Законодательный процесс (СибирскИЙ институт бизнеса и информационных технологий (СИБИТ))
|
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 7
1.1 Понятие законодательного процесса 7
1.2 Характеристика отдельных стадий законодательного процесса в Российской Федерации 10
ГЛАВА 2 ОСОБЕНОСТИ ПРИНЯТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ 20
2.1 Особенности принятия федеральных конституционных законов 20
2.2 Особенности принятия федеральных законов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 7
1.1 Понятие законодательного процесса 7
1.2 Характеристика отдельных стадий законодательного процесса в Российской Федерации 10
ГЛАВА 2 ОСОБЕНОСТИ ПРИНЯТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ 20
2.1 Особенности принятия федеральных конституционных законов 20
2.2 Особенности принятия федеральных законов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Законодательный процесс является одной из важнейших конституционно-правовых сфер, обеспечивающих функционирование государства и общества. Система законодательства, на формирование (изменение) которой направлен законодательный процесс, представляет собой основу самого существования государства и общества, устанавливая обязательные правила и нормы поведения различных публичных и частных субъектов в той или иной сфере общественных отношений.
Законодательный процесс в России и органы, его осуществляющие, подвергаются достаточно острой критике – депутатов законодательных органов всех уровней «обвиняют» в некачественных и неэффективных законах, оторванных от социально-экономической действительности. Очевидно, что законодательная деятельность не должна отставать от развития государства и общества и вовремя реагировать на изменения в общественной жизни, требующие соответственного нормативно-правового регулирования.
Вместе с тем, порой законодателям ставят в вину и слишком активную законотворческую деятельность, например, в феврале 2017 года Премьер-министр России Д. Медведев заявил, что законы в России меняются с необыкновенной легкостью, что вредит стабильности законодательной системы государства и призвал Федеральное Собрание к более консервативному подходу к законодательному процессу.
В свою очередь, Председатель Совета Федерации В. Матвиенко, поддержав главу Правительства, озвучила предложение запретить вносить более одной поправки в закон в рамках одной парламентской сессии .
Данное предложение вряд ли можно признать удачным - законодательный процесс вряд ли следует загонять в жесткие рамки, он попросту не будет успевать за стремительно меняющимися общественными отношениями. Сессия Государственной Думы может длиться до полугода, и, соответственно, как бы не менялись общественные реалии, депутаты не смогут вносить в законодательство необходимые изменения на протяжении длительного периода, если в ходе данной сессии поправки в закон уже принимались.
Вместе с тем, очевидно, что в целом законодательная деятельность в России нуждается в совершенствовании и оптимизации.
Безусловно, само по себе наличие «хороших», качественных законов, соответствующих требованиям юридической техники и социально-экономическим реалиям, еще не обеспечивает стабильного и устойчивого развития общества и государства – необходима эффективная система исполнения законодательства. Вместе с тем, качественная нормативно-правовая база на всех уровнях – федеральном, региональном и местном – обязательное условие надлежащего функционирования государственных и общественных институтов.
Законодательный процесс характеризуется и рядом иных проблем, в первую очередь достаточно ограниченный круг субъектов законодательной инициативы на всех уровнях, что существенно нарушает права населения на участие в управлении государством.
Важность, значимость и проблематика законодательного процесса и обуславливают актуальность темы настоящего исследования.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе законодательной деятельности в России.
Предмет работы – нормы федерального конституционного законодательства, федерального законодательства, теоретические положения науки конституционного права.
Методология исследования основана на общенаучных методах (анализ, синтез, системный подход, функциональный подход), так и на частно-научных методах (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод юридического моделирования и др.).
Теоретическая база исследования включает в себя работы таких авторов, как М. Баглай, А. Безруков, А. Сморчков, А. Лачин и др.
Нормативная база исследования включает в себя федеральное и региональное законодательство, регулирующее нормотворческую деятельность.
Цель работы – выявление теоретических и практических проблем законодательного процесса в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Изучить понятие законодательного процесса;
Произвести характеристику отдельных стадий законодательного процесса в Российской Федерации;
Рассмотреть особенности принятия федеральных конституционных законов;
Охарактеризовать особенности принятия федеральных законов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, и заключения. В конце приведен список использованных источников
Законодательный процесс в России и органы, его осуществляющие, подвергаются достаточно острой критике – депутатов законодательных органов всех уровней «обвиняют» в некачественных и неэффективных законах, оторванных от социально-экономической действительности. Очевидно, что законодательная деятельность не должна отставать от развития государства и общества и вовремя реагировать на изменения в общественной жизни, требующие соответственного нормативно-правового регулирования.
