Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления

Работа №14802

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы92
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1055
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава I. Теоретические основы формирования регулятивных УУД младших школьников при изучении табличного умножения и деления 8
1.1. Характеристика регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 8
1.2. Изучение табличного умножения и деления в начальной школе 16
1.3. Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления 23
Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных УУД у младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления 34
2.1. Выявление уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления 34
2.2. Серия уроков математики по изучению табличного умножения и деления, с учетом формирования регулятивных универсальных учебных действий 41
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 49
Заключение 56
Список использованной литературы и информационных источников 58
Приложения 64


Методологической ориентацией Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), является системно-деятельностный подход, в основе которого развитие личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта. В новом стандарте сформулированы реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Это возможно благодаря овладению универсальными учебными действиями, которые предоставляют ученикам возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний.
Изучение табличного умножения и деления в начальной школе традиционно трудный для значительной части школьников материал, в процессе работы над которым учащиеся допускают большое количество ошибок. А адекватное формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе изучения этой темы будет способствовать уменьшению количества ошибок, следовательно, повышению продуктивности работы.
Концепция развития универсальных учебных действий разработана группой авторов А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.
Теоретические основы формирования регулятивных умений рассматривались в трудах Г.А. Цукерман, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.В. Репкина, А.Л. Венгера, Л.В. Берцфаи, А.В. Захаровой, Е.В. Заика и др. В основе этой концепции лежат теоретические положения системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов).
Вопросы обучения табличному умножение и делению в начальной школе рассмотрены в трудах методистов А.В. Белошистой, Н. Б. Истоминой, М.А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой и др.
Вместе с тем, существует противоречие между необходимостью формирования регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления и недостаточной разработанностью данного вопроса в методике преподавания математики.
Уроки математики предоставляют возможности и необходимые условия для формирования регулятивных УУД, но, несмотря на это наблюдается недостаточная степень их сформированности в начальной школе. Все это и обусловило актуальность исследования и определило его проблему, которая заключается в определении педагогических условий формирования регулятивных УУД младших школьников при изучении табличного умножения и деления.
Исходя из актуальности проблемы исследования, была определена тема исследования «Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления».
Цель исследования - определить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления и доказать их эффективность.
Объект исследования - процесс изучения табличного умножения и деления в начальной школе.
Предмет исследования - педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий.
Гипотеза исследования: заключается в том, что формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления будет эффективным, если реализуются следующие педагогические условия:
- учащиеся перед началом изучения табличного умножения и деления прочно осознают смысл действий умножения и деления и взаимосвязь между компонентами действий умножения и деления;
- использование различных приемов проверки, взаимопроверки и самопроверки;
- систематичность и целенаправленность работы по формированию регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления.
Проблема, цель и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
1) теоретически обосновать формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении табличного умножения и деления;
2) выявить педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления;
3) определить уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников;
4) разработать и реализовать серию уроков, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления и доказать их эффективность.
Для решения поставленных в исследовании задач были использованы следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования; наблюдение за деятельностью учеников; беседа с учителями и учениками; опытно-экспериментальная работа; качественный анализ её результатов.
Практическая значимость: заключается в том, что теоретический материал может быть использован учителями начальных классов для самообразования и для подготовки к выступлениям на методических объединениях. Разработанные фрагменты уроков могут быть использованы в практическом обучении младших школьников.
Опытная база исследования: МБОУ «СОШ № 1» города Бийска. Всего на различных этапах исследования участвовало 58 человек.
Апробация исследования. Основные результаты исследования опубликованы в сборнике: Наука и образование: проблемы и перспективы: материалы XX Всероссийской с международным участием научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся (Бийск, 27 апреля 2018 г.).
Структура исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и информационных источников и приложения.
Во введении обоснована актуальность темы, сформулированы проблема, цель, объект, предмет и задачи исследования, выдвинута гипотеза, охарактеризованы методы и этапы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования регулятивных УУД у младших школьников при изучении табличного умножения и деления» охарактеризованы регулятивные УУД младших школьников в условиях ФГОС НОО. Раскрыта сущность понятия табличное умножение и деление. Определены педагогические условия формирования регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления.
