Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Законодательный процесс (СибирскИЙ институт бизнеса и информационных технологий (СИБИТ))

Работа №39948

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

конституционное право

Объем работы31
Год сдачи2018
Стоимость500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
388
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА 7
1.1 Понятие законодательного процесса 7
1.2 Характеристика отдельных стадий законодательного процесса в Российской Федерации 10
ГЛАВА 2 ОСОБЕНОСТИ ПРИНЯТИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ АКТОВ 20
2.1 Особенности принятия федеральных конституционных законов 20
2.2 Особенности принятия федеральных законов 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Законодательный процесс является одной из важнейших конституционно-правовых сфер, обеспечивающих функционирование государства и общества. Система законодательства, на формирование (изменение) которой направлен законодательный процесс, представляет собой основу самого существования государства и общества, устанавливая обязательные правила и нормы поведения различных публичных и частных субъектов в той или иной сфере общественных отношений.
Законодательный процесс в России и органы, его осуществляющие, подвергаются достаточно острой критике – депутатов законодательных органов всех уровней «обвиняют» в некачественных и неэффективных законах, оторванных от социально-экономической действительности. Очевидно, что законодательная деятельность не должна отставать от развития государства и общества и вовремя реагировать на изменения в общественной жизни, требующие соответственного нормативно-правового регулирования.
Вместе с тем, порой законодателям ставят в вину и слишком активную законотворческую деятельность, например, в феврале 2017 года Премьер-министр России Д. Медведев заявил, что законы в России меняются с необыкновенной легкостью, что вредит стабильности законодательной системы государства и призвал Федеральное Собрание к более консервативному подходу к законодательному процессу.
В свою очередь, Председатель Совета Федерации В. Матвиенко, поддержав главу Правительства, озвучила предложение запретить вносить более одной поправки в закон в рамках одной парламентской сессии .
Данное предложение вряд ли можно признать удачным - законодательный процесс вряд ли следует загонять в жесткие рамки, он попросту не будет успевать за стремительно меняющимися общественными отношениями. Сессия Государственной Думы может длиться до полугода, и, соответственно, как бы не менялись общественные реалии, депутаты не смогут вносить в законодательство необходимые изменения на протяжении длительного периода, если в ходе данной сессии поправки в закон уже принимались.
Вместе с тем, очевидно, что в целом законодательная деятельность в России нуждается в совершенствовании и оптимизации.
Безусловно, само по себе наличие «хороших», качественных законов, соответствующих требованиям юридической техники и социально-экономическим реалиям, еще не обеспечивает стабильного и устойчивого развития общества и государства – необходима эффективная система исполнения законодательства. Вместе с тем, качественная нормативно-правовая база на всех уровнях – федеральном, региональном и местном – обязательное условие надлежащего функционирования государственных и общественных институтов.
Законодательный процесс характеризуется и рядом иных проблем, в первую очередь достаточно ограниченный круг субъектов законодательной инициативы на всех уровнях, что существенно нарушает права населения на участие в управлении государством.
Важность, значимость и проблематика законодательного процесса и обуславливают актуальность темы настоящего исследования.
Объект работы – общественные отношения, складывающиеся в процессе законодательной деятельности в России.
Предмет работы – нормы федерального конституционного законодательства, федерального законодательства, теоретические положения науки конституционного права.
Методология исследования основана на общенаучных методах (анализ, синтез, системный подход, функциональный подход), так и на частно-научных методах (формально-юридический, сравнительно-правовой, метод юридического моделирования и др.).
Теоретическая база исследования включает в себя работы таких авторов, как М. Баглай, А. Безруков, А. Сморчков, А. Лачин и др.
Нормативная база исследования включает в себя федеральное и региональное законодательство, регулирующее нормотворческую деятельность.
Цель работы – выявление теоретических и практических проблем законодательного процесса в Российской Федерации.
Задачи исследования:
 Изучить понятие законодательного процесса;
 Произвести характеристику отдельных стадий законодательного процесса в Российской Федерации;
 Рассмотреть особенности принятия федеральных конституционных законов;
 Охарактеризовать особенности принятия федеральных законов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, и заключения. В конце приведен список использованных источников


