ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Теоретические основы развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 7
1.1 Сущность и содержание понятия «универсальные учебные действия» 7
1.2 Особенности формирования регулятивных универсальных учебных
действий младших школьников 14
1.3 Особенности развития регулятивных универсальных учебных
действий младших школьников 20
Вывод по первой главе 23
Глава 2. Организация опытно-экспериментального исследования по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 25
2.1 Организация и содержание опытно-экспериментального
исследования по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 25
2.2 Анализ результатов опытно-экспериментального исследования 32
2.3 Интерпретация результатов опытно-экспериментального исследования 46
Вывод по второй главе 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
Список использованной литературы 53
ПРИЛОЖЕНИЕ
Современное общество ставит задачу, воспитать человека обучаемого, способного самостоятельно добывать информацию и обрабатывать её. Способность многократно переучиваться в течении всей жизни, готовность к самостоятельным действиям и быстрому решению проблем, вот что хочет видеть общество в наших детях. Поэтому именно перед школой всё ещё остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций. Одним словом, необходимо научить учащихся учится.
Возникают вопросы, что необходимо учитывать в образовательном процесс, для того чтобы воспитать необходимую нам личность. Какие условия нам необходимо создать? Что именно изменить в традиционном плане урока? Как именно это сделать? На все вопросы тревожащие большинство педагогов может ответить Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) имеет множество пунктов, поправок, где подробно описано как именно, должен строиться образовательный процесс. Так же прописаны требования к работе всех субъектов образовательного процесса. Обучение представляет собой совместный труд всех субъектов образовательного процесс.
Так же не стоит забывать о ещё одном новообразовании обозначенное «Универсальные учебные действия». Универсальные учебные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся. Позволяют осознать ценность образовательного процесса. Система развития универсальных учебных действий обеспечивает способность учащегося к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Основы универсальных учебных действий надо закладывать в начальных классах, как на уроках, так и во внеурочной учебной деятельности. В образовательном стандарте, в обязательном минимуме содержания основных образовательных программ отмечено, что важнейшим приоритетом начального общего образования является формирование у младших школьников регулятивных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.
К регулятивным универсальным учебным действиям относятся следующие умения: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция. Данные умения являются ключевыми, так как имеют прямое отношение к организации образовательного процесса.
Как мы уже выяснили нам необходимо научить обучающихся учиться. Следовательно, освоения универсальных учебных действий должно активно осуществляться в начальной школе. Сформированное в начальной школе прямо влияет на успех дальнейшего образования.
Цель исследования: определить психолого - педагогические условия, способствующие формированию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Объект исследования: обучающиеся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследований: процесс формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников будет более эффективным, если спроектировать и внедрить в урок учебные задания, направленные на формирования регулятивных УУД.
Задачи исследования:
1. На основе анализа литературных источников, выявить сущность понятия «универсальные учебные действия».
2. Выявить возрастные особенности формирования регулятивных УУД у младших школьников.
3. Экспериментально изучить уровень сформированности регулятивных УУД младших школьников.
4. Экспериментально доказать, возможность развития регулятивных УУД.
Методы исследования: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент.
Структура исследования: Работа состоит из введения двух глав, заключения, приложения, списка использованной литературы, включая 52 источника. Общий объем работы 58 страницы компьютерного набора.
Проведя большое исследование мы увидели то, что развитие детей возможно лишь в хороших условиях. Так же при правильно построенной работе педагога. Мы всё говорим и говорим о детях, какие одни должны быть, чем должны владеть, но постоянно забываем о такой главной фигуре как учитель. Побывав большое количество времени, участником образовательного процесса, испытав на себе всю тяжесть атмосферы школы, можем с уверенностью сказать, профессия учитель должна быть дона богам, иначе с такой работой не справиться.
На основе анализа литературных источников можно сделать вывод о том, что важным компонентом образовательного процесса является личность учителя. Ярко она прослеживается именно в начальной школе, так как авторитет имеет только один учитель. Те качества, который учитель хочет передать детям должны быть и в нём. Безусловно, самой главной чертой учителя должна являться любовь к детям и к своей работе. Учитель так же как и учащиеся должен постоянно учится, возможно, даже у самих учащихся. Желаем каждым педагогам хоть раз остаться навсегда в сердце ученика. Это дорогого стоит.