Во второй главе «Опытно-экспериментальная работа по формированию регулятивных УУД у младших школьников в процессе изучения табличного умножения и деления» описаны содержание и методики опытно-экспериментальной работы. Проведен анализ её результатов.
В заключении подведены итоги опытно-экспериментальной работы, сформулированы выводы. Список использованной литературы и информационных источников насчитывает 50 наименований. В приложении содержатся материалы опытно-экспериментальной работы. Общий объем выпускной квалификационной работы составляет 63 страницы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Федеральный государственный образовательный стандарт выдвигает новые социальные требования к системе школьного обучения. Установка образования направлена на формирование у учащихся познавательных, регулятивных и коммуникативных, универсальных учебных действий, обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Изучение научной литературы, посвященной формированию регулятивных универсальных учебных действий, привело нас к выводу, что на сегодняшний день этот вопрос недостаточно разработан, хотя в обучении он имеет большую практическую значимость.
Традиционно при изучении табличного умножения и деления учащиеся допускают большое количество ошибок, это связано с большим объемом материала необходимого запоминать наизусть, поэтому учителю необходимо обращать внимание на формирование регулятивных УУД, которые помогают учащимся организовать учебную деятельность.
Тема «Табличное умножение и деление» обладает достаточно мощными резервами развития тех психических качеств, которые составляют структуру регулятивных универсальных учебных действий.
В ходе исследования было выявлено, что эффективности процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления у младших школьников способствует создание комплекса педагогических условий:
- учащиеся перед началом изучения табличного умножения и деления прочно осознают смысл действий умножения и деления и взаимосвязь между компонентами действий умножения и деления;
- использование различных приемов проверки, взаимопроверки и самопроверки;
- систематичность и целенаправленность работы по формированию регулятивных УУД при изучении табличного умножения и деления.
В практической части дипломного исследования была проведена опытно-экспериментальная работа, состоящая из трех этапов.
На этапе констатирующего эксперимента проводилась работа по выявлению исходного уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий учащихся 2 «В» и 2 «Г» классов МБОУ «СОШ № 1» города Бийска.
Целью констатирующего этапа было определение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.
Целью формирующего этапа опытно-экспериментальной работы стало
создание условий для формирования регулятивных универсальных учебных действий при изучении табличного умножения и деления.
Целью контрольного этапа было определение уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий младших школьников 3 «В» и 3 «Г» при изучении табличного умножения и деления и доказание эффективности формирующего этапа. Анализ этого этапа показал положительную динамику, следовательно, эффективность выявленных педагогических условий.
Таким образом, цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза доказана.



1. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [Текст]: учеб. пособие / А.Г. Асмолов. - М.: Просвещение. 2010. - 217 с.
2. Асмолов, А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе [Текст]: Система заданий/ А.Г. Асмолов, О.А. Карабанова. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
3. БайбороДова, Л.В. Технологии педагогической деятельности. - 2 часть. Организация деятельности. [Текст]: учебное пособие / Е.Б. Кириченко, С. Л. Паладьев, И.Г. Харисова / под. ред. Л.В. Байбородовой. - Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2012. - 316 с.
4. Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Педагогика, 1988. - 432 с.
5. Байрамукова, П.У. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: курс лекций / П.У. Байрамуков, А.У. Уртенова - Ростов н/Д: Феникс, 2009. - 299 с.
6. Баматова, Д.К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях [Текст] / Д.К. Баматова // Современные наукоемкие технологии. - 2011. - №1. - С. 66-68.
7. Бантова, М.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]: учебное пособие для пед. уч-щ / М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, А. М. Полевщикова. - М.: Просвещение, 1976. - 335 с.
8. Белошистая, А.В. Методика обучения математике в начальной школе [Текст]: курс лекций: учебное пособие для вузов по специальности «Педагогика и методика начального образования» / А. В. Белошистая. - М. : ВЛАДОС, 2007. - 455 с.