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Законодательный процесс представляет собой сложносоставную деятельность органов государственной власти, связанную с рассмотрением и принятием основных регуляторов общественных отношений – законов.
Эффективность и качество законодательного процесса во многом обуславливает стабильность и устойчивость развития государства и общества.
В целом процесс подготовки и принятия законопроекта представляет собой крайне сложное явление, требующее определенных познаний во множестве сфер – экономике, юриспруденции и т.д.
Любой законопроект должен выступать не механическим набором юридических норм, а должен соответствовать требованиям юридической техники, языковой норме, установлениям антикоррупционного законодательства.
Кроме того, нормативный правовой акт должен быть принят в соответствии с компетенцией и полномочиями издавшего его органа, не должен содержать положения, идущие вразрез с нормами вышестоящих актов.
Безусловно, помимо всего указанного, законопроект должен быть эффективным и «работающим», направленным на оптимизацию тех общественных отношений, которые выступают предметом его регулирования. Здесь, помимо прочего, необходимо говорить и о соответствии норм закона финансовым возможностям государства – принятие закона, для реализации которого отсутствуют необходимые бюджетные средства, приведет не к оптимизации общественных отношений, а к появлению очередного «мертвого» закона, положения которого по сути будут существовать лишь на бумаге, без реальной возможности реализации его норм.
Очевидна необходимость принятия на федеральном уровне закона «О нормативных правовых актах», который бы регулировал наиболее важные и проблемные вопросы законотворческой деятельности на всех уровнях.
Кроме того, для обеспечения доступа граждан к правотворчеству необходимо предоставить гражданам в определенном количестве (не менее, например, 50 тысяч человек), право законодательной инициативы на федеральном уровне.
В настоящий момент граждане наделены лишь правом законодательной инициативы на региональном уровне, и при этом не во всех субъектах Российской Федерации.
В целом следует заключить, что законодательный процесс в Российской Федерации характеризуется наличием множества проблем.
Задача органов государственной власти и общества – повысить качество и эффективность законотворчества, в том числе посредством усиления контроля за деятельностью депутатов законодательных органов со стороны избирателей, упрощение и более активное применение процедуры отзыва избранного депутата в случае неэффективности его законотворческой деятельности и т.д.



1. Конституция Российской Федерации, принята 12.12 1993 года всенародным голосованием (в ред. от 21.07.2014) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 29 ноября 2006 года № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 100 Регламента Правительства Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
3. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Конституционном Суде Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 145-ФЗ (ред. от 27.11.2017) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
5. Федеральный закон от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ (ред. от 01.07.2017) «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
6. Постановление Правительства РФ от 01 июня 2004 года № 260 (ред. от 07.10.2017) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
7. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, принят Постановлением ГД ФС РФ от 22 января 1998 года № 2134-II ГД (в ред. от 19.05.2017) [Электрон. ресурс] // Консультант Плюс. – URL: http://www.consultant.ru/online, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
8. Конституция Республики Казахстан, принята на всенародном референдуме 30 августа 1995 года [Электрон. ресурс] http://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
9. Конституция Республики Беларусь, принята Верховным Советом Республики Беларусь 15 марта 1994 года [Электрон. ресурс] http://www.pravo.by/pravovaya-informatsiya/normativnye-dokumenty/konstitutsiya-respubliki-belarus/. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
10. Статистика законодательного процесса Государственной Думы Российской Федерации [Электрон. ресурс] //Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации – URL: http://www.duma.gov.ru/legislative/statistics, свободный. – Загл. с экрана. – (Дата обращения 22.12.2017).
11. Абрамова А.И. Современный законодательный процесс Российской Федерации: стадии и проблемы их совершенствования / А.И. Абрамова // Журнал российского права. – 2013. - № 4. – С. 29-36.
12. Артамонов А.Н. Законодательный процесс в Российской Федерации. Теоретические аспекты / А.Н. Артамонов. – М.: изд-во РПА Министерства юстиции России. – 2015. – 250 с.
13. Баглай М.В. Конституционное право России / М.В. Баглай. – М.: Городец, 2015. – 711 с.
14. Безруков А.В. Конституционное право России / А.В. Безруков. – М.:Юрайт, 2014. – 510 с.
15. Веселов А. Медведев заявил, что законы в России меняются слишком легко / А. Веселов // Российская газета. – 2017. - № 25 (7191). С. 2.
16. Лачин А.А. К вопросу о проблемах законодательного процесса в России / А.А. Лачин // Вестник НГУ им Лобачевского. – 2015. -№ 2. – С. 20-29.
17. Нормография: теория и технология нормотворчества / Под ред. Ю.Г. Арзамасова. – М.: Юрайт, 2016. – 415 с.
18. Сморчков А.И. Федеральное и федеральное конституционное законодательство России / А.И. Сморчков // Государство и право. – 2015. - № 2. – С. 74-78.
19. Современные проблемы организации публичной власти / Коллективная монография. Под ред. С.А. Авакьяна. – М.: Юстицинформ, 2014. -596 с.
20. Стрекозов В.Г. Конституционное право России / В.Г. Стрекозов. – М.: Юрайт, 2015. – 455 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