о летчике и самолете на примере неодушевленной техники, и ограничителем этой свободы выступает человек. Такая смысловая насыщенность текста оказалась возможной благодаря используемой поэтом символике образов и возможностью разработки проблемы в пределах нескольких поэтических текстов, объединенных общей семантикой.
Свобода в этих песнях граничит со своеволием, с желанием человека подчинить себе самолет, без учета его физических возможностей («Песня самолета-истребителя», «Я еще не в угаре»). Однако начинает звучать мысль о разумной свободе, об учете индивидуальных особенностей не только «Я» героя, но и «Другого», в роли которого выступает самолет. Герой начинает понимать, что его жизнь целиком зависит не только от него самого, от его личной воли, но и от другого субъекта деятельности, с которым он тесно связан. И ограничение личных притязаний, мешающих успешному прохождению испытания самолета, каждого из героев ведет к достижению желаемой цели. Таким образом, встает вопрос о границах свободы, о пределах, которые нельзя перейти. Отсюда появляется мысль о свободе и ответственности за свои поступки перед другими.
181
Стремясь к выработке своего понимания проблемы свободы, Высоцкий выбирает самые необычные и разнообразные сюжеты для своих произведений, поэтому каждый новый текст несет в себе новые грани смысла этой проблемы. Пытаясь абсолютизировать ее, поэт разрабатывает проблему свободы на материале мира природы («Белое безмолвие»). Образ птиц в этом плане становится наиболее удачным воплощением для раскрытия самой сути термина «свобода», так как они - из мира природы, где все законы природы естественны. Свобода в песне «Белое безмолвие» ассоциируется со свободой поэта, свободой звука вместо безмолвия, свободой горла. Нанизывание символических синонимов в пределах одного текста позволяет раскрывать все новые и новые грани смысла проблемы свободы в творчестве В.С. Высоцкого.
Иные грани проблемы свободы раскрываются при анализе песен «Горизонт», «Бег иноходца», «Моя цыганская», «Чужая колея», «Песня микрофона», «Маски», «Кони привередливые», «Охота на волков», «Конец «Охоты на волков», или Охота с вертолетов», «Памятник». Все они объединены общим смысловым фоном: борьба героя за свою свободу становится борьбой с условностями социальной действительности и искусственно созданными, чуждыми природе человека, законами. Герой здесь не виновен, а прав в своем стремлении к свободе, в желании проявления своей человеческой индивидуальности. Достижение этой цели перерастает в обличение социальных норм жизни. Здесь лирический герой Высоцкого - человек, пытающийся вы¬рваться из обычных рамок, выйти за горизонт видимых возможностей чело¬века. Эта позиция определяется совокупностью нравственных норм, установок, целей его жизни. В некоторых из рассмотренных нами стихов - песен герой, как правило, либо стоит перед выбором, либо ставит перед собой цели, которые в принципе недостижимы («Горизонт»), что подтверждает его неординарность. Выбор, перед которым стоит герой, заключается в приятии или неприятии предлагаемой системы ценностей, позиции смирения или несмирения.
В процессе развития проблемы свободы в творчестве Высоцкого обнаруживается ее соотнесение с понятием судьбы - случая - Рока. Вторгаясь в жизнь субъекта, случай меняет ее коренным образом. Для Высоцкого отношения между понятиями свобода и судьба обусловливаются их соотношением с понятием правды. Тем самым, выстраивается триада Свобода - Правда - Судьба. Свобода (включая понятие ответственности) есть Правда в высшем своем проявлении. Однако ее истинной реализации подчас мешает конкретный случай, Судьба. Тем самым судьба у Высоцкого выступает в качестве силы, регулирующей наличие правды и лжи в мире, а значит, и степень свободы каждой личности.
Поэтическому сознанию В.С. Высоцкого присуще острое ощущение свободы. В первую очередь, она встала перед самим поэтом-песенником вследствие неприятия его творчества официальной властью. Это неприятие вылилось в сознании Высоцкого в протесте против государственной системы, в обнаружении и высвечивании ее недостатков. Главной и основной сущностью этой системы явилось, по В.С. Высоцкому, ограничение человека в свободе. Чувство постоянной ограниченности своего проявления метафоризируется в отдельных ситуациях-песнях В.С. Высоцкого, казалось бы, без¬обидными героями, но мощный философский подтекст вскрывает все противоречия и высвечивает проблему свободы в самых неожиданных ракурсах. Поэт не только провозглашает проблему свободы в качестве основополагающей в своем творчестве, но и пытается сам разобраться в сущности само¬го понятия «свобода».
