Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-5
Глава 1. Теоретико-правовые основы статуса органов прокуратуры………...6-36
1.1. Понятие и природа органов прокуратуры…………………………………6-10
1.2. Правовое регулирование деятельности органов прокуратуры……..…...11-26
1.3. Место и роль органов прокуратуры в системе органов государственной власти……………………………………………………………………………26-36
Глава 2. Механизм реализации полномочий органами прокуратуры……….37-70
2.1. Задачи и функции органов прокуратуры…………………………………37-47
2.2. Компетенция органов прокуратуры………………………………………47-62
2.3. Взаимодействие органов прокуратуры с государственными организациями по реализации полномочий…………………………………………………….62-70
Глава 3. Проблемы в организации и деятельности органов прокуратуры Российской Федерации…………………………………………………………71-83
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………84-85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ….…..86-93
Приложение………………………………………………………………..…..94-103
Становление конституционности в государстве неотделимо от процессов, связанных с совершенствованием правовой системы. Конституционные нормы являются основополагающей базой в правообеспечительной деятельности государственных органов, особенно тех из них, которые обеспечивают конституционный правопорядок. В этом смысле базовым элементом в формировании правового государства выступает конституционализация деятельности указанных органов государственной власти как процесс воздействия конституционных норм на механизм реализации публичной власти.
Актуальность данного исследования возрастает с учетом того обстоятельства, что сегодня Россия, ищет варианты совершенствования конституционного строя.
Конституционно-правовой статус прокуратуры как органа государственной власти является предметом многочисленных работ. Единые стандарты построения и деятельности прокуратуры не выработаны.
Известно, что правовое регулирование вносит упорядоченность в организацию общественных отношений, они приобретают свойства правоотношений, которые поощряются и охраняются государством. Очевидно, что правовое регулирование должно исключать двусмысленность, пробелы, противоречивость и т.п. Анализ правового статуса прокуратуры между тем позволяет выявить, как представляется, существенные противоречия и проблемы в его правовом регулировании.
Одна из проблем в области регулирования прокурорской деятельности - расплывчатость нормативного понятия прокуратуры и, как следствие, неопределенность места прокуратуры в системе органов государственной власти.
Конституция Российской Федерации не закрепляет основополагающие характеристики прокуратуры. Положения о статусе прокуратуры отнесены к регулированию Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», который не содержит норм о статусе и месте органов прокуратуры в системе разделения властей. Юридическая литература не имеет единого мнения по указанной проблеме. Научное осмысление этих вопросов, являющихся предметом исследования, требуют изучения теоретических позиций относительно принципов существования прокуратуры как конституционного института.
Проблема определения места прокуратуры в правовой системе Российской Федерации и системе разделения властей заслуживает не только критического освещения, что имеет распространение в юридической литературе и, как любой односторонний подход, порождает заблуждения. Мнение сторонников демонтажа прокуратуры, утверждающих, в частности, что в России прокуратура - рудимент советской авторитарной системы, который должен быть разрушен в ходе происходящих исторических преобразований, что на всех этапах российской истории она была «орудием произвола властей», которому «нет места» в демократическом правовом государстве, что разделение властей не оставляет места для универсального прокурорского надзора, отнюдь не доказано практикой.
Прокуратура в России является эффективным способом защиты граждан и действия законности во всех сферах государственной и общественной жизни, а также реальной гарантией обеспечения конституционных прав и свобод. Об указанном свидетельствует ее доступность для граждан, оперативное рассмотрение обращений в установленные законодательством сроки, бесплатное оказание юридической помощи, широкий круг мер реагирования на выявленные нарушения закона и, как результата, - высокий уровень доверия населения, что способствует утверждению среди граждан Российской Федерации мнения о том, что прокуратура является источником справедливости, действует в интересах государства и общества.
Как отметил Конституционный суд РФ, «задачи, возложенные на прокуратуру Российской Федерации, и полномочия прокуроров обусловлены целями обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства».
Выделенные проблемы, исходя из их государственно-правового и общественно-политического характера, требуют концептуального изучения прежде всего в рамках конституционного права России.
Целью исследования является теоретическое изучение сущности органов прокуратуры, рассмотрение правового положения и анализ основных полномочий, осуществляемых данными органами.