9. Вахромеева Т.А. Формирование и оценивание регулятивных УУД учащихся [Текст] / Т.А. Вахромеева, Н. Н. Коробейникова // Управление начальной школой. - 2014.- № 4.- С. 27-32.
10. Воронцов, А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. Образовательная система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. [Текст]: учеб. пособие / А.Б. Воронцов. - М.: Рассказов А.И., 2002. - 303 с.
11. Гайнуллина, Р.А. Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе. [Электронный ресурс] Режим доступа http: //открытыйурок.рф/статьи/599535/ - (Дата обращения 02.06.2017 12.44.41.)
12. Гальперин, П.Я. Методика «Проба на внимание» [Текст] / П.Я. Гальперина и С.Л. Кабыльницкой [Электронный ресурс]. - Режим доступа /http://imcluga.ru/proba-na-vnimanie-p-ya-galperin-i-s-l-kabylnickaya/ - (Дата обращения 21.09.2017 13.47.46.)
13. Демидова, Т.Е. Формирование умений самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Текст] / Т.Е. Демидова, И.Н. Тижевская Н.И. // Начальная школа плюс до и после. - 2013. - № 10. - С. 10-15.
14. Ермолаева, М.Г. Современный урок: анализ, тенденции, возможности. [Текст]: Учебно-методическое пособие / М.Г. Ермолаева. - СПб.: КАРО, 2008. - 160 с. - (Серия «Уроки для педагогов»).
15. Зак, А.З. «Диагностика особенностей развития поискового планирования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа /http://old.imcluga.ru/dmdocuments/fa4.pdf - (Дата обращения 21.09.2017 15.30.28.)
16. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова) [Текст]: учеб. пособие / В.П. Зинченко. - М.: Гардарики, 2002. - 431с.
17. Ижойкина, Л.В. Организация самоконтроля и самооценки учебных действий школьников на уроках окружающего мира [Текст] / Л.В. Ижойкина // Начальная школа. - 2013. - 10. - С. 40 - 45.
18. Исакова, О.Ф. Условия формирования регулятивных УУД у школьников посредством самооценивания [Текст] / О.Ф. Исакова // Управление начальной школой. - 2013. - № 9. - С. 45-47.
19. Истомина, Н.Б. Методика обучения математике в начальных классах [Текст]: учебное пособие для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Н.Б. Истомина - 5-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 288 с.
20. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты начального общего образования [Текст]: учебник для вузов/ под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой, 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 127с.
21. Козлова С.А Универсальные учебные действия как основа для формирования предметных математических умений и производная от них. [Текст] / С.А. Козлова // Начальная школа плюс до и после. - 2013 № 10 .- С. 10.
22. Корниенко, В.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий [Текст] / В. А. Корниенко // Молодой ученый. - 2015. - № 21. - С. 14-15. [Электронный ресурс]. Режим доступа
http://www.moluch.ru/archive/82/14986/ - (Дата обращения 03.06.2017 13.44.42.)
23. Кравченко, Н.В. Особенности изучения табличного умножения и деления в разных программах обучения математике. [Текст] / Н.В. Кравченко // Начальная школа. . - 2009. - № 3. - С. 17.
24. Крамор, В.С. О совершенствование методов обучения математике [Текст]: сборник статей / сост. В. С. Крамор. - М.: Просвещение, 1978. - 160 с.
25. Кузнецов, А.А. О школьных стандартах второго поколения [Текст] / А.А. Кузнецов // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - №2. - С. 36.
26. Курманалина, Ш.А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст]: Учебное пособие для учителей / Ш.Е. Курманалина - Астана: Фолиант, 2011. - 208 с.
27. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]: хрестоматия по пед. психологии / А.М. Матюшин / - М.: Директ- Медиа, 2008. - 392 с.
28. Маховин. Д.А. Методические основы формирования УУД. [Текст]: Маховин Д.А. // Пед. мастерская. Все для учителя- 2014 - № 4- С. 4-8.