Нам удалось обозначить и выявить для себя определение понятия «Универсальные учебные действия». Так же раскрыть сущность понятия «Регулятивных универсальных учебных действий» и рассмотреть специфику действий. В своей работе мы осветили аспект особенностей формирования регулятивных УУД.
Наше исследование основывалась на регулятивных универсальных действиях младших школьников. Как мы понимаем не зря была, подняла данная тема. Дело в том, что наше образование работает над тем, чтобы стать лучше, а без помощи всех участников образовательного процесса это не возможно. Образовательный аспект в нашей стране является ключевым в жизни каждого гражданина. Ведь каждый гражданин должен получить образование.
Для достижений улучшений образовательной среды и был разработан Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. В данном документе расписано до мелочей как именно должен выстраиваться весь образовательный процесс. Именно в этом документе и прописаны все универсальные учебные действия, а том числе и регулятивные. Данные действия не только позволяют развивать учащего, так же они подразумевают подготовку личности к социуму.
Наше исследование состояло из трёх этапов. Определив выборку на первом этапе, мы провели первый срез данных. А именно экспериментально изучили уровень сформированности регулятивных УУД младших школьников на данный момент времени.
Дальнейшим нашим действием было реализация программы развития регулятивных УУД совместно с педагогом. Реализация была осуществлена для того, чтобы принять или опровергнуть гипотезу.
После завершении программы развития регулятивных УУД младших школьников нами был проведён второй срез данных. Благодаря полученным данным мы смогли воспользоваться математическим анализом. Проведя математический анализ, а именно критерием t- критерий Стьюдента мы смогли экспериментально доказать возможность развития регулятивных УУД. Наша гипотеза нашла свое подтверждение. Цели были достигнуты. Задачи нами были реализованы. Благодаря проведённой работе появилось желание продолжать следить за испытуемыми. Увидеть их результаты, проследить, как именно в дальнейшем сложится развитие личности.
Формирование личности вот главная цель образования на сегодняшний день. Актуальность нашей темы состоит в том, что ведутся множество дискуссионных площадок на тему образовании, но никто не говорит как на самом деле строится образовательный процесс. С какими трудностями сталкиваются педагоги в реализации требований ФГОС. Чего им не хватает, а что вообще думают сами педагоги.
Проводя исследование, мы столкнулись с рядом трудностей:
1. Загруженность, не хватку рабочих часов для изучения необходимого материала.
2. Отсутствия условий для проведения развивающих программ.
3. Техническая оснащенность.
4. Отсутствие необходимых педагогических компетенций.
Не взирая на сложности мы считаем проделанную работу успешной.
Задача школы на сегодняшний день состоит не только в сформировании интеллектуальных навыков. Сейчас результатом образования должно выступать сформированность универсальных учебных действий.
Перспективой данного исследования можно считать дальнейший мониторинг развития испытуемых на различных этапах образовательного процесса. Ведь испытуемые только в начале пути к личностному становлению, и очень важно как именно каждый будет проходить данный путь.
Школа это особый образовательный комплекс на основе котором строится жизнь. Недооценивать образование не стоит, ведь оно каждый день старается сделать наших детей лучше. На данный момент одной задачей школы является научить учащегося самостоятельно организовывать свою образовательную деятельность.
1. Аргунова Е.Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008
3. Асмолова А.Г. Виды универсальных учебных действий // Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / М., 2010.
4. Асмолов А.Г. , И.А. Володарская, Н.Г. Салмина Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. -С. 16-24.
5. Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. - М.: Просвещение, 2008. - 208с.
6. Бартин К.В. Как научить детей учиться. - Минск: Народная асвета, 1973. - 142с.
7. Бархаев Б.П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б.П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с.
8. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: Курс лекций. - М., Владос, 2005.
9. Беркалиев Т.Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / Т.Н. Беркалиев, Е.С. Заир-Бек, А.П. Тряпицына. -СПб.: КАРО, 2007. -144 с.
10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Изд-во МПСИ, 2001, 352 с.
11. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. для вузов / Н.В. Бордовская, А.
А. Реан. - СПб.: Питер, 2010.
12. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н.В. Бордовская, А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
13. Бунеев Р.Н. Развитие общеучебных умений - путь к функционально грамотной личности / Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 6. - С. 25.
14. Волков А.Е. Модель "Российское образование - 2020" // Вопросы образования. - 2008. № 1. - С. 32-64.
15. Воронцова А.Б. Проектные задачи в начальной школе. - М.: Просвещение, 2011. - 176 с.