Вместе с тем, порой законодателям ставят в вину и слишком активную законотворческую деятельность, например, в феврале 2017 года Премьер-министр России Д. Медведев заявил, что законы в России меняются с необыкновенной легкостью, что вредит стабильности законодательной системы государства и призвал Федеральное Собрание к более консервативному подходу к законодательному процессу.
В свою очередь, Председатель Совета Федерации В. Матвиенко, поддержав главу Правительства, озвучила предложение запретить вносить более одной поправки в закон в рамках одной парламентской сессии .
Данное предложение вряд ли можно признать удачным - законодательный процесс вряд ли следует загонять в жесткие рамки, он попросту не будет успевать за стремительно меняющимися общественными отношениями. Сессия Государственной Думы может длиться до полугода, и, соответственно, как бы не менялись общественные реалии, депутаты не смогут вносить в законодательство необходимые изменения на протяжении длительного периода, если в ходе данной сессии поправки в закон уже принимались.
Вместе с тем, очевидно, что в целом законодательная деятельность в России нуждается в совершенствовании и оптимизации.
Безусловно, само по себе наличие «хороших», качественных законов, соответствующих требованиям юридической техники и социально-экономическим реалиям, еще не обеспечивает стабильного и устойчивого развития общества и государства – необходима эффективная система исполнения законодательства. Вместе с тем, качественная нормативно-правовая база на всех уровнях – федеральном, региональном и местном – обязательное условие надлежащего функционирования государственных и общественных институтов.
Законодательный процесс характеризуется и рядом иных проблем, в первую очередь достаточно ограниченный круг субъектов законодательной инициативы на всех уровнях, что существенно нарушает права населения на участие в управлении государством.
Важность, значимость и проблематика законодательного процесса и обуславливают актуальность темы настоящего исследования.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе законодательной деятельности в России.
Предмет работы – нормы федерального конституционного законодательства, федерального законодательства, теоретические положения науки конституционного права.
Методология исследования основана на общенаучных методах (анализ, синтез, системный подход, функциональный подход), так и на частно-научных методах (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод юридического моделирования и др.).
Теоретическая база исследования включает в себя работы таких авторов, как М. Баглай, А. Безруков, А. Сморчков, А. Лачин и др.
Нормативная база исследования включает в себя федеральное и региональное законодательство, регулирующее нормотворческую деятельность.
Цель работы – выявление теоретических и практических проблем законодательного процесса в Российской Федерации.
Задачи исследования:
Изучить понятие законодательного процесса;
Произвести характеристику отдельных стадий законодательного процесса в Российской Федерации;
Рассмотреть особенности принятия федеральных конституционных законов;
Охарактеризовать особенности принятия федеральных законов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, и заключения. В конце приведен список использованных источников
Законодательный процесс представляет собой сложносоставную деятельность органов государственной власти, связанную с рассмотрением и принятием основных регуляторов общественных отношений – законов.
Эффективность и качество законодательного процесса во многом обуславливает стабильность и устойчивость развития государства и общества.
В целом процесс подготовки и принятия законопроекта представляет собой крайне сложное явление, требующее определенных познаний во множестве сфер – экономике, юриспруденции и т.д.
Любой законопроект должен выступать не механическим набором юридических норм, а должен соответствовать требованиям юридической техники, языковой норме, установлениям антикоррупционного законодательства.
Кроме того, нормативный правовой акт должен быть принят в соответствии с компетенцией и полномочиями издавшего его органа, не должен содержать положения, идущие вразрез с нормами вышестоящих актов.
Безусловно, помимо всего указанного, законопроект должен быть эффективным и «работающим», направленным на оптимизацию тех общественных отношений, которые выступают предметом его регулирования. Здесь, помимо прочего, необходимо говорить и о соответствии норм закона финансовым возможностям государства – принятие закона, для реализации которого отсутствуют необходимые бюджетные средства, приведет не к оптимизации общественных отношений, а к появлению очередного «мертвого» закона, положения которого по сути будут существовать лишь на бумаге, без реальной возможности реализации его норм.