Жизненная позиция автора предполагает и выбор соответствующего лирического героя. Герой Высоцкого часто действует в пограничных ситуациях, перед ним почти всегда - барьер, препятствия, которые он должен преодолеть. В связи с этим возникает «мотив преодоления» (92, с. 71). Герой переходит грань ради достижения состояния свободы. Она может быть разной: свобода выбора, свобода действия, свобода воли. В каждой отдельной художественно воссозданной ситуации герой Высоцкого пытается решить для себя проблему свободы, которая актуализируется уже на уровне сюжета. Автор отбирает такие ситуации, в которых проблема свободы вставала бы наиболее остро и в то же время обнаруживала бы новые грани смысла и неожиданные ракурсы рассмотрения.
Выбор необходимых сюжетных линий обусловил борьбу героя за свою свободу с различными реалиями мира. В этой связи актуализируется противостояние «Я»^«Другой». В роли «Другого» могут выступать самые различные ипостаси:
- другой человек или несколько субъектов («Ты не уснешь спокойно в своем доме, - / Потому что я вышел сегодня на скок» («Город уши заткнул»); «Весна еще в начале, / Еще не загуляли, / Но уж душа рвалася из груди, - / И вдруг приходят двое / С конвоем, с конвоем: / “Оденься, - говорят, - и выходи!”» («Весна еще в начале»); «И кто бы что ни говорил, / Я сам добыл - и сам пропил.» («Я в деле»); «Но живу я теперь как в наручниках: / Мне до боли, до кома в горле / Надо встретить того попутчика» («Попутчик»); «Пусть у них, толчковая левая, / Но моя толчковая - правая!» («Песенка про прыгуна в высоту»); «И маски на меня глядят с укором, - / Они кричат, что я опять - не в такт, / Что наступаю на ноги партнерам» («Маски»); «Он был лучше, добрее / Добрее, добрее, - / Ну а мне - повезло» (Песня о погибшем летчике»);
- неодушевленный предмет («На шее гибкой этот микрофон / Своей змеиной головою вертит: / Лишь только замолчу - ужалит он, - / Я должен петь - до одури, до смерти» («Певец у микрофона»); «Отвернули меня, умертвили - / Заменили меня на другой. // Тот, другой, - он все стерпит и примет, - / Он навинчен на шею мою. / Нас всегда заменяют другими, / Что¬бы мы не мешали вранью». («Песня микрофона»); «Кто кого допечет, допытает, дожмет: / Летуна самолет или наоборот?» («Я еще не в угаре»); «Я - «ЯК», истребитель, - мотор мой звенит, / Небо - моя обитель, - А тот, который во мне сидит, / Считает, что он - истребитель» («Песня самолета- истребителя»);
177
- второе «Я» героя («Во мне два Я - два полюса планеты / Два разных человека, два врага.», «Поверьте мне: не я разбил витрину, / А подлое мое второе Я» («И вкусы и запросы мои странны»).
На важность проблемы свободы в поэтическом мире В.С. Высоцкого указывает также употребление самого слова «свобода» и «воля» в поэтических произведениях: «Век свободы не видать из-за злой фортуны!», «Но ги¬тару унесли, с нею - и свободу.», «Загубили душу мне, отобрали волю.» («Серебряные струны»); «Мне нельзя на волю - не имею права.» («За меня невеста отрыдает честно»); «Север, воля, надежда - страна без границ» («Белое безмолвие»); «За невидимой тенью безликой химеры, / За свободным паденьем - айда!», «Но и падать свободно нельзя - потому, / Что мы падаем не в пустоте», «Нет свободных падений с высот, но зато - Есть свобода рас¬крыть парашют!» («Затяжной прыжок»); «Но здесь мы - на воле, - / Ведь это наш мир» («Спасите наши души»); «Ладно, я буду покорным / Дайте же мне свободу!», «Мне вчера дали свободу - / Что я с ней делать буду?!» («Дайте собакам мяса»).
Все вышесказанное способствует обнаружению проблемы свободы в поэтическом мире Высоцкого и констатации отдельных сторон ее функционирования. Однако все это не может в полной мере отобразить многочисленные грани данной проблемы, которые обнаруживаются в каждом конкретном произведении. А значит, оправдана постановка проблемы свободы в рамках нашего диссертационного исследования.