Поставленная цель обуславливает необходимость решения следующих задач:
1) изучить законодательство Российской Федерации;
2) определить цели, задачи и структуру органов прокуратуры;
3) провести анализ функций и компетенций прокуратуры в Российской Федерации.
Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках защиты основных прав и свобод человека и гражданина органами прокуратуры в современный период.
Предмет исследования - нормы законодательства Российской Федерации, касающиеся указанного объекта исследования, теоретические, исторические, правовые и прикладные аспекты формирования рассматриваемого явления.
Теоретическую базу исследования составили научные труды в области юриспруденции и общественных наук, в частности, работы Бессарабова В., Жидких А.А., Бондарь Н.С., Малешина Д.Я., Козлова А.Ф. и др.
Методология исследования в значительной мере определена характером предмета и объекта излучавшегося явления, поэтому при написании работы были использованы общенаучные и частнонаучные методы познания: формально-юридический, историко-правовой, методы индукции и дедукции, метод структурного анализа, системный и некоторые иные методы.
Проведенное исследование позволило прийти к определенным выводам и сформулировать ряд положений, суть которых сводится к следующему.
Прокуратура Российской Федерации выступает как один из государственных органов, на который возложена важная задача стоять на страже закона, обеспечивать неуклонное исполнение и соблюдение законодательства всеми субъектами общественных отношений. Прокуратура определяется как надзорный и правоохранительный орган, который осуществляет прокурорский надзор во всех отраслях жизнедеятельности, а также выполняет правоохранительную функцию (борьба с преступностью). Прокуратура также является легальным органом, который выступает от имени Российской Федерации.
1. Следует отметить, что на всех этапах своего формирования и развития российская прокуратура фактически и юридически оказывалась на стыке исполнительной и судебной властей. В условиях российской разновидности президентской формы правления и полномочий Президента РФ есть основания для утверждения, что главные составляющие контрольно-надзорного и охранительного механизмов, в частности система прокуратуры, с функциями надзора за соблюдением Конституции и законов, обеспечения защиты прав и свобод человека, борьбы с преступностью и др., органически вписываются в сферу полномочий главы государства, в связи с чем необходимо усовершенствовать законодательство, регулирующие деятельность органов прокуратуры. Дополнить главу 4 «Президент Российской Федерации» Конституции Российской Федерации положениями о прокуратуре Российской Федерации.
2. Внесение поправок в Конституцию РФ с одной стороны, подтверждает конституционную ценность прокуратуры, ее прочную взаимосвязь с институтами конституционного строя, с другой - очевидную незавершенность процесса определения конституционно-правового направления ее развития. Остается дискуссионным вопрос определения основных направлений реформирования законодательства об органах прокуратуры. Из проведенного анализа правовой базы усматривается явная недоработка законодателя, не все моменты конституционно-правового статуса закреплены в источниках, регулирующих деятельность органов прокуратуры. Для совершенствования осуществления деятельности прокуратуры необходимо закрепление в конституционно-правовых нормах элементов, отражающих сущность органов прокуратуры, путем освобождения прокуратуры от несвойственных ей как органу надзора функций (координация борьбы с преступностью, уголовное преследование).
3. Необходимым условием эффективности прокурорского надзора является разграничение полномочий между вышестоящими и нижестоящими прокуратурами, специализированными и территориальными прокуратурами, а также между одинаковыми по своему положению органами прокуратуры, в целях недопущения смешения функций, подмены одних другими, что возможно путем более четкого определения компетенций каждой из них в Законе о прокуратуре. Путем законодательного определения пределов ведомственного правового регулирования статуса прокуратуры Российской Федерации решить проблему правового регулирования организации и деятельности прокуратуры с помощью ведомственных приказов Генерального прокурора РФ.
4. Анализ конкретных примеров организации взаимодействия прокуратуры Российской Федерации с органами государственной власти, органами местного самоуправления позволил установить, что формы такого взаимодействия представляют собой способы осуществления этого вида прокурорской деятельности, становление и использование которых связано с возникающими и периодически изменяющимися потребностями сотрудничества на основе взаимопомощи и равноправия сторон. Имеется необходимость также закрепить указанный вид деятельности в Законе о прокуратуре и выделить его конкретные способы осуществления.