29. МеДвеДева, Н.В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании. [Текст] / Н.В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
30. Найн, А.Я. О методологическом аппарате диссертационных исследований [Текст]: Педагогика /А.Я. Найн. - 1995. - № 5. - С. 44-49.
31. Новиков, А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий [Текст]: пед. словарь / А.М. Новиков - М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. - 268 с.
32. Нюман, О.В. Проблемы формирования самоконтроля в процессе вычислительной деятельности [Текст] / О.В. Нюман // Начальная школа. - 2012. - №4. - С. 14-17.
33. ПоДина, Н.В. Формирование регулятивных универсальных учебных действий на уроках в начальной школе [Электронный ресурс] Режим доступа https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-mo/2014/01/04/nauchno- metodicheskaya-statya-formiroyanie-regulyatiynykh - (Дата обращения 03.09.2017 14.30.43.)
34. Савина, Л.П. Усвоение таблицы умножения. [Текст] / Л.П. Савина // Начальная школа. - 2006. - № 1. - С. 46.
35. Самсонова, Л.Ю. Математические диктанты. 3 класс: к учебнику М.И. Моро и др. [Текст] / Л.Ю. Самсонова. - М. : Издательство «Экзамен», 2015. - 45[3]c.
36. Степных, В.А. Изучение табличного умножения и деления [Текст] / В.А. Степных // Начальная школа. - 2010. - №2.
37. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357).
38. Федосеева, И.Г Универсальные учебные действия и компетентность учащихся [Текст]: учеб. Пособие / Федосеева И. Г. - М.:Академкнига Учебник, 2009. - 24 с.
39. Фоминова, А.Н. Педагогическая психология [Текст]: Учебное пособие, 2-е изд., перераб., дополн. / А.Н. Фоминова, Т.Л. Шабанова . - 2013. 333 с.
40. Фридман, Л.М. Психолого-педагогические основы обучения математике в школе [Текст]: Учителю математике о пед. психологии / Л.М. Фридман. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
41. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться [Текст]:
пособие для учителей начальных классов/ Г.А. Цукерман. - М.: Педагогический центр «Эксперимент», 2012. - 362с.
42. Цукерман, Г.А. Оценка без отметки. [Текст] / Г.А. Цукерман. - Рига: Эксперимент, 1999. - 263 с.
43. Чекин, А.Л. Математика. [Текст]: 3 кл.: учебник: в 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой. - 2-е издание, исправленное — М.: Академкнига/Учебник, 2012. — Ч. 1: 159 с.
44. Чекин, А.Л. Математика. [Текст]: 3 кл.: учебник: в 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой. - 2-е издание, исправленное — М.: Академкнига/Учебник, 2012. — Ч. 1: 159 с.
45. Чекин, А.Л. Математика. [Текст]: 2 кл.: учебник: в 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. — Ч. 1: 159 с.
46. Чекин, А.Л. Математика. [Текст]: 2 кл.: учебник: в 2 ч. / А.Л. Чекин; под ред. Р. Г. Чураковой. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. — Ч. 2: 159 с.
47. Чемякина, М.А. Методические рекомендации по формированию регулятивных универсальных учебных действий у обучающихся по ФГОС [Текст]: Методическое пособие для учителей, работающих по ФГОС / М. А. Чемякина.: Изд. МАОУ «СОШ №7» г. Краснокамеснк, 2013. - 33 с.
48. Чичканова, И.Н. Методика преподавания математики [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины (Часть 2) / Сост.: И.Н. Чичканова, Л. Я Кульбякина. - Бийск: БПГУ им. В. М. Шукшина, 2008. - 133 с.
49. Чуракова, Р.Г. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. [Текст] / под общей редакцией проф. Чураковой Р.Г - М.:Академкнига Учебник, 2010. - 184 с.
50. Чуракова, Р. Г. Реализация новых образовательных стандартов в начальной школе средствами УМК «Перспективная начальная школа». [Текст] / Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Т.А. Байкова, О.А. Захарова, Н.М. Лаврова, О.В. Малаховская, О.Н. Федотова, А.Л. Чекин, Н.А. Чуракова Р.Г - М.:Академкнига Учебник, 2010. - 63 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