Эволюция концепции свободы в песнях В.С. Высоцкого от тюремно - лагерного цикла до «Памятника» выявляет ее основные характеристики. В песнях тюремно - лагерной тематики актуализируется понятие свобода как состояние отсутствия ограничений и принуждения. В данном случае это со¬стояние свободы / несвободы осознается героем в результате прямого пространственно-временного ограничения его действий - тюремного заключения. В творчестве поэта это период осознания наличия проблемы свободы в
178
мире вообще и во внутреннем мире субъекта, в первую очередь, и попытки преодоления тюремного пространства (побег), во вторую. В то же время необходимо отметить, что это обобщенное понятие свободы на данном этапе творчества поэта не приобретает нравственно-этического оттенка смысла. Свобода в это время предстает в творчестве поэта как вольная, разгульная, разбойничья жизнь. Для героя не существует никаких запретов, здесь свобода обретает значение, близкое по смыслу к понятию своеволия. Герой пытается создать определенный стабильный мир со своими правилами и порядка¬ми, которые действительны и единственно возможны сейчас и в будущем. То есть, намечается попытка утвердиться в определенной роли, дающей возможность реализации своеволия, понимаемого героем как истинная свобода, попытка «законсервировать» этот мир, сделать его статичным и неизменным.
Анализ песен В. С. Высоцкого показывает, что тема преступного мира несколько эволюционирует от одного произведения к другому. Герой претерпевает определенные изменения, касающиеся его внутренних убеждений. Если сначала мы видим его улыбающимся, с насмешкой воспринимающим свои разбойные действия, то далее в его характере отчетливо вырисовываются отрицательные черты. Безудержное своеволие героя становится губительным для него самого, обнажая до предела всю низость и пошлость глубин человеческого сознания. Он становится озлобленным и резким, защищая правила преступного мира. Тем самым разрушается представление о преступной жизни как о жизни свободной и правильной, истинной, вскрываются ее недостатки и негативные стороны.
Именно с того момента, когда герой оказывается в тюрьме, он начинает постигать свободу. Эволюция героя осуществляется через запреты тюремного мира на прежние привычные для него поступки (разгул и грабежи), приходит осознание своей дотюремной жизни как противоречащей определенным канонам нравственности. Герой непроизвольно сопоставляет в сознании три пласта своей жизни: до тюрьмы, в тюрьме, после нее (жить как
179
прежде или нет?). Отсюда начинается движение мысли героя в отношении проблемы свободы в сторону ее углубления и переосмысления с позиций нравственности. Средством возвращения в прежний мир свободы становится для героя побег. Однако это возвращение не столько в старый мир, в котором герой пребывал до ареста, сколько возвращение в новый, преобразованный мир. Эта грань смысла обнаруживается уже в самом названии времени, в которое хочет вернуться герой, - Весна («Весна еще в начале»). Мотив побега является той узловой точкой, из которой начинает свое развитие проблема воли героя, то есть раскрытие конкретного акта, направленного на достижение поставленной героем цели как ценности, а также свободы воли как способности к самоопределению в своих действиях. В ситуации побега герой утрачивает своевольные полномочия (как и в тюрьме). Теперь право решать судьбы людей и его судьбу, в частности, принадлежит его преследователям. Тем самым в рамках оппозиции заключенный - охранник обнаруживается борьба субъектов данной оппозиции за право реализации своей воли, утверждения себя в роли Всевышнего, определяющего порядок и ход вещей.
Ощущение героем душевной пустоты при возвращении из тюрьмы на волю позволяет сделать вывод о том, что объем и степень заполненности пространства вокруг героя не является для поэта показателем его сущностной полноты или ущербности. Внутренний мир героя, его система ценностей определяют в данном случае отношение к миру, к тому или иному пространственно-временному отрезку его жизни.
С этого цикла берет свое начало модель ТЮРЬМА в художественном мире поэта. Эта мысль подтверждается контекстом «Памятника», где герой ощущает несвободу своего творческого наследия и свою собственную даже после смерти. И это состояние становится для него настоящей духовной тюрьмой.
В песнях, объединенных общей семой полет, понятие свободы расширяет свою содержательную сторону. В само определение свободы вкрадывается антиномичное понятие ответственности. Это случай определения через отрицание. Таким образом, исключается возможность интерпретации свободы как своеволия, намечается новая трактовка понятия через ответственность, внутренний нравственный закон. Художественным приемом поэта становится в данном случае гротеск, доходящий до абсурда с тем, чтобы как можно сильнее актуализировать проблему свободы, которая должна стать главным фактором человеческого существования. Понимание счастья у Высоцкого в данном контексте как состояния наивысшей степени свободы не сходится с постановкой этой проблемы в трудах философов-современников поэта, противопоставлявших счастье и свободу и утверждавших, что свобод¬ный человек всегда несчастен (Ж. Лакруа, Э. Левинас).