Очевидна необходимость принятия на федеральном уровне закона «О нормативных правовых актах», который бы регулировал наиболее важные и проблемные вопросы законотворческой деятельности на всех уровнях.
Кроме того, для обеспечения доступа граждан к правотворчеству необходимо предоставить гражданам в определенном количестве (не менее, например, 50 тысяч человек), право законодательной инициативы на федеральном уровне.
В настоящий момент граждане наделены лишь правом законодательной инициативы на региональном уровне, и при этом не во всех субъектах Российской Федерации.
В целом следует заключить, что законодательный процесс в Российской Федерации характеризуется наличием множества проблем.
Задача органов государственной власти и общества – повысить качество и эффективность законотворчества, в том числе посредством усиления контроля за деятельностью депутатов законодательных органов со стороны избирателей, упрощение и более активное применение процедуры отзыва избранного депутата в случае неэффективности его законотворческой деятельности и т.д.
Эффективность и качество законодательного процесса во многом обуславливает стабильность и устойчивость развития государства и общества.
В целом процесс подготовки и принятия законопроекта представляет собой крайне сложное явление, требующее определенных познаний во множестве сфер – экономике, юриспруденции и т.д.
Любой законопроект должен выступать не механическим набором юридических норм, а должен соответствовать требованиям юридической техники, языковой норме, установлениям антикоррупционного законодательства.
Кроме того, нормативный правовой акт должен быть принят в соответствии с компетенцией и полномочиями издавшего его органа, не должен содержать положения, идущие вразрез с нормами вышестоящих актов.
Безусловно, помимо всего указанного, законопроект должен быть эффективным и «работающим», направленным на оптимизацию тех общественных отношений, которые выступают предметом его регулирования. Здесь, помимо прочего, необходимо говорить и о соответствии норм закона финансовым возможностям государства – принятие закона, для реализации которого отсутствуют необходимые бюджетные средства, приведет не к оптимизации общественных отношений, а к появлению очередного «мертвого» закона, положения которого по сути будут существовать лишь на бумаге, без реальной возможности реализации его норм.
Очевидна необходимость принятия на федеральном уровне закона «О нормативных правовых актах», который бы регулировал наиболее важные и проблемные вопросы законотворческой деятельности на всех уровнях.
Кроме того, для обеспечения доступа граждан к правотворчеству необходимо предоставить гражданам в определенном количестве (не менее, например, 50 тысяч человек), право законодательной инициативы на федеральном уровне.
В настоящий момент граждане наделены лишь правом законодательной инициативы на региональном уровне, и при этом не во всех субъектах Российской Федерации.
В целом следует заключить, что законодательный процесс в Российской Федерации характеризуется наличием множества проблем.
Задача органов государственной власти и общества – повысить качество и эффективность законотворчества, в том числе посредством усиления контроля за деятельностью депутатов законодательных органов со стороны избирателей, упрощение и более активное применение процедуры отзыва избранного депутата в случае неэффективности его законотворческой деятельности и т.д.
Подобные работы
- Дееспособность гражданина (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (СИБИТ))
Рефераты, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2019 - Сходства и отличия понятия преступления в российском законодательстве и в законодательстве иных стран (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (СИБИТ))
Рефераты, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2019 - Характеристика подходов к разработке и выбору управленческого решения в условиях риска и неопределенности (Управленческие решения, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (СИБИТ))
Контрольные работы, теория управления. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2020 - Учет расчетов с работниками по оплате труда и другим операциям (Анализ финансово-хозяйственной деятельности, Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (СИБИТ))
Контрольные работы, анализ хозяйственной деятельности. Язык работы: Русский. Цена: 300 р. Год сдачи: 2020 - Понятие и виды источников трудового права (Сибирский институт бизнеса и информационных технологий (СИБИТ))
Контрольные работы, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 550 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование организации и проведения конкурсов по размещению государственного заказа (Система государственного управления, ВЗФЭИ)
Курсовые работы, муниципальное право. Язык работы: Русский. Цена: 450 р. Год сдачи: 2019 - ОЦЕНКА БИЗНЕСА КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СТОИМОСТЬЮ КОМПАНИИ
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4985 р. Год сдачи: 2018 - Особенности защиты персональных данных несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ТРУДОУСТРОЙСТВА СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА, СФУ
Магистерская диссертация, физическая культура. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