16. Высоцкий А.И. Волевая активность школьников и методы ее изучения. - Челябинск: Челябинский ГПИ,1979, 69с.
17. Гаврилова Т.Ю. Формирование навыков УУД при изучении величин // Первое сентября. - 2013. - №2
18. Гренкова И.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении темы "Длина. Единицы длины" // Первое сентября. - 2012. - №8.
19. Гутник И.Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте Текст. / И.Ю. Гутник. СПб. : Книжный Дом, 2008. - 248 с.
20. Давыдов В.В., Горбов С.Ф., Микулина Г.Г., Савельева О.В. Особенности курса математики в системе развивающего обучения // Начальная школа. - 2009. - №7.
21. Демидова Т.Е. Лекции для студентов по методике обучения математики в начальной школе «Школа 2100» / 2012.
22. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Капитанец Е.Г. Инновационные психолого-педагогические технологии в начальной школе / монография. - М.: Издательство Перо, 2015. - 200 с.
23. Долгова В.И., Кондратьева О.А., Скирдова М.Н. Изучение влияния свойств внимания на успеваемость младших школьников // Научнометодический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 106110.
24. Долгова В.И., Аркаева Н.И., Веселова О.В. Влияние уровня развития памяти на успеваемость младших школьников // Научнометодический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 36
40.
25. Долгова В.И., Крыжановская Н.В., Ратаева В.В. Влияние памяти на успеваемость младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 96-100.
26. Долгова В.И., Рокицкая Ю.А., Антипина Я.А. Исследование учебной мотивации младших школьников // Научно-методический электронный журнал Концепт. - 2015. - Т. 31. - С. 1-5.
27. Ефремов О.Ю. Педагогика: [учеб. пособие для вузов] / О.Ю. Ефремов. - СПб.: Питер, 2010. - 351 с.
28. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008.
29. Загвязинский В.И. Педагогика : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова; под ред. В.И. Загвязинского. - М.: Академия, 2011.
30.Зайцева И.И. Формирование универсальных учебных действий как основа успешности обучения // Первое сентября. - 2010. - №4.
31.Зайцева И.И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации// Педагогическая мастерская. Всё для учителя! 2011. Пилотный выпуск. - С. 4-6
32. Иванова Н.В. Формирование универсальных учебных действий через исследовательскую деятельность младших школьников // Первое сентября. - 2011. - №7.
33. Иванов К.А. Все начинается результатам с учителя. Учеб. способность пособие легко для студентов пед. институтов; Под ред. З.И. Равкина. - М.: Просвещение, становлению 2008. - 175с.
34. Иващенко Ф.И. Психология навыком воспитания школьников. - пособие Киев качество: Выш. школа, 2011. - 189 с.
35. Ильин Е.П. Психология воли. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
36. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакутсто. - Изд. 6-е. - Ростов н/Д: Феникс,2008. - 442 с. - источник методики граф диктант
37. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова Г.А. Широкова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 569 с.
38. Каменская Е.Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е. Н. Каменская. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 251 с.
39. Климанова Л.Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л.Ф. Климанова // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 10.
40. Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: учеб. пособие / Е.А. Климов. - Гриф УМО. - М.: Изд-во МГУ: Академия, 2004. - 240 с.
41. Ковалевой Г.С., Логиновой О.Б.. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / М., 2009.
42. Коконова Е.А. Проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников // Молодой ученый. — 2016. — №1. — С. 716-719.
43. Кондакова А.М. Концепция федеральных государственных
образовательных стандартов общего образования: проект /
Российская академия образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 180 с.
44. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
- 2008. - № 2. - С. 3-6
45. Медведева Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
46. Песняева Н.А. Формирование универсальных учебных действий в учебном диалоге // Управление начальной школой. - 2012. - № 7. - С. 15-22.
47. Пономарева Е.А. Универсальные учебные действия или умение учиться / // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.
- 2014. - № 2. - С. 39-42. - Библиогр.: с. 42
48. Сафронова И.А. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Просвещение, 2014. -35 с.
49. Текнеджян Т.В., Л.А. Аверкиева. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения. - М., 2008.
50. Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». М., 2006.
51. Якимов Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников // Исследовательская работа школьников. - 2010. №1. - С. 48-51.
52. Основная общеобразовательная программа НОО Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей №14» URL: https://edu.tatar.ru/storage/download/764973