Проблема свободы, возникающая, как правило, в человеческом обществе, раскрывается поэтом в песнях о летчике и самолете на примере неодушевленной техники, и ограничителем этой свободы выступает человек. Такая смысловая насыщенность текста оказалась возможной благодаря используемой поэтом символике образов и возможностью разработки проблемы в пределах нескольких поэтических текстов, объединенных общей семантикой.
Свобода в этих песнях граничит со своеволием, с желанием человека подчинить себе самолет, без учета его физических возможностей («Песня самолета-истребителя», «Я еще не в угаре»). Однако начинает звучать мысль о разумной свободе, об учете индивидуальных особенностей не только «Я» героя, но и «Другого», в роли которого выступает самолет. Герой начинает понимать, что его жизнь целиком зависит не только от него самого, от его личной воли, но и от другого субъекта деятельности, с которым он тесно связан. И ограничение личных притязаний, мешающих успешному прохождению испытания самолета, каждого из героев ведет к достижению желаемой цели. Таким образом, встает вопрос о границах свободы, о пределах, которые нельзя перейти. Отсюда появляется мысль о свободе и ответственности за свои поступки перед другими.
181
Стремясь к выработке своего понимания проблемы свободы, Высоцкий выбирает самые необычные и разнообразные сюжеты для своих произведений, поэтому каждый новый текст несет в себе новые грани смысла этой проблемы. Пытаясь абсолютизировать ее, поэт разрабатывает проблему свободы на материале мира природы («Белое безмолвие»). Образ птиц в этом плане становится наиболее удачным воплощением для раскрытия самой сути термина «свобода», так как они - из мира природы, где все законы природы естественны. Свобода в песне «Белое безмолвие» ассоциируется со свободой поэта, свободой звука вместо безмолвия, свободой горла. Нанизывание символических синонимов в пределах одного текста позволяет раскрывать все новые и новые грани смысла проблемы свободы в творчестве В.С. Высоцкого.
Иные грани проблемы свободы раскрываются при анализе песен «Горизонт», «Бег иноходца», «Моя цыганская», «Чужая колея», «Песня микрофона», «Маски», «Кони привередливые», «Охота на волков», «Конец «Охоты на волков», или Охота с вертолетов», «Памятник». Все они объединены общим смысловым фоном: борьба героя за свою свободу становится борьбой с условностями социальной действительности и искусственно созданными, чуждыми природе человека, законами. Герой здесь не виновен, а прав в своем стремлении к свободе, в желании проявления своей человеческой индивидуальности. Достижение этой цели перерастает в обличение социальных норм жизни. Здесь лирический герой Высоцкого - человек, пытающийся вы¬рваться из обычных рамок, выйти за горизонт видимых возможностей чело¬века. Эта позиция определяется совокупностью нравственных норм, установок, целей его жизни. В некоторых из рассмотренных нами стихов - песен герой, как правило, либо стоит перед выбором, либо ставит перед собой цели, которые в принципе недостижимы («Горизонт»), что подтверждает его неординарность. Выбор, перед которым стоит герой, заключается в приятии или неприятии предлагаемой системы ценностей, позиции смирения или несмирения.
В процессе развития проблемы свободы в творчестве Высоцкого обнаруживается ее соотнесение с понятием судьбы - случая - Рока. Вторгаясь в жизнь субъекта, случай меняет ее коренным образом. Для Высоцкого отношения между понятиями свобода и судьба обусловливаются их соотношением с понятием правды. Тем самым, выстраивается триада Свобода - Правда - Судьба. Свобода (включая понятие ответственности) есть Правда в высшем своем проявлении. Однако ее истинной реализации подчас мешает конкретный случай, Судьба. Тем самым судьба у Высоцкого выступает в качестве силы, регулирующей наличие правды и лжи в мире, а значит, и степень свободы каждой личности.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМА СВОБОДЫ В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ В.С. ВЫСОЦКОГО
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЗЫ СИГИЗМУНДА КРЖИЖАНОВСКОГО (10.01.01)
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Особенности интертекстуальной игры в поэзии В. Высоцкого как ключ к пониманию поэтической системы автора
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Прецедентные имена со сферой-источником "Литература" в дискурсе
британских и американских печатных СМИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Пространственная образность в поэзии Р. Рождественского
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2022 - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЗЫ СИГИЗМУНДА КРЖИЖАНОВСКОГО
Диссертация , русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЗЫ СИГИЗМУНДА КРЖИЖАНОВСКОГО
Диссертации (РГБ), русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМАТИКА ПРОЗЫ СИГИЗМУНДА КРЖИЖАНОВСКОГО
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2005 - Авторская песня в российской массовой культуре
Бакалаврская работа, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017



